Научная статья на тему 'Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития: вклад в улучшение городской и региональной среды'

Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития: вклад в улучшение городской и региональной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ / МОЛОДЁЖНЫЙ ЦЕНТР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ОПОРНОГО ВУЗА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД / СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / PILLAR UNIVERSITY / DEVELOPMENT OF URBAN AND REGIONAL ENVIRONMENT / YOUTH CENTER FOR SPIRITUAL / ETHICAL AND SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIAL PROJECTS / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / LEGAL EDUCATION OF POPULATION / CHILDREN''S EMPLOYMENT IN THE SUMMER / SOCHI STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Галина Максимовна, Петрова Светлана Владиславовна, Мазниченко Марина Александровна, Бревнова Снежана Владимировна, Григоращенко-алиева Надежда Мансумовна

В статье рассматриваются проблемы формирования и реализации в вузе молодёжной политики, направленной на пропаганду духовно-нравственных ценностей, воспитание социально ответственной личности. Описаны способы усиления роли университета в развитии местных сообществ, городской и региональной среды. Данные вопросы рассмотрены на примере реализации стратегического проекта Сочинского государственного университета «Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития». За время своего существования, в том числе в статусе опорного вуза Краснодарского края, университет накопил значительный опыт развития у молодёжи активной жизненной позиции через выстраивание взаимоотношений не только в студенческой среде, но и между вузом и различными субъектами социально-экономической, политической, духовной и культурной инфраструктуре! региона. Проект «Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития» это успешный опыт раскрытия социальных талантов студентов, налаживания взаимодействия с органами власти и управления, социальными партнёрами с целью решения острых социальных проблем, приобщения молодёжи региона к духовно-нравственным ценностям, вовлечения её в социальное предпринимательство. Раскрыт потенциал такой формы работы в развитии социальной активности молодёжи в интересах всего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Галина Максимовна, Петрова Светлана Владиславовна, Мазниченко Марина Александровна, Бревнова Снежана Владимировна, Григоращенко-алиева Надежда Мансумовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth Center for Spiritual, Ethical and Social Development: Contribution to the Improvement of the Urban and Regional Environment

The article addresses the problems of formation and implementation of a youth policy at the university aimed at promoting spiritual and moral values, educating a socially responsible person. The authors describe the ways to strengthen the university's role in the development of local communities, urban and regional environment. These issues are considered on the example of the implementation of the strategic project of Sochi State University "Youth Center for Spiritual, Moral and Social Development". During its existence, including in the status of the basic university of Krasnodar Region, the university has accumulated considerable experience in developing an active life position among young people through building relationships not only among students, but also between the university and various subjects of the socio-economic, political, spiritual and cultural infrastructure of the region. The project "Youth Center for Spiritual, Moral and Social Development" is a successful experience in uncovering students' social talents, establishing interaction with the authorities, administration, and social partners in order to solve pressing social problems, to inculcate in the youth spiritual and moral values, to involve young people in social entrepreneurship. The potential of this form of work is revealed in the development of social activity of young people acting in the interests of the whole society.

Текст научной работы на тему «Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития: вклад в улучшение городской и региональной среды»

Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития: вклад в улучшение городской и региональной среды

Романова Галина Максимовна - д-р экон. наук, проф., ректор. E-mail: [email protected] Петрова Светлана Владиславовна - д-р полит. наук, доцент, декан юридического факультета. E-mail: [email protected]

Мазниченко Марина Александровна - д-р пед. наук, доцент, ст. научный сотрудник. E-mail: [email protected]

Бревнова Снежана владимировна - канд. пед. наук, доцент, замдекана социально-педагогического факультета. E-mail: [email protected]

Григоращенко^лиева Надежда Мансумовна - канд. социол. наук, доцент, директор Центра содействия занятости и трудоустройству. E-mail: [email protected] Сочинский государственный университет, Сочи, Россия Адрес: 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26а

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования и реализации в вузе молодёжной политики, направленной на пропаганду духовно-нравственных ценностей, воспитание социально ответственной личности. Описаны способы усиления роли университета в развитии местных сообществ, городской и региональной среды. Данные вопросы рассмотрены на примере реализации стратегического проекта Сочинского государственного университета «Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития». За время своего существования, в том числе в статусе опорного вуза Краснодарского края, университет накопил значительный опыт развития у молодёжи активной жизненной позиции через выстраивание взаимоотношений не только в студенческой среде, но и между вузом и различными субъектами социально-экономической, политической, духовной и культурной инфраструктуры региона. Проект «Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития» - это успешный опыт раскрытия социальных талантов студентов, налаживания взаимодействия с органами власти и управления, социальными партнёрами с целью решения острых социальных проблем, приобщения молодёжи региона к духовно-нравственным ценностям, вовлечения её в социальное предпринимательство. Раскрыт потенциал такой формы работы в развитии социальной активности молодёжи в интересах всего общества.

