Шамахов В. А., Вовенда А. В., Корягин П. А.
Основные направления деятельности экспертно-аналитических центров (Think tanks) государств-партнеров по ЕАЭС
Шамахов Владимир Александрович
Директор Северо-Западного института управления — филиала РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доктор экономических наук, профессор
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса [email protected]
Вовенда Алексей Викторович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Директор Международного евразийского центра науки, образования и инноваций Кандидат политических наук [email protected]
О
О
о
Корягин Петр Андреевич
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)
Заведующий отделением координации проектной деятельности Международного евразийского центра науки,
образования и инноваций
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются основные направления деятельности экспертно-аналитических центров (Think tanks) в контексте развития современных трендов внешнеэкономических стратегий государств-партнеров по ЕАЭС.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Евразийский экономический союз (ЕАЭС), Think tanks, мозговой центр, фабрика мысли, аналитический центр, внешнеэкономические стратегии, евразийская интеграция, кластер, кластерная политика
Shamakhov V. A., Vovenda A. V., Koryagin P. A. The Main Activities of Think Tanks of the EAEU States
Shamakhov Vladimir Alexandrovich
Director of North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy
and Public administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
doctor of Science (Economy), Professor
State Councilor of the russian federation of the 1st class
Vovenda Alexei Victorovich
north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian federation)
director of the international Eurasian Center of Science, Education and innovations
PhD in Political Science
Koryagin Petr Andreevich
North-West institute of Management — branch of the russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
Head of the Department of Coordination of Project Activity of the international Eurasian Center of Science,
Education and innovations
ос ABSTRACT
□z In the article are characterized the key directions of activity of the expert-analytical centers (Think
m tanks) in the context of the development of modern trends of foreign economic strategies of the
о EEU's states-partners.
^ KEYWORDS
q the Eurasian Economic Union (EEU), Think tanks, analytical center, foreign economic strates gies, the Eurasian integration, cluster, cluster policy
Ш _
>x
^ Сегодня прикладные аспекты комплексного моделирования современных экономике ческих процессов, а также долгосрочное стратегическое планирование являются ™ одними из ключевых направлений деятельности ведущих государственных и негосударственных профильных структур, к которым относятся и экспертно-аналити-ческие центры (Think tanks).
Некоммерческим партнерством «Институт политических исследований» совместно с Международным Евразийским центром науки, образования и инноваций Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ было проведено масштабное исследование, посвященное деятельности «мозговых центров» в странах-партнерах по ЕАЭС. При содействии и поддержке экспертов проекта профессора РАН О. Н. Барабанова и политолога Г. В. Добромелова был осуществлен сбор информации, сформирована общая база данных «мозговых центров» евразийского пространства и рассмотрено 76 организаций Армении, Казахстана, Белоруссии и Кыргызстана.
В табл. 1 представлены количественные показатели изучаемых стран относительно выявленных «мозговых центров». Так, наличие 25 «мозговых центров» ставит Белоруссию на первое место по численности подобного рода организаций, однако важно отметить, что вместе с этим среднее количество сотрудников, работающих на «рынке идей», наименьшее среди всех изучаемых стран. На первом месте по этому параметру Казахстан, где на 11 «мозговых центров», которые представили данные о кадровом составе, приходится 210 сотрудников, что составляет в среднем 19 сотрудников на один центр. Кыргызстан занимает второе место, где в сред-
Количественные показатели
Страны Число «мозговых центров» Число сотрудников «мозговых центров» Среднее количество сотрудников «мозгового центра» ВВП (ППС) на душу * населения
Армения 22 189 (18 центров) 10 8468
Кыргызстан 8 110 (7 центров) 16 3363
Белоруссия 25 173 (19 центров) 9 17 654
Казахстан 21 210 (11 мозговых центров) 19 24 268
Всего 76 682 12
* GDP based on purchasing-power-parity (PPP) per capita (англ.). МВФ (12.04.2016). ВВП ** Democracy Index 2015. Democracy in an age of anxiety. A report by The Economist Intelli
нем на один «мозговой центр» приходится 16 сотрудников. На третьем месте Ар- ^ мения — 18 центров и 189 сотрудников. Средняя численность персонала по всем ^ евразийским «мозговым центрам» составляет 12 человек. Данные о количестве g сотрудников аналитических центров собраны из открытых источников информации ^ и при верификации данных самими «мозговыми центрами». ^
Индекс демократии, выработанный изданием «The Economist», представляется о важной характеристикой изучаемых стран в контексте изучения их «мозговых центров» ^ в качестве проводников общественной мысли. В рамках данного исследования вы- g двинута гипотеза, предполагающая корреляцию уровня демократии изучаемых стран g с количеством «мозговых центров», занимающихся продвижением демократических s принципов и идеи гражданского общества. <
Наибольший показатель индекса демократии у Кыргызстана (5,33), что подтверж- ™ дается относительно большим количеством «центров», специализирующихся на теме демократии. Специализация 5 из 8 «мозговых центров» Кыргызстана в данной сфере объясняется высокой активностью зарубежных фондов на территории страны. В Армении индекс демократии, как и количество вышеуказанных «мозговых центров», также коррелируют между собой, что отражается и в высоком уровне плюрализма во мнениях на государственную политику, где прозападные «мозговые центры» выступают против кооперации с РФ и за сближение с ЕС.
