Высшее образование в России Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia
ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online) http://vovr.elpub.ru
Развитие нравственного иммунитета у студенческой
молодёжи
Научная статья
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-132-143
Бубнов Юрий Александрович - д-р филос. наук, проф., проректор по контрольно-аналитической и административной работе, декан факультета философии и психологии, [email protected]
Мазкина Ольга Борисовна - канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии, [email protected] Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия Адрес: 394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1
Аннотация. В статье обсуждается проблема развития нравственного иммунитета у студенческой молодёжи. Авторы отмечают недостаточную разработанность данной темы в современной психолого-педагогической науке, хотя в современных условиях массированного воздействия на сознание молодого поколения разнонаправленных социальных факторов и влияний она приобретает повышенную значимость. Предлагается авторский подход к трактовке понятия «нравственный иммунитет» как особого личностного новообразования, выполняющего функции обеспечения психологической резистентности к негативным факторам, способным нарушить нормальный ход развития и социализации личности, а также создания основы для формирования у неё устойчивой нравственной позиции по отношению к другим людям и самой себе. В структуре нравственного иммунитета выделены ценностный, чувственный и нравственный компоненты. На материале эмпирического исследования студентов разной профессиональной направленности показано, что последние два компонента характеризуются определённой рассогласованностью своих проявлений. Раскрываются некоторые направления работы со студентами, обеспечивающие развитие у них нравственного иммунитета в образовательной среде вуза.
Ключевые слова.: нравственный иммунитет, психологическая невосприимчивость, студенческая молодёжь, юношеский возраст, социализация, нравственные чувства, нравственные ценности, патриотизм
Для цитирования: Бубнов Ю.А, Мазкина О.Б. Развитие нравственного иммунитета у студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 132-143. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-132-143
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Бубнов Ю.А., Мазкина О.Б., 2021.
И]
УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН
Development of Moral Immunity among Students
Original article
DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-132-143
Yuri A. Bubnov - Dr. Sci. (Philosophy), Prof., Vice Rector for Strategic Administrative
Management, Dean of the Faculty of Philosophy and Psychology, [email protected]
Olga B. Mazkina - Cand. Sci. (Education), Senior lecturer, the Department of Pedagogy and
Pedagogical Psychology, [email protected]
Voronezh State University, Voronezh, Russia
Address: 1 Universitetskaya pl., Voronezh, 394006, Russian Federation
Abstract. In the modern conditions of the massive impact on the consciousness of the young generation of multidirectional social factors and influences, the development of moral immunity among students becomes of increased importance. The article notes insufficient development of this problem in modern psychological and pedagogical science. The authors offer their own approach to the interpretation of the concept of "moral immunity" as a special personal neoformation that performs the functions of providing psychological resistance to negative factors that can disrupt the normal course of development and socialization of an individual, as well as creating the basis for the formation of a stable moral position in relation to other people and oneself. In the structure of moral immunity, the value, sensory and moral components are distinguished. Based on the material of an empirical study of students with different professional orientation, it is shown that the last two components are characterized by a certain mismatch of their manifestations. The article reveals some areas of work with students that ensure the development of their moral immunity in the educational environment of the university.
Keywords: moral immunity, psychological resistance, student youth, youth age, socialization, moral feelings, moral values, patriotism
dte as: Bubnov, Yu.A., Mazkina, O.B. (2021). Development of Moral Immunity among Students. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 6, pp. 132-143, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-132-143 (In Russ., abstract in Eng.).
Постановка проблемы
В современных социально-культурных условиях проблема развития нравственного иммунитета у студенческой молодёжи приобретает особую актуальность. По мнению философов, психологов, педагогов, социологов, это связано в первую очередь с нарушением механизмов процесса социализации, следствием чего является социальная дезадаптация молодых людей, суррогатные формы общения, саморазрушающее поведение, некритическая подверженность деструктивным влияниям, особенно распространённым в виртуальном пространстве, в котором молодёжь проводит сегодня значительную
часть времени. На наш взгляд, барьером на пути десоциализации молодёжи выступает нравственный иммунитет как действенный механизм самозащиты личности и её нормального включения в широкую сеть общественных отношений.
Хотя в последнее время вопросам нравственного состояния молодого поколения стали уделять повышенное внимание не только специалисты в области гуманитарного знания, но и практические работники сферы образования, представители различных общественных организаций, властных структур, проблема нравственного иммунитета молодёжи не получила пока должного
научного обоснования. Анализ немногочисленных работ по этой тематике показал, что взгляды учёных на феномен нравственного иммунитета, причины и факторы, его порождающие, не только не совпадают, но и подчас противоречат друг другу, встречаются даже утверждения о наследственном характере нравственного иммунитета.
