Научная статья на тему 'Развитие познавательного интереса курсантов средствами иностранного языка'

Развитие познавательного интереса курсантов средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / CADETS / COGNITIVE INTEREST / FOREIGN LANGUAGE / INTENSIVE TRAINING / RESEARCH / TRAINING MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зоткина Татьяна Анатольевна

Современная система образования выдвигает новые требования к профессиональной подготовке специалиста, свободно ориентирующегося в сложных социокультурных обстоятельствах, обладающего высоким уровнем познавательного и творческого потенциала, владеющего набором знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач. Поэтому одной из основных задач системы образования является формирование интереса личности к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения полученных знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью к учению; к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Развитие познавательного интереса одна из важнейших задач современной высшей школы. Познавательный интерес является одним из основных условий и источником постоянного совершенствования процесса обучения любому учебному предмету высшей школы, в том числе и иностранному языку. Изучение иностранного языка формирует устойчивую направленность мыслей, чувств и воли обучаемого на овладение глубинными знаниями и прочными практическими навыками коммуникации на иностранном языке. Проблема формирования познавательного интереса у курсантов и студентов, изучающих иностранный язык в неязыковом вузе чрезвычайно важна в силу высоких требований, предъявляемых к уровню владения иностранным языком выпускников высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE INTEREST DEVELOPMENT OF CADETS ON CLASSES BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

The modern specialist must have the following qualities: to be able to live in sociocultural circumstances, to have a high level of the informative and creative potential, to possess a set of different skills for the solution of professional tasks. Therefore, one of the main objectives of an educational system is formation of interest of the personality to the process of cognition, to ways of search, assimilation, processing and use of the gained knowledge. In the conditions of training the cognitive interest is expressed by favor in learning; to knowledge of activity in the field of one or several subjects. Cognitive interest development is one of the most important tasks of the modern higher school. The cognitive interest is one of the main conditions and a source of constant improvement of process of training in any subject of the higher school including to a foreign language. The foreign language learning forms steady orientation of thoughts, feelings and will, trained for mastering deep knowledge and strong practical communicative skills. The problem of cognitive interest formation of the cadets learning a foreign language in nonlinguistic higher educational institution is extremely important owing to great demands placed on level of proficiency in a foreign language of higher school graduates.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательного интереса курсантов средствами иностранного языка»

Zotkina Tatyana Anatolyevna COGNITIVE INTEREST ...

pedagogical sciences

УДК 378

DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0021

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© 2019

Зоткина Татьяна Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Иностранных языков» Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (390000, Россия, Рязань, улица Сенная, 1, e-mail: e.bennet2016@yandex.ru)

Аннотация. Современная система образования выдвигает новые требования к профессиональной подготовке специалиста, свободно ориентирующегося в сложных социокультурных обстоятельствах, обладающего высоким уровнем познавательного и творческого потенциала, владеющего набором знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач. Поэтому одной из основных задач системы образования является формирование интереса личности к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения полученных знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью к учению; к познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Развитие познавательного интереса - одна из важнейших задач современной высшей школы. Познавательный интерес является одним из основных условий и источником постоянного совершенствования процесса обучения любому учебному предмету высшей школы, в том числе и иностранному языку. Изучение иностранного языка формирует устойчивую направленность мыслей, чувств и воли обучаемого на овладение глубинными знаниями и прочными практическими навыками коммуникации на иностранном языке. Проблема формирования познавательного интереса у курсантов и студентов, изучающих иностранный язык в неязыковом вузе чрезвычайно важна в силу высоких требований, предъявляемых к уровню владения иностранным языком выпускников высшей школы.

Ключевые слова: курсанты, познавательный интерес, иностранный язык, интенсивное обучение, исследование, модель обучения.

COGNITIVE INTEREST DEVELOPMENT OF CADETS ON CLASSES BY MEANS

OF A FOREIGN LANGUAGE

© 2019

Zotkina Tatyana Anatolyevna, senior teacher of the Foreign Languages department Academy of Law and Management of the Federal Penal Service of Russia (390000, Russia, Ryazan, Sennaya st. 1, e-mail: e.bennet2016@yandex.ru)

Abstract. The modern specialist must have the following qualities: to be able to live in sociocultural circumstances, to have a high level of the informative and creative potential, to possess a set of different skills for the solution of professional tasks. Therefore, one of the main objectives of an educational system is formation of interest of the personality to the process of cognition, to ways of search, assimilation, processing and use of the gained knowledge. In the conditions of training the cognitive interest is expressed by favor in learning; to knowledge of activity in the field of one or several subjects. Cognitive interest development is one of the most important tasks of the modern higher school. The cognitive interest is one of the main conditions and a source of constant improvement of process of training in any subject of the higher school including to a foreign language. The foreign language learning forms steady orientation of thoughts, feelings and will, trained for mastering deep knowledge and strong practical communicative skills. The problem of cognitive interest formation of the cadets learning a foreign language in nonlinguistic higher educational institution is extremely important owing to great demands placed on level of proficiency in a foreign language of higher school graduates.

