УДК 378
М. А. Зайцева
https://orcid.org/0000-0002-6614-0642 Н. В. Энзельдт
https://orcid.org/0000-0001-9777-742X
Формирование универсальных компетенций студентов в процессе воспитательной деятельности
Статья подготовлена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках государственного задания на НИР (№ 27.12674.2018/12.1)
В статье рассматриваются вопросы формирования универсальных компетенций будущих специалистов различных сфер деятельности в условиях воспитательной работы вуза. Представлен анализ запроса потребностей работодателей, проведенный зарубежными и отечественными учеными. Основываясь на представленных результатах о важности социальных компетенций, которые могут быть сформированы во внеучебной деятельности вуза, авторы статьи предлагают результаты исследования, проведенного на базе Ярославского государственного педагогического университета им К. Д. Ушинского, которое показывает положительную динамику развития профессионально важных качеств будущего специалиста в условиях студенческого самоуправления. В исследовании приняли участие респонденты в возрасте 18-22 лет, участники внеучебной деятельности. В статье представлены разнообразные формы работы воспитательной и внеучебной деятельности в университете и возможности использования их для формирования универсальных компетенций специалиста, в частности, развития социального проектирования, формирования профессиональных качеств специалиста, информационной культуры и т. д. Исследование базируется на концептуальных основах воспитательной деятельности, представленных в трудах М. И. Рожкова, Л. В. Байбородовой. Предлагаемое содержание и формы внеучебной деятельности прошли многолетнюю апробацию и доказали свою эффективность. В основе исследования, проведенного авторами статьи, лежат идеи непрерывности образования и образования через всю жизнь, описанные в публикациях отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами развития и формирования компетенций будущих специалистов. Статья будет полезна научно-педагогическим и административным работникам, осуществляющим внеучебную деятельность в вузах, а также руководителям органов студенческого самоуправления и лидерам студенческих объединений.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, универсальные компетенции, формы работы, студенческое самоуправление, социальное проектирование, добровольчество.
M. A. Zaitseva, N. V. Enzeldt
Formation of Students' Universal Competences in the Course of Educational Activity
In the article questions of formation of future experts' universal competences in various fields of activity in conditions of educational work of higher education institution are considered. The analysis of employers' needs is presented, which is carried out by foreign and national scientists. Basing on the presented results on importance of social competences which can be created in extracurricular activities of higher education institution, the authors of the article offer results of the research conducted on the basis of Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky, which show positive dynamics in development of the future expert's professionally important qualities in conditions of student government. Respondents took part in the research, their age was from 18-22 years, and they are participants of extracurricular activities. Various forms of work of educational and extracurricular activities at the university and a possibility of their use in formation of the expert's universal competences are presented in the article. In particular, it is development of social design, formation of the expert's professional qualities, information culture, etc. The research is based on the conceptual bases of educational activity presented in M. I. Rozhkov, L. V. Baiborodova's works. The offered contents and forms of extracurricular activities have undergone long-term approbation and have recommended its efficiency. At the heart of the research conducted by the authors of the article there are the ideas of education continuity and education through all life described in works of national and foreign scientists dealing with issues of development and formation of future experts' competences. The article will be useful to the scientific and pedagogical and administrative workers, who are carrying out extracurricular activities in higher education institutions and also to heads of student government departments and leaders of student's associations.
Keywords: educational activity, universal competences, work forms, student government, social design, volunteering.
Вопрос профессионального обучения будущих специалистов самых разных направлений подготовки активно обсуждается современными исследователями. Это связано с тем, что мы обучаем се-
годня студентов тому, что им потребуется завтра. Именно на это противоречие указывает E. A Schantz и говорит о том, что мы должны заглянуть в перспективу и понять, какие компетенции
© Зайцева М. А., Энзельдт Н. В., 2018
потребуются будущему специалисту [23]. Чтобы быть успешным и эффективным, любому профессионалу придется учиться на протяжении всей жизни, при этом исследователи подчеркивают необходимость целенаправленного отбора и управления системой знаний, чтобы затраты на обучение окупались и приносили прибыль [26]. Наиболее эффективными моделями обучения, по мнению исследователей, являются практико-
ориентированные программы [19]. Среди ученых нет единой точки зрения относительно того, какие умения и навыки обеспечат профессиональный успех.
Так, некоторые исследователи [2, 22] выделяют эмоциональный интеллект или эмоциональную компетентность. Другие авторы на первое место ставят информационно-коммуникационные навыки или ИКТ-компетентность. Я. Мигака8 [21] провел исследование и выделил компетенции, которыми должен обладать будущий специалист: кроме специфических знаний и навыков в своей профессии, это навыки стратегического планирования, социальные навыки (умение работать в команде, в коллективе, находить решения и т. д.), личностные качества (честность, открытость, эм-патия, творческое мышление), этические ценности (толерантность, содействие диалогу между поколениями, гендерное равенство) [21].