Среди участвовавших в исследовании аналитических структур большинство, а именно 60% «мозговых центров», назвали приоритетным направлением внутреннюю политику собственной страны. Деятельность только лишь 20% центров посвящена международным вопросам широкого спектра, 20% «фабрик мысли» занимаются преимущественно изучением постсоветского пространства.
На гистограммах 1 и 2 (рис. 1), основанных на данных всех 76 «мозговых центров», наглядно продемонстрировано, какое количество «мозговых центров» в каждой стране занимается представленными направлениями.
Общей чертой для евразийских «мозговых центров» является универсальность их деятельности, однако наблюдается тенденция к переходу к более узкой специализации с целью повышения конкурентоспособности на «рынке идей». Очевидно, что общим для «фабрик мысли» всех изучаемых стран являются такие направления деятельности, как экономические исследования, научно-образова-
Таблица 1
по изучаемым странам ЕАЭС
Индекс демократии** Кол-во центров, вовлеченных в продвижение принципов демократии Кол-во «мозговых центров», описанных в рейтинге 2015 Global Go To Think Tank Index (указано/представлено)
4,00 8 (36%) 14/7
5,33 5 (62%) 10/5
3,62 13 (52%) 21/0
3,06 5 (24%) 8/3
31 (41%) 53/20
по ППС на душу населения. Проверено 12 апреля 2016. gence Unit. 2016.
о
о о
14 12 10 8 6 4 2
13
3 3
13
□ Армения
□ Кыргызстан
□ Беларусь ■ Казахстан
1111
8 8
ООО
а «
к я
о и tí
а
я
а ю о
2 «
s н
и 3
9. 8
ф
а и и
Щ
tí S
|ч
О
ч о я а о
о
а «
Э н
и н
ü cd
р П
Я § Щ
оа ч
Q. и
" ё
о и
S
О)
п
и
и л
ч
Щ
s в « О!
га Ф
■ ч
К
16 14 12 10 8 6
4 2 О
13
14
□ Армения
□ Кыргызстан
□ Беларусь ■ Казахстан
13
8
2 2
в <
К
Ен Рн О В и И
m
2 « й н
ш S1 К
S
ч о в а; В
В
а В Я
и В о М
eü es
я и
та оз л я
В Я № В
5
а «
о §
ф
ч
п «
Рис. 1. Направления деятельности «мозговых центров»
Тренинги/семинары
Конференци] встреч
Исследования
ш
со <
со
о
о о
ш
ш
о
< со
Рис. 2. Виды активности «мозговых центров»
тельная деятельность, политические и социологические исследования, также важно отметить высокую представительность центров в каждой стране, специализирующихся на исследованиях, касающихся демократии и защиты прав человека. Эти направления исследований представляются наиболее распространенными для всех «мозговых центров» евразийского пространства. Важно отметить издательскую деятельность как одну из статей дохода «фабрик мысли», где первенство по количеству центров, использующих этот ресурс, занимают 2 государства — Белоруссия и Казахстан.
Публикация собственных исследований и их дальнейшая популяризация среди научного сообщества являются важным для формирования собственных средств и для «мозговых центров» Армении (см. рис. 2). Еще одной отличительной особенностью «мозговых центров» Армении представляется значительное, по сравнению с другими странами, количество центров, занимающихся демографическими исследованиями, что объясняется высокой плотностью этнического населения, необходимостью его сохранить путем улучшения социально-экономических условий, и, безусловно, интересом «мозговых центров» к социализации этнических армян за рубежом. В то же время необходимо упомянуть еще об одной особенности Армении, а именно высокой активности журналистского сообщества и их представительства в составе центров, которое также повлияло на становление «мозговых центров» в Армении.