Keywords: cadets, cognitive interest, foreign language, intensive training, research, training model.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными практическими и научными задачами.

Познавательный интерес - это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не присущее человеку от рождения [1].

Познавательный интерес, являясь основой творческих способностей, представляет собой часть общего развития личности, способствующую интенсификации всех познавательных процессов.

Познавательный интерес играет важную роль при обучении курсантов. Так как процесс обучения в военных специализированных вузах направлен на совершенствование и реализацию индивидуальных способностей курсантов, а также становление их личности. Можно утверждать, что в условиях военного вуза он представляет собой систему мотивов, которой руководствуются курсанты. Эта система включает в себя мотивы долга, ответственности и самоутверждения, учения. Основу познавательного интереса составляет мотив, имеющий непосредственную связь с будущей профессией. Предметный характер познавательного интереса дает возможность развивать его при обучении отдельно взятой дисциплины, в нашем случае дисциплины «Иностранный язык».

В последние годы идут активные поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы обучающихся, стимулировали к приобретению знаний.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что разработанный нами комплекс заданий, направленных на развитие познавательного интереса курсантов на занятиях по иностранному языку, может быть использован в работе преподавателей высших учебных заведений.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которой основывается автор.

Многочисленные отечественные и зарубежные психолого-педагогические исследования данной области подтверждают необходимость дальнейшего изучения методов и средств, а также условий, способствующих развитию познавательного интереса курсантов, а также их применения в практике обучения иностранному языку. Данный вопрос изучали: Вавилова Т.Е. [2], Волкова С.Л. [3], Киселева И. А. [4], Надежин Н.Н. [5], Мещерякова Е. И. [6] и др. [7-14].

Проанализировав данные научные исследования, мы пришли к следующему выводу: при обучении курсантов использовались традиционные методы обучения, которые недостаточно способствовали развитию познавательного курсантов. В связи с этим возникла необходимость создания и использования в учебном процессе специально разработанной модели обучения иностранному языку, которая стимулировала развитие познавательного интереса курсантов.

Формирование целей статьи.

Цель исследования - верификация эффективности разработанной нами модели деятельности преподавате-

94

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)

педагогические науки

Зоткина Татьяна Анатольевна РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ...

ля, направленной на развитие познавательного интереса курсантов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Исследование было проведено на базе Академии ФСИН России. В исследовании приняли участие курсанты первого и второго курсов юридического и экономического факультетов.

Методы исследования: анкетирование, метод сравнения.

Результаты исследования. Организация и проведение исследования были направлены на развитие познавательного интереса курсантов экспериментальных групп и повышение уровня, который был выявлен на первом этапе исследования. Организация учебного процесса в контрольных и экспериментальных группах была абсолютна идентична, т. е. одинаковое количество часов, один и тот же тематический план. Отличие состояло в том, что на занятиях в экспериментальных группах нами была использована специально разработанная модель обучения, направленная на развитие познавательного интереса курсантов. Данная модель подразумевала использование технологий интенсивного обучения, которые были описаны в первой главе. Обучение в контрольных группах осуществлялось традиционными методами и технологиями обучения.

Обучение иностранному языку в неязыковом специализированном вузе состоит в том, что знания по грамматике, лексике и фонетике усваиваются при выполнении различных упражнений. То есть процесс изучения иностранного языка представляет собой последовательную работу над различными видами упражнений.

Необходимо отметить, что иностранный язык в неязыковом вузе служит одним из средств совершенствования знаний в профессиональной области, так как при чтении иноязычных текстов профессиональной направленности курсанты получают сведения юридического, экономического и другого характера.

Основная задача обучения иностранному языку в вузе - практическое владение иностранным языком, которое в свою очередь будет способствовать развитию познавательного интереса курсантов. Для ее решения необходимо проводить целенаправленную комплексную работу по формированию навыков чтения, говорения, письма и аудирования.

Мы считаем, что для успешного и эффективного развития познавательного интереса курсантов необходимо выполнение двух условий:

- распределение заданий по уровню сложности;

- установление разных уровней познавательной деятельности курсантов при их выполнении.

Среди различных методик и технологий обучения иностранному языку мы выбрали для нашего экспериментального исследования технологии интенсивного обучения, поскольку они обеспечивают выполнение условий, названных выше.

Под технологиями интенсивного обучения мы понимаем систему вариативных педагогических технологий, способствующих эффективному усвоению большого объема знаний за отведенное время и обеспечивающих достижение заранее спроектированных результатов на основе воздействия и взаимодействия субъектов деятельности.

