Научная статья на тему 'Состояние нравственно-экологической подготовки учителей на примере участников республиканского профессионального конкурса'

Состояние нравственно-экологической подготовки учителей на примере участников республиканского профессионального конкурса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ / MORAL AND ENVIRONMENTAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETITION / TEACHER FINDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

В статье рассмотрены проблемы нравственно-экологической подготовки педагога в условиях постдипломного образования. При этом профессиональный конкурс «Учитель года» является одной из эффективных форм развития педагога в современных условиях и площадкой для презентации его педагогических достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халудорова Любовь Енжаповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Condition of Teachers’ Ecological and Ethical Training on the Example of Republican Professional Competence

The paper considers the problem of moral and environmental training pedagogue in post-graduate education. In this professional competition «Teacher of the Year» is one of the most effective forms of pedagogue development in modern conditions and platform for the presentation of his teacher finds.

Текст научной работы на тему «Состояние нравственно-экологической подготовки учителей на примере участников республиканского профессионального конкурса»

Литература

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированной педагогики. - Режим доступа:

http://rspu.edu.ru/universitv/publish/schools/1/2.html

2. Никитина Н.Н. Как сделать общественные ценности достоянием личности // Классный руководитель. 2004. - №4. -С. 13-18.

3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Переход от авторитарной к гуманистической парадигме как фактор становления и развития педагогической аксиологии // Хрестоматия по педагогической аксиологии. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. - С. 437-446.

Талых Татьяна Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики Старооскольского филиала Белгородского государственного национального исследовательского университета. E-mail: talvh@vandex. ru

УДК 574.71.54

© Л.Е Халудорова

Состояние нравственно-экологической подготовки учителей на примере участников республиканского профессионального конкурса

В статье рассмотрены проблемы нравственно-экологической подготовки педагога в условиях постдипломного образования. При этом профессиональный конкурс «Учитель года» является одной из эффективных форм развития педагога в современных условиях и площадкой для презентации его педагогических достижений.

Ключевые слова: нравственно-экологическая подготовка, профессиональный конкурс, педагогические находки.

L.E. Khaludorova

The Condition of Teachers’ Ecological and Ethical Training on the Example of Republican Professional Competence

The paper considers the problem of moral and environmental training pedagogue in post-graduate education. In this professional competition «Teacher of the Year» is one of the most effective forms of pedagogue development in modern conditions and platform for the presentation of his teacher finds.

Keywords: moral and environmental training, professional competition, teacher finds.

Идея о гармоничном взаимодействии человека и природы во все времена была актуальной. В своей книге «Человек и природа» Н. Рерих пишет об интересном размышлении. Это размышление предков: «Мудрые древние майи оставили надпись. Ей три тысячи лет: Ты, который позднее явишь здесь свое лицо! Если ум твой разумеет, ты спросишь, кто мы? - Кто мы? - Спроси зарю, спроси лес, спроси волну, спроси бурю, спроси любовь! Спроси землю страдания и землю любимую! Кто мы? - Мы земля».

Когда чувствовал древний приближение смерти, он думал с великим спокойствием: «Отдыхать иду».

Не знаем, как говорили, но так красиво мыслили древние» [5].

Отсюда возникает вопрос, каковы размышления наших современников по поводу этой идеи? Прежде чем ответить на этот вопрос, на наш взгляд, необходимо объяснить сложившуюся реальную ситуацию.

Экологические проблемы, ставшие ныне глобальными, представляют собой новую социальную реальность. Их воздействие поставило под угрозу существование самой цивилизации. Разрешение экологических проблем (мировых, национальных, региональных) зависит не только от уровня развития науки и техники, но и от всеобщей экологической культуры населения, от понимания истоков, сущности, путей, средств выхода из современной кризисной экологической ситуации. Ее преодоление возможно лишь посредством изменения общественной психологии, воспитания новых ценностей по отношению к природе, развития нравственных качеств личности на уровне, соответствующем масштабам и скорости изменения экологической ситуации в современном мире. Мы знаем, что развитие личности происходит через передачу необходимых качеств от поколения к поколению через мир культуры и образования. В этом процессе, безусловно, центральное место занимает педагог.

