УДК 37.013
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СТУДЕНЧЕСКОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ
М. В. Артюхов, Т. Н. Миронова
THE THEORETICAL AND INSTRUCTIVE APPROACHES TO STUDENT'S SELF-GOVERNMENT M. V. Artykhov, T. N. Mironova
В статье анализируется содержание основных подходов к студенческому самоуправлению, сложившихся на современном этапе. Студенческое самоуправление рассматривается как одно из направлений государственной молодежной политики, как направление воспитательной работы в образовательном учреждении и как самостоятельная инициативная деятельность студентов.
The content of the basic approaches to the student's self-government, formed on the present period is analyzed in this article. Student's self-government is considered as one of orientations of the state youth policy, as orientation of educational work in educational institution and as independent initiative activity of students.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, деятельность студентов, подходы, модели студенческого самоуправления.
Keywords: student's self-government, activity of students, approaches, the models of student's self-government.
В современной педагогике изучению феномена студенческого самоуправления посвящен ряд диссертационных исследований. К примеру, Н. А. По-мелова, И. И. Тимерманис, Г. Ю. Баландина, В. В. Овчинников рассматривают ССУ как социальный институт и ресурс общественного развития; с позиций организации воспитательной работы и вне учебной деятельности в образовательном учреждении студенческое самоуправление исследуют В. М. Певзнер, Т. Н. Волоткевич, С. Г. Заяц,
И. А. Винтин, А. Н. Чиж; с точки зрения формирования гуманистической направленности личности -Л. Д. Варламова, Г. Б. Жанбуршина; как средство формирования лидерских качеств и социальной активности студентов - Л. П. Шигапова, С. И. Карпенко; с позиций профессионального становления личности специалиста - О. А. Колмогорова, Г. В. Гарбузова, А. И. Давыдова, А. Я. Камалетдинова,
И. С. Клименко.
Анализ современных исследований по проблемам студенческого самоуправления позволяет обозначить две его важнейшие функции:
- обеспечение эффективной работы всех коллективов образовательного учреждения с учетом интересов студентов;
- приобретение навыков управленческой деятельности студентами, что подготовит их к будущему продуктивному участию в управлении собственной и общественно - производственной деятельностью.
Изучение роли самоуправления в студенческих коллективах показывает, что в качестве одного из главных факторов, стимулирующих рост коллектива, выступает осознание субъектами своей ответственности и самостоятельности, что возможно лишь при достаточной зрелости коллектива в целом и каждого его члена в отдельности [3]. Однако для того, чтобы переход к самоуправлению в студенческой среде как к более высокой форме организации коллектива стал реально возможным, необходимо создать условия, способствующие организации, ук-
реплению и развитию системы студенческого самоуправления, вовлечению членов этого коллектива в разные виды усложняющейся деятельности, постепенно меняя при этом методы руководства коллективом, переходя от прямых к косвенным. В связи с чем становится актуальной проблема систематизации подходов к рассмотрению и организации системы студенческого самоуправления.
Понятие «самоуправление» может относиться к различным областям общественной жизни и деятельности или к разным субъектам - личности, образовательным учреждениям, хозяйственным организациям, корпорациям.
Современная теория самоуправления в образовательных учреждениях базируется на важном принципе, суть которого (по С. И. Гессену) состоит в том, что самоуправление должно состоять не в копировании форм государственных учреждений, но в создании таких форм, которые бы соответствовали материалу образовательного учреждения, кругу тех вопросов, которые могут быть осилены обучающимися и в самостоятельном разрешении которых будут расти их личности.
В нашей стране одним из первых обратился к проблеме детского самоуправления С. Т. Шацкий, который изучал проблемы детского коллектива, вопросы лидерства в детском сообществе, внедрял в практику самоуправление детей [8].
Значителен вклад в развитие детского самоуправления А. С. Макаренко, создавшего теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Главной задачей воспитательной работы, по мнению педагога, является воспитание личности в коллективе и через коллектив. А. С. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методы воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций [4].
В советское время основной формой реализации детского самоуправления стали пионерские и комсомольские организации. В 60-х годах мощным импульсом для развития детского самоуправления стало появление коммунарской методики И. П. Иванова. В основу коммунарской методики положены идеи педагогики сотрудничества. Основными её принципами стали самоорганизация, самостоятельность принятия решений, увлеченность делом, взаимодействие на равных, а не с позиций определяющей роли учителя [1].
Идеи коммунарской методики положены в основу развития детского самоуправления в трудах В. А. Караковского, по мнению которого самоуправление - это непременный признак ученического коллектива и исследователь рассматривает его как средство самовоспитания личности, совершенствования коллектива. Изучение опыта организации ученического самоуправления в школе В. А. Кара-ковского позволяет выделить несколько существенно важных его особенностей:
- непременное участие каждого воспитанника в самоуправленческой деятельности;
- гибкость, подвижность, обновляемость органов самоуправления;
- регулярный коллективный анализ деятельности органов самоуправления с целью объективной оценки их работы [2].
