ISSN 2311-9411 (Online) ISSN 2079-6714 (Print)
Учет в автономных учреждениях
ЭЛЕКТРОННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ПЛАТЕЖА КАК СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Ирина Александровна ВАРПАЕВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
История статьи:
Принята 30.10.2015 Принята в доработанном виде 02.02.2016 Одобрена 24.03.2016
Ключевые слова: безналичные расчеты, электронные денежные средства, электронные средства платежа, электронный кошелек, идентификация клиента
Аннотация
Автономные учреждения, осуществляя многочисленные операции с контрагентами -физическими и юридическими лицами, все чаще используют современные формы безналичных расчетов. Актуальные на сегодняшний день расчеты электронными денежными средствами в деятельности юридических лиц предусматривают использование электронных корпоративных средств платежа - так называемых электронных кошельков. В статье рассмотрены правовые и организационные основы открытия «электронного кошелька» и осуществления расчетов «электронными деньгами», а также существующие ограничения в данной области.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Актуальность безналичных расчетов обусловлена тем, что безналичный платежный оборот является основной частью денежного оборота, опосредуя практически все сферы хозяйственных отношений организаций, предприятий и учреждений, индивидуальных предпринимателей, банковских и финансовых структур, населения (физических лиц). Большинство расчетов между юридическими лицами по договорам поставки товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг осуществляется безналичным путем с использованием услуг обслуживающих банков.
Расчеты наличными в деятельности юридических лиц ограничены предельным размером, установленным Центральным банком Российской Федерации. В настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке (одному договору) составляет 100 тыс. руб., либо сумма в иностранной валюте, эквивалентная 100 тыс. руб. по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату проведения наличных расчетов1. При этом наличные расчеты производятся в указанной предельной сумме при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия [1].
1 Об осуществлении наличных расчетов: указание Центрального банка РФ от 07.10.2013 № 3073-У.
С середины XX в. во всем мире происходят масштабные преобразования в сфере финансов, денежного обращения и кредита, обусловленные внедрением электронных и информационных технологий. В настоящий момент фактически заново происходит становление российской платежной системы как одной из важнейших составляющих рыночного механизма. При этом к основным результатам технологических изменений следует отнести появление и развитие электронных средств платежа и электронных платежных систем, электронных денежных средств, а также замену бумажного документооборота между участниками расчетов электронным.
Рассмотрим особенности использования электронных денежных средств и банковских карт как электронных корпоративных средств платежа.
С начала 1998 года на территории Российской Федерации началось быстрое развитие инфраструктуры российских электронных денег, которое длительное время сопровождалось отсутствием у них формального юридического статуса. Ситуация изменилась в 2011 году, когда был принят Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»2 (далее -Закон № 161-ФЗ), в котором было дано определение электронных денежных средств, а также разработаны основные правила осуществления операций. Сегодня электронные денежные средства (ЭДС) рассматриваются как фактор повышения доступности платежных услуг
2 О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ.
на рынке, а также как альтернатива наличным деньгам, оборот которых связан с целым рядом негативных факторов (высокие издержки обращения, непрозрачность операций,
криминальная составляющая операций и т. д.) [2].
Согласно Закону № 161-ФЗ ЭДС представляют собой «информационный» эквивалент реальных денежных средств. Иными словами, это средства, информация о наличии и движении которых учитывается без открытия банковского счета. В отношении ЭДС на законодательном уровне было установлено, что перевод ЭДС осуществляется исключительно с использованием электронного средства платежа (ЭСП), что повлекло за собой качественно иной подход к построению механизма оборота ЭДС.
При этом ЭСП определяется как средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-
коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
По сути электронные деньги могут обращаться внутри определенной электронной платежной системы, например «Яндекс. Деньги», WebMoney и др. ЭДС могут формироваться за счет перевода денежных средств с банковского счета клиента, путем внесения наличных через банкомат или платежный терминал, а также за счет аванса за услуги мобильной связи. Превратить электронные деньги в реальные рубли можно, только выведя их из данной системы.
Оператором ЭДС (по сути эмитентом «электронных денег») может быть как банк, так и небанковская кредитная организация. Как правило, российские электронные платежные системы работают согласно лицензии небанковской кредитной организации.
Согласно Закону Российской Федерации № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее -Закон № 395-1) небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять банковские операции по перечню, предусмотренному Законом № 395-1 и Законом № 161-ФЗ. В целом законодательные требования к небанковским кредитным организациям ниже, чем к банкам, что
связано с меньшей степенью рискованности их операций.
Для осуществления расчетов ЭДС рассматриваемые небанковские кредитные организации должны иметь лицензию Центрального банка Российской Федерации на право осуществления переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. При этом указанные небанковские кредитные организации занимаются обеспечением безрисковой системы переводов денежных средств без открытия банковских счетов, прежде всего в рамках организации мгновенных электронных,
мобильных и т.п. платежей.
