педагогические науки
Карева Галина Вячеславовна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ...
УДК 376.2; 376.3
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
© 2018
Карева Галина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» Брянский государственный технический университет (241035, Россия, Брянск, б-р 50 лет Октября, 7, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье актуализируется проблема корригирующего и компенсаторного потенциала адаптивной физической культуры и спорта в отношении лиц, имеющих различную степень отклонения в состоянии здоровья. Автором выделены основные причины, позволяющие актуализировать психолого-педагогический потенциал адаптивной физической культуры и спорта. Произведен анализ данной проблематики, представленной в психолого-педагогической, психологической и специальной медицинской литературе, а также проанализированы основные концептуальные основания, освещающие прогрессивные стороны деятельностного подхода и непосредственно самой двигательной деятельности для реализации функций компенсаторного, корригирующего и замещающего характера. Автор раскрывает регуляционные императивы адаптивной физической культуры, представленные в принципах реализации дисциплины «Адаптивная физическая культура и спорт», а также дополняет их уточняющими характеристиками, необходимыми при учете особенностей организации учебного процесса в контексте данной дисциплины. Принципы реализации рассматриваемой дисциплины раскрыты не только с позиций двигательной реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, а также улучшения и восстановления физиологических функций, но и с точки зрения влияния на интеллектуальную, личностную и социально-психологическую готовность обучающихся, в которую входит и компонент их волевой готовности. В статье подробно раскрыта специфика задач, решаемых в рамках адаптивной физической культуры, что позиционирует данную учебную дисциплину как результирующий компонент комплексного воздействия, а также различных методических решений, средств, организационных форм и условий педагогического сопровождения по отношению к обучающимся, имеющим различные степени отклонения в состоянии здоровья. Автором рассмотрены примеры методологической и организационной специфики учебных занятий с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физических кондиций.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура и спорт, учебный процесс, обучающиеся с отклонениями в состоянии здоровья и физических кондиций, принципы организации, методологическая специфика, педагогические задачи, педагогическое сопровождение.
PECULIARITIES OF ORGANIZING THE TRAINING PROCESS ON THE DISCIPLINE «ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND SPORT»
© 2018
Kareva Galina Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Physical culture and sports» Bryansk State Technical University (241035, Russia, Bryansk, st. 50 old October, 7, e-mail: [email protected])
Abstract. The article actualizes the problem of corrective and compensatory potential of adaptive physical culture and sports in relation to persons having a different degree of deviation in health status. The author identifies the main reasons that allow actualizing the psychological and pedagogical potential of adaptive physical culture and sports. The analysis of this problem presented in the psychological-pedagogical, psychological and special medical literature is analyzed, as well as the main conceptual bases that illuminate the progressive aspects of the activity approach and directly the motor activity itself for the realization of compensatory, corrective and replacement functions. The author reveals the regulatory imperatives of adaptive physical culture, presented in the principles of implementing the discipline "Adaptive physical culture and sport", and also supplements them with specifying characteristics that are necessary in view of the peculiarities of the organization of the educational process in the context of this discipline. The principles of the implementation of the discipline in question are disclosed not only from the standpoint of motor rehabilitation of persons with disabilities in the state of health, but also the improvement and restoration of physiological functions, but also in terms of influencing the intellectual, personal and socio-psychological readiness of students, readiness. In the article the specificity of tasks solved within the framework of adaptive physical culture is described in detail, which positions this educational discipline as the resultant component of the complex impact of various methodological solutions, means, organizational forms and conditions of pedagogical support in relation to students having different degrees of deviation in health status. The author examines examples of methodological and organizational specifics of training sessions with students who have deviations in health status and physical condition.
Keywords: adaptive physical culture and sport, educational process, students with disabilities in health and physical condition, principles of organization, methodological specifics, pedagogical tasks, pedagogical support.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Общеизвестно, что ритм и условия современной жизни человека отражаются на его здоровье. Нехватка времени, осуществление деятельности в заданном лимите, а также экологическая ситуация окружающей среды подрывают ресурсы организма, неблагоприятно сказываясь не только на физическом, но и психическом аспекте здорового состояния организма. Такого рода ситуация губительна не только для взрослых, она нещадно отражается на подрастающем поколении и молодежи.
