Научная статья на тему 'Развитие социальной компетенции как ведущее направление в работе школьной социально-психологической службы с подростками'

Развитие социальной компетенции как ведущее направление в работе школьной социально-психологической службы с подростками Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1000
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / УСВОЕНИЕ УМЕНИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПОДРОСТКОВЫЙ КОМПЛЕКС / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селюкова Маргарита Алексеевна

В статье рассматривается работа школьной социально-психологической службы с подростками, раскрывается содержание и направления деятельности, раскрывается понятие социальной компетенции подростов как цель деятельности педагогов и психологов школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной компетенции как ведущее направление в работе школьной социально-психологической службы с подростками»

Мастер - класс

М. А. Селюкова

J ^

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ВЕДУЩЕЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОпсИхологИЧЕСкой службы с подростками

л__________________________________________г

Аннотация. В статье рассматривается работа школьной социально-психологической службы с подростками, раскрывается содержание и направления деятельности, раскрывается понятие социальной компетенции подростов как цель деятельности педагогов и психологов школы.

Ключевые слова: социальная компетентность; социальные знания; усвоение умений; психологические качества; подростковый комплекс; кризисная ситуация; тренинг.

В современной психолого-педагогической науке в последние годы отмечается возрастание интереса ученых к различным аспектам формирования социальной компетентности (В. М. Басова, М. О. Ибрие-гит, В. Н. Калинина, Е. В. Коблянская, В. Н. Куницына, М. И. Лукьянова, Г. И. Марасанов, Н. А. Рототаева

и др.). В работах данных авторов освещены вопросы структуры, методики диагностики, особенностей формирования социальной компетенции у мальчиков и девочек школьного возраста. Кроме того, в опубликованных материалах исследования рассмотрены пути и средства ее формирования у дошкольников (Н. И. Белоцерковец, О. В. Казанцева), младших школьников (Н. В. Калинина), у подростков в условиях образовательной среды (Н. В. Калинина, Е. В. Кмош-никова, М. И. Лукьянова, Ю. А. Тюменева), у юношей (М. В. Ерохова, Г. И. Марасанов, Н. А. Рототаева), у учащейся молодежи (С. С. Бахтеева, Е. О. Казаков, О. В. Колобова, Н. А. Лупанева, В. Г. Первутинский, Л. Н. Шабатура и др.), в образовательных учреждениях мегаполиса, большого города, в сельской местности (В. М. Басова, В. В. Цветков), у воспитанников детского дома (А. Гусев), у детей-сирот (О. В. Казанцева), в специальных школах (Л. М. Иванов, Е. В. Конева, Н. В. Москаленко, А. М. Щербакова)..

Определяя социальную компетентность, одни ученые отдают предпочтение социальным знаниям, другие - усвоению умений, третьи дополняют необходимые знания и умения определенными психологическими качествами и способностями, четвертые подчеркивают в содержании социальной компетентности определенные свойства личности.

Определение социальной компетенции

По мнению Г. Э. Белецкой, «социальная компетентность - новое понятие, которое концептуализирует высший уровень социальной активности личности -

освоение и развитие социальной действительности, достигаемый в процессе деятельности, поведения,

общения, созерцания и т. д. благодаря гармонизации осознания социальных проблем и ценностных ориентаций» [1].

Что касается подростка, то, по мнению Н. В. Калининой, основными показателями социальной компетентности в этом возрасте являются: ответственность и наличие внутреннего контроля; владение средствами организации своего поведения (учет последствий своих поступков, знание средств достижения желаемого результата); адекватная самооценка; сформированность позитивной мотивации учения; навыки владения своим эмоциональным состоянием; владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия в различных жизненных ситуациях; сформированность эмпатии по отношению к партнеру. Наличие у подростка названных качеств способствует его успешной социализации [2].

Формула, по которой можно презентировать социальную компетенцию по Харингурст, Петерманн [11]:

□ Установление новых и более зрелых отношений со сверстниками, как своего, так и противоположного пола;

□ Принятие мужских и женских сексуальных ролей;

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

71

Мастер - класс

□ Принятие своего тела в период взросления;

□ Эмоциональная независимость от родителей и других взрослых;

□ Подготовка к семейной жизни;

□ Профессиональное самоопределение;

□ Формирование ценностей и этической внутренней системы поведения;

□ Социально-ответственное поведение.

