Педагогика
^ 2. Учащийся должен иметь опыт отношения к
гч фактам культуры, как-то пережить их. Факт другой С? культуры может вызвать неприятие, любопытство, ^ восхищение, может насторожить, может восприни-^ маться нейтрально или терпимо. ^ 3. Учащийся должен быть готовым видеть
§ в чужом не только отличия от собственной куль-о туры, но и сходство с ней; должен воспринимать (£ события, людей, поступки и с позиции чужой ^ культуры; отказываться от стереотипов собствен-Ю ной культуры; интерпретировать чужие ценности; 2 использовать знания чужой культуры для более н глубокого понимания своей собственной; видеть ^ связь между фактом культуры и лексемой, которая
ему соответствует. ^ Можно сказать, что диалог культур представ-
§ ляет собой процесс двустороннего взаимодействия ^ представителей разных культур, обладающих своим ог менталитетом, своими ценностными ориентирами; « целью данного взаимодействия является достижение ^ взаимопонимания, т.е. понимание позиции коммуникантов и уважение к ней. ^ Традиции, обычаи, праздники являются воЙ площением культуры, поэтому на современном этапе развития методики преподавания русского языка й как иностранного они все чаще становятся предме-с§ том исследования. Создание методических разрабо-^ ток по данной тематике позволяет не только выявить к и выучить специфические лексические единицы и £ речевые формулы, но и лучше понять ценности, в нашем случае русского народа. А сравнительное сопоставление с традициями собственной культуры позволит иностранным слушателям не только увидеть сходства и различия культурных констант, но и быстрее адаптироваться в новых реалиях.
Обучение русскому языку как иностранному базируется на следующих общедидактических принципах: научность, доступность, наглядность [8, с. 47].
Принцип наглядности заключается в построении обучения на конкретных образах, которые непосредственно воспринимают учащиеся, опора на чувствен-
но-образное восприятие нового материала учащимися повышает эффективность процесса обучения.
Особенно нужно подчеркнуть роль обучения с точки зрения страноведческой ценности материала. Традиции и праздники особым образом отражают, фиксируют и передают особенности русской культуры, они аккумулируют в себе вековой опыт народа, доносят до современного человека реалии, существовавшие века назад и ставшие неотъемлемыми элементами данных традиций. Кроме вышеперечисленных, стоит отметить следующие принципы обучения теме «Свадьба и похороны» в иностранной аудитории.
1. Принцип коммуникативности. Он является доминирующим принципом, согласно которому процесс обучения организуется в естественных для общения ситуациях или максимально приближенных к ним. Таким образом, реализация данного принципа на занятиях РКИ заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Принцип коммуникативности определяет отбор материала, организацию, приемы обучения и контроля.
2. Принцип учёта родного языка учащегося. Согласно этому принципу, при отборе учебного материала для занятий, его представлении и закреплении учитываются трудности изучаемого языка, вызванные существующими расхождениями в системе изучаемого и родного языка учащихся. Поэтому в процессе обучения русскому языку как иностранному необходимо привлекать материал родного языка учащихся, проводить параллели, указывать на несоответствия, расхождения.
3. Принцип положительного эмоционального фона обучения. Нельзя забывать о том, что занятия по обучению русскому языку как иностранному должны проходить в непринуждённой дружеской обстановке. Это облегчает процесс обучения, т.к. боязнь сделать ошибку или напряжённая учебная атмосфера затрудняет усвоение материала учащимися.
Все вышеперечисленные методические принципы необходимо учитывать при подготовке к занятиям по русскому языку как иностранному на всех уровнях владения языком.
Список литературы
1. Trager, George L., Hall, E. T. Culture and Communication: A Model and Analysis // Explorations: Studies in Culture and Communication 3. - 1954. -Р. 137-149.
2. Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Язык и культура. - М.: Индрик, 2005. - 1040 с.
3. Дубов, И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 20-26.
4. Колесов, В. В. Ментальные характеристики русского слова в языке и философии интуиции // Язык и этический менталитет. - Петрозаводск, 1995. - С. 13-16.
5. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
6. Прохоров, Ю. Е., Стернин, И. А. Русские: коммуникативное поведение. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 238 с.
7. Пушкарев, Л. Н. Что такое менталитет? (Исторические заметки) // Отечественная история. - 1995. -№ 3. - С. 8-13.
