Научная статья на тему 'О перспективах расширения Евразийского экономического союза'

О перспективах расширения Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1815
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ РЕГИОН / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN INTEGRATION / EURASIAN REGION / EURASIAN ECONOMIC UNION (EEU)

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Косов Юрий Васильевич, Фролов Владимир Евгеньевич

В статье рассматривается возможность организации взаимодействия Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с такими государствами, как Египет, Индия, Иран, Китай, Новая Зеландия, Сирия, Турция, Япония и рядом других стран. Авторы анализируют возможности сотрудничества ЕАЭС с указанными странами, рассматривают возможные выгоды от этого сотрудничества и приходят к выводу, что наиболее приемлемой формой взаимодействия на настоящий момент является зона свободной торговли. Также в статье сделан вывод о том, что государствам-участникам Евразийского экономического союза необходимо уделять особое внимание вопросам расширения ЕАЭС, обеспечивая не только геополитические, но и экономические интересы союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Косов Юрий Васильевич, Фролов Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Prospects of Expansion of the Eurasian Economic Union

The article is devoted to the analysis of the possible cooperation between the Eurasian economic union (EAEU) and different countries of the world as China, Egypt, India, Iraq, Japan, New Zealand, Syria, Turkey and others. The authors analyze the possibilities of cooperation of the EAEU with these countries, examine probable profit from the partnership and make a conclusion that the most acceptable form of interaction for today is a free trade zone. Also the authors withdraw, that the participant countries of the Eurasian economic union should pay extra attention to the questions of expanding the EAEU and ensure geopolitical and economic interests of the union.

Текст научной работы на тему «О перспективах расширения Евразийского экономического союза»

Косов Ю. В., Фролов В. Е. %

Л ^

О перспективах расширения ^

Евразийского экономического союза |

Косов Юрий Васильевич т

<

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) о_

Заместитель директора ™

Заведующий кафедрой международных отношений факультета международных отношений СЗИУ РАНХиГС

Член Академии политической науки

Доктор философских наук, профессор

kosov@szags.ru

Фролов Владимир Евгеньевич

Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга

Ведущий специалист отдела обеспечения международных мероприятий Организационно-протокольного управления

Преподаватель кафедры международных процессов евразийского региона СЗИУ РАНХиГС

Аспирант кафедры международных отношений СЗИУ РАНХиГС

vladimir9000072@mail.ru

РЕФЕРАТ

В статье рассматривается возможность организации взаимодействия Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с такими государствами, как Египет, Индия, Иран, Китай, Новая Зеландия, Сирия, Турция, Япония и рядом других стран.

Авторы анализируют возможности сотрудничества ЕАЭС с указанными странами, рассматривают возможные выгоды от этого сотрудничества и приходят к выводу, что наиболее приемлемой формой взаимодействия на настоящий момент является зона свободной торговли.

Также в статье сделан вывод о том, что государствам-участникам Евразийского экономического союза необходимо уделять особое внимание вопросам расширения ЕАЭС, обеспечивая не только геополитические, но и экономические интересы союза.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

евразийская интеграция, евразийский регион, Евразийский экономический союз

Kosov Yu. V., Frolov V. E.

On Prospects of Expansion of the Eurasian Economic Union

Kosov Yury Vasilyevich

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, russian Federation) Deputy Director

Head of the Chair of international relations of faculty of the international relations of north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public administration Member of Academy of Political Science Doctor of Science (Philosophy), Professor kosov@szags.ru

Frolov Vladimir Evgenyevich

Committee on External relations of St. Petersburg

Leading expert of department of ensuring the international actions of organizational and Protocol office Lecturer of the Chair of the international Processes of the Eurasian region of north-West institute of Management — branch of the russian Presidential academy of national Economy and Public administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

Graduate student of the Chair of the international relations of north-West institute of Management — branch of the

russian Presidential academy of national Economy and Public administration

vladimir9000072@mail.ru

m ABSTRACT

m The article is devoted to the analysis of the possible cooperation between the Eurasian eco-

2 nomic union (EAEU) and different countries of the world as China, Egypt, India, Iraq, Japan,

>x New Zealand, Syria, Turkey and others.

