РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ -НОВАЯ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
В.А. Белов
Кафедра административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена актуальным теоретическим и практическим проблемам развития национальной платежной системы в Российской Федерации как новой задачи Центрального банка. Для этого вносятся изменения во многие институты финансового права РФ — бюджетного, налогового, валютного и в технологию расчетов.
Ключевые слова: электронные платежи, субъекты расчетов, национальная платежная система, кредитные организации, банковские финансовые организации.
Безналичные электронные расчеты, давно уже используемые в мировой практике, получили широкое применение в РФ, как и во многих других странах СНГ, при осуществлении торговли через сеть Интернет, а также при оплате телекоммуникационных услуг. По оценке созданной в 2009 г. на территории России Ассоциации «Электронные деньги» суммарный оборот рынка электронных денег в 2010 г. превысил 70 млрд руб., число пользователей электронных денег превысило 30 млн человек, и прогнозируется дальнейший рост данного показателя в 2012 г. Первые системы осуществления платежей с помощью электронных денег появились в Российской Федерации еще 1997-1998 гг. Однако до недавнего времени юридической наукой не уделялось большего внимания исследованию вопросов, связанных с использованием электронных денег. Т.е. как и в странах ЕС, длительный период времени расчеты посредством системы Интернет осуществлялись, но законодательно они не регулировались.
Одним из немногих документов, посвященных регулированию электронных денег, существовавшим до недавнего времени, являлось Указание Банка России «О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям — резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов» от 3 июля 1998 г. № 277-У, устанавливающее уведомительный порядок регистрации кредитных организаций — резидентов с выдачей им регистрационных свидетельств на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов. При этом под предоплаченными финансовыми продуктами понимались денежные обязательства кредитной организации, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и/или физических лиц по оплате товаров или услуг, и в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме.
Указанное определение по сути близко к понятию «электронные деньги».
Также следует отметить, что в настоящее время указанный документ отменен. В принятое ранее Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» было включено упоминание о неких предоплаченных картах, содержание которого более детально не раскрывалось.
По мере увеличения оборота рынка электронных денег последние стали представлять интерес не только для ученых, но и для государственных органов, осознавших необходимость правового регулирования оборота электронных денег. В частности, в 2009 г. были приняты два законодательных акта — Закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» [1] и Закон от 3 июня 2009 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» [2], в которых введено понятие розничного платежа (платежа от физических лиц), в т.ч. и электронного, а также упрощена процедура платежей в размере не превышающих 15 тыс. рублей.
В 2009 г. Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу законопроект «О национальной платежной системе», который среди прочего, был призван положить начало правовому регулированию использования электронных денег. 27 июня 2011 г. указанный законопроект был принят, а с 29 сентября 2011 г. вступил в силу. Законом закреплено определение электронных денег (электронных денежных средств — в терминологии закона), а также установлены основные требования к порядку функционирования и деятельности операторов электронных денег.
Отдельные положения указанного закона будут вступать в силу постепенно в течение ближних лет, что делает актуальным научное осмысление вопросов правового регулирования эмиссии и обращения электронных денег.
Статья 1 закона определяет предмет регулирования, которым является установление «правовых и организационных основ национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления переводов денежных средств, использовании электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе».
Статья 21 относит к участникам платежной системы:
«1) Операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств);
2) Профессиональных участников рынка ценных бумаг, а так же юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов и (или) участниками клиринга в соответствии с федеральным законом от 07.02.2011 ФЗ №11 «О клиринге и клиринговой деятельности»;
3) Страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности;
4) Органы федерального казначейства;
5) Организации федеральной почтовой связи» [3].
Пункт 3. «Участниками платежной системы могут являться международные финансовые организации, иностранные центральные банки»;
Закон предусматривает участие прямое и косвенное.
И если к прямым участникам могут быть отнесены все перечисленные в п. 1 ст. 21 юридические лица, открывшие банковский счет в расчетном центре, то к косвенным участникам следует отнести платежных операторов, которые будут открывать банковский счет для производства расчетов между остальными участниками.
