В. В. Лаптев,
проректор по научной работе
ИТОГИ И СОСТОЯНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В 2008 ГОДУ
На декабрьской конференции, подводившей итоги реализации инновационной образовательной программы, Г. А. Бордов-ский в своем докладе сформулировал интегральную цель развития РГПУ им. А. И. Герцена как готовность к выполнению миссии исследовательского университета в области образования.
Особенности научно-исследовательской деятельности в контексте этого курса складывались в 2008 г. под влиянием внешних факторов, подкрепленных соответствующими документами, важнейшим среди которых, на наш взгляд, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. Среди целевых ориентиров развития системы образования к 2012 г. эта концепция определяет «формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов». Одна из организационных форм таких центров — национальный исследовательский университет.
Два национальных исследовательских университета уже де-юре зафиксированы в секторе высшего профессионального образования. Согласно указу Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г., осуществляются мероприятия по созданию Национального исследовательского ядерного
университета на базе МИФИ и Национального исследовательского технологического университета на базе МИСиС. Утверждены программы развития исследовательских университетов, предусматривающие, в частности, придание им организационно-правовой формы автономного учреждения.
По информации замминистра образования и науки Российской Федерации А. В. Хлу-нова, в марте-апреле 2009 г. Правительством Российской Федерации будет принято положение о конкурсном отборе университетов, претендующих на присвоение им категории «национальный исследовательский университет». Данная категория будет устанавливаться сроком на 10 лет по результатам конкурсного отбора специально разрабатываемых программ развития университетов. Как следует из выступления директора департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки России С. В. Иванца, государственная поддержка будет оказываться национальным исследовательским университетам в течение ограниченного периода времени — 5 лет. Смысл ее состоит в создании инфраструктурных предпосылок для того, чтобы исследовательский университет вступил в дальнейшем в стадию саморазвития. Средства федерального бюджета будут ограничены инфраструктурными рамками — будет закупаться научное оборудование, технологии, будет осуществляться переподготовка кадров, будут выделены гранты для молодых ученых и преподавателей. Вместе с тем в своей программе развития университет дол-
жен предусматривать достаточные меры для продолжения поступательного развития и после завершения бюджетной государственной поддержки. Необходимый момент — софинансирование мероприятий программы, которое должно составить не менее 20% внебюджетных средств самого университета. В итоге, по информации Минобрнауки России, на конкурсной основе будут отобраны около 15 университетов, которые могут относиться к категории национальных исследовательских университетов.
Руководители Минобрнауки едины в трактовке этой категории: «Исследовательский университет — это вуз, одинаково эффективно осуществляющий как образовательную, так и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования». По словам А. В. Хлу-нова, отличительным признаком национального исследовательского университета является способность генерировать знания, обеспечивать эффективный трансфер технологий, проводить широкий спектр как фундаментальных, так и прикладных исследований, концентрировать свои усилия на подготовке магистров и кадров высшей квалификации и обеспечивать деятельность системы переподготовки и повышения квалификации.
Основные контуры программ развития национальных исследовательских университетов определяются их стратегической миссией, концептуально обоснованной научно-педагогической общественностью в ноябре-декабре 2008 г. Это, прежде всего, содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, должным образом сбалансированными как по направлениям подготовки, так и по квалификационной, возрастной и иной структуре. Примечательно, что обсуждение критериев и параметров программам развития исследовательских университетов не обходит стороной и подготовку специалистов гуманитарного профиля. По крайней мере, на гуманитариев возлагают надежды в плане способности придавать
высокотехнологичным товарам тот качественный уровень, который обеспечивает интерес у потребителя.
Судя по информации из Минобрнауки программа развития исследовательского университета должна включать условия осуществления и необходимые показатели для оценки эффективности научных исследований и образовательного процесса, а также формы, механизмы и конкретные меры по интеграции образовательной и исследовательской деятельности, модернизации материально-технической базы, переподготовки кадров. Обязательно должна присутствовать интеграция в международное научно-образовательное сообщество, если мы хотим занимать какие-то значимые места в мировых рейтингах.
У нас уже есть представление о предполагаемой структуре программы развития исследовательского университета, ключевое значение в которой приобретает раздел, посвященный современному состоянию вуза. Показатели оценки состояния университета структурируются по нескольким большим группам и представляются в динамике за 2-3 года. К ним относятся:
1. Состояние кадрового потенциала.
2. Инфраструктура образовательного процесса и научных исследований.
