14. Олимпиады для школьников [Электронный ресурс]. - URL: https://v-olymp.ru/ cryptolymp/photo_gallery/3240/187455/.
(Ш)
А. С. Петелин, Ф. Чжун, О. Б. Мазкина
УДК 378.01
ДИАГНОСТИКА
СФОРМИРОВАННОСТИ
НРАВСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
В МУЗЫКАЛЬНО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
РОССИЙСКОГО ВУЗА
овременная востребованность компетентных специалистов в различных странах мира предъявляет особые требования к уровню подготовки обеспечивающей их готовность и способность к выполнению профессиональной деятельности. В российских вузах наравне с русскими студентами более 100 тысяч иностранных студентов ежегодно выбирают учебу в нашей стране, и еще около 50 тысяч - в российских вузах, находящихся за рубежом, и зарубежных филиалах российских вузов [9]. Исходя из этого, динамично развивающиеся контакты российских вузов с ведущими университетами мира, актуализи-
ровали перед образовательными организациями, да и всей образовательной системой России необходимость выявления и решения специфических сложностей, особенностей связанных с организацией учебного процесса для иностранных студентов.
Для придания обучению направления, учитывающего специфические особенности нравственного и эстетического самоопределения китайских студентов в культурно-образовательном процессе педагогического вуза, необходимо к образовательной, воспитывающей, развивающей и социализирующей функциям среды вводить культурологическую, эмоционально-эстетическую и нравственную, побуждающих к конструктивному взаимодействию с новой культурно-образовательной средой вуза и ее традициями, не всегда совпадающими с национальными традициями Китая.
Лян Шумин, определяющий современную культуру Китая как симбиоз древних традиций и современных нововведений, подчеркивал, что специфические достоинства китайцев - в их национальном духе. А национальный дух - это мораль и стремление к лучшему [12]. Система норм, канонов, правил поведения в Китае закреплена не в церковных писаниях и законах, она представлена в общепризнанных обрядах, традициях, ритуалах и обычаях, которые формировались на значимых во всем мире таких этических учениях, как конфуцианство и даосизм. Исходя из этого своеобразия, принципиальным, на наш взгляд, является учет самобытного национального менталитета китайских студентов в системе межличностных и межкультурных отношений и связей в культурно-образовательной среде вуза, влияющей на нравственное и эстетическое самоопределение личности.
Самоопределение рассматривается: Л.И. Бо-жович, К. А. Абульханова-Славская, Н. М. Бо-рытко, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, К. Роджерс и др. как процесс и результат сознательного, самостоятельного выбора лич-
2020/1-(Ж
ностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Эстетическое самоопределение - «формирование личностью собственного осмысленного и ответственного эстетического отношения к действительности» (К. В. Дрозд).
Феномен «нравственное самоопределение», который на наш взгляд имеет ценностно-смысловую основу и базируется на осознанном и ответственном нравственном выборе, соотносится с требованиями морали, взаимоотношений в обществе к нравственным ценностям общества и личных ценностей, путей нравственной самореализации. Процесс нравственного самоопределения не может осуществляться без анализа личностью своих нравственных возможностей, способностей, склонностей, интересов, целевых установок, нравственных качеств и ценностей; он протекает под влиянием многих как внутренних, так и внешних факторов. Проблема нравственного самоопределения, выбора поведения в ситуации нравственного выбора была и останется одной из центральных и самых сложных проблем любой личности.
Современные российские и китайские исследователи - А. Н. Джуринский [2], Ду Сывей, Цзян Шанжун [13] и др. отмечают наличие общих черт в развитии систем музыкального образования России и Китая. Поэтому возможно повысить не только качество профессиональной подготовки китайских студентов, которые обучаются в музыкально-педагогических вузах России, но и создать предпосылки для становления нравственного и эстетического самоопределения китайских студентов - будущих учителей музыки.
Нравственное и эстетическое самоопределение китайских студентов в музыкально-образовательном процессе российского вуза, нами понимается, как: целенаправленное развитие эмоциональных, интеллектуальных, информационных, профессиональных связей и взаимодействий субъектов, включённых в музыкально-творческую деятельность, направленных на формирование нравственного и
эстетического отношения человека к действительности и способствующих выработке и совершенствованию способности воспринимать, понимать, сопереживать, ценить и создавать прекрасное в жизни по законам красоты.
