первенства Европы и 2 чемпиона Мира среди студентов [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 7 / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1972. - С. 245-246.
2. ВИСИ - ВГАСУ: САМБО. ПЕРСОНАЛИИ : справочник - альбом спортсменов, достигших результатов выше областного уровня за 70 лет 1947-2017 / сост. Г.П. Галочкин, А. А. Лукин ; под общей ред. Г.П. Галочкина ; Воронежский гос. технич. ун-т. - Воронеж : [б.и.], 2017. - 43 с.
3. Галочкин, Г.П. Система подготовки самбистов в ВИСИ - ВГАСУ : монография / Г.П. Галочкин ; Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. - Воронеж : [б.и.], 2010. - 408 с. - ISBN 978-5-89040289-9.
4. Обучение тактической грамотности студентов, занимающихся борьбой самбо : методические рекомендации / сост. Г.П. Галочкин ; Воронеж. гос. арх. строит. ун-т. - Воронеж : [б. и.], 2009. - 35 с.
5. Шестаков, В.Б. Самбо - наука побеждать. Теоретические и методические основы подготовки самбистов : учебное пособие / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина, Ф.В. Емельяненко. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 224 с. - ISBN 978-5-373-04863-7.
REFERENCES
1. Ed. Prokhorov, A. M. (1972), Great Soviet encyclopedia, Soviet encyclopedia, Moscow, Vol. 7, pp. 245-246.
2. Galochkin G.P. and Lukin, A.A. (2017), VISI- VGASU: SAMBO. PERSONALITIES : guide -album-athletes achieved above the regional level for 70 years 1947-2017, VGTU, Voronezh.
3. Galochkin, G.P. (2010), System of preparation of sportsmen in VISI - VGASU : monograph, Voronezh, ISBN 978-5-89040-289-9.
4. Ed. Galochkin, G.P. (2999), Training tactical literacy of students engaged in struggle of Sambo-wrestling : guidelines, Voronezh.
5. Shestakov, V.B., Eregina, S.V. and Emelyanenko, F.V. (2012), Sambo - the science of winning. Theoretical and methodical bases of preparation of athletes : textbook, OLMA Media Group, Moscow, ISBN 978-5-373-04863-7.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2017
УДК 796.011.3
РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Анатолий Петрович Матвеев, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II; Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, Московский архитектурный институт, г. Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет
Аннотация
Проблема силовой подготовки подрастающего поколения всегда представлялась, как одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике физического воспитания. В последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция в снижении уровня развития качества силы у современных старшеклассников. Современные научные исследования по вопросам повышения эффективности педагогического процесса по предмету «Физическая культура», обосновывают положения о целесообразности включения в физическую подготовку старшеклассников нетрадиционных систем физического воспитания, включая, в том числе, и атлетическую гимнастику.
Ключевые слова: старшеклассники, атлетическая гимнастика, силовые способности, методика, физическая подготовленность.
DEVELOPING SENIOR SCHOOL STUDENT'S PHYSICAL POWER ABILITIES AT LESSONS OF PHYSICAL CULTURE BY ATHLETIC GYMNASTICS RESOURCES
Anatoliy Petrovich Matveev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Failia Ravilievna Sibgatulina, the candidate of pedagogical science, professor, Moscow State University of Railway Engineering, Moscow; Nataliya Grigoryevna Puchkova, the senior lecturer, Moscow Architectural Institute, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military science, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow
Annotation
The physical power abilities preparing difficulty has being presented as one of the most actual problem at theory and practice of physical culture. At lasting tenth there is observed a tendency in lacking the level of the physical quality "power" at graduate schoolers. The modern scientific research covering the issues of the pedagogical process efficiency improving in discipline "Physical culture" proves the provisions of expediency to include into the senior schoolers physical preparing of the non-traditional physical education systems, such as athletic gymnastic, for example.
Keywords: high school students, athletic gymnastic, power physical quality, method, physical readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на относительно большое количество исследований, посвященных развитию силовых способностей учащихся в период школьного образования, данная проблема, тем ни менее, далека от своего практического разрешения.
В современной литературе по вопросам целенаправленного развития силовых способностей учащихся общеобразовательной школы предлагаются различные педагогические подходы и технологии, основанные преимущественно на использовании традиционных средств и методов [2, 4, 7]. Как правило, в качестве базовых средств воздействия, рекомендуются упражнения с относительно небольшими отягощениями, ориентированными на развитие основных мышечных групп. В качестве отягощения выступают упражнения, отягощенные весом собственного тела занимающегося.
