Научная статья на тему 'Воспитание экологического сознания в системе высшего образования в условиях бакалавриата и магистратуры'

Воспитание экологического сознания в системе высшего образования в условиях бакалавриата и магистратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРИРОДООХРАННАЯ КУЛЬТУРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРИРОДОЙ / ЭКОЦЕНТРИЗМ / ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS / ENVIRONMENTAL EDUCATION / GREENING OF HIGHER EDUCATION / BACHELOR / MASTER / HUMANIZATION OF EDUCATION / RIGHT TO FAVOURABLE ENVIRONMENT / ECOLOGICAL THINKING / ECOLOGICAL AND ENVIRONMENTAL CULTURE / INTERACTION WITH NATURE / ECOCENTRISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Переверзева Ольга Владимировна, Пчельников Максим Викторович

Работа посвящена вопросам экологизации высшего образования в условиях бакалавриата и магистратуры, в целях создания у студентов устойчивого экологического и природоохранного мышления, современных нравственных, юридических, экономических и эстетических взглядов на окружающую среду, место и роль индивидуума в обеспечении охраны природы в системе общечеловеческих ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE UNDERGRADUATE AND GRADUATE

Article is devoted to the greening of higher education in terms of undergraduate and graduate programs, in order to create students develop the ecological and environmental thinking, contemporary moral, legal, economic, and aesthetic views on the environment, the place and role of the individual in providing for the conservation of nature in the system of human values.

Текст научной работы на тему «Воспитание экологического сознания в системе высшего образования в условиях бакалавриата и магистратуры»

УДК 378.147

Переверзева Ольга Владимировна

кандидат социологических наук, заместитель директора Ростовского филиала Российской таможенной академии (по социальной и воспитательной

работе), г. Ростов-на-Дону

Пчельников Максим Викторович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Ростовского филиала Российской таможенной академии; докторант Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА И

МАГИСТРАТУРЫ

Работа посвящена вопросам экологизации высшего образования в условиях бакалавриата и магистратуры, в целях создания у студентов устойчивого экологического и природоохранного мышления, современных нравственных, юридических, экономических и эстетических взглядов на окружающую среду, место и роль индивидуума в обеспечении охраны природы в системе общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическое воспитание, экологизация высшего образования, бакалавриат, магистратура, гуманизация образования, право на благоприятную окружающую среду, экологическое мышление, экологическая и природоохранная культура, взаимодействие с природой, экоцентризм.

Olga Pereverzeva

Ph.D. (Sociology), Deputy Director of the Rostov branch of Russian customs Academy (for social and educational work), Rostov-on-don

Maksim Pchelnikov

Ph.D. (in Law), associate Professor of constitutional and international law chair, Rostov branch of Russian customs Academy; doctoral student, South-Russian Institute of management — branch of Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation, Rostov-on-don

EDUCATION OF ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE UNDERGRADUATE AND GRADUATE

Article is devoted to the greening of higher education in terms of undergraduate and graduate programs, in order to create students develop the ecological and environmental thinking, contemporary moral, legal, economic, and aesthetic views on the environment, the place and role of the individual in providing for the conservation of nature in the system of human values.

Keywords: environmental consciousness, environmental education, greening of higher education, bachelor, master, humanization of education, right to favourable environment, ecological thinking, ecological and environmental culture, interaction with nature, ecocentrism.

На современном этапе развития общества экологическое воспитание, экологическое образование и экологическое просвещение имеет жизненно важное значение, так как формирует у граждан знания об окружающей среде, причинах и последствиях экологических катастроф, экологической безопасности и т.д. В соответствии со статьей 42 Конституции России[1] право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни.

Полагаем, что непосредственное значение в жизни сообществ и цивилизаций приобретает такая экологическая политика, которая направлена на защиту природы, сохранение необходимых условий обитания живых организмов, включая человека[2].

Можно согласиться с мнением международного экологического движения педагогов считающих, что экологизация образования должна стать основой совершенствования образовательных систем в контексте современного экологического кризиса. Считаем, что экологизацию высшего образования

сейчас можно рассматривать как одно из приоритетных направлений вузовской деятельности.