В ст. 3 перечислены основные понятия, использованные в законе: «Оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, банковский платежный агент, оператор платежной системы, оператор услуг платежной инфраструктуры, платежный клиринговый центр, расчетный центр, трансграничный перевод денежных средств, безотзывность и безусловность денежных средств, окончательный перевод денежных средств, электронные денежные средства и электронное средство платежа, значимая платежная система и многое другое».
Большая часть закона посвящена порядку использования электронных денежных средств и порядку использования электронных средств платежа при осуществлении перевода этих средств.
I. В связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» в законодательство РФ были внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в ФЗ «О банках и банковской деятельности» [4] в ч. 3 ст. 1 где дана новая трактовка «Небанковской кредитной организации»:
«1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона (далее — небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);
2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России».
Этим же дополнением установлен минимальный уставной капитал для небанковских кредитных организаций не менее 18 млн рублей (ч. 2 ст. 11); п. 4 ст. 5, слово «расчеты» заменяется на «переводы денежных средств»; и п. 9 «осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в
в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов)». Внесенные изменения говорят о том, что законодатель отделяет электронные денежные средства из банковских средств накопления и кредита.
В ст. 14 утверждаются требования к кандидатам на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющий право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов по заполнению и представлению сведений, установленных нормативными актами Банка России (в т.ч. о наличии у этих лиц высшего профессионального образования (с предоставлением копий диплома) и о наличии/отсутствии судимости).
Статьей 26 закона в частях 13, 18, 19 и 20 операторам платежных систем запрещается раскрывать третьим лицам сведения об операциях и счетах участников платежных систем и их клиентов за исключением передачи информации в рамках платежной системы, а также случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 27 в части 2 законодатель при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, и вклады (приравнивает к ним) и остаток электронных денежных средств и обязывает кредитную организацию незамедлительно прекращать расходные операции по данному счету, а также перевод электронных денежных средств в пределах величины остатка средств, на которые наложен арест.
Таким образом, в банковскую систему России включаются и небанковские кредитные организации, а допустимость сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливается Банком России.
II. Этим же законом в ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» от 1991 г. [5] в п. 1 ст. 7 устанавливается обязанность налоговых органов «осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с ФЗ от 03.06.2009 № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами (указанным в комментируемом нами законе) обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет... а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований».
Этой новацией налоговые органы получают для контроля новых субъектов налоговых правоотношений, а они, в свою очередь — обязанность сдавать наличные денежные средства на банковские счета (что давно ими не делалось) и (или) получать за это налоговые административные меры наказания.
III. Этим же законом внесено дополнение в ФЗ от 22.04.1996 № 39 «О рынке ценных бумаг» [6] в п. 24 ст. 42 где ФСФР обязывается взаимодействовать с Банком России при осуществлении надзора и наблюдения за платежными системами, в которых осуществляются переводы денежных средств в целях расчета по сделкам с ценными бумагами и (или) совершенными на организованных
торгах, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О национальной платежной системе».
IV. В часть первую Налогового кодекса РФ [7] тоже внесены необходимые замечания:
- п. 2 ст. 23 обязывает встать налогоплательщика на налоговый учет при возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств — в течении 7 дней со дня возникновения такого права;
- п. 3 ст. 45 обязывает считать уплату налога исполненной с момента передачи физическим лицом в банк поручения о перечислении в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке (т.е. электронный перевод денег);
- п. 11, 61 ст. 46 расширяют взыскание налога, пеней и штрафа с денежных средств налогоплательщика от счетов налогоплательщика в банке до «его электронных денежных средств». «Взыскание налога может производиться за счет остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности за счет остатков средств в иностранной валюте»;
- ст. 48 разрешает налоговым органам взыскивать налоги, сборы, пени и штрафы не только за счет имущества налогоплательщика — физического лица, но и за счет «электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа и переводов электронных денежных средств»;
- п. 1 ст. 86 разрешает банкам открывать счета для индивидуальных предпринимателей и «предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства для переводов электронных денежных средств»;
- п. 2 ст. 86 обязывает банки «сообщать и о реквизитах корпоративных электронных средств платежей и об остатках на них для взыскания штрафов и пеней»;
- ст. 1352 накладывает на банк административные штрафные санкции в случае несообщения «об открытии, закрытии и изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа, за неисполнение в срок поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств и в случаях совершения банком действий по созданию ситуации отсутствия остатка электронных денежных средств налогоплательщика» и т.п.
