УДК 378
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СКЛОННОСТЕЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
© 2012 Н.О.Рубцова1, Н.А.Строгова2,
Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма 2Домодедовский филиал Российского нового университета
Статья поступила в редакцию 09.12.2011
В научной публикации ставится проблема диагностики и развития профессиональных способностей и склонностей у будущих специалистов по адаптивной физической культуре с помощью активных методов социально-психологического обучения и внедрения личностно ориентированных технологий в учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения.
Ключевые слова: Профессиональные способности и склонности, особенности профессии, специалист по адаптивной физической культуре, активные методы обучения.
Проведенные российскими учеными исследования показывают, что на первоначальном этапе профессионального обучения студенты имеют поверхностные представления о профессии и требованиях к ней, психологически не готовы к получению профессиональных знаний и навыков, также у студентов еще не достаточно сформированы личностные и профессиональные ценности1.
Адаптивная физическая культура функционально ориентирована на коррекционное воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья. Будущий специалист по адаптивной физической культуре должен быть способен к анализу своих психических и физических возможностей, он должен иметь хорошие знания не только в области физической культуры, но и в области педагогики и психологии. В процессе профес-
Рубцова Наталья Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры. E-mail afk [email protected] Строгова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail:[email protected]
1 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: 1999; Азбель (Козлова) А.А. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию // Наш проблемный подросток: помогаем разрешать проблемы / Под ред. Л.А.Регуш. - СПб.: 2003; Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение - М.: 1996;
Психологическое сопровождение выбора профессии: Научн. -метод. пособ. / Под ред. Л.М.Митиной. — М.: 1998; Секун В.И. Индивидуально-психологические особенности и взаимоотношения студентов // Опыт социально-психологического исследования. - Минск: 1985.
сиональной подготовки ему необходимо научиться использовать современные педагогические технологии, овладеть методами психолого-педагогического воздействия на лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, освоить приемы и методы формирования системы межличностного общения.
В процессе профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре мы изучали возможность реабилитации и социализации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры, исследовали профессионально значимые качества личности специалиста по адаптивной физической культуре, условия развития профессионального самосознания и личностного роста. Результаты исследования нашли отражение в публикациях в журналах: «Физическая культура: воспитание, обучение, тренировка» (2010 г. №№ 2, 4; 2011 г. №1); «Теория и практика физической культуры» (2011 г. №№ 2, 5, 9); «Мир образования - образование в мире» (2010 г. №№ 1, 2); «Вестник Самарского государственного университета» (2010 г. № 1) и других изданиях, а также в нашей следующей статье, которая размещена в этом же разделе Известий Самарского научного центра РАН2.
Система образования призвана создать условия для реализации индивидуальных образовательных и профессиональных планов ка-
2 Строгова Н.А. Исследование уровня формирования профессионально ценностных ориентаций у будущих специалистов по адаптивной физической культуре // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. -Том 14. № 2. - С.86 - 91.
ждого члена общества в соответствии с его жизненными целями, направленностью личности и способностями.
Высшее учебное заведение призвано помочь молодому специалисту развивать в себе качества, необходимые для становления профессионально состоятельной, конкурентоспособной, активной личности, способной адаптироваться к условиям труда и особенностям профессии в максимально короткие сроки. В этой связи актуально комплексное изучение профессиональных склонностей и способностей у будущих специалистов по адаптивной физической культуре, их учет и развитие в учебно-воспитательном процессе.
Мы исследовали профессиональные склонности и способности у студентов, обучающих-
Полученные результаты свидетельствовали о равном сочетании «Я - хочу» и «Я - могу» в исполнительских и творческих профессиях, соответственно: 40% - 40% и 66% - 60%. Хотя явным преимуществом пользовались творческие профессии: 60%. В категории «человек -искусство» желания и возможности испытуемых совпали: 46,6% - 46,6%. Однако в категории «человек - человек» были отмечены значительные расхождения в показателях: «Я - хочу» - 33,3%, а в «Я - могу» - 53,3%, а ведь будущий специалист по адаптивной физической культуре работает в основном с со-
ся по специальности 032102.65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» на гуманитарном факультете Российского государственного университета физкультуры, спорта, молодежи и туризма по методике определения профессиональных способностей и склонностей И.Л.Соломина. В исследовании принимали участие студенты 3 курса (2005 / 2006 и 2006 / 2007 уч. гг.), затем у эти же студенты на 4 курсе (с 2006 / 2007 и 2007 / 2008 уч. гг.).
На первом этапе исследования были определены исходные показатели профессиональных склонностей и способностей в отношении различных профессий (Рис. 1.).
циально неадаптированными людьми, у которых из-за проблем со здоровьем часто низкая самооценка, не достаточно сформированы навыки коммуникации, не реализована потребность в самоактуализации и общественном признании.
Значительное расхождение в показателях к категории «человек - человек» означает недостаточный интерес к общению с людьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, неуверенность в правильном выборе профессии. В сочетании с другими диагностическими методами (наблюдение,
70 60 50 40
30 — 20 — 10 -I-0
п_
■г
/ л
.сЯ
^ <8и
□ Я-хочу Проф. склонности %
□ Я-могу Проф. способности %
Рис. 1. Профессиональные склонности и интересы студентов 3 курса на 1 этапе исследования
беседы, дискуссии) мы выяснили, что препятствием к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, являются психологические барьеры, вызванные в основном жалостью к инвалидам, особенно детям, и трудностями взаимодействия с ними.
