Стратегия формирования туристского кластера «Синегорье» в Челябинской области
ВВЕДЕНИЕ
В условиях сложившейся геополитической обстановки развитие сферы туристских услуг в России приобретает значение социально-экономического приоритета для создания дополнительных рабочих мест, привлечения инвестиций и повышения эффективности российской экономики. Этому во многом способствует формирование туристских кластеров, отличительной особенностью которых является возможность более оптимального использования совокупности туристских ресурсов, предприятий и организаций, участвующих в процессе производства туристских услуг, повышения их качества и конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках [7].
Проблемами создания и формирования туристских кластеров в России занимались А. Ю. Александрова, Ю. Л. Владимиров [1], А. А. Андреева [2], А. Е. Бойко [3], Д. Е. Жиляков [6], И. А. Плужников [11] и др.
А. Ю. Александрова и Ю. Л. Владимиров дают понятие моделей туристского кластерообразования. Первая модель - инфраструктурная - реализуется Федеральным агентством по туризму в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)». Кластер трактуется как укрупненный инвестиционный проект, включающий ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитально-
го я
Аннотация
Работа направлена на разработку стратегии развития регионального туризма на примере Челябинской области путем создания туристского кластера. Авторы приводят развернутую характеристику туристского кластера Челябинской области, выделяют его основные признаки. На основе стратегического анализа сферы туризма Южного Урала и мониторинга туристкой инфраструктуры предложен механизм формирования туристского кластера Челябинской области. Выделены предпосылки формирования туристского кластера и этапы продвижения бренда «Золотой пояс горного Урала». Результатом исследования является комплекс мероприятий по разработке туристского кластера, включающий систему инструментов развития туризма Челябинской области.
^ ТРЕТЬЯКОВА Татьяна Николаевна
Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой туризма и социально-культурного сервиса
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 454080, РФ, г. Челябинск, пр. Ленина, 76 Тел.: (351) 730-52-92 E-mail: ttn1@mail.ru
о m Я
го строительства в туристской сфере. Вторая модель - синергетическая - реализуется Министерством экономического развития РФ через региональные Центры кластерного развития в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства. В этом случае под региональным туристским кластером понимается сосредоточение и взаимодействие предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и реализацией туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [1]. В ходе разработки стратегии формирования туристского кластера Челябинской области уместно использовать обе модели.
А. А. Андреева говорит, что именно кластерная структура организации регионального туризма наиболее полно соответствует концепции вертикальной интеграции, когда предполагается переход от стихийного частного капитализма к созданию вертикально интегрированных государственных корпораций. Автор считает, что в сфере туризма наиболее приемлем пространственный вид кластеров, так как формирование туристского продукта и его реализация требуют координации деятельности предприятий, формально относящихся к различным отраслям хозяйствования, но сосредоточенных на одной территории (дестинации). Пространственный кластер предполагает установление контактов между частными предприятиями, органами власти, образовательными уч-
^ ФРЕЙНКИНА Ирина Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры туризма и социально-культурного сервиса
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 454080, РФ, г. Челябинск, пр. Ленина, 76 Тел.: (351) 730-52-92 E-mail: freinkina@mail.ru
^ ОРЛОВА Татьяна Степановна
Доктор философских наук, профессор кафедры экономики предприятий
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Тел.: (343) 221-17-36 E-mail: otsdom@mail.ru
JEL classification
R11, R58, L83
у
^ Tatyana N. TRETYAKOVA
Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Head of Tourism and Socio-Cultural Service Dept.
South Ural State University (National Research University) 454080, RF, Chelyabinsk, Lenina St., 76 Phone: (351) 730-52-92 E-mail: ttn1@mail.ru
► Irina A. FREYNKINA
Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor of Tourism and Socio-Cultural Service Dept.
South Ural State University (National Research University) 454080, RF, Chelyabinsk, Lenina St., 76 Phone: (351) 730-52-92 E-mail: freinkina@mail.ru
^ Tatyana S. ORLOVA
Dr. Sc. (Philosophy), Professor of Enterprises Economics Dept.
Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 221-17-36 E-mail: otsdom@mail.ru
The Strategy for Creating the Tourism Cluster "Synegorye" in Chelyabinsk Oblast
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Keywords
STRATEGY TOURISM CLUSTER CLUSTER APPROACH CHELYABINSK OBLAST REGIONAL ECONOMY
Abstract
The purpose of the article is to draw up a regional tourism development strategy by creating a tourism cluster on the basis of Chelyabinsk oblast's experience. The authors give a comprehensive description of the tourism cluster in Chelyabinsk oblast and determine its central features. Based on a strategic analysis of the South Urals travel industry and a monitoring of the tourism infrastructure, the authors proposed a mechanism for creating a tourism cluster in Chelyabinsk oblast, highlighted prerequisites for a cluster's formation and identified stages to promote the brand "Golden Belt of the Ural Mountains". The study suggests a set of measures for forming tourism clusters, which comprises tools for developing the travel industry in Chelyabinsk oblast.
JEL classification
R11, R58, L83
реждениями, НИИ и др., позволяет создавать и продвигать «бренд» [2].
Д. Е. Жиляков считает, что государство должно создавать инструменты развития региональной экономики, которые будут способствовать росту уровня жизни населения. В этой связи в качестве одного из инструментов развития конкурентоспособности региональной экономики следует рассматривать создание региональных кластеров [6].
Ю. Г. Шепелев и Ю. А. Маркова отмечают, что Южный Урал отличается значительным производственным, трудовым и научным потенциалом, разнообразной ресурсной базой, развитой инфраструктурой и выгодным транспортно-геогра-фическим положением [12] для создания туристского кластера.
В. В. Громов [4], В. Есаков [5], В. А. Квартальный [8], В. В. Литвинова [10] отмечают высокую востребованность кластерного подхода при формировании стратегии развития регионов.