Мы также понимаем, что в процессе экологически - ориентированного образования многое зависит от личности учителя, его нравственных установок в достижении гармонии с внешним и внутренним миром, готовности к сознательному самоограничению своих потребностей, стремлению к добродетели и созиданию. Сами педагоги свою готовность к эффективному образованию вообще и к экологическому в частности оценивают не очень высоко. Главная причина видится в том, что подготовка специалиста сегодня осуществляется как бы формально, не затрагивая самосознания педагога, без учета того, насколько экологические ценности осознаются им как жизненно необходимые. Ведь педагоги, как и большинство наших соотечественников - носители ценностей, чаще всего не отвечающих запросам нового времени, ибо они воспитаны в духе безмерного потребления, покорения богатств природы. При этом сегодня большинство из них понимает, что экокультурная несостоятельность является серьезным недостатком. Ведь именно педагог оказывает влияние на формирование у воспитанников понимания «экологии» как способа нового видения мира, места и роли человека в нем. Глобальный характер экологического кризиса вывел проблему экологического образования на цивилизационный уровень, тем самым обозначив ее приоритет. Ведь речь идет о спасении коллективными усилиями земной цивилизации [2].

Также, с одной стороны, новая эпоха, динамично меняющийся мир начинают испытывать все возрастающую потребность в работниках, которые умеют быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способны принимать на себя ответственность. Отсюда новый тип образования должен быть нацелен на создание возможности формирования индивидуальностей, каждая из которых имеет свое собственное мнение, умеет ценить различные мнения обладает критическим мышлением. При этом становятся важными нестандартность мышления в условиях неопределенности, умение создать свою картину, образ мира из множественности образов. Нельзя не согласиться, что главным отличием, выдвигаемым на первый план новой образовательной парадигмой, станет «феноменальный рост деятельности по принципу «помоги себе сам» и «сделай сам» или «производство для себя». Эти моменты, на наш взгляд, являются принципиально важными для тех, кто проживает в Байкальском регионе и занимается экологическим образованием. Именно эта особенность образовательного пространства может способст-

вовать изменению менталитета, образа жизни педагога. Если удастся создать такое пространство, то его можно назвать аттрактивным, т.е. привлекательным и притягательным. Именно в таком образовательном пространстве возможно взращивание педагогов с устойчивыми экологическими знаниями; их качественное экологическое образование позволит не только сформировать новые мировоззренческие установки, но также эффективно использовать эти знания для совместного решения многих экологических проблем региона. В связи с этим наши научные поиски были направлены на решение проблемы экологизации образовательного процесса в системе постдипломного педагогического образования.

С другой стороны, современная эпоха в качестве базового положения выдвинула тезис: «учитель - ключевая фигура в образовании». Этим самым она стимулирует как количественный рост этой категории интеллигенции, так и заметное усложнение, расширение функций и задач учительской деятельности. Сейчас, как никогда ранее, он стал очень сложным и поли-функциональным по своему характеру. Сегодня, когда разрабатываются новые критерии к образовательным результатам учеников, когда речь идет о компетентностно-деятельностном подходе в обучении, педагогу приходится менять свою позицию, свой взгляд сообразно происходящему. Именно педагог закладывает фундамент интеллектуального потенциала общества. Действительно, ни литература, ни наука, ни искусство со всеми библиотеками, театрами, картинными галереями не смогут сделать того, что сумеют учитель и школа [3]. При этом педагог сам должен научиться принимать изменения, быть сторонником таких изменений в образовании и способствовать использованию новых технологий. Возникает закономерный вопрос, каков педагогический потенциал республики, все ли вовлечены в активную экологически ориентированную деятельность, все ли готовы к современным вызовам? Каков уровень нравственно-экологической подготовки педагогов?