The authors analyze the possibilities of cooperation of the EAEU with these countries, exa-o mine probable profit from the partnership and make a conclusion that the most acceptable

^ form of interaction for today is a free trade zone.

Also the authors withdraw, that the participant countries of the Eurasian economic union ^ should pay extra attention to the questions of expanding the EAEU and ensure geopolitical

uj and economic interests of the union.

KEYWORDS

eurasian integration, eurasian region, Eurasian Economic Union (EEU)

В сложной, динамично развивающейся системе интеграционных взаимоотношений на евразийском пространстве можно условно выделить два уровня: двустороннее сотрудничество между государствами и многосторонние интеграционные проекты. В качестве примера первого вида взаимодействия назовем сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь, закрепленное рядом соглашений, в том числе, Договором о создании Союзного государства1 (далее — СГБР). Примером второго обозначенного нами вида взаимодействия является Евразийский экономический союз2 (далее — ЕАЭС), объединяющий на момент подготовки данного материала пять государств: Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Киргизскую Республику и Российскую Федерацию.

Евразийская интеграция в наши дни вступает во взаимодействие с другими перспективными интеграционными процессами, прежде всего, с проектом Экономического пояса Шелкового пути, выдвинутого Китаем.

Так, 8 мая 2015 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин и Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин договорились о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП)3. Таким образом, возникает новый интеграционный феномен в современных международных отношениях, который будет требовать детального и глубокого изучения.

Взаимодействие таких проектов, как Евразийский экономический союз и «Экономический пояс Шелкового пути» можно обозначить как третий уровень системы интеграционных взаимоотношений на евразийском пространстве, о которой говорилось выше. Данный уровень — это трансрегиональные мегапроекты, которые объединяют многосторонние интеграционные проекты регионального масштаба.

В контексте интересов Российской Федерации в евразийском регионе необходимо упомянуть тот факт, что о возможности сотрудничества с Евразийским экономическим союзом заявили также Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Новая Зеландия, Сирия, Турция, Япония и ряд других стран.

Отметим, что сотрудничество указанных стран с Евразийским экономическим союзом рассматривается только в единственном возможном на сегодня формате, создании зоны свободной торговли.

1 О создании Союзного государства : [договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г.]. Собрание законодательства РФ, 2000. 14.02. № 7. Ст. 786.

2 О Евразийском экономическом союзе : [договор: подписан в г. Астане 29.05.2014] [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eura-siancommission.org.

3 Российско-китайские переговоры [Электронный ресурс] // Администрация Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49430 (дата обращения: 11.05.2015).

Говоря о стремительно растущей роли Китая на мировой арене, как было от- ^ мечено выше, следует подчеркнуть высокую вероятность укрепления сотрудничества « России и КНР. Это касается как двухстороннего взаимодействия, так и формата т «ЕАЭС-Китайская Народная Республика». О процессе формирования рабочего механизма по данному направлению говорит, например, состоявшаяся 8 мая 2015 г. ^ встреча Члена Коллегии (Министра) по торговле ЕЭК А. А. Слепнева и Министра >| коммерции КНР Г. Хученом, на которой началось обсуждение торгово-экономиче- « ского сотрудничества между ЕАЭС и Китаем1. ^

По оценкам экспертов, состыковка ЕАЭС и трансевразийского торгово-инфра- ш структурного проекта Экономический пояс Шелкового пути станет прорывом в отношениях, причем не только в двухстороннем формате «РФ-КНР», но и в многостороннем формате «ЕАЭС-КНР»2 .

На встрече Члена Коллегии (Министра) по таможенному сотрудничеству ЕЭК В. А. Гошина и руководителя Главного таможенного управления Китайской Народной Республики Ю. Гуанчжоу, состоявшейся 27-28 мая 2015 г., прошло обсуждение дальнейших перспектив взаимодействия в рамках ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути. Таким образом, сфера таможенного регулирования явилась одной из первых точек соприкосновения ЕАЭС и Китая3.

