Южной Кореи. Различные структуры университета участвовали и участвуют в 45 международных проектах, в том числе в таких, как ТЕМПУС, ТАСИС, Александр Герцен, Эразмус Мундус, ИНТЕРРЕГ и др. Некоторые образовательные проекты финансируются международными бизнес-структурами.
Успешное развитие международных связей подкрепляется тем, что за большой вклад в развитие Поморского университета 14 зарубежных ученых избраны почетными докторами университета, а ряд преподавателей университета имеют зарубежные государственные награды. С 1999 г. университет является действительным членом Евразийской ассоциации университетов. В 2005 г. Поморский университет стал лауреатом конкурса в номинации «100 лучших вузов России» (С. А. Коваль, советник ректора Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова).
Сегодня Герценовский университет признан в качестве авторитетного мирового научно-образовательного центра. Он поддерживает договорные отношения с более чем 150 зарубежными университетами и различными образовательными учреждениями из 30 стран Европы, Азии и Америки, стран ближнего зарубежья. За последние 5 лет заключены договоры с более чем 60 зарубежными вузами и различными образовательными учреждениями.
Как наш вклад в формирование европейского образовательного пространства мы рассматриваем инициативы Герценовского университета по развитию и формированию международных образовательных сетей ЮНЕСКО. В настоящее время в рамках сетевого проекта ЮНЕСКО «УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО» совместную работу с университетом осуществляют филиалы кафедры ЮНЕСКО в Нижнекамском муниципальном институте и Мурманском государственном педагогическом университете. Одобрение в штаб-квартире ЮНЕСКО вызвало предложение университета об организации в России педагогической сети ЮНЕСКО, работа которой будет реализована в рамках проекта «Педагогическое образование: мультикультурный диалог» (Г. А. Бордовский, ректор РГПУ им. А. И. Герцена).
В. В. Лаптев,
проректор по научной работе М. Н. Потемкин, начальник отдела бюджетных НИР
РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ КАК ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сложившееся состояние научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в РГПУ им. А. И. Герцена является новым этапом ее функционирования как системы усложняющихся задач, решение которых приводит к неуклонному обогащению исследовательского опыта, личностного и профессионального самоопределения обучающейся молодежи.
Основными задачами НИРС являются: осуществление органичного единства обучения и подготовки студентов к творческому труду; создание предпосылок для воспитания, формирования и самореализации личностных способностей студентов; повышение массовости и результативности участия студентов в научном творчестве; обеспечение наиболее эффективного профессиональ-
ного отбора способной, одаренной и талантливой молодежи для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре; содействие трудоустройству выпускников вуза, в том числе путем привлечения к научной и практической работе коллективов, где требуются молодые специалисты, и др.
Активное участие студентов в научноисследовательской деятельности сегодня рассматривается и как одна из основных форм воспитательной работы в вузе. В современных условиях, когда развитость образовательной и научной инфрастуктуры становится непременным условием становления и развития общества и экономики, ведущим ресурсом которых выступает новое знание, приобщение студенчества к научному поиску становится важнейшим фак-
тором развития личностных качеств, необходимых для успешной социализации выпускников вуза.
При этом следует отметить, что наука вуза, строго говоря, не может быть ни «студенческой», ни «аспирантской», ни «профессорско-преподавательской». Сама логика развития университетов предполагает вовлечение в научно-исследовательскую работу всех членов университетского сообщества независимо от их статуса в нем. В этой связи научно-исследовательская деятельность студентов представляет собой вид деятельности по производству научных знаний, субъектом которой является обучающаяся в вузе молодежь.
История научного творчества студенчества, как социального сообщества, включающего учащихся высших учебных заведений, уходит своими корнями в глубокое прошлое. Зародившись в средние века как центры по сосредоточению, сохранению и передаче знаний, первые европейские университеты отразили своим появлением восходящее к античности стремление к универсальности образования. Историческое предназначение университетов, как институциональной формы наиболее полного, целостного образования, всегда определялось их духовным и культурным влиянием на общество в стремлении к новому пониманию пользы знаний, к достижению совершенства образа мира, излагаемого языком науки.
В условиях формирования национальной инновационной системы и вхождения России в единое европейское научно-образовательное пространство приобщение студентов к научной деятельности определяется новым качеством университетского образования. Сегодня образованность — это не только знания, но и разнообразные способности системного характера, среди которых на первое место выходит способность к исследовательской деятельности. Достижение необходимого уровня образованности выдвигает задачу привлечения студентов к научной работе.
