РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Е.О. Тарасова1
Самарский государственный технический университет (филиал в г. Сызрани),
446001, Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: eot66@yandex. m
Рассматривается необходимость деятельности по развитию лидерских качеств студенческой молодежи. Выделены уровни молодежного самоуправления. Перечислены традиционные и инновационные формы развития лидерства в рамках студенческого самоуправления. Представлены разработанные автором программы «Лидер» и «Школа молодежных лидеров». Показаны результаты исследования, подтверждающие эффективность использованных форм.
Ключевые слова: лидерский потенциал, образовательная система, уровни самоуправления.
Одна из объективных потребностей любого цивилизованного общества -стимулирование социальной активности граждан, подготовка лидеров, которые в обозримом будущем могли бы взять на себя ответственность в решении политических, экономических и социальных проблем. Одной из задач кадровой политики многих фирм и предприятий является выявление и развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом, которые в перспективе могут занять руководящие должности в организации. С другой стороны, трудно представить человека, который не стремился бы к достижению высшего результата на избранном поприще, не мечтал, подобно вошедшему в поговорку солдату, стать генералом. Склонность к лидерству, появляясь в раннем детстве, развивается как качество личности и служит средством самоутверждения и самоопределения человека.
Таким образом, лидерство - естественное и общественно-полезное явление. Способствуя самореализации и возможности признания человека, оно, в конечном счете, служит развитию и прогрессу общества. В связи с этим большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для их развития. Это в полной мере способствует социализации личности и повышает возможности молодых людей в новых социально-экономических условиях.
Процесс воспитания активности и подготовки лидеров управляем, поэтому развитие лидерских качеств молодежи должно стать важной составляющей воспитательной системы образовательных учреждений. Именно здесь закладывается фундамент социальной инициативы, потенциал будущих лидеров. Особенно это касается учреждений профессионального образования, где идет становление социальной активности будущего профессионала.
В настоящее время российское образование переживает серьезный кризис. Новая социально-экономическая ситуация в стране диктует необходимость готовить профессионалов, способных быстро адаптироваться в условиях рыночной экономики, обладающих активной гражданской позицией, мобильных и конкурентоспособных в современном обществе. В связи с этим должны измениться цели, содержание и методы образования, деятельность педагогов и обучающихся,
1 Елена Олеговна Тарасова, ст. преподаватель, каф. педагогики и управления социальными системами
стиль управления. Тем не менее, консерватизм и авторитарные методы управления, наличие множества образовательных тенденций и методологических подходов в педагогической теории и практике затрудняют решение данной задачи. В таких условиях каждый из субъектов образовательной системы вынужден справляться с этой проблемой собственными методами.
На сегодняшний день одним из приоритетов системы образования было объявлено формирование ключевых компетентностей как нового образовательного результата. Это призвано способствовать становлению профессионально ориентированной личности будущего специалиста, готового делать осознанный и ответственный выбор, эффективно взаимодействовать с окружающими, использовать современные информационные технологии, стремиться к личностному и профессиональному росту.
Однако формирование новых образовательных стандартов в рамках учебной деятельности осложняется невозможностью самостоятельно изменять рабочие программы и увеличивать количество практических занятий, недостатком преподавателей, совмещающих теоретическую подготовку с практической направленностью, и т.д. И здесь на помощь приходит внеучебная деятельность, возможности которой для решения данных задач достаточно велики.
Воспитательная работа в учебных заведениях в советское время отличалась системностью и идеологической направленностью. С разрушением этой системы старые ориентиры были потеряны, а новые создаются с большим трудом. Поэтому формирование ключевых компетентностей молодых людей в рамках внеучебной деятельности становится не только возможным, но и необходимым фактором повышения качества подготовки специалистов. А чтобы данная деятельность была эффективной, необходимо создавать программы, сочетающие идеи советской педагогики, цели современного профессионального образования и сотрудничество различных структур, занимающихся воспитанием молодежи.
Итак, мы определили, что деятельность по развитию лидерских качеств востребована на государственном уровне, отвечает целям и задачам профессионального образования, соответствует потребностям молодых людей в общении, признании и самореализации.
Однако возникает вопрос: что же необходимо положить в основу подобной деятельности, чтобы она соответствовала всем требованиям и была целесообразной? Мы считаем, что идеи самоуправления могут быть целью, средством и процессом в данной деятельности.
Появление новых законов (в частности Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г.) предоставляет широкие возможности для участия общественности в местном самоуправлении. Но для того, чтобы молодые люди смогли активно решать вопросы местного сообщества, недостаточно только вооружить их знаниями. Следует сформировать практические навыки, т.е. дать возможность еще во время обучения участвовать в процессе управления.
