DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-3-437-444 УДК 37.015.31
Взаимосвязь нравственной позиции и социально-психологических особенностей личности в студенческом возрасте
о. б. мазкина
Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0962-5379, e-mail: [email protected]
Реферат. Статья раскрывает одну из фундаментальных проблем, имеющих повышенную теоретическую и практическую значимость. Речь идет об исследовании взаимосвязи нравственной позиции юношей с их социально-психологическими особенностями. Изучая эту проблему на примере студентов, в качестве социально-психологических особенностей их личности автор выделяет смысложизненные ориентации и Я-профессиональное. В статье отражены основные результаты эмпирического исследования, цель которого состояла в проверке выдвинутой гипотезы о том, что существует взаимосвязь между нравственной позицией и социально-психологическими особенностями личности в юношеском возрасте, а именно: более высокий уровень сформированности нравственной позиции сочетается с большей выраженностью таких социально-психологических особенностей личности в юношеском возрасте, как смысложизненные ориентации и Я-профессиональное. Представлены методики сбора эмпирической информации, в том числе авторская проективная методика незаконченных предложений, специально разработанная в целях исследования, а также использованные при обработке результатов методы качественного и количественного, в том числе статистического, анализа (процедура процентильной нормализации, критерий ф* - угловое преобразование Фишера, коэффициент корреляции Пирсона). Результаты частично подтверждают выдвинутую гипотезу: при сопоставлении уровня сформированности нравственной позиции и показателей по шкале «Цели в жизни», «Результативность жизни», «Локус-контроля - Я», «Управляемость жизни» и показателей по шкале «Оценка», «Сила» в реальном образе Я-профессиональное и в идеальном образе Я-профессиональное можно говорить о наличии прямой связи.
Проблема нравственного воспитания молодежи является актуальной, так как цель воспитания связана с нравственным развитием личности, формированием ее нравственной позиции, потребностью в нахождении собственных смыслов деятельности.
Ключевые слова: нравственная позиция; социально-психологические особенности студентов вуза.
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.
Для цитирования: Мазкина О. Б. Взаимосвязь нравственной позиции и социально-психологических особенностей личности в студенческом возрасте. Пенитенциарная наука. 2020; 14(3):437-444. DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-3-437-444.
lose
^e correlation between moral position and socio-psychological characteristics of the individual
in the student age
o.b. mazkina
Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0962-5379, e-mail: [email protected]
Abstract. The article reveals one of the fundamental problems of increased theoretical and practical importance. We are talking about the study of the relationship between the moral position of young men with their socio-psychological characteristics.
Studying this problem on the example of students, the author distinguishes life-meaning orientations and the professional self as the socio-psychological characteristics of their personality. The article reflects the organization and the main results of the empirical research carried out, the purpose of which was to test the hypothesis that there is a relationship between the moral position and socio-psychological characteristics of the personality in adolescence, namely: a higher level of formation of a moral position is combined with a greater severity such socio-psychological characteristics of personality in adolescence as life-meaning orientations and self-professional. Methods for collecting empirical information are presented, including the author's projective technique for unfinished sentences, specially developed for research purposes as well as methods of qualitative and quantitative, including statistical analysis, used in processing the results (percentile normalization procedure, 9 * criterion Fisher angular transformation, Pearson correlation coefficient). The results partially confirm the hypothesis put forward: when comparing the level of formation of the moral position and indicators on the scale "Goals in life", "Life performance", "Locus control - I", "Manageability of life" and indicators on the scale "Assessment", "Strength", in a real image I am a professional and in an ideal image I am a professional one can talk about the presence of a direct connection.
The problem of the moral education of young people is relevant, since the goal of education is associated with the moral development of the individual, the formation of his moral position, the need to find his own meanings of activity.
Key words: moral position; social and psychological characteristics of university students.
13.00.01 - General Pedagogy, History of Pedagogy and Education.
