- проводить «мастер-классы»» с участием звезд спорта, открытые тренировки, публикации и рекламу в СМИ;
- создать организационную структуру развития волейбола сидя, функцией которой будет координация и управление сборной командой, взаимодействие с органами государственной власти в области физической культуры и спорта;
- организовывать соревнования для всех категорий населения независимо от пола, возраста и двигательных возможностей с широким с участием инвалидов с повреждением опорно-двигательного аппарата.
Проведение таких соревнований по волейболу сидя, будет способствовать решению конкретных задач:
- развитию и популяризации волейбола сидя;
- повышению зрительского интереса к игре;
- повышению индивидуального мастерства всех волейболистов;
- выявлению лучших команд по волейболу сидя.
Контактная информация: v.v.bandukov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 02.06.2015.
УДК 378
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОСТАВА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ КУРСАНТОВ К ОВЛАДЕНИЮ ЗНАНИЯМИ
Александр Иннокентьевич Дмитриев, старший научный сотрудник, Андрей Валерьевич Киевский, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель, Роман Викторович Помазной, кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник, Евгений Анатольевич Цариев, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Пермский военный институт внутренних войск МВД России (ПВИ ВВ МВД России)
Аннотация
В предлагаемой статье описаны основные направления деятельности научно-педагогического состава по развитию познавательной активности и сознательного отношения курсантов к овладению знаниями, уровни познавательной активности, стимулирование к познавательной деятельности.
Ключевые слова: познавательная активность, познавательная самостоятельность, уровни познавательной активности, стимулирование к познавательной деятельности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p62-67
MAIN DIRECTIONS OF THE SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL STAFF WORK ON DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY AND CONSCIOUS ATTITUDE OF THE CADETS TO KNOWLEDGE MASTERING
Alexander Innokentievich Dmitriev, the senior researcher, Andrey Valerievich Kievskiy, the
candidate of pedagogical science, senior lecturer, Deputy Head, Roman Viktorovich Poma-znoy, the candidate of pedagogical science, junior researcher, Evgeni Anatolyevich Tsariev, the candidate ofpedagogical science, head of the department, Perm Military Institute of Internal Troops of Russia
Annotation
The article describes the main directions of the scientific-pedagogical staff work on development of the cognitive activity and conscious attitude of the cadets to the acquisition of knowledge, levels of the cognitive activity, stimulation of the cognitive activity.
Keywords: cognitive activity, cognitive independence, levels of cognitive activity, stimulation of cognitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
Современному обществу, в том числе Вооруженным Силам, нужна интеллектуальная элита, для которой характерен высокий уровень знаний, воспитанности, обладающая умениями принимать нестандартные решения и оригинально мыслить [3]. По-прежнему остро стоит проблема формирования таких качеств личности обучаемого, как познавательная активность, сознательность, самостоятельность и не в целях облегчения труда обучающих, а в достижении целей обучения, повышении качества образования.
Своими корнями история формирования и развития познавательной активности уходит в далекое прошлое. Так, великий чешский педагог и мыслитель XVII века Я.А. Коменский считал проблему формирования познавательной активности одной из основополагающих при формировании личности обучающегося: «юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, то есть чтобы разумное существо - человек - приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывая из книг и понимая чужие мысли о вещах или даже заучивая и воспроизводя их в цитатах, но развивал в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их» [1].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Когда мы говорим об активности человека, то подразумеваем, прежде всего, его психологическую активность, проявляющуюся в результате взаимодействия с предметным миром и общении с окружающими людьми.
Познавательная активность тесно связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [2, c. 485], «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» [5, c. 1035]. Активность курсанта в обучении - это волевое действие, деятельное состояние, характеризующее успешную познавательную деятельность. Для активного курсанта свойственно проявление всестороннего, глубокого интереса к знаниям, приложение усилия, напряжения умственных и физических сил для достижения поставленной цели.
Уровень познавательной активности курсанта определяет характер его деятельности в образовательном процессе. И если мы хотим добиться продуктивной, творческой деятельности как учебной, так и профессиональной, необходимо добиться соответствующего уровня познавательной активности. Каждый уровень характеризуется определенной самостоятельностью мышления и действий, уровнем полноты знаний и действий, уровнем отношения в познавательной деятельности. В основе познавательной активности курсанта лежат сознательное отношение к учению, мотивы учения, развитые интересы, познавательная самостоятельность.
