о
о о
Шамахов В. А., Вовенда А. В.
Кластерное моделирование как инструмент эффективного развития интеграционных взаимодействий в сфере образования, науки и молодежного сотрудничества ш
в рамках Евразийского экономического союза
со
Шамахов Владимир Александрович <
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) m
Директор
Доктор экономических наук [email protected]
Вовенда Алексей Викторович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Директор Центра евразийских исследований Кандидат политических наук [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье представлена характеристика кластерного моделирования как эффективного инструмента развития интеграционных межгосударственных связей на евразийском пространстве в долгосрочной перспективе в сфере образования, науки, инноваций и молодежного сотрудничества.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
кластер, кластерное моделирование, интеграция, наука, инновации, образование, молодежная политика, Евразийский экономический союз
Shamahov V. A., Vovenda A. V.
Cluster Modeling as the Instrument for Effective Development of Integration Cooperation in Education, Science and Youth Cooperation within the Framework of the Eurasian Economic Union
Shamakhov Vladimir Alexandrovich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Director
Doctor of Science (Economy) [email protected]
Vovenda Alexei Victorovich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Director of the Center Eurasian Researches
PhD in Political Science
ABSTRACT
In the following article is characterized the cluster modeling as the key and effective instrument of the development of the integration state long term cooperation within the Eurasian region in the field of education, science, innovation and youth cooperation.
KEYWORDS
cluster, cluster modeling, integration, science, innovations, youth policy and cooperation, Eurasian Economic Union
^ В современных условиях развития международных отношений, в контексте усиле-^ ния кризисной составляющей процессов глобализации, — что выражается и в на-^ растающей политической напряженности в некоторых регионах мира, и в появле-с! нии все новых угроз экономической безопасности мировой финансовой системы, — ^ государства вынуждены искать новые формы социально-экономического развития, о которые отличались бы эффективностью, комплексным характером, а, главное, ^ конкурентоспособностью.
В данном контексте вполне логичным является построение системы эффектив-^ ного регионального межгосударственного сотрудничества как важнейшего меха-^ низма развития региональной интеграции и обеспечения экономической стабиль-< ности. Развитие регионов, в свою очередь, приводит к появлению целого ряда ™ задач, требующих эффективных и новаторских решений. К таким задачам следует отнести обеспечение устойчивого экономического регионального роста, привлечение инвестиций, создание оптимальных условий для развития человеческого потенциала и др.
Одним из эффективных инновационных инструментов решения вышеперечисленных задач может стать кластерное моделирование, основанное на идее создания (в перспективе) системы функциональных кластеров, отвечающих за конкретные направления стратегического социально-экономического межгосударственного развития.
Сегодня повышенное внимание как на международном, так и на государственном уровнях уделяется созданию оптимальных социальных и экономических условий для жизни и личностного развития молодежи, молодых ученых и специалистов, которые, используя свои интеллектуальные ресурсы, могут не только вести новаторские разработки, но и производить инновационные продукты, обладающие высокой конкурентоспособностью, способные вывести межгосударственное сотрудничество на качественно новый уровень.
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы проделал большую работу по созданию интеграционных моделей развития образования, науки и молодежного сотрудничества, учитывающих особенности региональных социально-экономических и политических процессов.
В ходе создания таких проектов СЗИУ, как международный образовательный консорциум «Евразийская лига вузов государственного и корпоративного управления» (далее — Консорциум), Евразийский молодежный кластер, был применен механизм кластерного моделирования. При этом, в нашем понимании, кластер — это интеграционный механизм, обеспечивающий интенсивное развитие образующих его организаций, их эффективное партнерство.
Важнейшим инструментом, способствующим развитию единого международного научно-образовательного пространства, является создание кластеров, объединяющих вузы стран евразийского партнерства. Интеграция, объединение и координация усилий вузов в научно-образовательный кластер призваны содействовать созданию условий для стабильного, устойчивого развития образовательных институтов в единую систему, связанную подготовкой конкурентоспособных и востребованных специалистов.