Если рассматривать долю «мозговых центров» в отношении общего числа аналитических структур в стране, занимающихся правами человека и гражданским обществом, то в большей степени они распространены в Кыргызстане (62%), где сильно представлено финансирование со стороны европейских стран и США и, как следствие, лоббизм демократических принципов. В связи с этим, большинство, а именно 5 из 8 «мозговых центров» Кыргызстана занимается именно вопросами демократии и исследованиями, посвященными защите прав человека. Также в Кыргызстане развивается направление политических исследований, которое охватываются как государственными «мозговыми центрами» (Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики), так и прозападными структурами ^AFMI Central Asia Free Market Institute). «Мозговые центры» в Кыргызста-
^ не характеризуются небольшим распространением (лишь 8 организаций подошли ^ под определение «мозгового центра»), но с достаточно высокой концентрацией ^ сотрудников среди всех изучаемых стран (в среднем 16 человек), что позволяет с! подобным структурам эффективно реализовывать свои цели и задачи, используя ^ зарубежное финансирование. Учитывая высокое влияние зарубежных доноров, о подобная тенденция может привести к ухудшению отношений с РФ и в целом ^ дестабилизировать ситуацию в Республике Кыргызстан, что может стать причиной ^ еще одной революции.
^ Что касается Белоруссии, ее «мозговые центры» охватывают практически все ^ представленные направления деятельности, что объясняется большим количе-< ством работающих в стране центров — около 25 институций. Экономические, ™ политические и внешнеполитические исследования являются для них приоритетными.
Та часть «мозговых центров», которая близка к властным структурам (Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Белоруссия), специализируется на сборе оперативной информации путем проведения интервью и социологических опросов, постоянно занимаясь мониторингом общественного мнения с целью повышении скорости реагирования на возникающие вопросы, связанные с принятыми нормативно-правовыми актами или действиями руководства страны.
Стоит отметить то, что большая часть белорусских «мозговых центров» нового поколения, которые появились в конце 2010-х, в высокой степени ориентированы на европейскую тематику исследований, что подтверждается большим количеством центров (13 из 25), занимающихся правами человека и темой демократии. В меньшей степени представлены исследования, посвященные российской тематике, ими занимаются аналитические центры, имеющие пророссийскую направленность, тесно связанные с государственными органами Белоруссии. Сложившаяся ситуация объясняется высокой степенью зависимости значительной части «мозговых центров» от европейских грантов. Известно, что из-за высокого контроля со стороны государственных органов за «мозговыми центрами», наиболее оппозиционные организации, также занимающиеся исследованиями Белоруссии, находятся на территории Литвы и Латвии.
Для «фабрик мысли» Казахстана характерно несколько наиболее приоритетных направлений: политические исследования, социологические исследования, аналитика и экспертиза, подкрепляемые изданием собственных трудов, а также внешнеполитические исследования. В Казахстане роль «мозговых центров» в качестве экспертного учреждения и неформального института, продуцирующего рекомендации для руководства государства, чрезвычайно высока. Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан, Казахстанский институт стратегических исследований и Аналитический центр Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан оказывают значительное влияние на принятие как внутриполитических решений, так и решений по международной повестке. В Казахстане выявлен 21 «мозговой центр», полностью отвечающий данному в исследовании определению, но в то же время существуют организации, напоминающие СМИ, которые лишь освещают политическую повестку. Среди аналитических структур Казахстана также выявлен, не характерный для евразийского пространства, партийный «мозговой центр» — Институт общественной политики при крупнейшей пропрезидентской партии «Нур Отан», основная деятельность которого заключается в проведении политических и социологических исследований и экспертно-аналитическом сопровождении законопроектов.