Современные исследования показывают, что «сильные» и «слабые» курсанты зачастую отличаются друг от друга не по уровню интеллекта (хотя его роль нельзя недооценивать), а по мотивации учебной деятельности. Для «сильных» характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений.
Мотив - осознанное побуждение, осознанная потребность. Потребности являются источником активности человека, а мотив выражает направление его активности [4].
Мотивы «слабых» курсантов в основном внешние, ситуативные: избегание неприятности, избегание наказания за плохую учебу и т.п. От силы и структуры мотивации в значительной мере зависит как активность обучаемых, так и успешность их учения. Кур-
санты с высокой мотивацией менее зависимы от внешних факторов и условий обучения (например, таких как необходимость выполнения обязанностей военной службы, жесткая регламентация жизнедеятельности, единая для всех сторон жизни система поощрений и наказаний, казарменное проживание и др.), они более удовлетворены учением и профессией; на успешность их обучения влияет не организация обучения, а система мотивов и способности.
С познавательной активностью непосредственно связана еще одна важнейшая сторона мотивации учения - самостоятельность. Сущность познавательной самостоятельности заключается в способности курсанта без посторонней помощи приобретать знания из различных источников. Активность и самостоятельность неотделимы друг от друга. Активные курсанты самостоятельны в учебе, отсутствие активности мешает самостоятельности. В условиях более сложного содержания обучения возрастают требования к самостоятельности мышления курсанта, к его самоподготовке. Познавательная активность курсантов основана на глубоком интересе к будущей профессии, к изучаемым дисциплинам. Развивать познавательную активность, активизировать познавательную деятельность курсантов - это значит побуждать их к целенаправленному учению, преодолевать пассивную стереотипную деятельность, спады и застои в умственной деятельности посредством формирования и развития сознательности, положительной мотивации, интереса и самостоятельности.
Прежде чем формировать мотивацию на учение, ее надо изучать, знать факторы, под влиянием которых формируются мотивы к учению. Исходя из целей обучения, определить какие мотивы по сущности, содержанию, направленности и силе необходимы. Затем изучить исходный уровень мотивации. Эта задача должна решаться на абитуриентских сборах. На всех этапах обучения должны изучаться превалирующие мотивы, анализироваться причины изменения мотивации (снижение, повышение). И на каждом этапе обучения в ходе решения всех задач должны формироваться положительные мотивы, т. к. специальных упражнений, тестов на мотивацию нет.
Активность в овладении профессией определяется ранними формами мотивации на профессию. Отсюда так важно знать мотивы выбора профессии абитуриентов. Исследования по изучению мотивации выбора профессии абитуриентами говорят о том, что 70-80% из них не имеют представления о своей будущей деятельности, лишь 5% из них в состоянии отметить, какие свойства личности, знания, умения должны быть сформированы в процессе обучения. В этом одна из главных причин отчисления курсантов, ошибочно выбравших профессию.
Известно, что «профессия - это источник существования и средство личностной самореализации», «это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества» [3]. В этой связи представляется возможным и необходимым ознакомление абитуриентов, курсантов с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В целях формирования представлений о содержании и условиях будущей деятельности необходимо приглашать для работы с абитуриентами, курсантами специалистов из воинских частей, а также использовать специалистов различных служб военного института. Это снизит фактор ошибочности выбора профессии, будет развивать профессиональную направленность.
Развитию познавательной направленности как высшему уровню мотивации учения, сознательного отношения к овладению знаниями, способствует повышение практической направленности обучения, связь обучения с жизнью. Речь идет не столько об использовании примеров из практики войск, личного опыта преподавателя, сколько о показе практического применения знаний в связи с будущей профессией. Примеры должны использоваться для показа разнообразия применения того или иного знания. Учебное знание должно «примериваться» к действию, поступку, усваиваться в их контексте. Делаю учась, и учусь делая. Нужно, чтобы каждое новое понятие, положение сообщались в
их связи с ситуациями будущего профессионального использования. Возможности для этого заключены в опыте выполнения служебно-боевых задач войсками в СевероКавказском регионе. Опыт действий войск в этом регионе должен использоваться не только как иллюстративный материал, а составлять основное содержание учебных дисциплин, прежде всего военно-профессионального цикла.
