ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
о праве на осуществление переводов
денежных средств без открытия банковских счетов и связанных
с ними иных банковских операций
А. В. СЕРГОМАСОВА,
советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса,
ведущий инспектор Счетная палата Российской Федерации
Прошел год после того, как Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 162-ФЗ) вступил в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» 30.06.2011). Начало действия документа — 29.09.2011. Однако, как свидетельствует практика, у многих, чья деятельность распространяется на отношения, возникшие из договоров, ранее заключенных кредитными организациями и организациями, не являющимися кредитными организациями, а также индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 13.1 Закона № 395-1, возникают вопросы, требующие разъяснения.
Электронные денежные средства. Банк России, например, предоставил индивидуальному предпринимателю право использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств. Однако предприниматель не предъявил свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Подлежит ли банк привлечению к налоговой ответственности в данном случае?
В главе 18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) содержатся виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за
их совершение. Однако в данной главе отсутствует такой вид нарушения, как предоставление права индивидуальному предпринимателю использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств без предъявления предпринимателем свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон № 161-ФЗ) ввел понятие «электронные денежные средства».
Согласно п. 18 ст. 3 Закона № 161-ФЗ электронные денежные средства — это денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.
Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсион-
ными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.
Пунктом 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ установлено, что электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Ответственность налогового органа за приостановление переводов электронных денежных средств. Законом № 162-ФЗ внесены изменения в ч. 1 НК РФ. Согласно п. 9 ст. 5 Закона № 162-ФЗ гл. 18 НК РФ дополнена ст. 135.2 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 135.2 НК РФ (в редакции Закона № 162-ФЗ) предоставление права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно предоставление указанного права при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств этого лица влекут взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.
Следовательно, если до 29.09.2011 банк не подлежал привлечению к налоговой ответственности за предоставление права индивидуальному предпринимателю использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, то после этой даты — подлежит привлечению к налоговой ответственности за предоставление права индивидуальному предпринимателю использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Норматив ликвидности для небанковской кредитной организации. Банком России до 29.09.2011 также не был установлен норматив ликвидности для небанковской кредитной организа-
ции, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с инструкцией Банка России от 26.04.2006 № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» (далее — Инструкция № 129-И).
После 29.09.2011 Банком России установлен норматив ликвидности для небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Согласно ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон № 395-1) небанковской кредитной организацией является кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом № 395-1.
В силу п. 5 ст. 62 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон № 86-ФЗ) в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать обязательные нормативы, в частности нормативы ликвидности кредитной организации.
Согласно п. 3.1 Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» (далее — Инструкция № 110-И) в целях контроля за состоянием ликвидности банка, т. е. его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, установлены нормативы мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов.
Однако Законом № 86-ФЗ не установлен норматив ликвидности для небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.
При этом гл. 3 Инструкции № 129-И установлены норматив достаточности собственных средств (капитала) расчетных небанковских кредитных организаций (РНКО), а также норматив соотношения суммы ликвидных активов сроком
исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств — норматив текущей ликвидности РНКО.
Право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов. Согласно п. 4 ст. 11 Закона № 162-ФЗ Закон № 86-ФЗ дополнен ст. 62.1: «Банк России устанавливает для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», обязательные нормативы».
Согласно п. 2 ст. 62.1 Закона № 86-ФЗ (в редакции Закона № 162-ФЗ) Банк России устанавливает для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона № 395-1, обязательные нормативы, в частности норматив ликвидности, определяемый как отношение суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Норматив ликвидности устанавливается в размере 100 %.
После 29.09.2011 Банком России установлен норматив ликвидности для небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, прямо в федеральном законе.
Норматив достаточности собственных средств (капитала). Банком России до 29.09.2011 был установлен норматив достаточности собственных средств (капитала) для небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, в Инструкции № 129-И.
После 29.09.2011 Банком России установлен норматив достаточности собственных средств (капитала) для небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, непосредственно в Законе № 395-1.
Согласно ст. 1 Закона № 395-1 небанковской кредитной организацией является кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, которые тоже предусмотрены Законом № 395-1.
В силу п. 6 ст. 62 Закона № 86-ФЗ в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать обязательные нормативы, в частности нормативы достаточности собственных средств (капитала).
Согласно п. 2.1 Инструкции № 110-И норматив достаточности собственных средств (капитала) банка регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков.
