Научная статья на тему 'Образовательная технология как способ развития нравственно-экологических ценностей педагога'

Образовательная технология как способ развития нравственно-экологических ценностей педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ / СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / MORAL AND ECOLOGICAL VALUES / CONDITION FOR DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

Рассматриваются вопросы развития нравственно-экологических ценностей педагога. Эффективным способом для развития этих ценностей является технология, разработанная и внедренная автором исследования в практику дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS A WAY TO DEVELOP MORAL AND ECOLOGICAL VALUES OF A TEACHER

The article deals with issues of moral and environmental values of the educator. An effective condition for the development of these values is a technology developed and implemented by the author studies in educational practice.

Текст научной работы на тему «Образовательная технология как способ развития нравственно-экологических ценностей педагога»

УДК 574.(Б.71.54)

Л. Е. Халудорова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА

Рассматриваются вопросы развития нравственно-экологических ценностей педагога. Эффективным способом для развития этих ценностей является технология, разработанная и внедренная автором исследования в практику дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: образовательная технология, нравственно-экологические ценности, разработка технологии, структура и содержание технологии, внедрение технологии, технология как способ развития.

Сложность современной педагогической реальности поставила учителя перед дилеммой: оптимизировать свою профессиональную деятельность в рамках устоявшегося традиционного подхода к экологически ориентированному образованию, предлагающего готовые образцы решения профессионально значимых задач, или найти и обрести силу воли для внутреннего обновления, достижения профессиональной идентификации и развития творческих способностей. Это в свою очередь способствует рефлексии педагога по поводу определения роли и значимости собственной экологически ориентированной деятельности, т. е. переход педагога к новой системе своего профессионального бытия. Также необходимо решить проблему качественно нового уровня взаимодействия субъектов: преподавателя системы дополнительного профессионального образования и педагога.

В связи с этим одной из важных задач экологического образования взрослых является формирование адекватных стратегий и конкретных технологий непрагматического взаимодействия педагога с окружающей природной средой. Среди них можно назвать технологии эстетического освоения природных объектов, технологии получения научной информации о мире природы, технологии природоохранной деятельности, индивидуальные технологии природопользования в естественной среде. Предметом наших научных поисков являются образовательные технологии, которые направлены на интенсификацию отдельных компонентов экологического образования. Они в большинстве своем ориентированы на развитие познавательных интересов, творчества и самостоятельности (игровая, тренинговая, диалоговая, проектирование и др.) взрослых обучающихся. Для исследования выше обозначенной проблемы нами рассмотрены и проанализированы разные точки зрения на понятие «образовательная технология», разработана и апробирована технология развития нравственно-экологических ценностей педагога.

В научных источниках понятие «образовательная технология» трактуется как совокупность пси-холого-педагогических установок, определяющих

специальный набор и компоновку форм, методов, способов, воспитательных средств, приемов обучения; организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев); содержательная техника реализации учебного процесса; научно обоснованный проект педагогической системы, реализуемой на практике (В. П. Беспалько); описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. Г Волков); искусство, мастерство, умение и совокупность методов изменения состояния (В. М. Шепель); продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов); системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин) [1]. Отсюда видно, что не существует общепринятого определения данного понятия, хотя все они дополняют по смыслу друг друга, уточняя и конкретизируя некоторые его аспекты. В целом они рассматриваются или как организационно-методический инструментарий преподавания, или как все то, что участвует в процессе обучения, или как сложный интегративный процесс. Но при этом основной задачей внедрения технологий, на наш взгляд, было и остается создание необходимых условий для эффективной организации процесса обучения.