Ключевые слова: опорный университет, развитие городской и региональной среды, Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития, социальные проекты опорного вуза, социальное предпринимательство, правовое просвещение населения, организация занятости детей в летний период, Сочинский государственный университет

Для цитирования: Романова Г.М, Петрова С.В, Мазниченко М.А, Бревнова С.В, Гри-горащенко-Алиева Н.М. Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития: вклад в улучшение городской и региональной среды // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 97-107. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-97-107

введение

Миссия университета как центра культуры и образования [1 -3] не потеряла своей актуальности и в настоящее время [4-7].

Классическая идея университета - синтез исследований, обучения и воспитания, стимулирование их опережающего развития в обществе. Однако на практике большинство

вузов РФ ограничиваются профессиональной подготовкой и воспитанием студентов, не становясь центрами культуры на территории. Проект опорных вузов направлен на усиление роли университетов в регионе, и прежде всего - их социальной роли как драйвера развития культуры, как центра просвещения и духовно-нравственного воспитания молодёжи, как стимула развития местных сообществ, городской и региональной среды. Для реализации этой задачи необходима разработка эффективных механизмов, в т. ч. инструментов взаимодействия вуза с социальными партнёрами, органичного встраивания социальных проектов в образовательный процесс вуза. В Сочинском государственном университете - опорном вузе Краснодарского края - реализуется стратегический проект «Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития». В ходе его реализации активно выстраивается партнёрство с региональными органами власти и управления, социальными и культурными организациями в целях вовлечения студентов в решение актуальных проблем региона, в реализацию социально значимых проектов, выступающих одновременно средством и профессиональной подготовки, и воспитания. Настоящая статья посвящена описанию таких механизмов и полученных результатов.

Вопрос о стратегиях социализации молодого поколения до сих пор является одним из обсуждаемых и актуальных. Часто можно встретить авторитетные мнения относительно того, что современная молодёжь занимает по сравнению с советским периодом пассивную социальную позицию, практически не участвует в общественной жизни, что обусловлено рядом факторов (от рекламы и распространения гаджетов, компьютерных игр до превращения образования в сферу услуг), которые нельзя игнорировать. Однако говорить о будущих успехах экономики России, о её лидирующих позициях в мире не представляется возможным, если уже сейчас не опираться на активную молодёжь,

которая станет в будущем ответственным партнёром власти, создаст новые формы артикуляции и агрегации интересов различных социальных групп и обеспечит прогрессивное развитие государства.

Деятельность Молодёжного центра духовно-нравственного и социального развития СГУ с 2017 г. по настоящее время демонстрирует возможность достижения ряда позитивных эффектов в улучшении городской и региональной среды, в социальном воспитании студентов университета:

- заключены и реализуются соглашения о сотрудничестве с администрацией Краснодарского края, региональным Министерством образования, науки и молодёжной политики, ключевыми субъектами развития социального предпринимательства РФ (фонд «Наше будущее», АНО «Новые технологии развития» и др.), АНО «Дирекция президентских программ», Екатеринодарской и Кубанской епархиями, просветительским медиа-центром «Православная Кубань» и др.;

- инициированы и реализованы социальные проекты, направленные на решение актуальных задач региона, удовлетворение социальных запросов органов власти, общественных организаций и населения: проект по организации социального досуга детей и подростков в летний период «Площадка нашего двора», просветительский проект «Школа правозащитников: учиться и действовать», проект юридической клиники по консультированию социально незащищённых слоёв населения (на базе клиники в 2017 г. получили бесплатную юридическую помощь более 360 граждан региона, клиника заняла 1-е место в региональном конкурсе «Знать право, служить праву, защищать право!»), проект по пропаганде русского языка и культуры (проведение Международной недели русского языка, деятельность Центра русского языка СГУ), проект по созданию фильмофонда и цикла телепередач духовно-нравственной направленности совместно с АНО «Дирекция президентских программ», благотворительные проекты помощи жите-