В целом деятельность «мозговых центров» Казахстана имеет более системный характер, нежели в других изучаемых странах, обусловленный координацией со
стороны властных структур. Уместно предположить, что аккумулирование аналити- ^
ческих материалов от широкого спектра «мозговых центров» позволяет руководству ^
страны принимать наиболее взвешенные решения. ^
Также в качестве наиболее распространенного направления для всех «мозговых ^
ш
центров» евразииского пространства выступают политические исследования, ко- ^ торые подкрепляются деятельностью по другим направлениям в зависимости от о потребностей заказчиков интеллектуальных услуг в конкретной стране. ^
Не столь распространены такие направления, как образовательная деятельность ^ и демографические исследования, представленные лишь в Армении. Важно от- ^ метить, что исследования в области демократии и прав человека, часто заказыва- ^ емые зарубежными фондами, находятся на 2-м месте по количеству вовлеченных < в данную тему «мозговых центров» (13%). Данной тематикой занимаются в основ- ™ ном «мозговые центры», имеющие проевропейскую, часто оппозиционную направленность.
Консалтинг и выработка рекомендаций, будучи основными направлениями деятельности «мозговых центров», представляются перспективным направлением деятельности «фабрик мысли», несмотря на то, что на данный момент оно занимает весьма скромное место в спектре деятельности аналитических структур. Отсутствие, либо минимальный уровень взаимодействия властных структур и «мозговых центров» определяет их переход на прозападную ориентацию. Больший спрос и внимание к интеллектуальной продукции «мозговых центров», с одной стороны, и более высокий уровень качества и объективности исследований самих аналитических центров, с другой стороны, могут способствовать более активному взаимодействию власти и «фабрик мысли».
Среди «мозговых центров» ЕАЭС наблюдается стремление к укреплению собственных позиций: большинство центров стремится усилить свою вовлеченность в процесс принятия решений путем генерирования специальных знаний, способных стать полезными для лиц, принимающих решения. Больше шансов на успех имеют центры, которые привлекают сотрудников с высокими академическими показателями, научными степенями, ориентированных на политическую и экономическую проблематику, исследователей, которые сочетают в себе академические знания и опыт выработки решений. Как показывают данные европейских рейтингов1 «мозговых центров», специалисты с таким набором преимуществ способны удовлетворять запросы как бизнеса, так и государственных органов в полной мере и в кратчайшие сроки.
Подобные компетенции позволяют «мозговым центрам» в более предметном плане подходить к генерированию процессов евразийской интеграции, а также формированию и реализации внешнеэкономических стратегий государств-партнеров по ЕАЭС. Однако на данный момент развитие центров по-прежнему характеризуется фрагментарностью и бессистемностью — из-за отсутствия прочных связей между центрами сохраняется вероятность проведения дублирующих друг друга исследований. В связи с отсутствием унифицированной системы «мозговых центров» и единой дефиниции этого рода организаций усложняется их поиск и выявление направлений их деятельности, что подтверждается ограниченной представительностью «мозговых центров» евразийского пространства в рейтингах США и Европы. Причиной тому могут быть недостаточная известность как следствие низкой активности в информационном пространстве, узкая направленность исследований и умышленное сокрытие информации.
1 Boucher S. Europe and its Think Tanks: A Promise to Be Fulfilled, NotreEurope. Paris : Studies and Research. N 35. October 2004.
Приложение
Рейтинг прозрачности «мозговых центров» евразийского пространства
Название ТТ Прозрачность «мозгового центра» (в баллах) Страна
1 2 3
1. Институт Кавказа — экспертно-аналитический центр 8 Армения
2. Аналитический центр Библиотеки Первого Президента РК 7 Казахстан
3. Центр исследований правовой политики (LPRC) 7 Казахстан
4. Исследовательский центр «Silk Road» Международного университета Ататюрк Алатоо 7 Кыргызстан
5. Тянь-Шаньский аналитический центр Американского университета в Центральной Азии (ТАЦ АУЦА) 7 Кыргызстан
6. Center for social and Economic Research in Kyrgyzstan (CASE) 7 Кыргызстан
7. «Амберд» Исследовательский центр 7 Армения
8. Advanced Social Technologies (AST) (Armenia) 7 Армения