For citation: Mazkina O. B. The correlation between moral position and socio-psy-chological characteristics of the individual in the student age. Penitenciarnaya nauka = Penitentiary Science. 2020; 14(3):437-444. (In Russ.). DOI 10.46741/2686-9764-2020-143-437-444.
Проблема нравственного воспитания во все времена являлась первостепенной и значимой для педагогической науки. В современных условиях она не утратила свою актуальность, так как цель воспитания молодежи связана с нравственным развитием личности, формированием ее нравственной позиции, потребностью в нахождении собственных смыслов деятельности.
Особенно остро эта проблема заявила о себе в конце XX в., когда для общества стали характерны демонстрация бездуховности, жестокость, непроявление человечности, чуткости в отношении к другому и т. д. На сегодняшний день наблюдается значительный интерес к проблемам нравственности и осознание ее значимости и первостепенности со стороны ученых и практиков, образовательных и общественных организаций [11].
Проблема формирования нравственной позиции имеет непреходящую социальную, научную и практическую значимость, что обусловливает постоянное внимание к ней со стороны представителей различных отраслей человекознания. Педагогика, как и другие науки, в рамках собственного предмета изучения продолжает поиск научно обоснованных моделей, технологий, форм, методов, средств и условий воспитания и развития нравственной личности.
Общественно-государственная заинтересованность в необходимости нрав-
ственного воспитания молодого поколения в очередной раз была подтверждена в распоряжении Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где говорится о необходимости обратить внимание на ценности, общественные идеалы и нравственные принципы в процессе воспитания молодого поколения.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости теоретического обоснования путей решения проблемы нравственного воспитания молодежи в целом и становления нравственной позиции молодежи в частности.
Следует отметить, что основной задачей студента как представителя молодежи при поступлении в образовательную организацию высшего образования является получение профессии, а его основной вид деятельности - учебная работа. При этом одной из важнейших задач становится формирование нравственной позиции, которая в свою очередь оказывает существенное влияние на развитие таких социально-психологических особенностей, как смысложизненные ориентации и Я-профессиональное.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что работ по данной проблеме недостаточно. Существуют исследования, направленные на изучение профессионального самоопределения в юношеском возрасте, условий его форми-
рования, компонентов, функций (Н. И. Болдырев, А. Е. Воробьева, А. Б. Купрейченко) [4; 9]. Проблемой изучения нравственной позиции занимались Е. В. Бондаревская, С. К. Бондырева, Д. В. Колесов [5; 6; 7; 8]. Исследование же взаимосвязи данных феноменов не осуществлялось.
В связи с этим нами были определены компоненты нравственной позиции (внутренний самоконтроль, совокупность нравственных чувств и система личностных ценностей) и социально-психологические особенности личности в юношеском возрасте (смысложизненные ориентации и Я-профессиональное). Следовательно, цель нашего исследования заключалась в проведении эмпирического исследования по выявлению взаимосвязи уровня сформиро-ванности нравственной позиции и указанных социально-психологических особенностей личности студентов.
Гипотеза исследования - предположение о том, что существует взаимосвязь между нравственной позицией и социально-психологическими особенностями личности в юношеском возрасте, а именно: наибольшая выраженность таких социально-психологических особенностей личности в юношеском возрасте, как смысложизненные ориентации и Я-профессиональное сочетается с наиболее высоким уровнем сформи-рованности нравственной позиции.
При обосновании гипотезы опирались на работы ряда психологов и педагогов по проблемам студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории: К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, К. М. Гайдар, И. А. Зимней, И. С. Кона, А. В. Мудрика, В. С. Мухиной, Н. С. Пряжникова и др.
В работах Н. M. Борытко, O. А. Мацкайло-вой, Н. К. Сергеева, В. В. Серикова, Е. А. Тягловой, С. С. Мирошниченко разрабатывалась проблема формирования нравственной позиции учащихся. В них в большей степени говорится о субъектной позиции в целом и мировоззренческой позиции в частности [1; 3].
