Научная статья на тему 'К проблеме формирования социальной компетентности подростков в полиэтнической среде'

К проблеме формирования социальной компетентности подростков в полиэтнической среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОС / SOCIAL COMPETENCE / SOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION / MULTIETHNIC ENVIRONMENT / TOLERANCE / ETHNOS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Ираида Павловна

В статье раскрываются особенности развития социальной компетентности подростков в полиэтнической среде, которая призвана способствовать их лучшей социализации. Изучены особенности социальной компетентности детей, охарактеризованы ее компоненты, способствующие успешной социализации подростков, описаны эффективные методы развития социальной компетенции подростков с учетом особенностей их возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF ADOLESCENTS IN MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT

The article reveals the features of the development of social competence of adolescents in a multi-ethnic environment, which is designed to promote better socialization; studies the characteristics of social competence of adolescents; characterizes its components that contribute to successful socialization of adolescents; describes effective methods for the development of social competence of adolescents with consideration of the peculiarities of this age.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования социальной компетентности подростков в полиэтнической среде»

УДК 39:[364-785.14+316.64J-053.6 DOI 10.26293/chgpu.2019.103.3.032

И. П. Иванова

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье раскрываются особенности развития социальной компетентности подростков в полиэтнической среде, которая призвана способствовать их лучшей социализации. Изучены особенности социальной компетентности детей, охарактеризованы ее компоненты, способствующие успешной социализации подростков, описаны эффективные методы развития социальной компетенции подростков с учетом особенностей их возраста.

Ключевые слова: социальная компетентность, социализация, социальная адаптация, полиэтническая среда, толерантность, этнос.

I. P. Ivanova

ON THE PROBLEM OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF ADOLESCENTS IN MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article reveals the features of the development of social competence of adolescents in a multi-ethnic environment, which is designed to promote better socialization; studies the characteristics of social competence of adolescents; characterizes its components that contribute to successful socialization of adolescents; describes effective methods for the development of social competence of adolescents with consideration of the peculiarities of this age.

Keywords: social competence, socialization, social adaptation, multi-ethnic environment, tolerance, ethnos.

Актуальность исследуемой проблемы. Россия является многонациональной страной со сложившимися традициями, обычаями и своей неповторимой культурой. В ситуации ускоренных миграционных процессов, вносящих изменения в развитие личности, ее адаптацию, прежде всего социальную, люди разных возрастов испытывают большие трудности, особенно сложно проходит социализация подростков.

С одной стороны, международная интеграция - это необходимый и позитивный процесс, который влияет на познание истории, культуры, традиций других народов, стран, с другой - возникает много негативных тенденций. Многие народности, этносы теряют свою самобытность, культуру, традиции; а переселенцы сталкиваются с проблемой адаптации к среде, быту, социальным условиям. Массовая культура обедняет культуру народов, возникает проблема сохранения ее и традиций в полиэтнической среде. В такой ситуации необходимо сохранение национального языка, так как многие языки уже исчезли или находятся на грани исчезновения [6].

Образовательное пространство Российской Федерации поликультурно, любая образовательная организация включает, как минимум, пересечение двух культур: русской и местной. Современная школа представляет собой соединение различных субкультур, поэтому проблема формирования и развития социальной компетентности детей

и подростков в полиэтнической среде на данном этапе стоит особенно остро. Молодые люди должны научиться конструктивно взаимодействовать друг с другом, успешно социализироваться в изменяющемся мире.

Люди не могут жить вне общения и взаимодействия. В современном мире обостряется проблема мирного сосуществования народов. Воспитание патриотизма, национального достоинства, гражданственности должно способствовать предотвращению возникновения каких бы то ни было идей превосходства одной нации над другой; нетерпимого отношения к представителям иных национальностей, вероисповеданий; возникновения мыслей и помыслов о войне [7].

Меняются личностные особенности каждого отдельно взятого человека, в особенно сложной ситуации оказываются подростки. Подростковый возраст является кризисным, трудным, переходным, поэтому развитие социальной компетенции в поликультурной, полиэтнической среде является важным компонентом развития их личности.