3. Показатели эффективности научно-инновационной деятельности.
4. Показатели эффективности образовательной деятельности.
5. Показатели эффективности системы подготовки кадров.
6. Показатели международного и национального признания.
Основные показатели научной деятельности университета присутствуют в содержании каждой из вышеперечисленных групп. Именно поэтому представляется целесообразным обсудить современное состояние нашей науки в контексте их структуры.
Состояние кадрового потенциала
Содержание показателей этой группы объединяет представление о новом препо-
давателе, обоснованное в известном докладе «Российское образование — 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях», подготовленном Высшей школой экономики совместно с Минобр-науки России, который в апреле 2008 г. на международной конференции «Модернизация экономики» открыл дискуссию о перспективном видении российского образования. Цитирую материал доклада: «Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены. Складывается новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов... Творческие компетенции в труде преподавателя начинают преобладать над дидактикой».
Показатели рассматриваемой группы адекватны тем условиям, которые, по мнению авторов доклада, необходимы для становления такого типа преподавателя. Это — наличие приглашенных ученых, участие в управлении вузом представителей сферы бизнеса, создание специальных программ по поддержке молодых исследователей и системы стимулов закрепления кадров.
Одним из таких стимулов стал конкурсный отбор прикладных научных проектов сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена на получение в 2009 г. целевого финансирования в рамках перечня научно-исследовательских работ университета, являющегося особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Участие в конкурсном отборе было открытым для всех сотрудников университета. Информация об условиях проведения конкурса оперативно размещалась на сайте РГПУ им. А. И. Герцена. По итогам конкурсного отбора в декабре 2008 г. был утвержден перечень из 35 научных работ, выполнение которых будет финансово поддержано в 2009 г.
В 2008 г. в научно-исследовательской деятельности в рамках 34-х основных научных направлений университета принимали участие более 1700 представителей научно-педагогического состава университета, фак-
тически подавляющая часть работающих у нас докторов наук и кандидатов наук. Среди них заслуженные деятели науки Российской Федерации, академики и члены-корреспонденты РАО и РАН.
О квалификационном составе научно-педагогического потенциала университета свидетельствует внешняя оценка заслуг ученых РГПУ им. А. И. Герцена. В минувшем году почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» присуждено двум докторам филологических наук: профессору Р. М. Теремовой и профессору С. А. Гончарову.
Премия Правительства Российской Федерации 2008 г. в области образования присуждена академику Российской академии образования Г. А. Бордовскому и члену-корреспонденту Российской академии наук В. В. Окрепилову. Премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования в 2008 г. присуждены: профессору С. А. Писаревой, профессору С. Б. Смирнову, профессору Р. У. Богдановой, доценту И. А. Хоменко.
Как механизм привлечения представителей академической науки и бизнеса к развитию научно-образовательной среды университета мы также рассматриваем интеграцию в форме заключения договоров о сотрудничестве и реализацию совместных проектов. Так, в 2008 г. после подписания рамочного соглашения о сотрудничестве на базе университета прошел ряд мероприятий, способствующих сближению исследовательских полей ученых РГПУ им. А. И. Герцена и НИИ педагогического образования РАО. Предполагается создание совместной лаборатории в университете и открытие кафедры в НИИ. Ряд лет на базе Герценовского университета функционирует совместная с Санкт-Петербургским университетом информационных технологий, механики и оптики межуниверситетская научно-исследовательская лаборатория лазерной спектроскопии быстрых химических реакций. В ближайшей перспективе — преобразование статуса некоторых действую-
щих на базе вуза научно-исследовательских лабораторий в межвузовские, отраслевые. Очевидно, что повышение доли приглашенных ученых в качестве совместителей зависит от того, как будет в усложняющихся экономических условиях реализовывать-ся новая система оплаты труда. Вместе с тем нам уже сейчас необходимо развивать новые формы взаимодействия с интеллектуальными работниками других отраслей и профессий.
Отдельный показатель в группе отражает участие обучающейся молодежи в дополнительно финансируемой научной деятельности. Число аспирантов и студентов в этих работах увеличилось по сравнению с 2006 г. более чем в три раза. Но на самом деле это все еще достаточно скромные цифры.
В 2008 г. наши студенты и аспиранты были победителями в таких конкурсах финансируемых проектов, как: открытый конкурс студенческих работ по проблемам формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге, конкурс грантов Правительства Санкт-Петербурга для молодых ученых и молодых кандидатов наук, конкурс персональных грантов Правительства Санкт-Петербурга для студентов и аспирантов.