На сегодняшний день можно выделить различные уровни (виды) молодежного самоуправления:
- самоуправление в учебных группах, спортивных и творческих коллективах (старосты, советы и т.д.);
- самоуправление в учебных заведениях (студенческие советы, профкомы, советы общежитий и др.);
- самоуправление в молодежных общественных организациях и объединениях;
180
- самоуправление на городском, региональном и республиканском уровне (молодежные парламенты, комиссии при Думе, общественные советы и пр.).
Развитие студенческого самоуправления относится к числу наиболее актуальных проблем современного отечественного образования. Закон РФ «Об образовании» содержит принципы демократического, государственно-общественного характера управления образованием, гарантирует права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением. Программы профессионального образования и воспитания подчеркивают необходимость развития студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений).
Заинтересованность в развитии самоуправления проявляют и сами учащиеся. Потребность в самостоятельности, творческой деятельности характерна для сегодняшней молодежи. Рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Однако консерватизм и авторитарные методы управления в системе образования, критика и отказ от многих положений российской педагогики (воспитание коллективизма, развитие гражданской позиции, преемственность в воспитании), отсутствие системности становятся препятствием на пути к этому.
Поэтому актуальной задачей на сегодняшний день становится создание воспитательных программ, направленных на развитие студенческого самоуправления. С помощью системы самоуправления можно решить многие проблемы современного образования. В процессе самоуправления происходит формирование личности и развитие лидерских качеств будущего специалиста и гражданина.
А студенческое самоуправление в данном случае выступает как одно из главных условий, как пространство для формирования и совершенствования лидерского потенциала. Невозможно воспитывать свойства лидера, не создав действенную систему самоуправления в учебном заведении. Создание такой системы - очень сложная задача. Ведь настоящее самоуправление нельзя «дать», или «ввести», его приходится вырабатывать и отрабатывать годами.
Развитие лидерских качеств молодежи в рамках студенческого самоуправления можно осуществлять с помощью различных форм. Среди них можно выделить традиционные и инновационные формы.
К традиционным можно отнести проведение праздников и конкурсов (Студенческая весна, КВН, календарные праздники и др.), социально значимую деятельность студентов (субботники, помощь ветеранам войны, детям-сиротам и т.п.), участие в важных для учебного заведения мероприятиях (Дни открытых дверей, День знаний, учебные олимпиады и пр.).
Однако в последние годы стали появляться инновационные формы, позволяющие более целенаправленно и продуктивно осуществлять деятельность по развитию лидерских качеств.
Наиболее эффективными, на наш взгляд, и прошедшими апробацию в г. Сызрани являются следующие: программа «Лидер», программа «Школа молодежных лидеров» и проектная деятельность.
Программа «Лидер» успешно функционирует с 1998 года в г. Сызрани. В ее основу был положен опыт самоуправления калифорнийских школьников, наработки Ассоциации юных лидеров г. Москвы, программа «Успех», реализованная молодёжной организацией «Беспокойные сердца» под руководством Г.В. Каляды, методика коллективных творческих дел и авторские разработки.
За это время прошло более 45 сборов, в которых приняли участие около 3000 подростков, старшеклассников, студентов и работающей молодежи.
Цели и задачи программы:
1. Создание условий для сплочения активных учащихся и студентов, способных позитивно влиять на их сверстников и участвовать в реализации социально значимых проектов.
Помощь в раскрытии личностного потенциала и лидерских возможностей молодых людей.
Обучение навыкам конструктивного поведения и совершенствование социальнозначимых умений юношей и девушек, способствующих профилактике негативных явлений в молодежной среде.
Введение в практику образовательных учреждений и предприятий инновационных технологий в сфере организации досуга подростков и молодежи.
Программа «Лидер» представляет собой комплекс разнообразных методик, позволяющих сочетать обучение, общение и активный отдых: тренинги общения, разрешения конфликтов, лидерского поведения, ораторского искусства; диагностика, позволяющая быстро оценить свое состояние, выявить способности, определить психологические свойства; игры на взаимодействие и сплочение; дискуссии и ролевые игры; формы анализа личностного роста и развития коллектива; игры на поднятие настроения и снятия стрессов; коллективные творческие дела.
Программа «Лидер» - достаточно гибкая и многовариативная. Она позволяет решать поставленные задачи различными способами. Наиболее эффективны выездные сборы, где участники работают по методу погружения (в замкнутом пространстве без вмешательства со стороны), оптимальный срок проведения - 3-7 дней. Это могут быть сборы на базе учебного заведения без проживания (3-7 дней), занятия в течение учебного года (по 2-3 часа 2-4 раза в месяц). После сборов готовится команда ведущих из числа наиболее активных и желающих работать по программе учащихся. Затем эта команда проводит обучение более младших учащихся из своего учебного заведения, а опытные члены организации являются координаторами и консультантами программы.
