УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10201 © В.Ф. Родин, 2019
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У КУРСАНТОВ (СЛУШАТЕЛЕЙ) ВУЗОВ МВД РОССИИ
Владимир Федорович Родин,
профессор кафедры юридической психологии УНК ПСД, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: akademikvrodin@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются некоторые педагогические условия развития познавательного интереса у курсантов (слушателей) ввузов МВД России в современных условиях. Обоснована роль преподавателя в развитии познавательного интереса у курсантов (слушателей).
Ключевые слова: педагогический процесс, познавательный интерес, познавательная деятельность, развитие способностей, взаимосвязь видов деятельности, профессиональная культура.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST AMONG CADETS (STUDENTS) OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Vladimir F. Rodin,
Professor of the Department of legal psychology, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academic of the Russian Academy of Natural Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article discusses some pedagogical conditions for the development of cognitive interest among cadets (students) of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in modern conditions. The role of the teacher in the development of cognitive interest among cadets (students) is substantiated.
Keywords: pedagogical process, cognitive interest, cognitive activity, development of abilities, interconnection of types of activity, professional culture.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Родин В.Ф. Педагогические условия развития познавательного интереса у курсантов (слушателей) вузов МВД России. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):394-9.
Понятие «условие» определяется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условие — как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира.
В психолого-педагогической литературе существует несколько подходов к выявлению условий развития глубокого, устойчивого познавательного интереса.
Проведенный нами анализ позволил выделить ряд общих условий, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса у курсантов (слушателей) вузов МВД РФ. Рассмотрим их.
1. Максимальная опора на активную познавательную деятельность обучающихся.
Познание в его социальном значении рассматривается в психологии и педагогике как самый
необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека. «Каждый индивид, — писал Б.Г. Ананьев, — вместе со своим поколением включается в этот процесс прежде всего усваивает продукты общественного развития: определенные духовные ценности эпохи, образующие путем инте-риоризации его внутренний мир» [1, с. 168]. Таким образом, познавательная деятельность для общего развития человека и формирования его личности является приоритетной. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания человека. Познание требует, во-первых, активной работы мысли, и, во-вторых, совокупности всех процессов сознательной деятельности.
2. Проведение процесса обучения на оптимальном уровне сложности.
Это условие основано на постоянном совершенствовании операционной стороны обучения. Именно оно обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на базе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания во всех ее проявлениях. Очевидно, что познавательный интерес курсантов не может формироваться, развиваться и крепнуть, если операционная сторона учения остается постоянной. Следовательно, путь обобщений, отыскания закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, путь овладения все более сложными и совершенными умениями непосредственно влияет на уровень развития курсанта и на его познавательный интерес.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, образовательной деятельности.
Данное условие связано со всеми функциями обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей — и оказывает как непосредственное, так и опосредованное влияние на интерес. Благополучная атмосфера учения приносит курсанту те переживания, о которых в свое время Д.И. Писарев говорил: «Каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей» [7, с. 21]. Анализируя педагогическую литературу и опираясь на вузовскую практику, мы утверждаем, что положительная эмоциональная обстановка обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития курсантов: с их деятельностью и общением. Каждый из этих источников рождает многозначные отношения и определяет личное настроение обучающихся.
Разумеется, оба эти источника не изолированы друг от друга, они все время взаимно переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем их влияние на личность различно: один из них непосредственно влияет на познавательную деятельность и интерес, другой — опосредованно.
4. Четвертое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом, — благоприятное общение в учебном процессе.
Одной из существенных особенностей как юношеского возраста, так и в целом всей жизнедеятельности курсантов (особенно по сравнению с периодом их учебы в школе) является расширение круга мыслительно-значимых отношений. Поэтому данное условие применительно к курсантам приобретает особый смысл.
Обучение в вузе МВД представляет собой сложный процесс общения курсантов между собой, с преподавателями, с командирами. Этот процесс создает многообразнейшую гамму отношений, опосредованное влияние которых на формирование познавательного интереса очень велико. Такое влияние трудно измерить, однако всегда можно наблюдать в реальной действительности и оценивать как по результатам обученности курсантов, так и по уровню развития их познавательных интересов.