Эффективность атлетической гимнастики, в конструкции оздоровительной направленности, объясняется повышенным интересом современных школьников к занятиям по развитию собственного телосложения, возможности придать ему современные «модные» формы. Как результат этого, во многих образовательных школах Российской Федерации стали открываться тренажерные залы, отмечается постоянное увеличение числа учащихся их посещающих [8].
К сожалению, в результате анализа специальной литературы выявлено, что занятия атлетической гимнастикой с использованием тренажерных устройств преимущественно ориентированы на формирование атлетической формы телосложения, и гораздо в меньшей степени - на развитие силовых способностей. При этом, результаты многих исследований показывают, что большинство методик направлены на развитие мышечного рельефа, что по своей природе, мало содействуют эффективному развитию качества силы. Становится очевидным, что для развития силовых способностей учащихся на основе средств и методов атлетической гимнастики необходима «интегративная» методика, позволяющая с одной стороны учитывать интересы учащихся в формировании собственного телосложения, а с другой стороны осуществлять целенаправленное развитие силовых способностей [1, 3]
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Педагогический эксперимент проводился в течение трех четвертей учебного года на спортивной базе общеобразовательной школы г. Москвы, и был направлен на
апробацию средств атлетической гимнастики, проверку эффективности экспериментальной методики по развитию силовых способностей старшеклассников. Уроки проводились согласно расписанию. В контрольной группе содержание занятий соответствовало программе физического воспитания [5], в экспериментальной - с применением комплексов упражнений силовой направленности. В основу экспериментальной методики были положены комплексы упражнений по атлетической гимнастике из программы по физической культуре для учащихся 5-11 классов [8]. Применялся метод круговой тренировки.
Во время педагогического наблюдения осуществлялся контроль за функциональным состоянием учащихся во время занятий атлетической гимнастикой, коррекцией объема и интенсивности физических нагрузок. Текущее состояние занимающихся оценивалось по внешним признакам (изменение цвета кожаного покрова, интенсивность потовыделения и др.) и по результатам опроса о самочувствии (появление чувства тяжести в разных частях тела, чувства чрезмерной усталости, болевых ощущений в мышцах и др.).
Педагогическое тестирование проводилось с целью выявления эффективности экспериментальной методики развития силовых способностей учащихся, определения приростов их показателей под влиянием регулярных занятий атлетической гимнастикой. В число основных тестов, использованных в исследовании, входило: подтягивание на перекладине; подъем туловища из положения лежа; сгибание рук из упора на гимнастических брусьях; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; приседания из положения стоя.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научно доказано, что старший школьный возраст является весьма благоприятным для организации и проведения процесса физической подготовки, включающего в себя развитие основных физических качеств, в том числе и качества сила. Как следствие, этого, одной из задач нашего исследования являлось определение возрастных особенностей развития физических качеств у учащихся старших классов и сравнение полученных данных с данными требованиями школьной программы [6].
В начале педагогического эксперимента проводилось тестирование физических качеств у учащихся 10-11 классов. Основные тестовые упражнения были ориентированы на измерение показателей силы разных мышечных групп при работе в разных режимах нагрузки. Из полученных результатов показано, что достоверных различий между испытуемыми контрольной и экспериментальной групп не выявлено. Полученные данные свидетельствуют о репрезентативности обеих групп. Полученные данные мы сравнили с данными В. И. Ляха, представленными в школьной программе по физическому воспитанию, а также возрастных норм, представленных в работах этого же автора (таблица 1).
Таблица 1 - Показатели силовой подготовленности юношей, принявших участие в экспе-зименте и показатели норм для юношей данной возрастной группы (по В.И. Ляху, 2004)
Тесты Результат
Участники эксперимента Возрастные нормы
Подтягивание из виса на гимнастической перекладине (кол-во раз) 5,6±0,39 8-9
Отжимание от пола, в упоре лежа (кол-во раз) 16,9±0,87 18-20
Сгибание и разгибание рук из упора на гимнастических брусьях (кол-во раз) 5,5±0,32 6-8
Подъем туловища из положения, лежа на полу (кол-во раз) 23,0±0,87 28-32
Приседание с вынесением рук вперед за 30 с (кол-во раз) 21,7±0,54 25-30
Из данных таблицы 1 следует, что юноши, участвующие в эксперименте, отстают от возрастных норм для своей возрастной группы практически по всем показателям. Данное обстоятельство на наш взгляд может быть вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, в нашем исследовании, тестирование проводилось в начале учебного года, в то время, как в школьных программах нормативы сдаются на его окончании. Во-вторых, возможно действительно, участники нашего эксперимента отстают от нормативных требований школьной программы и тогда, наши исследования подтверждают актуальность
изучения проблемы развития силовых способностей юношей старшего школьного возраста.