С. Н. Краснокутская рассматривает структуру социальной компетентности с учетом выполнения человеком определенных социальных ролей, считая, что состав социальной компетентности в связи с готовностью человека к определенным видам деятельности имеет следующее содержание:

- готовность к профессионально - трудовой деятельности: знания вопросов делового этикета; знания основ планирования профессиональной карьеры, методов поиска работы и продвижения по карьерной лестнице; знание действующего законодательства, регулирующего рынок труда; знание прав граждан в области занятости; умения и навыки проведения маркетинга и самомаркетинга в поисках работы и продвижения по служебной лестнице и т. д.

- готовность к созданию собственной семьи: знание сущности психологических особенностей брачно -семейных отношений; знание основ педагогической культуры родителей, связанных с воспитанием детей; знание особенностей семейно воспитания, методов и средств семейного воспитания и умения применять эти знания; навыки в осуществлении домашнего труда; знание семейного законодательства, прав и обязанностей супругов, родителей и детей и т. д.

- готовность к выполнению гражданских функций: знание о социальных институтах и структурах, их представителей в обществе; знание о функционировании социальных групп, широты и требований современного репертуара ролевого поведения и т. д.

По мнению С. Н. Краснокутской, структура социальной компетентности состоит из двух основных компонентов: содержательного, включающего социальные знания, и операционального (прикладного), включающего владение технологией деятельности, то есть социальные умения и навыки [4].

Социальная компетентность влияет и на школьную адаптацию, успех в образовательном процессе, профессиональную карьеру. Социально компетентные люди не только акцептируются обществом, они более стрессоустойчивы, успешнее противостоят психо-социальным кризисам, их психика более устойчива. Таким образом, социальная компетенция - это психо-профилактика психических и психо-соматических заболеваний.

В самом общем виде социальную компетентность можно представить как знания о социальном мире и о себе, своем месте в этом мире, владение способами поведения и поведенческими сценариями, облегчающими социальное взаимодействие и направленными на осуществление социальной ориентации, адаптации, интеграции общесоциального и личностного опыта.

Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса».

Подростковый комплекс включает: чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения. Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

У подростков субъективный образ «Я» складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена. Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они

72

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

Мастер - класс

беспомощнее в реальных жизненных ситуациях. У девочек - более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей. Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности). Эриксон называет этот кризис «Идентификация или путаница ролей». Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требовани я, возможности и права, присущие каждому новому образу [10] .

Кризисная ситуация и компетентность

По мнению многих исследователей, социальная компетентность должна рассматриваться как состояние равновесия между предъявляемыми требованиями со стороны общества и среды, в которых живет человек, и его возможностями. Нарушение этого равновесия порождает кризисную ситуацию.

Личности социально некомпетентные выделяются неуверенным, избегающим поведением, агрессивным поведением. Проявления социальной некомпетентности, как правило, характеризуют детей и подростков при наличии эмоциональных и поведенческих нарушениях.

Возникновение кризисной ситуации в жизни подростка всегда обусловлено недостаточной (или несформированной) компетентностью в одной из социально значимых сфер его жизнедеятельности: в отношении самого себя; в отношениях с другими людьми; в отношении значимой деятельности. Михайлина М. Ю. свела эту зависимость в таблицу «Кризисная ситуация и компетент ность» [6].

Психологический тренинг - эффективный метод развития социальной компетенции

Развитие социальной компетентности актуально именно в подростковом возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению.

Психологический тренинг в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Да нный тетод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием социальной компетен-

Кризис кая с итуация и компетент ни с тъ

Компетенции

Кришне нИс С1ггуяцнн

/. £тп(ГА9шргц относящиеся к «ишиг челелеку как личности. субъекту деятельности. общения:

■ хампитшвфси ydvpvebfivD&fvwxtaut. знание н соблюдение норн здорового образа хкзнн, знание опасности курения, алюо-пмиина, наркоманки. СПИДа, знание н соблюдение правил ЛнчНлн гигиеНм пблюда, физическая куЛтура человека, свобода и отовтстпегпЕасть отбора образа тктнн;

• компгпгенцш гражданственности: знания и соблюдение нрао к обязанностей гражданина: свобода к отивтствешгаггг. уверенность я себе, собственное достоинство, Гражданский долг, о какие и Гирдисгь за сныголи государства (герб, флот, геенн);

t.KpuittcHti# ситуацищ шехнижишщие м; фене недостаточней компетенции я о отношению к себе'

■ К.С j&jровън. болезни, травмы, цдднк-

цниг погедепне. наносящее пред о дорогом

* КС солильной о нюанс тее t w >ос,ъ и:

интуиции, СЛ:ППННЬТГ с девиантным и делинквентным поведением, еммпеккгм социальных ролен

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

73

Мастер - класс

► компетенции еамосовершенстеова-нин. саморегулировании. оаыиранынтгкн.