В этой связи возникает необходимость поиска путей эффективного развития внутреннего туризма, разработки стратегии развития регионального туризма.
Целью статьи является разработка стратегии развития регионального туризма на примере Челябинской области путем создания туристского кластера. Для достижения цели авторами охарактеризовано понятие туристского кластера Челябинской области, выделены его основные признаки, приведен перечень реализованных мероприятий по разработке туристского кластера Челябинской области.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА
Стратегия - это совокупность мер, задач и действий, которые определяют достижение запланированных целей [8]. Туристическая индустрия, как одна из экономических отраслей, подвержена негативным влияниям нестабильных экономических и политических факторов в современной кризисной ситуации.
В настоящее время в Челябинской области утверждена Стратегия развития внутреннего и въездного туризма в Челябинской области на период до 2020 г.
Основная цель Стратегии - создание условий для развития туристского кластера и увеличения турпотоков, формирования бренда для повышения инвестиционной и туристической привлекательности региона.
Опираясь на такие существенные факторы туризма, как цель путешествия, способ передвижения, продолжительность путешествия, характер организации путешествия, интенсивность туристского потока, в Стратегии представлен анализ сильных и слабых сторон развития сферы туризма Челябинской области, а также возможности и угрозы для ее развития (табл. 1).
Согласно Стратегии, для эффективного развития и продвижения туристической сферы Челябинской области необходимо разработать туристические бренды, создать единый туристический информационный портал, обеспечить навигационными указателями туристические объекты региона, разработать их паспорта, создать календарь тури-
Таблица 1 - SWOT-анализ сферы туризма Челябинской области
Сильные стороны Слабые стороны
1. Выгодное географическое положение в России (на пересечении стратегических транспортных коридоров Запад-Восток), позволяющее привлекать туристов из РФ и других стран. 2. Выгодное географическое положение в УрФО. 3. Наличие транспортной инфраструктуры (федеральная трасса М5). 4. Наличие сильных исторических, сказочных брендов (Бажовские сказы, Хозяйка Медной горы). 5. Наличие рекреационного потенциала (озера, горы). 6. Большой опыт проведения крупных спортивных мероприятий 1. Недостаточное количество туристских центров международного и федерального значения. 2. Существующие туристские центры имеют плохо развитую инфраструктуру. 3. Сложившийся отрицательный имидж экологически неблагополучного региона. 4. Слабая система продвижения туристических продуктов на внутреннем и международном рынках. 5. Отсутствие туристического бренда региона. 6. Неустойчивость и непродолжительность летнего и зимнего сезонов. 7. Слаборазвитая транспортная схема доставки туристов, как из-за рубежа, так и в пределах РФ. Отсутствие базовой авиакомпании и рейсов регионального значения. 8. Отсутствие достаточного количества профессионально подготовленных кадров в индустрии туризма. 9. Отсутствие централизованной системы обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов, отвечающей мировым стандартам. 10. Плохое качество дорог. 11. Большие расстояния между туристическими объектами
Возможности Угрозы
1. Повышение спроса на туры по России; историко-культурное наследие горнозаводской зоны Челябинской области как основа для проектирования познавательных туров. 2. Небольшое количество туристских агентств, расположенных в Челябинской области, реализующих туры по горнозаводской зоне Челябинской области (7% от общей численности). 3. Деятельность Центра развития туризма Челябинской области и Челябинской ассоциации туристских организаций по продвижению разработанных туров. 4. Научно-технические факторы - государственная поддержка развития туризма в регионе путем развития туристских кластеров, формирования новых туристических маршрутов и др. (Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г.). 5. Природные и экологические факторы - наличие особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения1 1. Растущая конкуренция на рынке предложения туристических услуг со стороны других регионов Урала и Сибири. 2. Наличие энцефалитного клеща и отсутствие централизованной системы борьбы с ним. 3. Демографический спад. 4. Отсутствие программ кредитования на долгосрочный период (более 5 лет). 5. Ухудшение экологической обстановки
1 Источники: Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области в 2014 году. URL: www.greenpatrul.ru; Особо охраняемые территории федерального значения Челябинской области. URL: www.mineco174.ru/htmlpages/Show/protectingthepublic /2015/41OSOBOOXRANYAEMYETERRITORII.
стических событий, создать сеть муниципальных туристско-информационных центров.
На основе данных SWOT-анализа сферы туризма Челябинской области для реализации Стратегии создан туристский кластер «Синегорье».
Применение кластерного подхода представляется наиболее оптимальным способом реализации масштабного проекта формирования комплексного туристского маршрута «Синегорье», так как позволяет решать ряд задач:
• концентрация ресурсов, инвестиций и организационных усилий;
• обеспечение разнообразия совокупного туристского продукта, в результате чего прилегающие к формируемому маршруту территории не конкурируют между собой, а развивают собственную туристскую специализацию;
• решение проблемы позиционирования, что очень важно в условиях воз-
растающей конкуренции на рынке туристских дестинаций.
Традиционно туристский кластер формируется в составе следующих структурных единиц (рис. 1):
• базовые объекты - 2-3 базовых предприятия туристской сферы, привлекающих наибольшее количество туристов;
• дополнительные объекты - малые туристические объекты с ежегодным количеством посетителей от 5 до 40 тыс. чел.;
• инфраструктурные объекты - коллективные средства размещения, объекты общественного питания, объекты по продаже сувениров, предприятия, оказывающие дополнительные услуги. Успешное развитие туркластера напрямую зависит именно от наличия инфраструктурных объектов;
• объекты сопутствующей инфраструктуры - предприятия, обеспечи-
вающие деятельность туристических и инфраструктурных объектов (туристические фирмы, транспортные организации, образовательные учреждения, консалтинговые и рекламные агентства и т.д.). Особенностью развития сопутствующей инфраструктуры в настоящее время является недостаток либо полное отсутствие на территориях субъектов туристской индустрии.
