Научная статья на тему 'Инновационные преобразования научно-исследовательской деятельности университета'

Инновационные преобразования научно-исследовательской деятельности университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / РАЗВИТИЕ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА "НАША НОВАЯ ШКОЛА"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потемкин Михаил Николаевич

Важнейшими внешними факторами, характеризующими особенности научно-исследовательской деятельности университета в рамках реализации двух последних программ его развития, являются государственные решения, определившие комплекс мероприятий федерального масштаба по превращению вузовской науки в мощный инновационный ресурс развития научного потенциала страны и системы отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потемкин Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные преобразования научно-исследовательской деятельности университета»

М. Н. Потемкин,

начальник отдела организации и сопровождения научно-исследовательской деятельности

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

Важнейшими внешними факторами, характеризующими особенности научно-исследовательской деятельности университета в рамках реализации двух последних программ его развития, являются государственные решения, определившие комплекс мероприятий федерального масштаба по превращению вузовской науки в мощный инновационный ресурс развития научного потенциала страны и системы отечественного образования.

Стоит вспомнить о том, что курс на преобразование Герценовского университета в исследовательский университет был принят еще в 2000 г. на январском заседании Ученого совета при обсуждении перспективы введения статуса федеральных исследовательских университетов в России. Соответственно, центральное место среди проектов научного блока программы развития университета на 2001—2005 гг. занял проект «Исследовательский университет», целевым назначением которого была намечена разработка и реализация модели исследовательского университета как современного педагогического университета, содействующего опережающему развитию науки, образования и культуры. Вместе с разработкой проектов «Научная школа» и «Научное направление» работа над указанным проектом была направлена на укрепление позиций университета в качестве одного из ведущих научных центров России и создание условий для дальнейшего развития фундаментальных и прикладных исследований наших научных коллективов.

В действующей сегодня программе развития университета наука представлена уже одним из трех важнейших стратегических направлений. Системообразующим характером в содержании этих направлений обладают идеи о путях инновационного развития Герценовского университета, высказанные и одобренные на университетской

декабрьской конференции 2005 г. В своем докладе на этой конференции Г. А. Бордов-ский убедительно обосновал необходимость инновационных преобразований как главного пути реализации миссии университета. В этих условиях инновационность научной деятельности стала рассматриваться как одна из важнейших характеристик адекватности университетского сообщества вызовам времени.

Сегодня мы можем констатировать, что коньюнктура внешних вызовов последних лет, в определенном смысле, благоприятствовала «жизнеспособности» Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006— 2010 гг. По крайней мере, у нас не было серьезных оснований сомневаться в актуальности ее целей и задач.

Начнем с того, что проект программы развития разрабатывался в период обсуждения научно-педагогической общественностью страны существенных признаков инновационных вузов. Первые три года реализации программы совпали с оказанием государственной поддержки на конкурсной основе вузам, внедряющим инновационные образовательные программы, а следующие два года проходили и проходят в условиях создания сети национальных исследовательских университетов. Таким образом, корректировка программы была объективно обоснована на протяжении всего периода ее реализации.

Еще одним важным фактором реализации действующей программы стало повышение статуса самого понятия «программа развития» во всех сферах жизни общества. Обсуждаемый сегодня документ все отчетливее начинает восприниматься научно-педагогической общественностью уже не как некий «план действий», а конкретный инструмент развития, реализация которого представляет собой инновационный процесс, направленный на качественное

Инновационные преобразования научно-исследовательской деятельности университета

преобразование объекта, в роли которого в данном случае выступает государственное учреждение высшего профессионального образования.

С этих позиций необходимо подчеркнуть, что обеспечение инновационности научной деятельности университета непосредственным образом связано с пониманием сути инновационных преобразований всеми его сотрудниками. Такое понимание напрямую обеспечивается развитием важнейших качеств личности, сформулированных Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». К ним относятся (цитирую): «Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». Только на основе таких качеств сотрудников университета и обучающейся в нем молодежи возможно утверждение инновационного уклада научной деятельности университета, формирование инновационной культуры.

Правомерность использования последнего термина подтверждает текст Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. Обозначая задачи по реализации инициативы «Наша новая школа», Д. А. Медведев подчеркнул: «Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным. А инновационная экономика может сформироваться только в определённом социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни».

Приведу свежий пример роста нашего понимания инноваций, как платформы формирования инновационной культуры. В рамках реализации приказа Рособразования № 2142 от 23 ноября 2009 г. «О повышении квалификации в 2010 г. научно-педагогических

работников федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию» управление научных исследований содействовало организации и проведению институтом постдипломного образования ознакомительных семинаров для слушателей программ повышения квалификации. Весной этого года гостям Герценов-ского университета были предложены экскурсии в структурные подразделения, в том числе оснащенные уникальным научным оборудованием. При этом максимально учитывались индивидуальные интересы гостей университета. Так, представители гуманитарных областей знания были ознакомлены с деятельностью Санкт-Петербургской высшей школы перевода и кафедры ЮНЕСКО. Для представителей естественнонаучных дисциплин были организованы экскурсии по центрам коллективного пользования уникальным оборудованием.