Все вышеперечисленные положения и определяют актуальность данной проблемы, что и позволило определить цель нашего исследования: определение эффективных методов, способствующих развитию социальной компетентности подростков в полиэтнической среде.

Материал и методика исследований. В своей статье мы опирались на положение о влиянии социальной среды на развитие личности. Были применены методы диагностики социальной компетентности подростков. Коррекционно-развивающие и просветительские методы (тренинг для подростков и их родителей, социальное проектирование и т. д.) помогают в развитии социальной компетентности молодежи.

Результаты исследований и их обсуждение. Система обучения и воспитания в современной полиэтнической образовательной среде должна способствовать развитию социальной компетентности подростков, которая помогала бы им в социальной и психологической адаптации. Но, к сожалению, этнокультурные факторы воспитания в поликультурном мире теряют свою значимость. Эта проблема на современном этапе развития общества коснулась всех этносов.

Социализация подростков в многонациональном мире должна проходить в двух направлениях. Во-первых, у них нужно выработать позитивные установки к традициям и ценностям культуры своего народа. Человек должен чувствовать национальную принадлежность, ощущая себя частью общности, народности. Во-вторых, подростки должны научиться уважительному, терпимому отношению к культурам других национальностей [4].

Таким образом, воспитание должно быть направлено на формирование и развитие национального самосознания и механизмов психологической защиты и идентичности. Такое воспитание способствует спокойному преодолению кризисных ситуаций, без межнациональных и межрелигиозных конфликтов и расприй, без насилия. При такой системе воспитания в школах дети и подростки, независимо от национальной принадлежности, будут относиться друг к другу терпимо и уважительно. Особенно это важно для подросткового возраста, который, бесспорно, считается трудным, конфликтным, кризисным. На сегодняшний день резко увеличивается количество подростков, демонстрирующих отклоняющееся поведение. Очень часты конфликты среди подростков и на межнациональной почве [2]. К сожалению, миграционные процессы часто приводят к кризису идентичности в подростковом возрасте.

Миграционные потоки в мире стремительно растут, к 2050 г., по подсчетам аналитиков, количество мигрантов достигнет 405 млн человек, это 6 % населения мира. Таким образом, растет количество людей, которым придется переживать процессы адаптации, социализации в новых условиях.

В Советском Союзе система воспитания была ориентирована на интернационализм. Дети воспитывались в духе патриотизма, толерантного отношения к людям другой наци-

ональности, создавались многонациональные семьи, в которых рождались дети. Проблема межнационального взаимодействия и взаимоотношения тогда не стояла так остро. Анализ воспитательных планов школ того времени показывает, что они все были похожи, идентичны. В образовательных организациях функционировали КИД(ы) (клубы интернациональной дружбы), школьники вели переписку со сверстниками из других республик и стран, обменивались подарками, знакомились с их культурой. Были традиционные праздники, посвященные дружбе народов. Важным фактором воспитания дружбы между народами являлась организация помощи другим этносам. Сложных конфликтов на национальной почве не происходило. Эти процессы зачастую определяются многими объективными факторами, политикой, исторической обстановкой.

На современном этапе развития общества создается много межнациональных семей. Проблемы развития языка, национальной культуры являются важными в семейном и школьном воспитании. К сожалению, исследования последних лет показывают снижение роли семьи в воспитании детей. Г. Н. Волков отмечал важность народной педагогики, которая, по его мнению, представляет пансофию воспитания «с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой во всесилие отца, представляет собой своего рода педагогическую религию. Да и родительский дом - это своего рода храм семейной духовности, в котором домашний очаг - алтарь, дети - ангелы, мать - богоматерь, отец - „патриарх всея семьи"» [1].

Личностное развитие подростков, определение основных направлений воспитания для формирования у подростков духовно-нравственных качеств, самосознания являются актуальными и важными задачами социально-педагогической, психологической службы.

Несформированность этики межкультурного взаимодействия часто приводит к межэтническим конфликтам, жестокости, насилию [9]. Анализ проведенных исследований позволяет констатировать, что социальная компетентность позволяет избежать конфликтов на национальной почве. Учеными доказано, что подростковый возраст является сен-зитивным для развития этнической толерантности и формирования социально-значимых ценностей.

