СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОСОБЕННОСТЯМ ПРОФЕССИИ
Н.А. СТРОГОВА, Московский психолого-социальный институт
Аннотация
В научной публикации раскрываются понятие профессиональной адаптации и факторы, влияющие на успешность адаптации к профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре.
Ключевые слова: специалист по адаптивной физической культуре, особенности профессиональной деятельности, социально-психологическая адаптация.
Abstract
In the scientific paper a concept of professional adaptation and factors that influence the success of adaptation to the professional roles of adaptive physical education are considered.
Key words: specializes in adaptive physical education, especially professional, social and psychological adaptation.
Проблемы адаптации как процесса приспособления к профессиональной деятельности рассматриваются в работах Ф.Б. Березина, Е.А. Климова; социальнопсихологической адаптации - в работах Л.М. Митиной,
В.В. Фалилеева и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8].
Профессиональная адаптация человека имеет свою структуру, форму, содержание, механизмы, движущие силы, траекторию, тенденции и закономерности развития, которые поддаются психологической корректировке как изнутри (со стороны самого молодого специалиста), так и извне (со стороны коллектива).
С.Г. Вершловский в понятие «профессиональная адаптация» включает психолого-социальный компонент, отражающий процесс вхождения молодого специалиста в новую социальную среду, в систему межличностных отношений определенного коллектива, во время которого происходит выработка эталонов мышления и поведения в соответствии с системой ценностей и групповых норм данного коллектива [7].
Согласно Государственному образовательному стандарту специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) 2000 г. объектами профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре являются:
- образовательные учреждения любых типов и видов (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам);
- специальные образовательные учреждения (вспомогательные школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, классы выравнивания, детские дома-интернаты, психоневрологические диспансеры, классы коррекционного обучения и т.п.);
- федерации, клубы, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы и другие государственные, муниципальные и общественные организации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов);
- физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения,
санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы и др.;
- федеральные, республиканские, региональные государственные органы управления физической культурой и спортом;
- государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации.
Структурно-функциональный анализ профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре показывает, что его профессиональные умения обеспечивают коррекционную направленность воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья, основаны на знаниях особенностей психофизического развития людей с ограниченными возможностями здоровья.
Аспект принятия человека с отклонениями в физическом и психическом развитии и себя как тренера, друга, учителя такого человека немаловажен для успешной профессиональной адаптации будущих специалистов по адаптивной физической культуре. Низкий или недостаточно высокий уровень принятия себя как специалиста и принятия других, эмоциональный дискомфорт указывают на необходимость более глубокого изучения проблемы адаптации специалистов по адаптивной физической культуре к особенностям профессии.
Процесс адаптации специалиста по адаптивной физической культуре включает в себя два аспекта: профессиональную адаптацию и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация специалиста выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения человека к своей профессии.
Социально-психологическая адаптация специалиста по адаптивной физической культуре заключается в знании социально-психологических особенностей профессии, сложившейся в специальном образовании системы отношений; позитивном взаимодействии с участниками
педагогического процесса и лицами, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии. Это также включение специалиста по адаптивной физической культуре в систему взаимоотношений организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
На стадии профессионального образования многие студенты переживают моменты разочарования в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Усиливающаяся из года в год профессиональная направленность учебных дисциплин снижает неудовлетворенность будущей профессией.
Таким образом, кризис выбора профессии на данной стадии не доходит до критической фазы, когда неизбежен конфликт. Можно отметить вялотекущий характер этого кризиса. Но изменение социальной ситуации развития и перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально ориентированную деятельность позволяет выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности.
Мы исследовали особенности социально-психологической адаптации будущих специалистов по адаптивной физической культуре 4-го курса (в 2006 / 2007 и 2007/2008 уч. гг.), затем этих же студентов на 5-м курсе (в 2007/2008 и 2008/2009 уч. гг.), обучающихся в Российском государственном университете физкультуры, спорта и туризма.
Для диагностики социально-психологической адаптации будущих специалистов по адаптивной физиче-
ской культуре мы использовали методику К. Роджерса и Р. Даймонда.