В то же время Законом № 86-ФЗ не установлен норматив достаточности собственных средств (капитала) для небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.
Согласно п. 1 ст. 62.1 Закона № 86-ФЗ (в редакции Закона № 162-ФЗ) Банк России устанавливает для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона № 395-1, обязательные нормативы, в частности, норматив достаточности собственных средств (капитала), определяемый как отношение суммы собственных средств (капитала) к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Норматив достаточности собственных средств (капитала) устанавливается в размере 2 %.
Переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов. Ответ тоже заложен в Законе № 162-ФЗ. До 29.09.2011 организации-нерезиденты были не вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов на территории Российской Федерации.
После 29.09.2011 организации-нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173) нерезидентами являются, в частности, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 173-ФЗ нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.
Однако Законом №173-ФЗ не предусмотрено право организаций-нерезидентов без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов на территории Российской Федерации.
В письме Банка России от 31.08.2007 № 121-5/1970 указано, что в случае осуществления валютных операций между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации через банковские счета такие операции должны проводиться через банковские счета, открытые только в уполномоченных банках.
Законом № 162-ФЗ внесены изменения и в Закон № 173-ФЗ.
Согласно подп. «а» п. 1 ст. 14 Закона № 162-ФЗ ст. 10 Закона № 173-ФЗ дополнена ч. 1.1, в соответствии с которой нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой на территории Российской Федерации переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов, а также осуществлять переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов с территории Российской Федерации и получать на территории Российской Федерации переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов.
Таким образом, до 29.09.2011 организации-нерезиденты были не вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов на территории Российской Федерации. После 29.09.2011 организации-нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов на территории Российской Федерации.
Перевод денежных средств резидентом в пользу нерезидента без открытия банковского счета на территории Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 1 Закона № 173-ФЗ резидентами
являются, в частности, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства.
В силу п. 7 ст. 1 Закона № 173-ФЗ нерезидентами являются, в частности, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
В части третьей ст. 14 Закона № 173-ФЗ приведен исчерпывающий перечень разрешенных валютных операций с применением наличных денег.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ перевод физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и получение в Российской Федерации физическим лицом — резидентом могут осуществляться без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Банком России порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода.
Следовательно, перевод физическим лицом — резидентом денежных средств в пользу нерезидента без открытия банковского счета на территории Российской Федерации не допускается.
В письме Банка России от 31.08.2007 № 121-5/1970 указано, что в случае осуществления валютных операций между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации через банковские счета такие операции должны проводиться через банковские счета, открытые только в уполномоченных банках.
Осуществление переводов без открытия банковских счетов физическими лицами — нерезидентами в пользу других физических лиц — нерезидентов либо в пользу самих себя в валюте Российской Федерации или иностранной валюте на территории Российской Федерации не противоречит закону, если переводы денежных средств в валюте Российской Федерации или иностранной валюте будут осуществляться через корреспондентские счета, открытые в уполномоченных банках.
В то же время согласно подп. «б» п. 2 ст. 14 Закона № 162-ФЗ ч. 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ дополнена п. 9, в соответствии с которым расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, за исключением валютных опера-
ций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в частности, перевода без открытия банковского счета физическим лицом — резидентом в пользу нерезидента на территории Российской Федерации, получения физическим лицом — резидентом перевода без открытия банковского счета на территории Российской Федерации от нерезидента, осуществляемых в установленном Банком России порядке, который может предусматривать, соответственно, только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода.
Таким образом, до 29.09.2011 физическое лицо — резидент было не вправе осуществить перевод денежных средств в пользу нерезидента без открытия банковского счета на территории Российской Федерации, однако с вступлением в силу Закона № 162-ФЗ физическое лицо — резидент вправе осуществить перевод денежных средств в пользу нерезидента без открытия банковского счета на территории Российской Федерации.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 29.06.2012).
2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (в ред. от 28.07.2012).
3. О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением: инструкция Банка России от 26.04.2006 № 129-И (в ред. от 12.12.2011).
4. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 06.12.2011).
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»: Федеральный закон от 27.06.2011 № 162-ФЗ (в ред. от 06.12.2011).
6. О национальной платежной системе: Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ.
7. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. от 19.10.2011).
8. Об обязательных нормативах банков: инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И (в ред. от 28. 04. 2012).