Сам термин «кластер» предусматривает наличие совокупности размещенных на ограниченной территории организационных и производственных структур (участников кластера), что характеризуется присутствием:
• системы эффективной коммуникации между участниками кластера, основанной
на использовании современных высоких технологий;
• механизма координации деятельности и кооперации всех участников кластера
(эффективный менеджмент);
• синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффектив- ^ ности и результативности деятельности каждого участника кластера за счет ^ высокой степени их кооперации, а также внедрения инновационных образова- ^ тельных программ и научных разработок. ^ Современные тенденции развития высшего профессионального образования ^
определили новые подходы к его организации, среди которых одним из наиболее о перспективных является кластерный. В Концепции долгосрочного социально- ^ экономического развития Российской Федерации создание кластеров представля- ^ ется как важнейшее направление формирования общенациональной системы под- ^ держки инноваций и развития России. Интеграция в кластере определяется как ^ объединение различных структур и нахождение новой формы сопряжения их по- < тенциалов с целью производства инновационного продукта. ™
Положительным моментом в создании кластера является формирование единого информационного профессионального пространства общения, распространения знаний и новых технологий. Внутри кластерной сети быстрее распространяется информация, благодаря чему ее участники могут оперативно и адекватно реагировать на изменения среды (как внешней, так и внутренней), а также принимать эффективные решения.
Кластеры ориентированы на активную грантовую деятельность, устойчивую связь с партнерами и работодателями, на создание малых инновационных предприятий и учебно-научно-производственных комплексов, проведение востребованных в научной среде стран евразийского партнерства исследований, подготовку публикаций.
Целью образовательного кластера является повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей работодателей в высококвалифицированных специалистах. Основными задачами образовательного кластера являются следующие:
• построение эффективной системы межвузовского партнерства;
• развитие интегрированных систем непрерывного образования;
• гармонизация подходов к развитию национальных систем образования;
• консолидация усилий по выработке единой стратегии развития интеллектуального потенциала в области науки и инноваций.
Ключевая роль в научно-практических исследованиях перспектив развития интеграционных процессов на евразийском пространстве должна отводиться высшим учебным заведениям, в которых существуют экспертно-аналитические советы, исследовательские центры и лаборатории. Вузы должны стать не только базой для подготовки будущих кадров для политических и экономических региональных интеграционных структур, но и площадкой для разработки механизмов и моделей развития межгосударственного сотрудничества на евразийском пространстве (в долгосрочной перспективе).
Изучение проблематики евразийской интеграции лежит в области междисциплинарных исследований, на стыке науки и практики. В связи с этим особое значение приобретает формирование единого международного научно-образовательного пространства, что будет способствовать наиболее эффективному решению актуальных проблем интеграции [1], а также реализации задач организации международной коммуникации и сетевого объединения высших учебных заведений, ведущих подготовку государственно-управленческой элиты.
Вузы стран евразийского пространства имеют научно-образовательную базу для формирования на основе кластерного подхода эффективной модели изучения стратегических векторов развития процессов евразийской интеграции в долгосрочной перспективе — Консорциума.
Приоритетным направлением деятельности Консорциума станет реализация совместных международных учебных программ и научно-исследовательских проектов
^ в рамках сотрудничества в области образования и науки с различными вузами ^ стран евразийского партнерства, что будет способствовать развитию межвузов-^ ского сотрудничества, генерации новых знаний и формированию единой иннова-с! ционной интеллектуальной среды.
^ Инициатива создания Консорциума принадлежит Северо-Западному институту о управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы ^ при Президенте Российской Федерации (СЗИУ РАНХиГС при Президенте Россий-^ ской Федерации).
^ В настоящее время в СЗИУ действует целый ряд экспертно-аналитических со-^ ветов, исследовательских лабораторий по изучению особенностей развития инте-< грационных процессов на евразийском пространстве, создана комплексная научная ™ школа евразийских исследований. Системообразующей структурой комплексной научной школы является Центр евразийских исследований СЗИУ.
Стратегическим вектором развития комплексной научной школы евразийских исследований института является реализация трехмодульной системы непрерывного профессионального образования, научно-прикладных исследований и инновационных проектов. Разработка и реализация данных модулей направлена на развитие положений «Концепции развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года» (Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 № 337) и «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р).
В перспективе, в рамках деятельности Консорциума, планируется реализовать проект по созданию единой научной школы евразийских исследований. Важно, чтобы в рамках становления данной научной школы были созданы все условия не только для межвузовского комплексного теоретического и прикладного изучения проблем и перспектив развития интеграционных процессов на евразийском пространстве, но и для того, чтобы Концорциум стал ведущей экспериментальной площадкой по созданию инновационной научно-образовательной модели сетевого взаимодействия высших учебных заведений для комплексных исследований интеграционных взаимодействий в рамках межгосударственных отношений [2].