Отметим, что взаимодействие таких крупных проектов, как ЕАЭС и ЭПШП является весьма перспективным: основой Экономического пояса Шелкового пути является идея строительства трансконтинентальной транспортной сети на всем пространстве от Балтийского моря до Тихого океана. По оценкам специалистов, «Китай занимает лидирующие позиции в сфере транспортных перевозок и создания новых маршрутов» среди государств евразийского пространства4. Расширение транспортной сети на территории государств Евразийского экономического союза может оказать положительное воздействие не только на экономику самих стран-участниц ЕАЭС, но и позволит значительно сократить время транспортной коммуникации через их территории, что может благоприятно сказаться на функционировании всего интеграционного объединения.

Что касается Турции, то ее намерения сотрудничать со столь крупным интеграционным проектом, коим планируется Евразийский экономический союз, можно объяснить следующим. Для Турции существует три возможных и, в той или иной степени, перспективных с экономической точки зрения пути интеграционного взаимодействия, а именно: Европа, Ближний Восток и евразийский регион.

Интеграция Турции с Европейским союзом возможна только в формате ассоциированного членства. Это, как и в случае с Грузией, Молдавией и Украиной, означает принятие ассоциированным членом ряда обязательств и условий, требующих ощутимых экономических затрат, и, при этом, вовсе не гарантирует скорое полноценное членство.

1 ЕЭК начнет переговоры о развитии торгово-экономического сотрудничества Евразийского экономического союза с Китаем [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/12-05-2015-1. aspx (дата обращения: 17.05.2015).

2 Петровский: «состыковка» ЕАЭС и Шелкового пути будет прорывом [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/economy/20150508/1063350343.html (дата обращения: 18.05.2015).

3 Министр ЕЭК Владимир Гошин: «Сфера таможенного регулирования стала одной из первых точек соприкосновения ЕАЭС и КНР» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/29-05-2015-2. aspx (дата обращения: 01.06.2015).

4 Шанхайская организация сотрудничества: модель 2014-2015: рабочая тетрадь № 21/2015. М., 2015. С. 19-20.

^ В ближневосточной интеграции Турция имеет ряд перспектив, однако, политиче-™ ская нестабильность региона, а также наличие крупных ресурсных запасов, контро-т лируемых такими государствами, как Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, Объ-| единенные Арабские Эмираты, сделает Турцию простым участником интеграционных ^ процессов, без претензий на значительное расширение сфер собственного влияния. >| Принимая во внимание геополитический аспект, предположим, что участие Тур-га ции в евразийском интеграционном проекте может оказаться для ЕАЭС достаточ-^ но интересным. Как отмечают специалисты, взаимодействие Турции с Евразийским ш экономическим союзом оказало бы положительное влияние на политический климат на Кавказе, что позволило бы России укрепить свое влияние на данном направлении1. Однако, учитывая присоединение Армении к ЕАЭС, данный сценарий находится под вопросом и требует серьезной проработки.

Следует обратить внимание на договоренность о создании зоны свободной торговли Египта и Евразийского экономического союза2. В качестве перспектив сотрудничества ЕАЭС и Египта следует отметить интенсификацию торговли между странами — будущими участницами зоны свободной торговли.

Так, например, по словам помощника Президента РФ Ю. В. Ушакова, за 11 месяцев 2014 г. товарооборот России и Египта увеличился на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. и составил 4,6 млрд долл. Египет является крупным покупателем российских энергоресурсов (более 1 млрд долл.), а также зерновых (около 1 млрд долл., что составляет около 40% потребностей страны)3.

Согласно заявлению премьер-министра Российской Федерации Д. А. Медведева, на момент подготовки данного материала возможность создания зоны свободной торговли Египта и ЕАЭС прорабатывалась на экспертном уровне4. Мы предполагаем, что ЗСТ будет создана и начнет функционировать в ближайшее время, возможно, до конца 2016 г.

