УДК 796.011
БАЗОВАЯ РОЛЬ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ТЕХНОЛОГИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
A.И. Рахматов, В.А. Галкин, А.А. Коник, Н.П. Подскребышева
Предложена экспериментальная технология комплексного физического воспитания студентов технических университетов, основанная на использовании отягощений с оздоровительной направленностью. Проведены исследования, которые подтверждают эффективность экспериментальной технологии, способствующей повышению физической и умственной работоспособности студентов.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, комплексный подход, базовые качества, силовые способности, технологии воспитания, двигательные задания.
Для роста физической подготовленности целесообразным считается применение методик комплексного характера, направленных на воспитание ряда двигательных способностей, где в числе оздоровительно-развивающих средств и видов спорта рекомендуются игровые, циклические виды движений и силовые методики воспитания физических качеств [6, 10]. Вместе с тем, ввиду значительной сложности осуществления эффективного комплексного воздействия на развитие физических качеств, особенно остро ощущаемого в условиях учебных занятий по физической культуре в учебных заведениях разных уровней и типов, целесообразно определение ведущего из них. При этом такая роль должна быть обусловлена выполнением функции базового фактора по отношению к другим физическим качествам, когда его развитие неизбежно влечет за собой достаточно успешное развитие остальных. Таким физическим качеством, несомненно, является сила. Это тем более приемлемо в системе общего физкультурного образования, в массовых формах физического воспитания, где, как правило, двигательные возможности большинства студентов находятся на довольно низком уровне и акцентированное внимание к развитию силовых возможностей неизбежно приведет к успешному развитию быстроты и выносливости. Таким образом, сила выступает в качестве ведущего, базового физического качества, а все остальные представляют собой ту или иную форму ее проявления или управления ею.
B.П. Лукьяненко [3] в своих работах называет силу истинным физическим качеством, рассматривает все остальные качества как производные от силы. Как пишет автор, основными производными от силы являются быстрота и выносливость, а уж от этих трех качеств - все остальное множество двигательных способностей кондиционного типа, их сочетаний. Весьма интересным представляется вопрос о взаимосвязи силы и ловкости. Если исходить из представлений о единстве психофизических
качеств, характеризующихся различным соотношением психического и физического компонентов в каждом из них, то сила - самое «физическое» качество, а ловкость - самое «психическое». На этой основе их очень часто противопоставляют друг другу, утверждают о наличии отрицательной взаимосвязи между ними. Однако сила и ловкость предстают как две самые важные, неразрывно связанные, находящиеся в постоянном взаимообусловленном единстве стороны двигательной функции, как родовые понятия, отражающие самые главные и важные ее стороны (свойства): физические возможности; умение управлять, имеющимися физическими возможностями. Таким образом, названные способности к проявлению усилий и противостоянию утомлению могут и должны служить базовой основой для проявления всех остальных двигательных возможностей. Сила - для быстроты, выносливости и производных от них способностей - скоростно-силовых, силовой выносливости, скоростной выносливости и т. п. Ловкость - для всего многообразия так называемых координационных способностей.
В противовес высказываниям предыдущего автора, многие другие специалисты [1, 4, 5, 7] указывают, что успешность овладения программным материалом, в первую очередь, определяется уровнем развития выносливости и разновидностей ее проявления у студентов. Вторыми по уровню значимости являются силовые способности, потом -скоростные, и далее - координационные способности и гибкость. Следовательно, успех в значительной мере зависит от уровня развития выносливости и силы, их сочетаний, проявляемых во взаимосвязи с умением эффективно проявлять их в разнообразных двигательных движениях. Приведем еще пример: ученые из Бельгии и Германии экспериментально доказали, что физические упражнения на выносливость предотвращают скорое укорачивание теломер и потому замедляют изнашивание организма. Теломеры представляют собой концевые участки хромосом, которые, как считается, выполняют защитную функцию в хромосомах. Начиная с младенчества их размеры постепенно сокращаются, в среднем до двух раз к зрелому возрасту и до четырех - к пожилому. Как считают ученые, это является одной из причин старения организма человека. Исследование опубликовано в журнале Science Advances [5].