Все объекты кластера должны быть связаны внутренними коммуникациями, единой маркетинговой и рекламной политикой, включены в единые туристические маршруты. Объединение нескольких туристических объектов позволит увеличить общий туристический поток, а также сделать туристическую отрасль на территории горнозаводской зоны Челябинской области более привлекательной для бизнеса. Формируемый в рамках туристского кластера продукт учитывает не только возможности одного предпри-
у
Инфраструктурные объекты
Единый туристический маршрут
Рис. 1. Типовая структура туристского кластера
ср
о.
в
2
о и
ятия, но и возможности партнеров. Ключевым фактором успешности кластера является возможность создания условий для включения в процесс получения заказов более широкого круга организаций.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Целью создания туристского кластера является повышение конкурентоспособности Челябинской области на туристическом рынке.
Формирование туристского кластера на территории Челябинской области позволит:
1) создать благоприятные условия для развития туризма в регионе путем формирования, развития и продвижения туристских ресурсов;
2) сформировать конкурентоспособный среди субъектов Российской Федерации туристический маршрут в результате объединения уникальных природных ресурсов и культурного наследия региона с формируемой сферой рекреации, спорта, развлечений и анимации;
3) создать условия для высокого качества обслуживания туристов и стимулирования внутреннего туристического потока (импортозамещение).
В связи с этим был выделен туристский кластер, географическими территориями которого являются административные субъекты: Чебаркуль, Миасс, Златоуст, Кыштым, Куса, Касли, Трехгорный, Нязепетровск, Бакал, Сат-ка, Катав-Ивановск, Усть-Катав, Миньяр, Сим, Аша.
Данные муниципальные образования находятся на одной территории развития - в горнозаводской зоне Челябинской области. Одним из стратегических направлений создания кластера является реализация имеющегося в горнозаводской зоне туристского историко-культурного потенциала. Несмотря на то что в горнозаводских условиях развивать туризм крайне сложно, доля вклада туристической отрасли в экономику исследуемых муниципалитетов ежегодно увеличивается.
Проведенный анализ туристского потенциала ресурсов горнозаводского района Челябинской области с точки зрения имеющихся объектов туристского показа наглядно продемонстрировал, что выделенная для создания кластера территория обладает уникальными ресурсами. В частности, в границах горнозаводской зоны находятся три особо охраняемые природные территории: Ильменский заповедник, национальные парки «Зю-раткуль» и «Та га на й», а также водоохранная зона озера Тургояк, около 100 памятников природы. Помимо природных объектов в зоне создания кластера сосредоточены культурно-исторические и социально-экономические ресурсы.
Конкурентные преимущества формируемого маршрута:
• потенциально высокий количественный уровень потребительского спроса;
• хорошая транспортная доступность - удобное расположение относительно городов-миллионников Челябинска, Екатеринбурга, Уфы, что позволит фор-
мировать основные туристские потоки на разрабатываемый маршрут. Автодорожное сообщение осуществляется по автомобильным дорогам федерального и регионального значения;
• возможности привлечения жителей других регионов и стран, прибывающих в Челябинск, Екатеринбург, Уфу авиа- или железнодорожным сообщением, а также по автомобильным дорогам: имеются прямые выходы на маршрут с федеральной автомобильной дороги М5 Москва - Челябинск с подъездом к Екатеринбургу;
• высокий уровень концентрации объектов показа на территориях муниципальных образований, прилегающих к формируемому маршруту;
• наличие условий для формирования комплексных туристских продуктов в результате дополнения основных объектов показа объектами на маршруте: экологического туризма (территории национальных парков «Таганай» и «Зю-раткуль», многочисленные озера); активного туризма (ГЛЦ «Солнечная долина», ГЦ «Райдер», ГЛЦ «Евразия», ГЛЦ «Завь-ялиха», СТЦ «Провинция»); лечебно-оздоровительного, рекреационного туризма (санатории «Жемчужина Урала», ЛОК «ЛаВита», рекреационная зона на берегу озера Куяш, «Золотой пляж», территория озера Тургояк);
• дислокация на территории Злато-устовского городского округа объектов традиционных оружейных производств и промыслов, что создает основу для формирования проактивных туристских продуктов;
• разнообразие видов и смысловой направленности объектов, расположенных в пределах маршрута. Это создает возможности для дифференциации туристских продуктов вокруг традиционных ценностей и брендов Челябинской области (оружейные производства; минералы; природные парки и достопримечательности; мастерство златоустовской гравюры и росписи по оружию; горы и реки, открывающие возможности для спортивных и экстремальных видов туризма).
• туристский потенциал истории, культуры и природы горнозаводской зоны, позволяющий формировать интерактивные курсы (уроки, занятия) в рамках школьных программ.