Развитие социальной компетентности является актуальным для подростков, так как она является определенной ступенью в социализации и социальной адаптации личности. Социальная компетентность - это интегративное личностное образование, которое предполагает знание об особенностях устройства общества, его законах, культуры, традиций, норм, также это умение устанавливать межличностные контакты, общаться, используя средства общения. Социальная компетентность предполагает знание о самом себе, социальных ролях, механизмах ролевого поведения. В полиэтнической среде социальная компетентность также предполагает толерантность и этническую просвещенность [3].

Понятие «социальная компетентность» является интегративным: этот феномен активно рассматривается педагогами, психологами, социологами, изучением проблемы социальной компетентности занимались ученые разных направлений: А. В. Мудрик, И. А. Зимняя, Т. Б. Беляева, Н. В. Куницына и др. Ими рассматривались не только само понятие, но и ее структура, механизмы развития.

Многие зарубежные исследователи уделяют пристальное внимание проблеме развития социальной компетентности. Т. Кавел разработал трехкомпонентную модель социальной компетентности, которая включает социальные способности, представления, достижения. Показателем и критерием являются определенные социальные достижения и результативность межличностного взаимодействия [10].

Интересной является нидерландская модель социальной компетентности, которая опирается на возрастную дифференциацию: подростку предъявляются требования социумом, обществом, и он выполняет их с учетом своих возможностей. У него развивается независимость по отношению ко взрослым, способность предвидеть последствия своего поведения, поддерживать социальные контакты, подчиняться правилам социума.

По мнению Н. В. Калининой, социальная компетентность позволяет подросткам благоприятно решать проблемы возрастного кризиса. Она определяет следующие признаки социальной компетентности:

- сформированность мотивации достижений успеха в учебной деятельности, развитие продуктивных приемов и навыков учебной деятельности;

- развитость навыков самоконтроля и саморегуляции, усвоение и соблюдение социальных норм;

- адекватная высокая самооценка;

- умение конструктивно взаимодействовать с одноклассниками, взрослыми;

- навыки преодоления трудных жизненных ситуаций конструктивным путем [5].

На наш взгляд, пока недостаточно исследований, посвященных развитию социальной компетентности подростков, а тем более в поликультурной, полиэтнической среде. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что благодаря социальной компетентности подросток может легко адаптироваться к социальной среде, быть успешным в жизни, избежать многих конфликтов, в том числе и межнациональных. Сущность его социальной компетентности также предполагает умение принимать правильные решения в сложных социальных жизненных ситуациях.

На основе теории можно сформулировать следующее понятие социальной компетентности: комплекс знаний о социальной действительности, система социальных умений, навыков и социально-личностных характеристик, уровень сформированное™ которых у каждого человека позволяет ему выстраивать свое поведение, учитывая особенности социальной ситуации, эффективно выполнять заданную социальную роль.

Развитие социальной компетентности на каждом возрастном этапе происходит по-своему. Сензитивным периодом для ее развития является младший подростковый возраст, когда у ребенка формируются устойчивые формы поведения, он активно усваивает культурные ценности, поэтому этот период стратегически важен для воспитания. Негативными факторами развития социальной компетентности подростка являются его небогатый социальный опыт, низкая социальная активность, неучастие в разных видах практической деятельности, низкий образовательный уровень его родителей [8]. У него необходимо развивать социальную компетентность, которая позволит ему решать различные сложные жизненные ситуации, конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, анализ существующих подходов к определению социальной компетентности дает нам основание определить ее как интегративное качество личности, которое включает в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в результате социализации и позволяющие адекватно адаптироваться в социуме и эффективно взаимодействовать в обществе. Социальная компетентность помогает в достаточно эффективной степени решать проблемы в социальной среде. Исходя из определения социальной компетентности, на наш взгляд, ее важными показателями в подростковом возрасте являются: коммуникативная толерантность, конструктивное взаимодействие со сверстниками, самоконтроль, саморегуляция эмоционального состояния и низкий уровень конфликтности.

Экспериментальная работа проводилась в МБОУ «СОШ № 10» г. Чебоксары: диагностическая - с учащимися 6 классов в количестве 52 человек. В школе обучаются дети разных национальностей, вынужденных переселенцев, трудовых мигрантов и т. д.