Результаты практического исследования и их обсуждение. Методологической основой содержания целевой модели будущего специалиста должен стать системный подход, где особое значение в процессе формирования его профессиональной подготовленности приобретает процесс физического воспитания, реализуемый в первую очередь в период обучения в высших учебных заведениях. Целенаправленное использование средств физической культуры позволяет развивать профессионально значимые двигательные способности у студентов. Поэтому содержание физкультурно-оздоровительных технологий студентов технических
университетов должно базироваться на комплексном подходе. При этом следует учитывать, что эффект зависит от адекватности средств и методов физической культуры текущему состоянию молодого человека, уровню его здоровья, функциональной работоспособности, слабым и сильным проявлениям его кондиционных способностей.
Федеральные программы по физическому воспитанию студентов вузов не учитывают в полной мере развивающую, оздоровительную и рекреативную значимость оздоровительной силовой тренировки, реализация которой будет способствовать снижению гипокинезии, повышению физической подготовленности и улучшению показателей физического развития, оптимизации психоэмоционального состояния студентов. Атлетические системы имеют ряд достоинств: обеспечивают эффект тренировочных занятий уже в течение нескольких месяцев, позволяют изолированно воздействовать на слаборазвитые мышечные группы и легко дозировать нагрузку. Таким образом, атлетическая гимнастика является эффективным средством общей физической подготовки, гармонического развития, улучшения внешних форм человека. Средствами атлетизма можно решать комплекс задач: содействовать увеличению максимальной силы (способность преодолевать предельное отягощение), совершенствовать мышечную мощность (способность проявлять максимум усилий в единицу времени), увеличивать мышечные объемы, улучшать рельеф мышц, развивать локальную мышечную выносливость (отдельных мышц), развивать общую выносливость сердечно -сосудистой системы. Атлетизм позволяет повысить уровень функционирования систем организма, справиться с морфологическими недостатками (полнота, ожирение). Данный вид деятельности привлекает особое внимание в связи с выраженным желанием студентов укрепить мускулатуру, иметь красивую фигуру, повысить в целом жизненный тонус организма. Развитие силы и формирование атлетического телосложения являются ведущим мотивом занятий для многих юношей и девушек. Занятия с отягощениями являются наиболее эффективным средством для коррекции объёма и композиции мышечной системы. Более того, доступность силовых упражнений, достаточно высокая динамика достижения зоны первых успехов, универсальность использования упражнений с отягощениями, как в целях спортивного совершенствования, так и при рекреативных занятиях, предопределяют высокую популярность этого вида двигательной активности [2, 10]. Вследствие этого специализированные занятия с отягощениями оздоровительной направленности на учебных занятиях в нефизкультурных вузах следует рассматривать как важную часть содержания двигательной деятельности студентов.
Было высказано предположение, что студенты современных технических университетов должны и обладают достаточным уровнем силовой подготовленности. В этих целях проведено педагогическое
тестирование. В результате массового обследования студентов первого и второго курсов технического университета были определены доминирующие физические качества в их развитии [8-10]. В исследованиях приняли участие 521 чел., из них 254 юноши и 267 девушек. Результаты тестирования распределились следующим образом. В группе юношей 86 чел. (33,8 %) выполнили контрольные нормативы в тесте «подтягивание на перекладине», что дает право судить о хорошем развитии силовых способностей; 77 чел. (30,3 %) показали нормативные результаты в беге на 100 м - показатель развития быстроты; 58 чел. (22,8 %) выполнили нормативы в беге на 3000 м - показатель развития выносливости; и 33 чел. (13,1 %) доминировали в упражнении наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке - показатель развития гибкости. В группе девушек 92 чел. (34,4 %) показали хорошие результаты в беге на 2000 м, 81 чел. (30,3 %) - в упражнении на гибкость, 57 чел. (21,3 %) - в беге на 100 м и 37 чел. (14,0 %) - в упражнении сгибание и разгибание рук в положении лежа на полу.
При разработке методики построения физкультурных занятий студентов был определен перечень упражнений и компоненты тренировочных воздействий - интенсивность выполнения упражнения, продолжительность, число повторений, продолжительность интервалов отдыха и характер отдыха. В состав тренировочного занятия вошли двигательные задания, состоящие из арсенала упражнений, направленных на воспитание собственно-силовых способностей, силовой выносливости, взрывной силы. В процессе реализации экспериментальной программы преимущественно использовался метод повторных усилий с различным количеством подходов. Величина ЧСС при нагрузках фиксировалась в диапазоне 140-180 уд/мин, что способствовало оздоровительному эффекту занятий. Были исключены метод «до отказа» и максимальные нагрузки. Промежутки отдыха между подходами и повторениями регламентировались временем восстановления ЧСС испытуемых до исходных 90-100 уд/мин. Тренировочные комплексы состояли из упражнения на все основные мышечные группы и отличались на начальном этапе по уровню интенсивности, подбирались в зависимости от уровня подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся, с учетом индивидуальных предпочтений студентов. С целью внесения разнообразия в тренировочный процесс и избегания состояния монотонии тренировочные комплексы менялись каждые 1-2 месяца. Темп, стиль избирался индивидуально для каждого занимающегося, но не противоречил технике безопасности выполнения упражнений. На учебно-тренировочных занятиях был создан благоприятный эмоциональный фон, в том числе при помощи музыкального сопровождения.
