аькетинг
5
52
довольны результатами - количество пользователей, готовых заправляться только бензином ТНК Pulsar, выросло с 26% до 70%, лояльными к бренду стали более 1200 участников форумов. При этом затраты на проведение акции окупились уже после того, как были привлечены первые 100 пользователей.
В теории участники социальных сетей получают доступ практически ко всей аудитории данных сервисов, но на практике деятели сетевого маркетинга ударяются в активную рекламу своего бизнеса и своих товаров. Это так же неэффективно, как "холодные" контакты в реальной жизни и спам - в Интернете. Причина тому - основная масса пользователей социальных сетей являются начинающими пользователями Интернета. У данной аудитории ещё не имеется тех субкультурных понятий, которые помогают толерантно воспринимать сетевой маркетинг.
МЛМ-бизнес в Интернете в серьезных масштабах начал развиваться немногим более 5 лет назад. Однако уже сейчас стало очевидно, что сетевой маркетинг с использованием интернеттехнологий, продвигая товары, использует свои сайты и применяет E-mail маркетинг, в перспективе это будет наиболее предпочтительный способ продажи товаров и услуг. Поскольку для того, чтобы открыть свой
полноценный MLM-бизнес, не требуется практически никаких инвестиций, что автоматически уменьшает возможность риска потери до минимума, вполне позволительно открыть свой виртуальный домашний офис и вести бизнес не выходя из дома. Возможности Интернета также позволяют обеспечить себе стабильно растущий доход безо всяких ограничений, степень роста которого зависит лишь от усилий самого предпринимателя.
Литература:
1. Алексунин В.А., Родигина В.В. Электронная коммерция и маркетинг в Интернете: учебное пособие. - М.: Дашков и К0, 2007.
2. Ермолова Н. Продвижение бизнеса в социальных сетях: учебное пособие. - М.: Альпина Паблишер, 2013.
3. Лазарева Н.В., Фурсов В.А. идр. Маркетингименеджментвразви-тии экономики России: монография. - Ставрополь: Агрус, 2012. -324 с.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга: учебное пособие. - М.: Вильямс, 2010.
5. Фурсов В.А. Маркетинг взаимоотношений как современная концепция управления сервисной деятельностью // Развитие иннова-ционныхнаправлений в образовании, экономике,техникеитехно-логиях: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Часть I. - Ставрополь: ТЭСЭРА, 2011.
6. Фурсов В.А. Концепция формирования организационно-эко-номическогомеханизмауправления региональнымрынкомтранс-портных услуг: монография. - Ставрополь : СевКавГТУ, 2010. -191 с.
7. Фурсов В.А. Формирование и функционирование регионального рынка транспортных услуг: теория, методы, модели: монография. - Ставрополь : Ставролит, 2011. - 308 с.
MOBILE MARKETING AS AN EFFECTIVE TOOL TO STIMULATE SALES OF GOODS AND SERVICES
Neshchadimov Anton Alexandrovich, Student, Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]
The article considers trends and development prospects of mobile marketing as interactive technology sales promotion; analyzes the methods and the potential of mobile marketing.
Keywords: mobile marketing; information technology; interactive promotions.
УДК339.138:338 МОБИЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ
СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА ТОВАРОВ
И УСЛУГ
© Нещадимов А.А., 2013 В статье рассматриваются тенденции и перспективы развития
мобильного маркетинга как интерактивной технологии стимулирования сбыта; анализируется методы и потенциал мобильного маркетинга.
Ключевые слова: мобильный маркетинг; информационные технологии; интерактивные акции.
С повсеместным применением мобильных телефонов, планшетов и Интернета-технологий маркетинговая деятельность современных предприятий стремительно изменяется. Информационные технологии могут значительно повысить эффективность маркетинга, так как позволяют организациям устанавливать более тесные (и более прибыльные) отношения с потребителями, лучше изучать их потребности и быстрее реагировать на их ожидания [1].
Развитие информационных технологий и использование мобильных устройств, с которыми возможно установить прямые контакты на расстоянии, стали неотъемлемой частью повседневной жизни современных людей. Все эти факторы способствуют развитию мобильного маркетинга, нового и перспективного направления деятельности, особенностью которой является установление интерактивного контакта с целевой аудиторией, вне пространственных ограничений. Наличие обратной связи увеличивает эффективность стимулирования сбыта [3].