Анализ первичной диагностики выявил, что показатели социально-психологической адаптации студентов довольно низки для успешной адаптации к особенностям профессии, поэтому мы отметили необходимость развития у студентов самоуважения и стремления к самосовершенствованию с помощью личностно ориентированной технологии.
Внедрение технологии формирования профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов по адаптивной физической культуре в учебновоспитательный процесс университета предусматривало в первую очередь развитие и формирование у студентов качеств личности, обеспечивающих успешную адаптацию к особенностям профессии и дальнейший профессиональный рост. Педагогическая технология внедрялась в форме лекций-дискуссий, консультаций, конференций, семинаров, конкурсов, фестивалей, тренингов, спецкурсов и предусматривала активное использование проблемно-поисковых и практических методов.
Повторная диагностика уровня социально-психологической адаптации дала положительную динамику, подтвержденную с помощью непараметрического статистического критерия х2 («хи-квадрат»).
Сравнительные результаты успешности социальнопсихологической адаптации будущих специалистов по адаптивной физической культуре к особенностям профессиональной деятельности представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительные результаты уровней социально-психологической адаптации в контрольной
и экспериментальной группах
Группа Способы Условный балл Контрольная группа Начальный уровень, % Контрольная группа Итоговый уровень, % Эксперимент. группа Начальный уровень, % Эксперимент. группа Итоговый уровень, %
Адаптация Низкий уровень 1 25 30 40 20
Средний уровень 2 50 45 40 40
Высокий уровень 3 25 25 20 40
Среднее значение 67 65 60 73
Самопринятие Низкий уровень 1 20 20 45 20
Средний уровень 2 40 55 35 50
Высокий уровень 3 40 25 20 30
Среднее значение 73 68,3 58,3 70
Принятие других Низкий уровень 1 20 40 30 10
Средний уровень 2 50 40 40 60
Высокий уровень 3 30 20 30 30
Среднее значение 70 60 67 73,3
Эмоциональная комфортность Низкий уровень 1 20 50 35 10
Средний уровень 2 50 40 45 55
Высокий уровень 3 30 10 20 35
Среднее значение 70 46,7 61,6 75
Окончание табл. 1
Группа Способы Условный балл Контрольная группа Начальный уровень, % Контрольная группа Итоговый уровень, % Эксперимент. группа Начальный уровень, % Эксперимент. группа Итоговый уровень, %
Интернальность Экстерналы 1 20 20 50 20
Средний уровень 2 50 55 30 50
Интерналы 3 30 25 20 30
Среднее значение 70 68,3 57 70
Стремление к доминированию Низкий уровень 1 20 20 40 30
Средний уровень 2 50 50 35 40
Высокий уровень 3 30 30 25 30
Среднее значение 70 70 61,6 67
Для иллюстрации изменений, внутренней динамики, влияющих на результат развития факторов, нами были введены в таблицу «Условные баллы». Таким образом, можно качественные изменения, происходящие в структуре личности студента, перевести в количественные аналоги по формуле:
Среднее значение = (Низкий уровень в %)Х 1 + + (Средний уровень в %)Х2+ (Высокий уровень в %)Х3, где выбранные факторные веса, или «Условные баллы», соответствуют количеству стандартных отклонений от среднего значения в группе.
Для использования непараметрического метода х2 («хи-квадрат») не требуется вычислять как средние, так и стандартные отклонения по всей совокупности. Его преимущество состоит в том, что для применения необходимо знать лишь зависимость распределения частот результатов от двух переменных (в данном случае результатов исследований в начале и в конце процесса обучения) и это позволяет выяснить, связаны ли они друг с другом или, наоборот, независимы.