В научных работах М. И. Рожкова последовательно разработаны концепции организации воспитательного процесса и работы классного руководителя на основе личностно-деятельного подхода к развитию ученического самоуправления, социализации личности ребенка в деятельности детских и подростковых организаций [6].
В отличие от М. И. Рожкова, рассматривающего школьное самоуправление с позиций социализации личности учащихся, Д. В. Рогаткин делает попытку перехода от самоуправления к соуправлению. По мнению Д. В. Рогаткина, самоуправление является формой управления школой. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами [5].
В педагогической энциклопедии термин «самоуправление» рассматривается как участие субъектов образовательного учреждения (администрации, педагогов, студентов) в управлении и руководстве делами своего коллектива. Не отрицая этого, многие педагоги делают акцент на разных словах. Одни за основу берут руководство коллективом и рассматривают самоуправление как часть системы воспитания. Другие понимают самоуправление как форму организации коллективной жизни. Третьи - как возможность учащихся реализовать свое право на активное участие в управлении всеми делами образовательного учреждения.
Для нашего исследования актуальным является рассмотрение подходов к организации студенческого самоуправления. В материалах Международного центра студенческого актива «Славянское содружество» студенческое самоуправление рассматривается в трех аспектах:
- как одно из направлений молодёжной политики в РФ,
- как форма воспитательной работы в образовательном учреждении,
- как целенаправленная деятельность студентов.
По нашему мнению, эти аспекты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рассмотрим их более подробно.
Подход к студенческому самоуправлению как одному из направлений государственной молодежной политики объясняется заинтересованностью государственных институтов в системном вовлечении молодежи в общественную жизнь, развитии навыков самостоятельной жизнедеятельности, созидательной активности молодежи, интеграции молодых людей в жизнь общества с целью реализации своего потенциала, укрепления уверенности в своих силах и своем будущем. Однако, но мнению разработчиков Стратегии государственной молодежной политики, на сегодняшний день в молодежной среде имеют место ряд проблем и негативных тенденций.
В частности, отмечается отсутствие готовности молодых людей взять на себя ответственность за собственную самореализацию и будущее страны. В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны скоро станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. Однако в Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4 %) [7].
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 % молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 % молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций [7].
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Но в настоящий момент 35 % молодых людей в возрасте 18 - 35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 5 1 % молодых лю-
дей одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп [7].
Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей [7].
Понимание важности решения обозначенных проблем в среде молодежи, необходимости целенаправленного развития социальной активности молодежи способствовало созданию в 2008 году Федерального агентства по делам молодёжи (Росмоло-дёжь). Основной целью агентства является осуществление государственной молодёжной политики, а именно - реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на содействие реализации молодёжью своих личностных и профессиональных возможностей.
Одним из значимых направлений Стратегии государственной молодежной политики является реализация проекта «Команда», основными целями которого являются: обеспечение участия молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления собственной жизнедеятельностью; развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного опыта самоуправления, в том числе и в студенческой среде [7].
Актуальность развития студенческого самоуправления привела к тому, что в последние годы вопросы и результаты студенческого самоуправления обсуждаются и пропагандируются на государственном уровне. Подтверждением данного тезиса является проведение Всероссийских конкурсов «Лучшая модель студенческого самоуправления», «Организация эффективной деятельности студенческого самоуправления», «Лидер студенческого само-
управления», которые включены в перечень мероприятий по поддержке талантливой молодежи президентом РФ. В международном центре студенческого актива «Славянское содружество» ежегодно демонстрируется передовой опыт студенческого самоуправления образовательных учреждений России, Украины, Республики Беларусь, Сербии, Абхазии.
Таким образом, организация молодежного самоуправления в студенческой среде действительно является одним из направлений молодёжной политики РФ, проводимой в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.
Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которые выгодно отличают ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимиза-
ции издержек и потерь, которые несет Россия из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. И здесь важна роль профессиональных образовательных учреждений, которые могут эти издержки значительно сократить, организуя эффективную работу внутри учебного заведения по формированию общекультурных (ключевых) компетенций на основе их включенности в самоуправленченскую деятельность, способствующую эффективной социализации, самоактуализации и самоорганизации будущих специалистов в производственной и общественной жизни.