ЛНЧНППШПН Н пррднг™!1!^ ргфлТЬеНН;

смысл Don нес; профессиональное развЕЕТке;

ЖЪЕКивие Н рСЧСНИС раЗЬНТИЕ, (ПНЩДенНГ

культурпй роднисп >пкгигяг владели г иностранным ЯЗЫКОМ

* внутренние мира пичнэсти подростка снсузцкн u^huhi предателытсва. крякд ндеяппн, сгерептогнхн прежних ценностей, отношениях себе н другим;

* HFicfiop профильного уляесв профессии.

KdpbCpbL

2. Компетенции, относящиеся к сици-адышчу еюилюОейетеию человека и ео-срсшми оферт

- хвмпетеглрш о&цш&ыкяя? еэнимоде^ стеля е пйщееткмм. ибнднлетыФ. колпек-тшдм. LCCHibcfi. друзьями, партнерами, конфликты ЕЕ ю: П0Гг1ШН]]]С. СОТруД 1ЕЕГ1 сети d; толерантность, унаженвЕТ и прнняшеДру-виси (рноа. нации кань tuicrib, решш'кн. статуе, роль. пил); еоцнильнля мобильность;

■ KVMnatTXftищи в rjfkiWHUU У17ГНОМ. EIHCb-

114 juli ■ u-ti ■ j'j j ■ ■■ j ■ ■ ■ j i'n ■ ri" ii n i it Пии i I i 'i ja i i i i i i 14 rfmn i i

моиhuh, диалог^ монолог. цпро ждгнне ц нос приятие текста, знание и сеЬяводснЕЕе

традиций.,__[j игуана, аткнета. крисскудь-

Турник . оЬ|Ценнеу дгдярая. пер спея; ха; де-ЛЬпррнэяодстио. 6 юнее-язык, ешпюъеч ног

■ ass iV/.ss аЛСч ■ ■ ,s ч ч 4S1 S44' ■.. ч ч ч ч ч ■ р.■■■■'. -v ■. ч ■. ■ е е е .%

кивтдгнппсилнй дгцнпнгнтд

2 Кризис ных ситуации, я&гниканнцие ни

фоне нёО&етат&той к&илетекции so

ешнм^шпиш с ripуги\ш:

* КС семейной :t:iD[[[[ ссоры а семь г; ртппд рпдвптлей, плерть если болезнь членов семьи,

* няянноо'ппипгния' го сягрг.тнниимн. кинфлЕЕК'съЕ си си ер шинками.

* нзянмо птноЕпення1 ео значимым uapucjibEHL конфликт си значимым ьзрис-лыы (уч аггелем: тренером)

3. Клптетюирщ атнасяациася к Лея-теляности человека

* каипетяюрш. nniwfameuMwii cVh-теиъности.

* постанов его и ре истине плонллатегь-кызс задач, нестандартные решения, проблемные ситуации - нк щивдаднс н рщре-асгние; продуттйнпе н рСпррдуктЕтнпт познание, нсслсдееянеег, ннге лпевстуаль над дедтелыюсть;

* к&мпететии Аеятелън&сти: игра.

ндетут пляннрпвонне, протут»Р она инк, ьщ-цеяирцнанне, сн)иЕ~исинвоьаии1е. шхледо-

■ гггтп г.т ~иии е и гi ^ггегг~гтт^п г m г eiiiilii г i ч-i ii r-nri i i i ■

H Крхашгмые ситуации, яаюшканнцше на фонв ме&оетаточгюй компетенции в учеОной денвгвя*н1кяш;

* иредэхэаиекацн оииая ситуация,

* не^яч ее на ттнтр гшн ньвег д кзоменяк;

■ нюкан учебнан ucrjHbauEui (кие кичу УЧИТЬСЯ^.

* эатрудпе|[[[д d уцебе.

ряпныу нвд|уде де^гединоетн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ции, навыков общения, самоконтроля и самопознания. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Это не только период проблем и противоречий, но и время повышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости к влиянию, максимальной открытости нокому жизненн ому опыту. Навыки, свмзанные с общением и увермнным поведе-

нием, а также творческий потенциал могут эффективно развиваться как раз в таком возрасте, а психологический тренинг - эффективный метод стимулирования их развития.