К основным целевым аудиториям маршрута можно отнести:
• жителей Челябинска и других городов и населенных пунктов Челябинской области, ориентированных в первую
Таблица 2 - Уровень обеспеченности номерами в КСР (2015 г.), ед. на тысячу жителей
Муниципальное образование Количество КСР, ед. Количество номеров в КСР, ед. Численность жителей, тыс. чел. Обеспеченность номерами на тыс. жителей
Миасское МО 10 331 167160 1,98
Златоустовский ГО 12 687 172158 3,9
Кусинский МР 2 34 27 911 1,21
Саткинский МР 12 163 82 452 1,97
Трехгорный ГО 2 157 32 540 4,82
Катав-Ивановский МР 11 109 31 296 3,48
Кыштымский ГО 4 226 40 720 5,55
Кунашакский МР 10 305 30 034 10,15
Москва (среднестатистическое значение) 4
Таблица 3 - Наличие организаций (учреждений) общественного питания на территориях,
прилегающих к формируемому маршруту
Муниципальное образование Столовые Кафе Рестораны Всего
ед посад. мест ед посад. мест ед посад. мест ед посад. мест
Миасское МО 1 50 8 420 3 320 12 790
Златоустовский ГО 20 1 408 31 1 576 7 440 58 3 424
Кусинский МР 4 202 4 202
Саткинский МР 1 48 5 392 6 440
Трехгорный ГО
Катав-Иванов-ский МР 1 35 2 175 3 210
Кыштымский ГО
Кунашакский МР 1 100 3 140 4 240
Итого: 23 1593 49 2 513 15 1200 87 5 306
Удельный вес, % 26,4 30,02 56,32 47,4 12,24 22,61 100,00 100,00
Таблица 4 - Уровень обслуживания в организациях (учреждениях) общественного питания
Муниципальное образование Самообслуживание Частичное обслуживание официантами Обслуживание официантами Итого
ед посад. мест ед посад. мест ед посад. мест ед посад. мест
Миасское МО 3 120 1 50 8 620 12 790
Златоустовский ГО 19 1 126 2 220 37 2 078 58 3 424
Кусинский МР 4 202 4 202
Саткинский МР 6 440 6 440
Трехгорный ГО
Катав-Иванов-ский МР 1 35 2 175 3 210
Кыштымский ГО
Кунашакский МР 1 12 1 100 2 128 4 240
Итого: 24 1293 4 370 59 3 643 87 5 306
Удельный вес, % 27,58 24,37 4,6 7,0 67,8 68,65 100,00 100,00
очередь на разнообразный семейный отдых (туры выходного дня);
• жителей прилегающих регионов (Екатеринбург, Уфа, Курган, и др.), ориентированных на культурно-исторический, спортивный, рекреационный и деловой туризм, росту числа которых способствует развитие системы региональных перевозок, а также повышение уровня автомобилизации населения;
• школьников и студентов Челябинской области при условии использования объектов маршрута для проведения практических занятий в контекстной историко-культурной среде в результате развития парка и музеев в Златоустов-ском городском округе и Саткинском муниципальном районе, принятия специальных мер по стимулированию развития так называемого «социального туризма» (компенсация части затрат на организацию детских туров, туров для неработающего населения).
Туристский потенциал формируемого кластера выгодно сочетается с уникальным биоклиматом горнозаводской зоны и является фундаментом для развития различных видов туризма. Анализ состояния туристских ресурсов позволяет определить существующие и перспективные виды туризма в данном кластере: спортивный, деловой, культурно- поз на вател ьн ы й, оз до ро в ител ь н ы й, научно-познавательный, образовательный, событийный, экологический, экстремальный.
Для исследования социально-экономической ситуации, определяющей формирование и использование потенциала развития туристского кластера Челябинской области, нами обобщены результаты собственного исследования и статистические данные по административным районам. В данной зоне в последние несколько лет происходят следующие процессы:
• увеличиваются объемы реализации услуг туристской направленности, чему способствует активное развитие туризма в Златоустовском, Миасском и Саткин-ском городских округах;
• увеличивается число туристских субъектов горнозаводской зоны, что характеризует высокую конкурентную среду; вместе с тем большинство туристских фирм в своей деятельности выполняют посреднические функции по реализации услуг выездного туризма;
• рынок средств размещения развивается нестабильно.
■о я
H
a m я
у
5 На территориях, прилегающих к фор-8 мируемому туристскому кластеру, функ-<о ционирует 63 объекта коллективных
2 средств размещения, номерной фонд ¡2 включает 2 005 номеров.
ш Общий уровень обеспеченности
3 гостиничными номерами в некоторых g муниципальных образованиях остается
крайне низким. Несмотря на среднюю цифру 4,13 номера на тысячу жителей (что соответствует средним показателям по Москве - 4 номера на тысячу жителей), данный показатель нельзя принимать за основной, так как высокий средний показатель получается за счет наличия многочисленных баз для отдыха на территориях вокруг озер, которые по большей части не соответствуют необходимому уровню сервиса и комфорта для размещения организованных туристических групп [3] (табл. 2).
Результаты собственного исследования, проведенного в 2013-2015 гг., показали, что рынок услуг общественного питания туристского кластера представлен сетью предприятий различного вида и характеризуется слабой динамикой. На территориях, прилегающих к формируемому туристскому маршруту, функционируют 87 организаций (учреждений) общественного питания общей вместимостью свыше 5 296 посадочных мест.
При этом в структуре организаций (учреждений) общественного питания доминируют кафе - 49 ед., обеспечивающие 2 513 посадочных мест (47,4% общего числа). Высока доля объектов питания с системой самообслуживания - 24 ед., 1 293 посадочных места, с частичным обслуживанием официантами - 4 ед., 370 посадочных мест; в совокупности это 32,18% общего числа организаций общественного питания и 31,37% общего числа посадочных мест (табл. 3, 4).
Соответственно, для гарантированного качественного обслуживания туристов необходимо изменение формата работы организаций (учреждений) общественного питания, действующих на маршруте.
Анализ статистических данных свидетельствует о несоответствии размещения туристских объектов и организаций (учреждений) общественного питания. «Опорные точки» формируемого маршрута - Трехгорный ГО (ГЛК «Завьялиха»), с. Тюлюк (гора Иремель) - имеют ограниченное число организаций (учреждений) общественного питания, количество и качество услуг которых не соответствует существующему (а тем более прогнозируемому) туристическому потоку.
По экспертной оценке, сформированной по итогам инспекционного осмотра территории кластера, количество субъектов дорожного сервиса требуемого уровня недостаточно. По нормам ГОСТа необходимое размещение - каждые 30-40 км.
Оценка состояния транспортной инфраструктуры позволяет сделать вывод, что отличительным признаком транспортной сети в области является низкое качество подвижного состава и подъездных путей. В туристском кластере большую роль играет город Златоуст, выполняющий роль транспортного узла, который в состоянии обеспечить достойный уровень конкуренции в реализации функций сосредоточения и распределения туристов по всей территории туристского кластера Челябинской области.
