PSYCHOLOGIGAL SCIENCES
ON THE PROBLEM OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF THE TEENAGER IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT Kulikova T. (Russian Federation) К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ Куликова Т. И. (Российская Федерация)
Куликова Татьяна Ивановна /Kulikova Tatyana — кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула
Abstract: the social situation is characterized by the intensity ofmodern Russia of ethnic migration. The most acute problems in the field of dialogue between representatives of different nationalities occur in children during adolescence. To the psychological and pedagogical theory and practice there is a problem of identity formation, capable of successfully operating in a non-homogeneous ethnic environment, i.e. has a high level of social competence. However, there are practically no work, revealing and substantiating the role of the social competence of the teenager as a resource to overcome the ethnic conflicts in a multicultural environment.
Аннотация: социальная ситуация современной России характеризуется интенсивностью этнической миграции. Наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте. Перед психолого-педагогической теорией и практикой встает проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, т. е. обладающей высоким уровнем социальной компетентности. Однако при этом практически отсутствуют работы, раскрывающие и обосновывающие роль социальной компетентности подростка как ресурса преодоления конфликтов на этнической почве в условиях поликультурной среды.
Keywords: multicultural background, teenager, social competence.
Ключевые слова: поликультурная среда, подросток, социальная компетентность.
Социальная ситуация современной России характеризуется интенсивностью этнической миграции. Усиление миграционных потоков из бывших республик СССР приводит к росту социальной напряженности и этнических конфликтов. Взаимная непримиримость, нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают в школу. Многие школы этнически перемешаны, имеют очень разный этнический состав. Дети часто не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей особой логикой мышления и поведения. Неприязнь определенной группы школьников к какой-то этнической общности, начинает проявляться в насмешках, прозвищах, кличках, которые с трудом переносятся людьми из-за культурных различий. В связи с этим, существует высокий риск возникновения конфликтов на этнической почве. Особенно ярко это проявляется в ситуации, в которую включены подростки - ведь для данного возраста характерно экспериментирование, поиск различных способов разрешения сложностей и реализации своих интересов. «Подростковый синдром» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к всплеску межэтнической конфликтности [2].
Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и социальной нестабильности. В США, Канаде, Австралии, во многих полиэтнических странах Европы существуют специальные этнопсихологические консультационные службы, которые занимаются, в частности, вопросами предупреждения различных этнических конфликтов. Данные этносоциологических исследований свидетельствуют, что этничность в полиэтнических государствах возрастает в условиях социально-экономических кризисов и политических напряжений [4].
В настоящее время эти проблемы являются приоритетными в деятельности международных государственных и общественных организаций (ООН, ЮНЕСКО). Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую
взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. Для Российской Федерации проблема конфликтов на этнической почве - одна из наиболее серьезных.
Это подтверждается многочисленными исследованиями социально-психологических особенностей групп (этнических общностей) и межгруппового (межэтнического) взаимодействия (В. С. Агеев, Г. М. Андреева, П. Н. Шихирев, Б. Н. Поршнев, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, С. Московичи и др.). Решению вопроса о мере соотношения национальной и интернациональной направленности в межличностном и межгрупповом общении, учебно-воспитательном процессе посвящены работы
A. В. Мудрика, А. А. Сусоколова и др. Доказано, что подростковый возраст является наиболее сензитивным к усвоению социально значимых ценностей (Д. И. Фельдштейн, 1989) и формированию толерантности (П. В. Степанов, 2001). Достаточно обстоятельно изучена психологами проблема этнической идентичности в подростковом возрасте, о чем свидетельствуют работы таких авторов, как Т. Г. Стефаненко, О. Л. Романова, Е. М. Галкина, И. А. Снежкова, В. П. Левкович, Л. Д. Кузмицкайте и др. Многие исследователи занимаются изучением этнической толерантности подростков (В. Б. Новичков, П. В. Степанов, З. Ф. Мубинова, Н. П. Едыгова).
Психолого-педагогические аспекты проблемы межэтнических подростковых конфликтов изучаются в рамках таких феноменов, как «адаптация», «социализация», «компетенция». Высокий интерес государства к теме формирования социально-компетентной личности в системе образования обозначен в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, Национальной доктрине образования России на 2000-2025 гг., Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования поставлены задачи социализации личности, обеспечивающей приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к базовым ценностям отечественной и мировой культуры; овладения школьниками универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития [1].