По мнению С.Л. Рубинштейна, человек, входя в окружающий мир, способен изменять его не только своими действиями, но и своим отношением к окружающему миру, особенно к людям [10]. Следовательно, благодаря отношениям, которые складываются в образовательном процессе вуза и в общении, может быть создана благоприятная атмосфера для учения и развития личности курсанта.
В целом, принимая во внимание опыт, накопленный отечественными и зарубежными учеными, педагогами-практиками по созданию условий формирования и развития познавательного интереса, следует отметить, что каждое из названных условий в той или иной степени применимо к предмету нашего исследования. Данные условия являются общими и актуальными для различных категорий обучающихся. Эти условия значимы для преподавания различных учебных дисциплин в вузе.
Наряду с выделением вышеперечисленных общих условий, нами также были выявлены частные педагогические условия, которые способствуют формированию и развитию познавательного интереса курсантов и слушателей вузов МВД.
При выделении частных условий учитывалось, что проблема выявления условий развития познавательного интереса курсантов и слушателей вузов МВД решалась на основе личностно ориентированного подхода. Данный подход предполагает психолого-педагогическую диагностику и интерпретацию индивидуальных особенностей обучающихся, совместное с ними проектирование этапов дальнейшего развития, адаптацию учебно-воспитательных средств к характеру личности курсанта (слушателя), вовлечение его в педагогические и жизненные события, раскрепощение для диалога, творчества, профессионального и личностного развития.
Частными условиями эффективного формирования и развития познавательного интереса курсантов (слушателей) вузов МВД РФ являются:
• опора на принцип комбинирования различных видов деятельности в процессе профессиональной подготовки курсантов (слушателей);
• формирование навыков профессионального общения, в целом, профессиональной культуры в деятельности офицеров МВД;
• создание и реализация модели субъектно-субъ-ектных отношений между курсантами (слушателями) и педагогами (преподавателями и командирами, руководителями) в ходе образовательного процесса.
Теоретическое обоснование первого педагогического условия — опора на принцип комбинирования различных видов деятельности — базируется на идеях Б.Г. Ананьева, А.И Леонтьева, В.Н. Мяси-щева, М.Н. Сказкина и др. ученых:
• в учебном процессе происходит, с одной стороны, социально и педагогически ценное освещение опыта, накопленного человечеством, а с другой -деятельно-активное присвоение этого опыта при помощи овладения способами познавательной и других видов деятельности;
• основой взаимосвязи является единство познания, общения, обогащению которых способствуют предметно-практическая, художественная, игровая, общественная, экспериментальная, научная и другие виды деятельности;
• взаимосвязь видов деятельности возникает в различных сочетаниях;
• особое место в учебно-воспитательном процессе занимает общение, которое является основанием для взаимосвязи любого сочетания. Безусловно, указанные виды деятельности не
исчерпывают всего их многообразия.
Многообразные виды деятельности, в которые включен курсант (слушатель) вуза МВД, направлены на развитие его познавательных интересов.
Необходимо отметить особую роль сочетания познавательной и практической деятельности. Н.А. Мен-чинская трактует усвоение знаний и их применение как две стороны единого процесса. Применение знаний, таким образом, выступает не только как способ выявления того, действительно ли усвоено знание, но и как способ его раскрытия и закрепления. Знание,
которое учащийся воспринимает как личностно значимое, приобретает истинную ценность и влияет на развитие его познавательного интереса. Личностно значимыми для обучаемых становятся те знания, которые «они прочувствовали, испытали на практике, хотели бы сохранить в запасниках своей долговременной памяти, те которые составляют их жизненный опыт: память мыслей, чувств, действий» [6].
Познание, практическое применение и общение являются той основой, которая формирует важнейшие личностные образования обучаемых — интерес к миру, людям, полезной деятельности, активность, самостоятельность. Как эти, так и другие виды деятельности способствуют выявлению потенциальных возможностей курсанта (слушателя), удовлетворению его интересов, содействуют гармоническому развитию индивидуальности.