Во взаимодействии с Евразийским экономическим союзом также заинтересован Вьетнам. Создание зоны свободной торговли с ЕАЭС, о котором было объявлено в мае 2015 г., позволит расширить доступ на вьетнамский рынок и рынок стран АСЕАН, а также, как и в случае с Египтом, увеличить товарооборот между странами-участницами ЕАЭС и Вьетнамом. Так, по оценкам экспертов, товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом к 2020 г. увеличится более чем в 2,5 раза (с 3,7 до 10 млрд долл.)5.

По словам В.Б. Христенко, Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Социалистической Республикой Вьетнам помимо преференциального торгового режима охватывает также вопросы управления правами на интеллектуальную собственность и целый ряд других направлений6.

1 Евразийская интеграция: телега впереди лошади [Электронный ресурс] // ИноСМИ.ш. URL: http://inosmi.ru/sngbaltia/20131031/214357942.html (дата обращения: 08.11.2013).

2 Евразийский союз и Египет договорились о создании зоны свободной торговли [Электронный ресурс] // Деловой Петербург. — URL: http://www.dp.rU/a/2015/02/10/Evrazijskij_sojuz_i_Egipet/ (дата обращения: 13.02.2015).

3 ЕАЭС и Египет создадут рабочую группу по зоне свободной торговли [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/economy/20150205/1046118883.html (дата обращения: 13.02.2015).

4 Премьер РФ: прорабатывается вопрос соглашения о ЗСТ Египта с ЕАЭС [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://ria.ru/economy/20150806/1164750249.html (дата обращения: 07.08.2015).

5 ЕАЭС открывается для Вьетнама [Электронный ресурс] // ИА «Росбалт». URL: http://www. rosbalt.ru/exussr/2015/05/29/1403309.html (дата обращения: 02.06.2015).

6 По итогам второго заседания Евразийского межправительственного совета подписано Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Социалистической Республикой Вьетнам [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/29-05-2015-5.aspx (дата обращения: 02.06.2015).

Отметим также, что данное соглашение является первым международным до- ^ кументом, закрепляющим договоренность о зоне свободной торговли между Ев- « разийским экономическим союзом и третьей стороной. т

О желании создать зону свободной торговли с Евразийским экономическим союзом заявил также Тунис1. Для ЕАЭС эта страна представляет интерес как импор- ^ тер сельскохозяйственной продукции. Для Туниса сотрудничество со странами- >| участницами союза означает возможность привлечения в свою страну инвестиции, « а также поиска новых торговых партнеров. ^

Индия имеет значительный геополитический вес в мире, по показателю ВВП ш (ППС) она занимает III место после Китая и США. Развитие отношений Евразийского экономического союза с Индией будет иметь позитивное влияние на обе стороны. Принимая во внимание обширную территорию и экономический потенциал этой страны, подчеркнем, что создание зоны свободной торговли с Индией потребует достаточно серьезных переговоров с целью проработки условий, на которых может быть создана эта зона. Отметим, что при правильном проведении взаимовыгодной интеграционной политики, сотрудничество с этой страной может усилить Евразийский экономический союз.

О желании сотрудничать с ЕАЭС заявляли власти Сирии. На настоящий момент эта страна находится в экстраординарном положении: все сферы жизнедеятельности государства поражены кризисом (внутренняя и внешняя политика, экономика, социальная сфера), часть территории страны контролируется террористическими и экстремистскими группировками, одной из которых является Исламское государство (ИГ, ИГИЛ), в городах ведутся боевые действия, по позициям незаконных вооруженных бандформирований наносятся точечные бомбовые удары. Сейчас стоит вопрос о сохранении целостности страны и политического режима. В случае благоприятного развития и стабилизации ситуации вокруг и внутри этой страны, включая проведение успешных операций по подавлению террористических и сепаратистских группировок, Сирию в дальнейшей перспективе можно рассматривать как потенциального участника определенных форм евразийской интеграции.