8. Русский язык как иностранный. Методика обучения русскому языку. Учебник для высших учебных заведений. - Гриф УМО., М., 2004.
9. Филд, Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе // Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.). - М., 1996. - С. 7-10.
© Петрова А. С., 2017
УДК 378
А. А. Рожков *
РОЖКОВ Антон Алексеевич, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 89218646030. E-mail: anrozkov@mail.ru.
ROZHKOV Anton Alexeyevich, Associate Professor of the Department of Education and Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Tel.: 89218646030. E-mail: anrozkov@mail.ru.
Рожков А.А. Развитие познавательного интереса и познавательной активности у курсантов и слушателей...
Развитие познавательного интереса и познавательной активности у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России
Development of cognitive interest and cognitive activity among ca< of educational organizations of the Ministry of Internal Affai
cadets and listeners airs of Russia
Статья направлена на описание трудностей, с которыми сталкиваются педагогические работники образовательных организаций МВД России при развитии познавательной активности и познавательного интереса у курсантов и слушателей. В статье изложены педагогические технологии и средства, которые могут помочь в решении описываемой проблемы.
Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная активность, интерактивные формы обучения, педагогические технологии, мотивы обучения, интеллектуальные карты, учебные карточки.
The article is aimed at describing the difficulties faced by pedagogical workers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in developing cognitive activity and cognitive interest among cadets and listeners. The article describes pedagogical technologies and tools that can help in solving the described problem.
Keywords: cognitive interest, cognitive activity, interactive forms of teaching, pedagogical technologies, learning motives, intellectual maps, educational cards.
Актуальность изучаемой нами проблемы определяется низким уровнем познавательной активности и проявляемого познавательного интереса у некоторых курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к содержанию отдельных дисциплин, преподаваемых по специальности 37.05.02 (Психология служебной деятельности). Закономерным результатом является низкий уровень подготовленности обучающихся по отдельным дисциплинам. Анализ итогов промежуточной аттестации в 2013-2016 учебных годах в одной из образовательных организаций МВД России свидетельствует о том, что 32 % оценок по всем дисциплинам учебного года, полученных курсантами и слушателями, являются оценкой «удовлетворительно», 2 % оценок - «неудовлетворительно», «не зачтено». Анализ текущих оценок, выставленных в журналах учёта и контроля успеваемости учебных взводов, показал аналогичные результаты. Количество оценок «удовлетворительно» от общего количества полученных оценок составляет 38 %, количество оценок «неудовлетворительно» - 7 %.
Сложность решения проблемы развития познавательной активности и познавательного интереса у обучающихся обусловлена наличием большого количества разноплановых факторов, влияющих на их проявление и развитие.
Методологическую основу нашего исследования составили теоретические положения деятель-ностого подхода в развитии личности, а также педагогические теории развивающего обучения (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин), положения педагогики и психологии о единстве обучения, воспитания, профессионального и личностного развития (М. Я. Ви-ленский, В. В. Давыдов, А. С. Макаренко, А. Г. Карая-ни, В. Я. Кикоть, А. А. Реан, В. А. Сластёнин), теория педагогики высшей школы, в т.ч. ведомственной (А. В. Барабанщиков, В. Я. Кикоть, П. А. Корчемный, А. Д. Лазукин, М. А. Лямзин, В. С. Олейников, В. Ф. Родин, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов).
Цель исследования - определить факторы, влияющие на снижение познавательной активности и познавательного интереса у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, и предложить пути их преодоления.
Познавательная активность курсантов и слушателей - это деятельность обучающихся, которая проявляется в их индивидуальном стремлении к овладению знаниями, умениями и навыками, составляющими совокупность компетенций по выбранной специальности или направлению подготовки.
Познавательный интерес - избирательная направленность обучающихся к овладению знаниями, умениями и навыками, характеризующаяся положительным эмоциональным отношением к обучению.
В целях выяснения причин обозначенной проблемы нами было проведено исследование, направленное на изучение мотивов поступления обучающихся на службу в органы внутренних дел и в образовательную организацию МВД России. Исследование включало в себя анонимное анкетирование и беседу. Выборку составили 748 курсантов и слушателей всех факультетов. Вопрос анкеты включал в себя 9 вариантов ответа. Одним из вариантов был свободный ответ и предполагал не выбор мотива из представленных, а указание собственного варианта. Измерение полученных результатов осуществлялось в ранговой шкале, числовой характеристикой являлось среднее арифметическое.