Мы полагаем, что общность сущностных свойств всех видов деятельности и особенности каждой из них обеспечивают взаимодополняемость и существенно обогащают процесс обучения в целом. Проведенное нами исследование вскрыло значительные резервы развития познавательных интересов курсантов (слушателей) вузов МВД на основе взаимосвязи видов деятельности, включенных в процесс преподавания. Подтверждается положение Б.Г. Ананьева о том, что включение обучаемого в разностороннюю деятельность, которая способна удовлетворять его духовные запросы и потребности, реализовывать индивидуальные склонности, — важнейший фактор развития личности, формирования ее интересов». В ходе исследования мы убедились в следующем:
• взаимосвязь видов деятельности в образовательном процессе в вузе многопланова и разнообразна;
• взаимодействие различных видов деятельности удовлетворяет много образные запросы курсантов (слушателей) вуза. Каждый вид деятельности, способствуя выявлению потенциальных возможностей обучаемого, содействует гармоническому развитию индивидуальности. Так, кто-то углубляется в процесс познания, стремится к научно-исследовательской работе, кто-то предпочитает видеть результат своих практических действий, кто-то удовлетворяет свои эстетические склонности, творческие потребности;
• сочетание познавательной и практической деятельности, осуществляемой через имеющийся и
формируемый жизненный опыт курсантов (слушателей) вузов МВД, способствует профессиональному и личностному развитию обучаемых;
• особое место занимает процесс взаимосвязи познавательной деятельности и общения, что способствует обмену опытом и информацией, приобретенных за пределами образовательного процесса;
• связь с социальной значимой и профессиональной: деятельностью обеспечивает значительный интерес и эмоциональный подъем обучаемых. Социальная значимость их труда, познания и общения, укрепляемая результатом, становится и стимулом, и потребностью курсанта вуза. Таким образом, мы приходим к заключению,
что опора на принцип комбинирования различных видов деятельности, их взаимодействие и взаимодополнение в процессе профессиональной подготовки курсантов (слушателей) вузов МВД является важным условием развития познавательного интереса.
Рассмотрим следующее условие — формирование навыков профессионального общения и, в целом, профессиональной культуры в деятельности офицеров МВД.
Данное условие мы обосновываем в свете идей А.А. Реана, В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, В.Я. Кикотя, В.Л., Цветкова, Н.А. Федорова и др.
Цель всегда выступает как промежуточное звено между социальным и методическим: с одной стороны, она обусловлена объективными нуждами общества, с другой — сама определяет всю систему обучения. Зачастую формулируемая в настоящее время цель — научить курсантов (слушателей) навыкам профессионального общения — не отражает тех задач, которые стоят перед офицером МВД (в его профессиональной подготовке) в сфере общения. При таком подходе цель превращается в самоцель: умение общаться ради умения общаться, и только. Цель образования в вузе МВД значительно шире, чем приобретение определенных навыков или умений, а потенциальные возможности подготовки в плане общения значительно шире.
В законе Российской Федерации «Об образовании» одной из важнейших целей образования называется формирование личности учащегося.
Мы так же пришли к выводу, о том, что развитие познавательного интереса курсантов (слушателей) в процессе профессиональной подготовки в вузе за-
висит от содержания образования. И.Я. Лернер отмечал, что «любое обучение есть передача молодому поколению культуры» [4, с. 51]. Исходя из этого, каждая учебная дисциплина несет обучающимся определенный объем культуры, некую часть накопленного человечеством культурного фонда. Поэтому мы считаем, что процесс профессиональной подготовки в вузе курсантов (слушателей) как офицеров МВД может и должен прививать обучаемым профессиональную культуру, в целом, профессиональную компетентность.
Развивающий эффект процесса формирования профессиональной культуры как цели подготовки курсанта в вузе заключается в использовании специальных средств обучения, способствующих развитию коммуникативных и речевых способностей; психических функций, связанных с речевой деятельностью; коммуникабельности; воли; целеустремленности; активности.
По мнению А.В. Барабанщикова, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др. ученых, развитие указанных способностей является обязательным компонентом системы обучения.