Формированию проектного подхода, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира у обучающейся молодежи способствовало участие наших студентов во Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи в Москве. Все четыре проекта, представленные студентами Герценовского университета, были отмечены дипломами выставки.
Осенью 2008 г. трое наших студентов вышли в очный тур Всероссийского смотра-конкурса научно-технического творчества студентов высших учебных заведений «ЭВРИКА—2008», который прошел на базе Южно-Российского государственного технического университета в Новочеркасске. Все трое удостоены дипломов смотра-конкурса и награждены ценными подарками.
И наконец, мы по-прежнему остаемся базовым вузом второго тура Открытого
конкурса на лучшую научную работу студентов вузов Российской Федерации по разделу «Педагогика и методика преподавания дисциплин». В 2008 г. наши студенты стали обладателями 4-х медалей и 13 дипломов этого конкурса. В этом году нашими преподавателями подготовлены рецензии на более чем 800 работ, поступивших в РГПУ им. А. И. Герцена.
Инфраструктура образовательного процесса и научных исследований
В этом большом разделе оценки состояния вуза важное значение отводится возрасту оборудования, работе центров коллективного пользования, доступу к мировым информационным ресурсам, использованию электронных библиотек и наличию автоматизированной системы управления деятельностью университета.
Приборный парк науки Герценовского университета был значительно модернизирован в период реализация инновационной образовательной программы. Средний возраст научного оборудования в университете по состоянию на сегодняшний день не превышает 5-8 лет. При этом стоимость оборудования, приобретенного за последний год, составляет почти 20% от общей стоимости приборного парка, реально используемого в научных исследованиях. Наиболее впечатляют закупки, сделанные университетом в завершенном году. Впечатляют как по уникальности приобретений, так и по выбору их адресатов. Системный характер закупок, сделанных университетом из собственных средств в рамках адресной программы, позволил кардинально изменить всю инфраструктуру научной деятельности.
Приборной техникой серьезно оснащены 7 центров коллективного пользования (ЦКП), созданные в последнее время. Мне думается, такими лабораториями мог бы гордиться любой НИИ: ЦКП рентгенострук-турного анализа, ЦКП «Геоэкология», ЦКП молекулярно-биологических и цитогенети-ческих исследований, ЦКП «Физико-хими-
ческие методы исследования нитросоедине-ний, координационных, биологически-активных веществ и наноструктурных материалов», ЦКП термоактивационной и ИК-спект-роскопии, ЦКП атомно-силовой микроскопии и вакуумного напыления, ЦКП мессбау-эровской спектроскопии. Перечисленные центры вместе с интегрированными научно-исследовательскими институтами, лабораториями, обладающими статусом научно-образовательных структур, становятся базовыми, опорными компонентами научно-исследовательской среды в новой модели университета. В современных реалиях эти структуры составляют несущие этажи конструкции исследовательского университета и приобретают иное значение, чем в «факультетской» архитектонике традиционного вуза. Именно они становятся центрами интеграции науки и образования, которые должны реализовать важнейшее условие развития высшего профессионального образования — вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования.
Вступающие в строй центры коллективного пользования (4 из них — в 2008 г.) сразу же становятся местом сосредоточения магистерской подготовки. Именно здесь происходит ознакомление обучающейся в университете молодежи с новейшими исследовательскими методами. Уже есть примеры «подключения» к научной работе в ЦКП студентов других вузов нашего города.
В максимально благоприятных условиях для развертывания полного научно-исследовательского цикла повышается эффективность работы над магистерскими, кандидатскими и докторскими диссертациями. Об этом можно судить по растущему числу публикаций, сделанных на материале исследований, которые проводились в обновленных научно-исследовательских структурах университета в 2008 г.
Мы хорошо понимаем, что затраты университета на приобретение научного оборудования и создание условий для развития научно-исследовательской деятельности предполагают выполнение нами определен-
ных планов и обязательств. Они должны быть адекватны тем целям, которые университет ставит перед собой, претендуя на категорию исследовательского университета. Это соответствует логике: «категория в обмен на обязательства», в которой вузовское сообщество готовится к конкурсу программ развития исследовательских университетов.