Разработка и апробация технологии развития нравственно-экологических ценностей связаны прежде всего с тем, что педагогу нужно осознать для себя, что среди множества проблем современности экологическое образование занимает одно из ведущих мест. В этой связи принципиально важными для них являются идеи многих ученых о том, что в основе совершенствования образования должно лежать экологическое образование. Отсюда на основе экологизации возможно формирование новых принципов нравственности, появляется шанс изменить ситуацию в области образования, «экологизация которого и есть архимедов рычаг», ши-

рота образования должна достигаться в первую очередь за счет объединения гуманитарного и естественно-научного знаний [2]. Вновь возникает вопрос о том, способствует ли экологическое образование совершенствованию профессионально важных личностных качеств педагога, перестройке в зависимости от различных условий его профессиональных установок, овладению новой системой действий, развитию педагога как носителя нравственно-экологических ценностей. Это обусловлено возрастающей психологической, информационной, профессионально-инновационной нагрузкой, которую сегодня испытывает педагог.

Говоря о технологии нравственно-экологических ценностей, мы должны определиться с двумя ключевыми понятиями. Во-первых, в нашем понимании, образовательная технология - это совокупность методов и приемов совместной деятельности субъектов образовательного пространства. Совместная деятельность субъектов - это активный поиск и порождение всеми участниками образовательного процесса общего смысла, цели, ценностей. Во-вторых, нравственно-экологические ценности понимаются как устойчивое убеждение, которое определяет потребности в сохранении и развитии окружающей природной среды, ориентирует на осознанное отношение к ней, регулирует поведение в этой среде и основывается на теоретико-методологических, этноэкологических знаниях и знаниях общечеловеческих ценностей. Необходимо отметить, что предлагаемая технология развития нравственно-экологических ценностей является гуманитарной по своим целям и содержанию. Это обусловлено тем, что гуманитарные технологии, с одной стороны, ориентируют по-новому выстраивать взаимодействие человека со средой, в нашем случае с природной и культурной средой. С другой стороны, эти технологии обращены на человека. Также необходимо отметить, что гуманитарность технологии проявляется в возможности ее влияний на интегральные характеристики человека: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, определяющие динамику развития личности [3].

Необходимо научно обосновать роль и значимость предлагаемой нами технологии, которая реализует содержание образовательных программ по развитию нравственно-экологических ценностей педагога в условиях дополнительного профессионального образования. Концептуальной основой технологии развития нравственно-экологических ценностей педагога является определенный способ осмысления и понимания, который сформулирован в систему принципов и представлений об экологически ориентированной образовательной деятельности взрослых. Итак, рассмотрим некоторые ис-

ходные теоретические положения: учета глобализационных процессов в системе повышения квалификации учителей (В. В. Краевский, В. А. Сла-стенин, В. И. Андреев, В. В. Сериков, А. К. Маркова, Ю. Н. Кулюткин и др.); организации активного обучения педагогов (С. В. Алексеев, С. Г. Вершлов-ский, М. Т. Громкова, В. И. Загвязинский, С. И. Змеев, А. Е. Марон, В. И. Подобед и др.); понимания «внешнего через внутреннее», согласно которому внутреннее развитие детерминировано внешней (природной, этнокультурной и образовательной) средой (Л. С. Выготский, А. В. Петровский, А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков и др.); «обучения действием» (Дж. Дьюи, Р. Реванс и др.); предпочтения гуманитарных способов совместной деятельности (М. М. Бахтин, В. С. Библер, М. С. Каган, И. А. Колесникова, С. Ю. Курганов и др.); развертывания мыследеятельности (О. С. Анисимов, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов, Г. П. Ильин, Н. А. Масюкова, О. Г Прикот, В. И. Слободчиков, Г П. Щедровиц-кий, П. Г Щедровицкий и др.). Определены основные методологические подходы: личностно ориентированный (создание условий для того, чтобы педагог становился субъектом собственной и экологически ориентированной образовательной деятельности); культурологический (создание условий для развития у участников образовательного процесса культуры совместной экологически ориентированной деятельности, культуры коллективного экологически ориентированного мышления, культуры экологически ориентированного общения); аксиологический (создание условий для внедрения приоритетных нравственно-экологических ценностей в образование взрослых).