Один из разработчиков концепции нравственного иммунитета Д.А. Кудзилов трактует его как «совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды» [1]. Под психологической невосприимчивостью он понимает способность выдерживать прессинг психо-травмирующих факторов. При этом автор убеждён в том, что нравственный иммунитет является приобретённым, его формирование начинается с самого раннего возраста и продолжается всю жизнь. А.Р. Зайнутди-нова также считает, что «нравственный иммунитет является скорее приобретённым, нежели видовым, т.е. он не передаётся по наследству» [2, с. 8]. По её мнению, нравственный иммунитет направлен на профилактику психологической дезадаптации личности, вследствие которой увеличивается риск возникновения саморазрушающих форм поведения. Позицию А.Р. Зайнутдиновой разделяет О.В. Бойко [3]. Он полагает, что из поколения в поколение транслируется лишь информация о предрасположенности к формированию нравственного иммунитета. Важным аспектом функционирования нравственного иммунитета, с его точки зрения, является критическая оценка воспринимаемой личностью информации с целью её избирательного принятия. Информация духовного, ментального или эмоционального характера признаётся позитивной для развития личности, включается в систему убеждений и ценностей, дополняет субъективную картину мира, служащую фундаментом для
познания и деятельной активности человека только в результате критической оценки.
О роли нравственного иммунитета в конструктивной социализации личности пишет и В.Н. Иванов. Интересным в его работе представляется перечень признаков снижения нравственного иммунитета: «несоответствие общепринятым социальным нормам; социальная дезадаптация; правонарушения, отрицание правовых норм... подчинение окружающей действительности под собственные нужды и потребности путём совершения противоправных действий. агрессивный тип поведения; аффективный тип поведения; семейные конфликты; ранние антисоциальные формы поведения; отрицательное отношение к учёбе.» [4, с. 52]. Вместе с тем обратим внимание на то, что он рассматривает предельный, на наш взгляд, случай - девиантное поведение личности. Однако есть основания утверждать, что и в иных, не столь «острых» ситуациях у молодёжи может снижаться нравственный иммунитет, что сопровождается другими признаками. Но в любом случае сама постановка вопроса о возможности выделения этих признаков представляется конструктивной, т.к. их появление должно насторожить педагогов и побудить их к целенаправленной работе с молодёжью по восстановлению у неё приемлемого уровня нравственного иммунитета.
Авторский подход
Мы подходим к вопросу о том, какие социальные воздействия способны усиливать нравственный иммунитет молодого человека. На наш взгляд, возможно несколько способов воздействия, различающихся, во-первых, по степени его вовлечённости в само это воздействие и, во-вторых, по степени эффективности последнего:
а) нецеленаправленно-ситуативное воздействие с низкой степенью вовлечённости. Так, юноша может оказаться случайным свидетелем ситуации нравственного характера (сокурсник словесно оскорбил сокурс-
ницу), которая эмоционально оставляет его равнодушным. В этом случае он никакой «нравственной прививки» не получает;
б) нецеленаправленно-ситуативное воздействие с высокой степенью вовлечённости. К примеру, молодой человек, проходя мимо горящего здания, спасает находящихся в нём людей. Его активные действия в такой ситуации обязательно имеют эмоциональный «шлейф» и укрепляют у него нравственный иммунитет, делают его более прочным и устойчивым (даже если сам юноша не воспринимает свой поступок как что-то необычное);
в) целенаправленно-систематическое с низкой степенью вовлечённости. Взрослые используют в общении с юношей словесные убеждения, призывы следовать известным примерам, нравоучения. Как правило, он при этом проявляет пассивность, в лучшем случае имеет место интуитивное восприятие. И хотя, по утверждению известного русского философа Н.О. Лосского, интуиция позволяет различать «добро» и «зло» [5], зачастую подобные способы воздействия не находят сильного отклика в душе. Поэтому эффект от такого воздействия оказывается неустойчивым и кратковременным;
г) целенаправленно-систематическое с высокой степенью вовлечённости. В этом случае взрослый не просто выступает положительным примером для молодёжи, но осуществляет совместную с ней деятельность морально-нравственного содержания. В качестве примера приведём волонтёрскую деятельность во время самоизоляции семей, в которых родители вместе с детьми юношеского возраста участвовали во всероссийской акции «Мы вместе», оказывая помощь и поддержку нуждающимся в них людям, совместную работу в «красных зонах» ко-видных госпиталей штатных врачей и студентов медвузов, получивших уникальную возможность не только значительно расширить профессиональные компетенции, взаимодействуя со старшими коллегами, но и сформировать (укрепить) на долгосрочную перспективу нравственную позицию.