Обоснованием гипотезы также являются эмпирические данные, которые были получены В. Т. Лисовским в социологической лаборатории при научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований, основное направление которой напрямую было связано с социализацией и становлением личности молодежи. Им были сделаны выводы о том, что студенчество как особая социальная группа характеризуется определенными условиями жизни, быта
и труда, социальным поведением и системой ценностных ориентаций [10]. Таким образом, нами было сделано предположение, что существует взаимосвязь нравственной позиции и социально-психологических особенностей в юношеском возрасте.
Эмпирическое исследование проводилось в 2018 г. на базе Воронежского государственного университета. В нем участвовали 62 студента третьего курса (направлений
06.03.01 Биология, профиль - ботаника и
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль - психология и социальная педагогика) в возрасте от 20 лет до 21 года.
В работе использовался следующий комплекс психодиагностических методик: методика «Незаконченные предложения» (модификация О. П. Макушина, О. Б. Мазки-на), «Методика для изучения ценностей личности» (Ш. Шварц), метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд), тест-опросник «Уровень субъективного контроля» (Дж. Рот-тер), тест «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев).
Анализ результатов исследования, полученных по методике «Незаконченные предложения» (модификация О. П. Макушиной, О. Б. Мазкиной), которая использовалась для определения сформированности нравственной позиции студентов, позволил сделать следующие выводы: у испытуемых в достаточной степени сформированы не только нравственные чувства как компоненты нравственной позиции, но и она в целом («нравственные знания начинают переходить в разряд ценностно-смысловых, формируются профессионально-нравственные идеалы, общечеловеческие ценности пересекаются с профессионально-личностными в ситуациях внешнего и внутреннего контроля, мотивация профессиональной деятельности достаточно устойчивая, нравственные потребности и эталоны поведения личности не носят формальный характер» [2, с. 9]), что соответствует среднему уровню сформированно-сти нравственной позиции.
«Методика для изучения ценностей личности» (Ш. Шварц) использовалась нами для выявления такого компонента нравственной позиции, как система личностных ценностей. Анализ результатов показал, что для студентов представляют определенную ценность такие качества, как взаимовыручка и проявление внимательности по отношению друг к другу. Это указывает на устойчивую их значимость для испытуемых и говорит об альтруистической ориентации
личности. Большинство испытуемых достаточно высоко оценивали нравственные качества личности(доброта, универсализм и самостоятельность), а также указывали на их важность и значимость не только для себя, но и по отношению к другим людям, тем самым продемонстрировав сформиро-ванность нравственной позиции. Необходимо отметить, что эти качества предполагают и высокий уровень самоконтроля.
В связи с этим для подтверждения нашего предположения о сформированности нравственной позиции в студенческом возрасте был дополнительно проведен тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера, используемый для выявления такого компонента нравственной позиции, как внутренний самоконтроль.
Результаты опроса показали, что из 62 респондентов высокий уровень самоконтроля отмечается у 10 чел., средний -у 38 чел., низкий - у 14 чел.
Результаты методик, направленных на выявление уровня сформированности нравственной позиции, показали, что из 62 испытуемых только у 10 студентов высокий уровень сформированности нравственной позиции, у 45 студентов - средний уровень и у 7 студентов - низкий.
Таким образом, большинство респондентов имеют достаточный объем знаний о нормах и ценностях, принятых в обществе, положительно к ним относятся и способны их активно осваивать и присваивать. Для них характерны сформированность нравственной позиции, адекватность самооценки, умение адекватно оценивать поступки других людей с точки зрения нравственности.
Для исследования социально-психологических особенностей - смысложизненных ориентаций и Я-профессионального - были использованы такие методики, как тест «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев) и метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд).
Тест «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев) применялся для оценки «источника» смысла жизни студента, который определялся тремя составляющими жизни: будущее (цели), настоящее (процесс) и прошлое (результат).
