проектов. Экспозиция выставки расширяет возможность комплексного представления о разнообразии научных интересов и достижений молодежи, обучающейся в вузе.
Инновационный подход к выставочной экспозиции результатов научной деятельности обучающейся молодежи диктует необходимость формирования принципиально нового отношения к процессу подготовки выставочных экспонатов. Сегодня изменились не только цели, с которыми экспоненты подходят к выставке, но и организационный подход к участию. Если ранее решение об участии в выставке могло приниматься стихийно, то сегодня необходимо к выставочной деятельности подходить системно и заблаговременно. Подготовку к выставочной деятельности целесообразно рассматривать как проектную деятельность. В этом году планируется представить экспозицию лучших научных разработок молодежи, обучающейся в вузе, в рамках университетской выставки научных достижений, работа в этом направлении уже ведется.
Обозначенные аспекты научной и научно-инновационной деятельности обучающейся молодежи конкретизируются направлениями модернизации системы образования в рамках Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена.
Н. М. Старобинская,
доцент кафедры маркетинга и стратегического планирования
МОЛОДЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМАНДЫ КАК ОСНОВА НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сегодня совет молодых ученых и специалистов — это новое видение организации и активизации молодежной научной деятельности университета.
В настоящее время совет молодых ученых и специалистов РГПУ им. А. И. Герцена еще только начинает свой путь в инновационных преобразованиях «студенческой науки», но уже достигнуты определенные результаты. В частности, совет осуществляет: а) организацию и проведение научных молодежных мероприятий, таких как студенческие конференции и конкурсы научных студенческих проектов; б) содействие развитию инновационной активности молодежи, привлекая студентов к деятельности Санкт-Петербургского клуба инноваторов; в) координацию взаимодействия молодежи, обучающейся в университете с внешними научными сообществами, организациями и учреждениями.
Особо отметим содействие молодежным научным инициативам, в рамках которого реализуется проект «Молодежная исследовательская команда», направленный на поддержку и продвижение студенческих проектов и инициатив, в том числе и инновационных, которые в перспективе могут выйти, если не на создание малых инновационных предприятий, то, по крайней мере, на получение инновационных результатов, защищенных правами интеллектуальной собственности.
Сегодня в условиях высоких конкурсных требований, предъявляемых к научноисследовательским проектам молодежи, обучающейся в вузе, затрагивающих оценку не только научного содержания проекта, но его инвестиционной привлекательности, качественно меняется подход к формированию молодежных исследовательских команд. Молодежные исследовательские команды не могут формироваться только из числа инициативных деятелей, развивающих научные идеи и разрабатывающих научные проекты. Исследователям необходима поддержка в экономическом, управленческом, юридическом и маркетинговом сопровождении научного проекта.
С целью объединения молодых исследователей различных научных направлений и активизации деятельности молодежных исследовательских команд (уточним, что
большинство проектов реализуются студентами естественнонаучных и технических факультетов, и возникает необходимость задействования студентов гуманитарного направления) наш факультет, как и ряд других факультетов, предлагает создать профессиональные сообщества студентов гуманитарного направления, деятельность которых, с одной стороны, будет направлена на развитие практических профессиональных навыков, а с другой, члены данных сообществ будут включаться в работу молодежных исследовательских команд, как группы сопровождения в определенной профессиональной области.
Примером такой организации является студенческое маркетинговое сообщество (ЗШёМСо), созданное на факультете экономики, объединяющее студентов-маркетологов, молодых специалистов и студентов других специальностей, которые хотят и стремятся развиваться в маркетинге. Задачами его деятельности являются: 1) повышение уровня профессиональной подготовки студентов-маркетологов; 2) помощь в организации практической профессиональной деятельности студентов; 3) организация взаимодействия студентов-маркетологов различных вузов/факультетов; 4) маркетинговое сопровождение научных проектов студентов; 5) обучение участников проектных групп технологиям бизнес-планирования и продвижения проектов; 6) оказание консалтинговых услуг; 7) организация мастер-классов с привлечением представителей бизнес-структур.
В настоящее время StudMCo активно включилось в работу молодежных исследовательских команд, идет подготовка семинаров по бизнес-планированию и особенностям продвижения инновационных проектов.
Необходимо заострить внимание на необходимости создания единого информационного пространства — сайта проекта «Молодежная исследовательская команда», объединяющего исследователей и группы сопровождения научных проектов, где молодые исследователи могли бы обсуждать вопросы, связанные с реализацией проектов, получать информацию о проводимых тренингах, семинарах и мастер-классах и формировать команды, способствующие успешной реализации инновационных проектов.
В рамках задач новой программы развития университета реализуемый проект «Молодежная исследовательская команда» при поддержке совета молодых ученых и специалистов Герценовского университета будет активно способствовать развитию научноинновационной деятельности в вузе.
Е. И. Исаева,
доцент кафедры неорганической химии
СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ФАКУЛЬТЕТА ХИМИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Студенческое научное общество (СНО) факультета химии — это научное объединение студентов факультета, активно участвующих в научно-организационной и исследовательской работе. СНО включает в себя совет СНО факультета, состоящий из председателя (из числа студентов), куратора СНО факультета, кураторов СНО кафедр (преподаватели) и студентов, активно участвующих в работе СНО.
Основная цель деятельности СНО факультета химии — развитие научноисследовательского потенциала студентов, создание условий для раскрытия и реализации личностных творческих способностей студентов, повышение исследовательской активности студентов, привлечение студентов к участию в научных мероприятиях различных уровней.