Использование данных технологий способствует активизации резервных возможностей курсантов, в результате которой происходит не только освоение учебного материала, но и развитие познавательной деятельности в целом.

Анализ исследований образовательных возможностей интенсивного обучения иностранному языку показывает, что данные технологии позволяют использовать как учебный материал профессиональной направленности, так и материал страноведческого и лингвострано-ведческого характера [151._

При этом оно способствует расширению кругозора курсантов и их эстетическому воспитанию.

Технологии интенсивного обучения позволяют решить сразу несколько задач: улучшить качество знаний курсантов; обучить познавательной активности; расширить профессиональные знания.

При создании технологической карты мы учитывали содержательную структуру преподаваемой дисциплины, виды учебной деятельности курсантов, их индивидуальные особенности. Мы полагаем, что такая модель обучения оказывает непосредственное влияние на переход от низкого уровня познавательного интереса к более высокому.

Курс обучения по дисциплине «Иностранный язык» рассчитан на 2 года. За этот период курсанты должны изучить 7 тем. Первые 2 темы: «Учебная деятельность в вузе» и «Города и страны» одинаковы для всех факультетов, а остальные 5 варьируются в зависимости от специальности, по которой обучаются курсанты. Курсанты юридического факультета изучают такие темы как: «Государственное устройство страны», «Право. Отрасли права», «Правоохранительная деятельность», «Преступление и наказание», «Уголовно-исполнительная система». Курсанты экономического факультета изучают следующие темы: «Экономика страны изучаемого языка», «Экономика как наука», «Типы экономических систем», «Банковская деятельность», «Тыловое обеспечение в УИС».

Каждая из семи тем включает пять видов заданий:

1) задания, направленные на развитие лексических навыков;

2) задания, направленные на развитие грамматических навыков;

3) задания, направленные на развитие навыков устной речи;

4) задания, направленные на развитие навыков чтения, реферирования текстов;

5) задания, направленные на развитие навыков письменной речи.

В данной статье мы рассмотрим комплексы заданий, направленных на развитие лексических и грамматических навыков.

Мы считаем, что результатом обучения по нашей экспериментальной технологии интенсивного обучения станет повышение среднего уровня познавательного интереса курсантов.

1. Задания, направленные на развитие лексических навыков. Обучение иностранному языку на первом и втором курсах подразумевает расширение лингвистических знаний, формирования и развития навыков чтения, говорения, письма, аннотирования и реферирования.

Коммуникативная направленность - это главная отличительная черта практических занятий по дисциплине «Иностранный язык». Занятия проходят в виде общения всей группы курсантов, в основном идет обсуждение проблем, связанных с изучаемой темой.

Происходит постепенное усложнение содержания ученой деятельности курсантов. При изучении любой темы курсанты проходят несколько этапов: осознают цель ее изучения, осуществляют отбор необходимой информации, обобщают учебный материал.

Расширение словарного запаса курсантов за счет изучения иноязычной лексики профессиональной направленности - первоочередная задача обучения иностранному языку в неязыковом специализированном вузе.

При отборе лексического материала для его последующего введения мы пользовались следующими принципами, предусмотренными в интенсивном обучении:

- принцип частотности;

- принцип словообразовательной ценности, который заключается в выборе одной единицы, от корня которой образуются другие части речи, что, в свою очередь, ведет к расширению базового словаря [16].

На этапе введения уже отобранной лексики мы ис-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2(27)

95

Zotkina Tatyana Anatolyevna pedagogical

COGNITIVE INTEREST ... sciences

пользовали различные тексты, содержащие новую лексику, значение которой курсанты должны были понять из контекста. Упражнения, в которых необходимо было подобрать антоним или синоним, а также дать дефиницию слов, порождали сотрудничество и сознательность. Что же касается традиционных методов работы с лексическим материалом т. е. когда куранты просто получают готовый список слов с переводом, можно с уверенностью утверждать, что они не способствуют развитию познавательного интереса курсантов.

На последующих занятиях целесообразно использовать упражнения, направленные на активизацию лексики. Например: заполнить пропуски в текстах; образовать другие части речи; подобрать слово в соответствии с данной дефиницией; составление тематических кроссвордов.

Выполнение таких типов упражнений требует больших умственных затрат, умения ориентироваться в своих знаниях.

2. Задания, направленные на развитие грамматических навыков.

По мнению курсантов, грамматика - самый сложный аспект в изучении иностранного языка. Основная сложность заключается в применении теоретических знаний грамматических явлений на практике. Основная причина этого - недостаточное повторение грамматики. Повторение грамматического материала происходило за счет коммуникативных заданий, тестов.