Шкала «Цели в жизни» показывает, что у 28 % испытуемых были получены высокие баллы. Таким студентам наравне с целеустремленностью свойственна способность к планированию, которая не имеет реальной опоры в настоящем и не подкрепляется личной ответственностью за ее реализацию. У
62 % респондентов были отмечены средние баллы, свидетельствующие об умении планировать и достигать жизненных целей, 10 % показали низкие баллы (для таких студентов характерно «жить прошедшим днем»).
По шкале «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» высокие баллы были у 36,6 % опрошенных. Высокие баллы по данной шкале и низкие по другим будут характеризовать человека, живущего сегодняшним днем, получающего от жизни только наслаждения и удовольствия. Средние баллы (а они отмечены у 60 % респондентов) характеризуют молодых людей с высокой потребностью к достижениям, то есть стремящихся к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Низкие баллы (3,3 %) указывают на неудовлетворенность испытуемых своей жизнью в настоящем, однако ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.
По шкале «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» высокие баллы были получены у 26,7 % респондентов, что позволяет говорить о том, что студенты позитивно оценивают пройденный отрезок своей жизни, а все успехи и достижения у них связаны с настоящим и будущим, то есть на данный период им свойственна субъективная, личностная и профессиональная активность на пике их проявления. Средние баллы у 62,3 % студентов указывают на достаточную удовлетворенность в самореализации и полное ощущение того, что прожитая часть их жизни была продуктивной и осмысленной. Низкие баллы (11 % опрошенных) определяют неудовлетворенность в самореализации студентов, в том числе той частью жизни, которая уже прожита.
По шкале «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)» были получены высокие баллы у 45,7 % респондентов, что указывает на то, что студенты представляют себя личностью, которая обладает достаточной свободой выбора и позволяет им строить собственную жизнь в соответствии с конкретными целями, задачами. Средние баллы (47,6 %), подтверждают, что для таких студентов характерен внутренний локус контроля, то есть наблюдается тенденция принятия ответственности за происходящее в жизни, умение осознавать себя причиной происходящего и действовать, исходя из этого представления. Низкие баллы (6,7 %) свидетельствуют о неумении осуществлять контроль над событиями собственной жизни и неверии в свои способности.
По шкале «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» высокие баллы, отмеченные у 25,8 % опрошенных, свидетельствуют о том, что студенты верят в возможность контроля над собственной жизнью, способны принимать решения и воплощать их в жизни. Средние баллы (54,2 %) показывают, что у студентов наблюдается адекватная оценка собственных сил и возможностей. Низкие баллы (20 %) указывают на то, что представители данной категории убеждены, что свобода иллюзорна и жизнь человека неподвластна сознательному контролю, поэтому бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Результаты, полученные по данной методике, показали, что такая социально-психологическая особенность, как смысло-жизненные ориентации (их выраженность в прошлом, настоящем и будущем), в среднем выражена у большинства студентов, что позволяет говорить о потребности в самореализации, жизненных целях.
Для исследования социально-психологической особенности юношеского возраста «Я-профессиональное» был использован метод семантического дифференциала (Ч. Осгуд). Были выбраны следующие его характеристики (компоненты): идеальный и реальный образы Я-профессионального, которые являются показателем сформиро-ванности Я-профессионального в целом.
Были проанализированы три фактора, выделенные Ч. Осгудом: фактор оценки, фактор силы и фактор активности. При анализе результатов учитывались субъективные, эмоциональные и смысловые представления студентов о самих себе.
Результаты и анализ фактора оценки (фактор О) в исследовании самооценки интерпретировались как уровень самоуважения. Высокие значения данного фактора свидетельствуют об удовлетворенности результатами своих действий и поступков, физического облика, умственных способностей и т. д. Высокие результаты показали 72,6 % испытуемых, то есть эти студенты способны видеть в себе личность, быть носителями нравственных ценностей и социально желательных характеристик. Низкие результаты показали 27,4 % респондентов. Они продемонстрировали критическое отношение к себе, которое в дальнейшем может привести к недовольству своим поведением, личностными достижениями и т. д.