Анализ и обобщение этих исследований позволяет констатировать, что вопросы о роли социальной компетентности как ресурса преодоления подростковых конфликтов на этнической почве в поликультурной образовательной среде, подходы к трактовке социальной компетентности подростка применительно к межэтническому взаимодействию и технологии ее формирования изучены не в полной мере. Сохраняется традиция определения социальной компетентности как совокупности усвоенных знаний, умений, навыков, шаблонов, стереотипов, моделей поведения (В. Н. Келасьев,
B. Н. Куницына, У. Пфингстен, Р. Хинтч, К. Рубин, Л. Роуз-Крэснор, В. Слот, Х. Спаниярд). В отечественных исследованиях социальная компетентность рассматривается как интегративная характеристика современного человека (О. К. Крокинская, Л. А. Баранова, В. Н. Куницына и др.), а ее воспитание выступает как один из важнейших факторов социализации (А. О. Бороноев, В. П. Воробьев, М. С. Комаров, А. В. Мудрик и др.). При этом социальная компетентность личности не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, в которой эта личность формируется, от условий и специфики этнокультурной среды.
В современной социально-педагогической науке рассматриваются различные аспекты формирования социальной компетентности (Е. В. Коблянская, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.). В некоторых исследованиях освещены вопросы структуры, методики, диагностики социальной компетентности, пути и средства ее формирования: у дошкольников (Н. И. Белоцерковец, О. В. Казанцева), младших школьников, подростков (Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова, Ю. А. Тюменева), юношей (М. В. Ерохова, Г. И. Марасанов, Н. А. Рототаева), учащейся молодежи (С. С. Бахтеева, Е. О. Казаков, О. В. Колобова, Н. А. Лупанева и др.); в учреждениях большого города, в сельской местности (В. М. Басова, В. В. Цветков), воспитанников детского дома (Т. И. Шульга); детей-сирот (О. В. Казанцева), в специальных школах (Л. М. Иванов, Е. В. Конева, Н. В. Москаленко, А. М. Щербакова).
Проведенный анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что в науке имеются существенные предпосылки для специального исследования социальной компетентности подростков как ресурса преодоления межэтнических конфликтов в условиях поликультурной образовательной среды, технологий ее формирования, обеспечивающих создание благоприятного климата межэтнического взаимодействия [3].
Обращение к проблеме социальной компетентности можно увидеть и в работах зарубежных исследователей. Так, в англоязычной литературе прагматическая модель социальной компетентности представлена как способность выбирать и достигать желаемых и доступных целей путем обретения контроля над эмоциями и поведением индивида через понимание, установку контактов и влияние на окружающих (М. Форверг; X. Шредер). М. Аргайл, рассматривая понятие социальной компетентности, называет следующие компоненты: а) социальная сенситивность (имеется в виду точность социальной перцепции); б) основные навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для
104
профессионалов); в) навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций; г) равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности.
Некоторыми современными зарубежными учеными (К. Х. Рубин и Л. Роуз-Крэснор) понятие «социальная компетентность» определяется и как способность достигать собственных целей в процессе взаимодействия с другими людьми, сохраняя с ними хорошие отношения в любой ситуации; и как способность индивида эффективно и адекватно решать различные возникающие проблемные ситуации (А. Голфрид, Р. Дзурилла); и как способность использовать личностные ресурсы, а также ресурсы социального окружения с целью достижения хороших результатов в развитии (С. Уотер, Р. Сроуф).
Т. Кавел предлагает трехкомпонентную модель социальной компетентности, состоящую из социальных способностей, представлений и достижений. Критерием социальной компетентности выступает результативность межличностного взаимодействия, социального достижения.
Социальная компетентность, по У. Пфингстен и Р. Хинтч, предполагает «владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий».
В нидерландской модели социальная компетентность рассматривается с учетом возрастной дифференциации, как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку в данный возрастной период со стороны общества, среды, в которой он живет, и его возможностями (В. Слот, Х. Спаниярд). Данная модель ориентирована на развитие социальной компетенции и опирается на обладание человеком достаточным объемом навыков, с помощью которых он может адекватным образом выполнять возрастные задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни. При этом задачи - это то, с чем сталкивается человек в своих взаимодействиях с социумом. Применительно к подросткам они выглядят следующим образом: рост независимости по отношению к родителям (воспитателям); умение пользоваться самостоятельно средствами инфраструктуры, делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для других, предвидеть возможные последствия собственных действий и поведения, поддерживать социальные контакты, подчиняться правилам, установленным в социуме.
Исходя из того, что в подростковом возрасте формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, образуется тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, задача формирования социальной компетентности подростка на данном этапе онтогенеза становится особенно актуальной [2].
Литература
1. Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 42-57.
2. Куликова Т. И. Подготовка студента-психолога к работе по профилактике межэтнических подростковых конфликтов / Концепт // Науч.-метод.электр. журнал, 2013. № 04 (апрель). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13086.htm/ (дата обращения: 18.01.2017).
3. Куликова Т. И. К проблеме социокультурных детерминат среды в развитии самосознания подростков Письма в Эмиссию. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. ОПб., 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1753 .htm/ (дата обращения: 18.01.2017).
4. Михайлина М. Ю. Социальная компетентность подростка как способ преодоления кризисной ситуации // Проблемы социальной психологии личности. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30325. shtml/ (дата обращения: 18.01.2017).