DEVELOPMENT OF THE NETWORK MARKETING BASED ON THE USE OF INTERNET TECHNOLOGIES
Kurbanov Zaur Galbovich, Student, Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal
University, Stavropol
E-mail: [email protected]
The article discusses the techniques of network marketing in conjunction with the methods of Internet marketing and use them in practice. n
Keywords: multilevel marketing; internet marketing; social network service.
О
РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО МАРКЕТИНГА НА ОСНОВЕ УДК339.138:338
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРНЕТА
В статье рассматриваются приемы сетевого маркетинга в сочетании с методами Интернет-маркетинга и использования их на практике.
Ключевые слова: сетевой маркетинг; Интернет-маркетинг; социальная сеть.
В настоящее время эффективность использования приемов традиционного сетевого маркетинга постоянно снижается: люди все меньше попадают под влияние однотипной и приевшейся рекламы. Су-ществуетнастоятельная потребность в использовании новых приемов и способов сбыта и продвижения товаров. Одним из таких инновационных и эффективных методов маркетинга является сочетание сетевого маркетинга и Интернет-технологий.
Традиционный сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. Multilevel marketing, MLM) - концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами. [4]
Таким образом, сетевой бизнес функционирует на принципах:
1. Сетевые системы служат продвижению и распределению продукта, товара или услуги.
2. Каждая сетевая структура опирается на нижестоящие уровни. Ценности поступают вниз, а вверх движется встречный финансовый поток.
3. Задачей компании являются финансовые и организационные вопросы, бухгалтерский учет, управление, обработка данных, складирование и т.п.
4. Сетевая структура функционирует лишь в том случае, если несут ответственность представители самого нижнего уровня.
5. Сетевая компания настолько устойчива и сильна, насколько сильны ее дистрибьюторы.
Можно говорить о следующих достоинствах сетевого маркетинга:
- применение прямых продаж позволяет обеспечить экономию на рекламе и торговых площадях;
- сбыт, основанный на демонстрации исключительности собственного товара, может быть эффективнее, чем сбыт через магазины, в которых представлен широкий ассортимент аналогичных товаров;
- компания может воспитать лояльных клиентов, которые предпочитают покупать только у знакомых им людей;
- компании стимулируют повышение объёмов продаж значительными комиссионными выплатами дистрибьюторам.
Во всем мире признано, что появление сетевого маркетинга связано с именем американского ученого и бизнесмена Карла Ренборга.
© Курбанов З.Г., 2013
“
49
КУРБАНОВ Заур Галбович,
студент, кафедра Экономики и управления, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]
аькетинг
5
50
Он является создателем этой стратегии бизнеса, которая сегодня превратилась в многомиллиардную индустрию, растущую с каждым днем. Только в России и странах СНГ официально зарегистрированы около 700 МЛМ компаний. В них работают около 7 миллионов людей (активных дистрибью- торов около 1 миллиона). Продукцию MLM фирм регулярно покупают приблизительно 25 миллионов жителей России.
Еще столько же людей хотя бы раз за последние 5 лет покупали и пользовались продукцией, распространяемой через сетевой маркетинг.
Дальнейшее развитие сетевого маркетинга связано со взаимодействием устойчиво и стабильно работающей сферой интернет- маркетинга, которая широко использует концепцию МЛМ.
Интернет-маркетинг (англ. internet marketing) - это практика использования всех аспектов традиционного маркетинга в сети Интернет, затрагивающая основные элементы маркетинг-микса: цена, продукт, место продаж и продвижение. [2]
С нынешним темпом жизни гораздо удобнее подключиться к сети Интернет и заказать все необходимое в виртуальном магазине, где имеются удобные инструменты для оформления заказа, витрины которого выглядят точно так же, как и в настоящем магазине, при этом потратив минимум времени и финансов. Все процессы выглядят просто и легко, независимо от того, что потребитель заказывает: продукты питания, одежду или авиабилеты. Все автоматизировано, а компания-продавец предоставляет к тому же целую систему гарантий, среди которых - полный возврат денег в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Посредством Интернет-маркетинга имеется возможность предлагать не только свой товар или услугу, но и осуществлять привлечение работников и новых дистрибьюторов. Благодаря развитию видеотехнологий, имеется возможность проведения собеседования в режиме онлайн, а вместо запланированных деловых встреч предприниматели могут встречаться в виртуальной реальности посредством видеоконференции. Данный подход позволяет общаться в реальном времени дистрибьюторам, спонсорам и клиентам как реальным, таки потенциальным со всего мира, снижая потребность в транспорте и расходы финансов, расширяя географические границы для сферы деятельности. [3]
Распространенность сетевого маркетинга не возможно определить достаточно точно, но дать
приблизительную оценку возможно, используя сеть Интернет, а именно статистику тематических запросов в крупнейшей российской поисковой системе Яндекс, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1 - Статистика тематических запросов в поисковой системе Яндекс
По данным статистики, представленным в таблице видно, что бизнесом интересуются практически в 10 раз чаще, чем сетевым маркетингом (906,6 тыс. запросов против 11,7 тыс.). Более 4 млн человек ищут работуи почти миллион интересующихся бизнесом, в какой-то степени, интересуются сетевым маркетингом. Все эти люди интересуются тем, какзарабатывать деньги, но не всех привлечёт сетевой маркетинг. Из этого можно сделать преждевременный вывод, что сетевой маркетинг в сети Интернет распространен незначительно, но если подробнее рассмотреть способы интерпретации этих данных, можно получить совсем другую статистику.