Таким образом, если рассматривать цель профессиональной подготовки курсанта (слушателя) в вузе МВД в широком смысле как формирование профессиональной культуры, то, безусловно, в ходе этого процесса расширяется сфера познавательных интересов обучаемых, создаются более глубокие условия для их развития.
Третье условие — создание и реализация модели субъектно-субъектных отношений между курсантами (слушателями) и педагогами (преподавателями и командирами, руководителями вуза) в ходе образовательного процесса.
В современном образовании, в том числе и в педагогике высшей военной школы, используются как объектный, так и субъектный подход к личности обучаемого. В соответствии с первым подходом, обучаемый рассматривается как объект целенаправленных педагогических воздействий, среды, условий и средств учебно-воспитательного (образовательного) процесса. При субъектном подходе курсант, слушатель (с позиций данного подхода они рассматриваются как обучающиеся) понимается как активный участник образовательного процесса, способный оказать на него существенное влияние, пере-
строить его в соответствии с потребностями своей личности, интересами саморазвития. Он самоценен, поэтому свойства личности «не задаются» преподавателем, командиром в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в курсанта (слушателя) в качестве потенциала его личностного саморазвития. С этих позиций в контексте личностно ориентированного подхода образование, обучение, профессиональное и личностное развитие осуществляется как процесс субъект-субъектного педагогического взаимодействия, основанный на диалоге, обмене информацией, сотрудничестве его участников. Содержание совместной педагогической деятельности имеет открытый характер, как педагогическое взаимодействие.
Своеобразие проблемы деятельности в педагогике состоит, прежде всего, в том, что этот феномен связан с педагогическим процессом, который включает в себя деятельность обучающего и деятельность обучаемого.
Курсант (слушатель) в одном случае выступает как объект деятельности преподавателя, в другом — как субъект учения или иной деятельности. Деятельность в педагогике является основой выработки у субъекта необходимых черт деятеля. Это важно для всестороннего развития личности курсанта (слушателя) и его познавательных интересов.
Опираясь на методологию теории о ведущей роли деятельности в процессе развития и формирования личности, мы определили, что фактор отношений, вызываемых деятельностью, образует в педагогическом процессе особые, многозначные связи:
• с предметной стороной деятельности;
• с процессом выполнения;
• с соучастниками учебного процесса;
• с собственным статусом в деятельности.
Принято считать, что субъектом деятельности
в учебном процессе является педагог, так как он ставит цели, организует учебную деятельность обучаемых, побуждает их к действию, корректирует и подводит к конечному результату.
Однако, если рассматривать цель профессиональной подготовки курсантов (слушателей) вузов МВД как овладение профессиональной культурой, формирование военно-профессиональной компетенции офицера МВД, назначение деятельности преподавателя (командира) меняется. Важнейшим
становится стремление педагога к тому, чтобы курсант сознательно и целенаправленно осуществлял собственную образовательную деятельность, руководствовался ценностными мотивами, осуществлял самоорганизацию в деятельности. Не утрачивая ведущей роли в педагогическом процессе, преподаватель обязан способствовать тому, чтобы курсанты (особенно старших курсов) и слушатели становились субъектами деятельности. В ходе исследования мы пришли к выводу, что до тех пор, пока побуждение к деятельности курсанта будет постоянно исходить от педагога, а его собственная деятельность не будет опираться на «внутреннюю среду», интерес останется непостоянным, ситуативным, а при отсутствии специальных побуждений извне и вовсе угаснет.
И наоборот, когда курсант (слушатель) занимает позицию субъекта деятельности, процесс развития познавательного интереса принимает принципиально иной характер. Мы обратили внимание на то, что в подобной деятельности субъекта механизмы познавательного интереса многообразнее, сложнее и ближе к самой личности. По нашему мнению, это происходит потому, что активная, сознательная образовательная деятельность курсанта (слушателя) создает особую внутреннюю предрасположенность к учению.