Оценивая сегодня ресурсные возможности наших центров коллективного пользования, необходимо отметить, что первых реальных результатов их деятельности, как комплексных инструментов исследований и оказания услуг сторонним организациям, мы ждем уже в этом году. Нужно учитывать и то, что оборудование, закупленное в первом полугодии 2008 г., стало поступать к нам ближе к концу года. Тем не менее ЦКП начинают активно функционировать уже на стадии формирования. Так, на базе ЦКП «Геоэкология» в 2008 г. были выполнены три хозяйственных договора, продолжаются исследования проб с территории Охта-центра по заказу Санкт-Петербургской археологической экспедиции.
Перечень показателей рассматриваемой группы завершает вопрос о наличии автоматизированной системы управления университетом. В нашей компетенции — характеристика ее научной подсистемы.
Развитие информационной среды научно-исследовательской деятельности университета в 2008 г. происходило по двум направлениям. Сотрудники университета в рамках прикладного научного исследования создавали информационно-технологическую базу системы управления научно-исследовательской деятельностью университета. Представители ООО «Отраслевые порталы» адаптировали справочники проектов и библиотеки для решения конкретных управленческих задач — например, автоматизации процесса составления тематического плана университета, начиная со стадии подачи отдельной заявки. В настоящее время завершается подготовительная работа к запуску автоматизированной системы поддержки научно-исследовательской деятельности.
Показатели эффективности научно-инновационной деятельности
Показатели этого раздела традиционны для характеристики состояния научно-исследовательской деятельности университета. В первую очередь оценивается объем финансирования. Общий объем финансирования науки РГПУ им. А. И. Герцена увеличился за три года в 2,5 раза и составил в 2008 г. 193,4 млн рублей. Как и в 2007 г., значительный вклад в этот рекордный показатель внесли средства инновационной образовательной программы. Их доля в общем объеме финансирования научно-исследовательской деятельности университета увеличилась до 16%. В 2007 г. она составляла 12%. По сравнению с 2007 г. в 6,5 раз увеличился объем средств, полученных на реализацию проектов по итогам конкурсов Рособразования, РГНФ и Правительства Санкт-Петербурга. Более чем в 2 раза увеличился общий объем финансирования всех видов выигранных грантов. Но самый внушительный вклад в общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности составили собственные средства университета, затраченные на приобретение оборудования — более 72 млн рублей. Это почти в 4 раза больше, чем в прошлом году. По сравнению с 2007 г. в общем объеме финансирования научно-исследовательских работ в 1,7 раза увеличилась доля фундаментальных исследований. Доля прикладных исследований составила 37% в общем объеме финансирования. 12% составила доля экспериментальных разработок. Более чем в 1,6 раза увеличилась в общем объеме финансирования доля проектов в области естественных и точных наук. Доля психолого-педагогических наук составила 38% в общем объеме финансирования. 15% составила доля гуманитарных и общественных наук. Объем финансирования инновационных проектов составил 73% от общего объема. Это на 7% больше, чем в 2007 г.
В целом позитивность динамики показателей финансирования научно-исследовательской деятельности не вызывает сомне-
ний. Объем финансирования науки Герце-новского университета уверенно растет из года в год. Однако мы вынуждены обратить серьезное внимание на тенденцию, которая все отчетливее проявляется во внешней оценке нашей научной деятельности. Тенденция эта заключается в том, что федеральные органы все формализованнее и жестче разделяют понятия «научно-исследовательская работа» и «научно-исследовательская деятельность». Иначе говоря, нам все настойчивее дают понять, что показатели научной деятельности должны учитывать только исследовательские проекты, «научность» которых определяется разделом бюджетного финансирования. Понятны и мотивы инициаторов такого подхода. Происходит ужесточение аккредитацион-ных и рейтинговых показателей. Система вузовского образования реформируется не в пользу слабейших.
Оценивая перспективы развития нашей науки в этих условиях, можно предположить, что они будут зависеть от роста конкурентоспособности нашей научной продукции, а также активности и продуктивности участия наших ученых в конкурсах научных проектов. Нам необходимо увеличение объема исследовательских проектов, которые отвечают формальной классификации НИОКР.
В 2008 г. преподаватели и сотрудники университета приняли участие в 50 российских конкурсах научных проектов различных фондов и программ. Участниками конкурсов стали 125 структурных подразделений университета, в том числе филиалы нашего вуза и НИИ. Было представлено 376 заявок. Финансирование по итогам конкурсного отбора получили 115 проектов, т. е. каждая третья заявка. В 2006 г. финансирование получала только каждая пятая заявка. В 2007 г. — каждая четвертая. Результат говорит сам за себя. В дополнительно финансируемых научных исследованиях приняли участие более 500 сотрудников университета, которые добились значимых результатов в широком спектре областей знаний по 21-й отрасли наук.