Мобильный маркетинг - это комплекс средств маркетинговой коммуникации с потребителем через мобильные устройства, направленный на продвижение товаров или услуг.
Использование средств беспроводной связи может значительным образом увеличить эффективность маркетинговой деятельности. Это единственный канал личного влияния, обеспечивающий спонтанную, непосредственную, интерактивную и/или адресную коммуникацию в любом месте и в любое время. Для осуществления взаимодействия с аудиторией в мобильном маркетинге используются различные технические средства, включая телефоны, смартфоны, планшеты и ноутбуки .
Целевая аудитория часто лояльно относится к мобильному способу получения информации, тем более, что с развитием технологий увеличилось количество каналов, используемых мобильным маркетингом. К способам коммуникации мобильного маркетинга относятся [1]:
- SMS-рассылки - это информирование целевой аудитории посредством коротких текстовых сообщений;
- MMS-рассылки - представляют собой мультимедийные сообщения, с возможностью использовать текст, фото, видео, музыку, ссылки и пр.;
- IVR - различные голосовые сервисы, позволяющее позвонившему, общаясь с автоинформатором, получить информацию по интересующим вопросам, сделать заказ, узнать об акциях, скидках, мероприятиях и пр.;
- WAP, GPRS, EDGE и другие технологии, используемые для получения информации из Интернета на мобильный телефон;
- ICB - рассылка интерактивных (кликабельных) сообщений-тизеров на все абонентские терминалы, находящиеся в зоне действия базовых станций;
- Bluetooth-маркетинг позволяет передавать короткие видеоролики, музыку, игры, gif-анимацию, Java-журналы с рекламой и т.д.
Каждый из этих инструментов может решать достаточно широкий спектр задач. Стоит подробнее рассмотреть каждый из них, чтобы просто знать возможности их применения, их преимущества и недостатки.
Самый используемый в настоящее время инструмент мобильного маркетинга - это SMS-сообщение. Данный вид оповещения используется в качестве удобного и актуального рекламного канала. SMS-маркетинг позволяет быстро донести информацию до любого количества человек, четко таргетировать целевые группы и обеспечивать обратную связь. Также SMS активно используются в качестве инструмента голосования. Особенно при поддержке интернет-сайтов, телевидения или бумажных журналов. Некоторые компании используют SMS как канал для опроса потребителей. Наконец, SMS может использоваться просто для того, чтобы информировать потенциальных потребителей о текущих поощрениях, разовых скидках, специальных предложениях.
Это один из самых простых, эффективных и незатратных способов донесения актуальной информации до клиентов, партнеров или сотрудников. Только SMS-рассылки или акции на коротких номерах за свою сравнительно короткую историю успели зарекомендовать себя как эффективный и "бюджетный" канал коммуникации при стимулировании продаж или повышении лояльности к бренду [2].
53
НЕЩАДИМОВ Антон Александрович,
студент, кафедра Экономики и управления, СевероКавказский федеральный университет, Ставрополь [email protected]
аькетинг
Мобильный маркетинг стал новой технологической платформой для взаимодействия организаций с клиентами. Помимо рекламной функции, использование SMS для оповещения и обратной связи позволяет обеспечить высокий уровень сервиса. Поэтому SMS-информирование сегодня широко применяется государственными органами, финансовыми учреждениями, IT-компаниями, транспортными, почтовыми, логистическими службами и многими другими организациями.
В настоящее время SMS-маркетинг часто используется, но не является единственным средством мобильного маркетинга. Мобильный маркетинг также может быть осуществлен с помощью MMS-маркетинга, который так и не получил серьезного распространения. Ввиду того, что сейчас мобильные устройства все больше интегрированы с сетью Интернет, то MMS и вовсе может стать не нужен. Его просто вытеснит электронная почта. Тем не менее, пока акции с использованием MMS проходят.