Важной новацией стало введение в национальное законодательство норм об основах формирования экологической культуры, предполагающей комплексность и всеобщность экологического образования, подготовку руководителей и должностных лиц в сфере экологической безопасности и охраны природы, а также преподавание экологических основ в учреждениях образования, экологическое просвещение (гл. XIII Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ) [3].

В Ростовском филиале Российской таможенной академии накоплен пятилетний опыт реализации программ подготовки бакалавров и магистров, позволяющий оценить успешность выбранного подхода. В связи с переходом современного общества к модели устойчивого развития приоритетной задачей несомненно, является подготовка специалистов в таможенной, экономической и юридической сферах, имеющих высокий уровень развития экологического сознания и способных к принятию экологически верных управленческих решений. Этому способствует и преподавание предметов экологического цикла в Ростовском филиале РТА. В учебные планы по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», по специальности «Таможенное дело» включен курс «Экология», по направлению подготовки «Юриспруденция» — «Экологическое право». Для студентов действует клуб «ВАЛЕ», ориентированный на пропаганду и воспитания потребности в здоровом образе жизни среди студентов филиала.

В настоящий момент запросы общества направлены на комплексный (междисциплинарный) характер экологической глобальной проблематики, что подразумевает изменение и в образовательной политике в сторону экологизации и гуманизации образования. Такое направление предполагает смену системы антропоцентрических ценностей через развитие культуры личности экоцентрической направленности.

Экоцентризм включает в себя активную жизненную позицию, готовность к совершению осознанных социально значимых и экологически грамотных

поступков, в том числе таких, которые требуют самодисциплины и самоограничения, ответственность за принятие решение и свершение поступков не только перед ныне живущими поколениями, но и перед будущими [4].

Целью нашего воспитания в экологической сфере является формирование нравственного порядка в системе общечеловеческих экологических ценностей. Экологическая часть воспитания должна пониматься как воздействие на студентов в целях создания у них устойчивого экологического и природоохранного мышления, современных нравственных, юридических, экономических и эстетических взглядов на окружающую среду, место и роль индивидуума в обеспечении охраны природы. Считается, что наличие определённой экологической и природоохранной культуры каждого члена нашего общества является необходимым условием устойчивого развития общества[5].

Формирование экологической культуры рассчитано на многие десятилетия, работа в этом направлении не может давать быстрых ощутимых результатов, но, в конечном счете именно она призвана сплотить общество на экологических приоритетах и дать тот решающий сдвиг в мышлении, который обеспечит надлежащее отношение граждан к экологии. Воспитание экологической и природоохранной культуры каждого члена нашего общества сейчас должно являться необходимым условием устойчивого развития современного общества и решением насущных проблем в сфере экологии.

Можно сказать, что экологическая культура сейчас рассматривается как необходимая социальная и культурная адаптация человека к быстро меняющимся в настоящее время социоприродным условиям. Экологическая культура предполагает создание необходимых общественных правил, норм, представлений, а также закрепление необходимых условий поведения человека в социоприродной среде. Отмечается, что вектор развития экологического сознания и экологической политики смещается от «нельзя ждать милости от природы» до установления глобального «зеленого» контроля [6].

В последнее время в организации экологического образования делается акцент на гармоничное развитие личности, общества, воспитание патриотизма, продуманное взаимодействие с природой. Необходим переход к экологизации экономики и производства, постиндустриальной экологически ориентированной цивилизации, что обуславливает формирование системы знаний, построенной на единой теоретической основе [7].

В России идеологией для экологического, в том числе природоохранного воспитания должна стать идеология сохранения родной страны с её богатым природным и культурным разнообразием. Одним из путей выхода человека из современного экологического кризиса является усиление роли экологической культуры. Важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

Экологическая культура способствует положительному изменению современного сознания, формированию экологического сегмента общественного духа, экологического миропонимания, экологических императивов, перерастающих не только в убеждения, но и становящихся стилем нашей жизни. Полагаем, что сформировавшийся тип деятельного экологического миросознания и должен устанавливать поведение индивидуумов к окружающему миру, природе родного края, формирует патриотическое чувство.