Обучение молодежи - трудное дело как с теоретической, так и с практической точки зрения, потому что разница в возрасте между педагогом и студентом не позволяет до конца понять ценности, мотивы и цели друг друга [17, 10]. Тем не менее педагоги ищут эффективные технологии обучения молодежи [8], чтобы формировать и мотивацию, и компетенции, которые позволят молодым людям добиться успеха в профессии и в жизни [25]. К сожалению, во многих исследованиях подчеркиваются разрозненность, односторонность в формировании профессиональных навыков, тогда как реальная практика требует целостного, системного подхода
к формированию профессиональных компетенций [24]. Поэтому так важно в настоящее время формирование универсальных компетенций будущего специалиста не только в процессе учебной деятельности, но и вне ее.
В традициях высшего образования России заложена не только ориентация на профессиональную подготовку специалистов, но и реализация важнейшей социальной функции - воспитания человека. Воспитание мы понимаем как целенаправленный процесс, который предполагает определенные качественные и количественные
изменения, происходящие в человеке на основе регулируемого взаимодействия воспитателя и воспитанника [12].
Воспитание состоит из отдельных взаимосвязанных компонентов: воспитательного взаимодействия, принятия его воспитанником и возникающего при этом процесса самовоспитания. Именно такое понимание структуры воспитания подчеркивает активность самих молодых людей в процессе воспитания, определяет их субъектную позицию [12].
Содержание воспитания определяется целями, которые общество ставит перед социальными институтами, реализующими воспитательную функцию. Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий субъектов воспитания. В соответствии с целями воспитания можно выделить четыре основные стратегии, которые являются основополагающими для формирования универсальных компетенций будущих специалистов.
Профессиональная подготовка специалистов реализуется как в рамках учебного процесса, так и в рамках внеучебной деятельности, которая осуществляется в каждом вузе с разной степенью вовлеченности студентов, с учетом традиций регионов, задач государственной молодежной политики и особенностей вуза.
Внеучебная деятельность вуза представляет собой поле для самореализации студентов - будущих специалистов, бакалавров, магистров. В ходе организации внеучебной деятельности формируются профессиональные навыки: поиска и применение информации, навыки проектной и презентационной деятельности, умение работать в команде, конкурентоспособность будущего специалиста, коммуникативные навыки, целепо-лагание, организация процесса и оценка, самоорганизация, самоконтроль самоанализ результатов своей деятельности. Вуз также создает условия для формирования личностных качеств лидера и членов команды: ответственности, решительности, коммуникативности и др.
Одним из способов формирования и развития лидерских качеств и умений работать в команде является студенческое самоуправление. В рамках студенческого самоуправления и образовательной деятельности в каждом коллективе создается конкретная модель команды (студенческая группа, студенческих коллектив, студенческое объединение), и эффективность команды зависит от способов управления и взаимодействия ее членов.
Таблица 1
Стратегии воспитания
Название стратегии Задачи Формы работы
Социализирующая Формирование социальности студента. Воспитание можно рассматривать как компонент процесса социализации (контролируемую социализацию), который предполагает действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей и интериоризированных нравственных норм. Социализирующая стратегия предполагает формирование у человека готовности к реализации спектра социальных ролей, в том числе и роли гражданина, патриота своей страны, региона, города, поселка и т. п. Включение молодого человека в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности
Акмеологическая От слова «акме» - вершина, высшая точка, рассвет. Данный аспект предполагает, что воспитательный процесс должен быть направлен на развитие человека, оказание ему максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей Поддержка студенческих инициатив, создание условий для неформального образования
Культурологическая В данном аспекте целью является освоение молодым человеком современной культуры как данного этноса и принятие им ценностей мировой культуры. При этом акцент делается на особенностях того сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формировании этнической идентичности. В результате молодой человек приобретает способность свободно ориентироваться в окружающей его этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами Фестивали, дни национальных культур, творческие встречи, межкультурный диалог
Самоуправление является важным средством организации воспитательного процесса в вузе. С одной стороны, оно позволяет реализовать лидерский и творческий потенциалы студентов, обеспечивает сопричастность обучающихся к процессу организации жизни в вузе, а с другой -готовит их к будущей профессиональной деятельности.
Студенческое самоуправление - это демократическая форма организации жизнедеятельности студенческого сообщества, которая предполагает развитие самостоятельности студентов в принятии и реализации решений при достижении групповых целей.
В качестве системообразующего фактора процесса развития самоуправления выступает цель деятельности. Важно, чтобы цели деятельности не были внесены в студенческие группы извне. Они должны вытекать из актуальных потребностей обучающихся и студенческих групп как системных целых [13].
Цель работы органов самоуправления определяется общей целью, стоящей перед студенческим коллективом. Если для процесса управления желательно, но не обязательно принятие этих целей, то для развития самоуправления это условие является обязательным.
Развитие студенческого самоуправления и включение студентов в самоуправленческую деятельность возможно при соответствующем педа-
гогическом сопровождении, когда педагоги, лидеры-организаторы занимают тьюторскую позицию, то есть
- у студентов выявляется и формируется запрос на участие в активной социально значимой деятельности;
- создается ситуация добровольности (включается в деятельность тот, кто хочет), исключаются давление и навязывание идей, предложений;
- обеспечивается понимание студентами важности и значимости предстоящей работы;
- на студентов возлагается полная ответственность за процесс и результат деятельности;
- им оказывается полное доверие, исключается открытая подстраховка со стороны преподавателей;
- обеспечивается подготовленность студентов к тому, что предстоит сделать.