В рамках поиска ответа на этот вопрос был проведен аспектный анализ экологически ориентированной деятельности педагогов, принявших участие в конкурсе «Учитель года», начиная с 2002 года. Этот конкурс является одной из эффективных форм повышения квалификации педагога в части предъявления результатов и творчества со стороны педагогов. В конкурсе принимают участие лучшие педагоги, способные и готовые работать в новых условиях (о требованиях, предъявляемых к таким педагогам,

было сказано выше). Это уникальная возможность профессионального общения и обмена опытом между педагогами, это новые идеи, а, главное, они осознанно и самостоятельно оценивают свой труд, делятся собственными педагогическими находками, учатся сами и учат других. На конкурсе учителя открываются своим коллегам не только как педагоги-профессионалы, но и как люди с определенной жизненной философией, неравнодушные к проблемам современного общества, умеющие отстаивать свои мировоззренческие позиции. Лучший учитель заявляет о себе как о настоящем просветителе, гуманисте, правозащитнике. Учитель года - не просто звание и даже не просто призвание, это определенная миссия. Нас интересовало то, каким образом эти учителя занимаются экологическим образованием и воспитанием, качество которого зависит от уровня их нравственно-экологической подготовки. Ежегодно в институте проводятся курсы по подготовке к конкурсу. В рамках этих курсов были проанализированы все материалы, представленные на конкурс. Мы становились непосредственными консультантами по определенным проблемам, мы были независимыми экспертами их выступлений. Если сделать выборку именно интересующей нас проблемы, то можно привести некоторые примеры. Итак, Очирова В.Н., учитель начальных классов Бараг-ханского социально-педагогического комплекса Курумканского района пишет: «В самом начале своей педагогической деятельности мною была разработана индивидуальная программа «Мир и человек». Тогда я еще многого не знала, многому надо было учиться, и, может быть, эта программа во многом была несовершенна. Но сегодня, работая с детьми по учебнику «Мы и окружающий мир», я убеждаюсь в том, что во многом была права. Использование краеведческого материала, дающего детям возможность узнать свою малую родину, очень органично вписывается в этот курс. Конечно же, мысль не нова и не мной впервые высказана, но ведь нет на Земле другой, столь прекрасной Баргузинской долины и священной Бархан-Уулы, таких девственных в своей чистоте горных вершин. Надеюсь, и мое маленькое слово внесет свою лепту в осознание маленькими гражданами их истоков. Пусть они не станут математиками или словесниками, но зато они, возможно, станут хорошими людьми. Каждое утро я иду в школу с верой и надеждой, что вновь увижу устремленные на меня глаза, а все остальное преходяще».

Кащеева С.Г., учитель географии Турунтаев-ской школы Прибайкальского района говорит о

том, что ее ученикам предстоит жить в XXI в. на огромной планете Земля. И какой будет эта Земля, как могут распорядиться ее богатствами и ресурсами сегодняшние и завтрашние ученики, во многом зависит и от нее. С библейских времен и до наших дней жить на Земле и украшать ее своим делами - дело рук человечества. Как учитель географии, одного из самых, на ее взгляд, главных предметов в школе, старается привить своим ученикам понятия Добра и Зла, помогая им стать творцами и хозяевами Земли. Она и ее ученики в постоянном поиске, вместе решают проблемы, необходимые для решения вопросов, связанных с экономикой, политикой, экологией. Л.Ц. Найданова, учитель биологии СОШ №57 ведет факультативный курс «Экология». При изучении раздела «Орнитология» школьники учатся наблюдать, описывать, сравнивать, обобщать, прогнозировать процессы и явления природы. Много исследовательских работ было посвящено проблемам изменения видового состава и численности птиц пригородной зоны, которые служат биоиндикаторами качества окружающей среды города. А.Г. Цыденова, учитель начальных классов Тохорюктинской школы Хоринского района размышляет о том, что маленький человек приходит к тебе, чтобы понять, кто он. Его надо уважать, и он непременно ответит тебе тем же. Пусть он ошибается и не боится этого, пусть он поймет, что надо научиться, и ты в этом ему поможешь, пусть он задает много вопросов и видит, что ты радуешься этому. Человечек пришел к тебе понять, что появился на свет не зря, что он нужен не только маме и папе, но и друзьям, и людям, и родине, что он должен сохранить и умножить красоту Земли своими делами, ибо он становится красивее, когда творит добро. Красивее становится человек и тогда, когда видит красоту вокруг себя. Волею судьбы и Вечного синего неба дети родились и живут в краю бесконечно прекрасного простора, напоенного ароматом тайги и полей, пением птиц; насыщенного чистотой и оглушающей иногда тишиной. Она хотела бы, чтобы маленькие люди прониклись, насквозь пропитались любовью своей земли, дарующей им все свои богатства, столь незаметные для них сейчас, но приобретающие свою значимость в дальнейшем, ибо только эта земля, эта «малая родина», эта маленькая деревня может дать им силы, как физические, так и духовные. И нельзя не согласиться с В. Распутиным, сказавшим, что «... крестьянин нравственно богаче горожанина потому, что чаще может задержать в душе красоту земли и неба».