При осуществлении рассматриваемой формы безналичных расчетов клиент предоставляет денежные средства оператору ЭДС на основании заключенного с ним договора (п. 1 ст. 4 и п. 1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ) и должен зарегистрироваться на сайте оператора.
Клиентом могут выступать физическое или юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель. При этом отдельный банковский счет экономический субъект не открывает, расчеты через оператора проходят только электронными деньгами с помощью так называемых электронных кошельков.
По сути электронный кошелек - это лицевой счет клиента, отражающий информацию о наличии и движении его «электронных денег». Открытия новых счетов в гражданско-правовом понимании при этом не происходит, то есть договоры банковского счета непосредственно с участниками системы не заключаются [3].
Расчеты внутри системы (перевод средств из одного электронного кошелька в другой) происходят без осуществления переводов между банковскими счетами оператора системы. При этом перевод ЭДС может осуществляться между плательщиками и получателями средств, являющимися клиентами одного или нескольких операторов ЭДС.
Однако полученный при оформлении договора электронный кошелек «привязывается» к банковскому счету клиента, на который будет осуществляться перевод денег из его электронного кошелька (вывод денежных средств из электронной платежной системы). Указанный счет клиента может быть открыт в любой кредитной
организации, в том числе и у оператора ЭДС (если это банк).
Вывод денег из электронного кошелька юридического лица возможен только на его банковский счет, а не в другой электронный кошелек юридического лица и не наличными денежными средствами (ч. 22 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).
Отметим, что согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»3(далее - Закон № 174-ФЗ) автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях в установленном порядке. В том числе указанные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях и для операций со средствами, поступающими из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий как на выполнение государственного (муниципального) задания, так и на иные цели (ч. 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).
Электронный кошелек - это частный случай ЭСП, предназначенный для осуществления их перевода. Доступ к электронному кошельку может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения, а также банковских предоплаченных карт4.
Электронные кошельки подразделяются на неперсонифицированные, персонифицированные, корпоративные.
Движение средств внутри электронной платежной системы является электронной информацией об осуществлении реальных банковских операций, осуществляемых через счет оператора системы в интересах клиента системы по его публичным предложениям на продажу (офертам) или предложениям иных лиц.
Владелец счета (оператор электронной платежной системы) предоставляет участникам системы комплекс услуг по использованию своего банковского счета для организации расчетов от имени, за счет и в интересах участника, путем предоставления информации об осуществляемых
3 Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.
4 Предоплаченная карта - это разновидность банковских карт (как электронных средств платежа), которая используется
для осуществления перевода ЭДС, возврата остатка ЭДС в пределах суммы предварительно предоставленных держателем денежных средств кредитной организации-эмитенту в соответствии с требованиями Федерального закона № 161-ФЗ.
операциях за вознаграждение. При этом средства, находящиеся в «электронном кошельке» клиента, то есть, поступившие на банковский счет оператора системы в адрес участника, являются собственностью последнего.
Таким образом, оператор системы выступает в роли посредника при осуществлении расчетов и удерживает определенное вознаграждение в соответствии с заключенным соглашением (например, в виде фиксированного процента за каждый перевод средств).
Перевод ЭДС осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств5. После поступления электронных денег оператор переведет ЭДС их непосредственному получателю на основании указанного распоряжения организации-плательщика (ч. 7 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Реквизиты такого распоряжения могут быть установлены договором между клиентом и оператором ЭДС (ч. 1 ст. 8 Закона № 161-ФЗ).
На дату осуществления электронного платежа оператор платежной системы одновременно уменьшает остаток ЭДС у плательщика и увеличивает их остаток у получателя (ч. 10 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Таким образом, перевод ЭДС осуществляется незамедлительно после принятия оператором распоряжения плательщика. Исключением является перевод ЭДС с использованием предоплаченной карты, который осуществляется в срок не более трех рабочих дней после принятия оператором распоряжения клиента, если более короткий срок не предусмотрен договором, заключенным оператором ЭДС с клиентом, либо правилами электронной платежной системы (ч. 11 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).
Новшеством в нормативном регулировании перевода денежных средств, озвученном в тексте Закона № 161-ФЗ, является введение таких характеристик названных переводов, как безотзывность и окончательность. Перевод ЭДС становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором ЭДС действий, предусмотренных ч. 10 и 11 ст. 7 Закона № 161-ФЗ, рассмотренных ранее.
5 В случаях, предусмотренных договорами между плательщиком и оператором ЭДС, между плательщиком и получателем средств, перевод ЭДС может осуществляться на основании требований получателей средств в соответствии с нормами ст. 6, ч. 4 ст. 10 Закона № 161-ФЗ.