Говоря о потенциальных партнерах Евразийского экономического союза, нельзя не упомянуть об Украине, ставшей в последнее время объектом пристального внимания со стороны политиков, журналистов и ученых всего мира. В этой связи, мы не будем подробно рассматривать политическую ситуацию вокруг Украины в рамках данного исследования. Отметим лишь одну из экономических сторон данного вопроса: Украина является экспортером электроэнергии для своих западных соседей: Молдовы, Румынии, Венгрии, Словакии и Польши, также обладает большим потенциалом в сельскохозяйственной сфере и в области промышленности. Партнерство с Европейским союзом позволило бы значительно снизить стоимость экспорта электроэнергии из Украины в восточноевропейские страны при условии поставок европейских энергоресурсов для работы украинских теплоэлектростанций. Однако, учитывая большую зависимость Евросоюза от импорта основных видов энергоносителей (нефтепродукты, газ), подобное предположение является маловероятным, поскольку избрание Украиной западного сценария развития явно не поспособствует снижению цен на импорт российского газа. Как отмечалось, в случае выбора евразийского направления сотрудничества, цена газа составила бы 160 долларов за 1000 м3, что в 2,5 раза меньше, чем Украина платила в 2012 г. (425 долл.). Для сравнения: стоимость

1 Тунис предложил создать зону свободной торговли с ТС и ЕАЭС [Электронный ресурс] //

ФГБУ «Редакция «Российской газеты»». URL: http://www.rg.ru/2015/01/14/tunis-anons.html (дата

обращения: 07.03.2015).

^ российского газа для Беларуси на момент развития кризиса на Украине в 2013 г. ™ составляла 165 долл.1.

т Сейчас политические элиты Украины сделали выбор в пользу Европейского | союза, однако геополитический потенциал этой страны, развитие экономики, ^ ментальность и ряд других показателей говорят о том,УУ что евразийское на->| правление интеграции в этой стране, в настоящее время, находится в латентной ™ форме. Отметим, что этот потенциал достаточно велик и не исключено, что ^ участие Украины в евразийской интеграции через определенный временной про-ш межуток, а также при условии смены политической элиты, может стать вполне вероятным.

Сотрудничество ЕАЭС с новыми участниками, безусловно, будет способствовать эффективному развитию экономик обеих сторон. Как было отмечено выше, на сегодняшний день наиболее приемлемым форматом взаимодействия Евразийского экономического союза с государствами, находящимися вне евразийского региона, является зона свободной торговли.

Отношения в Евразийском экономическом союзе основываются на равноправной основе, политика России направлена на построение полноценных партнерских отношений со всеми государствами-участниками ЕАЭС. Геополитический потенциал и положение Российской Федерации на мировой арене, с одной стороны, создает определенную несимметричность в Евразийском экономическом союзе. В данной ситуации необходимо проводить хорошо продуманную, сбалансированную политику, исключающую политический окрас имеющейся асимметрии и ущемление прав других участников. С другой стороны, участие такого крупного актора международных отношений в ЕАЭС позволяет этому интеграционному объединению на равных вести диалог и выстраивать отношения с такими гигантами, как Китай, Индия и другие страны.

Учитывая вышеизложенное, отметим, что для укрепления своих позиций в регионе, Евразийскому экономическому союзу, безусловно, следует развивать и закреплять торгово-экономические отношения с другими государствами. Однако, в целях обеспечения экономической безопасности участников Союза, важно не допускать чрезмерного политико-экономического влияния извне, т. е. государств, не являющихся участниками ЕАЭС.

В качестве примера возможного негативного влияния принятия новых участников с недостаточным уровнем развития экономики на интеграционное объединение рассмотрим результаты проведенного нами сравнительного анализа уровня экономического развития стран Европейского союза, позволившего выявить следующую особенность: страны, получившие членство в Евросоюзе в период первых четырех расширений ЕС (до 1995 г.) обладают более высокими показателями уровня экономического развития, чем страны, вступившие в ЕС во время пятого и шестого расширений (с 2004 г.)2. Для наглядной демонстрации данных различий была составлена таблица с условным разделением на 2 группы (табл. 1).