9. Analytical Centre on Globalization and Regional Cooperation (ACGRC) (Armenia) 7 Армения
10. 1Turpanjian Center for Policy Analysis (TCPA) (Armenia) 7 Армения
11. Евразийский Банк Развития (ЕАБР) 6 Казахстан
12. Институт мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан 6 Казахстан
13. Казахстанский институт стратегических исследований 6 Казахстан
14. Национальный аналитический центр 6 Казахстан
15. Центр анализа общественных проблем (Public Policy Research Center (PPRC)) 6 Казахстан
16. Информационно-просветительское учреждение «Новая Евразия» 6 Белоруссия
17. Исследовательский центр ИПМ 6 Белоруссия
18. Научно-исследовательский центр Мизеса 6 Белоруссия
19. Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) 6 Белоруссия
20. Центр Европейской трансформации (Center for European Transformation) 6 Белоруссия
21. Центр изучения внешней политики и безопасности 6 Белоруссия
22. Центр международных исследований ФМО БГУ 6 Белоруссия
1 2 3
23. Центр Острогорского (Ostrogorski Centre) 6 Белоруссия
24. Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики (НИСИ КР) 6 Кыргызстан
25. Фонд Сорос-Кыргызстан «Бишкекский конценсус» 6 Кыргызстан
26. Центр исследований Центральной Азии/ Orasam 6 Кыргызстан
27. Армянская социологическая ассоциация 6 Армения
28. Институт философии социологии и права 6 Армения
29. Исследовательский центр «Регион» 6 Армения
30. «Нораванк» научно-образовательный фонд 6 Армения
31. Центр европейских исследований 6 Армения
32. Caucasus Research Resource Center (CRRC) (Armenia) 6 Армения
33. Economic Development and Research Center (EDRC) 6 Армения
34. Казахстанский центр гуманитарно-политической конъюнктуры 5 Казахстан
35. Республиканское общественное объединение «Конгресс политологов» 5 Казахстан
36. Центр актуальных исследований «Альтернатива» 5 Казахстан
37. Белорусский институт стратегических исследований (Belarussian Institute for Strategic Studies) 5 Белоруссия
38. Белорусский экономический исследовательско-обра-зовательный центр (Beroc) 5 Белоруссия
39. Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь 5 Белоруссия
40. Центр стратегических и внешнеполитических исследований 5 Белоруссия
41. Центральноазиатский институт свободного рынка/ СAFMI Central Asia Free Market Institute 5 Кыргызстан
42. Armenian Center for National and International Studies (ACNIS) 5 Армения
43. «Civil Society Institute» NGO 5 Армения
44. «Time to analyze» — независимый аналитический центр 5 Армения
45. Аналитическая группа «Кипр» 4 Казахстан
46. Институт экономических исследований 4 Казахстан
47. Общественный фонд «Центр социальных и политических исследований «Стратегия» 4 Казахстан
48. Либеральный клуб 4 Белоруссия
49. Международное просветительское общественное объединение «АКТ» 4 Белоруссия
1 2 3
50. Сеть Case 4 Белоруссия
51. Центр правовой трансформации «Lawtrend» 4 Белоруссия
52. Belarus Security Blog 4 Белоруссия
53. Институт стратегического анализа и прогноза (Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б. Н. Ельцина) 4 Кыргызстан
54. Армянский институт международных отношений и безопасности 4 Армения
55. U Center for Gender and Leadership Studies 4 Армения
56. Институт азиатских исследований 3 Казахстан
57. Аналитический центр «Стратегия» 3 Белоруссия
58. БелаПАН 3 Белоруссия
59. Белорусский национальный информационный офис программ ЕС по науке и инновациям 3 Белоруссия
60. Консервативный центр «NOMOS» 3 Белоруссия
61. УКП «Могилевский институт социально-политических исследований» (УКП МИРСПИ) 3 Белоруссия
62. Центр по исследованию проблем культуры и цивилизации 3 Армения
63. Information center on NATO in Armenia 3 Армения
64. Группа оценки рисков 2 Казахстан
65. Институт современных исследований ЕНУ имени Л. Н. Гумилева 2 Казахстан
66. Исследовательский институт международного и регионального сотрудничества (ИМиРС) 2 Казахстан
67. Научно-образовательный фонд «Аспандау» 2 Казахстан
68.Саясат 2 Казахстан
69. Международный консорциум «ЕвроБелоруссия» 2 Белоруссия
70. Общественное объединение «Диалог Евразия» 2 Белоруссия
71. Центр исследований глобализации, интеграции и социокультурного сотрудничества 2 Белоруссия
72. «Европейские друзья Армении» 2 Армения
73. Исследовательско-аналитическая общественная организация «Интеграция и развитие» ( СоюзИнфо) 2 Армения
74. «Economy and Values» Research Center (EV) 2 Армения
75. Ассоциация развития гражданского общества «АРГО» 1 Казахстан
76. Институт общественной политики при партии «Нур Отан» 1 Казахстан