Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся'

Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT GOVERNMENT / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CIVIC COMPETENCE / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / ACTIVE LIFE POSITION / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / САМОУПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LOCAL GOVERNMENT ACTIVITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PROFESSIONAL IDENTITY / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / SOCIAL MATURITY / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITIES / CIVIL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саенко Л. А., Карташова В. Н.

Статья посвящена вопросам организации студенческого самоуправления в системе образования. Авторы показывают, каким образом средствами развития гражданской активности студентов формируется новый тип инициативных, самостоятельных и компетентных учащихся учебного заведения. Они также доказывают необходимость стимулирования учащихся к студенческому самоуправлению в соответствии с внутренним потенциалом личности студентов. Раскрывают механизмы управления поведением учащихся для повышения эффективности развития гражданской активности. По мнению авторов, проблема гражданской активности в настоящее время недостаточно разработана, имеющиеся исследования не отражают всей полноты данного феномена. В статье предпринята также попытка не только аргументировать значение грамотной организации студенческого самоуправления как фактора, способствующего развитию гражданской активности, но и доказать, что его значение во многом совпадает с таким важным понятием, как «активная жизненная позиция» и следовательно эти понятия являются в контексте данного исследования идентичным. Авторы показывают, как студенческое самоуправление не только способствует реализации гражданской активности и самостоятельности в учебном, воспитательном и профессиональном отношении, но и позволяет реализовать возможность студенческой демократизации, защиты собственных интересов и потребностей. В процессе участия в студенческом самоуправлении в сознании учащихся проявляются и фиксируются ценностные, социально значимые ориентации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ SELF-GOVERNMENT IN THE DEVELOPMENT OF CIVIL ACTIVITY

This article is devoted to the problem of students’ self-government organization in the system of education. The authors show how and by what means the new type of initiative, independent and competent students formed. The authors show the necessity of students’ participation stimulation in students’ self-government in accordance with initial potential of students’ personalities. They also unveil the mechanisms of students’ management for civil activity development efficiency. According to the authors’ opinion, the problem of civil activity is not so worked out today; the present works do not reflect the completeness of this phenomenon. This article tries to argument the significance of students’ self-government organization as a factor of civil activity promotion and substantiate this significance is coincided with so important term as «active life position»; and it is the same in the investigation. The authors show how students’ self-government promotes realization of civil activity and independence in educative, upbringing and professional spheres; it also allows realization of students’ democratization, protection of personal interests and demands. In the process of participation in students’ self-government the social and value orientations are formed.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление в развитии гражданской активности учащихся»

Л. А. Саенко, доктор социол. наук, профессор кафедры социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь, Россия, В. Н. Карташова, зам. директора по воспитательной работе,

Моздокский механико-технологический техникум, г. Моздок, Россия, danilova_viktoriya_2013@mail.ru

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Статья посвящена вопросам организации студенческого самоуправления в системе образования. Авторы показывают, каким образом средствами развития гражданской активности студентов формируется новый тип инициативных, самостоятельных и компетентных учащихся учебного заведения. Они также доказывают необходимость стимулирования учащихся к студенческому самоуправлению в соответствии с внутренним потенциалом личности студентов. Раскрывают механизмы управления поведением учащихся для повышения эффективности развития гражданской активности. По мнению авторов, проблема гражданской активности в настоящее время недостаточно разработана, имеющиеся исследования не отражают всей полноты данного феномена. В статье предпринята также попытка не только аргументировать значение грамотной организации студенческого самоуправления как фактора, способствующего развитию гражданской активности, но и доказать, что его значение во многом совпадает с таким важным понятием, как «активная жизненная позиция» и следовательно эти понятия являются в контексте данного исследования идентичным. Авторы показывают, как студенческое самоуправление не только способствует реализации гражданской активности и самостоятельности в учебном, воспитательном и профессиональном отношении, но и позволяет реализовать возможность студенческой демократизации, защиты собственных интересов и потребностей. В процессе участия в студенческом самоуправлении в сознании учащихся проявляются и фиксируются ценностные, социально значимые ориентации личности.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, гражданская активность, активная жизненная позиция, гуманизация образовательного процесса, самоуправленческая деятельность, профессиональное самосознание, гражданская компетентность, социальная зрелость, социально значимая деятельность.