Рассматривая с различных точек зрения нравственное и эстетическое самоопределение китайских студентов, можно увидеть специфические особенности их формирования в музыкально-образовательном процессе педагогического вуза. Одной из таких особенностей является социально-психологическая адаптация китайских студентов в процессе музыкально-профессиональной подготовки в педагогическом вузе. Психологический климат при этом является важнейшим звеном в цепи успешного взаимодействия с окружающей средой, которое оказывает существенное влияние на его эффективность. В этом случае наличие у студентов развитых культурных, этнических и личностных качеств создают выгодные условия социально-психологической адаптации в культурно-образовательной среде вуза другого государства. Социально-психологическая адаптация является фундаментом становления китайских студентов в новых условиях жизни, деятельности, обучения, так как она помогает им вырабатывать новую линию поведения с учетом норм, правил, принятых традиций жизнедеятельности в другом государстве, что очень важно с позиции профессиональной подготовки и эстетического самоопределения обучаемых [3].
На наш взгляд, значимая особенность нравственного и эстетического самоопределения китайских студентов в российском вузе - это интенсивное вхождение иностранных студентов в языковую среду российского вуза посредством диалогового общения субъектов музыкально-образовательного процесса. Диалоговое общение предусматривает внутреннее принятие студентами друг друга, стимулирует взаимораскрытие и взаимообогащение своего музыкально-творческого потенциала, активное взаимодействие в освоении культурных ценностей разных народов.
Особенности языковой подготовки иностранных студентов в вузах России изложены в работах А. Л. Архангельской, А. Г. Жиндае-вой, Г. И. Кутузовой, А. И. Сурыгина и др. [1; 10; 14].
Трудности в освоении языка становятся серьезным препятствием в учебном процессе, освоении новой культуры другого государства, усвоении основных норм общественных взаимоотношений, и как результат - низкая эффективность достижения поставленной цели, самоопределения, личная неудовлетворенность от понимания невозможности исполнить долг перед своим государством. Отсутствие эффективного словарного запаса, неумение излагать свои мысли на другом языке, разбирать, сравнивать, делает неконструктивной самостоятельную работу, одну из важнейших видов учебной подготовки.
Особенностью нравственного и эстетического самоопределения китайских студентов является готовность студентов к межкультурной коммуникации, выражающаяся во взаимодействии с человеком, искусством, окружающим миром, с целью обретения опыта «свежего» взгляда на существующую действительность, взаимопередачи эмоционально-эстетических смыслов, значений и оценок национальных и общечеловеческих ценно -стей, нравственного и эстетического самоопределения в процессе музыкально-педагогического образования.
Сложность состоит в том, что коммуникация между китайскими и российскими обучающимися представляет собой межкультурную коммуникацию, двусторонний процесс, в котором субъектами являются представители различных национальных культур. Каждая из сторон имеет собственную установку на взаимопонимание, желание, стремление, готовность понять, бесконфликтно и толерант-но принять иную точку зрения.
Создание благоприятных социокультурных отношений для комфортного самоощущения китайских студентов в музыкально -образовательном процессе вуза - есть еще одна специфическая особенность, играющая
положительную роль в нравственном и эстетическом самоопределении китайских студентов.
По мере вхождения в социальную группу, образовательный процесс отходит на второй план, и важнее становится информация, поступающая от окружающей среды, соответствующая другой, малознакомой культуре в виде системы норм, традиций, ценностей, обычаев. Комфортное самоощущение китайских студентов внутри конкретной культуры, характеризуется субъективным чувством индивидуальности, независимости, защищенности и будет оказывать большое влияние на эстетическое самоопределение. Так как самоопределение является центральным механизмом становления личностной зрелости, состоящей в осознанном выборе человеком своего места в системе профессиональных и социальных отношений [4; 5; 8; 11].
Теоретическое исследование специфических особенностей нравственного и эстетического самоопределения китайских студентов в культурно-образовательном процессе российского вуза позволило нам перейти непосредственно к рассмотрению результатов диагностики, которая проводилась в 20192020 году на базе Воронежского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие китайские студенты 2-3 курса в количестве 18 человек.