Первое ранговое место занял мотив «Желание получить специальное образование и овладеть знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности» - 71,89 % опрошенных указали этот вариант ответа. Второе ранговое место занял мотив «Желание бороться с несправедливостью» - 42,65 % опрошенных указали этот вариант ответа. Третье ранговое место занял мотив «Желание продолжить семейные традиции» - 31,20 % опрошенных указали этот вариант ответа. Остальные результаты исследования мотивации, полученные с помощью анкеты, мы объединили в группу «Личные мотивы» (желание иметь стабильную заработную плату, нравится носить форму и др.) - 28,31 % респондентов указали на мотивы из данной группы.
Таким образом, мы можем констатировать доминирование у обучающихся социальной и профессиональной ориентированности мотивации над личной. В то же время отмечаем, что для 28,11 % курсантов и слушателей мотив «Желание получить специальное образование и овладеть знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности» не является ведущим. Одним из предположений, объясняющим проблему низкого уровня познавательной активности и проявляемого познавательного интереса к содержанию отдельных дисциплин у курсантов и слушателей, является доминирование личных мотивов в учебной и служебной деятельности над профессиональными мотивами.
В целях уточнения причин изучаемой проблемы нами была проведена беседа с курсантами и слушателями. В процессе беседы был изучен вопрос о знании ими в момент поступления на службу в органы внутренних дел и в образовательную органи-
CÛ
а>
0 т
X
s
я
С
р
И
3
1
П
а> т
<п р
у р
п
о §
3
у
X
s
03
а> р
о
е
m т
о:
CÛ
a
Р
о о с S s
№
On
К> О
Педагогика
^ зацию МВД России содержания будущей профессией ональной деятельности и трудностей, связанных со С? службой. Анализ ответов показал, что 33,42 % обу-^ чающихся в момент поступления в образовательную ^ организацию имели достаточно полный образ буду-^ щей профессии и условий, связанных со службой в в органах внутренних дел, 66,58% сформировали этот о образ в процессе обучения.
Рч В ходе беседы было выяснено, что больше поло-
се вины курсантов и слушателей факультета, подготав-0 ливающего психологов для органов внутренних дел, ^ беспокоятся по поводу трудоустройства по специЙ альности после завершения обучения. Такие опасе-Ё ния вызваны опытом трудоустройства выпускников а образовательной организации МВД России в период | с 2014 по 2017 гг.
¡с Вторым предположением, объясняющим про-
0 блему низкого уровня познавательной активности и ог проявляемого познавательного интереса к содержа-о нию отдельных дисциплин у курсантов и слушателей, ^ является отсутствие у них в момент поступления в ^ образовательную организацию и на службу в органы н внутренних дел полного образа будущей профессии д и условий, связанных со службой, а также уверенно-н сти в том, что они будут работать по специальности. м В процессе беседы было выяснено, что интерес
О к отдельным дисциплинам развивается при возник-ик новении симпатии к преподавателю и выбираемым и приёмам преподавания и взаимодействия с учебным ^ взводом (разнообразие в занятиях, практическая Ю направленность, новизна, наглядность примеров, чёткость и последовательность требований, предоставление возможности проявить себя, наличие связи дисциплины с ежедневным опытом социальной жизни и др.). Интерес снижается при возникновении трудности в быстром понимании обучающимися новой информации, при необходимости запоминания большого объёма конкретных теоретических положений.
Анализ открытых, показательных занятий, взаимных и контрольных посещений показал, что 86 % занятий проводятся преподавателями, имеющими ученую степень доктора наук или кандидата наук, а также ученое звание профессора или доцента. Преподаватели в значительном объёме используют активные и интерактивные формы обучения, если это позволяет содержание дисциплины, раскрывают связь дисциплины с практической деятельностью, приводят примеры из служебной деятельности и личной жизни. В то же время следует отметить, что используемые ими педагогические технологии и авторские методики, насыщенные по содержанию и предполагающие разнообразные педагогические технологии при проведении занятий, не всегда приводят к росту интереса у обучающихся.