Формулирование целей статьи. Отечественная психолого-педагогическая наука в настоящее время говорит о том, что для человека с любым видом отклонения от возрастной и функциональной нормы развития можно сформировать условия, которые обеспечили бы положительную динамику в его развитии, а также эмоциональ-Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)
ное благополучие и скорейшую социальную адаптацию. Огромная роль в решении данной проблемы принадлежит потенциалу адаптивной физической культуры.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы. Многие ученые психолого-педагогических и медицинских отраслей отмечают, что отклонениях физического, психического и психофизиологического характера (нарушения слухового и зрительного анализаторов, ограничения в работе опорно-двигательного аппарата, отклонения в психическом развитии и др.) специально организованный процесс физической культуры и спорта, реализующий функции адаптационного плана, с адекватным дозированием физической нагрузки не только оказывает положительное коррекционное воздействие на организм человека с отклонениями в состоянии здоровья, но и способствует компенсаторной перестройке [1; 2; 3].
Kareva Galina Vyacheslavovna pedagogical
PECULIARITIES OF ORGANIZING ... sciences
В своих работах в более раннее время об этом упоминали Б. Г. Ананьев, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, Т. А. Власова, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, Л. К. Семенова и др. [4, 150; 5; 6; 7, 64].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Адаптивная физическая культура, ее корригирующий потенциал, направленный на сопровождение психофизического, психологического и психолого-педагогического организации образовательного процесса обучающихся рассматриваемой категории, обеспечивает стабильность функциональной компенсаторной перестройки сохранных анализаторов, которые играют весомое значение в замещении, а также восполнении функционала нарушенных. Перестройка данного характера опосредована активизацией использования деятельност-ного подхода в двигательной деятельности, включающей специально подобранные физические упражнения, подвижные игры, а также методологические подходы, приемы и средства, составляющие специально организованные учебные виды адаптивной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности [8].
Учитывая особенности организации учебного процесса по дисциплине «Адаптивная физическая культура и спорт», необходимо понимать, что, данная категория лиц является достаточно неоднородной. Однако, на первом плане состояния их уровня развития признается замедленность становления эмоционально-личностных характеристик, произвольной поведенческой и двигательной регуляции, а также задержанное развитие различных сторон познавательной деятельности. В связи с этим при осуществлении образовательного процесса в контексте данной дисциплины следует особое внимание уделять принципам организации и сопровождения физического развития и физического совершенствования лиц данной группы. Среди таких принципов выделяют следующие:
-принцип своевременного диагностического обследования, позволяющий учесть совокупность всевозможных соответствующих отклонений в развитии таких лиц, что является просто необходимым условием успешной коррекции и реабилитации в процессе освоения потенциала адаптивной физической культуры и спорта;
-так же следует отметить важность принципа комплексного подхода к осуществлению диагностических мер: необходимо учитывать результаты различных сторон обследования (физические, физиологические, психофизиологические, нейрофизиологические, биохимические и многие другие). Результаты данных исследований помогают выявить ведущие нарушения в физическом и психофизиологическом развитии, чем достаточно облегчают коррекционно-развивающую деятельность в процессе реализации потенциала адаптивной физической культуры и спорта;
-методология особенностей реализации учебного процесса в контексте адаптивной физической культуры базируется на регуляции своего инструментария в соответствии с принципами целостности и конкретности. Это является важным моментом при определении уровня физического и психофизиологического развития обучающегося и коррекции его развития. Преподавателю дисциплины важно оценить степень обучаемости таких лиц, возможность усвоения им знаний и способов действий в рамках дисциплины «Адаптивная физическая культура и спорт». В связи с этим необходимо проведение педагогических наблюдений за деятельностью обучающегося в рамках данной дисциплины, его поведением в различных ситуациях, умением контактировать с окружающими, а также оценить адекватность его реакций на замечания преподавателя, одобрения, неудачи в деятельности и пр.
