Научная статья на тему 'Показатели социальной компетентности у подростков'

Показатели социальной компетентности у подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3709
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL COMPETENCE / ADOLESCENCE / DEVELOPMENT OF SKILLS / SELF-KNOWLEDGE / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Габелая Инга Валерьевна

В статье обосновывается актуальная проблема формирования социальной компетентности человека, в частности, в подростковом возрасте. Раскрывается понятие социальной компетентности как совокупности знаний и умений, необходимых современному подростку для социального взаимодействия, согласованных с набором личных качеств, обеспечивающих адаптацию личности в обществе и способствующих ее самореализации, самоактуализации и самоопределению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF SOCIAL COMPETENCE IN ADOLESCENTS

The article explains the urgent problem of the formation of human social competence, and particularly during adolescence. Explains the notion of social competence as a body of knowledge and skills necessary for modern teenagers for social interaction, consistent with a set of personal qualities that ensure adaptation of the individual in society and contributing to its realization, self actualization and self-determination.

Текст научной работы на тему «Показатели социальной компетентности у подростков»

УДК 159.922.8

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

И.В. Габелая

В статье обосновывается актуальная проблема формирования социальной компетентности человека, в частности, в подростковом возрасте. Раскрывается понятие социальной компетентности как совокупности знаний и умений, необходимых современному подростку для социального взаимодействия, согласованных с набором личных качеств, обеспечивающих адаптацию личности в обществе и способствующих ее самореализации, самоактуализации и самоопределению.

Ключевые слова: социальная компетентность, подростковый возраст, развитие способностей, самопознание, самореализация.

В отечественной педагогике понятие социальной компетентности стало рассматриваться в ходе дискуссии о качестве образования. При этом в обобщенном виде этот феномен описывается как включающий в себя различные виды готовности к определенным видам деятельности: к профессионально-трудовой деятельности; к творческой деятельности в какой-либо сфере; к созданию собственной семьи; выполнению гражданских функций и улучшению того общества, в котором ему предстоит жить; к сохранению и укреплению своего физического и психического здоровья; осознанию необходимости самоизменяться и учиться всю жизнь.

Социальная компетентность служит предметом многочисленных исследований российских и зарубежных специалистов в области образования, психологического сопровождения учебного процесса и социальной работы. Перечень основных определений социальной компетентности весьма обширен. Разнообразие таких дефиниций приводит к выводу о том, что определений социальной компетентности столько же, сколько исследователей этой проблемы.

В наиболее общем виде социальная компетентность рассматривается как уровень адаптации и готовность к эффективному выполнению заданной социальной роли. С такой точки зрения структуру социальной компетентности составляет, прежде всего, совокупность социальных знаний, умений и навыков, применяемых в базовых сферах деятельности человека. Однако перечисленные компоненты структуры компетентности могут быть дополнены другими, не менее важными составляющими.

В отечественной педагогической науке, как, впрочем, и в западноевропейской научной школе, вопросам формирования социальной компетентности в условиях профессиональной подготовки студентов и будущих специалистов уделяется особое внимание.

Детализация структуры социальной компетентности позволяет выделить в ней следующие составляющие: социальный интеллект, находящий свое выражение в понимании ситуации, гибком реагировании на нее; духовная зрелость как сложившиеся ценностные ориентации личности, ее кругозор и мотивация; социально-профессиональная зрелость как совокупность перцептивных, эмпа-тийных, коммуникативных, рефлексивных умений, владение менеджментом, информационными технологиями, иностранными языками; социально-нравственная зрелость в виде сформированной ответственности, уверенности в себе, организованности, требовательности [3, с. 216].

В случае интеграции в общую образовательную программу мероприятий, направленных на повышение социальной компетенции, у студентов формируются умения предвидеть обстоятельства, преодолевать стереотипы, корректировать представления, связанные с предстоящим трудоустройством, ориентироваться в меняющейся экономической ситуации.

В контексте выполненного нами исследования представлялось значимым провести анализ и оценку научных подходов к изучению дефиниции социальной компетентности в современной психологии и педагогике. Результаты такого анализа вполне могут быть объединены в три группы.

Первый подход рассматривает социальную компетентность в контексте процесса социализации личности, в ходе которого происходит усвоение и активное воспроизводство личностью социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, социальной группе. Такой подход чаще всего встречается в работах, ориентированных на исследование проблем социализации в школьном и юношеском возрасте. Второй подход рассматривает понятие «социальная компетентность» с позиции теории социальных ролей, которые человек выполняет в течение жизни.

Третье направление исследований в соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского определяет социальную компетентность личности как продукт социальной ситуации развития - специфической системы отношений среды и субъекта, отраженной в его переживаниях и реализуемой в совместной деятельности с другими людьми.

При исследовании так называемой «терминологической проблемы» обращает на себя внимание, что: во-первых, существует множество определений понятия и термина «социальная компетентность» и нет окончательного, общепринятого; во-вторых, это понятие достаточно полно и адекватно может быть описано и охарактеризовано на междисциплинарном уровне, поскольку оно обладает очевидной полифункциональностью; в-третьих, в качестве ключевых таксономических оснований при формулировании дефиниций в большинстве определений используются дескрипторы «способности», «готовность», «знания», «умения», «навыки», «опыт деятельности» и т. п.; в-четвертых, более полная характеристика понятия «социальная компетентность» должна включать в себя когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие.