Табл. 1 демонстрирует величину разницы в экономическом развитии, когда страны условной первой группы по уровню ВВП (ППС) на душу населения кратно превосходят страны условной второй группы. Наиболее заметны различия с такими государствами, как Австрия, Люксембург, Нидерланды и Швеция. В результате проведенного анализа необходимо отметить, что страны, присоединившиеся к Ев-

1 Белоруссия ожидает роста цен на российский газ [Электронный ресурс] // РосБизнесКонсалтинг. URL: http://top.rbc.ru/economics/13/09/2013/876632.shtml (дата обращения: 13.09.2013).

2 В анализе учтены страны Восточной Европы, присоединившиеся к Европейскому союзу в V и VI расширении, кроме Кипра и Мальты. Данные получены автором путем деления показателя ВВП ППС на душу населения стран первой группы на показатель стран второй группы.

Таблица 1 ^

Сравнение ВВП (ППС) на душу населения стран Европейского союза ™

первой и второй условных групп ш

I группа

II группа Люксембург Австрия Нидерланды Швеция Германия Ирландия Дания Бельгия Великобритания Франция Финляндия Италия Испания Греция Португалия

Румыния 5,9 3,2 3,1 3,1 3,0 3,0 2,8 2,8 2,8 2,7 2,7 2,3 2,2 1,8 1,7

Болгария 5,4 2,9 2,9 2,8 2,8 2,7 2,6 2,6 2,6 2,5 2,5 2,1 2,1 1,7 1,6

Хорватия 4,3 2,3 2,3 2,3 2,2 2,2 2,1 2,1 2,1 2,0 2,0 1,7 1,6 1,3 1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Латвия 4,1 2,2 2,2 2,2 2,1 2,1 2,0 2,0 2,0 1,9 1,9 1,6 1,6 1,3 1,2

Венгрия 3,9 2,1 2,1 2,1 2,0 2,0 1,9 1,9 1,9 1,8 1,8 1,5 1,5 1,2 1,1

Польша 3,7 2,0 2,0 1,9 1,9 1,9 1,8 1,8 1,8 1,7 1,7 1,4 1,4 1,1 1,1

Литва 3,5 1,9 1,8 1,8 1,8 1,7 1,7 1,7 1,6 1,6 1,6 1,3 1,3 1,1 1,0

Эстония 3,4 1,8 1,8 1,8 1,7 1,7 1,6 1,6 1,6 1,5 1,5 1,3 1,3 1,0 1,0

Словакия 3,2 1,7 1,7 1,7 1,6 1,6 1,5 1,5 1,5 1,5 1,4 1,2 1,2 1,0 0,9

Кипр 3,1 1,7 1,7 1,6 1,6 1,6 1,5 1,5 1,5 1,4 1,4 1,2 1,2 1,0 0,9

Чехия 2,9 1,6 1,5 1,5 1,5 1,5 1,4 1,4 1,4 1,3 1,3 1,1 1,1 0,9 0,8

Мальта 2,8 1,5 1,5 1,5 1,4 1,4 1,4 1,4 1,3 1,3 1,3 1,1 1,1 0,9 0,8

Словения 2,8 1,5 1,5 1,5 1,4 1,4 1,4 1,4 1,3 1,3 1,3 1,1 1,1 0,9 0,8

К.о.1 3,8 2,0 2,0 2,0 1,9 1,9 1,8 1,8 1,8 1,7 1,7 1,5 1,4 1,2 1,1

ропейскому союзу в результате пятого и шестого расширений, значительно отличаются от остальных государств ЕС по уровню экономического развития.

Данный факт нашел отражение в кризисной ситуации в рамках Европейского союза в конце 2000-х — начале 2010-х годов, когда усложнение экономической ситуации в ряде европейских стран привело к кризису зоны Евро (кризис рынка государственных облигаций в Греции, финансово-экономический кризис в Испании, экономический кризис в Республике Кипр, финансово-экономический кризис в Португалии и т. д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.