Итак, главным агентом выработки у молодёжи нравственного иммунитета должен стать взрослый (родитель, педагог, наставник), который уделяет повышенное внимание её духовному развитию, целенаправленно и последовательно вовлекая её в систему социальной активности, заботясь о том, чтобы у неё формировалась «нравственная память» (память на нравственные поступки), которая будет выступать стимулом личностного самосовершенствования.
Считаем, что нравственный иммунитет -это особое прижизненное личностное новообразование, складывающееся у человека с детских лет и совершенствующееся в дальнейшем под влиянием его собственной, регулярно проявляющейся нравственно ориентированной активности (деятельности, поведения, взаимоотношений и пр.). Основные функции нравственного иммунитета - обеспечение психологической резистентности к негативным факторам, способным нарушить нормальный ход развития и социализации, а также создание основы для формирования у личности устойчивой нравственной позиции по отношению к другим людям и самой себе. Нравственный иммунитет проявляется в созидательных способностях, знаниях, силе воли, доброжелательном отношении к окружающему миру, людям, природе, заботе о себе и окружающих.
Как любое личностное новообразование, он имеет свою психологическую структуру, в которой можно выделить по крайней мере три компонента:
• ценностный - система нравственных ценностей, присваиваемых личностью под влиянием факторов и институтов социализации и становящихся её собственным психологическим ресурсом;
• чувственный - комплекс нравственных чувств, сигнализирующих человеку о складывающейся нравственной обстановке и позволяющих дать оценку собственным поступкам и личностным качествам с точки зрениях их нравственного содержания;
UNIVERSIIY AND REGION
• регуляторный - преобладание в «контуре саморегуляции» личности ориентации на нравственно насыщенный самоконтроль или же на внешние факторы, регулирующие поведение, которые могут иметь морально-нравственную природу, а могут и не обладать таковой.
Уровень нравственного иммунитета в целом и его отдельных компонентов может служить важным диагностическим индикатором нравственного развития личности и стать основой прогноза того, каков будет вектор её последующего поведения. Это поведение может быть просоциальным (ориентированным на общественно принятые и личностно значимые ценности и преследующим получение полезного для самого человека и/или других людей продукта), асоциальным (социально незначимым, основанным на удовлетворении узколичностных потребностей и интересов, но не предусматривающим противодействие принятым в обществе ценностям и нормам), девиантным (отклоняющимся от существующих норм и ценностей, в результате чего оно, включая его аутодеструктивные формы, приобретает антиобщественный характер).
Поскольку юношеский возраст, в том числе период обучения в вузе, является сен-зитивным в плане морально-нравственного развития личности в целом и становления её нравственного иммунитета в частности, особое внимание требуется уделять студенческой молодёжи и тому нравственно-смысловому пространству, в котором протекает её социализация - не только профессиональная, но и гражданская [6-10].
Студенческая пора - довольно сложный этап в формировании нравственного иммунитета. У современных студентов сложность этого процесса выражена особенно ярко. Связано это с тем, что, с одной стороны, проявляются известные возрастные закономерности, с другой - нынешнее поколение студентов сталкивается с противоречивыми тенденциями социальной ситуации развития, в которой оно оказалось в последнее
десятилетие. Что касается возрастных закономерностей, то они обусловлены характерными для периода юности тенденциями: активным становлением ценностной сферы личности и мировоззренческой позиции, формированием профессионального и личностного самоопределения, развитием самосознания и социальной идентичности, стремлением к самоутверждению и самостоятельности, укреплением волевых качеств (решительности, целеустремлённости, настойчивости, самообладания и др.). Но наряду с этим в студенческой среде нередки проявления недостаточной сознательной регуляции поведения, склонности к немотивированному риску, неумения прогнозировать последствия своих поступков для себя и окружающих, эгоизма и эгоцентризма, непоследовательной внутренней позиции по отношению к себе, другим людям, нравственным ценностям и ориентирам. Иными словами, личностное развитие в этот период жизни осуществляется под влиянием комплекса внутренних противоречий.