В 2017/2018 учебном году на базе ЯГПУ им. К. Д. Ушинского было проведено исследование влияния условий студенческого самоуправления на профессиональное становление молодого специалиста. В исследовании для оценки профессиональных качеств студентов были использованы следующие диагностические методики: «Анкета участника управленческих методик»
(Н. А. Костицин) [10], «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий) [7], опросник «Волевые качества личности»
(М. В. Чумаков) [16], опросник «Уровень субъективного контроля» (в основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера). В исследовании приняли участие 25 студентов университета в возрасте от 19 лет до 21 года, являющиеся членами органа студенческого самоуправления - студенческого совета факультета (1 группа) и 25 студентов университета в возрасте от 19 лет до 21 года, не являвшиеся участниками данного объединения (2 группа).
В результате проведения методики «Анкета участника управленческих методик» было выявлено, что в 1 группе из 25 опрошенных 19 обладают управленческими умениями и навыками.
Во 2 группе только 7 человек из 25 обладают управленческими умениями и навыками.
Проводя методику «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жарков, Е. Крушельницкий), мы опирались на то, что способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских качеств.
Результаты 1 группы показывают, что у большей части участников студенческого совета лидерские качества выражены сильно.
Что же касается результатов опроса студентов 2 группы, то у троих человек управленческие навыки развиты хорошо, у восьми они находятся на среднем уровне и у 14 управленческие навыки и умения развиты очень плохо либо же вообще отсутствуют.
В результате проведения анкетирования «Активность студента» было выявлено, что качество «инициативность» выше у студентов 1 группы. Возможно, это объясняется тем, что студенты занимают активную позицию в обучении, которая выражается в целенаправленности действий, решении разнонаправленных задач, стремлении к лидерству в коллективе. Они стараются достичь успехов не только в учебной деятельности, но и в общественной жизни, вступают в различные общественные организации, волонтерские отряды, тем самым не только развивая свои способности, но и принося пользу обществу. Проявляя инициативу, они способны достичь больших успехов как в учебной, так и в внеучебной деятельности.
Показатель «самостоятельность» также выше у студентов 1 группы. Возможно, это объясняется тем, что они не нуждаются в постоянной психологической поддержке, стремятся самостоятельно принимать решения, обладают способностью противостоять мнению группы, если оно
отличается от их собственного. У студентов 2 группы замечена низкая самостоятельность.
Рассмотрим результаты опросника субъективного контроля. Показатель «общая интер-нальность» выше у студентов 1 группы. Возможно, причина в том, что эти студенты считают большинство важных событий в их жизни результатом их собственных действий, полагают, что могут ими управлять и, таким образом, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
Студенты 2 группы в меньшей степени видят связь между своими действиями и значимыми событиями для их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.
Показатель «интернальность в области достижений» выше у студентов 1 группы. Возможно, эти студенты считают, что сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и способны с успехом преследовать свои цели в будущем.
Студенты 2 группы, скорее, приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам: везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Исходя из получившихся данных, условия студенческого самоуправления положительно влияют на развитие личностных качеств будущего специалиста.
Научное творчество студентов предполагает включение их в решение реальных научных проблем, связанных как с изучаемой ими предметной областью, так и с освоением будущей педагогической деятельности. При этом необходимо отметить, что научное творчество - это реальная деятельность, имеющая целью создание научного продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, нестандартностью.
Для того чтобы студенты активно включались в научно-исследовательскую деятельность, необходимо, чтобы преподаватели вуза формировали у них мотивационную основу. Это мотивы творческого усвоения и мотивы овладения, стремление к самообразованию, творческому усвоению системно-научных знаний, умений; стремление к успеху, творческим достижениям; стремление к лидерству, к получению высокой оценки своей деятельности.