Внедрение этой технологии предполагает организацию экологически ориентированного образовательного процесса с помощью определенной системы методических приемов и техник. Структуру технологии составляют четыре стадии: определение, осмысление, отношение и осознание. Под определением мы понимаем объяснение, раскрывающее, разъясняющее содержание, смысл чего-нибудь. Это процесс выяснения, установления, раскрытия смысла нравственно-экологических ценностей. На этом этапе происходит знакомство и позиционирование каждым участником образовательного процесса себя, выявление их потребностей, согласование целей, актуализация имеющихся знаний по этой проблематике. Осмысление - это не только понимание того или иного экологически ориентированного содержания, но и открытие множества смыслов, знакомясь с этим содержанием, открытие собственного смысла, значения чего-нибудь. Третья стадия -это отношение к выполняемой экологически ориентированной деятельности на основании личностных смыслов и собственной системы ценностей.

Четвертая стадия - осознание. Осознать - значит полностью довести до своего сознания, понять, осознать смысл.

К примеру, возьмем обучение, организованное по образовательной программе профессиональной переподготовки специалистов (курс «Экологическая педагогика», модуль «Нравственно-экологические ценности педагога в условиях Байкальского региона»). Изучая этот модуль, на первой стадии проводим игру «Знакомство». Все садятся в круг и друг у друга берут интервью. Затем по очереди представляют группе того человека, которого они интервьюировали. Далее используется методический прием «Мои успехи». Все по очереди рассказывают о своих достижениях, успехах за год. Говорят, не раздумывая. Этим достигается не только субъективность, но и объективность ситуации и обстоятельств. На этом этапе происходит обязательное согласование целей, от которого зависит вся дальнейшая совместная деятельность и самоопределение каждого. При помощи методического приема «Мой опыт» устанавливается связь с предстоящим новым содержанием, трактовкой понятия «нравственно-экологическая ценность», при этом актуализируются имеющиеся знания и определяется рассматриваемое содержание.

На второй стадии осмысливается содержание изучаемого модуля, основные темы и понятия. Осмысление происходит через множество методов и приемов, представляющих собой разного рода ситуации. Это могут быть не только описанные и имитируемые ситуации, которые нужно решать. Также могут быть ситуации в виде разного рода мыслительных задач, которые можно назвать, на наш взгляд, мыслительными ситуациями, которые тоже нужно решать, размышляя и рассуждая. Эти ситуации называют еще проблемными ситуациями. Например, методический прием «Совместная мыследеятельность». В мыследеятельности сначала устанавливается объект изучения, связанный с региональной экологической проблематикой, видение этого объекта в широком плане. Затем выбирается исходная экологически ориентированная концепция, например аксиологический подход как методологический принцип экологического образования педагога, определяются в ней авторские позиции, их социальные и культурные ориентации, основные принципы. В-третьих, происходит погружение, т. е. движение вовнутрь с помощью разных приемов, соединение отдельных частей и элементов, расширение ценностного видения. В-четвертых, выявляется смысл и значение (ценность) изучаемого явления. В-пятых, происходит понимание сути путем синтеза и обобщения результатов. Таким образом, педагоги проходят через эти пять мыслительных действий, т. е. пять шагов. Эти дейст-

вия логически выстроены. Здесь развивается у педагогов способность мыслить ассоциативно и научно подходить к любой проблеме, т. е. при этом выясняется и устанавливается смысл экологически ориентированной деятельности с точки зрения аксиологии. В результате этой мыследеятель-ности педагоги понимают, что нравственно-экологические ценности есть императив современности, характеризующийся их устойчивым убеждением по поводу сохранения окружающей природной среды.

Методический прием «Совместное погружение» представляет собой систему игр на природе или в имитируемой ситуации. Например, игра « Мой лес». Каждому педагогу-игроку дается по одному квадратному километру земли, и они могут создать на нем все, что им захочется. На этом участке педагоги могут посадить свой сказочный лес, в котором будет столько деревьев, животных, гор, рек, сколько они захотят. Главное, в этом процессе не сдерживать их фантазии. Чтобы помочь разворачиванию их творчества, предлагается следующее: «Для того чтобы ваш лес был красивым и ярким, вы можете сделать в нем водопады, пусть на него налетают бури, и над ним всегда стоит радуга». Они сначала напишут, что бы они хотели иметь в своем лесу, а потом нарисуют этот лес. После этого могут обсудить, сможет ли их лес существовать долгие годы, и от чего это будет зависеть.