Более углубленный анализ запросов по тематике сетевой маркетинг, представлен на рисунке 2.
Более 32 тыс. дополнительных запросов точно по теме. При этом не рассмотрены запросы, связанные с названием конкретных компаний сетевого маркетинга или продуктов этих компаний, а также низкочастотные запросы, которые задаются реже тысячи раз в месяц, но в сумме составляют приличное количество.
Таким образом, Интернет - это самый эффективный инструментдля сетевого маркетинга. Интернет - идеальное место для поиска и присоединения людей в сетевую структуру.
Самые популярные инструменты работы в Интернете для сетевого маркетинга можно отметить следующие:
1. Личный Web-сайт или блог.
2. Почтовая рассылка.
3. Использование сайтов социальных сетей (Facebook, Twitter, You Tube, Одноклассники, Вконтакте и т.д.).
Рисунок 2 - Анализ Интернет-запросов по тематике сетевой маркетинг
Блоги - онлайн дневники имеют широкие возможности для дистрибьюции. Преимущество блога по сравнению с обычной "домашней" страничкой заключается в том, что каждый блог, как правило, существует в рамках какого-то блог-сервиса (например, LiveJournal), и поэтому вместе с технической возможностью вести свой блог в Интернете, пользователь ещё и попадает в действующее сообщество блоггеров, а это -первый шаг к сотрудничеству с ними. Сегодня, кроме блогов, у желающих строить свой онлайновый бизнес имеется ещё один эффективный канал для связей с общественностью -социальные сети.
Почтовая рассылка - серия писем, которую получают подписчики в течение определенного времени. Они помогут строить доверительные отношения с читателями, будущими партнерами бизнеса.
При увеличении базы подписчиков увеличивается количество потенциальных партнеров в структуру. С большим подписным листом можно рекламировать и продавать продукты компании. Постоянно выдавая полезную информацию, можно стать экспертом в глазах подписчиков.
Социальная сеть (от англ. social networking service) - платформа, онлайн-сервис или вебсайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы. [2]
Другими словами, социальная сеть - это объединённая по определённому признаку группа, где ясно прослеживается связь между членами группы в контексте объединяющего признака . Популярнейшие отечественные социальные сети odnoklassniki.ru и vkontakte.ru выбрали самый массовый признак - учебные заведения. Практически каждый человек учился в каком-то определенном месте (в школе, университете), отсюда следует, что у них имеются одноклассники, одногруппники и пр. По-
пулярные социальные сети предлагают перенести существующие связи в Интернет и расширить круг общения.
Две названных социальных сети входят в тройку самых посещаемых русскоязычных сайтов. На каждом из них уже зарегистрировано более 10 млн. человек. И каждый из этих миллионов потенциально достижим через нескольких знакомых.
Этот факт получил научное обоснование. В 1967 году Стенли Милгрим провёл эксперимент: несколько сотен жителей одного городка США получили от Милгрима задание отправить послание незнакомому им человеку из отдалённого штата, задействовав лишь своих знакомых, знакомых своих знако мых и т. д. Не все письма в итоге дошли по адресу, но анализ успешных посланий показал, что отправителей с адресатами связывали цепочки знакомых не длиннее, чем из шести человек. Эксперимент многократно повторялся, но в результате получалось, что все люди достижимы друг для друга за вполне ограниченное число шагов. И со временем количество связующих звеньев только сокращается.
Реклама товаров через социальные сети используется и в России. Так, строительный торговый дом "Петрович" в Санкт-Петербурге записал небольшой вирусный ролик: обычная "Газель" предстала в нем в виде спортмобиля, дрифтующего и выполняющего невероятные трюки на льду. Желтый тент машины и веселая надпись "Вам везет! Петрович" привлекали дополнительное внимание к бренду. Распространение этого видеоролика происходило на развлекательных сайтах и форумах, наблюдалась активность и на YouTube. В итоге за первые 2 недели после запуска, видеоролик собрал более 100000 просмотров в YouTube, сотни оживленных комментариев и перепостов на других социальных площадках и форумах.