Формирование личности молодого человека происходит в социальной среде его жизни и деятельности. Причем воздействие среды тем сильнее, чем теснее связи молодого человека с социумом. Другими словами, формирование гражданской активности студента напрямую зависит от потенциала гражданской активности, существующей в конкретном учебном заведении. Большинство работ в данной области представляют собой научные исследования, касающиеся развития личности учащегося в отдельных видах деятельности, в том числе и в проявлении гражданской активности.

Научно-педагогических исследований, посвященных «гражданской активности», довольно много (О.А. Антонова, Д.В. Ар-тюхович, М.К. Афзли, Л.Н. Батьянова, С.И. Беленцов, А.В. Богданов, Н.Н. Во-лобоева, И.Н. Григорьев, И.М. Дуранов, А.В. Каменец, А.А. Клягина, С.Н. Краснова, М.В. Нам, Т.Н. Наумова, Н.Г. Оличенко, Т.В. Попова, Л.М. Семенюк, А.В. Тырин, М.Е. Фролова, Ф.А. Шарапова, Е.В. Яковлев, и др.). В них «гражданская активность» либо выступает тождественным понятием «общественной деятельности», «активной гражданской позиции», «общественной

активности», либо определяется через совокупность этих свойств, но не делается попытка связать данный феномен с потенциалом гражданской активности среды его формирования и особенностями индивидуального, личностного развития учащегося.

Рассмотрим основные свойства, детерминанты и формы проявления гражданской активности в среде студенческого самоуправления.

На фоне происходящих социально-экономических изменений в обществе сформировалась потребность в специалистах с активной жизненной позицией — инициативных, смелых, деятельных, способных активно участвовать в преобразованиях на рынке труда. Проблема формирования гражданской активности занимает важное место не случайно и прежде всего из-за необходимости подготовки конкурентоспособных специалистов, соответствующих современным требованиям работодателя. Гражданская активность выступает и как свойство личности и как результат социально значимой деятельности.

Студенческое самоуправление — важный институт формирования самосознания и саморазвития учащейся молодежи. Реализация потенциала студенческого самоуправления позволяет повысить эффективность воспитательного воздействия: формирования гражданской активности, самостоятельности и ответственности учащихся. Благодаря организации в учебном заведении совета по студенческому самоуправлению решается проблема осуществления диалога между педагогическим и студенческим коллективами.

Студенческое самоуправление, как правило, рассматривается с двух позиций: и как инструмент профессиональной подготовки специалиста, и как одно из условий формирования жизненных ценностей студента. Так, Т.И. Волчок отмечает, что студенческое самоуправление является фактором формирования личности, раз-

Студенческое самоуправление -важный институт формирования самосознания и саморазвития учащейся молодежи.

Реализация потенциала студенческого самоуправления позволяет повысить эффективность воспитательного воздействия: формирования гражданской активности, самостоятельности и ответственности учащихся.

вития его творческого потенциала, активизации его гражданской позиции, в связи с чем одной из задач учебно-воспитательной деятельности является «формирование - у студентов навыков самоуправленческой деятельности, развитие чувства долга и ответственности, граждан-ско-ценностной позиции, сочетающей общечеловеческие и национальные ценности»1.

Г.В. Гарбузова также подчеркивает, что «студенческое самоуправление является основой формирования и развития профессиональной принадлежности, понимания общественной ценности своего будущего труда, осуществления стратегии саморазвития, формирования гражданской зрелости»2.

Таким образом, студенческое самоуправление влияет на формирование профессиональной идентичности студентов, что, несомненно, проявляется в наличии ярко выраженного интереса к участию в общественной жизни учебного заведения, инициативы в самостоятельной деятельности студенческого коллектива, остром восприятии общественно значимой и правовой информации, разработке социальных проектов и участии в их реализации. Отсюда — хорошо развитая критическая самооценка, направленность на самореализацию, представление о собственной будущей нише в социуме, в том числе и в качестве общественного или государственного лидера.