Результаты и анализ фактора силы (фактор С) в исследованиях самооценки испытуемых показывает, как они могут ими осознавать-
ся, то есть речь идет о том, как развиваются волевые стороны личности студентов. Уверенные и независимые, а также способные рассчитывать только на собственные силы в критических жизненных ситуациях молодые люди показали высокие значения по данному фактору - 83,9 %. Зависимые от внешних обстоятельств, оценок, обладающие низким уровнем самоконтроля и неспособностью придерживаться выбранной линии поведения продемонстрировали низкие значения по данному фактору - 16,1 %.
Результаты и анализ фактора активности (фактор А) в исследовании самооценки испытуемых указал на экстравертированный тип личности студента. Испытуемые, проявляющие активность, общительность, самостоятельность, эмоциональное участие, показали высокие результаты - 77,4 %. Респонденты, в поведении которых наблюдаются пассивность, более спокойные эмоциональные реакции, то есть склонность к интроверсии, дали низкие результаты -22,6 %.
Для определения сформированности Я-профессионального был сопоставлен образ себя как профессионала (психолога/ биолога) реальный и образ себя как профессионала идеальный. По методу семантического дифференциала (Ч. Осгуд) были получены данные по факторам силы, активности и оценки идеального и реального образа себя как профессионала. Так, образ идеальный Я-профессиональный (биолога/ психолога) вызывает положительные эмоции, принимается, оценивается как обладающий склонностью к доминированию и активностью.
Также можно отметить, что участники опроса демонстрируют самопринятие. Они положительно относятся к себе как к профессионалам. Однако сформированность волевых качеств и активность наблюдается у них на среднем уровне. Квадратичное отклонение между образом себя как профессионала и идеальным образом психолога/биолога позволяет говорить о том, что студенты прогнозируют вероятность достижения образа идеального Я-профессионального (отклонение от идеала у 98,3 % опрошенных находится на среднем уровне). В процессе исследования выявилось, что у испытуемых недостаточно развиты волевые качества, уверенность в себе, решительность и активность в сравнении с образом идеальным Я-профессиональным, они оценивают себя несколько ниже, чем образ идеального психолога/биолога.
Для определения достоверности отличий между образом идеальным и образом реальным Я-профессиональным был использован критерий ф*-угловое преобразование Фишера. Результаты обработки данных с помощью методов математической обработки данных позволяют сделать вывод, что отличия в оценивании себя по факторам оценки, силы и активности между идеальным образом и реальным образом Я-профессиональным достоверно значимы. То есть в большей степени положительно оценивается образ идеального Я-профессионального психолога/биолога, чем образ реального Я-профессионального испытуемых (ф* = 4,6; р < 0,01). Количество испытуемых, обладающих сформирован-ностью волевых качеств на высоком уровне, достоверно меньше того количества испытуемых, которые обладают высоким уровнем этих характеристик у идеального психолога (биолога) (ф* = 8,5; р < 0,01). Образ идеального Я-профессионального достоверно отличается и по параметру фактора активности (фактор А), высокий уровень сформирован-ности активной позиции в профессиональной деятельности в реальности достоверно ниже, чем предполагается в образе идеальном Я-профессиональном (ф* = 3,07; р < 0,01).
Таким образом, по результатам методики можно судить о высоком уровне сфор-мированности Я-профессионального по факторам оценки, силы и активности. Также можно отметить, что участники опроса с позиции сформированности волевых качеств и активности относят себя к среднему уровню, то есть им свойственно проявлять самопринятие, положительное самоотношение к себе как к профессионалу.
Отличия в оценке себя по факторам оценки силы и активности между образом идеального Я-профессионального и образом реального Я-профессионального достоверно выявлены по фактору «активность», что говорит о наличии высокого уровня сформированности Я-профессионального у студентов.