Полученные по итогам педагогического эксперимента данные контрольных упражнений экспериментальной группы свидетельствуют о развивающем влиянии средств атлетизма на физическую работоспособность
студентов и анализируемые силовые показатели испытуемых. Внедрение экспериментальной технологии положительно отразились на уровне физической работоспособности испытуемых экспериментальной группы. В тесте проба Руфье после эксперимента результат составил 8,1 усл. ед., исходные данные в экспериментальной группе составляли 11,5 усл. ед., при р<0,05. Показатели модифицированного Гарвардского степ-теста в экспериментальной группе изменились с 21 до 24 усл.ед, при р<0,05.
Отмечается значительный положительный прирост силовых показателей у испытуемых экспериментальной группы, по сравнению с аналогичными показателями у испытуемых контрольной группы. По всем показателям в группе произошел статистический прирост результатов при достоверном уровне значимости (р<0,05). Наибольшие изменения отмечаются в следующих контрольных испытаниях: подтягивание на перекладине; разгибание рук, из и.п. упор лежа; приседания на одной ноге и сгибания туловища. Так, темпы прироста результатов в испытаниях, характеризующих уровень силовой выносливости составили: в подтягивания на перекладине - 36,8 %; разгибании рук, из и.п. упор лёжа -24,8 %; приседаниях на одной ноге - 35,5%; сгибаниях туловища, из и.п. лёжа - 26,8%; в тестах, характеризующих собственно-силовые способности (жим штанги, лёжа на горизонтальной скамье) - 12,1 %. Небольшой прирост результата зафиксирован в контрольном упражнении, определяющем взрывную силу - прыжок в длину с места - 4,3 % (табл. 1).
Таблица 1
Результаты тестирования юношей экспериментальной (п=40) и контрольной групп (п=40) по окончании эксперимента
Контрольные упражнения Группа Статистические показатели
Х±т X Р
Подтягивание на перекладине, кол-во раз Экспериментальная 13,4±0,7 4,11 р<0,01
Контрольная 8,2±1
Разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз Экспериментальная 41±2,2 4,32 р<0,01
Контрольная 28,8±1,8
Кистевая динамометрия, кг Экспериментальная 47,6±0,9 3,38 р<0,01
Контрольная 43,1±0,9
Прыжок в длину с места, см Экспериментальная 223,7±3,4 1,58 р>0,05
Контрольная 216,9±2,7
Приседание на одной ноге, кол-во раз Экспериментальная 12,5±0,4 7,06 р<0,01
Контрольная 8,3±0,4
Сгибание туловища лежа за 30 с, кол-во раз Экспериментальная 33,7±0,4 11,58 р<0,01
Контрольная 24,8±0,6
Вместе с тем, анализ полученных показателей позволяет заключить о комплексном совершенствовании физических качеств у студентов экспериментальной группы. Так, несмотря на меньший абсолютный
прирост по ряду показателей скоростных способностей, выносливости и гибкости, у юношей опытной группы достоверно выросли показатели в беге на 100 м - прирост составил 2,9 %, а в контрольной группе - 3,3 % ф>0,05); в беге на 3000 м - 6,1 и 7,5 % ф>0,05) соответственно; в прыжке в длину -4,3 и 5,5 % ф>0,05); в подтягивании на перекладине - 36,8 и 13,0 % ф<0,01); в упражнении сгибание и разгибании рук в упоре лежа - 24,8 и 15,7 % ф<0,05); в сгибаниях-разгибаниях туловища - 26,8 и 10,2 % ф<0,01); в челночном беге 3*10 м - 2,7 и 3,3 % ф>0,05); в тесте - наклон вперед на гимнастической скамейке - 51,5 и 51,5 % ф=0). По окончании педагогического эксперимента в группах девушек было установлено, что в семи тестах физической подготовленности отмечен статистический прирост, причем результаты тестирования в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Так, в беге на 100 м результаты в экспериментальной группы выше на 1,7 %, чем в контрольной; в беге на 2000 м - на 3,3 %; в прыжках в длину - на 3,9 %; в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа - на 16,2 %; в сгибаниях-разгибаниях туловища - на 11,0 %; в челночном беге 3*10 м - на 1,1 %; в упражнении наклон вперед стоя на гимнастической скамейке оказались хуже - на 7,0 %.