Подготовка современного высококвалифицированного специалиста невозможна
без действенной системы организации научного творчества. В РГПУ им. А. И. Герцена структура из 34 основных научных направлений координирует научно-исследовательскую деятельность более 40 ведущих научно-педагогических коллективов университета. Интегрируя познавательный,
коммуникативный и социальный аспекты научно-исследовательской деятельности,
эти неформальные структурные подразделения университета составляют несущую основу динамичного развития его творческого потенциала, подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров, соответствующих мировым квалификационным требованиям. В атмосфере научного поиска, свойственной научной школе, лидером которой является авторитетный ученый, происходит передача его мировоззренческих, нравственных, этических взглядов, что представляет собой естественную форму воспитания личности. Так, приобщаясь к деятельности научной школы, студент видит в ней структурную ячейку современной науки, попадает в особую атмосферу научного творчества, разделяет вместе с другими членами школы ощущение значимости достигнутых результатов, усваивает своеобразный стиль научного мышления и действий, воспринимает традиции одновременно с духом новаторства, формирует научную идеологию и методологию на фоне парадигмы эпохи. Причастность к раскрытию тайн природы и общества становится внутренним мотивом деятельности студента и приобретает характер одного из определяющих элементов в структуре его ценностей.
По областям знаний основные научные направления РГПУ им. А. И. Герцена распределяются следующим образом: психоло-го-педагогические науки — 12 направлений; естественные и точные науки — 8 направлений; гуманитарные и общественные науки — 14 направлений.
Участие студентов университета в исследованиях по основным научным направлениям способствует и фундаментальности образования — получив такое образование,
человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Тем самым реализуется современный «интеробразовательный» подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи.
Особое место в научном творчестве молодежи отводится научно-организационной работе, в которой все большую самостоятельность приобретает студенческое самоуправление. Современные формы студенческого самоуправления (в том числе, и в науке) рассматриваются государственными документами как «особая форма инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку общественно значимых инициатив» (Стратегия Российской Федерации в области развития образования на период до 2010 г. Проект Минобрнауки России, 2004).
Свое начало история общественных объединений студентов, принимающих активное участие в научно-исследовательской деятельности в стенах нынешнего университета, берет с начала XX в., когда на основе распоряжения Наркомпроса «Об обществах и объединениях научных работников и учащихся в вузах» в Герценовском институте открылся целый ряд научных кружков обучающейся молодежи.
Единая комплексная система научно-исследовательской работы студентов-герценов-цев начала складываться в начале 70-х гг. В настоящее время формы студенческого самоуправления рассматриваются как особая форма инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социаль-
ной активности, поддержку общественно значимых инициатив.
Структурными подразделениями современного студенческого научного общества (СНО) университета на различных уровнях являются:
- научный студенческий кружок, секция, творческое объединение обучающейся молодежи при кафедре или другом структурном подразделении университета как первичная структурная единица СНО;
- СНО факультета, координирующее научную работу студентов на кафедрах, в научных школах и научно-педагогических коллективах данного факультета;
- Совет СНО университета, осуществляющий непосредственное управление деятельностью всех структурных подразделений СНО университета.
В административно-управленческом аспекте функционирование студенческой «подсистемы» науки университета может быть рассмотрено с привлечением терминов «координация» и «кураторство». Здесь прослеживаются два магистральных направления в организации деятельности СНО университета.
Деятельность СНО курируется Советом по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) университета — общественным структурным подразделением, осуществляющим мониторинг научно-технического творчества молодежи и оказывающим научно-методическую помощь СНО. Координация работы СНО Студенческим советом при Ученом совете университета предполагает согласование научно-исследовательской и научно-организационной деятельности обучающейся молодежи в структуре РГПУ им. А. И. Герцена. Это определяет и свободу студенческого «самоуправления», и конкретную «подчиненность» СНО университета.
В условиях развития современного научно-образовательного пространства мотивация научного творчества обучающейся молодежи университета выходит на новый, «смыслообразующий» уровень: заниматься наукой стоит и нужно потому, что это интересно, это помогает увидеть по-новому ок-
ружающий мир, это залог твоего дальнейшего жизненного успеха. В перспективе интеграции отечественного образования в европейское образовательное пространство развитие студенческого самоуправления в науке должно способствовать «международной» мобильности молодежи, обучающейся в России.