Вот что говорят участники о программе:
«Приобрела навыки нахождения решения в трудных ситуациях».
«Научилась раскладывать проблемы на цели и задачи, а потом их решать».
«Мой полученный опыт - это умение доверять людям. Узнал много нового в организации самоуправления».
«Интересные, увлекательные мероприятия, изумительные ведущие. Узнала много нового, интересного о себе...».
«Каждый день отличался непредсказуемостью, оригинальностью и нес множество новых впечатлений».
«Мне особенно понравился «веревочный курс», потому что он построен так, что сплачивает группу, учит доверять друг другу. Вообще я считаю, сто программа построена разнообразно и интересно, за эти четыре дня мне не пришлось скучать ни минуты».
«Узнала много интересных и занятных игр, которые я попытаюсь провести в группе».
«Здесь я научилась более свободно общаться с ребятами, полагаться на друзей, работать совместно».
«Узнал о своем характере, т.е. познал самого себя. Научился вести себя в различных ситуациях. Я надеюсь, что эти знания помогут мне стать лидером».
«Стала общительнее, научилась быстро устанавливать контакты с людьми, логически мыслить».
«Преодолевать трудности и не сдаваться. Находить оптимальные решения. Научился работать в коллективе, планировать общественную работу».
На одной из программ участникам (40 представителей студенческого самоуправления средне-специальных и высших учебных заведений) было предложено оценить полученный опыт.
Из одиннадцати лидерских способностей и навыков, сформулированных английскими специалистами по управлению М. Вудкоком и Д. Френсисом, респонденты выделили следующие: знание особенностей организаторской
деятельности (66,7%), умение решать задачи (62,5%), умение работать в команде (54,2%), творческий подход к делу (50%), умение влиять на окружающих (41,7%), умение работать с группой (37,5%), умение управлять собой (29,6%).
Они отметили, что им удалось применить полученный на программе опыт в своем учебном заведении (87,5%), в кругу друзей (62,5%), в организации городских мероприятий (12,5%). Большинство молодых людей (83,3%) выразили желание участвовать в дальнейшей работе по программе и получить следующие знания, умения и навыки:
- знания: основ организаторской деятельности и в области психологии;
- умения: решать задачи, творчески подходить к делу, работать в команде, работать перед аудиторией, управлять собой, работать с группой;
- навык общения.
На другой программе были проанализированы 39 самоотчетов участников (студенческий актив города).
Было выявлено, что в результате обучения испытуемые:
- узнали (получили информацию): о решении проблем по трудоустройству, о видах и стилях руководства, о деятельности секторов (направлений) в органах студенческого самоуправления, о новых конкурсах, о том, как писать статьи;
- научились (получили опыт): составлять, разрабатывать проекты, организовывать мероприятия (КТД, ролевые и интеллектуальные игры, молодежный форум), выявлять проблемы и находить решения, координировать, организовывать и планировать свою деятельность, отстаивать свою точку зрения (мнение), анализировать ситуации, слушать других, правильно формулировать свои мысли, свободнее чувствовать себя на сцене;
- получили навыки: разрешения конфликтов, работы в группе (команде), общения, ведения группы, руководства людьми.
Студенты отмечали, что стали увереннее, серьезнее, появились новые идеи, желание изменить себя.
Еще одной инновационной формой стало создание в городе Школы молодежных лидеров.
Школа молодежных лидеров была создана по инициативе Сызранской городской молодежной общественной организации «Психологический клуб «Лидер» при финансовой и организационной поддержке Управления по делам молодежи Администрации г. Сызрани в феврале 2003 г.
Основной целью школы стала подготовка молодых кадров для работы в учебных заведениях, общественных организациях и на предприятиях города.
Занятия в школе проводились по группам регулярно в течение одного-двух лет (2-4 раза в месяц). Это группы руководителей органов студенческого самоуправления и молодежных общественных организаций, организаторов досуга, информационная группа, группы дизайнеров, подготовки ведущих и тренеров молодежных программ.
Для преподавания в школе приглашались лучшие специалисты города и области в сфере молодежной политики, журналисты, психологи, работники культуры, специалисты по РЯ-деятельности и фандрайзингу, юристы и представители общественности. По окончании занятий участники сдают экзамен и организуют
зачетные дела. Лица, успешно сдавшие экзамен, получают документ об окончании школы молодежных лидеров.
В программе обучения - теоретическая подготовка, овладение технологиями и практическая деятельность: диагностика, позволяющая определить лидерские возможности, узнать психологические особенности других людей, проанализировать результаты работы с группой; лекции по проблемам лидерства, ораторскому искусству, психологии группы, организации досуговой деятельности и работы со СМИ; интенсивные технологии организаторской деятельности; тренинги общения, лидерского поведения, актерского мастерства; дискуссии; игры и упражнения на сплочение, взаимодействие; деловые игры; встречи по обмену опытом; формы активного досуга.