лям Сирии совместно с Благотворительным фондом Хайят и Кубанской епархией, культурно-просветительский проект «Сочи как наследник Византийской культуры», проект экологического просвещения населения совместно с Кавказским биосферным заповедником, донорские программы (номинант VIII Всероссийской премии за вклад в развитие донорства крови «СоУчастие») и др.;

- СГУ стал региональной площадкой Фонда региональных социальных программ В. Алекперова «Наше будущее», Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия», площадкой открытия и проведения Всероссийской недели финансовой грамотности, Всероссийского экономического диктанта в рамках участия Краснодарского края в Федеральном проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Задача настоящей статьи - обобщить опыт работы Молодёжного центра, описать лучшие практики и проблемы, механизмы взаимодействия, средства повышения социальной активности молодёжи, развития студенческого самоуправления, способы изменения масштаба востребованности вуза -с городского до регионального и федерального уровней.

Материалы и методы

При подготовке статьи мы опирались на следующие материалы:

- зарубежные [8-16] и отечественные [17-20] исследования в области духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи, реализации культурной и социальной миссии университета. Следует отметить, что за рубежом духовное и религиозное воспитание рассматривается чаще всего в контексте деятельности школьных консультантов и супервизоров, а не педагогов, скорее в русле психологического консультирования и психотерапии, чем педагогики [9-12], а также во взаимосвязи с вопросами сохранения духовного здоровья студентов [14-15] и поликультурности [16].

В отечественных работах значимое внимание уделяется развитию социальной активности молодёжи, вовлечению её в различные виды этой активности (студенческие отряды, волонтёрское движение и др.) [17-20];

- результаты научных проектов СГУ в области воспитания молодёжи [21-25].

Для решения исследовательских задач использовались следующие методы: социологический опрос, анализ источников, моделирование, проектирование, обобщение опыта работы различных общественных объединений Краснодарского края и города-курорта Сочи, а также Сочинского государственного университета.

Обсуждение проблемы

Одной из проблем, с которой сегодня реально сталкивается система образования Российской Федерации, является активное идеологическое воздействие, навязывающее молодёжи модель духовно-нравственных ценностей, основанную на доминировании материалистических ценностей и пропаганде потребления, гедонистически-эгоистического образа жизни исключительно для собственного удоволь-

ствия. Всё это, на наш взгляд, несёт существенную угрозу национальной и духовной безопасности общества и требует активного педагогического вмешательства. Президент РФ В.В. Путин подчёркивает: «от формирования системы ценностей у молодёжи, того нравственного фундамента, на котором строится всё здание закона, политической культуры и государственного управления и из которого вырастет общество сознательных и ответственных людей ... зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя»1.

Целью Молодёжного центра духовно-нравственного и социального развития выступает создание условий для приобщения молодёжи к общекультурным ценностям. Задачами проекта являются:

• объединение усилий социально ориентированных общественных и религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании молодёжи;

• организация событийной площадки для реализации социальных и просветительских проектов;

• организация и проведение мероприятий в области образования, просвещения, культуры и искусства, пропаганды здорового образа жизни и развития социального предпринимательства;

• пропаганда общекультурных, духовно-нравственных ценностей и здорового образа жизни в медийном и информационном пространстве.

Уникальность Центра и успешная реализация его потенциала в духовно-нравственном воспитании молодёжи региона, в решении актуальных социальных проблем заключается в следующем:

- администрация вуза и сотрудники Центра уделяют значимое внимание налаживанию партнёрства в решении социальных проблем с органами власти региона и города, общественными, культурными, просветительскими, религиозными организациями;

1 Российская газета. 2015. 8 июня.