Это позволит повысить ценностное отношение курсантов к учебной дисциплине, осознание ее профессиональной важности, интерес к ней, что способствует развитию учебной активности. Успех активизации познавательной деятельности курсантов зависит от эрудиции и культуры, развития творческих и исследовательских способностей преподавателя.
Высокого познавательного интереса к учебным дисциплинам добиваются высокоактивные преподаватели, постоянно совершенствующие свои профессиональные знания, методику преподавания, активно участвующие в научно-исследовательской работе.
В повышении активности, мотивации учения немаловажным фактором является межличностное общение курсанта и преподавателя. Правильному общению способствует педагогический такт преподавателя, доверие обучаемым, создание ситуации успеха, показ достижений обучаемых, укрепление уверенности в их силах, поддержание положительной обратной связи, своевременная помощь при возникших трудностях в учении.
Наибольший активизирующий эффект дают ситуации, в которых курсанты должны отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, ставить вопросы товарищам и преподавателю, рецензировать ответы и оценивать их, заниматься обучением других, находить несколько вариантов решения задачи, проблемы, решать познавательные задачи путем комплексного применения известных способов решения.
Мышление рождается в проблемной ситуации, а не в ходе решения задачи по заранее сообщаемому преподавателем образцу, который достаточно просто запомнить. Поэтому проблемному обучению отводится важнейшее место в активизации обучения курсантов. Проблемный характер исходной учебной задачи, опора на прошлый опыт обучаемых, коллективный характер действий в комплексе создают предпосылки для формирования учебно-познавательных мотивов, направленных на усвоение обобщенных знаний и способов действий.
Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в образовательный процесс интерактивных учебных пособий, специализированных компьютерных программ, мультимедийных обучающих систем, стимулирующих обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь.
Решать задачу формирования у курсантов глубоких познавательных интересов и потребностей призвана научно-исследовательская работа курсантов. Она позволяет прививать курсантам устойчивый интерес к самообразованию, развивать гибкость мышления, формировать навыки самостоятельного овладения знаниями, самоорганизации познавательной деятельности, привычки к системному умственному труду.
Активность курсанта напрямую зависит от умения учиться: учиться самостоятельно, учиться в высшей военной школе. С первого курса, с первого занятия необходимо вырабатывать у него умения и навыки работы с различной учебной литературой, обучать планированию своей учебной работы, в частности, организации самостоятельной работы.
Организации самостоятельной работы курсантов должно уделяться постоянное внимание, с учетом того, что многие курсанты недооценивают ее роль. Лишь 5% опрошенных в ходе исследования подчеркивают, что самостоятельная работа имеет для них значение в профессиональном становлении и только 22% признают, что готовятся к занятиям в личное время. Преподавательский состав недостаточно нацеливает курсантов на активную самостоятельную работу, использование различной дополнительной литературы и источников самостоятельного пополнения знаний. Человек обычно испытывает од-
новременное действие различных потребностей и мотивов. Иногда они приходят в противоречие.
Стимулирование к познавательной деятельности направлено на приучение курсантов к напряженному познавательному труду, на развитие настойчивости, силы воли, целеустремленности, формирование чувства долга и ответственности. Стимулы учения могут быть внешние и внутренние. В большинстве случаев мы используем внешние стимулы (требования, наказания, поощрения и др.). Как сказал Дейл Карнеги: «Есть только один способ побудить людей, что-либо сделать - это заставить человека захотеть».
Немало стимулов активизации познавательной деятельности курсантов имеется у командиров подразделений. Мощным фактором активности должна стать четкая система отпусков и увольнений, напрямую связанная с результатами учебы, регулярное поощрение за результаты учебы, досрочная сдача сессии с увеличением отпуска и т.д. Сегодня, например, досрочно сдают экзамены и зачеты в большинстве случаев не передовые в учебе курсанты.
На активность курсанта в учении огромное влияние оказывают проблемы жизнедеятельности (проблемы, связанные с удовлетворением материально-бытовых запросов и нужд, семейное положение и др., вызывающие общую ситуативную тревожность). Находясь в состоянии стресса, внутренней напряженности, курсант не стремится к активной познавательной деятельности, а избегает напряженности, связанной с ней.