Отмечается положительное влияние экспериментальной технологии на субъективные психологические состояния. Результаты методики САН анализировались как до начала педагогического эксперимента, так и по его окончании. Выявлено, что уже после первого занятия физической культурой с применением предложенной технологии у студентов экспериментальной группы отмечается положительная динамика в субъективных психологических показателях. По итогам тестирования после педагогического эксперимента было выявлено значительное изменение субъективных показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой как до, так и после занятия: самочувствие до занятия в экспериментальной группе увеличилось с 51,1 до 52,9 балла; активность увеличилась с 50,9 до 53,7 балла; настроение увеличилось с 55,1 до 57,4 балла, при р<0,1. В контрольной группе за время эксперимента обнаружены нестабильные и недостоверные изменения по всем показателям САН (табл. 2).
Для оценки умственной работоспособности студентов анализировались сравнительные данные испытуемых экспериментальной и контрольной группы по методике «Счет по Крепелину». Средние результаты коэффициента работоспособности до начала педагогического эксперимента статистически не отличались. После педагогического эксперимента отмечается повышение коэффициента работоспособности в обеих группах. Однако более значимые изменения (р<0,05) в исследуемом параметре произошли у студентов экспериментальной группы с 0,81±0,02 до 0,95±0,02 усл.ед. У студентов контрольной группы данный показатель изменился с 0,82±0,01 до 0,88±0,02 усл. ед. (рис.).
Таблица 2
Динамика субъективных показателей по окончании эксперимента
Субъективные показатели Группа Статистические показатели
Х±т t р
Результаты до занятия
Самочувствие Экспериментальная 51,1±0,9 4,3 p<0,01
Контрольная 43,7±1,5
Активность Экспериментальная 50,9±0,7 5,0 р<0,01
Контрольная 39,6±2,1
Настроение Экспериментальная 55,1±1,2 5,9 р<0,01
Контрольная 40,5±2,2
Результаты после занятия
Самочувствие Экспериментальная 52,9±0,7 4,6 р<0,01
Контрольная 44,7±1,7
Активность Экспериментальная 53,7±0,7 7,0 р<0,01
Контрольная 38,3±2,1
Настроение Экспериментальная 57,4±1,1 7,5 р<0,01
Контрольная 41,8±1,8
Колличество правильных сложений ЭГ ♦ Колличество правильных сложений КГ
Динамика правильных ответов студентов
Увеличение количества ошибок во второй части тестирования свидетельствует о нарастающем утомлении испытуемых, вследствие чего снижаются показатели умственной работоспособности. У испытуемых экспериментальной группы во время тестирования степень выраженности утомления гораздо ниже, о чем свидетельствует незначительное количество ошибок во время прохождения испытания. В совокупности с
незначительной степенью изменения в количестве правильных ответов на протяжении всего времени тестирования, это свидетельствует о более высоких показателях умственной работоспособности, чем у студентов контрольной группы.
Кроме того, установлено, что юноши экспериментальной группы после года занятий стали более успешны в учебе. Средний показатель в контрольной группе составил 3,9 балла, в экспериментальной группе данный показатель составил 4,1 балла, при p>0,05. Данные успеваемости являются комплексным подтверждением улучшения умственной работоспособности, более высокой стрессоустойчивости и более быстрой адаптации студентов экспериментальной группы к учебному процессу в вузе.
Выводы. Применение экспериментальной технологии на занятиях по физической культуре у студентов технического вуза, основанной на приоритетном использовании отягощений с оздоровительной направленностью, обеспечивает улучшение показателей физической подготовленности, функционального и психоэмоционального состояния, мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Экспериментальная технология способствует повышению физической и умственной работоспособности студентов.
Список литературы
1. Германов Г.Н., Готовцев Е.В., Машошина И.В. Контроль двигательной и функциональной подготовленности студентов специального учебного отделения на основе учета индивидуальных норм и темпов прироста показателей в контрольных упражнениях // Культура физическая и здоровье. 2012. Т. 38. № 2. С. 79-82.