Таблица 2
Соответствие форм студенческого самоуправления формируемым универсальным компетенциям
Название УК Формы студенческого самоуправления Средства оценивания
УК-1. Системное и критическое мышление Организация органов самоуправления и работа в них (студдеканат, совет первокурсников, совет факультета). Коллективный анализ и планирование работы на факультете и в группах. Разработка и проведение конференций на факультете и собраний в группах. Организация учебы студенческого актива. Определение тематики дискуссий, встреч по общественным проблемам с учетом интересов студентов, организация мероприятий с привлечением специалистов Конкурсы Рейтинг
УК-2. Разработка и реализация проектов Знакомство студентов с центрами культурной жизни, информирование о культурных событиях. Создание и организация деятельности творческих коллективов. Проведение конкурсов певцов, поэтов, танцоров, художников, журналистов и т. д. Эстетизация среды: оформление, озеленение кабинетов, факультета, соблюдение норм общения. Организация экскурсий, посещение театров, музыкальных концертов, творческих встреч. Встречи с интересными творческими коллективами, талантливыми людьми. Фестиваль «Студенческая весна», «Татьянин день», «День Св. Валентина», Празднование Нового года, Рождества, 8 Марта, Дня защитников Отечества. Проведение Дня именинника, Дней рождения группы. Конкурсы «Овация», праздник «Экватор» Портфолио
УК-3. Командная работа и лидерство Презентация лидерских программ для участия студентов. Проведение мероприятий на командообразование, направленных на сплочение коллектива, создание благоприятной психологической атмосферы в группе и на факультете. Выявление проблем на факультете и создание соответствующих проблемных групп. Проведение «круглых столов» по обсуждению проблем обучения в вузе. Привлечение студентов к созданию и оформлению учебных кабинетов. Организация деятельности студенческих отрядов по ремонту и благоустройству факультета Участие в мероприятиях Рейтинг
УК-4. Коммуникация Знакомство студентов с историей города, района области. Организация встреч с депутатами, представителями органов власти, лидерами общественного молодежного движения. Посещение исторических и культурных центров города и области. Проведение кураторских часов, посвященных основным общественным событиям города, страны. Участие в общественных и государственных событиях. Встреча с участниками военных событий, с лидерами общественных организаций. Встречи с ветеранами войны и труда, работавшими в вузе. Выпуск студенческих газет, подготовка и проведение конференций, встреч с интересными людьми. Ведение страничек в социальных сетях, ведение сайта. Создание студенческого пресс-центра Портфолио Пресс-релизы Популярность постов в социальных сетях
УК-5. Межкультурное взаимодействие Подготовка поздравлений к Дню России, Дню победы, Дню народного единства. «Круглый стол» по проблемам межкультурной коммуникации. Портфолио
Название УК Формы студенческого самоуправления Средства оценивания
УК-6. Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоро-вьесбережение) Проведение диагностических ролевых игр и тренингов с учащимися. Разработка и реализация программ «Самовоспитание учащихся» в период практики. Помощь учащимся в создании индивидуальных образовательных программ, родителям и детям - в разработке индивидуальных и профессиональных планов учащихся. Организация программ для учащихся «Воспитай себя сам», проведение занятий по курсу «Самовоспитание личности». Создание спортивных объединений. Мониторинг здоровья. Разработка программ ЗОЖ. Конкурс на лучший проект о здоровом образе жизни. Соревнования любительских команд по различным видам спорта. Всемирный день молодежи «Будущее за нами». Дискуссии. Всемирный день борьбы со СПИДом. Деловая игра «Я выбираю жизнь». Неделя «Молодежь против наркотиков». Всемирный день окружающей среды. Международный день здоровья. Всемирный день без табачного дыма. Конкурс «Студенческая группа, свободная от курения». Конкурс на самый уютный кабинет (факультет). Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы. Встречи с врачами: инфекционистами, венерологами, наркологами Конкурсы Рейтинг Портфолио
УК-7. Безопасность жизнедеятельности Подготовка специального номера в студенческой газете, информационного выпуска в СМИ, посвященного проблемам преодоления социально негативных явлений в жизни молодых людей (алкоголизм, СПИД, наркомания, агрессивность, жестокость). Организация исследовательской работы студентов по проблемам формирования здорового образа жизни. Проведение спортивных вечеров, соревнований групп, факультетов по различным видам спорта Участие в мероприятиях Конкурсы Портфолио
Творческая активность студентов в научно-исследовательской деятельности обусловлена также сформированной у них эмоционально-волевой устойчивостью. Настойчивость в достижении цели и эмоции, связанные с успехами и неудачами, играют важную роль в научной работе студентов. Тот, кто участвует в научной работе, должен быть способен преодолеть чувство боязни, четко организовать свою деятельность и управлять своим поведением, контролировать свою деятельность и направлять ее на достижение поставленных целей.
Для участия в научно-исследовательской деятельности необходимо, с одной стороны, специально готовить студента к этому, с другой - шире включать исследовательский компонент в его профессиональную подготовку. Для этого необходимо уделять серьезное внимание формированию таких интеллектуальных способностей, как умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и абстрагировать; способность выделять главное, отбрасывать второстепенное, комплексно оценивать обстановку, делать краткие выводы и принимать оптимальное решение, генерировать идеи, выдвигать гипотезы, обеспечивать независимость суждений, способность предвидения, прогнозирования и т. п.
Организация научного творчества тесно связана с двумя важнейшими факторами, о которых говорилось выше: профессиональной направленностью воспитания и развитием студенческого самоуправления в сфере научной деятельности [4].
Организация научного творчества студентов может быть направлена на стимулирование как индивидуальной, так и групповой работы по решению различных научных проблем. Как показывает практика, в групповой научной деятельности имеет место момент взаимного стимулирования в научных кружках, проектных группах, научно-исследовательских лабораториях.
Чтобы студент мог успешно в этом участвовать, необходимо
- помочь ему освоить новую форму деятельности;
- сформировать мотивы достижений;
- обучить его основам научного творчества;
- создать в вузе соответствующее поле самореализации;
- помочь определить свой круг научных интересов;
- создать условия для реализации его творческого потенциала.
Стимулирование волонтерского движения.