Активность курсантов в учении чаще определяется способностями, свойствами характера и темперамента. Одна из задач здесь - постоянное изучение и учет индивидуальных особенностей курсантов, формирование тех черт и свойств личности, которые лежат в основе активной их деятельности в обучении.
Активность курсантов в обучении во многом зависит от офицеров подразделения, сержантского состава. Если офицер своей работой, отношением к ней, профессиональной подготовкой, умением организовать всю жизнедеятельность способен мобилизовать курсантов на учебу; если сержанты активны в учебе, то активна вся учебная группа, тем выше результат.
В учебных группах должно быть сформировано единое мнение о необходимости высокого качества обучения, развитие традиций, мобилизующих на учебу, формирование соответствующего настроения, отношения взаимной требовательности за качество обучения.
Огромные возможности по мобилизации курсантов на активность в обучении заложены в воспитательной работе, которая должна быть направлена на формирование любви к избранной профессии, формирование военно-профессиональной направленности, создание в учебных группах микроклимата, способствующего познавательной деятельности, формированию межличностных взаимоотношений, организации досуга, формированию чувства ответственности за качество усвоения учебных программ и т.п.
ВЫВОД
Таким образом, одно из основных условий успешной организации образовательного процесса - целенаправленное и специально организованное развитие познавательной активности курсантов. Основной целью деятельности научно-педагогического состава по активизации познавательной деятельности курсантов должно стать развитие их творческих способностей, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1. / Я. А. Коменский. -М. : Педагогика, 1982. - 656 с.
2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой. - М. : Русский язык, 1990. - 917 с.
3. Помазной, Р.В. Педагогические условия подготовки элитных специалистов-кинологов в системе довузовского образования «школа - военный вуз» [Электронный ресурс] / Р.В. Помазной, А.И. Дмитриев, А.В. Киндергарт // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 3 (35). - URL : www.vno.sfedu.ru. - Дата обращения 01.04.2015.
4. Помазной, Р. В. Педагогические условия подготовки будущих кинологов в системе «школа - военный вуз» : дис. ... канд. пед. наук / Помазной Р.В. - СПб., 2014. - 170 с.
5. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова [и др.]. - М. : Советская энциклопедия, 1980. - 1600 с.
REFERENCES
1. Comenius, J.A. (1982), Selected pedagogical works, Pedagogy, Moscow.
2. Ozhegov, S.I. (1990), Russian dictionary, publishing house "Russian language", Moscow.
3. Pomaznoy, R.V., Dmitriev A.I. and Kindergart, A.V. (2014), "Pedagogical conditions of training of elite specialists dog handlers in the system of pre-university education "school - a military school"", Education. Science. Innovation: Southern Dimension, No 3 (35), available at: www.vno.sfedu.ru.
4. Pomaznoy, R.V. (2014), Pedagogical conditions ofpreparation of the future dog handlers in the system "school - a military university", dissertation, St. Petersburg.
5. Ed. Prokhorov, A.M. (1980), The Soviet encyclopedic dictionary, Soviet encyclopedia, Moscow.
Контактная информация: roman8007@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.06.2015.
УДК 37.034
СИСТЕМНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ, ПРИНЦИПАХ, КОМПОНЕНТАХ И ФУНКЦИЯХ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
Игорь Михайлович Дугин, кандидат философских наук, доцент,
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье на методологической основе системно - антропологического подхода развиваются представления о закономерностях, принципах, компонентах и функциях нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Министерства обороны.
Ключевые слова: системно-антропологический подход, нравственное воспитание, закономерность нравственного воспитания, принцип нравственного воспитания, компоненты нравственного воспитания, функции нравственного воспитания.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p67-70
SYSTEM-ANTHROPOLOGICAL UNDERSTANDING UPON REGULARITIES, PRINCIPLES, COMPONENTS AND FUNCTIONS OF THE MORAL EDUCATION OF THE STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF
DEFENSE
Igor Mikhailovich Dugin, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Military Space Academy, St. Petersburg
Annotation
In the article, based on the methodological basis of the system-anthropological approach the author developed the ideas on the regularities, principles, components and functions of the moral education of the students studying in the education institutions of the Ministry of Defense.