В рамках ведущего основного научного направления университета «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» завершена разработка проекта государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлениям педагогического образования; определены пути обновления образовательного процесса в вузе на основе технологий диалогового взаимодействия; выявлены сущность, факторы и направления развития профессиональной компетентности будущих педагогов; систематизированы современные требования к оценочной деятельности в школе; разработаны дифференцированные программы подготовки различных категорий педагогов к оцениванию образовательных достижений учащихся; раскрыта сущность непрерывного образования (институционального, неинституционального и надинституцио-нального); выявлены различные механизмы взаимодействия образовательных учреждений в России и за рубежом в системе непрерывного образования — образовательные, информационные, механизмы практического социального партнерства, опытно-экспериментальная работа, управленческие механизмы и др.; выделены принципы дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования; обоснованы такие возможные модели непрерывного образования, как университетский комплекс, автономное существование учреждений среднего и высшего профессионального образования; спроектированы различные формы нового механизма взаимодействия образовательных учреждений в системе непрерывного образования.
В области психолого-педагогических наук разработана технология развития ген-дерной компетентности личности; описана структура социальной идентичности современных россиян, ее возрастная динамика, влияние социальной ситуации личности на течение социально-идентификационных процессов, семейные факторы формирования социальной идентичности в младшем школьном возрасте; апробирован инстру-
ментарий по изучению проблемных переживаний подростков и молодежи в различных социокультурных условиях; определены принципы и методические условия, реализующие современный подход к развитию интеллектуально-речевой и интеллектуально-графической культуры школьников; обоснована роль и определено содержание работы по формированию интеллектуально-речевой культуры школьника в системе профильного обучения; разработаны концептуальные подходы к формированию культурного поля младших школьников на междисциплинарной основе; определены и раскрыты условия взаимодействия школы и мегаобъекта культуры; выявлена специфика восприятия учащимися разного возраста различных видов музейно-педагогических изданий; разработаны технологии психотерапии в специальном образовании и музы-котерапии лиц с нарушениями речи; выявлены социально-психологические барьеры в сфере адаптации студентов-инвалидов к условиям интегрированного обучения в вузе; обоснованы возможности использования гуманитарных технологий в решении проблем профессиональной коммуникации сферы современного образования; разработана концепция развития музейной образовательной среды, включающая в себя раскрытие государственной образовательной политики и законодательной базы в области музееведения.
В области общественных и гуманитарных наук определены подходы к разработке моделей и методов, обеспечивающих оценку качества образования в вузах; разработаны методические материалы по реинжинирингу и управлению бизнес-процессами для использования в подготовке соответствующих федеральных, региональных и корпоративных нормативных документов; разработана технология оперативного социологического сопровождения инновационной деятельности университетского сообщества; выделены технологии интеллектуальных коммуникаций и раскрыт их эвристический потенциал в условиях глобального мира; определены пути управления иннова-
циями в бизнесе и в образовании; исследованы вопросы интеллектуального предпринимательства и управления знаниями.
К важным результатам в области естественных и точных наук относятся: разработка оригинальной классификации морфологических типов семязачатка; получение сравнительных экспериментальных данных по видовому составу беспозвоночных — биоиндикаторов состояния почвенного биоценоза Гатчинского района Ленинградской области и нефтедобывающего региона Республики Коми; разработка концепции геоинформационной системы водных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области; определение механизмов накопления и релаксации заряда в волокнитах на основе полиэтилена и полипропилена; определение режимов электрохимической модификации поверхности кристаллов и пленок системы висмут-сурьма в процессе сканирующей зондовой микроскопии; разработка метода синтеза оригинальных алкил-2,3-дибром-3-нитроакрилатов и изучено поведение этих галогеннитроалкенов в реакциях с представителями первичных ароматических и вторичных алициклических аминов; синтез ряда новых наноразмерных оптически активных систем на основе пористых носителей и соединений редкоземельных металлов.