При разработке комплекса грамматических упражнений мы также основывались на принципах интенсивного обучения. Ключевым фактором при обучении грамматике, согласно методике интенсивного обучения, является ее правильное распределение по всему курсу обучения.

Авторы методики интенсивного обучения предлагают вводить грамматические явления комплексно с первых занятий. Например, изучение прошедшего, настоящего и будущего времен должно происходить одновременно, чтобы обучаемые могли осмыслить и запомнить случаи их употребления в системе [16].

Необходимо концентрировать грамматический материал в начале курса обучения, что позволит курсантам отработать на практике все грамматические явления.

При работе с грамматикой можно использовать такие упражнения как: ролевые игры, интервью, составление диалогов, тестирование.

Наблюдения, проведенные в ходе экспериментального исследования, показали, что большинство курсантов все еще совершают грамматические ошибки, основной причиной которых явилось нерегулярное выполнение домашнего задания.

Весь комплекс лексическо-грамматических упражнений был разработан с учетом индивидуальных особенностей курсантов; соответственно уровню усваиваемых знаний курсантов. Индивидуальные задания были распределены по способностям курсантов, а творческие задания, требующие интеллектуальных затрат - по интересам и уровням творческого мышления курсантов.

Проанализировав деятельность курсантов на практических занятиях, проведя серию тестов, мы пришли к следующему выводу: у курсантов экспериментальной группы наблюдалось повышение уровня познавательного интереса относительно данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента. Нами была зафиксирована положительная динамика развития познавательного интереса курсантов. В контрольной группе показатели остались практически на том же уровне.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Наблюдения, проведенные нами в ходе эксперимента, выявило непосредственную связь между динамикой развития познавательного интереса курсантов и методами, которые использовались для его развития т. е. чем выше уровень, тем сложнее задание. Усложнение методов и приемов активизации учения должно носить 96

динамичный характер. Преподаватель должен изменять их содержание, делать их глубже; предлагать курсантам решение нестандартных проблемных ситуаций, использовать групповые формы работы.

Таким образом, среди основных педагогических средств развития познавательного интереса курсантов можно считать применение специально разработанной и апробированной технологии обучения, основанной на принципах интенсивного обучения СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971.

2. Вавилова Т.Е. Формирование культуры познавательной деятельности курсантов в процессе обучения иностранному языку (на примере подготовки юристов в вузах МВД России): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2008

3. Волкова С. Л. Формирование познавательного интереса студентов при обучении иностранному языку // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2007. №36. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-studentov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 18.02.2019).

4. Киселева И. А. Организационно-педагогические условия развития познавательного интереса студентов на основе кластерного подхода в проектной деятельности //Гаудеамус. 2010. №16. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-studentov-na-osnove-klasternogo-podhoda-v-proektnoy (дата обращения: 18.02.2019).

5. Надежин Н.Н., Андриенко Ю.И. Активизация познавательной деятельности курсантов // Вестник БелЮИ МВД России. 2015. №2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-kursantov (дата обращения: 18.02.2019).

6. Мещерякова Е. И., Сакоренко И. В. Психолого-педагогические условия активизации познавательной самостоятельности курсантов в процессе обучения в ведомственном образовательном учреждении // Вестник ВИ МВД России. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-aktivizatsii-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-kursantov-v-protsesse-obucheniya-v-vedomstvennom (дата обращения: 18.02.2019).

7. Аксенова Г. И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая педагогика. 2008. № 1. С. 26-33.

8. Лушникова О. Ю. Модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки // Сибирский педагогический журнал. -2009. - №12. - С. 205-211.

9. Лебединская О.В. Социально-организационные условия эффективной организации внеаудиторной самостоятельной работы курсантов по иностранному языку // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 29-32.

10. Саунина Л.А., Пристенская С.Н., Кротова Н.А., Анисимова И.В. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов военного вуза в процессе обучения иностранному языку //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 130-138.

11. Суслова Ю.В. Организационно-педагогические условия эффективного развития аудитивной компетенции курсантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 92-96.

12. Ibatova, A. Z. (2018). Methodical Strategies In Reading English Texts. Modern journal of language teaching methods, 8(4), 111-120.

13. Анисимова И.В., Сергиевская И.Л. Моделирование вторичного текста на иностранном языке в контексте мультимедийной презентации (на примере военно-технического вуза) // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 325-328.

14. Рачковская Л.А. Организация самостоятельной работы курсантов по иностранному языку с применением электронного учебника //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 57-60.

15. Олифер, В.Н. Новые технологии в обучении / В.Н. Олифер. Санкт - Петербург: БХВ, 2000. 215с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика / Г. А. Китайгородская. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2009. - 277 с.

Статья поступила в редакцию 25.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.