В школе обучилось более 100 представителей органов студенческого самоуправления учебных заведений и молодежных общественных организаций города. За это время состоялось три выпуска школы.
Деятельность Школы молодежных лидеров активизировала работу городского студенческого совета и способствовала развитию студенческого самоуправления в пяти учебных заведениях города. Слушатели и выпускники школы принимали активное участие в подготовке и проведении молодежных форумов, акций, фестиваля «Молодежная весна», конкурса моделей молодежного самоуправления, фестивалей культуры и спорта, областных семинаров по проблемам молодежных СМИ, Всероссийского конкурса «Лидеры XXI века», в деятельности городского студенческого совета, штаба студенческих строительных отрядов, молодежного интеллектуального клуба, городской молодёжной газеты «Ступени», работали с подростками по месту жительства, с представителями международной молодежной организации «Единый мир» (г. Лейпциг), с воспитанниками детского дома. Среди выпускников школы - редактор городской молодежной газеты, председатель городского студенческого совета и молодежного парламента, руководители молодежных организаций, депутат городской Думы, предприниматели, педагоги.
О результатах деятельности школы говорят и эксперты.
«О том, что этот проект был актуален 4 года назад и актуален сейчас, говорит то, что за эти годы свыше 100 молодых людей прошли через программу подготовки молодежного актива» (начальник Управления по делам молодёжи администрации г. Сызрань Т.А. Бобрикова).
«Выпускники школы приобрели положительные качества лидера и организатора, проявили в полной мере свои творческие способности, более настойчивы в решении студенческих проблем. Они проводит работу по выявлению лидеров в группах и готовят руководителям студсовета смену из числа первокурсников. По их инициативе организован новый совет «Право». Шире используется информационная служба студсовета» (директор СМТТ Г.Н. Русина).
«Студентам колледжа была предоставлена возможность проявить инициативу, организаторские и творческие способности. Выявлены студенты, способные возглавить и обеспечить работу студенческого профкома колледжа. Они получили навыки проектирования деятельности организации. Результатом обучения стали альтернативные выборы председателя студенческого профкома колледжа, создание секторов, а также выборы руководителей каждого сектора» (директор СПК А.В. Незговоров).
В последние годы учебные заведения и общественные организации все более активно участвуют в разработке и реализации социально значимых проектов. Метод проектов нацелен на развитие способностей, обладая которыми, будущий специалист оказывается более приспособленным к жизни, умеет ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в команде. Участие в социальных проектах позволяет решить актуальные задачи 184
профессионального образования, является важным и необходимым элементом личностного и профессионального роста будущих специалистов. Проектная деятельность способствует развитию студенческого самоуправления, позволяет создать условия для формирования активной жизненной позиции молодых людей. Знания и умения, полученные в ходе реализации проектов, помогают развить у студентов навыки позитивного лидерства: ответственности, инициативности, умения вести за собой, организовывать себя и других. Все это дает возможность повысить конкурентоспособность студентов и поможет им быстрее адаптироваться в современном обществе.
Данные формы развития лидерских качеств молодежи отвечают современным требованиям и ориентируются на компетентностный и личностный подходы в образовании.
1. Они соответствуют целям современного профессионального образования, его региональной составляющей, самого учебного заведения и личности студента (учащегося).
2. Они способствуют формированию ключевых компетенций: информационной, социальной, коммуникативной.
3. В них удачно сочетаются идеи российской педагогической науки - системность, методика коллективных творческих дел, организационно-деятельностный подход - и передовые международные технологии: тренинги, деловые игры, проектирование деятельности.
4. Они являются примером эффективной реализации идей педагогики сотрудничества: учебного заведения и молодежной общественной организации, преподавателей и студентов, администрации и студенческого актива.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 2008.
2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. - Самара, 2003.
Поступила в редакцию 11/II/2010; в окончательном варианте - 11/III/2010.
UDC: 378
DEVELOPMENT OF LEADING QUALITIES OF JUVENILE STUDENTS IN EXTRA-EDUCATIONAL ACTIVITY E.O. Tarasova
Samara State Technical University, Syzran Branch 45 Sovetskaya str., Syzran, Samara region, 446001 E-mail: eot66@yandex. ru
The article deals with necessity of activity on development of leading qualities of juvenile students. There are levels of juvenile self-management stressed in the article as well as traditional and innovatory forms of development of leadership on the terms of students’ self-management. There are programs “Leader” and “School of Juvenile Leaders” elaborated by the author in there. There are results of the investigation demonstrating effectiveness of used form.
Key words: leadership potential, the educational system, levels of self-government.
Original article submitted 11/II/2010; revision submitted - 11/III/2010.
Elena O. Tarasova Senior Lecturer, Dept. Pedagogy and Social Systems Management