V. Статьей 6 изучаемого закона внесены изменения и в Бюджетный кодекс РФ 1998г. (в ред. 2010 г.)[8] где п. 2 ст. 160 Федеральное Казначейство «обязывается предоставлять информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетной системы РФ».
Статьями 7 и 8 вносятся небольшие дополнения во вторую часть Налогового кодекса РФ [9] (о взимании государственной пошлины) и в ФЗ № 40 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 в ред.
2009 г. [10] (о признании сделок кредитных организаций в соответствии с требованиями ФЗ «О национальной платежной системе».
Более значимые дополнения были внесены в ФЗ № 115 от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» в редакции 2010 г. [11] где п. 14 ст. 7 установлено, что «индефикация клиента — физического лица, выгодоприобретателя и представителя клиента не проводится кредитными организациями при осуществлении в случаях перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000, за исключением случая, если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма». И п. 5 ст. 7, по которому кредитная организация на основании с другой крупной организацией «вправе поручать идентификацию клиента — физического лица, представителя клиента и выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств».
Организации, которым поручена денежная идентификация, несут административную (штрафы, пени) ответственность и взыскание неустоек за неисполнение поручения.
Пункт 10 ст. 7 обязывает информировать Банк России «в полном объеме сведения, полученных при проведении идентификации, в течении установленного срока».
VI. 1) Статьей 10 комментируемого закона в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. 2011 г.) [12] ст. 15.1 дополнена частью 2. Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2) главу 15 дополнить статьей 15.36 следующего содержания:
«Статья 15.36. Неисполнение предписания Банка России, направленного им при осуществлении надзора в национальной платежной системе.
Повторное в течение года неисполнение оператором платежной системы, операционным центром, платежным клиринговым центром предписания Банка России, направленного им при осуществлении надзора в национальной платежной системе, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей».
Дополнениями в другие пункты указывается, куда и как следует переводить штрафы и когда следует сообщать о совершенных платежах.
3) В статье 11 исследуемого закона содержатся дополнения в ФЗ № 86 от 10.07.2002 «О центральном банке Российской Федерации» [13] где в задачи ЦБРФ (ст. 3, часть 1, абзац 4) вносится существенная функция — «осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системы».
4) дополнить статьей 62' следующего содержания:
«Статья 621. Банк России устанавливает для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренных пунктом 1 части третьей статьи 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», следующие обязательные нормативы:
1) норматив достаточности собственных средств (капитала), определяемый как отношение суммы собственных средств (капитала) к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Норматив достаточности собственных средств (капитала) устанавливается в размере 2 процентов;
2) норматив ликвидности, определяемый как отношение суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Норматив ликвидности устанавливается в размере 100 процентов.
Небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, обязаны управлять операционным риском и обеспечивать бесперебойность осуществления перевода денежных средств в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.
Небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, у которых средний за полгода объем обязательств перед клиентами по переводам денежных средств без открытия банковских счетов в течение месяца превышает 2 млрд рублей, представляют отчетность в Банк России ежеквартально.
Небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, у которых средний за полгода объем обязательств перед клиентами по переводам денежных средств без открытия банковских счетов в течение месяца не превышает 2 млрд рублей, представляют отчетность в Банк России раз в полгода.
Порядок и формы представления отчетности небанковскими кредитными организациями, имеющими право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, устанавливаются нормативными актами Банка России.
Небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, вправе размещать денежные средства, предоставленные клиентами для переводов без открытия банковских счетов, исключительно:
1) на корреспондентском счете в Банке России;
2) на депозитах Банка России;
3) на корреспондентских счетах в кредитных организациях.
Небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление
переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, обязаны раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами их управления, в порядке, установленном Банком России для банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.»;
5) часть первую статьи 73 изложить в следующей редакции:
«Статья 73. Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом меры по отношению к нарушителям.»;
6) часть четвертую статьи 74 изложить в следующей редакции:
«К кредитной организации не могут быть применены Банком России меры, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, если со дня совершения нарушения истекло пять лет. Меры, предусмотренные настоящей статьей, не могут применяться Банком России в связи с невыполнением кредитной организацией (ее филиалом) положений документов (актов) Банка России, не являющихся нормативными актами или предписаниями Банка России.»;
7) главу XII признать утратившей силу;
8) дополнить главой XII1 следующего содержания:
«Глава XII1. Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы
Статья 821. Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы осуществляются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе».