IVR-маркетинг по своей сути напоминает SMS. Основное отличие заключается в том, что придется говорить голосом. Находит свое применение путем использования голосовых порталов и сервисов. IVR-портал - это технологический ресурс, позволяющий любому человеку 54 получить доступ к контенту СМИ и сетевым воз-
можностям посредством звонка на короткий голосовой номер. На данный момент голосовые порталы наиболее актуальны в качестве аналога call-центров и информационных баз СМИ. IVR-сервисы - это система предварительно записанных голосовых и музыкальных сообщений, которые чаще всего используются для маршрутизации звонков в call-центрах и организации голосований.
WAP - это сайты, оптимизированные для посещения с мобильного телефона или смартфона. Данная технология позволяет пользователям мобильных устройств получать доступ и взаимодействовать с информацией и сервисами [4]. WAP-порталы сегодня являются одним из главных мест, где размещаются рекламные баннеры, ориентированные для пользователей мобильных телефонов. Рынок WAP-рекламы стремительно развивается, поскольку такая реклама обладает существенными преимуществами по сравнению с обычной интернет-рекламой: более заметна для потребителя, так как занимает на экране телефона значительную пло -щадь; обеспечивает больший охват: число пользователей мобильного Интернета сегодня в 1,5 раза больше числа пользователей обычного Интернета; обладает значительным потенциалом: доступна для аудитории в 100 млн человек.
Bluetooth-маркетинг- это достаточно специфичный инструмент. Он может быть применим в ограниченных пространствах, поэтому и используется обычно на разного рода мероприя-
тиях, или в торговых центрах (реже). Как правило, он предназначен для рассылки какого-либо контента на телефоны пользователей, например, транслировать информацию о скидках и акциях, проходящих в крупных торговых центрах.
Сейчас на рынке доминирует SMS-реклама - 66%, затем идут сервисы WAP-push (получение ссылок на обновленные страницы WAP-портала) и WAP-сайты - по 12%. В ближайшие три-четыре года SMS-реклама, скорее всего, сохранит свои позиции, однако постепенно ситуация будет меняться, и другие технологии потеснят SMS.
Например, большой потенциал у QR-кодов. Этот двухмерный штрих-код можно размещать на любых объектах и предметах - упаковке, товарах, плакатах, в СМИ, на билбордах, стенах, заборах и т.д. Абонент фотографирует код сотовым телефоном и получает ссылку на рекламный ролик или какую-то информацию.
Весьма перспективна технология ICB, позволяющая доставлять абоненту текстовую информацию в режиме интерактивного вещания. Это так называемая реклама на "спящем" экране: в течение дня на дисплее телефона высвечиваются сообщения, и экран привлекает внимание не только самого владельца телефона, но и тех, кто находится рядом.
Мобильный маркетинг следует рассматривать в качестве одного из элементов комплексного продвижения, какдополнение общей компании. Использование единой, открытой, способной к интеграции инфраструктуры значительно сократит сложности реализации и управления и позволит развиваться с учетом будущих потребностей организации. Используя беспроводные технологии посредством уже существующих, а не абсолютно новых инфраструктур, организации в результате с меньшими затратами получат гораздо более удобные в управлении сети [4].
Мобильный маркетинг обладает целым рядом достоинств, выгодно отличающих его от других видов маркетинговой деятельности. Он способен легко интегрироваться в традиционную, ранее разработанную и уже осуществляемую рекламную кампанию. Заинтересованность потребителя в получении информации превращает его в полноценного партнера рекламодателя. Это позволяет компании рекламировать именно то, что нужно потенциальному клиенту, а также смоделировать наиболее результативный и масштабный комплекс маркетинга, сделать рекламную кампанию максимально эффективной и адресной, активно использовать информацию, получаемую от контактов с конечными потребителями, проявляющими реальный или потенциальный интерес к бренду.
Кроме того, мобильный маркетинг позволя-етзначительным образом расширить рекламные и медийные возможности традиционных средств продвижения. Немаловажным является факт,
что использование приемов мобильного маркетинга и его интерактивность предоставляют организациям уникальную возможность для составления и анализа объективных рейтингов рекламоносителей и информационных каналов.