Е.С. Старикова, учитель истории Селенгин-ской гимназии Кабанского района размышляет: «Место, где человек родился, он называет своей родиной. Землю, на которой издревле жили отцы и деды, именуемую Отечеством. Любовь к родине, на мой взгляд, - необходимое чувство для учителя истории. Я трижды выезжала за границу. Счастлива, что прошла по древней Фракии, где когда-то ступала нога А. Македонского, в изнуряющую жару побывала на Шипке

- памятнике русской доблести XIX в., с удовольствием посетила средневековый замок Ве-лико-Тырново, поклонилась советскому солдату Алеше в Пловдиве, прикоснулась к руинам греческого амфитеатра в Софии. Поездка в Монголию позволила приобщиться к древней цивилизации народа, который своей стремительной исторической жизнью оказал огромное влияние на судьбы Евразии, поразили красотой бескрайние степные просторы, вот такая она - родина Чингисхана! Эти поездки укрепили мое чувство патриотизма. Только там, вне родины, ты понимаешь - откуда ты». Д. Г. Дамдинова, учитель родного языка Аршанского лицея Тункинского района убеждена, что природа - прекрасная книга, которая открывает глаза на окружающий мир, доставляет радость тому, кто умеет читать ее. Ее ученики любят экскурсии в природу. Главное на таком уроке - увидеть и удивиться. Каждый находит что-то по вкусу. О чем только не пишут дети! Каждый о своем, каждый по-своему.

Учитель биологии из Селенгинской школы Ю.В. Афанасьева, глубоко вникая в суть эколо-го-краеведческого образования, важной задачей считает создание условий для развития устойчивой мотивации у школьников к деятельности, направленной на защиту и сохранение среды обитания. На основе этого определяется проблематика местности, т.е. Шулутского поселения, которое подвержено сильному антропогенному воздействию, т.к. оно расположено в пределах федеральной трассы «Москва - Владивосток» и железной дороги. Ухудшение экологической обстановки связано с наличием бесконтрольных свалок мусора, особенно в близлежащих лесах, а также интенсивным развитием эрозионных процессов, загрязнением природной среды производственными (котельная и очистные сооружения с. Солонцы) и бытовыми отходами. Разворачивая идею возможного решения этих проблем, педагог разрабатывает развернутую концепцию эколого-краеведческого образования взрослых и детей.

Учитель биологии Таксимовской средней школы №1 Муйского района И.Ф. Осипова в

системе занимается разработкой практикоориентированных экологических проектов совместно с учащимися. Из множества проектов успешно внедрен в практику проект озеленения пришкольного участка. Ею разработана программа дополнительного образования детей «Юный натуралист», которая содержит три взаимосвязанных проекта: «Озелени свой дом», «Я и мое здоровье», «Экологический бумеранг». Отличительной особенностью данной программы является то, что она не привязана к какому-либо учебному предмету, и реализуют ее разновозрастные группы и все заинтересованные взрослые. Целью программы элективного курса «География Тункинского района» является комплексное изучение района, способствующее воспитанию природо - и культуроохранного экологического сознания, патриотизма и любви к родной местности. Для реализации этой цели учитель географии Горхонской средней школы Тункинского района Т. Г. Каминская знакомит учащихся с разносторонними сведениями о районе, формирует умения и навыки, необходимые для самостоятельного изучения родного края, установления причинно-следственных связей в воспитании природоохранного сознания. Учитель географии Тулдунской средней школы Еравнинского района Н.Н. Цырендоржиева разработала и реализует серию программ по экологической тематике. Наиболее интересные из них

