УДК 378
H.A. Строгова*
ФАКТОРЫ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В статье анализируется понятие «профессиональная адаптация», рассматриваются факторы, влияющие на успешность профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, инвалиды:, профессиональная адаптация.
Адаптация к профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре — важнейший этап профессионального становления личности, включающий формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств личности, готовности к профессиональному росту, поиску оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с психологическими особенностями лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональная адаптация может проходить в форме профессионального функционирования с доминирующей пассивной тенденцией, проявляющейся в приспособлении и в подчинении профессиональной деятельности внешним обстоятельствам, а также в форме профессионального развития с доминирующей активной тенденцией, проявляющийся в стремлении к профессиональному самовыражению, самореализации, в ориентации на активное использование имеющегося у человека индивидуального ресурса.
В высшем учебном заведении организация процесса обучения стимулирует студентов на активное овладение современными знаниями, которые приобретаются в ходе написания курсовых и дипломных проектов, требующих анализа современного опыта в исследуемой области. Поэтому, нанимая на работу молодого специалиста, работодатель одновременно получает доступ к последним научным достижениям в области его специализации.
Согласно Государственному образовательному стандарту «Специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» 2000 года, специалисты по физической культуре и спорту знакомы с современными методами отечественной и зарубежных систем физического воспитания, с психолого-педагогическими основами организации учебно-воспитательной и тренировочной работы.
Выпускники вуза должны уметь определять цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной рабо-
* © Строгова H.A., 2009
Строгова Наталья Александровна ([email protected]), кафедра специальной психологии Московского психолого-социального института, 115191, Россия, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, 9 A.
ты как факторов гармонического развития личности и укрепления здоровья человека, планировать уроки и другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся, санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, применять современные методы, приемы и технические средства.
Основаниями для этого является следующее: во-первых, выпускники мобильны и способны к быстрому обучению; во-вторых, они контактны и у них развита в силу возрастных особенностей мотивация к достижению, так как они стремятся быстро получить значительные результаты. Таким образом, отсутствие практического опыта быстро компенсируется за счет быстрой и успешной адаптации, так как они не являются носителями конфликта корпоративных культур.
Высокий спрос на молодых специалистов по адаптивной физической культуре обусловлен тем, что в последнее десятилетие появилось много новых для России форм помощи лицам с отклонениями в физическом и психическом развитии. Для более быстрого вхождения в педагогическую деятельность, уменьшения количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, дискомфорта первых дней работы молодой специалист должен учитывать особенности конкретной организации, ее традиции, стиль работы, профессиональные, психофизиологические, социально-психологические, организационно-административные, экономические, санитарно-гигиенические и бытовые условия труда. И это может входить в противоречие с тем, что молодой специалист уже имеет свои представления о специфике рабочего пространства, о способах построения отношений с новым коллективом, исходя из собственной системы ценностей. Процесс приспособления и ассимиляции представляется профессиональной адаптацией, которая выражается определенным уровнем овладения профессиональными навыками и умениями, приобретенными профессионально необходимыми качествами, устойчивым положительным отношением работника к профессии. Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально-психологических особенностей организации, ее традиций, норм жизни, ценностных ориентаций.
Деятельность специалиста по адаптивной физической культуре гуманистична по своей сути: закрепленные в его сознании гуманистические ценности становятся основой его профессионально-ценностных ориентаций, влияют на признание самоценности человеческой личности, становятся стимулом самосовершенствования. Таким образом, в структуре направленности личности специалиста по адаптивной физической культуре выделяем следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, интеллектуально-волевой и конативный. Когнитивный компонент проявляется в осознании гуманистических ценностей профессиональной деятельности, ее роли и общественной значимости. Эмоциональный компонент определяет личностное значение гуманистических ценностей профессиональной деятельности, что проявляется в особом отношении к самой деятельности и ее субъектам. Интеллектуально-волевой компонент связан с самоопределением и самоутверждением в профессиональной деятельности, характеризуется уровнем интеллектуально-волевой активности и проявляется в целеустремленности личности. Кона-
194
Вестник СамГУ. 2010. № 1 (75)
тивный компонент базируется на взаимодействии всех компонентов и обусловливает готовность действовать, осуществлять свои профессиональные планы, он проявляется в целенаправленных действиях по решению коррекцион-но-воспитательных задач и свидетельствует, насколько действенной является профессионально-гуманистическая направленность личности специалиста по адаптивной физической культуре и какие ее компоненты требуют корректировки и совершенствования.