Важной составляющей в развитии интереса к учебному занятию у курсантов и слушателей является отсутствие у них актуально переживаемой трудности. Часто такими переживаниями выступают переживания, связанные с нежеланием заступать после учебных занятий в суточный наряд или на службу; усталостью после несения службы в наряде в предшествующие сутки; противоречиями в учебном взводе по поводу распределения нарядов и различного рода дежурств на новый период; ощущениями голода, как результата личной неорганизованности в режиме питания; ощущения усталости как результата личной неорганизованности в режиме труда и отдыха; беспокойством за здоровье и благополучие близких людей, тревогами личного характера.
Третьим предположением, объясняющим про-
блему низкого уровня познавательной активности и проявляемого познавательного интереса к содержанию отдельных дисциплин у курсантов и слушателей, является наличие ситуационных трудностей, которые эмоционально переживаются обучающимися.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выявленные факторы, влияющие на познавательную активность курсантов и слушателей, являются мало управляемыми со стороны образовательной организации. Они по большей части обусловлены условиями служебной деятельности и ситуационными обстоятельствами жизни каждого человека.
В рамках проводимых учебных занятий средством влияния на мотивы обучения и прохождения службы в органах внутренних дел предлагаем использовать решение ситуационных задач. Ситуационные задачи должны отражать связь теоретического материала с практической деятельностью по специальности и предполагать совершение сотрудником действий по выполнению функций в соответствии со своим должностным регламентом и требованиями нормативных правовых актов.
При решении таких задач курсант (слушатель) идентифицирует себя с субъектом профессиональной ситуации, совершающим профессиональные действия и выполняющим служебные обязанности. Он осуществляет оценку соответствия своих знаний, умений и навыков требованиям профессии, выявляет свои сильные и слабые стороны, определяет вероятные зоны своего успеха и неудач, вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, формирует точное представление о своей будущей профессии. Таким образом у обучающихся происходит формирование профессиональной идентичности и профессиональных мотивов в учебной деятельности [6, с. 55-57].
Другим важным средством развития познавательного интереса у курсантов и слушателей является привлечение к проведению практических занятий практических сотрудников органов внутренних дел [7, с. 83]. В этих случаях практические сотрудники взаимодействуют с учебной аудиторией в рамках темы занятия, определённой тематическим планом, поэтому их участие предполагает их личную компетентность и подготовленность в обсуждении обозначенной тематики. Непосредственное общение с практическими сотрудниками - это не только часть практического обучения, но и жизненно важная необходимость, которая позволяет курсанту (слушателю) увидеть глазами практика и осмыслить предназначение выбранной им профессии.
Педагогическим средством активизации ассоциативного мышления и когнитивных процессов, позволяющим курсантам и слушателям понять и запомнить сложный по структуре и содержанию материал, мы считаем ментальные карты, которые представляют собой графическое представление связанных между собой семантическими отношениями понятий изучаемых явлений, их свойств, видов и других характеристик. Особенностью этих карт является использование ассоциативных связей в противовес логико-иерархическим, представление радиальной, а не линейной структуры. Визуальная ассоциативно-структурированная модель позволяет охватить всю структуру изучаемого понятия, темы, раздела, дисциплины. Дополняющим средством ментальных карт являются учебные карточки, которые представляют собой небольшие по размеру карточки, содержащие отдельные понятия, классификации, свойства изучаемого явления и другие особенности. Ментальные карты и учебные карточки должны составляться обучающимися само-
Рожков А.А. Развитие познавательного интереса и познавательной активности у курсантов и слушателей...