Отметим, что при варианте расчетов посредством ЭДС датой получения дохода у получателя ЭДС -налогоплательщика является день оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) покупателем (заказчиком). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 20.01.2014 № 03-11-11/1415.
В последнее время в текст Закона № 161-ФЗ внесен ряд изменений относительно порядка перевода ЭДС, в частности в аспектах применения персонифицированных электронных средств платежа и обязанности оператора ЭДС осуществлять идентификацию плательщика.
В настоящее время учреждения при переводе ЭДС могут являться получателями средств. Плательщиками в системе расчетов ЭДС указанные субъекты могут быть только в случае, если получателем средств является физическое лицо, использующее ЭСП, либо физическое лицо, прошедшее процедуру упрощенной
идентификации.
Клиент - физическое лицо посредством использования ЭДС может выступать
плательщиком в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также переводить ЭДС в пользу другого физического лица (но опять же только при условии использования ЭСП, либо при условии проведения упрощенной идентификации себя как плательщика).
Приведем примеры основных платежей с использованием ЭДС, которые вправе осуществлять учреждения.
Получение ЭДС:
— перечисление клиентами (физическими лицами) в оплату товаров и услуг;
— возврат подотчетным лицом остатка выданного аванса.
Оплата посредством ЭДС:
— возврат денег клиенту (физическому лицу) в случае возврата товара;
— перевод вознаграждения физическим лицам по гражданско-правовым договорам;
— перевод дивидендов учредителям (участникам) организации;
— перечисление подотчетных сумм работнику;
— взыскание недоимок по налогам и штрафам;
— перевод ЭДС на банковский счет.
При этом действуют следующие правила и ограничения. Использование ЭСП для перевода ЭДС может осуществляться как с проведением, так и без проведения процедуры идентификации клиента в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»6 (далее -Закон № 115-ФЗ). Оператор ЭСП при их использовании обязан обеспечивать возможность их определения клиентами как
неперсонифицированных, персонифицированных или корпоративных электронных средств платежа.
Итак, в настоящее время, в целях соблюдения норм Закона № 115-ФЗ перевод ЭДС осуществляется:
— с проведением идентификации клиента (как физических, так и юридических лиц);
— с проведением упрощенной идентификации клиента - физического лица;
— без проведения идентификации клиента.
В случае проведения оператором ЭДС идентификации клиента - физического лица используется персонифицированное электронное средство платежа, и ограничением на возможность его использования является условие, что доступный остаток ЭДС на счете клиента (то есть максимальная сумма, которую он может перевести) не превышает 600 тыс. руб.7 либо остаток в иностранной валюте эквивалентен указанной сумме (по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации).
Использование электронного средства платежа клиентом - юридическим лицом осуществляется с проведением его обязательной идентификации с использованием корпоративных ЭСП
(корпоративных электронных кошельков). Из своего интернет-кошелька учреждение может перечислять средства в пользу только тех физических лиц, у которых электронный кошелек персонифицирован (ч. 9 ст. 7, ч. 2 ст. 10 Закона № 161-ФЗ). То есть тех, кого идентифицирует
6 О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 115-ФЗ.
7 Допускается превышение указанной суммы только лишь вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Банком России.
оператор платежной системы. При этом доступный остаток ЭДС в кошельке юридического лица также не может превышать 600 тысяч рублей8 либо остаток в иностранной валюте эквивалентен указанной сумме (по официальному курсу Центрального Банка России). В случае превышения указанной суммы оператор ЭДС на конец своего рабочего дня обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения.
Оператор платежной системы может осуществлять упрощенную идентификацию клиента -физического лица. В данном случае используемое ЭСП является неперсонифицированным и может использоваться только для расчетов данного физического лица с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателей и при условии, что доступный остаток ЭДС в любой момент не превышает 60 тыс. руб., а общая сумма переводимых ЭДС с использованием такого неперсонифицированного ЭСП не превышает 200 тыс. руб. в течение календарного месяца.
Таким образом, неперсонифицированное ЭСП не может использоваться клиентом - физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода ЭДС другому физическому лицу либо для получения переводимых ЭДС от другого физического лица. Если платеж проводится без проведения оператором ЭДС идентификации клиента -физического лица, то использование ЭСП (которое в данном случае является неперсонифицированным) возможно при условии, что доступный остаток ЭДС на счете клиента не превышает 15 тыс. руб. и общая сумма переводимых ЭДС не может превышать 40 тыс. руб. в течение календарного месяца. Все это нашло отражение в табл. 1.
Как уже указывалось, законодательно установлен лимит остатка ЭДС в электронном кошельке юридического лица. Если на конец рабочего дня оператора остаток электронных денег в интернет-кошельке юридического лица превысит 600 000 руб., либо эквивалентную сумму в иностранной валюте (по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации), то оператор ЭДС самостоятельно выводит излишек
8 Допускается превышение указанной суммы только лишь вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Банком России.