- реализуемые социальные проекты связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов, что повышает их заинтересованность. Так, проект «Школа вожатых» реализовывался преимущественно с участием студентов социально-педагогического факультета, проекты «Школа правозащитников: учиться и действовать» и «Юридическая клиника» - силами студентов юридического факультета и т.д.;

- администрация вуза и социальные партнёры поддерживают социальные инициативы студентов по улучшению городской и региональной среды. Так, проект «Площадки нашего двора», инициированный студенткой СГУ, был поддержан администрацией города Сочи, а затем Краснодарского края;

- организуется целенаправленная работа по развитию у студентов навыков социального проектирования. На всех направлениях подготовки читается курс «Проектная деятельность», а также курсы по проектированию с учётом осваиваемой программы (например, «Практикум по социально-педагогическому проектированию» для будущих педагогов);

- студенты и преподаватели входят в состав федеральных, городских и региональных общественных советов (экспертный совет по развитию гражданского образования и социализации обучающихся при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ, экспертный совет по развитию добровольчества при Ассоциации волонтёрских центров России, молодёжный совет при Главе города Сочи, общественный экологический совет города Сочи и др.) и представляют свои предложения по улучшению городской и региональной среды, многие из которых получают поддержку;

- в вузе созданы подразделения, на базе которых возможна реализация социальных проектов: юридическая клиника, студенческий научно-образовательный центр «Корифей», Ресурсный центр волонтёрства, Ресурсный центр социального предпринимательства и др.;

- осуществляется финансовая поддержка значимых социальных проектов студентов посредством грантов Попечительского совета, стипендий работодателей, средств спонсоров. Так, председателем Попечительского совета выделены гранты на реализацию социально значимых студенческих проектов.

В ходе выполнения стратегического проекта Сочинский университет получил бесценные возможности собственного развития: постоянно фиксируется повышение имиджа университета; он становится мощным аттрактором социальных процессов в регионе. На базе СГУ осуществляется реализация в регионе постановления губернатора «Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан"», направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Реализация проекта дала ряд социальных эффектов, направленных на создание комфортной среды проживания в

регионе, таких как рост социально активной молодёжи и предпринимателей, повышение интереса к историческому и культурному наследию региона, снижение количества правонарушений, развитие социального предпринимательства и в целом условий для реализации молодёжной политики.

Успешность проекта «Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития» основывается на искреннем желании студентов и школьников участвовать в наиболее интересных мероприятиях городской и региональной среды. На сегодня есть несколько продолжающихся социальных и просветительских проектов, на которых хотелось бы остановиться.

Совместный проект с Фондом помощи детям Сирии, пострадавшим в результате военных конфликтов («Хайат»). Торжественно запущен в 2017 г. с участием Посла Сирии Рияда Хаддада. За 2017 г. только в Большом Сочи на территории православных храмов установлено 30 контейнеров для сбора гуманитарной помощи детям Сирии. Собрано более двух тонн гуманитар-

ной помощи. Студенты СГУ активно включились в благотворительную деятельность, вовлекая в неё всех жителей Краснодарского края; в 2018 г. этой акцией уже охвачен весь регион, собрано более 10 тонн гуманитарной помощи.

Проект «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в цифровом пространстве». В 2017 г. в университете началось формирование фильмофонда, где будут собраны ленты духовно-нравственной и исторической направленности с целью массовых показов населению. Первым вкладом стали авторские фильмы режиссера Н.В. Шеляпина, руководителя направления по региональному развитию Центра социально-консервативной политики, интерес которого к проекту выразился в трудоустройстве в СГУ. Организация просмотров и образовательных лекториев помогает формировать патриотические и нравственные ценности детей и молодёжи. Фильмы были представлены сотрудниками университета, которые провели встречи со зрителями в пяти кинотеатрах Большого Сочи; побывали на этих встречах и посмотрели фильмы более двух тысяч зрителей. В 2018 г. подписано соглашение о сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией «Дирекция президентских программ». Сочинскому госуниверситету передано в дар более 50 видеофильмов духовно-нравственной тематики, состоялась встреча молодёжи с Е.Н. Чавча-вадзе - автором и сценаристом десятков документальных фильмов, посвящённых истории нашей страны. Теперь фильмофондом может воспользоваться, а также получить помощь в организации тематических лекций с обсуждением фильма любое образовательное учреждение Краснодарского края. Работу в данном направлении решено продолжить при поддержке Русской православной церкви. Это будет цикл телевизионных передач духовно-нравственной направленности. В дальнейшем планируется создание информационного ресурса, направленного на формирование духовно-нравственных и

патриотических ценностей в сети Интернет, привлечение студентов СГУ к наполнению его контента и созданию фильмов и видеороликов духовно-нравственного содержания.