Как прямое следствие вступления России в Болонский процесс возрастает актуальность и значимость научно-исследовательской деятельности магистратуры — образовательной ступени, прямо направленной на повышение теоретического уровня студентов и формирование у них умений и навыков научно-исследовательской работы. Это особенно важно потому, что магистратура является базой для подготовки не только преподавателей высшей школы, но также и будущих ученых, уровень общей и профессиональной подготовки которых должен быть адекватен стремительно меняющимся требованиям информационного общества.
В минувшем учебном году при участии СНО университета был организован ряд научно-практических мероприятий, среди которых традиционно центральное место принадлежит 9-й межвузовской студенческой научной конференции «Студент — исследователь — учитель», которая состоялась на базе РГПУ им А. И. Герцена 17 апреля 2007 г. В рамках конференции прошли заседания 10 секций:
1. Педагогические исследования студентов.
2. Философия. Культура. Общество.
3. Естественные и точные науки.
4. Искусство в образовательном пространстве.
5. Информационные технологии в образовании.
6. Психолого-педагогические аспекты дошкольного и начального образования.
7. Актуальные проблемы социальных наук.
8. Защита прав человека: вчера, сегодня, завтра.
9. Управление процессами организации.
10. Филология и образование.
На секционных заседаниях студентами РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург-
ского государственного университета,
Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Санкт-Петербургского государственного архитектурностроительного университета и ряда других вузов города было прочитано более 160 докладов. Впервые активное участие в работе секционных заседаний приняли студенты филиалов.
По итогам конференции планируется публикация уже 8-го сборника лучших студенческих работ «Вестник СНО РГПУ им. А. И. Герцена».
Необходимо отметить, что на базе факультета управления была проведена Ш международная студенческая конференция «Инновационные проекты в области предпринимательства, менеджмента, экологии и образования». Одноименный сборник тезисов докладов участников конференции уже опубликован издательством РГПУ им. А. И. Герцена.
На выставку НТТМ-2007 в Москве на базе ВВЦ университет направил три проекта:
1. «Современные компьютерные технологии диагностики уровня развития дошкольников» (2 разработчика, студенты института детства, руководитель В. Г. Каменская).
2. «Химия нитроалкенов» (3 разработчика, студенты факультета химии, руководитель В. Г. Берестовицкая).
3. «Анализ футбольного маркетинга на примере ФК “Зенит”» (3 разработчика, студенты факультета управления, руководитель А. В. Кондрашин).
Успешно была завершена работа по проведению ежегодного всероссийского открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам, в котором РГПУ им. А. И. Герцена определен приказом Минобрнауки России № 241 от 04.10.2006 г. как базовый вуз по разделу «Педагогика и методика преподавания дисциплин».
Вместе с тем в сопровождении НИРС по-прежнему остается нерешенным ряд проблем.
1. Для реализации задач в области развития НИРС в рамках «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.» явно недостаточно то внимание к научному творчеству обучающейся молодежи, которое уделяется руководством самих факультетов. Этот вопрос должен регулярно включаться в повестку дня заседаний советов факультетов. Речь, в первую очередь, идет об отчетах кураторов СНО, обсуждении планов научно-исследовательской работы кафедр и взаимодействии с научно-исследовательским департаментом на предмет участия наших студентов в различных научно-практических мероприятиях. Забота о научном творчестве обучающейся молодежи должна стать обязательным компонентом функционала заместителей деканов по научной и воспитательной работе.
2. По-прежнему «оживление» активности научно-исследовательской работы студентов приходится на апрель каждого года, когда выходит приказ о проведении традиционных конференций СНО. Отсутствует
перманентный характер такой деятельности, что напрямую связано с дефицитом внимания руководителей научных проектов к обучающейся молодежи как потенциальным исполнителям.
3. Необходимо усиление работы по реализации стратегического направления программы «Обеспечение качества университетского образования», где задача № 7 совершенно ясно связывает активизацию деятельности преподавателей в организации работы студенческих сообществ с ростом воспитательного потенциала университетского образования.
В заключение необходимо подчеркнуть, что научное творчество обучающейся молодежи представляет собой один из важнейших ресурсов научно-исследовательского обеспечения модернизации образования, а неуклонное обогащение исследовательского опыта студентов составляет важнейшее условие их личностного развития и профессионального становления в процессе формирования единого европейского образовательного пространства.