Цель таких треннингов:

□ Умение правильно «выплескивать»- прорабатывав свои чувствп (радости, гне в, печаль и др.);

74

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

Мастер - класс

□ Правильно формулировать критику;

□ Умение реагировать на критику (оправданную или неоправданную);

□ Умение предъявлять свои требования во взаимодействии с другими;

□ Умение ставить границы,умение говорить «нет».

Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально «сконцентрированном» виде, и, с другой, в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание. Тренинг как раз и позволяет участникам осваивать деятельность посредством непосредственного соприкосновения с ней в специально смоделированных ситуациях.

Тренинги могут быть классифицированы и по тому, какая система отношений личности выступает в них предметом работы. В частности, по этому признаку могут быть выделены следующие группы тренингов:

• «Я - Я»: тренинги личностного роста, ориентированные в первую очередь на внутриличностный контекст работы участников, систему отношений к самому себе, развитие рефлексивных способностей. В данной работе группа выступает средством поддержки и источником обратной связи.

• «Я - другие люди»: тренинги коммуникативных умений и различных социальных навыков. Группа служит своего рода «полигоном» для отработки соответствующих умений и навыков. Данный аспект работы наиболее характерен для тренингов общения.

• «Я - социальная группа»: тренинги сплочения команды, социально - психологической адаптации в конкретном коллективе. Основным предметом работы является некая социальная общность, конкретные участники тренинга рассматриваются как ее члены.

• «Я - профессия»: тренинги профессионального самоопределения. Предмет работы - система отношений человека к профессиональной деятельности, а также коммуникативные навыки, необходимые для становления профессионала.

Как отмечает Л. А. Петровская, «круг задач, решаемых средствами социально - психологического тренинга, широк и разнообразен и, соответственно, разнообразны формы тренинга. Все множество этих форм можно разделить, в частности, на два больших класса: ориентированные на развитие специальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты); нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения -имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом» [7].

Группа отражает общество в миниатюре и поэтому может служить «полигоном» для развития самых разных социальных умений.

С чего начать? Интервью - как первый шаг в осознании «проблемных зон развития подростка».

Для иллюстрации участникам целей тренинга (особенно в самом начале работы) ведущие довольно часто используют так называемое «окно Джохари» (по именам разработчиков - Джо Люфта и Харри Ингрэма). Оно представляет собой таблицу из четырех клеток.

Известное другим

Неизвестное другим

Известное мне Неизвестное мне

Открытое «Я» («Арена») Слепое пятно

Секретное «Я» («Фасад») Бессознательное «Я»

Метафора: вот окно, через которое личность глядит на окружающий мир, а окружающие - на нее; в раму вставлены четыре стекла: одно из них (открытое Я) «обоюдопрозрачно» - то, что попадает в эту область, одинаково видно как самому человеку, так и окружающим; следующие два стекла - тонированные, как в дорогих иномарках, позволяющие видеть только в одну сторону. Установлены они таким образом, что через одно из них «хозяину» все видно, а окружающим внутрь не заглянуть (секретное Я), через другое же стекло, напротив, хозяину ничего не видно, зато окружающим прекрасно все видно («слепое пятно»). Наконец, последнее стекло - матовое, через него ничего не разглядеть (бессознательное Я).

В данном случае цель будущей работы в том, чтобы расширить область открытого Я подростка. Происходит это за счет уменьшения «слепого пятна» (посредством обратной связи) и секретного Я (посредством самораскрытия). Возможно также уменьшение области бессознательного Я путем перевода части его содержания на осознаваемый уровень [8].

Чтобы обозначить наиболее актуальные темы для планирования тематических тренингов с подростками, я использую интервью-опросник по Петерману [11].

Интервью для подростков (Petermann, 2000)

Тематический комплекс Примерные вопросы

I. Общие вопросы □ Что нравится тебе в школе? □ Что не нравится тебе в школе?

II. Вопросы по развитию до сегодняшнего момента □ Если твою жизнь до сегодняшнего момента разделить на 5 жизненных отрезков (младенчество, дошкольный, младший школьный, средний и старший школьный возраст), какой период ты считаешь самым счастливым? □ Есть ли у тебя человек, который в твоей жизни очень важен для тебя?

III. Семейные отношения □ Как бы ты описал твои отношения с братьями/сестрами? □ Думаешь ли ты, что твои родители одинаково относятся к тебе и другим детям в семье? □ Если ты создашь собственную семью, что ты будешь делать по-другому, не так как твои родители?