Для диагностики социальной компетентности мы использовали следующие методики: «Самооценка коммуникативной толерантности» В. В. Бойко, «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева.

Проведение данных исследований поможет нам выявить уровень толерантности и конфликтности, на основе чего нами будет проведена коррекционно-развивающая работа по формированию коммуникативной толерантности, развитию самоконтроля эмоци-

онального состояния, в частности агрессии, что будет способствовать развитию социальной компетентности.

Методика В. В. Бойко предлагает 9 несложных ситуаций взаимодействия с людьми. Полученные по ней данные свидетельствуют о том, что в обоих классах уровень коммуникативной толерантности низкий: 38 учеников (73 %), что не может не беспокоить педагогов.

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева предполагает ответы на вопросы, которые соответствуют 8 шкалам: вспыльчивости, наступательности, обидчивости, неуступчивости, компромиссности, мстительности, нетерпимости к мнению других, подозрительности. Благодаря ей мы можем определить агрессивность подростков (позитивную и негативную). Позитивная агрессивность - это сумма баллов по таким показателям, как наступательность (напористость), неуступчивость, негативная же складывается из баллов по шкалам нетерпимости к мнению других, мстительности; сумма по шкалам компромиссности, вспыльчивости, обидчивости, подозрительности дает обобщенный показатель конфликтности.

Обработка данных дала следующие результаты: у 17 учеников (32 %) позитивная агрессивность, у 35 (68 %) - негативная. В классе обобщенный показатель конфликтности большой у 36 человек, что составляет 69 %.

На наш взгляд, полученные итоги свидетельствуют о том, что у детей не сформирована социальная компетентность. Они не умеют находить выход из проблемной ситуации, создавшейся конфликтной ситуации, проявляют агрессивность, у них не развита саморегуляция, они не умеют уступать, выслушивать друг друга. Из наблюдения и беседы с классным руководителем мы выявили, что у них низкая эмпатия, они не сопереживают, не сочувствуют друг другу.

Все данные говорят о том, что необходима систематическая работа по формированию и развитию социальной компетентности. Воспитание социальной компетентности в поликультурной среде школы возможно, если подростки будут чувствовать универсальность способов познания окружающей социальной действительности вне зависимости от национальности, когда обучение и воспитание будут опираться на диалог культур на эмоциональном уровне. При соблюдении этих условий учащиеся будут знакомиться с культурой другого народа, узнавать историю и постепенно с интересом относиться к истории и традициям, а позже с уважением и к представителям этого этноса.

Совместная воспитательная работа социальных педагогов и классных руководителей должна быть направлена на формирование социальной компетентности подростков с учетом поликультурной среды.

Во-первых, требуется учет личностных достижений школьников: один стал победителем олимпиады по знанию культуры родного края, другой участвовал в викторине «Знаешь ли ты свой город?», третий был в конкурсе сочинений, посвященных героям труда и т. д. Привлечение этих учеников к организации и проведению разных воспитательных мероприятий будет очень эффективным.

Во-вторых, нужна проектная деятельность, которая является развивающим методом обучения. Благодаря ей у детей развиваются творческие, исследовательские способности, социальная активность, подростки приобщаются к практической деятельности. Например, организация конкурса социально-творческих проектов «Дружба народов», целью которого является знакомство с историей и культурой разных стран мира, способствует развитию толерантности, этнической культуры.

В его рамках каждый класс знакомился с традициями, культурой, костюмами, кухней разных народов. Любой этап проекта был полностью спланирован, и на итоговом этапе ученики продемонстрировали свои знания об этносах. У детей изменилось отношение друг к другу. Воспитательная работа проводилась совместно с педагогами, подростки изучали историю и культуру своего и соседних народов; в организации культурных

и массовых праздников участвовали и родители. Это одна из форм работы по этнокультурному просвещению и развитию социальной компетентности подростков с использованием воспитательного потенциала школы.