- это программа геоэкологического кружка «Я -житель планеты Земля», программа летнего лагеря «Юный эколог» и программа элективного курса «Развитие туризма в Бурятии: проблемы и перспективы». По ее мнению, познание своего края дает возможность и взрослым, и детям осознанно воспринимать окружающий мир, грамотно взаимодействовать с ним и, что особенно важно, относиться к нему как к определенной ценности. Последовательность направлений работы экологического лагеря дает возможность пройти им следующий путь: созерцание природы - наблюдение за ее процессами -выводы о закономерностях в природе - обнаружение разрушительных тенденций в природе -переживание разрушения природы как своего личного несчастья - этическое осмысление свой позиции - акция в защиту природы - новый, более глубокий контакт с природой. Учитель естествознания гимназии №33 Н.В. Тюрюханова, раскрывая смысл эмблемы своей педагогической философии, пишет: «Земля, глаз, как взгляд человека на землю, и лист, как ресурс жизни, лежат на ладони человека. Это говорит о том, что все в наших с вами руках: жизнь живых

существ и жизнь планеты и именно от нас с вами зависит, как эта жизнь будет складываться. И именно это я должна донести детям - это другой смысл ладони. И еще о чем говорит ладонь человека, это связь поколений. Вот так от поколения к поколению передается наша планета и поэтому необходимо нести ответственность за ее сохранение для ныне живущих и их потомков. Ведь не зря говорят, что быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Дети должны понять, что природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». Проект «Социальноисследовательская экспедиция «Край мой окин-ский», разработанный учителем географии Ор-ликской средней школы А.П. Папаевым, реализуется в трех основных программах: «Образовательная историко-культурная экспедиция «Хон-годоры», «Экологическая экспедиция «Саянит», «Образовательная историко-археологическая

практика «Окинские курганы». В рамках этого проекта созданы: электронное пособие «Край голубого поднебесья» (виртуальное путешествие по Окинскому району), атлас историкокультурного наследия Окинского района,

школьный участок музейной экспозиции горных пород, минералов Окинского района «Сад камней», летопись экспедиций научного профиля. Заслуживает внимания проект создания научноисследовательской обсерватории «Созвездие», который разработал учитель физики Багдарин-ской средней школы Баунтовского района И.Д. Каошантин Данный проект явился одним из способов формирования ключевых компетентностей учащихся в современной школе. С разного рода экологическими инициативами выступает передвижная музейная выставка под руководством учителя Оронгойской средней школы Г.С. Бальжиевой вместе с членами краеведческого кружка «Экология и этническая культура Оронгойского поселения». Таким образом, анализ их работ и выступлений показывает, что учителя разных предметов: начальных классов, биологии, химии, естествознания, географии, физики, истории, родного и русского языков одинаково глубоко и ответственно занимаются экологическим воспитанием и образованием. Это те педагоги, которые осознали необходимость и важность своего дела, и действительно являются носителями нравственно-экологических ценностей. Это означает, что экологически-ориентированное образование является практи-ко-ориентированным обучением и воспитанием, отражающим реалии конкретной социоприрод-

ной среды. Человек должен действовать, совершать поступки во имя сохранения окружающей среды. Главное - вызвать у воспитанников потребность жить по законам Добра, Истины, Красоты [1].

По мнению основоположника теории ноосферы В.И. Вернадского, «все решает человеческая личность», и в значительной мере устойчивое развитие мира зависит от формирования высоконравственных и высококреативных личностей, способных решать сложные проблемы развития общества. Ведущая роль в этом процессе формирования высоких человеческих качеств принадлежит такому образованию, которое основано на принципах устойчивого развития, т. е. синтеза науки и нравственности, коэволюции общества и природы. Идея устойчивого развития должна стать концептуальной основой, фундаментом всей системы образования. Таким образом, гуманитарный аспект модели устойчивого развития состоит в развитии человеческого потенциала, прежде всего, через систему образования взрослых. Говоря о системе «УЧИТЕЛЬ», Н. Моисеев писал, что до сих пор ее главным назначением было - аккумулировать опыт, превращать его в знания и готовить людей, способных передать его обществу. Но сегодня стоят совершенно новые задачи: готовить не просто специалистов, владеющих экстрактом опыта предыдущих поколений, но готовых к встрече с неизвестным, к непрерывной учебе и поиску во всех сферах деятельности. Университетское образование, мы подчеркнем, тем более постдипломное образование, должно стать достаточно открытым, а узкая профессионализация