Анализ результатов исследования полученных по методике «Незаконченные предложения» (модификация А. С. Петелина, О. Б. Мазкиной), которая использовалась для определения сформированности нравственного и эстетического самоопределения показал следующее:
1. Что такое хорошая жизнь? - это независимость от кого либо, чего либо, счастливая жизнь, счастливая семья и успешная работа, близкие люди, доброе окружение, благополучие в семье, гармония с собой;
2. Что надо, чтобы иметь друзей? - самому быть хорошим другом, иметь общие интересы, думать не только о себе, быть дружелюбным, способным всегда прийти на помощь, быть самим собой;
2020/1-(Ж
3. Чем вы заняты в свободное время? -саморазвитием, любимым делом, общением с близкими, самоанализом;
4. Что надо чтобы быть счастливым? -иметь свое место в жизни, близких людей, надо дарить добро друг другу, заниматься любимым делом, чтобы близкие любили и верили в тебя, видеть счастье в мелочах;
5. Что надо, чтобы стать настоящей личностью? - надо не бояться преодолевать препятствия, идти к своей цели, надо работать над собой, постоянно развиваться, иметь свою точку зрения;
6. Почему нельзя позволять оскорблять себя? - это унижение личности человека.
7. Что делать, если видишь недостатки человека? - пытаться не замечать их, сказать о них, но только наедине;
8. Перед кем (чем) мы все в долгу? - родителями, Родиной;
9. Что является наивысшей ценностью для человека? - это жизнь, семья;
10. Когда я вижу, что мой товарищ совершает что-то дурное, что я делаю? -попытаюсь его остановить;
11. Что для Вас добро и зло? - присутствует в каждом из нас, не существует, все зависит от человека;
12. С чем Вы не согласны? - не добьюсь ничего в жизни, будто нет выхода из ситуации, счастье в деньгах, неправильно живу, совершаю много ошибок, выбрал плохую профессию;
13. Как живется на свете бессовестному человеку? - легко;
14. Что Вы представляете, когда слышите слово «совесть»?- гложущее чувство стыда, честное и порядочное действие со стороны человека или со своей стороны, хорошего человека...;
15. Как Вы понимаете восприимчивость к прекрасному? - способность ощущать прекрасное, подпитываться энергией искусства;
16. Эстетическая деятельность, это? -эстетическое восприятие, процесс творче-
ского производства чего-либо прекрасного в области культуры, искусства.;
17. Эстетическое самовоспитание и саморазвитие, это? - они формируют эстетическую культуру личности;
18. Как Вы относитесь к мировому культурному наследию? - надо соблюдать свои культурные традиции;
19. Чувственное познание происходит, через? - взаимодействие эмоций и ощущений с искусством;
20. Художественное творчество в Вашей жизни, ...? - помогает найти точки соприкосновения с Другими; способствует приобщению к художественной культуре человечества, росту эмоционально-ценностного содержания личностных качеств, творческому познанию окружающей среды и самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Анализ полученных данных свидетельствует о сформированности нравственного и эстетического самоопределения китайских студентов. Отметим, что особая роль в этом процессе принадлежит музыкальному искусству с его многогранными методами взаимодействия с обучаемыми, которые применяет педагог: интерактивного взаимодействия, культурологического освоения русской и мировой музыки, просветительской концертной практики, театрализация, диалогичность в процессе обучения и воспитания и т. д.
Исходя из того, что нравственное самоопределение - это феномен, интегрирующий нравственные ценности и идеалы, мы использовали «Методику для изучения ценностей личности» (Ш. Шварц) для выявления особенностей нравственного самоопределения китайских студентов.
При проведении диагностики было выявлено, что на первом месте у китайских студентов находятся такие ценности, как универсализм, традиции и доброта. Так, например, наблюдается их приверженность национальным и культурным традициям, традициям студенческого коллектива, факультета
и вуза в целом, культуру которых они стараются чтить и сохранять. «Им свойственно в полной мере проявлять, такие качества, как забота, поддержка, доброта и взаимовыручка по отношению к Другому, а также способность переносить их на различные жизненные обстоятельства - на межличностные отношения в студенческой среде, на участие в эстетической деятельности и т.д. Об устойчивом характере перечисленных ценностей смеем предположить о том, что наклонность подобного рода переносится у них на более обширное пространство социального взаимодействия (семья, вуз)» [6].