-особое значение при организации учебного процесса по адаптивной физической культуре отводится принципам индивидуализации и дифференциации, что позволяет 256
выработать индивидуальные образовательные маршруты для лиц соответствующих категорий при использовании адаптированных методологических инструментов, включая методическое руководство в работе и методы педагогической оценки. Это позволяет более достоверно оценить динамику в развитии лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе освоения дисциплины «Адаптивная физическая культура и спорт»;
-деятельность преподавателя в процессе реализации адаптивной физической культуры также строится по принципу интеграции, так как с самого начала коммуникативное поведение является процессом интегративного характера. Формирование коммуникативного поведения и развитие двигательных функций тесно взаимосвязаны. Поэтому диагностика данных видов деятельности имеет важное диагностическое значение и играет особую роль в формировании адаптации лиц данной категории к процессу обучения.
Учет вышеизложенных принципов в процессе организации учебного процесса по дисциплине «Адаптивная физическая культура и спорт» позволяет учесть не только физическую и психофизиологическую составляющую в развитии лиц с отклонениями в состоянии здоровья (далее ОВЗ), но и влиять на интеллектуальную, личностную и социально-психологическую готовность обучающихся, в которую входит и компонент волевой готовности [9].
При учете особенностей организации учебного процесса в рамках рассматриваемой нами дисциплины необходимо помнить, что основными задачами данного воспитательно-образовательного процесса следует рассматривать такие как:
-коррекционной воздействие с целью восстановления отклонений в развитии;
-восстановление здоровья обучающихся; -восстановление нарушенных функций организма; -нормализация двигательной активности и обмена веществ;
-предупреждение процесса мышечной атрофии, а также профилактика контрактур и нарушений функций опорно-двигательной системы;
-формирование навыков самостоятельного обслуживания и саморазвития на фоне общего укрепления, восстановления здоровья при условии выработки навыков здорового образа жизни;
-совершенствование уровня физического развития, функционального состояния, а также двигательных способностей;
-формирование способности к адаптации в условиях реализации дисциплины «Адаптивная физическая культура и спорт», включая и социальную адаптацию обучающихся;
-отбор лиц с ОВЗ, способных к участию в соревнованиях различного уровня [10, 457].
Спектр подобных задач позволит рассматриваемой нами дисциплине выступать в рамках учебного процесса в качестве результирующего концепта комплексного воздействия различных методических решений, средств, организационных форм и условий педагогического сопровождения по отношению к обучающихся, имеющим различные степени отклонения в состоянии здоровья
[11-17].
Также необходимо отметить, что специфика организации учебного процесса по адаптивной физической культуре связана с комплектованием учебных групп на основе индивидуальных особенностей здоровья обучающихся. Например, для обучающихся с нарушением речи целесообразным будет реализация следующих методологических аспектов организации учебного процесса:
-объяснения и разъяснения (с использованием показа, частичного показа, синхронного показа, самостоятельного показа по словесному образцу, группового показа, частичного показа и т.д.);
-наблюдения, иллюстративной демонстрации (реаль-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Карева Галина Вячеславовна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ...
ного объекта в реальных условиях, реального объекта в групповых условиях, видеопоказ и т.д.);
-практический метод (игровые упражнения, синхронное выполнение целого или части упражнения, частичный показ, самостоятельный показ целого или части упражнения, придумывание упражнения, и т.д.);
-применение игрового метода на занятиях будет выражаться в разнообразии и вариативности работы [18].
Количество учебных занятий, как правило должно быть регламентировано учебным планом в зависимости от специфики обучения (учебная группа, направление подготовки и пр.) [19-24].
Говоря о специфике организации учебного процесса в контексте рассматриваемой дисциплины следует упомянуть, что также возможно и разработка индивидуальных учебных планов с индивидуальным графиком посещения учебных занятий. При организации учебного процесса с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, особенно важен подбор специфических средств адаптивной физической культуры и спорта: специальных упражнения, оценочных средств, игровых приемов, элементов спортивных игр и прочих доступных видов при ограничении возможностей здоровья и физических кондиций [25].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, проблема интегрированного образования сегодня сложна и дискуссионна.
Основная ее идея лежит, как в плоскости проблем коррекционно-развивающей и социально-адаптационной деятельности в отношении лиц с ограничением физических кондиций, так и формировании толерантного отношения в современном социуме к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Данная проблема является поистине проблемой социального характера, так как подразумевает соприкосновение с судьбами и интересами большого количества обучающихся, включенных в различные социальные группы [26].