Проект «Площадка нашего двора». На его основе при поддержке администрации города-курорта Сочи реализована городская пилотная программа, направленная на обеспечение занятости детей в летний период. Совместно с Министерством образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края, Администрацией г. Сочи, ВДЦ «Орлёнок» создана региональная «Школа вожатых»; в 2018 г. она подготовила 200 вожатых для работы на площадках Сочи и Туапсинского района, которые успешно отработали 1440 человеко-часов за летний период, организовали содержательный досуг более 2500 детей и получили личные благодарности от администрации города и района. В процессе работы вожатые приобрели навыки организаторской работы, разрешения сложных ситуаций, показали готовность быть ответственными, коммуникабельными и мобильными людьми с активной гражданской позицией. Организация различных мероприятий в рамках проекта «Площадка нашего двора» широко освещалась в СМИ и получила массу позитивных комментариев от жителей Краснодарского края.

Проект «Содействие развитию социального предпринимательства». В рамках реализации Программы содействия развитию социального предпринимательства в Краснодарском крае и участия в реализации Государственной программы Краснодарского края «Содействие занятости населения» на 2016-2021 гг. открыт региональный Ресурсный центр социального предпринимательства. В регион привлечены ключевые субъекты развития социального предпринимательства в РФ, с участием которых при поддержке администрации Краснодарского края проведено 15 мероприятий, направленных на обеспечение нового качества жизни в регионе. В целях его популяризации и развития в Красно-

дарском крае социального предпринимательства СГУ подписал соглашение о сотрудничестве с Фондом региональных социальных программ В. Алекперова «Наше будущее». В апреле 2018 г. университет получил статус региональной площадки Фонда. В декабре 2018 г. на базе нашей региональной площадки стартует конкурс молодёжных социальных проектов при поддержке фонда «Наше будущее». Его цель - формирование навыков социально ответственного поведения молодёжи и финансовая поддержка наиболее успешных и востребованных предложений. Основным результатом работы Школы социального предпринимательства Сочинского университета в 2017 г. стало открытие нескольких предприятий социальной направленности, в которых трудоустроены студенты и выпускники СГУ.

В 2018 г. Сочинский государственный университет стал одной из 14 региональных площадок просветительского проекта «Школа правозащитников: учиться и действовать» - универсальной платформы дистанционного, контактного и игрового правового просвещения, поддержанной Фондом президентских грантов, Государственной Думой РФ и Уполномоченным по правам человека РФ. 26-27 апреля 2018 г. в Сочинском государственном университете состоялись мероприятия данного проекта для школьников и студентов. Всего в них участвовало 130 человек, в том числе 44 учащихся школ и 86 студентов колледжей и вузов Краснодарского края. Учащиеся школ в составе команд по шесть человек с одним наставником прошли первый и второй уровни игровой платформы «Правовые волонтёры». По её результатам команда школ г. Сочи заняла первое место и прошла отборочный онлайн-этап, что позволило ей попасть в финал, который состоялся в городе Москве 16-17 мая 2018 г., где команда заняла 1-е место под руководством наставников юридического факультета. Также школьники и студенты Краснодарского края приня-

ли участие в контактной платформе «Время учиться», которая состояла из диалоговой лекции и деловой игры. Победители были приглашены в Москву на Летнюю школу правового просвещения, которая прошла с 6 по 11 августа 2018 г. Из 40 участников Школы семь студентов Сочинского государственного университета, успешно её закончившие, получили сертификаты и были включены в состав Корпуса правозащитников, который будет проводить мероприятия по реализации правопросветительских программ в школах, колледжах и вузах Краснодарского края.

Заключение

Молодёжный центр духовно-нравственного и социального развития Сочинского университета находится в тренде Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ 29 мая 2015 года № 996-р, которая в качестве приоритетов обозначает обеспечение духовного развития молодёжи и детей, их защиту от угроз антисоциального и негативного воздействия идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции. Высшие учебные заведения сейчас находятся на переднем крае идеологической борьбы, поскольку именно студенты часто становятся объектами воздействия националистических, террористических, псевдорелигиозных организаций, мечтающих дезорганизовать и дестабилизировать нашу страну, создать из молодёжи «пятую колонну», лояльную их ценностям и потребностям. Успешный опыт Сочинского университета позволяет заключить, что, занимаясь системно духовно-нравственным развитием личности не только в процессе обучения, но и в процессе реализации многочисленных социальных проектов, можно изменить ситуацию в лучшую сторону, создать благоприятную среду воспитания молодёжи в духе патриотизма, общечеловеческих ценностей, толерантности и позитивного настроя.