Итак, результаты методик показали, что все студенты третьего курса Воронежского государственного университета, принявшие участие в исследовании, обладают высокими и средними показателями степени выраженности таких социально-психологических особенностей, как смысложизненные ориентации и Я-профессиональное.
С целью проверки выдвинутого предположения о взаимосвязи между нравственной позицией и социально-психологическими особенностями личности в юношеском
возрасте был использован коэффициент Пирсона.
Для этого студенты были распределены в три группы, на основании выявленных эмпирическим путем уровней сформированности нравственной позиции. При этом показателю каждого уровня был присвоен ранг: высокому - 1, среднему - 2, низкому - 3. Данные ранжирования были подвергнуты процедуре процентильной нормализации и переведены в z-оценки в связи с тем, что изначально были представлены в слабой шкале.
После присвоения рангов был осуществлен анализ связи между уровнем сформи-рованности нравственной позиции и особенностями смысложизненных ориентаций. Данный анализ позволяет сделать следующие выводы:
- при сопоставлении уровня сформиро-ванности нравственной позиции и показателей смысложизненных ориентаций «Цели в жизни», «Результативность жизни», «Ло-кус-контроля - Я», «Управляемость жизни» можно говорить о наличии прямой связи (rxy = 0,571, rxy = 0,642, rxy = 0,431, rxy = 0,588 соответственно, р < 0,01), то есть у студентов с высоким уровнем сформированности нравственной позиции действительно наблюдается более высокий уровень сформи-рованности жизненных целей, своей самореализации и т. д. Они способны принять ответственность за происходящее в жизни, считая именно себя причиной происходящего, и действовать, исходя из этого представления. Они, как правило, имеют мировоззренческую установку на возможность быть хозяином собственной жизни, при этом способны адекватно давать оценку собственным возможностям;
- при сопоставлении уровня сформиро-ванности нравственной позиции и показателей смысложизненных ориентаций «Процесс жизни или интерес, эмоциональная насыщенность жизни» можно говорить об отсутствии значимой корреляции (rxy = 0,13, р > 0,05), между нравственной позицией и ощущением полноты жизни связи не выявлено.
В ходе проверки предположения о взаимосвязи высокого, среднего и низкого уровней сформированности нравственной позиции и показателей образа себя как профессионала идеального и реального (активность, сила, оценка) нами были получены следующие результаты:
- при сопоставлении уровня сформиро-ванности нравственной позиции и показателей реального образа Я-профессионального (оценка, сила) можно говорить о наличии
прямой связи (rxy = 0,648, rxy = 0,762 соответственно, р < 0,01). Для студентов с высоким уровнем сформированности нравственной позиции характерны: принятие себя как личности, расчет на собственные силы в трудных жизненных ситуациях, осознание себя носителями позитивных ценностей и социально желательных характеристик;
- при сопоставлении уровня сфор-мированности нравственной позиции и показателей идеального образа Я-профессионального (оценка, сила) можно говорить о такой же тенденции - о наличии прямой связи (rxy=0,776, rxy = 0,812 соответственно, р < 0,01), то есть у студентов с высоким уровнем сформированности нравственной позиции отмечается положительная оценка идеальных профессионалов с точки зрения их социально желательных характеристик и проявления волевых качеств;
- при сопоставлении уровня сформи-рованности нравственной позиции и показателей реального и идеального образа Я-профессионального (активность) можно говорить об отсутствии связи (rxy = 0,25, р > 0,05).
Таким образом, результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии взаимосвязи интегрированного показателя уровня сформированности нравственной позиции и степени выраженности изучаемых социально-психологических особенностей студентов: более высокий уровень сформированности нравственной позиции сочетается с большей выраженностью социально-психологических особенностей личности в юношеском возрасте.