Если говорить о социальной ситуации развития современных студентов, то в первую очередь следует упомянуть о том, что их детство и школьные годы протекали в неоднозначных социально-экономических, историко-культурных и нравственно-психологических условиях. В этот период для нашего общества были характерны такие тенденции, как отказ от прежних нравственных идеалов, норм и ценностей, разрушение привычных социальных идентичностей, связанных прежде всего с большими группами (общественно-политическими, профессиональными и другими), культивирование индивидуалистических интересов и ценностных ориентаций, нарастание прагматических настроений, пренебрежение этнокультурными и историческими традициями, забвение исторического прошлого и былых достижений страны, девальвация воспитательной функции общества и системы образования в целом. На этой весьма неблагоприятной в нравственном отношении почве возникли
«нравственный вакуум», разрывы в процессе обретения социальной идентичности (психосоциальный мораторий, по Э. Эриксону [10]), обесценивание интеллекта и знаний вообще и знаний о национальной истории, культуре, народных традициях в частности, равнодушное, а подчас жестокое отношение к окружающим, в том числе к близким людям. Ситуация усугубилась интенсивным внедрением в повседневную жизнь компьютерной техники и новых инфокоммуника-ционных технологий. Наряду с очевидными достоинствами в плане повышения качества отдельных сфер жизни, они оказывают неоднозначное влияние на менталитет молодых людей и отрицательно сказываются на их социализации. Речь идёт о неспособности части студенческой молодёжи противостоять деструктивным влияниям компьютерных сетей, некритическом восприятии отдельных информационных воздействий традиционных и электронных СМИ, виртуализации общения со сверстниками и взрослыми, сочетающей анонимность контактов и связанную с этим диффузию собственной ответственности, с одной стороны, и чрезмерное увлечение «обнажением» своей личной жииз-ни в Интернете, неразборчивостью в виртуальных контактах с огромным числом людей в совокупности с неумением осмысленно дифференцировать мотивы взаимодействия новых «друзей» и риском попасть под влияние деструктивных групп экстремистской, террористической, криминальной направленности - с другой.
К сожалению, нередко все эти негативные воздействия успешно конкурируют с традиционными институтами социализации: семьёй и системой образования. При этом современные родители не всегда проявляют так называемую родительскую компетентность, а образовательные организации высшего образования во многом утратили воспитательные традиции прошлых лет и с трудом возвращаются к реализации воспитательной функции как неотъемлемой составляющей вузовского образовательного
процесса. Всё это создаёт прямую угрозу нравственному иммунитету студенческой молодёжи и, следовательно, актуализирует задачу его укрепления в период обучения в вузе.
Эмпирическое исследование
Теоретическая разработка проблемы развития нравственного иммунитета у студентов легла в основу проведённого нами в 2020-2021 гг. социологического исследования особенностей его проявления у обучающихся ряда воронежских вузов, в числе которых были классический университет, профильные университеты и институты, а также несколько ведомственных вузов. В исследовании приняли участие 236 студентов разных специальностей и направлений подготовки. В качестве диагностического инструментария использовался комплекс следующих методик:
1) опросник «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой - для изучения ценностного компонента нравственного иммунитета, в качестве которого мы рассматривали иерархию ценностей, свойственную студентам (определялась на основе ранжирования испытуемыми предложенного списка ценностей);
2) авторская методика диагностики нравственных чувств - для выявления чувственного компонента нравственного иммунитета, который был операционализирован как комплекс нравственных чувств по отношению к себе, другим людям и социальным условиям жизни;
3) тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева - для определения регуля-торного компонента нравственного иммунитета. С этой целью анализировались данные по двум шкалам теста «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - жизнь».
Перейдём к анализу полученных результатов.
Начнём с ценностного компонента. В результате проведения процедуры
z-стандартизации полученных по методике С.С. Бубновой данных и их последующего анализа были определены индивидуальная иерархия ценностей каждого студента, общегрупповая иерархия ценностей студенческих групп и единая иерархия ценностей обследованной выборки респондентов. В целом для нашей выборки студентов высокозначимыми оказались такие ценности, как «Признание и уважение людей и влияние на окружающих», «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», «Приятное времяпрепровождение и отдых». Средний уровень значимости имеют ценности «Высокое материальное благосостояние», «Здоровье», «Любовь», «Общение», «Помощь и милосердие к другим», «Поиск и наслаждение прекрасным». Ценности «Познание нового в мире, природе и человеке» и «Высокий социальный статус и управление людьми» обнаружили низкий уровень значимости.