Литература

1. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М.: Изд. дом ВШЭ, 2010. 144 с.

2. Minogue K.R. The concept of a university. London, 1973. 45 р.

3. Madsen D. The national university: Enduring dream of the USA. Detroit: Wayne State University, 1966. 178 p.

4. Peeke G. Mission and change: Institutional mission and its application to the management of further and higher education. Buckingham, UK: SRHE & Open University Press, 1994. 148 p.

5. Kirk C.M. Nexus: Mission critical - higher education for the 21st century // Planning for Higher Education. 1998. Vol. 29. P. 14-22.

6. Polster C. The future of the liberal university in the era of the global knowledge grab. Higher Education. 2000. Vol. 39. P. 19-41.

7. Wildavsky B. The Great Brain Race: How Global Universities Are Reshaping the World. Princeton University Press, 2010. 272 p.

8. MacDonald D. Collaborating with students' spirituality // Professional School Counseling. 2004. Vol. 7. № 5. P. 293-300.

9. Gallo L.L. Spirituality and School Counselor Education and Supervision. University of Iowa, 2014. 21 p. URL: https://files.eric.ed.gov/full-text/EJ1034723.pdf

10. Bishop D.R., Avila-Juarbe E, Thumme B. Recognizing spirituality as an important factor in counselor supervision // Counseling and Values. 2003. Vol. 48. No. 1. P. 34-46.

11. Hull C.E, Suarez E.C, Sells J.N, Miller M.M. Addressing spiritual dialogue in supervision: Comparing supervisor and supervisee perceptions // Journal of Psychology and Christianity. 2013. Vol. 32. No. 1. P. 30-42.

12. Sink C.A.. Spirituality and comprehensive school counseling programs // Professional School Counseling. 2004. Vol. 7. No. 5. P. 309-315.

13. Lambie G.W, Davis K.M., Miller G. Spirituality: Implications for professional school counselors' ethical practice // Counseling and Values. 2008. Vol. 52. P. 211-223. DOI: 10.1002/j.2161-007X.2008.tb00105.x

14. Ingersoll R.E, Bauer A.L. An integral approach to spiritual wellness in school counseling settings // Professional School Counseling. 2004. Vol. 7. No. 5. P. 301-308.

15. Myers J.E, Williard K.. Integrating spirituality into counselor preparation: A developmental,

wellness approach // Counseling and Valúes. 2003. Vol. 47. No. 2. P. 142-155.

16. Hage S.M, Hopson A., Siegel M, Payton G., DeFanti E. Multicultural training in spirituality: An interdisciplinary review // Counseling and Values. 2006. Vol. 50. No. 3. P. 217-234.

17. Васин В.И. Формирование социальной активности студенческой молодёжи: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1980. 168 с.

18. Василевская Е.Н. Педагогические проблемы воспитания общественной активности студентов высшей школы: дис. ... канд. пед. наук. Одесса, 1975. 191 с.

19. Костюченко М.О. Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза: на примере волонтёрской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Воронеж, 2017. 188 с.

20. Курбатов В.А. Духовная безопасность современной молодёжи России // Учёные записки СКАГС. Серия «Государственное и муниципальное управление». 2015. № 3. С. 408-413.

21. ТюнниковЮ.С., Мазниченко М.А. Педагогическая мифология как область теоретического знания: некоторые актуальные проблемы // Наука и школа. 2004. № 5. С. 16.

22. Романова Г.М, Мазниченко М.А, Макарова И.Н, Минаев А.В, Черемшанов С.В. Социокультурное и профессиональное проектирование в волонтёрской деятельности: учебное пособие. Сочи: Изд-во Сочинского гос. ун-та, 2014. 106 с.

23. Мазниченко М.А, Тюнников Ю.С., Хакуно-ва Ф.П, Петросян А.Р. Воспитание в педагогическом вузе: мифы и реалии // Народное образование. 2005. № 8. С. 155.