Игра «Создадим биографию». Выбирается биография человека, занимающегося вопросами экологического образования, но чья жизнь приводит в восхищение. Это дает возможность заразить своим искренним энтузиазмом тех, кто слушает, когда рассказывают о нем. При этом отбираются несколько высказываний, принадлежащих ему, рассказов о том, как он относился к природе, несколько смешных и интересных историй из его жизни. Первый рассказ может быть очень коротким. Потом дается задание каждому найти наиболее интересные сведения о нем, после этого начинается конкурс на лучшего рассказчика этой биографии. Таким образом, расширяется представление о герое как носителе нравственно-экологических ценностей.

Игра «Погружение». В уникальном Байкальском регионе есть такие живописные природные места, созданные самой природой. Они могут очаровывать множество людей, в том числе специально организованную группу, которые располагаются в тех местах, где можно молча восхищаться, погрузившись в этот природный мир. Для игры ведущий подбирает высказывания, которые вдохновляют своим смыслом, и записывает их на карточках. Каждое высказывание сопровождается заданиями, позволяющими пропустить эти слова че-

рез свое сердце. Например, «Какая музыка гремит в лесу?! Слушая ее, можно подумать, что все звери и птицы, насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется...» (В. Бианки). Задание: найдите место, где тихо. Слушайте, не отвлекаясь, звуки природы. Слушайте тишину между звуками. Если начинаете отвлекаться, повторите высказывание В. Бианки. Это поможет вам вновь начать слушать. После 10 проведенных наедине с природой минут все собираются, садятся и рассказывают то, что они пережили. Затем совместно осмысливают то, что происходило. Примерно так разрабатываются игры, способствующие развитию нравственно-экологических ценностей педагога.

Методический прием «Совместное преобразующее мышление». Его использование способствует детальному рассмотрению проблемы и ее тщательному анализу. В ней разворачивается только одна мысль до такой степени, что появляется ее еще одно новое решение. Составляющими преобразующего мышления являются следующие мыслительные действия в виде вопросов:

- на замену: чем можно заменить данный экологически ориентированный подход, процесс?

- на комбинирование: какие экологически ориентированные процессы, идеи, решения, компоненты можно совместить?

- на адаптацию: с чем можно сравнить эту региональную экологическую проблему? С какой проблемой в прошлом может быть соотнесен по степени невыполнимости, а с какой - по легкости?

- на модификацию: что можно добавить для решения реальной экологической проблемы? От чего можно отказаться? На что можно сделать акцент?

- на изменение взгляда: можно ли решение региональной экологической проблемы рассмотреть как-то иначе? Можно ли эту проблему использовать для решения другой или ее решение для решения другой проблемы?

- на перестройку: можно ли обсуждаемую реальную проблему перестроить, переоформить или как-то изменить?

Достоинством этого методического приема является не только новое решение, но и универсальность, гибкость, позитивность при решении региональной экологической проблемы, поскольку используется множество преобразований. Ответы на вопросы открывают множество новых возможностей при решении поставленных проблем. Также в процессе осмысления нравственного отношения к природной среде большую роль играют такие виды совместной деятельности, как экологически ориентированное конструирование, моделирование и проектирование.