По нашим данным, ценностный портрет современного студенчества выглядит так: это юноша или девушка, который(ая) стремится осуществлять личностно и социально значимую деятельность, направленную на полезный результат, причём эта деятельность может рассматриваться как средство завоевания признания и уважения окружающих, т.е. удовлетворения статусно-престижных притязаний. Вместе с этим студенты не готовы отказываться от отдыха и удовольствий. Напротив, они стремятся к получению наслаждения от приятного времяпрепровождения. Для сегодняшних студентов достаточно важно взаимодействие с окружающими в формате интимно-личностных отношений, общения, оказания помощи другим. В то же время им отнюдь не чуждо стремление к достижению высокого материального благополучия. При этом, возможно, здоровье воспринимается как ресурс, обеспечивающий и материальное благосостояние, и разнообразные контакты с внешним миром. Сфера познания не является значимой для современных студентов, в основе
чего может лежать как доминирование у значительной их части утилитарных мотивов поступления в вуз, так и доступность в настоящее время больших объёмов информации, различных источников её получения (в первую очередь - компьютерных сетей) и связанная с этим иллюзия лёгкости приобретения знаний. Незначимой является также ценность лидерства, т.е. возможность влиять на других за счёт своего высокого статуса в группе. Это может объясняться тем, что в наши дни значительную часть студентов не привлекает проявление инициативы и дополнительных усилий, принятие на себя ответственности за группу, что обычно характерно для лидера.
Наряду с общими чертами, были обнаружены специфические особенности ценностной сферы студентов того или иного профессионального профиля. Для иллюстрации приведём тенденции, выявленные у будущих спортсменов. В отличие от представителей других вузов, у них наибольшую значимость имеет ценность «Здоровье», что, скорее всего, обусловлено необходимостью поддержания хорошей физической формы для достижения высоких спортивных результатов. Для студентов-спортсменов среднюю значимость имеет ценность «Высокий социальный статус и управление людьми» (для остальных студентов она обладает низкой значимостью). Это может быть связано с тем, что в спорте достижение побед ассоциируется с высоким социальным статусом. В то же время незначимы для этой категории студентов ценности «Помощь и милосердие к другим» и «Поиск и наслаждение прекрасным», в то время как для студентов других профилей эти ценности имеют средний уровень значимости. Мы склонны объяснять этот результат всё той же спортивной деятельностью, занятия которой способствуют ориентации студентов на соперничество с другими, а поскольку эти занятия требуют значительных затрат времени и сил, то студенты привыкают считать эстетические наслаждения второсте-
Таблица 1
Усреднённые по выборке студентов ранги нравственных чувств
Table 1
Ranks of moral feelings averaged over a sample of students
Нравственные чувства Какие чувства Вы цените в себе Какие чувства Вы цените в людях
Чувства, отражающие отношение к себе и своим поступкам
Совесть 2 1
Стыд 7 7
Самоуважение 1 3
Честь 4 4
Достоинство 3 2
Гордость 5 6
Скромность 6 5
Чувства, проявляющиеся в отношении к окружающим людям, к коллективу
Товарищество, дружба 4 4
Справедливость 7 5
Долг 8 8
Взаимопонимание 5 6
Ответственность 6 7
Сочувствие 2,5 2
Доверие 1 1
Милосердие 2,5 3
Чувства, отражающие отношение к социальным условиям жизни
Патриотизм 5 5
Гражданственность 4 4
Солидарность 3 3
Толерантность 1 1
Гуманизм 2 2
пенными, не заслуживающими особого внимания и того, чтобы тратить на это время.
В таблице 1 представлены результаты изучения чувственного компонента нравственного иммунитета студентов, которые были получены на основе анализа ранжирования ими нравственных чувств. Наиболее значимому чувству студенты присваивали первый ранг, наименее значимому - последний. В таблице отражены обобщённые по выборке данные, раскрывающие значимость для современных студентов трёх категорий нравственных чувств.
Качественно-количественный анализ данных показал, что переживаемые студентами нравственные чувства имеют в целом по выборке близкую значимость и в том случае, когда респонденты приписывают эти чувства
себе, и тогда, когда они оценивают их проявления в других людях. По отношению к себе и своим поступкам студенты наиболее ценят самоуважение, совесть и достоинство, наименее значимыми им представляются гордость, скромность, стыд. Среди нравственных чувств, проявляемых к окружающим людям, к коллективу, первые ранги отданы доверию, милосердию, сочувствию, в то время как менее всего ценятся студентами в самих себе ответственность, справедливость, долг, а в других людях - взаимопонимание, ответственность, долг. Наконец, в категории нравственных чувств, отражающих отношение к социальным условиям жизни, наиболее значимыми считают толерантность и гуманизм, наименее привлекательными оказались солидарность, гражданственность, патриотизм.