на банковский счет субъекта хозяйствования (ч. 7, 9 ст. 10 Закона № 161-ФЗ).
Оператор ЭДС информирует клиента о проведенных операциях путем направления ему соответствующего уведомления, форма и сроки передачи которого устанавливаются в договоре. Соответственно, документальным подтверждением получения дохода налогоплательщика является указанное уведомление, а также банковские выписки по лицевому счету «электронного кошелька» клиента. Например, оператор системы «Яндекс. Деньги» в конце месяца присылает клиентам бумажный отчет об оборотах по электронному кошельку. Документ заверен печатью системы и подписью ее ответственного лица. Такой порядок, конечно же более подходит для клиентов-физических лиц. Учреждению в целях осуществления своевременного учета и контроля ЭДС следует предусмотреть в договоре с оператором периодическое предоставление подобных ответов (уведомлений).
Для того чтобы получить корпоративное электронное средство платежа, организация должна предъявить банку или небанковской кредитной организации свидетельство о постановке на налоговый учет (п. 1 ст. 86 НК РФ). При этом оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа (п. 2 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям, а также предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии клиентом (предприятием) счета, об изменении реквизитов счета.
В современных условиях осуществления безналичных расчетов банк также обязан уведомить налоговый орган по месту своего нахождения о предоставлении права предприятия (равно как и прекращении этого права) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов ЭДС (так называемый электронный кошелек), а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Данная информация предается соответствующим специалистам налогового органа в течение трех дней со дня соответствующего события в электронной форме и в порядке, установленным Банком России (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, который, в свою очередь, должен утвердить формы и форматы подобных сообщений) [4].
Кроме того, в обязанности банков входит формирование в течение трех дней справок по запросу налоговых органов о наличии счетов клиентов и об остатках денежных средств на них, справок об остатках ЭДС и их переводах, а также выдача выписок по операциям на счетах клиентов (п. 2 ст. 86 НК РФ). Указанные документы запрашиваются специалистами налоговых служб в случаях проведения налоговых проверок предприятий (в том числе могут быть истребованы
у банка как у контрагента аудируемого лица в соответствии с нормами ст. 93.1 НК РФ), а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам и переводов ЭДС предприятий и индивидуальных предпринимателей или при отмене такого приостановления.
Отметим, что до 2 мая 2014 года о каждом вновь открытом банковском счете предприятия обязаны были письменно уведомить налоговые органы в течение 7 рабочих дней (согласно подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Такое же правило действовало в отношении уведомления налоговых органов о закрытии каждого счета и
возникновении/прекращении права использования корпоративных электронных средств платежа для перевода ЭДС. Согласно поправкам, внесенным в часть первую НК РФ Законом № 52-ФЗ, указанные положения утратили силу.
Таблица 1
Идентификация плательщика при использовании ЭСП для перевода ЭДС
Клиент — плательщик ЭДС Клиент — получатель ЭДС Идентификация плательщика Статус ЭСП (электронного кошелька) Требуемые данные для присвоения статуса ЭСП (электронного кошелька)* Ограничения на использование одного ЭСП (электронного кошелька)
Максимальная сумма доступного остатка на любой момент времени Максимальная сумма перевода ЭДС за календарный месяц
Физическое лицо Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица + Персонифицированный Ф.И.О., номер мобильного телефона, дата и место рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, электронная почта 600 тыс. руб.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели Физические лица +** Копоративный Реквизиты юридического лица 600 тыс. руб.
Физическое лицо Юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица Упрощенная Неперсонифицированный Ф.И.О., номер мобильного телефона, реквизиты документа, удостоверяющего личность (как правило, не все), электронная почта 60 тыс. руб. 200 тыс. руб.
Физическое лицо, юридические лица, индивидуальные предприниматели Юридические лица, индивидуальные предприниматели Неперсонифицированный Ф.И.О., номер мобильного телефона, электронная почта 15 тыс. руб. 40 тыс. руб.
*Приведен примерный перечень данных, требуемых оператором платежной системы. "Обязательна идентификация и получателя ЭДС - физического лица.
Список литературы
1. Варпаева И.А. Правовые аспекты открытия договора банковского счета юридического лица // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2014. № 4. С. 21-27.
2. Криворучко С.В., Лопатин В.А. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика. М.: КноРус : ЦИПСиР, 2013. 456 с.
3. Комаров С.Е. Порядок бухгалтерского учета и налогообложения расчетов посредством электронных платежных систем // Бухгалтерский учет. 2009. № 2. C. 37-44.
4. Варпаева И.А. Правовые основы открытия и использования корпоративной банковской карты // Бухгалтер и закон. 2015. № 4. С. 31-37.
5. URL: http://www.consultant.ru.