Направления развития национальной платежной системы определяются стратегией развития национальной платежной системы, принимаемой Банком России.
Статья 822. Банк России организует и обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы Банка России и осуществляет за ней наблюдение.
Статья 823. Банк России устанавливает правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Банк России устанавливает правила, формы и стандарты безналичных расчетов».
Интересные новации вводятся статьей 14 в ФЗ от 10.12.2003 № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле (в ред. 2008 г.) [14], которой в ч. 11 ст. 10 разрешается «нерезидентам без ограничения осуществлять между собой на территории Российской Федерации переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов, а также осуществлять переводы иностранной валюты и валюты РФ, а так же осуществлять переводы иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковских счетов с территории Российской Федерации и получать на территории Российской Федерации переводы иностранных валют и валют РФ без открытия банковских счетов».
Правда, в ч. 3 п. 9 ст. 14 резиденты и нерезиденты — физические лица предупреждаются о том, что Центральный Банк России может ограничить суммы перевода и сумму получения перевода при проведении операций без открытия банковского счета.
Во многие другие законы вносятся дополнения о признании электронных денег и проведении безналичных операций без открытия банковского счета. Наиболее общим для всех можно привести дополнения в ст. 21, которая вносит в ФЗ от 27.11.10 № 311 «О таможенном регулировании в РФ» [15] где в ч 14 ст. 116 разрешает «уплату таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, без возможности приема (выдачи) платежных денежных средств (далее — электронные терминалы), а также через платежные терминалы или банкоматы».
Таким образом можно констатировать, что принятие Федерального закона «О национальной платежной системе» затронуло многие отрасли российского законодательства, но более всего институты финансового права, такие как бюджетное, налоговое, банковское, валютное, таможенное и административное право, а так же систему расчетов и наказаний в Российской Федерации, и подводит наше государство к новому электронному этапу развития экономики, уже наступившему во многих странах мира.
ЛИТЕРАТУРА
[1] ФЗ от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — №23. — Ст. 2758; № 48. — Ст. 5739; — 2010. — № 19. — Ст. 2291.
[2] ФЗ от 3 июня 2009 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
[3] ФЗ № 11 «О клиринге и клиринговой деятельности» от 07.02.2011.
[4] ФЗ «О банках и банковской деятельности» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1990. — № 27. — Ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 7. — Ст. 905.
[5] ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» от 1991 г. (в ред. 2009 г.) // СЗ РФ № 3599.
[6] ФЗ от 22.04.1996 № 39 «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996.--№ 1. — Ст. 5; — № 17. — Ст. 1780.
[7] Налоговый Кодекс РФ, часть первая (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, в редакции 2011 г. №1, ст.16)
[8] Бюджетный кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 19. — Ст. 2291.
[9] Налоговый кодекс РФ, часть вторая // СЗ РФ. — 2000. — № 32. — Ст. 3340.
[10] ФЗ № 40 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 18. — Ст. 2153.
[11] ФЗ № 115 от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001.
[12] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1; — 2011. — № 1. — Ст. 10, 23, 54; — № 7. — Ст. 901, 905.
[13] ФЗ №86 от 10.07.2002 «О центральном банке Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — №7. — Ст. 907.
[14] ФЗ от 10.12.2003 № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле (в ред. 2008 г.) // СЗ РФ. — 2003. — № 30. — Ст. 3606.
[15] ФЗ от 27.11.10 № 311 «О таможенном регулировании в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2010.
DEVELOPMENT OF NATIONAL PAYMENT SYSTEM - A NEW GOAL OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIA
V.A. Belov
The Department of Administrative and Financial Law Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
The article is dedicated to the relevant theoretical and practical problems of the development of the national payment system in Russia as a new problem of the Central Bank. Because of that the institutions of the financial law of Russia have to be changed — budget, tax, currencyand payment technology.
Key words: electronic payments, actors calculations, national payment system, landers, bank financial institutions.