Выявленное нами распределение рангов между нравственными чувствами вызывает определённую тревогу в отношении чувств, связанных с социальными условиями жизни, а именно солидарности, гражданственности и патриотизма. Низкая их значимость в глазах студентов подтверждает отрицательное воздействие на молодёжь, в том числе студенческую, указанных выше разрушительных тенденций, проявившихся в российском обществе в новом веке. Культивирование в общественном сознании индивидуалистических интересов и ценностей в сочетании с отсутствием благоприятных условий для формирования социальной идентичности, отождествления себя с большими группами, определёнными слоями общества, Отечеством в целом привело к разобщённости и доминированию у молодого поколения эгоистической идентичности.
В то же время воспитательный опыт, накопленный в ведомственных вузах, готовящих сотрудников силовых структур, призванных защищать граждан и общество, говорит о том, что целенаправленно создаваемые для укрепления нравственного иммунитета курсантов социальные условия способны «переломить» описанные выше тревожные тенденции. Дифференцированный по профилям подготовки студентов анализ выявил, что для курсантов чувства патриотизма, гражданственности и солидарности имеют умеренную ценность в отношении самих себя и повышенную - в отношении других людей. Различия в рангах, приписанных этим нравственным чувствам студентами гражданских вузов и курсантами ведомственных вузов, определённые с помощью и-критерия Манна - Уитни, оказались достоверными на уровне значимости 0,05.
В свете приведённых данных своевременным представляется повышенное внимание к патриотическому и нравственному воспитанию молодёжи, которое мы наблюдаем в последние годы. Система образования всё более осознаёт значимость систематических воспитательных воздействий в направлении сохранения и укрепления гражданской
идентичности молодёжи, восстановления исторической памяти, действенного приобщения нового поколения к героическому прошлому народа, его великим достижениям, имеющим мировое значение для науки, культуры, общественного прогресса.
Обратимся, наконец, к регуляторному компоненту нравственного иммунитета студентов. Применение теста смысложизнен-ных ориентаций Д.А. Леонтьева позволило установить, что преобладающее большинство опрошенных обладают внутренним ло-кусом контроля, ощущают себя «хозяевами» своей жизни (шкала «Локус контроля -Я»): 45,7 % представляют себя личностями, обладающими свободой выбора; ещё 47,6% респондентов видят себя причиной происходящего, что позволяет им строить собственную жизнь в соответствии с конкретными целями и задачами, принимать на себя ответственность за результаты своих действий, осуществлять самоконтроль.
Несколько меньшая часть студентов, но также значительная, воспринимает жизнь как управляемую (шкала «Локус контроля -жизнь»): 25,8% студентов твёрдо верят в то, что способны самостоятельно принимать решения, воплощать их в жизнь, контролировать происходящие с ними события. Ещё 54,2% опрошенных адекватно оценивают свои силы и возможности, ориентированы на сознательный контроль жизни, поэтому не боятся планировать будущее.
Обсуждение
Обобщение эмпирических результатов позволяет констатировать, что более гармонично в обследованной выборке студентов представлен регуляторный компонент нравственного иммунитета, в то время как и ценностный, и чувственный его компоненты обнаружили некоторую рассогласованность, что требует определённых усилий профессорско-преподавательского состава вузов, направленных на дальнейшее развитие нравственного иммунитета студенческой молодёжи.
Эта работа должна носить целенаправленный, систематический, преемственный характер, исходить из следующих приоритетов: гармонизация ценностных конструкций личности студентов, в том числе в результате преодоления обнаруженных ценностных конфликтов и противоречий; интенсивное вовлечение обучающихся в социализирующие мероприятия, способствующие их продуктивному вхождению в общественную жизнь, личностному самосовершенствованию и становлению граж-данско-нравственной позиции; расширение морально-нравственного багажа молодёжи за счёт проявления ею собственной активности при изучении героических страниц истории России, осуществлении исторической реконструкции значимых для судьбы страны событий прошлого, обнаружении в исторических уроках ресурсов дальнейшего движения вперёд.
Главная задача вуза видится в создании благоприятных условий для развития нравственного иммунитета, что невозможно без непосредственного участия преподавателей. Продуктивные взаимоотношения студентов и педагогов как в учебной, так и совместной научной деятельности, их партнёрское взаимодействие позволяют обучающимся осознать свою значимость и одновременно ответственность за свои решения, действия и поступки, закрепить нравственное поведение. А это, в свою очередь, создаёт внутренние условия для конструктивной самореализации студента и уверенного противодействия негативным факторам внешней среды.