24. Мазниченко М.А. Событие: средство воспитания школьника и будущего педагога // Народное образование. 2006. № 9. С. 209-216.

25. Петрова С.В, Багдасарян С.Д., Егунян А.М. Духовная безопасность общества как фактор преодоления угроз и рисков национальной безопасности (на примере российско-абхазских отношений) // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2017. № 2-2 (18). С. 105-108.

Статья поступила в редакцию 28.09.18 С доработки 14.10.18 Принята к публикации 16.10.18

Youth Center for Spiritual, Ethical and Social Development: Contribution to the Improvement of the Urban and Regional Environment

Galina M. Romanova - Dr. Sci. (Economics), Prof., Rector, e-mail: [email protected] Svetlana V. Petrova - Dr. Sci. (Political), Assoc. Prof., Dean of the faculty of law, e-mail: [email protected]

Marina A. Maznichenko - Dr. Sci. (Education), Assoc. Prof., Senior Researcher, e-mail: [email protected]

Snezhana V. Brevnova - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., Deputy Dean of the faculty of social and educational studies, e-mail: [email protected]

Nadezhda M. Grigorashchenko-Aliyeva - Cand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., Director of the Centre for employment, e-mail: [email protected] Sochi State University, Sochi, Russia

Address: 26, Sovetskaya str., Sochi, 354000, Russian Federation

Abstract. The article addresses the problems of formation and implementation of a youth policy at the university aimed at promoting spiritual and moral values, educating a socially responsible person. The authors describe the ways to strengthen the university's role in the development of local communities, urban and regional environment. These issues are considered on the example of the implementation of the strategic project of Sochi State University "Youth Center for Spiritual, Moral and Social Development". During its existence, including in the status of the basic university of Krasnodar Region, the university has accumulated considerable experience in developing an active life position among young people through building relationships not only among students, but also between the university and various subjects of the socio-economic, political, spiritual and cultural infrastructure of the region. The project "Youth Center for Spiritual, Moral and Social Development" is a successful experience in uncovering students' social talents, establishing interaction with the authorities, administration, and social partners in order to solve pressing social problems, to inculcate in the youth spiritual and moral values, to involve young people in social entrepreneurship. The potential of this form of work is revealed in the development of social activity of young people acting in the interests of the whole society.

Keywords: pillar University, development of urban and regional environment, Youth Center for spiritual, ethical and social development, social projects, social entrepreneurship, legal education of population, children's employment in the summer, Sochi State University

Cite as: Romanova, G.M., Petrova, S.V., Maznichenko, M.A., Brevnova, S.V., Grigorashchenko-Aliyeva, N.M. (2018). [Youth Center for Spiritual, Ethical and Social Development: Contribution to the Improvement of the Urban and Regional Environment]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27. No. 11, pp. 97-107. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-97-107

references

1. Ortega y Gasset, H. (2010). Missiya universiteta [Mission of the University]. Transl. from Spanish. Moscow: Publishing House ofthe Higher School of Economics. 144 p. (In Russ.)

2. Minogue, K.R. (1973). The Concept of a University. London, 45 p.

3. Madsen, D. (1966). The National University: Enduring Dream ofthe USA. Detroit: Wayne State University, 178 p.

4. Peeke, G. (1994). Mission and Change: Institutional Mission and its Application to the Management of Further and Higher Education. Buckingham, UK: SRHE & Open University Press, 148 p.

5. Kirk, C.M. (1998). Nexus: Mission Critical - Higher Education for the 21st Century. Planning for Higher Education. Vol. 29, pp. 14-22.

6. Polster, C. (2000). The Future of the Liberal University in the Era of the Global Knowledge Grab. Higher Education. Vol. 39, pp. 19-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Wildavsky, B. (2010). The Great Brain Race: How Global Universities Are Reshaping the World. Princeton University Press, 272 p.

8. MacDonald, D. (2004). Collaborating with Students' Spirituality. Professional School Counseling. Vol. 7. No. 5, pp. 293-300.

9. Gallo, L.L. (2014). Spirituality and School Counselor Education and Supervision. University of Iowa, 21 p. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1034723.pdf

10. Bishop, D.R., Avila-Juarbe, E., Thumme, B. (2003). Recognizing Spirituality as an Important Factor in Counselor Supervision. Counseling and Values. Vol. 48. No. 1, pp. 34-46.