2. Коник А.А. Повышение физической работоспособности студентов нефизкультурного вуза на основе оздоровительных занятий с отягощениями: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2013. 24 с.
3. Лукьяненко В.П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе: монография. М.: Советский спорт, 2008. 168 с.
4. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / Е.А. Готовцев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. Т. 83. № 1. С. 40-45.
5. Названы замедляющие генетическое старение физические упражнения. URL: http://lenta.ru/news/2016/07/30/exercise/ (дата обращения: 05.08.2016).
6. Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И. Метаучение о воспитании двигательных способностей: монография. Воронеж: Элист, 2016. 506 с.
7. Повышение мотивации девушек-студентов I-II курсов технического вуза к занятиям физической культурой при использовании различных систем физических упражнений / А.И. Рахматов [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 10 (128). С. 251-258.
8. Подскребышева Н.П. Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей на основе интеграции современных технологий физического воспитания: автореф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2013. 26 с.
9. Рахматов, А.И., Германов Г.Н., Аннамырадова Л.Г. Мониторинг состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности молодых девушек 17-20 лет при переходе из школы в вуз и по годам обучения в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. 2015. № 11(129). С. 223-229.
10. Рахматов А.И., Машошина И.В., Швучун О.А. Сравнительное исследование физических нагрузок на физкультурных занятиях у девушек студенток, занимающихся циклическими, игровыми, силовыми и аэробными упражнениями // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 43-49.
Рахматов Ахмеджан Ибрагимович, канд. пед. наук, проф., заслуженный работник физической культуры РФ, [email protected], Россия, Москва, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II,
Галкин Вячеслав Александрович, старший преподаватель, galkin_w amail.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II,
Коник Алексей Алексеевич, канд. пед. наук, преподаватель, [email protected], Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина,
Подскребышева Наталья Петровна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Белгород, Белгородский университет кооперации, экономики и права
BASIC ROLE OF POWER ABILITIES IN TECHNOLOGIES OF COMPLEX PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS TECHNICAL UNIVERSITIES
A.I. Rakhmatov, V.A. Galkin, A.A. Conick, N.P. Podskrebysheva
The experimental technology of complex physical education of students of technical universities is proposed, based on the use of burdens with a health-oriented orientation. Studies have been carried out that confirm the effectiveness of experimental technology, which contributes to improving the physical and mental performance of students.
Key words: students, physical training, integrated approach, basic qualities, power abilities, technologies of education, motive tasks.
Rakhmatov Akhmedzhan Ibrahimovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State University of Means of Communication Emperor Nicholas II,
Galkin Vyacheslav Aleksandrovich, senior teacher, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State University of Means of Communication Emperor Nicholas II,
Conick Alexey Alekseevich, candidate of pedagogical Sciences, teacher, [email protected], Russia, Belgorod, Belgorod Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia of I.D. Putilin,
Podskrebysheva Natalya Petrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Belgorod, Belgorod University of Cooperation, Economy and Right
УДК 796.325
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИЕМОВ ПЛЯЖНОГО ВОЛЕЙБОЛА В ПРОЦЕССЕ ФИЗВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
ВУЗОВ
А.А. Рожнов, А.И. Ефимов
Раскрыты особенности применения приемов пляжного волейбола в процессе физического воспитания студентов вузов, а также обоснована актуальность процесса заимствования приемов пляжного волейбола для полноценного и всестороннего развития молодых людей, в соответствии с растущими и постоянно изменяющимися тенденциями развития общества. Опираясь на известные методики, выполнен анализ эффективности внедрения заимствованных приемов в процесс физического развития студентов, представлены статистические данные.
Ключевые слова: физическое воспитание, пляжный волейбол, здоровый образ
жизни.
Для современного высшего образования характерна всё более возрастающая интенсификация учебного процесса, которая заключается в значительном увеличении объёма научных знаний, которые необходимо усвоить студентам в условиях ограниченности временных ресурсов, согласно действующему федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), что часто может привести к сильнейшим умственным перегрузкам, негативно влияет как на основную деятельность человека, так и на его психосоматическое состояние [1], приводит к чрезмерному перенапряжению адаптационных механизмов организма студентов и, как следствие, к ухудшению их здоровья, которое является важным индикатором трудового, экономического, культурного, оборонного потенциала общества [2].
Для поддержания полноценного состояния здоровья студентов необходимо постоянно проявлять двигательную активность, соблюдать правила рационального и здорового питания, освоить приемы регулярного закаливания, а также правильно отдыхать и исключить вредные привычки.