Цель и задачи адаптивной физической культуры и спорта в отношении лиц данной категории составляют основные тенденции будущего общества, так как физическое, психическое и социальное здоровье людей очень важны для нации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маллаев, Д. М. Адаптивная физическая культура в системе специального и инклюзивного образования / Д. М. Маллаев, Г. А. Магомедов // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 3 (32). -С. 31-36.
2. Строгова, Н. А. Адаптивная физическая культура в системе комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов / Н. А. Строгова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 2. - С. 169-171.
3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - 1999.
4. Семенов, В. Н. Дополнительное физкультурное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья как фактор социальной интеграции / В. Н. Семенов // Ученые записки РГСУ. - 2013. - № 2 (114). - С. 149-152.
5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I, II / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. -286 с.
6. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М., 1973. - Режим доступа: http://pedlib.ru/ Books/6/0192/6_0192-1.shtml
7. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С.62-76.
8. Маллаев, Д. М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в
игре / Д. М. Маллаев // Дефектология. - 1993. - № 5. - С. 38-42.
9. Нурзулаев, С. Б. Аспекты социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры и спорта / С. Б. Нурзулаев, И. Н. Сафронова, Н. А. Петухов // Вестник ТГПУ. - 2012.
- № 5 (120). - С. 154-159.
10. Бобровский, Е. А. Адаптивный спорт и физическая культура как метод реабилитации инвалидов / Е. А. Бобровский // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 4 (Часть 2). - С. 456-459.
11. Алферова, Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП / Г. В. Алферова // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10.
12. Гилевич, И. М. Если ребенок со сниженным слухом учиться в массовой школе / М. И. Гилевич, Л. И. Тигранова // Дефектология. - 1995. - №3. - С. 39.
13. Соломахина Т.Р. К проблеме познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 110-111.
14. Гараненко, А. Власти составили прайс-лист московских школьников / Известия от 12 января 2006 года, московский выпуск № 03 / 27044 [Электронный ресурс] / А. Гараненко // Режим доступа: http://izvestiya.ru/ moscow/305l575_print
15. Коровин С.С., Малорошвило Л.Н. Ценности физической культуры: структура, характеристика // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 287-293.
16. Иванова Т.Н. Социоэкологический потенциал физической культуры и спорта в жизни современного человека // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 149-151.
17. Васюкова В.А., Воробьева И.В., Коваленко Н.П., Куштова М.Х. Инновационная деятельность в сфере физической культуры и спорта как неотъемлемая часть элемента национальной экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 68-73.
18. Громова, О. А. Образовательная сегрегация [Электронный ресурс] / О. А. Громова // Русский журнал.
- Режим доступа: www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20010823
19. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2001.
20. Сводина, В. Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушением слуха / В. Н. Сводина // Дефектология. - 1998. - №6. - С. 38.
21. Русакова Н.Г. Научно-методические подходы к формированию физического качества «быстрота» на занятиях физической культурой студентов в высших учебных заведениях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 214-216.
22. Шевченко, С. Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «Начальная школа
- детский сад» / С. Г. Шевченко // Дефектология. - 2000.
- №6. - С. 37.
23. Щербакова, А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы / А. М. Щербакова // Дефектология. -1996. - № 4. - С. 24.
24. Популо Г.М., Назаренко Н.Н. Социальная значимость и роль подвижных игр на занятиях физической культурой в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 155-158.
25. Щеголь В. И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)
257
Kareva Galina Vyacheslavovna PECULIARITIES OF ORGANIZING ..
pedagogical sciences
/ В. И. Щеголь // Фундаментальные исследования. -2008. - № 9. - С. 89-91. - Режим доступа: http://www. fundamental-гesearch.ru/ru/article/view?id=3752
26. Ярская, В. Н. Социальная политика в контексте глобализации / В. Н. Ярская // Статьи российских социологов для участников русского форума на XV всемирном конгрессе социологов в Брисбейне, Австралия, 7-13 июля. РИЦ ИСПИРАН. - М. 2002. - С. 140-145.
Статья поступила в редакцию 25.01.2018 Статья принята к публикации 27.03.2018
258
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)