Важной формой самореализации студентов, формирования у них социальной ответственности является волонтерство, то есть добровольная благотворительная помощь, основанная на эмоционально-личностном отношении к нуждающимся в поддержке. Признаки волонтерства таковы [14]:
Из добровольцев, которые свою деятельность фокусируют на существующих социальных проблемах, формируются общественные организации и объединения. Член общественного объединения социальной направленности является волонтером.
В вузе такими объединениями могут быть студенческие отряды:
- студенческие трудовые отряды (производственный, сельскохозяйственный, трудовые бригады на факультетах);
- студенческие поисковые отряды (например, по сбору и оформлению материалов об истории вуза, факультета, кафедры, студенческого общественного движения в вузе и др.);
- студенческие педагогические отряды (подготовка к деятельности во временных детских коллективах, оздоровительных лагерях и центрах и в дальнейшем работа в качестве вожатых и ор-
- добровольность (известно, что человек может максимально реализовать себя в какой-либо деятельности, если он работает без принуждения);
- отсутствие денежного вознаграждения или заниженная заработная плата;
- социальная значимость работы.
Таблица 3
ганизаторов воспитательной деятельности; социальная помощь детям, которые относятся к разным группам безнадзорности (на базе детских домов, интернатов, приютов, спецшкол), организация воспитательной работы с детьми и подростками по месту их жительства);
- студенческие отряды охраны общественного порядка и др. [4].
Развитие социального проектирования. В настоящее время государство создает условия для развития и поддержки социальных инициатив молодежи. Технология социального проектирования проникла во все сферы общественной жизни. Проекты расширяют выбор ожидаемых социальных услуг, а также форм их предоставления людям, а создают возможность для реализации молодежью личных и профессиональных качеств.
Соответствие форм науного тво
)чества формируемым универсальным компетенциям
Название УК Формы научного творчества Средства оценивания
УК-1. Системное и критическое мышление Школа молодого ученого Участие в конференциях Призовые места Публикации в изданиях
УК-2. Разработка и реализация проектов Создание студенческих лабораторий Вовлечение студентов в лаборатории Презентации
УК-3. Командная работа и лидерство Коллективные исследования. Организация мониторинговых групп Создание команды исследователей Итоговые исследования Совместные исследования преподавателей и студентов
УК-4. Коммуникация Ведение информационного сопровождения научной деятельности. Создание единого научного информационного пространства в интернете Количество публикаций Рейтинг публикаций в интернете
УК-5. Межкультурное взаимодействие Исследования в области межкультурного взаимодействия Создание команды исследователей Итоговые исследования Совместные исследования преподавателей и студентов
УК-6. Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) Организация научной деятельности студентов Научное портфолио
УК-7. Безопасность жизнедеятельности Участие в проектах по безопасности жизнедеятельности и здоровье сбережению Организация «круглых столов», конференций Участие в конференциях Призовые места Публикации в изданиях
Таблица 4
Соответствие форм деятельности студенческих отрядов
формируемым универсальным компетенциям__
Название УК Формы деятельности студенческих отрядов Средства оценивания
УК-1. Системное и критическое мышление Организация обучения волонтеров. Работа с различными категориями жителей Портфолио волонтера Практика Волонтерская книжка Рейтинг волонтера на сайте https://добровольцыроссии.рф.
УК-2. Разработка и реализация проектов Подготовка и реализация проектов через сайт https://добровольцыроссии.рф. Реализация проектов Росмолодежи https://fadm.gov.ru/ Портфолио волонтера Практика Волонтерская книжка Рейтинг волонтера на сайте https://добровольцыроссии.рф Регистрация в АИС «Молодежь России»
УК-3. Командная работа и лидерство Участие в волонтерских мероприятиях. Участник волонтерского объединения. Руководитель волонтерского объединения Портфолио волонтера Практика Волонтерская книжка Рейтинг волонтера на сайте https://добровольцыроссии.рф Регистрация в АИС «Молодежь России»
УК-4. Коммуникация Ведение странички волонтера. Ведение постов в социальных сетях о развитии волон-терства. Презентация и пропаганда добровольческой деятельности Портфолио волонтера Практика Волонтерская книжка Рейтинг волонтера на сайте https://добровольцыроссии.рф Регистрация в АИС «Молодежь России» Презентация
УК-5. Межкультурное взаимодействие Участие в волонтерских мероприятиях. Участник волонтерского объединения. Руководитель волонтерского объединения Портфолио волонтера Практика Волонтерская книжка Рейтинг волонтера на сайте https://добровольцыроссии.рф Регистрация в АИС «Молодежь России» Презентация
УК-6. Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбе-режение) Создание волонтерского объединения Портфолио волонтера Практика Волонтерская книжка Рейтинг волонтера на сайте https://добровольцыроссии.рф Регистрация в АИС «Молодежь России» Презентация
УК-7. Безопасность жизнедеятельности Создание объединения и просветительская деятельность Портфолио волонтера Практика Волонтерская книжка Рейтинг волонтера на сайте https://добровольцыроссии.рф Регистрация в АИС «Молодежь России» Презентация
Социальное проектирование - один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. Независимо от того, какого рода объекты проектируются, оно несет на себе черты ценностно-нормативной системы инициатора проекта.