Структурно-функциональный анализ профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре показывает, что его профессиональные умения, обеспечивающие коррекционную направленность воздействия на лиц с отклонениями в состоянии здоровья, основаны на знаниях особенностей физического и психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Система профессиональных знаний специалиста по адаптивной физической культуре является теоретическим фундаментом профессиональной деятельности и инструментом конкретных профессиональных действий.
Профессионально-педагогическая деятельность специалиста по адаптивной физической культуре сложна и многопланова. Ее специфика предъявляет определенные требования как к самому учебно-воспитательному процессу, так и к его результату — реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры. На успешность адаптации специалиста по адаптивной физической культуре к особенностям профессии существенное влияние оказывает тот факт, насколько он может идентифицировать себя с образом выбранной профессии и реальностью действительности. В «образ Я» будущего специалиста по адаптивной физической культуре включается знание своих интересов, склонностей, способностей и возможностей (т. е. своей профессиональной направленности). На его основе у человека складывается «Я-концепция» — относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» позволяет будущему специалисту по адаптивной физической культуре выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста. Большую роль в процессе адаптации к особенностям профессии специалиста по адаптивной физической культуре играет сформированность позитивного образа избранной профессии: история и значение профессии в настоящее время, предмет, условия, средства труда, требования профессии к человеку, перспективы ее развития.
При выполнении профессиональных задач специалист по адаптивной физической культуре проявляет свою личностную позицию, адаптируясь к профессиональной деятельности, о чем можно судить по ряду параметров:
1) интеллектуальные (владение устной и письменной речью, готовность к самосовершенствованию, самокритичность, спокойствие, философский склад ума, хорошая память, чувство юмора, эрудиция);
2) мировоззренческие (желание работать с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, любовь к профессии, наличие профессиональной
позиции, склонность к педагогической деятельности, убежденность, честность);
3) психотипологические (воля, наблюдательность, самообладание, саморегулирование, уверенность в себе, сдержанность, смелость, требовательность, спокойствие);
4) экстравертивные качества (альтруизм, доброжелательность, коммуникативность, милосердие, общительность, понимание окружающих, справедливость, эмпатия);
5) разнофакторные параметры (эрудиция, успех взаимодействия с другими, упорство для достижения целей, обаяние, простота, тактичность);
6) образ жизни (общественная активность, организованность, осторожность, самокорректирование, самопрогнозирование, социальная активность, физическое здоровье, целеустремленность, четкость, чистоплотность).
Сформированность профессионально значимых качеств у специалистов по адаптивной физической культуре способствует адаптации к профессиональной деятельности, характеризующейся быстрым течением адаптационного процесса и его положительным результатом, отсутствием острых противоречий между предъявляемыми требованиями и возможностями молодого специалиста.
На основе сопоставления «образа-профессии» с «образом Я» у будущего специалиста формируется «профессиональный образ Я» и происходит осознание своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности. Выделяем основные этапы формирования профессиональной идентичности у будущих специалистов по адаптивной физической культуре:
1. Происходит осмысление профессиональной идентичности, когда на основе вхождения в новую социальную и профессиональную среду внешняя идентичность переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Этот нестабильный этап связан с адаптацией к новой социальной роли.
2. Происходит осознание достижений, проявляется удовлетворенность от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Я — будущий специалист»). Этот этап можно назвать стабилизационным.
3. На основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Это второй нестабильный период, суть которого заключается в переосмыслении и уточнении различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры («Я — моя профессия и карьера»). Этот период условно можно назвать уточняющим. Время и степень вхождения в профессию выступают показателем успешной адаптации, которая обеспечивает активную включенность субъекта в деятельность по оказанию помощи лицам с отклонениями в состоянии здоровья.
196
BecmHUK ComTY. 2010. № 1 (75)
N.A. Strogova*
THE FACTORS OF SUCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY OF A SPECIALIST IN AN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION
In the scientific paper the concept of professional adaptation and factors that influence the success of adaptation to the professional roles of adaptive physical education are considered.
Key words: adaptive physical education, the disabled, vocational adaptation.
* Strogova Natalia Alexandrovna ([email protected]), the Dept. of Special Psychology, Moscow State Psychology-Social Institute, Moscow, 115191, Russia.