Деятельность Консорциума не только позволит укрепить межвузовское сотрудничество, но и будет способствовать развитию единого научно-образовательного кластера на евразийском пространстве, что, в свою очередь, позволит, в перспективе, создать систему эффективных наднациональных органов в сфере образования и науки Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Студенты и молодые ученые СЗИУ, при поддержке представителей президентских академий Беларуси и Казахстана, стали учредителями общественной организации по содействию развитию международного молодежного сотрудничества «Евразийская молодежная ассамблея», призванной способствовать формированию единой коммуникативной площадки для активного и заинтересованного обсуждения проблем и перспектив молодежной деятельности, а также установления контактов с молодежными сообществами стран евразийского партнерства.
Центром евразийских исследований СЗИУ РАНХиГС была разработана кластерная модель международного молодежного взаимодействия — Евразийский молодежный кластер. Практическим воплощением данной модели стало принятие резолюции участников Первого евразийского молодежного инновационного конвента, проходившего в Санкт-Петербурге с 14 по 16 апреля 2014 г. под патронатом Законодательного собрания Ленинградской области.
Молодые ученые, студенты, представители молодежных организаций и бизнес-сообщества выработали решение о формировании международной коммуникатив-
ной площадки, которая объединит наиболее активных, обладающих инновационным ^ мышлением молодых ученых, парламентариев, представителей молодежных обще- ^ ственных объединений и бизнес-сообщества. g
Создаваемый кластер будет способствовать росту научно-исследовательского, ^ профессионального и творческого потенциала молодежи, ее активному участию в ^ жизни общества, выработке инновационных решений актуальных проблем евра- о зийской интеграции. ^
Основными целями создания Евразийского молодежного кластера являются:
• формирование единого пространства для конструктивного диалога молодежи, g помогающего осознать перспективы евразийских интеграционных процессов и s разобраться в их специфике; <
• объединение научного, инновационного, культурного потенциала молодежи стран ™ евразийского партнерства;
• строительство стартовой площадки для карьерного и личностного роста молодежи в научно-исследовательской, проектной деятельности и предпринимательстве.
Необходимо отметить, что объединение интеллектуального и инновационного потенциалов молодежи на основе кластерного подхода позволит ей принимать активное участие в выработке согласованных решений задач евразийской интеграции, что, несомненно, будет способствовать становлению международной молодежной науки и политики как одного из ключевых элементов развития сотрудничества между государствами евразийского региона, в долгосрочной перспективе).
Использование кластерного подхода при формировании социально-политических, научно-образовательных проектов и инициатив позволит выработать эффективные механизмы интеграционных взаимодействий на едином экономическом пространстве в рамках Евразийского экономического союза.
Литература
1. Косов Ю. В. Евразийская интеграция вышла на качественно новый уровень / Русская народная линия. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/30/evrazyskaya_integraciya_vyshla_na_ kachestvenno_inoj_uroven/ (дата обращения: 04.06.2014).
1. Шамахов В. А. Развитие школы евразийских исследований как стратегическое направление подготовки государственных служащих в Северо-Западном институте управления Академии при Президенте РФ // Проблемы управления (Минск). 2013. № 3 (48). С. 60-63.
References
1. Kosov Yu. V. Eurasian integration moved to a new level [Evraziiskaya integratsiya vyshla na kachestvenno novyi uroven'] / Russian national line [An electronic resource] URL: http://ruskline. ru/news_rl/2014/05/30/evrazijskaya_integraciya_vyshla_na_kachestvenno_inoj_uroven/ (address date: 04.06.2014).
2. Shamakhov V. A. Development of school of the Eurasian researches as the strategic direction of training of civil servants in the North-West institute of management of the Russian Presidential Academy [Razvitie shkoly evraziiskikh issledovanii kak strategicheskoe napravlenie podgotovki gosudarstvennykh sluzhashchikh v Severo-Zapadnom institute upravleniya Akademii pri Prezidente RF] // Problems of Management (Minsk) [Problemy upravleniya (Minsk)]. 2013. N 3 (48). P. 60-63.