Нами проведено тестирование силовой подготовленности учащихся контрольной группы в начале и конце педагогического эксперимента. Полученные результаты показали, что за период педагогического эксперимента у школьников контрольной группы показатели силовой подготовленности существенно увеличились. Наибольшие приросты в этой группе наблюдаются по показателям развития мышц верхнего плечевого пояса. В тесте «подтягивание из виса» прирост показателей составил в среднем около 55%, наименьших приростов учащиеся контрольной группы достигли в тесте «подъем туловища из положения, лежа на полу», средний прирост по группе составил около 10%, зафиксированные приросты у юношей контрольной группы достоверны.
Представленные данные позволяют предположить, что стандартное программное содержание позволяет активно воздействовать на мышцы сгибатели верхнего плечевого пояса, развитие мышц брюшного пресса происходит менее заметно, по сравнению с развитием силы других мышечных групп. По показателям развития мышц нижних конечностей приросты более существенны чем, для мышц брюшного пресса, но на значительно меньше, чем для мышц сгибателей верхнего плечевого пояса.
Полученные данные не позволяют согласиться с тем, что содержание программы [5], рекомендованной Министерством образования и науки России, оказывает всестороннее воздействие на развитие основных мышечных групп учащихся старшего школьного возраста.
Вместе с тем, если сравнить полученные результаты юношей контрольной группы с результатами возрастных норм, которые даются в программе [5], то оказывается, что содержание этой программы позволяет учащимся выполнять заданные нормативы силовой подготовки (таблица 2). Из данных таблицы следует, что к концу педагогического эксперимента, юноши контрольной группы выполнили, практически, все нормативы силовой подготовки по сравнению с началом эксперимента. Исключение составил тест приседания за 30 секунд.
Таблица 2 - Сравнительные данные показателей силовой подготовленности юношей контрольной группы в конце педагогического эксперимента и возрастных норм по программе В.И. Ляха
Тесты Результат
Участники эксперимента Возрастные нормы
Подтягивание из виса на гимнастической перекладине (кол-во раз) 8,7±0,54 8-9
Отжимание от пола, в упоре лежа (кол-во раз) 19,2±0,33 18-20
Сгибание и разгибание рук из упора на гимнастических брусьях (кол-во раз) 6,3±0,22 6-8
Подъем туловища из положения, лежа на полу (кол-во раз) 25,2±0,43 28-32
Приседание с вынесением рук вперед за 30 с (кол-во раз) 25,0±0,43 25-30
Данные экспериментальной группы, полученные в начале и конце педагогического эксперимента, показывают, что за период педагогического эксперимента у школьников экспериментальной группы показатели силовой подготовленности существенно увеличились по всем тестовым упражнениям. Наибольшие приросты в экспериментальной группе отмечаются у старшеклассников по показателям развития мышц верхнего плечевого пояса. Об этом, свидетельствуют показатели теста на «подтягивание туловища из виса», где прирост показателей составил в среднем около 109%. Вместе с тем, как и у учащихся контрольной группы, наименьшие приросты отмечаются в упражнении «подъем туловища из положения лежа». Прирост по данному показателю составил в экспериментальной группе всего лишь 17%
Внедрение экспериментальной методики оказывает существенное воздействие на развитие мышц сгибателей и мышц разгибателей верхнего плечевого пояса. Все зарегистрированные приросты в исследованных показателях, произошедшие за период
педагогического эксперимента были достоверны. В таблице 3 представлены данные показателей силовой подготовленности юношей, зарегистрированные нами по окончанию педагогического эксперимента.
Таблица 3 - Показатели силовой подготовленности юношей 10-11 классов контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) в конце формирующего эксперимента_
Тесты Результат (Х±т) Достоверность различий
КГ ЭГ
Подтягивание (кол-во раз) 8,7±0,54 11,5±0,65 Р <0,05
Отжимание от пола (кол-во раз) 19,2±0,33 25,0±1,1 Р <0,05
Сгибание и разгибание рук из упора на гимнастических брусьях (кол-во раз) 6,3±0,22 11,5±0,76 Р <0,05
Подъем туловища (кол-во раз) 25,2±0,43 28,1±0,65 Р <0,05
Приседание за 30 с (кол-во раз) 25,0±0,43 28,9±0,32 Р <0,05
Из данных представленных в таблице видно, что в конце эксперимента результаты у юношей экспериментальной группы по всем показателям силовой подготовленности оказались достоверно выше, чем в контрольной группе (р <0,05).