Социальные проекты многообразны по направлениям деятельности, характеру проектируемых изменений, особенностям финансирования, масштабам, срокам реализации, степени сложности. Эти особенности важно осознать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью воспользоваться до-
стоинствами каждого из проектных типов и заранее предусмотреть возможные трудности. Университет предоставляет студентам возможности для качественной подготовки, проработки социальных проектов не только в рамках учебной деятельности, но и во внеучебной работе. Исполь-
зование различных методов подготовки проекта не только делает его более продуманным, реалистичным и конкурентоспособным, но и создает благоприятные условия для формирования команды профессионалов [3].
Соответствие развития социального проектирования
Таблица 5
Название УК Способы формирования Средства оценивания
УК-1. Системное и критическое мышление Подготовка и анализ необходимости проекта. Участие во всероссийских, областных конкурсах студенческих проектов, научных работ. Презентация лидерских программ для участия студентов Портфолио Презентация
УК-2. Разработка и реализация проектов Подготовка и реализация проектов через сайт https://добровольцыроссии.рф. Реализация проектов Росмолодежи https://fadm.gov.ru/ Портфолио Презентация
УК-3. Командная работа и лидерство Реализация проекта с помощью студенческого коллектива Портфолио Презентация
УК-4. Коммуникация Информационное сопровождение проекта Портфолио Презентация
УК-5. Межкультурное взаимодействие Привлечение в проект граждан разных национальностей Портфолио Презентация
УК-6. Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) Реализация проекта и его анализ. Участие во всероссийских, областных конкурсах студенческих проектов, научных работ Портфолио Презентация
УК-7. Безопасность жизнедеятельности Учет всех правовых аспектов при реализации проекта Портфолио Презентация
Кроме этого, следует отметить, что студенты интегрированы в пространство государственной молодежной политики, реализуемой в каждом регионе России, и взаимодействуют с крупными организациями, такими как «Российский союз молодежи», «Российское движение школьников», «Волонтеры Победы», Российский союз сельской молодежи». Волонтерские движения способствуют формированию общественной активности студентов, развитию лидерских качеств, созданию условий для самореализации. Сотрудничество с ними позволяет успешно решать воспитательные задачи вуза.
Молодежь участвует в работе различных спортивных движений (клубы болельщиков и др.), религиозных, экологических организаций, благотворительных, правозащитных, а также молодежных организаций, реализующих политические задачи («Молодая гвардия ЕР») [4].
При организации воспитательной работы со студентами необходимо учитывать, что любая общественная организация молодежи является самостоятельным социальным институтом, поэтому ее участие в жизни вуза может осуществляться только на основе волеизъявления членов данной организации. При этом совпадение воспитательных целей университета с целями общественных организаций молодежи гуманистиче-
ской направленности позволяет с ними сотрудничать и совместно решать проблемы студенческой молодежи.
Таким образом, можно отметить, что предлагаемое содержание и формы работы позволяют интегрировать воспитательный процесс в деятельность преподавателя по формированию универсальных компетенций студентов.
При планировании работы в вузе, на факультетах организаторы воспитательной (внеучебной) работы, преподаватели могут включать предлагаемое содержание и формы воспитательной работы в содержание учебного процесса, направленного на формирование компетенций.
Библиографический список
1. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс] / Т. Ананьева. - иЯЬ: http://www.tananyeva.com/single-post/ (Дата обращения: 08.08.2018).
2. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»? [Текст] / И. Н. Андреева // Психологический журнал. - 2006. -№ 1. - С. 28-32.
3. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 2. - С. 65-70.
4. Воспитание студентов в Ярославском государственном педагогическом университете им. К. Д. Ушинского: концепция и программа [Текст] / под общ. ред. Л. В. Байбородовой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017. - 50 с.
5. Давлетшина, Ю. М. Роль softskills и hardskills в развитии карьеры [Текст] / Ю. М. Давлетшина // Гага-ринские чтения 2017: тезисы докладов. - 2017. -С. 1258-1259.
6. Двенадцать решений для нового образования: доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/proekty%20doc/ ED_Print.pdf (дата обращения: 28.04.2018).
7. Жариков, Е., Крушельницкий, Е. Диагностика лидерских способностей [Электронный ресурс] / Е. Жариков, Е. Крушельницкий. - URL: http://www.gurutestov.ru/test/230 (дата обращения: 08.08.2018).
8. Зайцева, М. А., Киселева, Т. Г. Социальный маркетинг - технология поддержки добровольческой деятельности. Технологии образования в образовательных организациях [Текст] / М. А. Зайцева, Т. Г. Киселева // Материалы Всероссийской научной конференции. - Кострома, 2017. - С. 410.
9. Коряковцева, О. А. Непрерывное образование как средство социализации взрослого человека [Текст] / О. А. Коряковцева, И. Ю. Тарханова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. - № 8. - С. 132-135.
10. Костицын, Н. А. Анкета участника управленческих методик [Электронный ресурс] / Н. А. Костицын. - URL: https://www.imaton.ru/inst/ prepodavateli/n-a-kosticyn/(дата обращения: 08.08.2018).
