g Вовенда А. В., Корягин П. А.
m
| Развитие молодежного научно-технического I сотрудничества в государствах-партнерах
1 по Евразийскому экономическому союзу
<
m (проект «Евразийская объединенная ассоциация «Фаб-лабов»)
ш
Вовенда Алексей Викторович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Директор Международного евразийского центра науки, образования и инноваций Кандидат политических наук [email protected]
Корягин Петр Андреевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)
Заведующий отделением координации проектной деятельности Международного евразийского центра науки, образования и инноваций
РЕФЕРАТ
Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов развития молодежного научно-технического сотрудничества в государствах-партнерах по Евразийскому экономическому союзу в долгосрочной перспективе, а также характеристике проекта «Евразийская объединенная ассоциация «Фаб-лабов».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
молодежное научно-техническое сотрудничество, Евразийский экономический союз, «Евразийская объединенная ассоциация «Фаб-лабов»
Vovenda A. V., Koryagin P. A.
The Development of Youth Scientific and Technical Cooperation in the Partner Countries of the Eurasian Economic Union (project «Eurasian United Association «Fab-Labs»)
Vovenda Alexei Victorovich
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
Director of the international Eurasian Center of Science, Education and innovations
PhD in Political Science
Koryagin Petr Andreevich
north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian federation)
Head of the department of Coordination of Project activity of the international Eurasian Center of Science, Education and innovations
ABSTRACT
The article considers some aspects of the development of youth scientific — technical cooperation in the states — partners of the Eurasian Economic Union in the long term, as well as the characteristics of the project Eurasian united association «Fab-Labs».
KEYWORDS
youth scientific and technical cooperation, the Eurasian Economic Union, Eurasian united association «Fab-Labs»
22 июня 2015 г. в ходе совместного заседания Интеграционного клуба при Пред- ^ седателе Совета Федерации и Научно-экспертного совета при Председателе Совета « Федерации были определены базисы развития научно-технического сотрудничества т в государствах-партнерах по Евразийскому экономическому союзу в перспективе. Среди них следует выделить разработку концепции единой научно-технической по- ^ литики государств-партнеров по ЕАЭС, формирование Евразийской инновационной >| системы, объединяющей национальные инновационные ресурсы, разработку и ис- « пользование технологических платформ, объектов инфраструктуры для практической ^ реализации глобальных наднациональных проектов. ш
В соответствии с вышеизложенным вполне логичным выглядит то, что ключевая роль в развитии межгосударственного молодежного научно-технического сотрудничества должна отводиться именно высшим учебным заведениям, в которых существуют экспертно-аналитические советы, исследовательские центры и лаборатории.
В целом, говоря об инновационных механизмах развития межгосударственного научно-технического сотрудничества в рамках ЕАЭС, следует выделить ряд ключевых аспектов:
• необходимость применения современных информационных технологий, позволяющих дистанционно реализовывать проектную деятельность в рамках межвузовского партнерства (проведение форсайт-сессий, вебинаров, телемостов, интернет-конференций и т. д);
• повышение конкурентоспособности вузов как научных и экспертно-аналитических центров в контексте развития современных образовательных трендов (академическая мобильность, международные совместные образовательные программы, унификации учебных стандартов и т. д.);
• важность внедрения новых организационных форм межвузовского взаимодействия (создание образовательных кластеров).
Особое внимание предлагаем уделять созданию различного рода партнерских сетей в рамках данного направления (активное включение вузов в развитие таких проектов как создание «Совета по научно-исследовательской инфраструктуре при Департаменте развития интеграции ЕЭК» и т. д.).
Немаловажным является и понимание роли вузов в развитии межгосударственного научно-технического сотрудничества в рамках ЕАЭС как ведущих центров международного молодежного и студенческого взаимодействия, инноваций, студенческой науки и культуры.
Необходимо создавать системы профильных лабораторий (в том числе в интерактивном формате, т. е. в интернете) с привлечением молодых ученых вузов стран евразийского партнерства, а также разрабатывать проекты конкурсов (олимпиад) исследований молодых ученых и студенческих работ вузов стран евразийского пространства.
Вузам необходимо стать центром в сфере предоставления услуг по продвижению на рынке научно-прикладных молодежных инновационных проектов (направление «проектного тьюторства» сейчас активно развивается).