Одним из важных итогов реализации исследовательских проектов в рамках мероприятий инновационной образовательной программы стала интеграция научно-исследовательской деятельности ученых университета в междисциплинарном контексте. Это внесло свои коррективы в структуру основных научных направлений университета. В настоящее время завершено формирование нового направления «Информационные технологии моделирования». Произошла трансформация научного направления «Человек, среда, общество». На его базе создаются два новых направления: «Духовная жизнь общества: традиции и современность» и «Социально-политические процессы и институты: история и современность». Ожидаемым результатом проекта по созда-
нию социально-реабилитационных технологий адаптации студентов-инвалидов к условиям интегрированного обучения в вузе стало формирование нового направления в области реабилитологии.
Развитие фундаментальных и прикладных исследований в рамках основных научных направлений университета становится особенно важным в условиях, когда нам придется постоянно реализовывать научный потенциал университета на рынке интеллектуальных услуг. Структура основных научных направлений университета должна одновременно отвечать на вызовы «конь-юнктуры» исследований, востребованных потенциальными заказчиками, и консолидировать генерацию знаний внутри университета.
Заметное место среди показателей эффективности научно-инновационной деятельности исследовательского университета отводится публикационной активности и другим результатам интеллектуальной деятельности.
В 2008 г. ученые нашего университета опубликовали на 20 монографий больше, чем в 2007 г. На пять наименований увеличилось количество сборников научных трудов. По сравнению с 2007 г. возросло также количество опубликованных учебников и учебных пособий. В рамках реализации инновационной образовательной программы за отчетный год было опубликовано 50 томов научно-методических материалов. В 2008 г. вышел из печати тридцать один номер научного журнала «Известия РГПУ им. А. И. Герцена». Сотрудниками университета в научных изданиях из перечня ВАК было опубликовано 317 статей, в том числе в «Известиях РГПУ им. А.И. Герцена» — 61 статья. Список кафедр, опубликовавших статьи, которые вошли в базу данных Web of Science, возглавляет кафедра теоретической физики и астрономии — 10 публикаций. 9 статей из этого перечня опубликовано сотрудниками кафедры физической и аналитической химии. Мы с удовлетворением отмечаем рост количества научных статей, опубликованных студентами как
самостоятельно, так и в соавторстве с преподавателями. Вышел из печати очередной, уже 9-й выпуск «Вестника СНО». Он впервые выпущен тематическими сериями, подобно «Известиям РГПУ им. А. И. Герцена». Победителем конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую книгу 2007 г. среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений в номинации «Иностранные языки» стала профессор Л. Н. Беляева. Лауреатами конкурса стали также 4 автора и 8 авторских коллективов ученых Герценовского университета.
В 2008 г. университет представил научные и научно-образовательные разработки на Международном конгрессе и выставке «Global education — образование без границ 2008» и на Всероссийском форуме «Образовательная среда — 2008». Получено 8 дипломов, медаль «Лауреат ВВЦ». 22-24 апреля была проведена 12-я университетская выставка научных достижений, на которой было представлено более 850 экспонатов. Особенностью выставки 2008 г. стало заметное увеличение количества презентаций интеллектуальной продукции, представленной на выставке. На презентациях, кроме студентов и сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена, присутствовали преподаватели других вузов Санкт-Петербурга, учителя школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, работники музеев города. В рамках выставки состоялся конкурс среди 300 научных, научно-технических, научно-методических и инновационных разработок по 11 номинациям.
В перечисленных и аналогичных мероприятиях встает вопрос о реализации исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности. Сегодня мы констатируем, что работа в этом направлении у нас ведется преимущественно в рамках поддержки патентов на соединения, используемые при создании лекарственных препаратов. В 2008 г. действовали также два хозяйственных договора с ОАО «Щелковский витаминный завод». Проводились
исследования и синтез биологически активных соединений с целью создания новых ноотропных и сердечно-сосудистого действия лекарственных препаратов. В настоящее время ведется работа по оформлению 4-х патентов по результатам проведенных исследований. Актуальные проблемы, касающиеся использования результатов интеллектуальной деятельности работников вузов: авторское право, патентное право, вопросы передачи и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности составили в 2008 г. содержание ряда университетских мероприятий. В рамках реализации мероприятия «Интеллектуальные ресурсы и право собственности на продукты научно-образовательной деятельности» опубликовано одноименное учебно-методическое пособие, адресованное всем, кто включен в процессы проектной и интеллектуальной деятельности. Таким образом, предпосылки к развитию в университете этого важного компонента инновационной деятельности есть. Необходима комплексная система мероприятий по реализации прав на результаты интеллектуальной собственности. Первым шагом к созданию такой системы может стать широкомасштабная «инвентаризация» интеллектуальной продукции наших ученых. Иначе мы рискуем утратить авторские права на многие продукты научно-образовательной деятельности университета. Но для начала мы намерены организовать постоянно действующий обучающий семинар по защите прав интеллектуальной собственности с приглашением квалифицированных специалистов в этой области.