11. Рожков, М. И., БайбородоваЛ. В. Теория и методика воспитания [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. - 415 с.
12. Рожков, М. И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью [Текст] : учебно-методическое пособие / М. И. Рожков. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. - 240 с.
13. Тарханова, И. Ю. Образовательные цели личности в контексте социализации [Текст] / И. Ю. Тарханова, И. А. Ардабацкая // Системогенез учебной и профессиональной деятельности материалы VII Международной научно-практической конференции. - Ярославль : РИО ЯГРУ, 2015. - С. 320-323.
14. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2018/02/07/volonteri-dok.html (дата обращения: 08.08.2018).
15. Фугелова, Т. А. Становление и развитие профессионального мобильного специалиста [Текст] / Т. А. Фугелова // Тюменская область. - 2015. - № 12. -С. 183-187.
16. Чумаков, М. В. Опросник «Волевые качества личности» [Электронный ресурс] / М. В. Чумаков. -URL: https://studfiles.net/preview/5856488/page:5/ (дата обращения: 08.08.2018).
17. Bass L. (Ed.). Sociological Studies of Children and Youth [Электронный ресурс] / L. Bass. - URL: http://www.childsoc.ru/index.php?parametrr=33 (дата обращения: 08.08.2018).
18. Chitrao, P. Motivating employees through internal communications at is faction in the retails ector in Pune in European Proceedings of Social &Behavioural Sciences / P. Chitrao. - p. 161-173.
19. Dreier, O. Learning in structure of social practice. A Qualitative Stance: Essays in honor of Steinar Kvale /
0. Dreier. - Aarhus: Aarhus University Press, 2008. -p. 85-96.
20. Mayfield, J., Mayfield, M. Leader Communication Strategies: Critical Paths to Improving Employee Commitment / J. Mayfield, M. Mayfield // American Business Review. - Р. 20.
21. Murakas, R. Uuring «Eestinoorsootootaja, te-mapadevused ja koolitusvajadused» / R. Murakas. - Tar-tuUlikooliSotsioloogiaj aSotsiaalpoliitikalnstituut, 2010.
22. Orma, G. Emotional thinking as instrument of achievement of success / G. Orma. - М. : «KSP +», 2012.
23. Schantz, E. A. Professional training of university students as a holistic educational system / E. A. Schantz // Theory and practice of education in the modern world,
1. - 2012. - pp. 383-386.
24. Sundburg, L. A Holistic approach to competence development / L. A. Sundburg // Systems Res. and Be-hav. - Sci. 18. - 2001. - pp. 103-114.
25. Urdan T., Turner J. C. Competence Motivation in the Classroom. A. J. Elliot & C. S. Dweck Handbook of Competence and Motivation / T. Urdan, J. C. Turner. -New York: The Guilford Press, 2012.
26. Wenger E., McDermott R., Snyder W. M. A Guide to managing knowledge. Cultivating communities of practice. Boston, Massachusetts / E. Wenger, R. McDermott, W. M. Snyder // Harvard Business School Press, 2002.
Reference List
1. Anan'eva, T. Desyat' kompetencij, kotorye budut vostrebovany v 2020 godu = Ten competences which will be demanded in 2020 [Jelektronnyj resurs] / T. Anan'eva. - URL: http://www.tananyeva.com/single-post/ (Data obrashcheniya: 08.08.2018).
2. Andreeva, I. N. EHmocional'nyj intellekt: neponi-manie, privodyashchee k «ischeznoveniyu»? = Emotional intelligence: the misunderstanding leading to «disappear-ance»? [Tekst] / I. N. Andreeva // Psihologicheskij zhur-nal. - 2006. - № 1. - S. 28-32.
3. Bajborodova, L. V. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo professional'nogo samoopredeleniya shkol'ni-kov = Design activity as a means of school students' professional self-determination [Tekst] / L. V Bajborodova, L. N. Serebrennikov // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2014. - № 2. -S. 65-70.
4. Vospitanie studentov v YAroslavskom gosudar-stvennom pedagogicheskom universitete im. K. D. Ushin-skogo: koncepciya i programma = Education of students at Yaroslavl state pedagogical university named after K. D. Ushinsky: concept and program [Tekst] / pod ob-shch. red. L. V Bajborodovoj. - YAroslavl' : RIO YAGPU, 2017. - 50 s.
5. Davletshina, YU. M. Rol' softskills i hardskills v razvitii kar'ery = Role of softskills and hardskills in development of career [Tekst] / YU. M. Davletshina // Ga-garinskie chteniya 2017: tezisy dokladov = Gagarinsky readings 2017: theses of reports. - 2017. - S. 1258-1259.
6. Dvenadcat' reshenij dlya novogo obrazovaniya: doklad centra strategicheskih razrabotok i vysshej shkoly ehkonomiki = Twelve solutions for new education: report of the Centre for Strategic research and the higher school of economy [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/proekty%20doc/ED_Print.pdf (data obrashcheniya: 28.04.2018).
7. ZHarikov, E., Krushel'nickij, E. Diagnostika lid-erskih sposobnostej = Diagnostics of leader abilities [Jel-ektronnyj resurs] / E. ZHarikov, E. Krushel'nickij. - URL: http://www.gurutestov.ru/test/230 (data obrashcheniya: 08.08.2018).