На втором месте по степени значимости разместились такие ценности, как стимуляция, конформность и самостоятельность. Это свидетельствует о том, что студенты отзывчивы в межличностных отношениях, у них ярко выражены способности к эмоциональному отклику на переживание Другого. Данные показатели выражались во внешнем проявлении критической оценки, высказываниях студентов о том, что для них ценно и т. д. Наиболее ярко это проявлялось в групп-повом взаимодействии студентов, в их отношении друг к другу и преподавателям [7].
Результаты изучения преобладающих по значимости ценностей китайских студентов отражены в таблице.
Таблица 1 Оценка преобладающих ценностей китайских студентов (в % от выборки)
Преобладающие ценности %
самостоятельность 19Д
конформность 19,8
достижения 14,3
гедонизм 12,7
безопасность 12,5
власть 11,4
стимуляция 17,0
универсализм 22,8
доброта 29,1
традиции 25,6
Для китайских студентов ценно не только проявлять взаимовыручку, внимательность по отношению друг к другу, но и переносить это на широкий спектр взаимоотношений. Значимым для них является развитие в себе этих качеств, что, на наш взгляд, указывает на устойчивую их значимость для испытуемых. Это говорит об альтруистической ориентации личности, способности адекватно переживать собственный поступок в реальной моральной ситуации. По нашему мнению, они не только довольно высоко оценивали нравственные качества личности, осознавали их важность и значимость в отношениях с другими людьми, но и проявляли способность осуществлять осознанный нравственный выбор, быть нравственными субъектами жизни, демонстрируя тем самым сформированное нравственное самоопределение.
Взаимодополняемость музыкальных культур разных народов и национальностей предопределяет межличностное взаимодействие субъектов образования на основе диалогич-ности музыкальных культур, которое способствует: обогащению национальных культур; партнерскому сотрудничеству и сотворчеству в процессе совместной музыкально-творческой деятельности; становлению музыкально-слушательской культуры, которая обеспечивает становление духовно-нравственных и музыкально-эстетических качеств; межличностной, межнациональной коммуникабельности; уважительному отношению к общечеловеческим ценностям; адаптации и направленности музыкально-педагогического образования на нравственное и эстетическое самоопределение китайских студентов.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена актуальным проблемам нравственного и эстетического самоопределения китайских студентов в условиях культурно-образовательного процесса педагогического вуза. Проведенное исследование специфических особенностей нравственного и эстетического самоопределения китайских студентов показывает, что этот процесс будет
2020/J-(Ж
протекать эффективно, если, нравственное и творческое проявление личности студента, потребность в поликультурном диалоге, побуждение к расширению музыкально-творческого взаимодействия с носителями культурных и нравственных ценностей, рефлексия профессиональной подготовки, неразрывно связаны между собой. Представленные результаты диагностики сформированно-сти нравственного и этического самоопределения подтверждают выдвинутые предположения авторов.
Ключевые слова: нравственное самоопределение, эстетическое самоопределение, культурно-образовательная среда вуза, культурные и нравственные ценности, китайские студенты.
SUMMARY
The article is devoted to the actual problems of moral and aesthetic self-determination of Chinese students in the conditions of the cultural and educational process of a pedagogical University. The study of the specific features of the moral and aesthetic self-determination of Chinese students shows that this process will be effective if the moral and creative manifestation of the student's personality, the need for multicultural dialogue, the urge to expand musical and creative interaction with carriers of cultural and moral values, and the reflection of professional training are inextricably linked. The presented results of diagnostics of the formation of moral and ethical self-determination confirm the authors' assumptions.
Key words: moral self-determination, aesthetic self-determination, cultural and education-nal environment of the University, cultural and moral values, Chinese students.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архангельская А. Л., Жигунова О. В., Жиндаева А. Г. О новом концептуальном подходе к обучению иностранных студентов научному стилю речи на этапе довузовского образования. - Вестник РУДН. - 2013. - № 3. -С. 70-77.
2. Джуринский А. Н. Проблемы образования в многонациональном социуме России и на Западе [Электронный ресурс] // Образование и наука, 2011. - https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-obrazovaniya-v-mnogonatsio-nalnom-sotsiume-rossii-i-na-zapade (дата обращения: 22.03.2020).