Влияние студенческого самоуправления на развитие коллектива, формирование ценностных ориентаций в группе студентов отмечается в работах Э.О. Столяровой. Исследования автора доказывают, что студенческое самоуправление способно формировать в студенческом коллективе общественные ценности, развивать ли-= дерские качества, активизировать индивидуальную и групповую деятельность, развивать способность к отстаиванию своей позиции, своей индивидуальности3.

Мы согласны с выводами авторов, что вовлечение студенческой молодежи в деятельность студенческого самоуправления способствует формированию активной гражданской позиции — =

через призму способностей учащегося быть активным, самостоятельным, умелым, способным к выражению своей жизненной позиции. Такая гражданская активность является социальным свойством, которое характеризует отношение учащегося =

в процессе взаимодействия с другими членами студенческого коллектива в практической деятельности, необходимость которой обусловлена социально значимыми целями.

В настоящее время качественное управление учебным заведением достигается в условиях сотрудничества администрации и студенческого самоуправления. При этом перед администрацией ставится задача создания необходимых условий по формированию и развитию органов студенческого самоуправления. Активная гражданская позиция студентов, их непосредственное участие в управлении расширяют видение, содействуют реализации их способностей, знаний и умений, дают возможность про-

Активная гражданская позиция студентов, их непосредственное участие в управлении расширяют видение, содействуют реализации их способностей, знаний и умений, дают возможность проявлять

самостоятельность, готовят будущего специалиста к профессиональной деятельности.

являть самостоятельность, готовят будущего специалиста к профессиональной деятельности. При этом администрация получает возможность установить обратную связь с учащейся молодежью, позволяющую более эффективно решать воспитательные, организационные и хозяйственные проблемы. То есть приобретает полноценного партнера в реализации деятельности по управлению процессом обучения и воспитания.

= Исходя из данного видения проблемы студенческое самоуправление должно быть основано на добровольном согласии, сотрудничестве, желании самореализоваться. По сути, студенческое самоуправление должно охватывать все сферы жизнедеятельности молодежи в рамках учебного и воспитательного процессов, в противном случае — это не является самоуправлением. Основная задача студенческого самоуправления заключается в формировании у членов студенческого коллектива чувства ответственности и четкого понимание социального заказа и требований общества.

Студенческая молодежь является специфической социальной группой, облада-

»т

в"

ющей такими характеристиками, как организованность, сплоченность, активность, повышенное внимание к проблемам современного социума. В студенческом возрасте происходит не только профессиональное становление, но и самое активное развитие личности в целом. Однако молодым людям не всегда хватает самостоятельности, предприимчивости, уверенности в себе и в своей востребованности. Нередко это проявляется в неумении отстоять свою точку зрения, отсутствии аргументации в пользу получаемой профессии, проявлении незаинтересованности в получении новых знаний и умений, непричастности к общественно-политическим процессам и прочем. Поэтому большинство молодых людей оказываются не готовы к профессиональной самореализации, демонстрации своего творческого и личностного потенциала.

Развитие самостоятельности и лидерских качеств студентов возможно, если в учебном заведении реализуется программа по созданию благоприятных условий, которые будут направлены на изменение системы ценностей молодых людей. В данном контексте мы предполагаем, что такими условиями в системе образования являются гуманизация образовательного процесса, вовлечение студентов в студенческие объединения под эгидой студенческого самоуправления. «Благодаря своей ценност-но-ориентирующей функции студенческое самоуправление выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и профессиональной реальности, их отношений с окружающими людьми» — отмечает Р.А. Муртазин4.

Студенческое самоуправление способствует развитию чувства ответственности за свои поступки, нацелено на достижение общественно значимых результатов, так как участие в управлении учебным заведением ориентирует студентов на постоянное решение вопросов, касающихся самовоспитания, на проявление инициативы, активности, креативного подхода к деятельности, на упорство, законопослушное поведение,

Развитие самостоятельности и лидерских качеств студентов возможно, если в учебном заведении реализуется программа

по созданию благоприятных условий, которые будут направлены на изменение системы ценностей молодых людей.