Для обработки результатов, представленных в табл. 1, мы составили вспомогательные расчетные таблицы:
Таблица эмпирических частот (обозначим их Э)
Результаты
Ухудшение Без изменений или улучшение Итого
Условия Экспериментальная 0 6 6
Контрольная 5 1 6
Итого 5 7 12
Таблица теоретических частот (обозначим их Т)
Результаты
Ухудшение Без изменений или улучшение Итого
Условия Экспериментальная 5 х 1/2=2,5 7х1/2=3,5 6
Контрольная 5х 1/2=2,5 7х1/2=3,5 6
Итого 5 7 12
Итоговая расчетная таблица
Э Т Э-Т (Э-Т)2 (Э-Т)2/Т
Экспериментальная, улучшение 6 3,5 2,5 6,25 1,78
Экспериментальная, ухудшение 0 2,5 2,5 6,25 2,5
Контрольная, ухудшение 5 2,5 2,5 6,25 2,5
Контрольная, улучшение 1 3,5 2,5 6,25 1,78
X2 = Е(Э - Т)2/Т = 8,57
Табличное значение х2 для уровня значимости 0,05 и 1 степени свободы составляет 3,84. Поскольку вычисленное нами значение 8,57 намного больше, то, значит, между показателями социально-психологической адаптации и активным воздействием внедряемой педаго-
гической технологии действительно существует связь. Кроме того, необходимо отметить, что она является со статистической точки зрения сильной и положительной, что однозначно доказывает высокую значимость предлагаемой педагогической технологии.
Таким образом, адаптация специалистов по адаптивной физической культуре к профессиональной деятельности является одним из важнейших этапов профессионального становления личности.
Профессиональная адаптация может проходить как в форме профессионального функционирования с доминирующей пассивной тенденцией, проявляющейся в приспособлении и в подчинении профессиональной деятельности внешним обстоятельствам, так и в форме профессионального развития с доминирующей активной тенденцией, проявляющейся в стремлении к профессиональному самовыражению, самореализации, ориентированной на активное использование и развитие имеющегося у человека индивидуального ресурса.
Прогрессивная (нормальная) адаптация, характеризуется быстрым течением адаптационного процесса и его положительным результатом, отсутствием острых противоречий между предъявляемыми профессиональной деятельностью и средой требованиями и возможностями молодого специалиста.
Полная адаптация имеет место в тех случаях, когда специалист четко осознает требования профессии и общества и гибко реагирует на эти изменения, перестраивая свою деятельность в нужном направлении. Успешная адаптация обеспечивает включенность молодого специалиста в профессиональную деятельность, общение и взаимодействие.
Литература
1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков: методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. - Самара, 1999. - 203 с.
2. Березин В.Г. Психическая и психофизическая адаптация человека. - СПб.: Питер, 1998. - 270 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону, 1996.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2004. -304 с.
5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 400 с.
6. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-методич. пособие // Л.М. Митина, И.В. Вачков, И.М. Кондаков и др. - М.: МПСИ, 2004. - 184 с.
7. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества: науч.-методич. пособие // под общ. ред.
С.Г. Вершловского; Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства. - СПб.: Специальная литература, 2003. - 239 с.
8. Фалилеев В.В. Психологическая адаптация человека (практические советы). - Кемерово: Кемеровский ТИ, 2003. - 177 с.
References
1. Berezin S.V., Lisetsky K.S. Technology of social skills: handbook for psychologists and social workers IUT. - Samara, 1999. - 203 p.
2. Berezin V.G. Mental and psycho-physical human adaptation. - SPb.: Piter, 1998. - 270 p.
3. Klimov E.A. Psychology of professional identity: study guide. - Rostov-on-Don, 1996.
4. Klimov E.A. Psychology of vocational selfdetermination: training book for students of higher educational institutions. - M.: Academy, 2004. - 304 p.
5. Mitina L.M. Developmental psychology competitive personality / L.M. Mitina. - M.: MPSI; Voronezh: NPO «MODEK», 2002. - 400 p.
6. Mitina L.M. Psychological support the profession: scientific-methodical manual // L.M. Mitina, I.V. Vachkov, I.M. Kondakov etc. - M.: MPSI, 2004. - 184 p.
7. Postgraduate teacher education: a quality problem: research handbook // ed. S.G. Vershlovsiy; St. Petersburg state university teaching skills. - SPb.: Special literature, 2003. - 239 p.
8. Falileev V.V. Psychological adaptation rights (practical advice). - Kemerovo: Kemerovo TI, 2003. - 177 p.