С позиций экзистенциального подхода в современной психологии социальная компетентность определяется содержанием интегративных характеристик личности и проявляется в совокупности знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, а также согласованностью психологических качеств и свойств человека, например, толерантности, резистентности, уровня притязаний и ожиданий, обеспечивающих интеграцию личности в обществе и способствующих ее самореализации, самоактуализации и самоопределению.

Социальная компетентность личности обеспечивает соответствие толерантности как понимания отличающегося образа жизни, поведения, мнений, идей и верований, и резистентности как устойчивости к неблагоприятным факторам внешнего воздействия, сохранения своих жизненных ориентиров. Кроме того, важное место занимают показатели соответствия / несоответствия системы ожиданий или требований окружения личности относительно норм исполнения предписываемых ей социальных ролей и уровня притязаний личности в новых социальных ситуациях.

Поэтому социальная компетентность должна определяться, по нашему мнению, как совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и как согласованность психологических качеств и свойств человека, обеспечивающих адаптацию личности в обществе. В числе таких важнейших качеств и свойств следует выделить, прежде всего, толерантность, адаптивность, притязания и резистентность.

Отметим, что социальная компетентность необходима прежде всего лицам молодого возраста для успешного самоопределения в мире труда, непрерывного образования, межличностных и общественных отношений. Значимость и актуальность этой проблемы всегда рассматривалась в отечественной психологии [1, с. 66].

Определение подходов к пониманию социальной компетентности у подростка как субъекта социализации и социального взаимодействия и как субъекта коллектива должно опираться на выявление общих показателей этой их характеристики.

Одним из классических положений в психологии подросткового возраста является представление о том, что развитие социальной компетентности подростков обусловлено потребностью в самоутверждении, самоопределении и включает развитие качеств личности, способствующих общению, развитию социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей и полоролевых стереотипов. Кроме того, развитие социальной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умению дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтролю и самомотивации [4].

Краткие сообщения

Развитие собственной социальной компетентности - достаточно трудная задача для подростков, поскольку высокая потребность подростков в общении вступает в противоречие с элементарным неумением общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.

Другая важная проблема подросткового возраста в контексте развития социальной компетентности - отказ подростка от накопленных ранее представлений о себе. Формирование у подростка субъективной картины мира и представления о месте своего «Я» в ней происходит путем взаимодействия с другими людьми. Именно таким способом - в ходе деятельности, общения, - он приобретает «новую» систему ценностей через оценки и мнения других людей. Стремление оценивать себя по объективным критериям, интерес к себе как к равноправному члену общества, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на реальных и потенциальных достижениях подростка, выстраивание социально одобряемого идеального «Я» способствуют его социализации и развитию социальной компетентности. Как следствие, формируется адекватная самооценка и уровень притязаний школьника [4, с. 47-51].

Одним из центральных моментов в развитии подростка становится формирующееся чувство «взрослости», которое определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие взрослого человека, и составляет основу формирования ответственности - важнейшей характеристики личности, отличающей социально зрелую личность от социально незрелой. Именно ответственность является основой для развития социальной компетентности [2, с. 16-21].

В наиболее обобщенном виде можно выделить следующие группы показателей формирования и развития социальной компетенции у подростков:

1. Социальная ответственность, эмоциональная устойчивость, социабельность, личностная активность, адекватная самооценка, волевой контроль, уверенность в себе, толерантность, мотивация достижения.

2. Анализ ситуации взаимодействия

людей; правильная оценка вербальной и невербальной экспрессии во взаимодействии с другими людьми; предвидение последствий деятельности и поведения, как своего, так и других; понимание логики социального взаимодействия; конструктивное взаимодействие с окружающими; коммуникативный контроль; общительность; организация продуктивной, социально-ориентированной деятельности.

3. Знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности, о девиантности поведения, о сущности здорового образа жизни; знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе,

4. Наличие и уровень развития представленных выше характеристик социальной компетентности у себя; знания о способах взаимодействия людей в обществе, наличие жизненных ориентаций и целей; принятие здорового образа жизни.

К показателям социальной компетентности у подростков, появляющихся преимущественно в группе сверстников, следует отнести адекватный уровень системы притязаний; готовность к самоопределению; отсутствие барьеров в общении со сверстниками; социальную активность, включающую в себя готовность к усвоению социальных норм; реализацию уже сложившегося социального опыта в осуществлении личностного выбора и включенность в разнородную практическую деятельность.

Литература

1. Бодалев, А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалев. - М. : «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО, «Мо-дек», 1996. - С. 66.

2. Калинина, Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н.В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4.

3. Петровская, Л.А. Компетентность в

общении: Социально-психологический тре-

нинг /Л.А. Петровская. - М., 1989. - С. 216.

4. Учурова, С.А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С.А. Учурова // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - № 50. - С. 47-51.

Г абелая Инга Валерьевна, педагог-психолог, ГБОУ ЦО «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», [email protected]

INDICATORS OF SOCIAL COMPETENCE IN ADOLESCENTS

I. V. Gabelaya, St. Petersburg City Palace of Youth Creativity, St. Petersburg, Russian Federation, [email protected]

The article explains the urgent problem of the formation of human social competence, and particularly during adolescence. Explains the notion of social competence as a body of knowledge and skills necessary for modern teenagers for social interaction, consistent with a set of personal qualities that ensure adaptation of the individual in society and contributing to its realization, self actualization and self-determination.

Keywords: social competence, adolescence, development of skills, self-knowledge, self-actualization.

Поступила в редакцию 17 августа 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.