Завершает группу показателей эффективности научно-инновационной деятельности информация о созданной в 2008 г. в РГПУ им. А. И. Герцена совместно с Физико-техническим институтом им. А. Ф. Иоффе РАН научной лаборатории физики и диагностики наноматериалов электронной техники. Целью создания лаборатории является углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской науки, а также повышение качества профессионального образования. К основным направ-
лениям деятельности лаборатории относятся: повышение результативности научных исследований; эффективное использование уникального оборудования; совершенствование подготовки специалистов в области физики твердого тела, физики полупроводников и диэлектриков, материаловедения, наноэлектроники; подготовка через докторантуру и аспирантуру научно-педагогических кадров высшей квалификации. Мы также видим перспективу преобразования в совместные с академическими научными структурами, по крайней мере, двух научных лабораторий РГПУ им. А. И. Герцена.
Показатели эффективности образовательной деятельности
Здесь для ученых университета, наряду с такими показателями, как наличие системы управления качеством, эффективное использование современных образовательных технологий, открытие новых образовательных направлений, важен показатель количества кафедр, созданных на базе научных организаций. Мы рассматриваем такой процесс углубления интеграции институтов науки и образования в перспективе повышения как уровня научных исследований, так и роста кадрового потенциала. В настоящее время при Санкт-Петербургском институте информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН) функционирует кафедра информационных технологий моделирования — базовая кафедра РГПУ им. А. И. Герцена. Отмечу, что Министерством образования и науки Российской Федерации уже подготовлен проект постановления Правительства об организации конкурса программ развития научно-исследовательских институтов с акцентом на образовательную деятельность. Создание научно-образовательных структур на базе ведущих научных центров страны — объективная реальность, которую нужно учитывать в развитии сферы высшего профессионального образования. И если мы претендуем на особую роль в этом развитии, нам необходимо позиционировать себя и на «территории» академической науки.
Показатели эффективности системы подготовки кадров
В этой области в 2008 г. мы лицензировали еще одну специальность в аспирантуре: «07.00.07 — Этнография, этнология и антропология». Таким образом, число лицензированных в нашем университете специальностей аспирантуры достигло 104 по 16 отраслям науки. Докторантура функционировала по 44 специальностям (11 отраслей науки).
Серьезной проблемой для нас является осуществляемое Рособразованием изменение соотношения контрольных цифр в пользу технических и естественнонаучных отраслей, жесткое закрепление контрольных цифр приема по отраслям науки. Но даже при этом по приему в аспирантуру мы остаемся в пятерке лидеров среди вузов России, подчиненных Федеральному агентству по образованию. По контрольным цифрам приема в докторантуру мы на третьем месте, опережая Южный федеральный университет, Томский государственный университет и многие другие.
Отрадно, что, наконец, изменения в законе о высшем и послевузовском образовании запретили прием в аспирантуру бакалавров.
Всего в 2008 г. по программам подготовки кадров высшей квалификации в университете обучалось более 1300 человек.
Об эффективности подготовки кадров в нашей аспирантуре можно судить по показателям таблицы критериев государственной аккредитации, представленной на последней странице информационных материалов. По итогам 2008 г. мы заметно превышаем значения соответствующих параметров для университетов.
Заметным мероприятием 2008 г. в области подготовки кадров высшей квалификации стала олимпиада среди аспирантов, обучающихся по педагогическим специальностям, успешно проведенная кафедрой педагогики.
Структура диссертационных советов университета уверенно поддерживает раз-
витие системы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации РГПУ им. А. И. Герцена. Могу сказать, что по состоянию на декабрь 2008 г. наш университет по числу специальностей в советах по защите докторских и кандидатских диссертаций занял второе место среди всех вузов, подчиненных Федеральному агентству по образованию. А по числу диссертационных советов мы в пятерке лидеров. В 2008 г. в университете работали 29 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, в которых проводилась аттестация научных и научно-педагогических кадров по 79 специальностям. Сейчас таких советов 28 по 77 специальностям.
Расширен перечень отраслей науки, по которым разрешено публиковать основные результаты научных исследований в «Известиях РГПУ им. А. И. Герцена». В Перечне ВАК России нам добавлена физика.