стоятельно в процессе учебных занятий или в рамках ны рекомендуется предоставить время такому кур-
самостоятельной подготовки. Преподаватель проверя- санту (слушателю) для восполнения неизученного
ет полноту изложения материала в ментальных картах им материала и совместно с ним определить прибли-
и точность изложения элементов учебного материала зительные сроки, предоставив возможность назвать
в учебных карточках. Обучающийся оформляет учеб- их самому обучающемуся. Обоснованность причины н
ную карточку по своему желанию, раскрашивая ее раз- в таких случаях определяется не нормативными пра- т
личными цветами, изображая рисунок или отдельные вовыми актами, а здравым смыслом и эмпатически- ^
символы, нумеруя или используя другие обозначения. ми способностями преподавателя. Т
Удобство учебных карточек заключается в том, что они Таким образом, мы можем сделать заключение,
б
позволяют отделить изучаемый материал от другой что выявленные нами факторы, снижающие позна- у
р
§ 3
информации, сформировать дополнительные ассоци- вательную активность и познавательный интерес
ативные, а не структурно-логические связи, их можно у обучающихся, имеют объективную и субъектив- 3
постоянно носить с собой и использовать для регуляр- ную природу. Ведущим педагогическим условием в
ного повторения. их преодолении является не поиск универсального н
Решению ситуационных трудностей, которые средства или универсальной модели преподавания, В
эмоционально переживаются обучающимися, будет а подбор оптимального сочетания педагогических р
о
е
т
способствовать внимательное отношение препода- технологий и методик, позволяющих повысить ак-
вателей к эмоциональным состояниям курсантов и тивность обучающихся в конкретных условиях вза-
слушателей. имодействия с преподавателем. При этом следует
При низкой познавательной активности со сто- учитывать, что этот процесс является динамическим
роны отдельных курсантов (слушателей) преподава- и предполагает оперативное внесение в процесс пре- Д
телю следует выяснить в личной беседе возможные подавания изменений, которые будут направленны
причины. В случае выяснения обоснованной причи- на активизацию курсантов и слушателей. о
о
и
Список литературы №
1. Барабанщиков, А. В. Основные направления работы кафедры по интенсификации учебного процесса 4 // Опыт работы кафедр по интенсификации учебного процесса и применению активных форм обучения. - М.: 77 ВПА, 1984. - 19 с. 3
2. Виленский, М. Я. Здоровьесберегающие технологии в обеспечении качества образования студенче- 0 ской молодежи // Педагогическое образование и наука. - 2003. - № 3. - С. 22-27. 7
3. Выготский, JI. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
4. Гальперин, П. Я., Талызина, Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. - М.: Педагогика, 1979. - 185 с.
5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 239 с.
6. Душкин, А. С. Технологии формирования и развития профессиональных компетенций в контексте преподавания психолого-педагогических дисциплин : материалы учебно-методического сбора «Повышение эффективности образования и науки в Санкт-Петербургском университете МВД России в рамках реализации "Дорожной карты" МВД России». СПб.: СПбУ МВД России, 2014. - С. 82-86.
7. Злоказов, К. В. Конструирование идентичности и криминализация личности : монография. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2017. - 142 с.
8. Караяни, А. Г., Белоусов, А. В. Методика формирования у слушателей и курсантов профессиональных умений и навыков на практическом занятии // Инновации в образовании. - 2006. - № 2. - С. 127-134.
9. Кикоть, В. Я., Столяренко, А. М. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел. -М.: Юнити-Дана, 2012. - 513 с.
10. Корчемный, П. А. Психологические аспекты компетентностного и квалификационного подходов в обучении // Вестник Московского государственного областного университета. - 2012. - № 1. - С. 26-35.
11. Лазукин, А. Д., Измайлова, Г. Х., Морозов, А. В. Социально-психологические особенности личностно-про-фессионального развития будущих психологов // Вестник Екатерининского института. - 2013. - № 3. - С. 91-99.
12. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 2. - 318 с.
13. Лямзин, М. А. Методика решения воспитательных и развивающих задач в обучении студентов вузов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 595. - С. 74-84.
14. Олейников, В. С., Ермолина, М. А. Пути повышения эффективности формирования мотивации профессионального самообразования у студентов юридического вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - № 3. - С. 189-194.
15. Реан, А. А., Костромина, С. Н. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 77-86.
16. Родин, В. Ф., Танов, А. М. Особенности влияния социально-психологических явлений в коллективе на эффективность профессиональной деятельности руководителя // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 3. - С. 3-6.
17. Силкин, Н. Н., Хальзов, В. И. Оптимизация педагогических технологий в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2014. - № 2 (62). - С. 204-210.
18. Сластенин, В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 5. - С. 17-30.
19. Слепов, В. Я., Слюсарев, А. В. Теоретические основы самовоспитания и самообразования будущего офицера // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61). - С. 156-160.
© Рожков А. А., 2017