Вышесказанное позволяет выявить основные признаки формирования туристского кластера Челябинской области:
• имеются схожие виды туристских ресурсов, обеспечивающие единые условия для развития разных видов туризма;
• сформирован образ отдыха: разработаны программы зимних и летних туров, дополняющиеся в летний сезон сплавами и туристскими маршрутами в долинах рек Ай и Юрюзань; в зимний период - активизацией деятельности городских горнолыжных центров Миасса, Трехгорного, Миньяра, Златоуста; туристы с деловыми целями сконцентрированы в центрах городских округов - Миасс, Златоуст, Аша;
• имеется сформировавшееся количество и разнообразие средств размещения в туристских центрах кластера;
• туристские фирмы, зарегистрированные в одном субъекте, продвигают на рынок туристские продукты, находящиеся в другом субъекте;
• персонал, размещенный в административных субъектах, обеспечивает все-сезонность функционирования туристских центров;
• на территориях преобладает доставка автомобильным транспортом, возможна кооперация предприятий для организации трансфера на ряд туристских комплексов;
• развиты различные типы предприятий общественного питания, существует возможность приобретения местных натуральных продуктов у жителей региона.
Создание туристского кластера будет способствовать повышению конку-
рентоспособности всех муниципальных образований горнозаводской зоны Челябинской области, улучшению уровня развития туристской инфраструктуры и сервиса, сохранению природных объектов и культурной среды, обеспечению соблюдения международных стандартов качества предоставляемых услуг. Единый кластер обеспечивает более тесное взаимодействие и сотрудничество административных районов, позволяющее снизить административное давление на туристский бизнес. Главным достоинством создания кластера является повышение результативности деятельности входящих в него предприятий.
В рамках единой идеи туристский кластер Челябинской области позволит создать инфраструктуру для комфортного активного отдыха по типу современных дестинаций.
Реализация проекта формирования маршрута «Синегорье», включая возможные продуктовые модели («Индустриальный Урал», «Сказы и легенды края», «Горное достояние Урала», «Спортивный детский профессиональный клуб» (зима), «Водные приключения», «Территория здоровья», «Горы двух частей света», «Зимний экстрим», «Летний экстремальный поход» и др.), предполагает постоянное перекрестное использование ресурсов и взаимодействие участников, что возможно в условиях кластерного подхода.
По состоянию на сегодняшний день проведены следующие мероприятия по разработке туристского кластера в Челябинской области:
1) систематизирована информация о территории, потенциальной для разработки туристского кластера в Челябинской области: собраны туристические паспорта потенциальных территорий, формы по инвестиционным проектам, краткий список основных туристических ресурсов;
2) проведена экспертиза, мониторинг и оценка имеющихся туристических объектов, определены концепция и границы туристского кластера;
3) создан Экспертный совет по туризму при Министерстве культуры Челябинской области, который занимается координацией работы профильных областных министерств, смежных со сферой туризма, с целью создания сопряженных целевых программ, позволяющих изыскать возможности для поддержки и финансирования приоритетных инвестиционных проектов
Таблица 5 - Опорные точки туристского кластера «Синегорье»
Муниципальное образование Активный и спортивный туризм Познавательный туризм и его подвиды Оздоровительный туризм Экологический туризм Основные туристские ресурсы -объекты показа
Миасское муниципальное образование Горнолыжный центр «Солнечная долина». Клуб-отель «Золотой пляж» Краеведческий музей г. Миасс. Остров Веры Санаторий «Жемчужина Урала». Центр китайской медицины «Золотой пляж» Озеро Тургояк Миасский городской краеведческий музей. Естественнонаучный музей Ильменского государственного заповедника. Ильменский государственный заповедник. Остров Веры
Златоустовский городской округ Спортклуб «Спорт-Экстрим». Центр олимпийской подготовки «Уралочка» Гильдия мастеров-оружейников города Златоуста. Оружейные производства (индустриальный туризм). Парк им. Бажова. Музей Ильменского заповедника(минералоги-ческий туризм) Национальный парк «Таганай» Златоустовский городской краеведческий музей. Культурный комплекс «Красная горка». Культурный центр «Галерея им. П.П. Бажова». Национальный парк «Таганай». Парк птиц «Таганай»
Кусинский муниципальный район Центр активного и спортивного туризма (ГЛЦ «Евразия»)
Саткинский муниципальный район Центр гребного слалома «Барабанщик» Центр индустриального туризма («Магнезит», ГЭС «Пороги») ЛОК «ЛаВита» Национальный парк «Зюраткуль» Саткинский краеведческий музей. Природно-исторический комплекс «Пороги». ОАО «Комбинат «Магнезит». Карагайский карьер. Национальный парк «Зюраткуль»
Муниципальное образование г. Трехгорный Центр спортивного туризма (ГЛЦ «Завьялиха»)
Катав-Ивановский муниципальный район Центр познавательного и экологического туризма (с. Тюлюк, гора Иремель) Пещеры: Игнатьевская (наскальные рисунки), Колокольная, Майская [9]
Кыштымский городской округ Центр экологического и спортивного туризма (СТЦ «Провинция») Сугомакская пещера
Кунашакский муниципальный район Центр экологического и оздоровительного туризма (рекреационная зона на берегу озера Куяш)
и объектов на территории туристского кластера для его дальнейшего развития, обеспечения инвестиционной деятельности в сфере регионального туризма.
Анализ условий инвестиционного потенциала горнозаводской зоны Челябинской области определил ряд проблем в создании и реализации туристского кластера «Синегорье»:
• низкое качество автомобильных дорог и невозможность комплексного обустройства дорожной сети в связи с высокой стоимостью работ и материалов;
• неудовлетворительное состояние значительной части объектов культурного наследия;
• невозможность перевода земель федеральной собственности, находящихся на особо охраняемых природных территориях, в муниципальную (в соответствии с законодательством Россий-
ской Федерации) в целях размещения на них уникальных для региона спортивно-туристических объектов;
• затруднения в переводе земель лесного фонда в земли рекреационного назначения.