11. Hull, C.E., Suarez, E.C., Sells, J.N., Miller, M.M. (2013). Addressing Spiritual Dialogue in Supervision: Comparing Supervisor and Supervisee Perceptions. Journal of Psychology and Christianity. Vol. 32. No. 1, pp. 30-42.

12. Sink, C.A. (2004). Spirituality and Comprehensive School Counseling Programs. Professional School Counseling. Vol. 7. No. 5, pp. 309-315.

13. Lambie, G.W., Davis, K.M., Miller, G. (2008). Spirituality: Implications for Professional School Counselors' Ethical Practice. Counseling and Values. Vol. 52, pp. 211-223. DOI: 10.1002/j.2161-007X.2008.tb00105.x

14. Ingersoll, R.E., Bauer, A.L. (2004). An Integral Approach to Spiritual Wellness in School Counseling Settings. Professional School Counseling. Vol. 7. No. 5, pp. 301-308.

15. Myers, J.E., Williard, K. (2003). Integrating Spirituality into Counselor Preparation: A Developmental, Wellness Approach. Counseling and Values. Vol. 47. No. 2, pp. 142-155.

16. Hage, S.M., Hopson, A., Siegel, M., Payton, G., DeFanti, E. (2006). Multicultural Training in Spirituality: An Interdisciplinary Review. Counseling and Values. Vol. 50. No. 3, pp. 217-234.

17. Vasin, V.I. (1980). Formirovaniye sotsial'noy aktivnosti studencheskoy molodezhi [Formation of Social Activity of Students]. Cand. Sci. Dissertation (Education). Saratov, 168 p. (In Russ.)

18. Vasilevskaya, E.N. (1975). Pedagogicheskiye problemy vospitaniya obshchestvennoy aktivnosti studentov vysshey shkoly [Pedagogical Problems of Upbringing University Students' Social Activity]. Cand. Sci. Dissertation (Education). Odessa, 191 p. (In Russ.)

19. Kostyuchenko, M.O. (2017). Razvitiye sotsial'noy aktivnosti studentov v vospitatel'nom prot-sesse vuza: na primere volonterskoy deyatel'nosti [Development of Students' Social Activity in Educational Process of University: Example of Volunteering]. Cand. Sci. Dissertation (Education). Voronezh, 188 p. (In Russ.)

20. Kurbatov, V.A. (2015). [Spiritual Security of Modern Youth of Russia]. Uchenyye zapiski SK-AGS. Seriya Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye [State and Municipal Management Scholar Notes]. No. 3, pp. 408-413. (In Russ., abstract in Eng.)

21. Tyunnikov, Yu.S., Maznichenko, M.A. (2004). [Pedagogical Mythology as a Field of Theoretical Knowledge: Some Topical Problems]. Nauka i shkola [Science and School]. No. 5, pp. 16. (In Russ.)

22. Romanova, G.M., Maznichenko M.A., Makarova I.N., Minaev, A.V., Cheremshanov, S.V. (2014). Sotsiokul'turnoye i professional'noye prroyektirovaniye v volonterskoy deyatel'nosti [Socio-Cultural and Professional Design in Volunteering: Textbook]. Sochi: Editorial and Publishing Center of Sochi State University, 106 p. (In Russ.)

23. Maznichenko, M.A., Tyunnikov, Yu.S., Khakunova, F.P. Petrosyan, A.R. (2005). [Education in Pedagogical University: Myths and Realities]. Narodnoye obrazovaniye [Public Education]. No. 8, p. 155. (In Russ.)

24. Maznichenko, M.A. (2006). [Event: A Means of Educating a Schoolchild and a Future Teacher]. Narodnoye obrazovaniye [Public Education]. No. 9, pp. 209-216. (In Russ.)

25. Petrova, S.V., Bagdasaryan, S.D., Yegunyan, A.M. (2017). [Spiritual Security of Society as a Factor in Overcoming Threats and Risks of National Security (on the Example of Russian-Abkhaz Relations)]. Natsional'naya bezopasnost' i strategicheskoye planirovaniye [National Security and Strategic Planning]. Vol. 2-2. No. 18, pp. 105-108. (In Russ.)

The paper was submitted 28.09.18 Received after reworking 14.10.18 Accepted for publication 16.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.