Третья стадия характерна тем, что участник уже владеет достаточными навыками работы над смыслом, активно и свободно размышляет, рассуждает. На этой стадии он позиционирует свое отношение к выполняемой деятельности на основании уже состоявшихся личностных смыслов и собственной системы ценностей. Могут провести экспертизу. Например, на данном этапе можно использовать методический прием «Моя позиция». В режиме диалога и полилога все размышляют о смысле, значении мыслей мудрых, при этом выражая свое отношение, отстаивая свою точку зрения, оппонируя, выдвигая свою гипотезу, защищая свою позицию, опираясь на свои ценностные ориентиры: «Нравственность - это разум сердца» (Г Гейне); «Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, то больше идет назад, чем вперед» (Аристотель); «Физический рост человека определяется расстоянием его головы от земли, нравственный рост - расстоянием его головы от неба» (Ш. Пьермон); «Нравственный человек составляет противоположность Антею: силу свою он обретает не от прикосновения к земле, а поднимая глаза ввысь, к далекому и с виду недоступному идеалу» (А. Фулье); «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Интересны на данном этапе такие виды деятельности, как эссе, «Моя педагогическая философия», «Я-концеп-ция» и другие виды, раскрывающие образ педагога как носителя нравственно-экологических ценностей.

Четвертая стадия предполагает осознание педагогом собственной деятельности, т. е. осознанный взгляд на свою деятельность. Этот процесс по-другому можно назвать рефлексией. Рефлексия как предмет исследования ориентирована на изучение самопознания, самосознания и самооценки (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, И. С. Кон и др.). С другой стороны, рефлексия рассматривается как механизм мыслительной деятельности (В. В. Давыдов, В. И. Сло-бодчиков и др.). Содержанием рефлексии может быть мысль, способ познания деятельности и сам субъект, поскольку рефлексия способствует изменению не только знаний, но и многих психических процессов самой личности. На наш взгляд, рефлексия обычно формируется в совместной деятельности людей, при их содержательной оценке друг друга и самооценке. Рефлексия - это способность субъекта не только выявлять, выделять, но и анализировать и оценивать различные стороны своей деятельности, которые способствуют определению личностных качеств и других особенностей в прошлом, настоящем и будущем. Только при продуктивном взаимодействии субъекта с окружающим миром появляются новые ценности как

смыслы жизни. Таким образом, рефлексия - это способность взглянуть на себя, на свое дело со стороны, размышляя, переживая, оценивая, это понимание человеком самого себя, своего внутреннего мира, понимание того, что происходит в общении с другими. Заканчивая любое занятие с использованием этой технологии, необходимо рефлектировать то, что происходило в процессе обучения. В этом помогают следующие методические приемы и техники. Модифицированная методика « Вопросы самому себе». Приведем примерные вопросы, которые педагоги задавали самому себе в конце проведенного занятия:

- Умею ли я обоснованно отвечать на вопросы о том, как устроен мир, какое место в этом мире мы занимаем, почему мы действуем именно так, а не иначе?

- Умею ли я глубоко внутренне, личностно, т. е. «пропуская через себя», откликнуться на то, что происходит в окружающем природном мире?

- Умею ли я выстраивать позитивные взаимоотношения с природным миром?

- Умею ли я каждый раз и по-новому обнаруживать интерес к себе, другим, окружающей природе?

- Умею ли я в общении с коллегами убеждать их в том, что в мире «все едино»?

- Умею ли я совместно с коллегами порождать такие идеи, которые влияют на наши чувства?

Таким образом, рефлексия, на наш взгляд, это особый вид самопознания и самоизменения. При помощи рефлексии можно осознать свои жизненные смыслы, нравственные регулятивы по отношению к окружающему миру, внутреннее «Я». Естественно, что это возможно только после определения и осмысления тех или иных явлений, связанных с системой «человек - природа». Безусловно, мы привели универсальный пример проведения занятий по модулю, не детализируя, и предупреждаем о том, что эти методические приемы и техники могут варьироваться, можно на разных этапах использовать не все их сразу, т. е. все будет зависеть от содержания того или иного занятия.