Решению обозначенных проблем может способствовать содействие администрации Челябинской области в вопросе распределения задач для министерств и ведомств согласно их компетенции, а также мониторинг содержания отраслевых целевых программ с целью их корректировки для осуществления инвестиционных проектов, входящих в проект туристского кластера, способствующих дальнейшему развитию внутреннего туризма.
Как показало исследование, концентрация туристических ресурсов, стимулирующих развитие культурно-познавательного туризма в регионе, находится
в горнозаводской зоне Челябинской области и объединяет в себе несколько муниципальных образований, которые являются опорными точками кластера «Синегорье» (табл. 5).
Большинство из перечисленных выше туристских ресурсов концентрируется вокруг городов Челябинск, Кас-ли, Миасс, Златоуст, Кыштым, Сатка, Ка-тав-Ивановск. Таким образом, создается объективная основа для формирования туристических маршрутов.
Результаты анализа туристского потока в 2015 г. в разрезе территорий, прилегающих к формируемым маршрутам туристского кластера «Синегорье», приведены на рис. 2 и 3.
Статистические данные, полученные за период 2010-2014 гг. по основным объектам показа муниципальных образований Челябинской области, входящих в состав кластеров и маршрутов, свиде-
Кыштымский ГО - 2% 27 866
МО г. Трехгорный - 3% 53 527
Кунашакский МР - 2%
Саткинский МР - 41 637 492
30 066 Златоустовский ГО - 24% 370 829
Кусинский МР - 3% 41 984 Катав-Ивановский МР -85 570
Миасское МО - 19% 293 043
Рис. 2. Структура туристского потока в 2015 г. в разрезе территорий, прилегающих к формируемым маршрутам туристского кластера «Синегорье», чел/год и % к итогу
Событийный
, _ 2,80 Экологический
Размещение в КСР 6,06
Оздоровительный
37,59 16,84
Рис. 3. Структура туристского потока в разрезе основных видов туризма, % к итогу
тельствуют о реалистичности сценариев прогнозирования туристского потока:
• сценарий «догоняющего развития» - консервативный прогноз (рост на уровне 4% в год, что соответствует среднему значению по России). Темп роста суммарного туристского потока по всем группам посетителей в 2014 г. уже составил 113% к уровню 2013 г. В результате общее число посетителей анализируемой территории за период с 2012 по 2014 г. увеличилось более чем в 1,44 раза (с 1 068 до 1 540 млн чел. в год);
• сценарий «опережающего развития» - оптимистичный прогноз (рост на уровне 6% в год, что в 1,5 раза превышает среднероссийские значения). Темп роста числа посетителей объектов показа в 2014 г. составил 114% к уровню 2013 г. В результате количество посетителей объектов показа на рассмотренных территориях за тот же период 2012-2014 гг. увеличилось на 475 тыс. чел. (рис. 4).
Вместе с тем существуют риски недостижения указанных параметров туристского потока, что в первую очередь связано с отсутствием или низким качеством услуг гостиничного сервиса, поток посещения которых в 2014 г. уве-
личился на 3% к уровню 2013 г. Эти данные свидетельствуют о необходимости принятия мер по развитию гостиничной инфраструктуры как обязательного условия обеспечения стабильной положительной динамики туристского потока.
Детальный анализ размещения туристских ресурсов, инфраструктурной и автодорожной обеспеченности, численности населения и концентрации объектов историко-культурного наследия Челябинской области позволил сделать вывод о целесообразности формирования туристических маршрутов в пределах 8 муниципальных образований: Миасское МО, Златоустовский ГО, Кусинский МР, Саткинский МР, Трехгорный ГО, Катав-Ивановский МР, Кыштымский ГО, Кунашакский МР. На данных территориях в горнозаводской зоне Челябинской области:
1) проживает 584 тыс. чел. - 16,7% общей численности жителей области;
2) сконцентрировано порядка 80% объектов культурного наследия области (с учетом расширения маршрута в опорных точках), 3 национальных парка, озера Увильды, Тургояк и др., множество
пещер и урочищ, что позволяет формировать дифференцированные туристские продукты.
Грамотное продвижение туристских ресурсов и объектов туристской индустрии обусловливает четкое позиционирование территории, определяемое методиками использования имеющихся уникальных туристских ресурсов, сформулированной стратегией маркетинга (определение целевых групп и способов их привлечения). Данные методы позволяют стимулировать увеличение туристского потока, предполагающее привлечение частных инвестиций для реализации проектов развития туристской инфраструктуры.
Для продвижения бренда туристского кластера «Синегорье» определяются следующие этапы.
1. Создание туристического бренда «Синегорье»:
1.1. Создание айдентики проекта: разработка фирменного стиля и логотипа.
1.2. Дизайн и создание информационно-полиграфической продукции. Распространение продукции среди объектов инфраструктуры, прилегающих к кластеру.
1.3. Разработка аутентичной сувенирной продукции двух видов:
• общей направленности (ручки, тетради, футболки и пр.);
• специализированной - туристической (рюкзаки, сумки, термосы, термокружки, переносные холодильники, наборы для пикника, спальные мешки).
1.4. Брендирование сопутствующих объектов.
2. Формирование сопутствующей инфраструктуры:
2.1. Разработка системы навигации. Установка знаков туристской дорожной навигации на протяжении всех маршрутов внутри кластера.
2.2. Строительство инфраструктуры - придорожных кафе, гостиниц, сувенирных лавок.
3. Организация регулярных туров в формате выходного дня (двух- и трехдневные).
4. Формирование системы кадрового обеспечения маршрута:
4.1. Проведение специальной подготовки (в том числе языковой) гидов-экскурсоводов, гидов-переводчиков, мастеров, а также сотрудников средств размещения и объектов питания.