В-третьих, одним из самых эффективных методов в развитии социальной компетентности, на наш взгляд, являются социально-педагогические тренинги. Программа социального тренинга направлена на развитие всех показателей социальной компетентности. При составлении его программы мы руководствовались базовыми понятиями о тренинге.

Есть определенные базовые принципы тренингов: 1) прогностичность, то есть каких результатов с его помощью можно достичь; 2) рациональность (научить подростков общаться, устанавливать друг с другом доброжелательные отношения); 3) реалистичность, учет возрастных и личностных особенностей с целью достижения целей (средства достижения этих целей должны соответствовать достижению результата); 4) целостность, составляющие программы тренинга должны быть структурированы и согласованы между собой.

Основными методами социально-педагогического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра, их сочетание может быть самым разным. Усвоение различных видов социальных ролей способствует формированию гибкости ролевого поведения, развитию социальной компетентности.

Тренинговая работа особенно актуальна в подростковом возрасте: он начинает живо интересоваться собой, своим внутренним миром, его внутренние переживания и ощущения особенно значимы для него. Ведущим видом деятельности выступает общение, именно общение со сверстниками занимает основное место. К сожалению, у подростков не развиты навыки конструктивного общения. А в полиэтнической среде в общении тоже возникают большие проблемы: языковой барьер, незнание нормы общения у разных этносов, неразвитая этническая культура, неприязненное отношение к какой-нибудь этнической группе, насмешки, навешивание ярлыков и т. п. Узнать и понять себя - вот что актуально для подростка. Тренинговая работа позволяет решить вышеназванные проблемы.

Основными целями тренинговой программы являются формирование и совершенствование умений и навыков конструктивного общения, коррекция и развитие взаимоотношений с использованием этнокультурного потенциала.

Тренинг в подавляющем большинстве проводится в группе, так как групповая работа позволяет выявить особенности личности (лидер, ведомый), способствует развитию социальной компетентности.

В программу тренинга включены дискуссии, деловые и ролевые игры, моделирование различных жизненных ситуаций.

В тренинговых занятиях используются проблемные дискуссии «Межнациональная семья», «Эмигранты в моей стране», «Я - гражданин России» и пр. Благодаря таким дискуссиям у подростков изменяется отношение к иным культурам, собственная точка зрения, особенно после выслушивания мнения других сверстников, так как мнения последних в этом возрасте очень значимы. Благодаря такой работе у подростков формируется социокультурная, национальная идентичность. Формирование идентичности в подростковом возрасте стоит остро, кризис идентичности переживается глубоко, часто приводит к деструктивному поведению.

Организация рефлексии - важный этап тренинга, включает самостоятельную подготовку выступлений на темы «Люди, не принадлежащие к моей культуре, на мой взгляд...», «Если мой одноклассник другой национальности оказался в трудной жизненной ситуации, я...», в которых подростки показывают свое отношение к людям иной культуры.

Интересные результаты рефлексии продемонстрировали наши испытуемые. Анализ ответов на вопросы в ходе рефлексии показал, что 10 человек (20 %) совершенно нейтрально относятся к представителям других национальностей, 42 (80 %) - думают, что этническая принадлежность не оказывает никакого влияния на взаимоотношения и на

дружбу между ними. Этот показатель говорит сам за себя. Принятие другого человека независимо от цвета кожи, национальной принадлежности, вероисповедания - важный момент в развитии толерантности и социальной компетентности.

Мы считаем, что социально-педагогический тренинг - эффективное средство развития социальной компетентности. Он способствует личностным изменениям, которые становятся жизненными навыками, позволяющими быть успешными.

Резюме. Таким образом, социальная компетентность - это интегральное понятие, которое способствует успешной социализации подростка. Воспитательная работа по развитию социальной компетентности в поликультурной среде будет эффективной при использовании методов, направленных на этнокультурное просвещение. Эффективны использование проектной деятельности, проведение социально-педагогических тренингов, содержание которых определяется этнокультурными компонентами.

Младший подростковый возраст представляется сензитивным для развития социальной компетентности, так как он является важным периодом для личности. Социальная компетентность подростков способствует их успешной социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Г. И. Этнопедагогика. -М. : Академия, 2009. - 168 с.

2. Иванова И. П. Особенности агрессивного поведения подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017. - № 2, т. 17. - С. 102-103.