Кдостоинствам мобильного маркетинга можно отнести также технические особенности самих мобильных устройств, применяемых как средство коммуникации организации со своими клиентами. Телефоны, смартфоны, планшеты и другие подобные устройства обладают такими характеристиками, как повсеместная доступность, готовность к эксплуатации в любое время и в любом месте, ими владеет большинство потенциальных клиентов, они относительно дешевы и просты в обращении. Кроме того, такие устройства большую часть времени находятся в непосредственной пространственной близости от своих обладателей.
Помимо очевидных достоинств мобильный маркетинг обладает также и некоторыми недостатками, к числу которых необходимо отнести ориентацию преимущественно на молодежную аудиторию, ориентацию на аудиторию с доходом средним и выше среднего, негибкость мобильных операторов.
Мобильный маркетинг имеет широкий спектр применяемых инструментов, так как специализированная информация может передаваться в различных видах. Вариантами передачи данных могут быть: звуковые средства (голосовая почта, рингтоны, уведомления о пропущенных звонках), текстовые сообщения, мультимедийные файлы, мобильный Интернет, оплата товаров и услуг с помощью беспроводных устройств.
Мобильный телефон, например, может быть задействован различными способами. Он может использоваться как медиаканал для передачи информации, носящий рекламный характер, или как устройство, с помощью которого можно передать конкретному потребителю бонус (например, пополнить баланс его сотового счета в качестве подарка за приобретение определенного количества товара или подарить мобильный сувенир в виде картинки-заставки для телефона). Мобильный телефон может быть использован даже в качестве клубной карты, позволяющей идентифицировать участника программы лояльности.
При использовании мобильного телефона в маркетинге достигается максимальный охват аудитории. В то время как применение повседневных информационных средств коммуникации при обращении к клиенту во многом зависит от места и времени, мобильный маркетинг сводит до минимума потери при распространении информации благодаря своей способности кпер-сонализации и индивидуализации.
Мобильность позволяет маркетологам проводить разбивку целевой аудитории по сайтам, моделям телефонов, демографии и местопо-
ложению - все эти факторы могут быть очень полезными для рекламодателей [7]. Передаваемая на мобильные устройства реклама создается для каждого пользователя с учетом его пола, возраста, личных интересов. Кроме того, информация, получаемая с помощью инструментов мобильного маркетинга, может помочь в оценке и отборе одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами и услугами.
В связи с личным характером эксплуатации мобильных устройств мобильная реклама гораздо более эффективна сточки зрения узнаваемости продукта и стимулирования продаж. Это связано с тем, что послания предназначаются только для конкретного пользователя. Тем самым создаются наиболее благоприятные условия для увеличения покупательского спроса одного клиента, и, как следствие, ускоряются процессы товародвижения и реализации продукции. В настоящее время получатели обычно уделяют значительно больше внимания мобильным объявлениям (например, тексту после уведомления), чем объявлениям, полученным посредством персональных компьютеров. Кроме того, мобильный маркетинг позволяет получить быстрый отклик от клиента, вычислить точные статистические данные по итогам акций, создать максимально персонализированное, адресное обращение кпотребителю и дистанционно спровоцировать его на принятие решения о покупке. Все это предоставляет организациям возможность постоянно удерживать потребителя в зоне своего маркетингового воздействия, создавать определенное информационное поле, распространять в обществе информацию, необходимую для рыночного взаимодействия [8].
Благодаря развитию цифровых видов связи открывается целый ряд новых коммуникационных возможностей. Поскольку потребители в настоящее время уже пресыщены традиционной рекламой, они с большим интересом обращают внимание на новые интерактивные средства информации [6]. На сегодняшний день средняя эффективность отдельных кампаний мобильного маркетинга значительно выше аналогичных баннерных кампаний в Интернете. Во многом это связано с тем, что потребители уже успели выработать у себя так называемую "баннерную слепоту". Информации, поступившей на мобильные устройства, потребители пока уделяют значительно больше внимания.