Это связано с тем, что при согласованном идеальном и реальном образе себя как профессионала, адекватной оценке своих профессионально важных качеств, самопринятии себя как представителя выбранной специальности, активной позиции по отношению к своей учебно-профессиональной деятельности для студентов на первом месте стоят учебно-профессиональные цели. У них наблюдается необходимое наличие познавательных мотивов, личностных оценок, личностного смысла учебной и профессиональной деятельности. К своей будущей профессии они относятся как к социально значимой, позволяющей им личностно и профессионально саморазвиваться и нравственно самосовершенствоваться. Для них характерен более высокий уровень сфор-мированности нравственной позиции.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. У студентов с высоким уровнем сфор-мированности нравственной позиции наблюдается высокий уровень нравственной культуры, ценностно-смыслового содержания сознания. Для них характерен высокий уровень нравственного поведения, которое представляет собой сложное базовое образование личности, позволяющее отражать избирательно-ценностное отношение к себе и окружающим людям, ориентироваться на них и относиться к себе как к самостоятельной, свободной и справедливой личности.
2. Студентам со средним уровнем сфор-мированности нравственной позиции присуща средняя степень выраженности Я-профессионального и смысложизненных ориентаций в прошлом, настоящем и будущем. У таких студентов достаточно устойчивая тенденция нравственного поведения, она заключается в наличии системы нравственно-волевых устремлений и поступков, собственных, но иногда зависящих от ситуации оценочных суждений, устойчивой позиции по отношению к нравственным нормам и ценностям, осознанности, глубине чувств, проявлении сочувствия, но иногда и безразличия (в зависимости от ситуации).
3. Студентам с низким уровнем сформированности нравственной позиции свойственна низкая степень Я-профессионального и смысложизненных ориентаций в прошлом, настоящем и будущем. Они ситуативно проявляют нравственную позицию. Для них характерно поведение, которое находится в зависимости от установок, доминирующих в группе, которая является для них референтной. Такие студенты инфантильны, у них слабо развиты волевые качества, им приходится постоянно вести внутреннюю борьбу между внешним мотивом и своим нравственным сознанием. Они внешне демонстрируют то, какие они хорошие, пытаясь именно внешне выглядеть нравственно, воспитанно и проявлять уважение к окружающим людям.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь между нравственной позицией и социально-психологическими особенностями личности в юношеском возрасте, подтвердилась частично, а именно:
а) при сопоставлении уровня сформи-рованности нравственной позиции и показателей по шкале «Цели в жизни», «Результативность жизни», «Локус-контроля - Я», «Управляемость жизни» можно говорить о наличии прямой связи;
б) при сопоставлении уровня сформиро-ванности нравственной позиции и показате-
лей по шкале «Оценка», «Сила», в реальном образе Я-профессиональное и в идеальном образе Я-профессиональное также можно говорить о наличии прямой связи.
Вопреки ожиданиям при сопоставлении уровня сформированности нравственной
позиции и показателей по шкале «Процесс жизни или интерес, эмоциональная насыщенность жизни» и по шкале «Активность» в реальном и идеальном образе Я-профессиональное выявлено отсутствие связи.
i список литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и педагогика : учебное пособие / К. А. Абульханова-Славская. -Москва : Институт психотерапии, 2002. - 584 с. - ISBN 5-89939-078-6.
2. Бережная, И. Ф. К вопросу о формировании нравственной позиции студентов / И. Ф. Бережная // Глобальный научный потенциал. - 2018. - № 10 (91). - С. 8-12.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / Л. И. Божович ; под редакцией Д. И. Фельдштейна. - Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 351 с.
4. Болдырев, Н. И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения : доклад об опубликованных работах, представленных в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Н. И. Болдырев. - Москва : НИИ АПН РСФСР, 1966. - 82 с.
5. Бондаревская, Е. В. Воспитательный потенциал базового учебного курса «Духовно-нравственная культура» / Е. В. Бондаревская // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 10. -С. 17-29.
6. Бондаревская, Е. В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода / Е. В. Бондаревская // Сибирский учитель. - 2011. - № 3 (76). - С. 26-32.
7. Бондаревская, Е. В. Проблема формирования нравственного сознания личности старших школьников / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1980. - № 1. - С. 42.