3. Ильченко А. М. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов: процесс, способность, результат // Молодой ученый. - 2017. - № 5. - С. 394-396.
4. Кобозева Н. Н. Социальное самочувствие как социологическая категория // Вестн. Ставропол. гос. ун-та. - 2007. - № 50. -С. 117-122.
5. Крупец Я. Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптиро-ванности // Социс. - 2004. - № 3. - С. 5-10.
6. Мазкина О. Б., Бережная И. Ф. К вопросу о формировании нравственной позиции студентов // Глобальный научный потенциал. -2018. - № 10 (91). - С. 8-12.
7. Мазкина О. Б. Педагогические условия воспитания нравственных чувств подростков в детском творческом коллективе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - Пятигорск, 2015. - № 6. -С. 46-50.
8. Парыгин Б. Д. Общественное настроение. - М.: Мысль, 1966. - 327 с.
9. Российское образование для иностранных граждан [Электронный ресурс]. - http:// www.russia.edu.ru/edu/inostr/why/ (дата обращения: 18.03.2020).
10. Сурыгин А. И. Интегративный подход в подготовке иностранных студентов к обучению в российских вузах // Научный вестник МГТУ ГА. - 2006. - № 102. -С. 36-43.
11. Тощенко Ж. Т. Социальное настроение - феномен современной социологической теории и практики // Социс. - 1998. -№ 1. - С. 21-35.
12. Шумин Лян. В чем специфика китайской культуры? // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - № 4. - С. 131-141.
13. Цзян Шанжун, Кабкова Е. П. Экология оперного пения: к постановке вопроса // Искусство и образование. - 2018. - № 5 (115). -С. 149.
14. Mazkina O. B. Pedagogical Functions within the Educational / E. A. Levanova, O. B. Mazkina, M. V. Sleptsova, O. V. Khripun-kova. - Process Revista Espacios. - 2018. -Vol. 39 (№ 43). - Pag. 22.
И. О. Петрищев
УДК 378.06
СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДОВОЙ ЗОНЫ УНИВЕРСИТЕТА
Ь опрос об образовательной потребности является в последние десятилетия одним из ключевых, поскольку выходит за рамки исключительно сферы образования и коррелирует с проблемой социального благополучия и экономического развития страны в целом. Образовательная деятельность регулируется рядом факторов, обусловленных спецификой образовательных программ и уровней, а также связанных с личностными характеристиками обучающегося и его образовательными потребностями. Сегодня рынок бюджетных образовательных услуг является сферой госу-
дарственного регулирования и складывается в соответствии с прогнозируемым спросом общества.
Факторы спроса и потребности являются дихотомической основой для планирования и реализации образовательных программ. Изучение образовательных потребностей в последние два десятилетия показало масштабные изменения общественного спроса на образовательные услуги, что, в свою очередь, свидетельствует о формировании качественно нового образовательного пространства и полном обновлении рынка образовательных услуг [4]. Ю. Б. Рубин, анализируя условия формирования конкурентоспособных образовательных моделей, пишет о том, что «вступая в отношения по оказанию образовательных услуг, стороны договариваются о составе и качестве результатов обучения, взаимных гарантиях достижения этих результатов» [4, с. 36].
Основное правило, определяющее работу современного рынка образовательных услуг, состоит в предоставлении образовательной организацией образовательной услуги, гарантированно востребованной на рынке труда. Данный тезис актуализирует фактор личной заинтересованности абитуриента. Ключевым в этой связи становится вопрос о том, какова роль личностных предпочтений обучающихся: являются ли личностные предпочтения результатом сугубо индивидуального выбора абитуриента или же они социально обусловлены.
Актуальность рассматриваемого вопроса определяется необходимостью изучения степени влияния социальной среды на формирование образовательной потребности, которая, в свою очередь, выступает одним из факторов, регулирующим образовательную модель в условиях информационного общества.
Обращение к вопросу об образовательной потребности позволит раскрыть актуальные направления для профориентационной работы, а также проследить выбор образовательных технологий в рамках образовательной программы и коррелирующих с ними результатов образовательной деятельности.