Мобильный маркетинг имеет огромный потенциал развития. Он касается как совершенствования беспроводных сетей, таки самих мобильных устройств. В ближайшей перспективе ожидается увеличение и значительное улучшение качества экранов. Внедряются сенсорные технологии. Ведется работа над увеличением времени работы от аккумуляторных батарей, объема памяти мобильных устройств. Все эти
1-Л
ч-1
О
гч
Д_
-vO
□
*
Q)
сЦ
С>
гл
■ он
55
аькетинг
5
56
нововведения позволят более полно использовать возможности мультимедийного контента в целях мобильного маркетинга. Кроме того, активно внедряются сотовые системы связи четвертого поколения 4G, разрабатываются системы пятого поколения 5G. Совершенствуется программное обеспечение мобильных устройств, улучшается качество предоставляемого контента. Активная разработка информационных технологий сделает Интернет более доступным, дешевым и быстрым. Все это приведет к тому, что к числу эффективных инструментов мобильного маркетинга добавится рекламная видеоинформация и уже существующее мобильное телевидение. Росту рынка способствует также тот факт, что интерес к мобильному маркетингу наблюдается одновременно как со стороны потребителей, так и со стороны продавцов товаров и услуг.
В настоящее время мобильный рынок уже начал раскрывать свой потенциал, а мобильный маркетинг превратился в эффективное и востребованное средство стимулирования сбыта. Все больше рекламных и маркетинговых кампаний переходят к использованию разнообразных современных технологий, работают над привлечением потенциальных потребителей с помощью инструментов мобильного маркетинга, создают и оптимизируют мобильные или WAP-версии своих информационных ресурсов. Использование удобных и доступных мобильных технологий в маркетинге значительным образом помогает донести до пользователей мобильных телефонов свои идеи и проекты.
Главной задачей мобильного маркетинга продолжает оставаться привлечение платежеспособного клиента, заинтересованного в покупке товаров и услуг. Комплексное использование имеющихся технологий, разумное привлечение и разработка новых каналов распространения рекламной информации - ведут к успешному маркетингу, а, значит, к законному повышению доходов организации. Мобильный маркетинг открывает новые возможности для предпринимательской деятельности, он способен внести в маркетинг организации элемент интерактивности, перевести маркетинговую стратегию предприятия в новое измерение, помочь компаниям в их развитии и достижении поставленных целей.
Литература:
1. Бугаев Л. Мобильный маркетинг. Как зарядить свой бизнес в мобильном мире. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 214 с.
2. ЕжовА.Мобильнышмаркетинг... вдеталях//Новостимаркетин-га. - 2009. - № 1.
3. Лазарева Н.В., Фурсов В.А. Современные технологии управления иинструментарийменеджментанатранспорте: монография.-Ставрополь : Ставролит, 2011. - 124 с.
4. Майкл А., Солтер Б. Мобильный маркетинг. Создание конкурентного преимущества с помощью беспроводных технологий. - М.: Группа ИДТ, 2007.
5. Полякова А. Мобильные медиа. Игнорировать нельзя - использовать // Маркетинг. Менеджмент. - 2008. - № 7-8.
6. Холланд Г., Баммель К. Мобильный маркетинг. - М.: Вершина, 2006.
7. http://www.r-trends.ru/trends/marketing/marketing_170.html (сайт "Аналитика маркетологам и исследователям рынка").
8. Фурсов В.А. Концептуальные основы формирования и функционирования регионального рынка транспортных услуг: монография. - Ставрополь : Ставролит, 2011. - 196 с.
MERCHANDISING AS AN EFFECTIVE MARKETING TOOL COMMERCIAL ENTERPRISE Fedorova Irina Igorevna, Student, Chair of Economics and Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]
The article discusses the techniques of merchandising as a marketing tool, and the possibilities for their use in trade.
Keywords: merchandising; marketing communication; retail trade.
УДК339.138:338.43 МЕРЧЕНДАЙЗИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ
ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
© Федорова И.И., 2013 Статья анализирует приемы мерчендайзинга как инструмента
маркетинга и возможности их применения на торговых предприятиях.
Ключевые слова: мерчендайзинг; маркетинговые коммуникации; розничная торговля.
Наступивший XXI век принес большие изменения в экономике России. Постоянно усиливающаяся конкуренция, ускоренное технологическое развитие, насыщение рынка товарами, производители прилагают все усилия для продвижения своей продукции: создают торговые