- лишь его завершением. Широта образования должна достигаться, в первую очередь, за счет объединения гуманитарного и естественнонаучного знания. Должны существовать некоторые цивилизационные инварианты, ибо человечество взаимодействует с остальной биосферой как единый вид. У всех цивилизаций должна существовать некая общая «экологическая арифметика» или «начальная грамота». Такая «начальная грамота» должна содержать не только минимум экологических знаний, но и ряд общих нравственных начал. Н. Моисеев был глубоко прав, когда говорил, что новый этап антропогенеза, если он состоится, приведет не только к большему укоренению нравственных начал в жизни людей, но затронет и глубину морали, и духовной жизни человека, потребует и некоторых общих мировоззренческих начал [4].

Таким образом, изучение опыта экологически ориентированной деятельности педагогов было организовано через проведение профессионального конкурса. Наша задача заключается в том, чтобы таких педагогов было гораздо больше и, в идеале, чтобы каждый учитель, живущий в таком уникальном месте, изнутри был «пропитан» заботой сохранить его. Для этого, как показывают результаты нашего эксперимента, помимо знаний основ экологической этики, у педагога-практика еще не хватает знаний современного рационалистического мировоззрения. Оно связано с именами тех ученых, которые продемонстрировали, что человек - не внешний созерцатель мироздания, а его составная часть, что идея

взаимозависимости природы и человека является центральной для современного рационализма. Только совместными усилиями гуманитариев и естественников, только через интеграцию мы можем решить задачи, возникшие перед человечеством. В связи с этим мы обновили содержание образовательных программ, которые внедряются в рамках повышения квалификации педагогов. При этом главным механизмом является решение глубоко внутренних нравственных проблем педагога для постоянного взращивания в нем устойчивого убеждения в том, что это необходимость, что это стратегия не только выживания, но и развития общества, региона, цивилизации в целом.

Литература

1. Дагбаева Н.Ж. Экологическое образование школьников в изменяющихся социоприродных условиях. - Улан-Удэ, 2007.

2. Дежникова Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики. - Педагогика, №10, 2002.

3. Лихачев Б.Т. Экология личности. - М., 1993.

4. Моисеев Н.Н. О системе «Учитель» // Экология и жизнь. - 2000. - №3.

5. Рерих Н.С. Человек и природа. - М.: Международный центр Рерихов, 1994. - 112с.

Халудорова Любовь Енжаповна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Республиканского института кадров управления и образования. E-mail: L.E.Khaludorova @mail.ru

УДК (075.8) 371

© ИП Шулья, НА. Шмырева Особенности профессиональной подготовки студентов технических вузов

В статье исследован вопрос о профессиональной подготовке студентов технических вузов в условиях модернизации отечественного образования. Требования, предъявляемые рынком труда к будущим инженерам, обусловливают существенный пересмотр уже сложившихся форм реализации системы профессиональной подготовки специалистов технического профиля.

Ключевые слова: модернизация образования, профессиональная подготовка, инженерная деятельность, компетентно-стный подход, инженерная проблема

I.P. Shu/’ya, NA. Shmyreva The Peculiarities of Students of Technical Universities Professional Training

The article raises a question of vocational training of students of technical institutions of higher education in the conditions of modernization of Russian education. The requirements of the labour market of the future engineers, account for a substantial revision of the already established forms of realization of the system of professional training of technical specialists.

Keywords: modernization of education, training, engineering activity, competence-based approach, engineering problem.

Преобразования, происходящие в современной российской жизни, в первую очередь, в экономике, обусловили необходимость перемен в образовательной сфере. Основная цель государственной инновационной политики Российской Федерации на период до 2020 г. - перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития; построение экономи-

ки, основанной на научных знаниях; снижение экспортно-сырьевой зависимости; обеспечение высокой динамики экономического роста в перерабатывающих отраслях.

В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 г. [1] современная педагогика в качестве одной из ведущих своих задач ставит создание и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.