Находились и более необычные способы продвижения через социальные сети. Например, компания "ТНК" для раскрутки своего нового бренда "ТНК Pulsar" (марка бензина) использовала весьма необычный подход. Вместо создания корпоративного блога или группы на социальных площадках, компания начала работать с так называемыми лидерами мнений - наиболее активными персонажами или модераторами автомобильных форумов. Им было сделано предложение бесплатно заправляться на станциях ТНК-ВР и проводить диагностику автомобиля, взамен одни должны были по результатам тестов делиться отзывами на форумах. Заказчики признавали, что остались весьма
1-Л
ч-1
О
гч
-vO
□
*
(1)
сЦ
С>
гл
JT
“'V
51
аькетинг
5
52
довольны результатами - количество пользователей, готовых заправляться только бензином ТНК Pulsar, выросло с 26% до 70%, лояльными к бренду стали более 1200 участников форумов. При этом затраты на проведение акции окупились уже после того, как были привлечены первые 100 пользователей.
В теории участники социальных сетей получают доступ практически ко всей аудитории данных сервисов, но на практике деятели сетевого маркетинга ударяются в активную рекламу своего бизнеса и своих товаров. Это так же неэффективно, как "холодные" контакты в реальной жизни и спам - в Интернете. Причина тому - основная масса пользователей социальных сетей являются начинающими пользователями Интернета. У данной аудитории ещё не имеется тех субкультурных понятий, которые помогают толерантно воспринимать сетевой маркетинг.
МЛМ-бизнес в Интернете в серьезных масштабах начал развиваться немногим более 5 лет назад. Однако уже сейчас стало очевидно, что сетевой маркетинг с использованием интернеттехнологий, продвигая товары, использует свои сайты и применяет E-mail маркетинг, в перспективе это будет наиболее предпочтительный способ продажи товаров и услуг. Поскольку для того, чтобы открыть свой
полноценный MLM-бизнес, не требуется практически никаких инвестиций, что автоматически уменьшает возможность риска потери до минимума, вполне позволительно открыть свой виртуальный домашний офис и вести бизнес не выходя из дома. Возможности Интернета также позволяют обеспечить себе стабильно растущий доход безо всяких ограничений, степень роста которого зависит лишь от усилий самого предпринимателя.
Литература:
1. Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете: учебное пособие. - М.: Дашков и К0, 2007.
2. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях: учебное пособие. - М.: Альпина Паблишер, 2013.
3. Лазарева Н.В., Фурсов В.А. идр. Маркетингименеджментвразви-тии экономики России: монография. - Ставрополь: Агрус, 2012. -324 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга: учебное пособие. - М.: Вильямс, 2010.
5. Фурсов В.А. Маркетинг взаимоотношений как современная концепция управления сервисной деятельностью // Развитие иннова-ционныхнаправлений в образовании, экономике,техникеитехно-логиях: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Часть I. - Ставрополь: ТЭСЭРА, 2011.
6. Фурсов В.А. Концепция формирования организационно-эко-номическогомеханизмауправления региональнымрынкомтранс-портных услуг: монография. - Ставрополь : СевКавГТУ, 2010. -191 с.
7. Фурсов В.А. Формирование и функционирование регионального рынка транспортных услуг: теория, методы, модели: монография. - Ставрополь : Ставролит, 2011. - 308 с.
MOBILE MARKETING AS AN EFFECTIVE TOOL TO STIMULATE SALES OF GOODS AND SERVICES
Neshchadimov Anton Alexandrovich, Student, Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]
The article considers trends and development prospects of mobile marketing as interactive technology sales promotion; analyzes the methods and the potential of mobile marketing.
Keywords: mobile marketing; information technology; interactive promotions.
УДК339.138:338 МОБИЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ
СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА ТОВАРОВ
И УСЛУГ
© Нещадимов А.А., 2013 В статье рассматриваются тенденции и перспективы развития
мобильного маркетинга как интерактивной технологии стимулирования сбыта; анализируется методы и потенциал мобильного маркетинга.
Ключевые слова: мобильный маркетинг; информационные технологии; интерактивные акции.
С повсеместным применением мобильных телефонов, планшетов и Интернета-технологий маркетинговая деятельность современных предприятий стремительно изменяется. Информационные технологии могут значительно повысить эффективность маркетинга, так как позволяют организациям устанавливать более тесные (и более прибыльные) отношения с потребителями, лучше изучать их потребности и быстрее реагировать на их ожидания [1].