8. Бондырева, С. К. Нравственность / С. К. Бондырева. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 334 с. -ISBN 978-5-9770-0238-7.
9. Купрейченко, А. Б. Нравственное самоопределение молодежи / А. Б. Купрейченко. - Москва : Институт психологии РАН, 2013. - 480 с. - ISBN 978-5-9270-0262-7.
10. Лисовский, В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья / В. Т. Лисовский. - Санкт-Петербург : Наука, 2003. - 368 с. -ISBN 5-02-027156-Х.
11. Мазкина, О. Б. Социально-психологические особенности студентов и их влияние на формирование нравственной позиции / О. Б. Мазкина // Гносеологические основы образования : международный сборник научных трудов, посвященный памяти профессора С. П. Баранова. - Липецк : ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. -С. 235-240. - ISBN 978-5-88526-988-9.
щ references
1. Abul'hanova-Slavskaya K. A. Psihologiya ipedagogika [Psychology and pedagogy]. Moscow, 2002. 584 p. (In Russ.).
2. Berezhnaya I. F. K voprosu o formirovanii nravstvennoj pozicii studentov [On the formation of the moral position of students]. Global'nyj nauchnyj potencial - Global scientific potential, 2018, no. 10 (91), pp. 8-12. (In Russ.).
3. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of personality formation]. Moscow; Voronezh, 1997. 351 p. (In Russ.).
4. Boldyrev N. I. Osnovnye problemy teorii i metodiki nravstvennogo vospitaniya molodogo pokoleniya [The main problems of the theory and methods of moral education of the young generation]. Moscow, 1996. 82 p. (In Russ.).
5. Bondarevskaya E. V. Vospitatel'nyj potencial bazovogo uchebnogo kursa «Duhovno-nravstvennaya kul'tura» [The educational potential of the basic training course «Spiritual and moral culture»]. Izvestiya YUzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki - Proceedings of the Southern Federal University. Pedagogy, 2009, no. 10, pp. 1729. (In Russ.).
6. Bondarevskaya E. V. Poisk putej vozrozhdeniya rossijskoj duhovnosti i nravstvennosti v kontekste integracionnogo podhoda [Search for ways to revive Russian spirituality and morality in the context of an integration approach]. Sibirskij uchitel' - Siberian teacher, 2011, no. 3 (76), pp. 26-32. (In Russ.).
7. Bondarevskaya E. V. Problema formirovaniya nravstvennogo soznaniya lichnosti starshih shkol'nikov [The problem of the formation of the moral consciousness of the personality of senior schoolchildren]. Pedagogika - Pedagogy, 1980, no. 1, p. 42. (In Russ.).
8. Bondyreva S. K. Nravstvennost' [Moral]. Moscow; Voronezh, 2008. 334 p. (In Russ.).
9. Kuprejchenko A. B. Nravstvennoe samoopredelenie molodezhi [Moral self-determination of youth]. Moscow, 2013. 480 p. (In Russ.).
10. Lisovskij V. T. Molodezh': lyubov', brak, sem'ya [Youth: love, marriage, family]. St. Petersburg, 2003. 368 p. (In Russ.).
11. Mazkina O. B. Social'no-psihologicheskie osobennosti studentov i ih vliyanie na formirovanie nravstvennoj pozicii [Socio-psychological characteristics of students and their influence on the formation of a moral position]. Gnoseologicheskie osnovyobrazovaniya [Epistemological foundations of education]. Lipetsk, 2018, pp. 235-240. (In Russ.).
информация об авторах i information about the autors
ОЛЬГА БОРИСОВНА МАЗКИНА - преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии Воронежского государственного университета, г Воронеж, Российская Федерация, кандидат педагогических наук. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0962-5379, e-mail: [email protected]
OLGA B. MAZKINA - Lecturer of the Department of Pedagogy and Pedagogical Psychology of the Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation, PhD. in Pedagogics. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0962-5379, e-mail: [email protected]