Вместе с тем в некоторых диссертационных советах наблюдается крайне неравномерная загрузка в течение года. Пики защит приходятся на июнь и декабрь, что вызывает трудности для своевременной отправки аттестационных дел в ВАК России. Вызывает недоумение ситуация, когда руководители диссертационных советов не ходатайствуют о введении в советы молодых специалистов из числа недавно защитившихся докторов наук, хотя во многих советах уже сегодня складывается напряженная ситуация с обеспечением ряда специальностей.
В 2008 г. в диссертационных советах РГПУ им. А. И. Герцена были защищены 253 диссертации. Докторские диссертации защитили 18 сотрудников Герценовского университета. Еще 43 сотрудника защитили кандидатские диссертации.
Показатели международного и национального признания
Категория исследовательского университета предполагает активное участие в научно-образовательной деятельности на международном уровне. Здесь важно и участие в международных программах, и доля ино-
странной молодежи в общем контингенте обучающихся, и участие сотрудников университета в международных конференциях.
В информационных материалах приводятся сведения о международном научном сотрудничестве преподавателей и сотрудников университета, который широко включен в международные научные и образовательные программы. Партнерами являются крупные международные организации, такие как, например, Секретариат ООН, Совет министров Северных стран, МОПРЯЛ, АСПРЯЛ, ДААД, Европейская комиссия, Штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже, Московское бюро ЮНЕСКО, а также фонды Фулбрайт, Айрекс, Интас, Карнеги, Темпус, Форда и ведущие зарубежные университеты и центры перспективных исследований более чем 50 стран Азии, Европы и Америки.
В 2008 г. международное научное сотрудничество осуществлялось университетом в рамках 25 договоров о сотрудничестве, 23 международных научных проектов, 40 научно-организационных мероприятий кафедр, получивших финансовую поддержку от российских и зарубежных организаций и фондов. Подписано 83 соглашения о намерениях сотрудничества. По сравнению с 2007 г. значительно увеличилось количество мероприятий в рамках международного творческого сотрудничества.
В период с 2006 по 2008 гг. преподаватели и сотрудники университета становились победителями и лауреатами международных конкурсов, таких как: Международная премия имени Николая Рериха, 13-й международный конкурс Европейской академии, международный конкурс «Современное искусство и образование», международный конкурс «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры» и др.
Но нам предстоит еще очень многое сделать для имиджа университета, если мы рассчитываем на подлинное международное признание. А подтверждением его является, в конечном итоге, индивидуальный числовой показатель — рейтинг.
Комментируя проект конкурсной документации для претендентов на категорию «исследовательский университет», заместитель директора департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке С. В. Лебедев, отмечает (цитирую): «В указе президента о пилотном проекте никаких задач по вхождению в рейтинги нет. Но очевидно, что рейтинги важны: это ориентир и для работодателей, и для потенциальных абитуриентов. Если речь идёт о рейтингах Шанхайского университета или газеты Times, то оказаться в сотне лучших вузов, конечно, очень сложно. Надо ставить задачу попасть хотя бы в "Топ—500" лет через 10-15».
Вообще, задача повысить «узнаваемость» университета мировым сообществом — очень сложная проблема. Например, попытки правительства Бразилии сделать из университета в Сан-Пауло вуз, который вошел бы в 100 ведущих университетов мира, до сих пор не увенчались успехом, несмотря на огромные средства, вложенные в это. Сегодня этот крупный богатый университет, выпускающий специалистов со степенью Pn.D. больше, чем любой из аме-
риканских университетов, тем не менее не входит в Топ. Одна из причин — слабость международных связей университета в Сан-Пауло, низкая доля аспирантов из-за рубежа — 3%. Кстати, у нас эта доля выше — 5%! Зато нет таких средств...
В завершение скажу, что анализ итогов и состояния научно-исследовательской деятельности университета в 2008 г. позволяет сделать вывод о том, что Российский государственный педагогический университет по своему потенциалу может стать общенациональным ведущим центром подготовки и сопровождения специалистов нового поколения для системы непрерывного образования и претендовать на присвоение категории исследовательского университета.
Вместе с тем нам необходимо выйти на уровень практической реализации преимуществ Герценовского университета как уникального многопрофильного инновационного образовательного учреждения, обладающего крупными научно-образовательными возможностями и особым местом в системе общественных и государственных приоритетов.