Проведение ставшего уже традиционным Евразийского молодежного инновационного конвента, по мнению Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ С. Е. Нарышкина, внесло немалый вклад в развитие интеллектуального потенциала талантливой молодежи, предоставляя ей возможность встретиться на одной площадке с мэтрами мировой политики и дипломатии, ведущими экспертами-экономистами и авторитетными специалистами.
В рамках Конвента на базе Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики прошел круглый стол «Инновационные технологии: от настоящего к будущему»; была организована проектная площадка для представления молодежных проектов в сфере
g высоких технологий и робототехники. Круглый стол был организован тремя вузами m (СЗИУ РАНХиГС, ИТМО, Политехнический университет).
m В рамках данного мероприятия Международным евразийским центром науки, | образования и инноваций СЗИУ РАНХиГС была предложена идея по созданию объ-^ единенной Евразийской ассоциации «Фаб-лабов» (центров технического творчества >| молодежи).
«Fab Lab»1 (англ. fabrication laboratory) — открытая научно-производственная ^ лаборатория-мастерская, предназначенная для технического творчества, проведе-ш ния образовательных мероприятий, разработки и выпуска инновационных продуктов.
Подобные лаборатории успешно конкурируют с крупными производственными центрами, работающими в сфере серийного производства, преимущественно из-за связанного с серийным производством отрицательного эффекта масштаба. Многими специалистами отмечается высокий потенциал развития подобных лабораторий в России. Существует успешный опыт создания и развития «Фаб-лабов» в Санкт-Петербурге на площадках некоторых вузов (Политехнический университет, ИТМО).
В настоящий момент возникает возможность, а фактически необходимость создания Евразийской ассоциации «Фаб-лабов» (центров технического творчества молодежи) как витрины развития интеграционных процессов в научно-технической сфере государств евразийского пространства. Это объясняется рядом причин:
Во-первых, Ассоциация может способствовать успешному появлению Фаб-лабов (Центров технического творчества молодежи) в тех регионах, где это необходимо. В этом смысле Санкт-Петербург может выступить методологической и организационной базой проекта. А в качестве ведущих центров реализации проекта могут выступить три вуза: Политехнический университет и ИТМО как ведущие научно-технические исследовательские центры, СЗИУ РАНХиГС как центр развития «проектного тьюторства».
Во-вторых, подобное сообщество создает синергию инновационного развития, определяет сильные и слабые стороны научных центров евразийского пространства и создает комплексный баланс, необходимый для развития прорывных технологических проектов. (Например, ряд «Фаб-лабов» в Беларуси, специализирующихся на создании уникальных технологических продуктов, дополняют разработки «Фаб-лабов» в России, в Казахстане и в совокупности получается уникальный инновационный прорыв, реализованный в рамках евразийского пространства, обеспечивающий конкуренцию ведущим центрам США, Сингапура, Японии и т. д.)
В-третьих, государства члены ЕАЭС могут выступать крупным заказчиком технологических проектов для данной Ассоциации, которая при необходимости может координировать деятельность «Фаб-лабов», использовать преимущества специализаций региональных научно-технических центров для достижения единых общих целей.
В данном контексте Северо-Западный институт управления Президентской академии может обеспечить организационную основу для формирования подобной Ассоциации, подготовить специалистов в области технологического менеджмента, управления инновациями, стратегического развития и т. д.
Необходимо также отметить, что данный проект был поддержан Евразийским клубом экспертов СЗИУ РАНХиГС, заседание которого прошло 27 октября 2015 г.
В качестве механизмов реализации данного проекта на первом этапе необходимо организовать и провести ряд мероприятий для продвижения этой ини-
1 Программа «Fab Lab» была начата в «Media Lab» в Массачусетском технологическом институте в результате сотрудничества «Grassroots Invention Group» и «Center for Bits and Atoms».
циативы и обсуждения Программных документов по данному предложению. ^ К таким мероприятиям следует отнести «Третий евразийский молодежный ин- « новационный конвент» (совместно с Евразийской молодежной ассамблеей) т и молодежную платформу Первого форума регионов СНГ (совместно с Молодежной МПА СНГ). ^ В целом реализация таких проектов необходима в контексте сохранения ре- >| зультатов проведенных исследований коллективами молодых ученых для их « практического применения в рамках развития научно-технического сотрудниче- ^ ства государств-партнеров по ЕАЭС как базы евразийской экономической ин- ш теграции.