Таким образом, результаты первого этапа исследования показали, что в учебно-воспитательном процессе необходимо формировать не только интерес к учебным дисциплинам, но и такие профессионально значимые качества личности как милосердие, эмпатия, желание помочь человеку в беде и найти свое место в социуме, формировать умения социального взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Психологическое обеспечение в этом плане должно быть как теоретическое, так прикладное и практическое.
Будущие специалисты по адаптивной физической культуре в процессе обучения в ВУЗе часто показывают хорошие результаты в теоретической подготовке, но во время ознакомительной, а затем активной практики в специальных учреждениях оказываются психологически не готовыми к работе с особым контингентом лиц, имеющих отклонения в состоянии физического и психического развития. Эмоциональный шок или внутреннее неприятие инвалидов могут привести к проблемам профессионального самоопределения и становления будущих специалистов в области адаптивной физической культуры, к трудностям адаптации к особенностям выбранной профессии.
В целях психологической подготовки студентов к взаимодействию с лицами, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, мы разработали спецкурс психолого-педагогической подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре к работе людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Целью курса являлась психологическая адаптация студентов к особенностям профессии и взаимодействию с лицами, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. Основные задачи курса состояли в том, чтобы помочь будущим специалистам по адаптивной физической культуре в социальном, личностном и профессиональном самоопределении и саморазвитии через овладение основами психологической культуры, способами регуляции психических состояний и мастерством взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Данный курс проводился в рамках специализации и включал 3 раздела: психиче-
ское здоровье личности, искусство воздействия и общения, ценности профессии специалиста по адаптивной физической культуре. Особенность курса состоит в том, что он тесно связан со специальной психологией и педагогикой, психологией общения, конфликтологией, этикой и деонтологией. Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, на которых студенты имеют возможность заниматься самопознанием через психологическую диагностику, учиться понимать себя и окружающих, совершенствовать способы и приемы общения и поведения с помощью психотехнических игр и упражнений, групповых дискуссий, просмотра видеозаписей, аутогенной тренировки.
Курс включал в себя тренинги и релаксационные упражнения на снятие эмоционального напряжения, элементы психодрамы, позволяющие преодолеть установки на доминантность, научиться понимать и воспринимать лиц с отклонениями в состоянии физического и психического развития, а также аутогенные тренировки, направленные на преодоление конфликтности, коррекцию негативных социальных установок, снижение тревожности, преодоление затруднений в общении.
В программу курса включены методы совершенствования волевой саморегуляции, применение которых усиливает стимулирующую и ориентирующую регуляцию поведения. В их сферу входит усиление позитивных и исключение негативных установок в отношении себя, своих возможностей, ожидаемых результатов и бесконфликтных межличностных отношений. Прежде всего, имеется в виду выработка оптимистического настроя. Сюда же относятся и формы психического самовнушения, направленные на преодоление страха, монотонности, антипатии. Особое место при изучении спецкурса отводилось самостоятельной работе студентов по расширению, закреплению и переводу на новый уровень осмысления получаемых знаний, их уточнения применительно к конкретным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В результате прохождения курса студенты изучали сущность и основные показатели психического здоровья, овладевали искусством преодоления стресса, психотехнологиями управления здоровьем, коммуникативной культурой делового общения, средствами речевого и невербального общения, технологией предотвращения и разрешения конфликтов.
После изучения специальных дисциплин, прохождения спецкурса психологической подготовки к работе с людьми, имеющими огра-
ниченные возможности здоровья, производственной практики показатели профессиональных склонностей и способностей студентов изменились. Так, показатель «Я-могу» стал почти на 20% выше в исполнительских профессиях, а в творческих профессиях он стал выше на 7%. Значительно повысились показа-
Таким образом, для развития учебной мотивации и коммуникативных навыков наряду с традиционными методами обучения, носящими репродуктивный характер и направленными непосредственно на передачу определенной суммы знаний, формирование практической деятельности, необходимо применять активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Для формирования специфических коммуникативных умений эффективны дискуссионные методы (групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций, различные варианты «мозгового штурма» и т.п.), игровые методы (организа-
тели «человек-человек». Более высокими и значимыми стали показатели в категориях профессий «человек-техника», «человек -природа». Эта динамика свидетельствует о положительном эффекте проведенной работы, что наглядно отражено в рис. 2.
ционно-деятельностные игры, деловые игры, ролевые игры и т.п.), социально-психологические тренинги (коммуникативные - постановка поведенческих навыков, сенситивные - тренировка межличностной чувствительности и другие).
Активизация учебной деятельности, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности в усвоении знаний, формировании умений и навыков и применении их на практике развивают профессиональные способности студентов и мотивацию к личностному и профессиональному росту.
90 80 70 60
Рис. 2. Профессиональные склонности и интересы студентов 4 курса на 2 этапе исследования
FUTURE SPECIALISTS OF ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING IN EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH EDUCATIONAL INSTITUTIONS: PROFESSIONAL COMPETENCES AND APTITUDES DEVELOPMENT
© 2012 N.O.Rubtsova1, N.A.Strogova2"
1Russian State University of Physical Training, Sports, Youth and Tourism 2Domodedovo Branch of Russian New University
The article reveals the problem of the diagnostics and development of the adaptive physical training spe-cialists'-to-be competences and aptitudes with the help of social and psychological education, as well as personality-oriented technologies implementation in the educational process.
Keywords: professional competences and aptitudes, professional features, adaptive physical training specialist, active methods of training.
Natalya Olegovna Rubtsova, Cand. Sc. in Pedagogics, Senior Lecture, Head of the Adaptive Physical Training department. E-mail: afk [email protected] Natalia Aleksandrovna Strogova, Cand. Sc. in Pedagogics, Senior Lecturer of the Pedagogy and Psychology department. E-mail: natalyastrogova@ rambler.ru