4.2. Разработка профессиональных и корпоративных стандартов.
5. Модернизация объектов туристского показа:
Консервативный сценарий (ежегодный рост 4%)
1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000 0
806631
689511
469217
401 089
Л
316955
370 793
45 410 53 123
92 553 108 273
32519 38043 30140 35259
Златоустовский ГО Кусинский МР Катав-Ивановский МР Миасское МО Саткинский МР Кунашакский МР Кыштымский ГО
Оптимистический сценарий (ежегодный рост 6%)
1 000 000 800 000 600 000 400 000 200 000 0
904 295
716 286
526 028
416 663
415 687
L329263
_ 47Т73 59555 ^ ^ ^ ^ ^ j
1
33 782 42 649 31 310 39 528
Златоустовский ГО Кусинский МР Катав-Ивановский МР Миасское МО Саткинский МР Кунашакский МР Кыштымский ГО
□ 2016 □ 2020
Рис. 4. Прогнозируемый объем туристского потока в туристский кластер «Синегорье», чел/год Источник: Южный Урал нашел свое главное богатство. URL: www.culture-chel.ru/Publications/reviewsmi/Show7idH1324.
■о я
T H
е m я
5.1. Разработка интерактивных и вовлекающих программ:
• создание и обновление экскурсионных программ на самих туристских объектах;
• внедрение интерактивных элементов и инновационных технологий.
5.2. Облагораживание туристских территорий, ремонт туристских объектов.
6. Организация крупных событийных мероприятий:
6.1. Формирование единого календаря событийных мероприятий с учетом интересов различных целевых групп.
6.2. Включение событийных мероприятий в туристические и экскурсионные программы.
7. Продвижение бренда на крупных мероприятиях:
7.1. Участие в форумах и профильных выставках.
7.2. Участие в массовых мероприятиях. Для продвижения бренда в массовом сегменте необходимо участвовать в проведении значимых городских мероприятий.
8. Работа с населением.
9. Активная работа со средствами массовой информации.
10. Проведение маркетинговых мероприятий:
10.1. Создание и наполнение контента информационного сайта проекта на сайте Центра развития туризма.
10.2. Создание мобильного приложения для смартфонов.
10.3. Создание групп в социальных сетях.
10.4. Проведение рекламной кампании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Авторами определены содержательные характеристики, лежащие в основе стратегии формирования туристского кластера «Синегорье»:
• туристский потенциал - географические особенности территории (горнозаводская зона Челябинской области) и природные объекты (озеро Тургояк; национальный парк «Таганай»; национальный парк «Зюраткуль»; гора Иремель, Пещерный град Серпиевский; Водопад Атыш на реке Лемеза, Историко-природ-ный комплекс «Пороги»; Сикияз-Тамак-ский пещерный комплекс; территориально-природный комплекс «Сугомак»);
• историко-культурное наследие -Миасский городской краеведческий му-
зей; Естественнонаучный музей Ильменского государственного заповедника; Ильменский государственный заповедник; Остров Веры; Златоустовский городской краеведческий музей; культурный комплекс «Красная горка»; культурный центр «Галерея им. П. П. Бажова»; парк птиц «Таганай»; Кыштымский историко-революционный музей; Усадьба Демидовых («Белый дом») и др.;
• туристская инфраструктура -87 организаций общественного питания; 63 объекта коллективных средств размещения.
Кластерообразующим ядром выступают следующие туристские организации и территории: Центр оружейного (кузнечного) производства «Арсенал» (г. Златоуст); рекреационная зона на берегу озера Куяш; Парк птиц «Таганай»; промышленно-туристический комплекс «Оружейник Рагкъ»; спортивно-туристический центр «Провинция»; клуб-отель «Золотой пляж»; горнолыжный курорт «Солнечная долина»).
Статистические данные, полученные за период 2010-2014 гг. по основным объектам показа муниципальных образований Челябинской области, входящих в состав кластеров и маршрутов, говорят
у
5 о реалистичности сценариев прогнози-8 рования туристского потока по двум ва-«5 риантам: «догоняющего развития» (рост
2 на уровне 4% в год) и «опережающего и развития» - оптимистичный прогноз ш (рост на уровне 6% в год).
3 Исследование показало, что туристский кластер «Синегорье» как набор туристских маршрутов может составить конкуренцию существующим знаменитым брендам России и сформированным маршрутам: «Золотое кольцо России», «Самоцветное кольцо Урала» (Свердловская область), формируемому в северозападной части Российской Федерации «Серебряному кольцу России». Благодаря большому количеству туристских объектов, способных стать брендом не только муниципального образования, но и всего региона, Челябинская область обладает достаточной убедительностью для привлечения туристского потока и развития внутреннего туризма.
Анализ туристского потенциала и инвестиционной привлекательности Челябинской области как туристской дести-нации позволяет комплексно подойти к инструментарию реализации программы формирования туристского кластера «Синегорье», используя следующие механизмы и ресурсы.
1. Административное сопровождение инвестиционных проектов по туризму (совместно с АИР) позволяет создать строительную и дорожную инфраструктуру, способствует оформлению земельных участков за счет административной поддержки, что позволит увеличить количество инвестиционных проектов в сфере туризма до 10 единиц к 2020 г.
2. Разработка мер государственной поддержки и межведомственного взаимодействия позволит принять Закон о льготном налогообложении и предоставить субсидии инвесторам.
3. Создание базового туристического объекта за счет инвесторов увеличит туристский поток в Челябинскую область в три раза.
4. Создание и продвижение единого туристического портала Челябинской области в течение двух лет (при общей сумме затрат 5 млн р.) позволит увеличить к 2020 г. объем туристских услуг в 3,5 раза.
5. Разработка и развитие системы брендов Челябинской области (при объеме финансирования в сумме 4 млн р.) позволит сформировать благоприятный имидж региона.