Практика учебно-воспитательного процесса в ВУЗЕ показывает, что наиболее плодотворно протекает образовательная деятельность в процессе профессиональной подготовки на основе субъек-тно-субъектных отношений. Возникает «сплав» эрудиции, мастерства и деятельности педагога, — с одной стороны, и самостоятельной деятельности обучающихся, направляемых познавательным интересом, — с другой. В этих условиях образуется единая, объединенная целями и мотивами деятельность, увлекающая и самим процессом овладения знаниями, навыками, умениями, и получением высокого результата в профессиональной подготовке.
В педагогическом процессе могут присутствовать и субъектно-объектные отношения. В какие-то моменты обучаемые выступают как объект деятельности педагога, а бывает и наоборот — в некоторых ситуациях педагог может выступать как объект деятельности обучающихся, хотя при благоприятном течении учебного процесса преподаватель, даже будучи объектом учебной деятельности курсантов (слушатель), не перестает оставаться стимулятором
их познавательных интересов. Однако при формировании профессиональной компетенции обучающихся в вузе основной моделью взаимоотношений должны выступать субъект-субъектные отношения. Именно эта модель, на наш взгляд, и является важным условием развития познавательного интереса курсантов (слушателей) в процессе обучения в вузе МВД.
Таким образом доказано, что условия формирования и развития познавательного интереса курсантов (слушателей) в вузе МВД «работают» в наиболее оптимальном режиме, если профессиональные и личностные качества педагога отвечает определенным требованиям.
Во-первых, преподаватели, командиры, другие должностные лица вуза МВД РФ сами должны быть носителями профессиональной культуры, обладать профессиональной компетентностью, так как без этого немыслимо обучение курсантов (слушателей). Данный тезис предполагает:
• высокий уровень профессионального, педагогического мастерства, непрерывное его совершенствование;
• отношение к своей профессиональной деятельности как к системе духовных и культурных ценностей, воспитание такого отношения у курсантов (слушателей).
Во-вторых, педагог как личность должен обладать качествами, способствующими формированию познавательного интереса у обучаемых. Суть этого тезиса состоит в следующем:
• только личность может воспитывать личность;
• личность преподавателя в вузе — один из основных источников развития познавательного интереса обучающихся.
В-третьих, уровень методического мастерства педагога должен быть высоким, поскольку содержание процесса преподавания и его организация при вышеперечисленных условиях формирования и развития познавательного интереса курсантов (слушателей) в вузе МВД выходят на более сложный уровень.
Итак, мы выявили и теоретически обосновали условия формирования и развития познавательного интереса курсантов (слушателей) в ходе образовательного процесса в вузе МВД. Таким образом:
1) при выявлении условий мы учитывали социальный заказ к вузам МВД, требования к высшей школе; опыт, накопленный отечественными и зару-
бежными учеными и педагогами-практиками по созданию условий формирования и развития познавательных интересов обучающихся; возможности лич-ностно ориентированного и компетентного подхода;
2) исследование позволило выявить следующий комплекс условий формирования и развития познавательного интереса курсантов (слушателей) в вузе МВД:
- общие условия: максимальная опора на активную познавательную деятельность обучающихся; проведение процесса обучения на оптимальном уровне сложности; эмоциональная атмосфера обучения, образовательной деятельности; благоприятное общение в учебном процессе.
- частные условия: опора на принцип комбинирования различных видов деятельности в процессе профессиональной подготовки курсантов (слушателей) вузов МВД; формирование навыков профессионального общения, в целом, культуры профессиональной деятельности офицеров МВД; создание и реализация модели субъектно-субъект-ных отношений между курсантами(слушателями) и педагогами (преподавателями и командирами, руководителями) в ходе образовательного процесса.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
2. Барабанщиков А.В. Проблемное обучение: итоги подведены — проблемы остаются // Вестник высшей школы, М., 1985, № 11.
3. Коротков Э.Н. Технология проблемно-деятельного обучения в ВУЗе. М.: ВПА, 1988.
4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1984.
5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1985.
6. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка. Воронеж: МОДЭК, 1998.
7. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1994.
8. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Учебное пособие. Ижевск, 1994.
9. Психология / [Родин В.Ф. и др.]. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2016.
10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. СПб., 2001.