Значимость применения любой технологии, и данной технологии в частности, мы можем обосновать следующими диагностическими данными. В начале курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов проводится обязательное входное анкетирование педагогов, в анкетах есть вопрос о том, какие педагогические технологии они используют. В выходных анкетах они пишут о том, действительно ли эти используемые технологии соответствуют всем необходимым требованиям, используются ли они в системе, способствуют ли развитию личности педагога. Анализ этих анкет за последние пять лет

показал весьма устойчивую тенденцию. От 65 до 75 % педагогов формально называют и пишут, что используют те или иные технологии. Только от 20 до 25 % педагогов действительно используют технологии и добиваются гарантированных результатов. Анализ деятельности этой части педагогов показывает высокий уровень их компетентности, у них всегда присутствуют свои оригинальные идеи, творческие планы и проекты по обучению и воспитанию детей, развитию их субъектности, способы самосовершенствования и саморазвития, своя точка зрения на происходящее. Отсюда следует, что именно творчески работающие педагоги, мастера своего дела понимают важность и необходимость внедрения современных образовательных технологий.

Для обеспечения достоверности результатов эксперимента, связанного с использованием данной технологии, проводились комплексные замеры в начале исследования и в конце формирующего эксперимента. Они состояли из контрольных опросов, анкетирования педагогов, включенного наблюдения за деятельностью педагогов на практических занятиях и по итогам самостоятельной экологически ориентированной деятельности педагогов на образовательных площадках. Анализ результатов диагностики на завершающем этапе нашего эксперимента позволил выявить ряд изменений, произошедших с педагогами в процессе их экологически ориентированного обучения. Итак, мы выявили, что уровень развития нравственноэкологических ценностей педагогов повысился с 29,9 (в начале эксперимента) до 51,2 % (после эксперимента), педагогов с низким уровнем развития нравственно-экологических ценностей в заключительном срезе осталось 4,7 %. 44,1 % педагогов отнесены к среднему уровню, значит, они еще на сегодня составляют значительную часть педагогов.

Таким образом, эффективность описываемой технологии заключается в том, что педагог, работая по данной технологии, получает не готовые знания, а у него появляется возможность развивать свои способности. Педагог прежде всего сам оказывается участником и инициатором активной совместной деятельности, сам добывает, конструирует собственные знания в процессе обучения, пробует, «проделывает», создает собственный или коллективный образовательный продукт. Значит, педагог при этом проживает ситуацию открытия при помощи самоопределения, осмысления, отношения к происходящему и глубокого осознания того содержания, которое актуализируется в образовательном пространстве, при этом пропуская через себя. Это становится возможным при использовании новых видов деятельности через разные методики и техники. Именно такая деятельность

способствует появлению эффективных новообразований у педагога. Об этом свидетельствуют отзывы педагогов, обучившихся по этой технологии и утверждающих, что они на этих занятиях не только актуализировали свои знания, но и научились сами порождать новые знания в виде образовательных продуктов. Только в этом случае мы можем утверждать, что данная технология становится способом развития нравственно-экологических

ценностей педагога как устойчивого убеждения в сохранении окружающей социоприродной среды. С другой стороны, происходящие в обществе социально-экономические преобразования, безусловно, оказывают непосредственное влияние на систему образования и требуют новых подходов к ее совершенствованию, развитию, обновлению [4]. Одним из механизмов предъявления этих новых подходов является образовательная технология.

Список литературы

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пос. М., 1998. 256 с.

2. Моисеев Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование. М.: МНЭПУ, 1995.

3. Бордовский Г. А. Особенности развития современного педагогического образования // Педагогика. 2010. № 5. С. 60-66.

4. Криво Т. М. Технология развития художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности //

Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2. С. 121-125.

Халудорова Л. Е., кандидат педагогических наук, доцент.

Республиканский институт кадров управления и образования.

Ул. Советская, 30, Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия, 670000.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 15.11.2011.

L. E. Khaludorova

EDUCATIONAL TECHNOLOGY AS A WAY TO DEVELOP MORAL AND ECOLOGICAL VALUES OF A TEACHER

The article deals with issues of moral and environmental values of the educator. An effective condition for the development of these values is a technology developed and implemented by the author studies in educational practice.

Key words: educational technology, moral and ecological values, condition for development.

Republican Institute for Personnel Management and Education.

Ul. Sovetskaya, 30, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.