6. Создание сети муниципальных ту-ристско-информационных центров за
счет собственных средств (поручение главам 15 муниципальных образований Челябинской области об открытии информационно-туристических центров) будет способствовать предоставлению информационных услуг потребителям услуг в сфере туризма (до 50 000 единиц в год).
7. Создание управления туризма в Министерстве культуры Челябинской области, что будет способствовать реализации мероприятий Стратегии развития туризма в Челябинской области на период до 2020 г. за счет средств областного бюджета для осуществления деятельности по выполнению ожидаемых конечных результатов федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», таких как создание в различных субъектах Российской Федерации сети конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя малый и средний бизнес.
Источники
1. Александрова А.Ю., Владимиров Ю.Л. Особенности создания туристских кластеров в России (на примере Вологодской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 47-58.
2. Андреева А.А. Формирование туристско-инновационного кластера в регионе // Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2014. № 1. С. 230-233.
3. Бойко А.Е. Формирование кластеров как инструмент повышения конкурентоспособности туристских услуг: дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2011.
4. Громов В.В. Формирование системы стратегического управления развитием туризма в приграничном регионе (на примере Республики Карелия) // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 4. С. 35-42.
5. Есаков В. Принципы стратегического планирования в управлении культурой // Вопросы культурологии. 2008. № 3. С. 36-37.
6. Жиляков Д.Е. Кластерный подход к формированию конкурентоспособной региональной экономики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2010. № 7. С. 27-34.
7. Карпова Е.Г. Развитие сферы туристских услуг крупного туристского центра на основе кластерного подхода: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2012.
8. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. М.: Финансы и статистика, 1999.
9. Лизунова Л.А., Третьякова Т.Н. Оценка спелеоресурсов Южного Урала // Сервис и туризм: материалы докл. III Междунар. студенческой конф. Ч. 1. 2015.
10. Литвинова В.В. Теоретические и методологические аспекты оценки инвестиционного климата региона // Молодой ученый. 2011. Т. 1. № 4. С. 161-169.
11. Плужников И.А. Содержание и границы туристского кластера // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 3(037). С. 78-81.
12. Шепелев Ю.Г., Маркова Ю.А. Туристско-рекреационные кластеры - механизм инновационного совершенствования системы стратегического управления развитием регионов // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 3(11).
References
1. Aleksandrova A.Yu., Vladimirov Yu.L. Osobennosti sozdaniya turist-skikh klasterov v Rossii (na primere Vologodskoy oblasti) [Features of establishment of tourism clusters in Russia (experience of Vologda region)]. Sovremennye problemy servisa i turizma - Service & Tourism: Current Challenges, 2016, vol. 10, no. 1, pp. 47-58.
2. Andreeva A.A. Formirovanie turistsko-innovatsionnogo klastera v regione [Formation of innovation tourism cluster in a region]. Evrazi-yskiy mezhdunarodnyy nauchno-analiticheskiy zhurnal - Eurasian International Scientific and Analytical Journal, 2014, no. 1, pp. 230-233.
3. Boyko A.Ye. Formirovanie klasterov kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti turistskikh uslug: dis. kand. ekon. nauk [Creation of clusters as a tool to improve competitiveness of tourism services. Cand. econ. sci. diss.]. Novosibirsk, 2011.
4. Gromov V.V. Formirovanie sistemy strategicheskogo upravleniya razvitiem turizma v prigranichnom regione (na primere Respubliki Kare-liya) [Establishing the strategic management system of tourism development in the border region (the case study of the Republic of Karelia)]. Vestnik Natsional'noy akademii turizma - Vestnik of National Tourism Academy, 2010, no. 4 pp. 35-42.
5. Yesakov V. Printsipy strategicheskogo planirovaniya v upravlenii kul'turoy [Principles of strategic planning in culture management]. Vo-prosy kul'turologii - Issues of Cultural Studies, 2008, no. 3, pp. 36-37.
6. Zhilyakov D.Ye. Klasternyy podkhod k formirovaniyu konkurentos-posobnoy regional'noy ekonomiki [Cluster approach to the formation of regional economy competitiveness]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta - Belgorod State University Scientific Bulletin, 2010, no. 7, pp. 27-34.
7. Karpova Ye.G. Razvitie sfery turistskikh uslug krupnogo turistskogo tsentra na osnove klasternogo podkhoda: avtoref. dis. kand. ekon. nauk [Developing tourism services of a large tourism centre on the basis of the cluster approach. Abstract of Cand. econ. sci. diss.]. St Peterburg, 2012.
8. Kvartal'nov V.A. Strategicheskiy menedzhment v turizme [Strategic management in tourism]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1999.
9. Lizunova L.A., Tret'yakova T.N. [Estimation of speleoresources of the Southern Urals]. Servis i turizm: materialy dokl. III Mezhdunar. stu-dencheskoy konf. Ch. 1.2015 [Proc. of the 3rd Int. student conf. "Service and Tourism". 2015. Part 1].
10. Litvinova V.V. Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty otsenki investitsionnogo klimata regiona [Theoretical and methodological aspects of a region's investment climate assessment]. Molodoy uchenyy -Young Scientist, 2011, vol. 1, no. 4, pp. 161-169.
11. Pluzhnikov I.A. Soderzhanie i granitsy turistskogo klastera [The content and borders of tourism cluster]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Socio-Economic Phenomena and Processes, 2012, no. 3(037), pp. 78-81.
12. Shepelev Yu.G., Markova Yu.A. Turistsko-rekreatsionnye klastery - mekhanizm innovatsionnogo sovershenstvovaniya sistemy strategicheskogo upravleniya razvitiem regionov [Tourist-recreational clusters as a mechanism of innovative perfection of the system of regional development's strategic management]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem - Modern Research of Social Problems, 2012, no. 3(11).
■o a
u>
H
a m a