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

75

Мастер - класс

IV. Актуальная ситуация □ Опиши, пожалуйста, типичные день в твоей жизни (учебный день от подъема до отхода ко сну). □ Есть ли у тебя хобби или увлечения? □ Как ты себя чквитйуеши, если тебе что-либо в жизни доставляет удо-вкльсткие? Как часто это происходит? □ Что теоя выводит из себя дома /в школе?

V. Отношения со сверстниками □ Есть ли б тибя двуг/подрвгн, с кем ты уже нескользко месяцев или лет в днужбе? □ Кап часто ты йстречалигься со своем вругом/подругоа? □ вто ты думаешя о настоящей дружбе? □ При ик-их обг:твм'/^г/Ьзс:тЕЗ^)- ты пр?фатил/ла бы дружбу?

Здесь приводятся несколько ответов из интервью с подростоами ([9-е классы), которые обозначают значимые темв1 и «проблемные зоны развития». Результаты анализа интервью используются при подготовке родительских собраний, лекций и тренингов, семинаров для педагогоо.

Назови отличительные черты своего характера.

Добрая, легко прощаю. Усиленное чувство справедливости. Часто без повода могу оскорбить близкого. Скупа. Черезчур серьёзно от ношусь к камим-либо мелочам.

Если начну ссйчгс перечислять черты свчсгч характера, страницы нс хватит. И все чни -чтр ицательные.

Меня может вывести из себя абсолютно всё, зависит от ситуации.

Я разная. Мне хичеися одиночества, ни с другой стираны, не мигу без людей, друзей. .Люблю стабильность и упорядоченность.

Что тебя выводит из себя дома/ в школе?-Дома чрезмерные и лишние расспросы, непонимание моих вкусов.

Отношение родителей. То что на них нельзя даже голос повысить, или заявить своё мнение, или установить свои правила.

Если ты создашь собственную семью, что ты будешь делать по-другому, не так кактвои родители?

Впереую очередь изменю режим жизни, по-другому буду воспитывать детей, в-третъюх, заведу домашнего питомца

Очень эюоциозально, резко реагиррю на всё, чтъ происхорит покруг меня. Очень уажно <Чля меня ибщение с Чрузьяюи. Часто меняется настроение . Довенчиеа, что .мешает мне опрнЧнлитъ правЧу от неправЧы. Для меня важнн мнение Чригих. И если ово не совпаЧаот с моим, я сильно переживлю. Люблю брать на себя как можно больше отоетственотх Чел.

_________________________________^

Каждый человек догееет обо гве по-своему. Но, что стканно, я когда знакомлю^ , чувствут характер челоьеш н веду сьбя противоположно. Не могу остановиться так весли себя, тем самым отталкиваю людей.

Опиши, пожалуйста, типичный день в твоей жизни

Кровать - завтрак - душ - фхн - зеркале - лдхждо -школа-уроки - дом - метро -ДРУ-метро -наушнири - (-ом-ууроки -ужин - толевн-ор - кровтть

Веё одинаково, скучно. Ногу времени на друзей, хобби, на себя!

_____________________________________________

Лбтература

1. Белицкая ГЭ. Социольнан компетенция личности. М., 1995.

2. Кал11нина Н. В. Формирование енциа льной коыхетент-нестн кзк механитм укрепления психиче сеоео здоровья подрастающего поколетия / Н. В. Калинина // Психмлоги-ччская наисм и образованит- 2001 -N^^1.

3. Коблянская Е. в. Психологические аспекты социальной компетентности.: Автореф. дис. канд. психол. наук. -СПб., 1995.

4. Краснокутская С. Н. Социальная компетентность: понятие и характеристика / С. Н. Краснокутская // «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону»: Материалы VII региональной научно-практич. конференции. - Ставрополь, 2003.

5. Мухайлина М. Ю. Социально-психологические параметры формирования подростковой агрессивности // Психология системного функционирования личности. Саратов, 2004.

6. Михайлина М. Ю. Социальная компетентность подростка как способ преодоления кризисной ситуации / М. Ю. Михайлина // http://psyjoumals.ru/artides

7. Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989.

8. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - М.: Прогресс, 1993.

9. Туманова Е. Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. Саратов, 2002.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

11. Petermann, Peter Notz Franz, Soziale Kompetenz fur Jugendliche, Beltz Juventa, 2000.

76

Эксперимент и инновации в школе 2011/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.