высокую работоспособность и самостоятельность.

Существенная роль здесь принадлежит механизму по формированию гражданской активности, а именно личностному росту и самовоспитанию. Сущность его проявляется в организации системного подхода:

1) через создание модели развития гражданского, духовно -нравственного, идейно-патриотического воспитания в образовательном пространстве (пересмотр программы развития учебного заведения, воспитательных планов, форм взаимодействия участников образовательного процесса, периодическом анализе нормативно-правового, методического, информационного обеспечения);

2) переориентацию содержания воспитательной работы по формированию активной жизненной позиции, создание системы базовых социальных ценностей;

3) расширение полномочий органов студенческого самоуправления (реальное участие в работе стипендиальной комиссии и ученого совета);

4) повышение общей культуры студентов (обучение в школе лидерства, участие в семинарах, обмен опытом, помощь в разработке и открытии сайтов органов самоуправления, размещение на сайтах публикаций, информации об организации научных дискуссий, фото и видеоотчетов);

5) привлечение общественности и специалистов в гражданско-правовой области (сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, лидеров общественных организаций, профсоюзов и пр.).

Основными характеристиками меха- низма развития гражданской активности являются целенаправленное ориентирование студентов на качественно высокий уровень саморазвития и самовоспитания; перспективность содержания воспитания (нацеленность = на современные тенденции молодежной политики); динамизм, креативность, открытость новым идеям.

На примере организации студенческого самоуправления можно проследить пере-

ход общественного контроля социализации молодежи к самоконтролю, от потребительского отношения к жизни — к гражданской активности. Это происходит поэтапно — от простого формального (пассивного) до добровольного мотивированного (активного) участия в самоуправлении, когда студенты не только обеспечивают деятельность органов самоуправления, но и предлагают и организуют свои собственные проекты и программы по совершенствованию деятельности самоуправления в целом.

Данный переход обусловлен реализацией педагогической модели гражданской активности, которая работает по принципу диагностики, анализа, коррекции и проектирования уровня гражданской активности студентов. Эта модель реализуется усилиями всего педагогического коллектива (во время образовательного процесса), психологов и кураторов-наставников (психологические тренинги, семинары, акции), при поддержке администрации (локальные акты, устав учебного заведения, приказы, обеспечение материально-технической базы). При этом важная роль отводится самим студентам как непосредственным объектам педагогического воздействия (мониторинг учебной и воспитательной работы, анкетирование, тестирование, организация социальных проектов, общественно значимой деятельности).

При этом гражданская активность учащегося состоит в целенаправленном формировании адекватной самооценки, с оглядкой на сверстников, для создания объективной проекции, когда есть с чем сравнить свои возможности, руководствуясь при этом не личной выгодой и амбициями, а интересами общества.

«Донесение» данной аксиомы до сознания студентов станет возможным при создании определенных условий: от нравственного примера педагогов-наставников до личностного развития студентов; от самореализации до организации социального партнерства; от участия в социально значимых акциях до анализа их итогов.

В контексте студенческого коллектива гражданская активность как социально значимая деятельность нами понимается как деятельность, направленная на сознательное, целенаправленное действие, ориентированное на острую жизненную ситуацию, основанное на собственном побуждении и путем принятия осознанного решения, а также принятие ответственности за последствия своих действий.

В студенческом коллективе формируются основные мотивы поведения и деятельности молодежи — чувство долга, товарищества, взаимовыручки. Выражением гражжданской активности выступают действия в рамках закона, направленные на реализацию и защиту гражданских прав.

Путем развития студенческого самоуправления и вовлечения в него большого количество молодежи решается задача развития лидерских качеств подрастающего поколения, инициативных, гибких, граждански активных, с активной жизненной позицией. Это достигается путем продвижения собственных идей учащихся, стратегически значимых решений в управлении студенческим коллективом, при организации жизнеобеспечения, например, общежития, досуга или решения социально-правовых вопросов, так как каждый отдельный член студенческого коллектива осознает важность своего голоса и лучше понимает внутренние проблемы студенческого коллектива.