Перечислим некоторые направления работы со студентами, апробированные в Воронежском государственном университете и доказавшие свою эффективность благодаря тому, что образовательное пространство университета представляет собой своеобразный «социальный оазис» (Э. Фромм [11]), обладающий значительным развивающим и социализирующим потенциалом.
Первое направление - это вовлечение студентов в социально значимую деятель-
ность, непосредственно связанную с инициативной реализацией ими различных социальных проектов, участием в общественных акциях, волонтёрской деятельности и пр. Так, в добровольческом объединении «Союз добрых сердец» состоит около 150 студентов ряда факультетов. Они проводят регулярные занятия с детьми разных возрастов, развивая их мышление, расширяя кругозор и просто помогая им найти новых друзей. В центре внимания находятся дети с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. «Союз добрых сердец» проводит для детей праздники, а также участвует в организации праздничных программ в образовательных учреждениях. Волонтёрская работа студентов возрождает традиции совместной коллективной деятельности с такими присущими ей ценностями, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание.
Другим направлением является культурная и нравственно-эстетическая деятельность, в ходе которой студенты не только проявляют и развивают свои творческие способности, но и формируют богатый нравственный потенциал. Так, на факультете философии и психологии много лет функционирует киноклуб для любителей кино и психологии. В его фильмотеке такие ленты, как «Полёты во сне и наяву», «Сталкер», «Пикник на обочине», «Застава Ильича» и многие другие. После просмотра фильма студенты проводят совместный психологический анализ его содержания, поступков героев, прогнозируют собственное поведение в аналогичных условиях, выдвигают другие варианты завершения киноистории. Это не только расширяет их профессиональные компетенции, но и развивает нравственное сознание, организаторские, социально-коммуникативные умения и навыки, поскольку работа киноклуба строится исключительно на инициативе самих студентов.
Следующее направление работы имеет патриотическую направленность и связано с сохранением традиций уважительного и
благодарного отношения к событиям сурового военного лихолетья и героям Победы - фронтовикам и труженикам тыла. Университетский общественный центр «Волонтёры Победы ВГУ» бескорыстно помогает ветеранам, занимается благоустройством памятных мест, организацией различных патриотических акций. Целый комплекс мероприятий был проведён в 2020 г. в связи с празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне: студенты собирали средства на оказание помощи ветеранам, участвовали в благотворительном проекте «Победный бумеранг добра» и, конечно же, в акции «Бессмертный полк», которая, несмотря на известные ограничения и вынужденный онлайн-формат, прошла в университете с большим размахом и воодушевлением. Всё это помогает молодым людям сохранять историческую память, чувствовать единение разных поколений, что и составляет основу для нравственного иммунитета.
Отдельным направлением является социально-психологическая и социально-педагогическая деятельность студентов. Сотрудничая с областным центром реабилитации детей и подростков «Парус надежды», они занимаются досуговой деятельностью детей с нарушениями здоровья и отставанием в развитии, проводят с ними под руководством опытных специалистов развивающие занятия. Тем самым студенты не только имеют уникальную возможность приобрести опыт практической работы с «особыми» детьми и подростками, но и выработать у себя комплекс нравственно-этических норм поведения. В период пандемии Covid-19 студенты-психологи добровольно работали на телефонной «горячей линии», организованной для оказания психологической помощи населению г. Воронежа и Воронежской области. Они помогали обращавшимся жителям региона в восстановлении эмоциональной стабильности, преодолении состояний растерянности, угнетённости, повышенной тревоги, в поддержании уверенности в своих силах и выстраивании планов на будущее.
Перечисленные и другие направления работы со студентами формируют у них умения общения, взаимодействия и взаимопомощи, внимательного и бережного отношения к разным людям, в первую очередь - нуждающимся в помощи, поддержке и защите, подготавливают к будущей профессиональной деятельности путём приобретения опыта командной работы, принятия на себя ответственности, распределения и делегирования полномочий, учёта интересов и потребностей других людей. Тем самым студентам открывается возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений, приобщения к общечеловеческим и культурным ценностям трудолюбия, взаимопомощи, справедливости и др., а их нравственный иммунитет приобретает психологические фильтры в виде ценностных ориентаций, нравственных чувств и нравственной позиции, которые позволяют успешно преодолевать отрицательные социальные влияния, оставаясь в границах высоконравственного и социально ответственного поведения.
Литература
1. Кудзилов Д.А. Теория нравственного иммунитета. URL: http://www.sadon.ru/details/ publications/block_teor_nrav_immun (дата обращения: 20.05.2021).
2. Зайнутдинова А.Р. Формирование нравственного иммунитета средствами народного художественного творчества // Вестник НЦБЖД. 2010. № 3. С. 7-13.