3. Иванова И. П., Патеева О. В. Формирование социально-коммуникативной компетентности школьников в условиях современной школы // Актуальные проблемы коррекционно-развиваюгцей деятельности психологов и социальных педагогов : сборник научных статей. - Чебоксары, 2012. - С. 36^3.

4. Кабардиева А. А. Воспитание социальной компетентности подростков в этнокультурной среде : дис. ... кан. пед. наук : 13.00.01. - Махачкала, 2011. - 171 с. -42 с.

5. Калинина И. В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 19.00.07. - Самара, 2006.

6. Кузнецова Л. В. Основные тенденции этнокультурного воспитания на современном этапе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 3(87). - С. 75.

7. Романова Т. В. Формирование толерантности у подростков в современных условиях // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития : сборник научных статей. - Чебоксары, 2015. - С. 82-89.

8. Самсонова Т. И. Социальная компетентность подростков: условия и технологии формирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - Сер. 12. - С. 192-197.

9. Шипова Т. В., Иванова И. П. Эмоциональная устойчивость как фактор эффективного педагогического общения // Педагогическая деятельность как творческий процесс : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В. А. Кан-Калика. - Грозный, 2016. -С. 433^39.

10. Шубникова Е. Г. Взаимосвязь саморегуляции и моделей совпадающего поведения подростков как ресурсов жизнеспособности личности // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития : сборник научных статей. - Чебоксары, 2016. - С. 322-331.

Статья поступила в редакцию 22.06.2019

REFERENCES

1. Volkov G. N. Etnopedagogika. -M. : Akademiya, 2009. - 168 s.

2. Ivanovo I. P. Osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov // Voprosy psihicheskogo zdorov'ya detej i podrostkov. - 2017. - № 2, t. 17. - S. 102-103.

3. Ivanovo I P., Pateeva О. V. Formirovanie social'no-kommunikativnoj kompetentnosti shkol'nikov vusloviyah sovremennoj shkoly // Aktual'nye problemy korrekcionno-razvivayushchej deyatel'nosti psihologov i so-cial'nyh pedagogov : sbornik nauchnyh statej. - Cheboksary, 2012. - S. 36^3.

4. Kabardieva A. A. Vospitanie social'noj kompetentnosti podrostkov v etnokul'turnoj srede : dis. ... kan. ped. nauk: 13.00.01.-Mahachkala, 2011. - 171 s.-42 s.

5. Kalinina N. V. Psihologicheskoe soprovozhdenie razvitiya social'noj kompetentnosti shkol'nikov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 19.00.07. - Samara, 2006.

6. Kuznecova L. V. Osnovnye tendencii etnokul'turnogo vospitaniya na sovremennom etape // Vestnik Chu-vashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2015. - № 3(87). - S. 75.

7. Romanova Т. V. Formirovanie tolerantnosti u podrostkov v sovremennyh usloviyah // Psihologiya i so-cial'naya pedagogika: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya : sbornik nauchnyh statej. - Cheboksary, 2015.-S. 82-89.

8. Samsonova Т. I. Social'naya kompetentnost' podrostkov: usloviya i tekhnologii formirovaniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - 2008. - Ser. 12. - S. 192-197.

9. Shipova Т. V., Ivanovo I. P. Emocional'naya ustojchivost' как faktor effektivnogo pedagogichesko-go ob-shcheniya // Pedagogicheskaya deyatel'nost' как tvorcheskij process : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 70-letiyu so dnya rozhdeniya V. A. Kan-Kalika. - Groznyj, 2016. - S. 433^139.

10. Shubnikova E. G. Vzaimosvyaz' samoregulyacii i modelej sovladayushchego povedeniya podrostkov как resursov zhiznesposobnosti lichnosti // Psihologiya i social'naya pedagogika: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya : sbornik nauchnyh statej. - Cheboksary, 2016. - S. 322-331.

The article was contributed on June 22, 2019 Сведения об авторе

Иванова Ираида Павловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: Iraarxipova@ya.ru

Author information

Ivanova, Iraida Pavlovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology and Social Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: Iraarxipova@ya.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.