Тенденции молодежной политики к активизации роли молодежных объединений в современном образовательном пространстве обусловливают более высокие требования к качеству работы студенческого самоуправления, что приводит к необходимости пересмотра и корректировки традиционных форм работы с учащимися, которые зачастую носят декларативный и малоэффективный характер. Необходим новый подход к организации студенческого самоуправления. Внедрение креативных форм и методов (тренингов-установок: быть значимыми, способными оказать влияние на улучшение

На примере организации студенческого самоуправления можно проследить переход общественного контроля социализации молодежи к самоконтролю, от потребительского отношения к жизни - к гражданской активности.

жизненного пространства студенческого коллектива; творческих проектов; обсуждения различных аспектов деятельности студенческого самоуправления; диагностики и профилактики асоциального поведения студентов), инноваций в систему работы с органами студенческого самоуправления позволит решить проблемы в сфере развития гражданской активности учащихся.

Студенческое самоуправление в учебном заведении должно представлять интересы учащихся, оказывать содействие в освоении общественных и профессиональных компетенций, включение учащихся в различные виды социально значимой деятельности, что позволяет рассматривать самоуправление в качестве способа подготовки будущих специалистов к самостоятельности. Это ставит перед учебным заведением задачу организовать деятельность студентов таким образом, чтобы была возможность накопления опыта и совершенствования навыков в общественной деятельности.

Поэтому, по нашему мнению, в организации деятельности органов студенческого самоуправления необходимо придерживаться следующих направлений деятельности:

— обучение студентов гражданской компетентности (через воспитание граж-

данственности, уважения к правам и свободам человека; формирование критического мировоззрения; индивидуально-личностное становление студента и студенческого коллектива, реализующего индивидуальную и коллективную рефлексию; обучение навыкам согласования потребностей, интересов, целей личности и коллектива, личной ответственности за конечный результат);

— развитие социальной зрелости и гражданской активности (путем включения в процессы жизнедеятельности учебного заведения, города и т. д., участия в акциях, проектах, социально значимой деятельности);

— реализация творческого потенциала и личностно значимых качеств студентов (индивидуальная самопрезентация, участие в творческих мастерских, клубах по интересам).

В содержание обучения студентов гражданской компетентности должны быть включены (разрабатываться и проводиться) семинары-тренинги; привлекаться специалисты в области молодежной политики департамента дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики; Федерального агентства по делам мо-

лодежи, отдела организации и проведения мероприятий молодежной политики; органов по делам молодежи, культуры и спорта муниципальных районов и городских округов и т. д.; привлекаться _

психологи и педагоги дополнительного образования; проводиться занятия для тех, кто сознательно стремится развивать в себе лидерские качества и навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности.

Основную проблему в организации успешной деятельности студенческого самоуправления играет правильное распределение обязанностей внутри студенческого актива. Оно должно проводиться с учетом потенциала и возможностей личности студента. Принято считать, что распределение ролей в органах студенческого самоуправления реализуется на принципах самовыражения и самоопределения. Однако чтобы добиться решения этой проблемы, необходима последовательная, систематическая работа с активом по усвоению навыков планирования и организации деятельности студенческого коллектива. Необходимо целенаправленно обучать студенческий актив умению выполнять общественные поручения, оперативно и адекватно реагировать на социальные заказы, последовательно и систематически учить актив умению выполнять поручения, планировать общественную работу, организовывать досуг и жизнедеятельность студенческого коллектива, его правовую защиту и социальную поддержку, уметь организовывать студентов и направлять их. Поэтому без овладения навыками и умениями организаторской работы невозможно успешно реализовать деятельность студенческого актива.

Знаниям и умениям организаторской работы студентов необходимо обучать, используя лидерские тренинги, семинары по вопросам общественной работы, через организацию школы обучения актива.

Развитие гражданской активности студентов в процессе включения в работу ор-

Необходим новый подход к организации студенческого самоуправления. Внедрение креативных форм и методов, инноваций в систему работы с органами студенческого самоуправления позволит решить проблемы в сфере развития гражданской активности учащихся.