При этом следует отметить, что уровень величин исследуемых показателей у юношей экспериментальной группы значительно превосходит не только, величины в контрольной группе, но и величины, которые устанавливаются возрастными нормативами. У юношей контрольной группы превышение возрастных нормативов находится в диапазоне от 2,5% до 14,3%, то в экспериментальной группе от 12,4% до 23,1%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо отметить, что развитие силовых способностей юношей старшего школьного возраста одна из центральных проблем теории и методики физического воспитания подрастающего поколения, разрешение которой лежит в плоскости создания новых методик и технологий физического воспитания, ориентирующихся на интересы занимающихся.
Старший школьный возраст по своим физиологическим, анатомическим и функциональным характеристикам является благоприятным для развития силовых способностей юношей. При этом, эффективность процесса силовой подготовки значительно повышается если учитывать возрастные интересы и потребности учащихся в предмете занятий физической культурой. Установлено, что современные юноши относятся с большим интересом к занятиям атлетической гимнасткой, ориентированной на формирование их телосложения, и, следовательно, последняя может явиться предметом и базовым средством активного включения юношей в процесс их физической подготовки, обеспечивать целенаправленное развитие их силовых способностей.
Применение экспериментальной методики, базирующейся на единстве использования традиционных средств и средствах атлетической гимнастики, позволяет повысить уровень силовых способностей юношей старшего школьного возраста по отдельным показателям на 17-110%, в то время как традиционная методика позволяет повысить показатели силовых способностей в среднем на 2,5- 24,0%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамишвили, Г.А. Основные направления дифференцирования физического воспитания учащихся в общеобразовательном учебном заведении / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов // Научный поиск. - 2015. - № 1 (15). - С. 67-70.
2. Дворкин, Л.С. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 717 лет / Л.С. Дворкин, С.В. Новаковский, С.В. Степанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 3. - С. 29.
3. Карпов, В.Ю. Методология построения должных норм физической подготовленности юных спортсменов / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, Е.Е. Колесникова // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития : международная научно-практическая конференция. -
М. : ООО "АР-Консалт", 2015. - С. 120-124.
4. Карпов, В.Ю. Методика использования тренажерных средств в оздоровительной системе подготовки женщин / В.Ю. Карпов, И.П. Мелешкин // Научные преобразования в эпоху глобализации : международная научно-практическая конференция. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 7779.
5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / под ред. В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2006. - 127 с.
6. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методы развития / В.И. Лях. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
7. Содержание понятия «Здоровьесберегающие технологии» в контексте современного школьного образования / А. П. Матвеев, А. С. Махов, В. Ю. Карпов, А. В. Корнев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 59-61.
8. Физическая культура. 5-11 классы. Базовый и профильный уровни / под общей ред. А.П. Матвеева - М. : Просвещение, 2008. - 143 с.
REFERENCES
1. Abramishvili, G.A. and Karpov, V.Yu. (2015), "The main directions of differentiation of physical training of pupils in general education educational institution", Scientific search, No. 1., 67-70 pp.
2. Dvorkin, L.S., Novakovsky, S.V. and Stepanov S.V. (2003), "Age features of development of power opportunities of school students of 7-17 years", Physical culture: education, education, training, No. 3, pp. 29.
3. Karpov, V.Yu., Eremin. M.V. and Kolesnikova, E.E. (2015), "Methodology of young sportsmen's proper standards of physical readiness", Science, education, society: Actual questions and perspectives, International science and practice conference, "AR-Consult" Ltd, Moscow, pp. 120-124.
4. Karpov, V.Yu. and Meleshkin, I.P. (2016), "Method to use of training means in an improving training system of women", Scientific transformations to a globalization era. International scientific and practical conference, Aeterna, Ufa, pp.77-79.
5. Ed. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A.A. (2006), The comprehensive program of physical training of pupils of 1-11 classes, Textbook, Education, Moscow.
6. Lyakh, V.I. (2000), Moving abilities of school students: bases of the theory and development methods, Terra-Sport, Moscow.
7. Matveev, A.P., Makhov, A.S., Karpov, V.Yu. and Kornev, A.V. (2016), "Content of the concept "Health Saving Technologies" of a context of modern school education", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp.59-61.
8. Ed. Matveev, A.P. (2008), Physical culture 5-11 classes. Basic and profile levels, Textbook, Education, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.12.2017
УДК 794.1
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ШАХМАТАМИ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: АНАЛИЗ ОПЫТА УЧЁНЫХ И ПРАКТИКОВ
Анастасия Вячеславовна Махова, аспирантка, Российский государственный социальный университет г. Москва
Аннотация
В статье проанализированы основные научные труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам влияния занятий шахматами на развитие психических качеств человека, рассмотрены основные направления и формы развития психических качеств студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами шахмат.
Ключевые слова: шахматы, развитие психических качеств, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды.