BILLIARDS AS AN INNOVATIVE DIRECTION OF EDUCATIONAL PROCESS ON DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"
A.V. Titovskiy
Developed and tested new educational-methodical complex of the discipline "Physical culture" in "Billiards" on the basis of OVO "REUthem. G. V. Plekhanov".
Key words: educational standard, educational direction "Billiards", physical activity of students.
Titovskiy Alexander Viktorovich, candidate of biological Sciences, associate professor, A VTitovskiy@yandex. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Economics named after G.V. Plekhanov
УДК 796.011
ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ФИТНЕС В ФИЗИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Т.Н. Шутова
Представлена модель интеграции традиционных видов спорта и фитнеса в физическом воспитании студентов экономического вуза, модель позволяет объединять целевые установки, применяемые средства физического воспитания в повышении физической подготовленности, развитии индивидуально-ориентированного подхода и формировании фитнес-культуры, коррекции телосложения, подготовки к повседневной жизнедеятельности. В рамках исследования проведен педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность модели в течение одного учебного года на примере студентов первого курса.
Ключевые слова: студенты, дисциплина физическая культура, фитнес, интеграция, физическая подготовленность.
Одной из приоритетных задач физического воспитания в вузе является сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование ценности здорового образа жизни, мотивации к занятиям физической культурой. Однако необходима модернизация, осмысление компонентов, содержания, ценностных ориентиров, направленности, задач, форм, методов физического воспитания, педагогических технологий, способных гарантировать соматическое воспитание в виде улучшения функционального состояния, физической подготовленности и формирования ценностного отношения студентов к своему телу [2-4].
Вместе с тем возникает проблема интеграции традиционных видов спорта и инновационных средств фитнеса. С одной стороны, должны решаться задачи совершенствования знаний, двигательных навыков и умений в базовых видах спорта - развития физической подготовленности и
сохранения культурных традиций физической культуры, с другой, должны применяться современные, инновационные, личностно-ориентированные, эмоционально-привлекательные программы физического воспитания, позволяющие эффективно совершенствовать функциональное и физическое состояние студентов. В связи, с чем необходимо найти разумное сочетание гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр, плавания, единоборств и различных направлений фитнеса.
Само понятие фитнес представляет собой направление оздоровительной физической культуры (Сайкина Е.Г., 2012), совокупность передовых технологий, средств, методов, форм и современного оборудования способствующие оздоровлению и повышению физической работоспособности [1].
Цель исследования: разработать и изучить эффективность модели интеграции традиционных видов спорта и фитнеса в физическом воспитании студентов.
Новизна исследования заключается в разработке модели и содержания интеграции традиционных видов спорта и фитнеса в совершенствовании физического воспитания студентов. Нами разработано содержание и построение занятий по фитнесу для девушек и юношей, инновационные упражнения, модель подготовки с 1 по 3 курс, инновационные контрольные испытания и целевые установки занятий.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент организован на базе ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» со студентами 1-3 курса в рамках дисциплины «Физическая культура» (2015-2016 гг.). Всего в исследовании приняло участие 1155 чел., из них 805 девушек и 350 юношей. Преобразование учебного процесса заключалось в интеграции традиционных видов спорта (50 %) и фитнеса (50 %). Учебная программа дисциплины включала в себя легкую атлетику, плавание, гимнастику, единоборства, общую физическую подготовку, спортивные игры. Фитнес, как социальный, культурологический, личностный, здоровьеформирующий феномен [2-4] был представлен аквафитнесом, оздоровительной аэробикой, пилатесом, атлетической гимнастикой, «тай-бо» тренировкой с элементами единоборств, кроссфитом (функциональное многоборье).Нами разработана программа подготовки с 1-го по 3-й курс, объем учебных часов на каждом курсе составил 133 часа (рис.).
На первом курсе проведена легкая атлетика - 30 часов, общая физическая подготовка - 30 часов, аэробика (дев.) и единоборства (юн.) -30 часов и атлетическая гимнастика - 43 часа. Основной акцент был сделан на совершенствование общей выносливости, тренировки кардиореспираторной системы, средствами легкой атлетики и ОФП, а также формировании фитнес-культуры, при освоении базовых упражнений фитнеса.
Легкая атлетика, гимнастика, плавание, общая физическая подготовка, спортивные игры, единоборства Атлетическая гимнастика, аэробика, пилатес, элементы силовых видов спорта, кроссфит, «тай-бо» тренировка (единоборства), аквафитнес
т
Задачи: совершенствование двигательных умений и навыков в базовых видах спорта, повышение общей
физической подготовленности, применение средств ФК в повседневной жизни, формирование интереса к ФК
•4—►
£
Задачи: формирование фитнес -культуры, повышение мотивации к ФК, функциональный тренинг, индивидуализация упражнений, формирование потребности в регулярных занятиях ФК, коррекция телосложения
1-й курс (133 часа): легкая атлетика, общая физическая подготовка, атлетическая гимнастика, аэробика (дев.), единоборства (юн.)
2-й курс (133 часа): плавание и аквафитнес, общая физическая подготовка, пилатес (дев.), кроссфит (юн.), «тай-бо»
3-й курс (133 часа): спортивные игры, степ-аэробика (дев.), силовые фитнес программы (юн.), функциональный тренинг, плавание и аквафитнес
Интеграция традиционных видов спорта и фитнеса в оздоровлении студентов
Модель интеграции традиционных видов спорта и фитнеса в физическом воспитании студентов
На втором курсе акцент сделан на направлениях фитнеса аэробной направленности: ОФП - 30 часов, плавание и аквафитнес - 43 часа, кроссфит (юн.) и пилатес (дев.) - 30 часов, «тай-бо» тренировка - 30 часов. На третьем курсе осуществлялось совершенствование комплекса физических качеств и двигательных умений средствами спортивных игр в объеме 43 часа, степ-аэробика (дев.) и силовые фитнес программы, (юн.) -
30 часов, плавание и аквафитнес - 30 часов, функциональный тренинг -30 часов. Результаты исследования: проведенный педагогический эксперимент показал, что студенты с 1-го по 3-й курс достоверно повысили результаты физической подготовленности (Р<0,05) (на примере 1 курса). В течение года студенты 1 курса, как девушки, так и юноши достигли высоких результатов в упражнениях характеризующих, скоростно-силовые качества, координацию движений, силу, статическую выносливость (табл. 1, 2).
Таблица 1
Результаты общей физической подготовленности девушек 1-г курса
Контрольные упражнения 1-й семестр (Х ±о) 2-й семестр (Х ±о)
1-й модуль 2-й модуль 3-й модуль 4-й модуль
1. Подъем туловища лежа на спине (кол-во раз) 30,1±5,8 37,5±7,0 39,5±7,3* 45,5±9,7*
2. Челночный бег 4*10 м (с) 12,2±2,2 11,5±1,6 11,0± 1,5 10,9±0,9*
3. Подъем спины, лежа на животе (кол-во раз) 36,4±6,9 47,3±7,3 50,3±6,8 56,8±7,0*
4. Приседание за 30 с (кол-во раз) 24,2±4,5 28,9±3,6 28,9±3,6 29,5±3,1*
5. Сгибание и разгибания рук в упоре лежа (кол-во раз) 8,3±6,4 12,4±4,1 14,3±5,0 16,6±3,8*
6. Упражнение «планка» * (с) 35±14,3 58,6±12,0* 70,8±8,4* 86,7±13,4*
7. Приседания с бодибаром 3-5 кг (экспертная оценка, 10 баллов) 4,1±1,2 6,8±1,4* 7,6±0,9 8,8±1,2*
8. Прыжки на скакалке 1 мин (кол-во раз) 115,4±14,8 124±17,1 131,5±13,2 140,6±9,8*
Примечание: * - достоверность различий (Р<0,05); «планка» -упражнение, в упоре лежа, на предплечья. комплексное статическое
Таблица 2 Результаты общей физической подготовленности юношей 1-го курса
Контрольные упражнения 1-й семестр (Х ±о) 2-й семестр (Х ±о)
1-й модуль 2-й модуль 3-й модуль 4-й модуль
1. Подтягивания на перекладине (кол-во раз) 8,0±3,7 11,7±3,6 11,7±3,6 14,3±4,0*
2. Сгибания и разгибания рук на брусьях (кол-во раз) 17,0±4,2 20,1±4,9 22,6±5,1 26,4±5,1*
3. Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) 35,6±8,7 40,2±5,9 44,2±6,4 46,2±9,6*
4. Выпрыгивания из приседа (кол-во раз) 29,4±8,4 40,2±7,1 40,2±7,1 46,9±6,1*
5. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа (кол-во раз) 29,5±11,5 36,8±8,5 40,8±6,4 53,5±10,8*
6. Упражнение «планка» * (с) 45,3±10,8 66,2±12,3 90,0±8,8* 115,3±15,0*
7. Приседания с бодибаром 10 кг (экспертная оценка,10 баллов) 5,7±0,9 7,1±0,8* 8,6±1,0* 9,2±0,7*
8. Прыжки на скакалке 1 мин. (раз) 90,6±18,2 98,5±15,3 115,8±14,9* 128,6±16,0*
Примечание: * - достоверность различий (Р<0,05); «планка» - комплексное статическое
упражнение, в упоре лежа, на предплечья.
Педагогический эксперимент позволил достоверно повысить силу мышц нижнего отдела спины у девушек (подъем лежа на животе) за счет упражнений атлетической гимнастики, аэробики, пилатеса и кроссфита. Результаты координационных качеств в упражнении челночный бег также имеют достоверный характер за счет преобразования содержания общей физической подготовленности, спортивных игр. В течение года результат в упражнении на мышцы брюшного пресса улучшился на 15 раз (P<0,05). Значительно повысился результат девушек в комплексном статическом упражнении «планка» от 35 до 86 с (P<0,05). В целом из системы фитнеса нами предложено применять в физическом воспитании упражнение «планка»; приседание с бодибаром, оценивая технику приседаний, приседание за 30 с, подъем спины из положения лежа на животе.
Процесс интеграции традиционных видов спорта и фитнеса позволил повысить подготовленность юношей по всем контрольным упражнениям(Р<0,05), особенно в упражнении «планка» от 45 до 115 с, подтягиваниях, выпрыгиваниях из положения присед от 29 до 53 раз, отжиманиях, чему способствовали средства кроссфита, атлетической гимнастики, «тай-бо» тренировки с элементами единоборств.
Выводы: педагогический эксперимент подтвердил эффективность модели взаимодействия спорта и фитнеса в физическом воспитании не только по физической подготовленности, но и по уровню освоения компетенций физической культуры для социальной и профессиональной деятельности; студенты получили представления о видах фитнес тренировок, средствах варьирования нагрузки, фитнес-технологиях, при этом интерес к занятиям повысился с 5,3 до 8,2 балла.
Список литературы
1. Сайкина Е.Г., Пономарёв Г.Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. 2012. С. 890-894.
2. Содержание атлетической гимнастики и фитнеса в физическом воспитании студентов специальных медицинских групп / Т.Н. Шутова [и др.] // Известия ТулГУ. Физическая культура и спорт. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. С. 70-77.
3. Шутова Т.Н., Гульханова А.А., Бетмирзаев М.А. Особенности атлетической гимнастики для студенток со специальной медицинской группой // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. / ред кол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (7). С. 214-218.
4. Шутова Т.Н., Заппаров Р.И., Нуцалов Н.М. Атлетическая гимнастика в развитии физических качеств студентов // Педагогика и
психология: актуальные вопросы теории и практики: матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. / ред кол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (7). С. 218-223.
Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany-I56'g rambler.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
TRADITIONAL SPORTS AND FITNESS IN PHYSICAL EDUCATION
T.N. Shutova
The article presents a model of integration of traditional sports and fitness in physical education students of economic universities, the model allows to combine target setting, use means of physical education in increasing physical fitness, the development of individually-oriented approach and the formation of fitness culture, body build, prepare for everyday life. In the study conducted pedagogical experiment, confirming the effectiveness of the model during one academic year example first-year students.
Key words: students, discipline, physical culture, fitness, integration, physical fitness.
Shutova Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, tany- I56'a rambler. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University name of G.V. Plehanov