Очевидно, что основная нагрузка в организации этих встреч легла на плечи представителей указанных структурных подразделений. Но они выступили не просто в роли гостеприимных хозяев, щедро поделившихся своими соображениями о развитии научных исследований в вузовском секторе и с готовностью ответивших на многочисленные вопросы гостей университета. Необходимо подчеркнуть конструктивность предложений развития сотрудничества с управленческими структурами, которую проявили ученые-герценовцы, как в ходе самих экскурсий, так и при обсуждении результатов их проведения. Отчетливо проявилось понимание инновационной деятельности как деятельности по капитализации интеллектуального потенциала университета, которая, по словам Г. В. Майера, заключается в проведении комплекса согласованных мероприятий (управленческого, учебно-методического, научного, информационного, инфраструктурного плана) по количественному и качественному расширению научно-образовательного багажа вуза. Именно на основе такого понимания

возможно вовлечение в управление развитием системы научно-исследовательской деятельности всех субъектов научно-образовательного пространства университета. Мы можем также рассматривать диссеминацию опыта работы наших центров коллективного пользования, научно-образовательных центров, а вместе с ними и всех научно-исследовательских структур, как подготовительную стадию работы по созданию и закреплению в пространстве университета механизмов трансфера результатов интеллектуальной собственности.

Вместе с тем нам предстоит еще очень много сделать для развития инновационного облика научной работы в университете, исходя из необходимости разработки новой идеологии развития вуза. Я имею в виду перспективу изменения облика педагогического образования, обозначенную Президентом Российской Федерации в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в части превращения педагогических вузов в крупные базовые центры подготовки учителей. Ясно, что такие центры должны работать по сетевому принципу, как предложил Г. А. Бордовский накануне открытия Года учителя в Российской Федерации, и обладать гибкой инфраструктурой. Но гибкость инфраструктуры обеспечивается, в первую очередь, гибкостью восприятия представителей этого центра необходимости изменений, связанных с развитием отрасли. И здесь хочется привести еще один свежий пример.

Январские события этого года обязывают нас по-новому взглянуть на организацию имиджевых акций университета. 14-я университетская выставка научных достижений стала свидетельством того, что мы способны продемонстрировать широкой научно-педагогической общественности образцы наших интеллектуальных достижений в более привлекательной форме, чем делали это раньше. Экспозиция наших научных достижений приобрела интегрированный характер. В условиях стремительного распространения, можно сказать, экспансии, проектного подхода во всех сферах жизни

современного общества, мы стали задумываться о формах презентации квинтэссенции нашего опыта в выставочных экспонатах. Они, в свою очередь, становятся убедительны и более доступны восприятию, что требует инновационного, междисциплинарного подхода к организации выставочной деятельности. Наша общая задача — каждый год демонстрировать преимущества Герце-новского университета на том же уровне, как это было сделано в рамках мероприятий по открытию Года учителя в Российской Федерации.

В то же время, наша обучающаяся молодежь уже давно практикует многое из сказанного выше. На такие всероссийские конкурсы научных проектов, как НТТМ и «Эврика», студенты и аспиранты РГПУ им. А. И. Герцена уже давно возят не публикации, а реальные объемные экспонаты или виртуально наблюдаемые процессы и т. д. Отправляясь на выставки научно-технического творчества молодежи, они выступают как единая команда, которая ставит перед собой общую цель.

В этом году в рамках одного из круглых столов, сопровождавших проведение межвузовской студенческой конференции «Студент — исследователь — учитель», в университете прошел конкурсный отбор тех экспонатов, которые мы будем выставлять на научно-практических мероприятиях всероссийского масштаба за пределами вуза.

Интересно, что ряд экспонатов был изготовлен в формате январской выставочной экспозиции, что не может не говорить о гибкости восприятия нашей обучающейся молодежи и ее приверженности известному тезису о том, что наука не бывает как «профессорско-преподавательской», так и «студенческой», и «аспирантской». Таким образом, наши студенты успешно адаптируются к условиям, когда стремительно меняются «правила игры», требования к самим «игрокам» и формируются новые целевые установки, соблюдение которых необходимо для того, чтобы оставаться адекватными вызовам времени.

О развитии механизмов управления знаниями

Не случайно на летней выставке НТТМ— 2010, к участию в которой организаторами крайне неохотно допускаются студенческие научные проекты гуманитарной направленности, в этом году будет представлен проект студентов института народов Севера. Вместе с тремя проектами студентов факультета физики он успешно преодолел отборочный тур, который проводился в интерактивной форме.

Но и нашим студентам предстоит освоить и реализовать много нового. Это каса-

ется и создания не еще одного, а сети малых инновационных предприятий, и освоения передовых образовательных практик, и повышения активности и культуры участия в конкурсах научных проектов для молодых исследователей.

В заключение отмечу, что в предложения по разработке Программы развития университета на 2011—2015 гг. актуально внести вопрос о привлечении обучающейся молодежи к реальному участию в ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.