3. Бойко О.В. Сказка как основа для формирования нравственного иммунитета личности ребёнка // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М. : Институт психологии РАН, 2017. С. 898-902.
4. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47-57.
5. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М. : Терра, 1999. 399 с.
6. Бережная И.Ф, Мазкина О.Б. Воспитывающая среда образовательной организации
как условие становления личности будущего специалиста // Антропоцентрические науки в образовании: коллективная монография по материалам X Международной научно-практической конференции 13-14 ноября 2019 г. (Россия, Китай, Греция). Воронеж : Научная книга, 2019. С. 181-188.
7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Нравственность. М.; Воронеж : МПСИ : модэк, 2008. 334 с.
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М. : Трикста : Акад. проект, 2013. 419 с.
9. Фомина О.Е. Духовно-нравственное воспитание личности студентов в системе высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. URL: https://www. science-education.ru/en/article/view?id=6973 (дата обращения: 20.05.2021).
10. Эриксон Э. Детство и общество: Пер. англ. СПб. : Летний сад, 2000. 416 с.
11. Фромм Э. Психоанализ и этика. М. : Республика, 1993. 415 с.
Статья поступила в редакцию 15.04.21 Принята к публикации 12.05.21
References
1. Kudzilov, D.A. (2021). Teoriya nravstvennogo immuniteta [The Theory of Moral Immunity]. Available at: http:www.sadon.ru/details/publications/block_teor_nrav_immun (accessed 15.04.2021). (In Russ.).
2. Zaynutdinova, A.R. (2010). Formation of Moral Immunity by Means of Folk Art Creativity. Vestnik NTsBZhD [Bulletin of the Scientific Center for Life Safety]. 2010. No. 3, pp. 7-13. (In Russ., abstract in Eng.).
3. Boiko, O.V. (2017). [Fairy Tale as a Basis for the Formation of the Moral Immunity of the Child's Personality]. In: Zhuravlev, A.L., Koltsova, V.A. (Eds.). Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya sovremennoy psikhologii: rezultaty i perspektivy razvitiya [Fundamental and Applied Research of Modern Psychology: Results and Prospects of Development]. Moscow : Institute of Psychology of the Russian Academy ofSciences, pp. 898-902. (In Russ.).
4. Ivanov, V.N. (1995). [Deviant Behavior: Causes and Scope]. Sotsial'no-politicheskiy zhurnal [SocioPolitical Journal]. No. 2, pp. 47-57. (In Russ.).
5. Lossky, N.O. (1999). Chuvstvennaya, intellektual'naya i misticheskaya intuitsiya [Sensual, Intellectual, and Mystical Intuition]. Moscow: Terra Publ., 399 p. (In Russ.)
6. Berezhnaya, I.F., Markina, O.B. (2019). [Educational Environment of Educational Organization as a Condition for the Formation of Personality of a Future Specialist]. In: Antropotsentricheskie nauki v obra-zovanii: materialy X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 13-14 noyabrya 2019 g. (Rossiya, Kitay, Gretsiya) [Anthropocentric Sciences in Education: Proc. X Int. Sci. and Pract. Conf., Nov. 13-14, 2019 (Russia, China, Greece)]. Voronezh : Nauchnaya kniga Publ., pp. 181-188. (In Russ.).
7. Bondyreva, S.K., Kolesov, D.V. (2008). Nravstvennost [Morality]. Moscow; Voronezh : MPSI: NPO MODEK Publ., 334 p. (In Russ.).
8. Kulagina, I.Yu., Kolyutsky, V.N. (2013). Vozrastnaya psikhologiya: polnyy zhiznennyy tsikl razvitiya cheloveka [Age Psychology: Full Life Cycle of Human Development]. Moscow : Trixta : Acad. project, 419 p. (In Russ.).
9. Fomina, O.E. (2012). Spiritual and Moral Education of Students' Personality in the Higher Education System. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. No. 5. Available at: https://www.science-education.ru/en/article/view?id=6973 (accessed 20.05.2021). (In Russ., abstract in Eng).
10. Erikson, E. (1950). Childhood and Society. New York: W. W. Norton & Co., Inc., 397 p. (Russian edition: Saint Petersburg: Letniy sad Publ., 2000, 416 p.)
11. Fromm, E. (1993). Psikhoanaliz i etika [Psychoanalysis and Ethics: Collection of works]. Moscow : Respublika Publ., 415 p. (In Russ.).
The paper was submitted 15.04.21 Accepted for publication 12.05.21