8. Zajceva, M. A., Kiseleva, T. G. Social'nyj marketing - tekhnologiya podderzhki dobrovol'cheskoj deyatel'nosti. Tekhnologii obrazovaniya v obrazovatel'nyh organizaciyah = Social marketing - technology of support of voluntary activity. Technologies of education in the educational organizations [Tekst] / M. A. Zajceva, T. G. Kiseleva // Materialy Vserossijskoj nauchnoj konfer-encii = Materials of the All-Russian scientific conference. - Kostroma, 2017. - S. 410.
9. Koryakovceva, O. A. Nepreryvnoe obrazovanie kak sredstvo socializacii vzroslogo cheloveka = Continuous education as a means of the adult's socialization [Tekst] / O. A. Koryakovceva, I. YU. Tarhanova // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universi-teta = Bulletin of Vyatka state humanitarian university. -2015. - № 8. - S. 132-135.
10. Kosticyn, N. A. Anketa uchastnika upravlench-eskih metodik = Questionnaire of the participant of administrative techniques [Jelektronnyj resurs] / N. A. Kosticyn. - URL: https://www.imaton.ru/inst/ prepo-davateli/n-a-kosticyn/(data obrashcheniya: 08.08.2018).
11. Rozhkov, M. I., Bajborodova, L. V Teoriya i metodika vospitaniya = Theory and technique of education [Tekst] / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova. - YAroslavl' : YAGPU im. K. D. Ushinskogo, 2012. - 415 c.
12. Rozhkov, M. I. YUnogogika. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'yu = Pedagogical ensuring of work with the youth [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / M. I. Rozhkov. - YAroslavl' : Izd-vo YAGPU, 2007. - 240 c.
13. Tarhanova, I. YU. Obrazovatel'nye celi lichnosti v kontekste socializacii = The educational purposes of the personality in the context of socialization [Tekst] / I. YU. Tarhanova, I. A. Ardabackaya // Sistemogenez uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti = Systemogenesis of educa-
tional and professional activity : materialy VII Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - YAroslavl' : RIO YAGRU, 2015. - S. 320-323.
14. Federal'nyj zakon ot 5 fevralya 2018 g. № 15-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam dobrovol'chestva (vo-lonterstva)» = The federal law of February 5, 2018 № 15-FZ «About introduction of amendments to some acts of the Russian Federation concerning volunteering» [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://rg.ru/2018/02/07/volonteri-dok.html (data obrashcheniya: 08.08.2018).
15. Fugelova, T. A. Stanovlenie i razvitie profession-al'nogo mobil'nogo specialista = Formation and development of the professional mobile expert [Tekst] / T. A. Fugelova // Tyumenskaya oblast'. - 2015. - № 12. -S. 183-187.
16. CHumakov, M. V Oprosnik «Volevye kachestva lichnosti» = Questionnaire «Strong-willed qualities of the personality» [Jelektronnyj resurs] / M. V CHumakov. -URL: https://studfiles.net/preview/5856488/page:5/ (data obrashcheniya: 08.08.2018).
17. Bass L. (Ed.). Sociological Studies of Children and Youth [Jelektronnyj resurs] / L. Bass. - URL: http://www.childsoc.ru/index.php?parametrr=33 (data obrashcheniya: 08.08.2018).
18. Chitrao, P. Motivating employees through internal communications at is faction in the retails ector in Pune in European Proceedings of Social &Behavioural Sciences / P. Chitrao. - p. 161-173.
19. Dreier, O. Learning in structure of social practice. A Qualitative Stance: Essays in honor of Steinar Kvale / O. Dreier. - Aarhus: Aarhus University Press, 2008. - p. 85-96.
20. Mayfield, J., Mayfield, M. Leader Communication Strategies: Critical Paths to Improving Employee Commitment / J. Mayfield, M. Mayfield // American Business Review. - R. 20.
21. Murakas, R. Uuring «Eestinoorsootöötaja, te-mapädevused ja koolitusvajadused» / R. Murakas. - Tartu Ülikooli Sotsioloogiaja Sotsiaal poliitika Instituut, 2010.
22. Orma, G. Emotional thinking as instrument of achievement of success / G. Orma. - M. : KSP +, 2012.
23. Schantz, E. A. Professional training of university students as a holistic educational system / E. A. Schantz // Theory and practice of education in the modern world. -2012. - № 1. - pp. 383-386.
24. Sundburg, L. A Holistic approach to competence development / L. A. Sundburg // Systems Res. and Be-hav. - Sci. 18. - 2001. - pp. 103-114.
25. Urdan T., Turner J. C. Competence Motivation in the Classroom. A. J. Elliot & C. S. Dweck Handbook of Competence and Motivation / T. Urdan, J. C. Turner. -New York: The Guilford Press, 2012.
26. Wenger E., McDermott R., Snyder W. M. A Guide to managing knowledge. Cultivating communities of practice. Boston, Massachusetts / E. Wenger, R. McDermott, W. M. Snyder // Harvard Business School Press, 2002.