ганов студенческого самоуправления имеет большую воспитательную значимость:

— у студентов формируется гражданская компетенция (способность самостоятельно действовать в различных социальных ситуациях в соответствии с собственной активной гражданской позицией), развивается чувство ответственности за собственную деятельность и деятельность студенческого коллектива в целом;

— вырабатываются коммуникативные навыки;

— развивается социальная зрелость и гражданская активность;

— реализуется творческий потенциал личностно значимых качеств студентов.

Следовательно, учащаяся молодежь, являющаяся фундаментом любого успешного общества, должна уметь проявлять свою гражданскую позицию. Таким образом, можно констатировать, что студенческое самоуправление в системе образования можно рассматривать как эффективный механизм становления и развития гражданской актив-

ности студентов. ^

Литература

1. Волчок Т.И. Самоуправление как средство результативности подготовки будущего учителя в условиях обновления общества // Среднее профессиональное образование. 1999. № 10. С. 10-21.

2. Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: автореф. дис. ... канд. психол. наук 19.00.07 / Г.В. Гарбузова. Ярославль, 2009. 22 с.

3. Столярова, Э.О. Студенческое самоуправление как фактор сформированности социализации молодежи в условиях становления социального государства: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Э.О. Столярова. Усть-Каменогорск, 2010. 17 с.

4. Муртазин Р. А. Направленность студенческого самоуправления на развитие аксиологического потенциала студентов университета // Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 2. С. 135-138.

STUDENTS' SELF-GOVERNMENT IN THE DEVELOPMENT OF CIVIL ACTIVITY

L. A. Saenko, Doctor of Sociology, Professor, the department of social technologies, North-Caucasus Federal University, Stavropol, Russia V. N. Kartashova, vice-principal of educational work, Mozdok Technicum of Mechanics and Technology, Mozdok, Russia, danilova_viktoriya_2013@mail.ru

This article is devoted to the problem of students' self-government organization in the system of education. The authors show how and by what means the new type of initiative, independent and competent students formed. The authors show the necessity of students' participation stimulation in students' self-government in accordance with initial potential of students' personalities. They also unveil the mechanisms of students' management for civil activity development efficiency. According to the authors' opinion, the problem of civil activity is not so worked out today; the present works do not reflect the completeness of this phenomenon. This article tries to argument the significance of students' self-government organization as a factor of civil activity promotion and substantiate this significance is coincided with so important term as «active life position»; and it is the same in the investigation. The authors show how students' self-government promotes realization of civil activity and independence in educative, upbringing and professional spheres; it also allows realization of students' democratization, protection of personal interests and demands.

In the process ofparticipation in students' self-government the social and value orientations are formed.

Key words: student government, civil activity, active life position, humanization of the educational process, local government activities, professional identity, civic competence, social maturity, socially significant activities.

References

1. Volchok T.I. Samoupravlenie kak sredstvo rezul'tativnosti podgotovki budushchego uchitelia v usloviiakh obnovleniia obshchestva [Self-government as a means of efficiency of preparation of future teacher in the conditions of renewal of the society]. Srednee professional'noe obrazovanie — Secondary professional education, 1999, no. 10, pp. 10—21.

2. Garbuzova, G.V. Studencheskoe samoupravlenie kak sredstvo formirovaniia professional'noi identichnosti budushchikh spetsialistov Avtoref. dis. ...kand. psikhol. nauk [Student self-government as a means of development of professional identity of future specialists. Abstract of candidate psyc. sci. diss.]. Yaroslavl, 2009. 22 p.

3. Stoliarova, E.O. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor sformirovannosti sotsializatsii molodezhi v usloviiakh stanovleniia sotsial'nogo gosudarstva. Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk [Student self-government as a means of development of professional identity of future specialists. Abstract of candidate sociol. sci. diss.]. Ust-Kamenogorsk, 2010. 17 p.

4. Murtazin R.A. Napravlennost' studencheskogo samo-upravleniia na razvitie aksiologicheskogo potentsiala stu-dentov universiteta [The focus of student self-government on the development of axiological potential University students]. Molodoi uchenyi — Young scientist, 2011, vol. 2, no. 3, pp. 135—138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.