Экологическая культура, вероятно, как и любая другая современная культура — это не столько совокупность знаний, но это ещё комплекс навыков, которые перерастают во внутренние убеждения. Очень значимо что, не понижая внимания к экологическому, природоохранному воспитанию и образованию, концентрировать деятельность в сфере реализации приобретаемых знаний в востребованные социально-значимые инициативы, молодежные течения и движения, переходящие в практические дела.

Полагаем, что нынешняя действительность требует того, чтобы вводить и развивать экологическое воспитание молодежи единовременно на всех этапах и уровнях образования и воспитания (в высшем образовании — бакалавриат и магистратура): состояние окружающей среды не может ждать, пока полностью сформируются поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленного экологического воспитания, и не оставляет времени на длительные эксперименты.

Деятельность в этой сфере невозможна без участия и взаимодействия специалистов-экологов, педагогов, учёных, организаторов-управленцев и широкой экологической общественности, которые путём экологического образования и воспитания формируют у студентов высшей школы качество профессионала и высоконравственной личности.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. Пчельников М.В. Система экологических прав и свобод человека и гражданина — элемент экологической политики //Актуальные проблемы современности: наука и общество. Ежеквартальный научный журнал Балаковского филиала РАНХиГС. — 2015. — № 2 (7). — С. 42 - 44.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 -ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

4. Кузина С.И. Патриотизм в структуре политико-правовой культуры российского студенчества // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. — 2013. — № 2 (6). — С. 324-331.

5. Кузьменко Ю.А., Пчельников М.В. Экологизация высшего образования как часть экологической и патриотической культуры // В сборнике: Гуманизация высшего профессионального образования: цели, содержание, способы осуществления (посвящается 20-летию Ростовского филиала Российской таможенной академии) сборник научных трудов. под редакцией А. О. Зубрилиной, В. М. Левина. — Ростов-на-Дону, 2015. — С. 64 — 69.

6. Артюхин О.А. Политические аспекты противодействия экологическим и климатическим угрозам // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. — 2011. — № 4. — С. 151-157.

7. Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» // СЗ РФ 2008, № 23, ст. 2672.

References

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6- FKZ, ot 30.12.2008 № 7- FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 2014. — № 31. — St. 4398. (in Russian)

2. Pchel'nikov M.V. Sistema jekologicheskih prav i svobod cheloveka i grazhdanina — element ekologicheskoj politiki //Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshhestvo. Ezhekvartal'nyj nauchnyj zhurnal Balakovskogo filiala RANHiGS. — 2015. — № 2 (7). — p. 42 — 44. (in Russian)

3. Federal'nyj zakon «Ob ohrane okruzhajushhej sredy» ot 10.01.2002 № 7-FZ (red. ot 13.07.2015) // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 2002. — № 2. — St. 133. (in Russian)

4. Kuzina S.I. Patriotizm v strukture politiko-pravovoj kul'tury rossijskogo studenchestva // Vestnik Severo-Kavkazskogo gumanitarnogo instituta. — 2013. — № 2 (6). — p. 324-331. (in Russian)

5. Kuz'menko Ju.A., Pchel'nikov M.V. Jekologizacija vysshego obrazovanija kak chast' jekologicheskoj i patrioticheskoj kul'tury // V sbornike: Gumanizacija vysshego professional'nogo obrazovanija: celi, soderzhanie, sposoby osushhestvlenija (posvjashhaetsja 20-letiju Rostovskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii) sbornik nauchnyh trudov. pod redakciej A. O. Zubrilinoj, V. M. Levina. — Rostov-na-Donu, 2015. — p. 64 - 69. (in Russian)

6. Artjuhin O.A. Politicheskie aspekty protivodejstvija jekologicheskim i klimaticheskim ugrozam // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. — 2011. — № 4. — p. 151-157. (in Russian)

7. Ukaz Prezidenta RF ot 04.06.2008 №2 889 «O nekotoryh merah po povysheniju jenergeticheskoj i jekologicheskoj jeffektivnosti rossijskoj jekonomiki» // SZ RF 2008, № 23, st. 2672. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.