Со вступлением России в Болонский процесс обострился интерес со стороны государственных органов к организации, качеству и результативности воспитательной работы в профессиональных образовательных учреждениях, что отражено в ряде официальных документов. Обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов и системы студенческого самоуправления. Поэтому в контексте такого подхода студенческое самоуправление рассматривается как одна из форм системы воспитания образовательного учреждения, осуществляемая в рамках организации вне-учебной деятельности, направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
При таком подходе студенческое самоуправление в профессиональном образовательном учреждении - это один из оптимальных профессионально и деятельностно направленных способов организации воспитательной работы со студентами в период их обучения, обеспечивающих развитие у них таких личностных и профессионально значимых качеств, как инициатива, социальная активность, ответственность, разумная самодеятельность, умения строить отношения в коллективе, что в конечном итоге обеспечивает им условия для полноценной самореализации во всех сферах социальной и профессиональной деятельности. Критериями эффективности студенческого самоуправления при таком понимании его содержания является сформированность этих качеств.
Эффективно организованная внеучебная среда, а именно система воспитания профессионального образовательного учреждения, по нашему мнению, является одним из ресурсов развития ключевых компетенций студентов высших учебных заведений.
В Толковом словаре русского языка термин «ресурс» трактуется как запасы, возможности, источники, средства, имеющиеся в наличии для использования при необходимости. Так, система воспитания вуза, организованная на основе студенческого самоуправления в профессиональном образовательном учреждении, является огромным ресурсом для развития профессиональной компетентности будущих специалистов, их ключевых компетенций.
С точки зрения синергетического подхода, для любой системы существует такой набор элементов, при котором её потенциал может быть либо существенно выше простой суммы потенциалов входящих в неё элементов, либо существенно ниже. Эффективная конфигурация образовательно-воспитательных потенциалов профессионального учреждения, по нашему мнению, является внутренним ресурсом системы профессионального образования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов. В связи с чем задача учреждений высшего профессионального образования заключается в поиске оптимального сочетания элементов системы обучения и воспитания, при которых синергия носила бы созидательный характер.
Теоретической основой разработки воспитательной системы с позиций студенческого самоуправления могут служить концепции целостного учебно-воспитательного процесса (В. С. Ильин,
В. А. Сластенин), личностно-деятельностного подхода в организации воспитательного процесса на основе ученического самоуправления, идеи комму-нарской методики (И. П. Иванова), взятые за основу развития детского самоуправления в трудах В. А. Караковского, позиция Н. Е. Щурковой о переводе социальной ситуации в педагогическую.
В модели профессионального развития, профес-сиограмме и комплексе необходимых компетенций студента основной акцент переносится на становление у будущего специалиста умения «выйти» за пределы непрерывного потока повседневной практики, предвидеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно решать их в соответствии со своими ценностными ориентациями. Воспитательная система, построенная на основе студенческого самоуправления, способствует приобретению студентами компетенций сначала исполнительской, а затем и организаторской деятельности, формирует их управленческий потенциал. Вуз фактически работает и на будущее тех организаций, фирм и предприятий, где будут работать его выпускники. Ведь через них как бы привносятся туда ростки самодеятельности, самоорганизации, самоуправления.
Подход к студенческому самоуправлению как целенаправленной деятельности студентов расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с редкими исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах студенческое самоуправление рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности. Цель студенческого самоуправления в данном случае - создание условий, способствующих самореализации студентов и решению вопросов в различных сферах студенческой жизни.
При проведении сравнительного анализа моделей студенческого самоуправления, представленных
на Всероссийских конкурсах и на открытой защите в Международном центре студенческого актива «Славянское содружество», нами выделены ряд оснований для классификации существующих моделей студенческого самоуправления:
По субъектам студенческого самоуправления:
- студенты (что обусловлено самим названием «студенческое самоуправление»);
- студенты и преподаватели образовательного учреждения;
- студенты и администрация образовательного учреждения (так как студенческое самоуправление включает в себя такой компонент, как соуправление, предполагающий участие студентов в управлении определенными процессами в образовательном учреждении).
2. По уровням самоуправления:
- одноуровневые существуют на уровне академической группы или факультета (отделения).
В академических группах ССУ представлено, как правило, активом группы, в который входят староста группы, его заместитель, руководители (или ответственные) направлений: учебно-исследовательского, трудового, творческого, спортивного, информационного и др.;
- многоуровневые - представляют собой иерар-хичную структуру. На уровне учебной группы - её актив, на факультете (отделении) - студенческий совет факультета, в образовательном учреждении -студенческий совет вуза. При многоуровневой структуре главным органом студенческого самоуправления является студенческая конференция.
3. По степени включенности студентов в управленческие процессы:
самоуправление - внутреннее, своими собственными силами управление делами в организации, коллективе. Следует понимать, что участники студенческого самоуправления собственными силами решают собственные задачи, ограничиваясь собственным коллективом;
соуправление предполагает процесс совместного формирования организационно-управленческих отношений в учебном заведении, обеспечивающих эффективную реализацию образовательной деятельности путем соединения субъекта и объекта управления, стимулирующих исполнение управленческих функций всеми участниками образовательного процесса на основе добровольного делегирования полномочий. В образовательном учреждении они определяют не только участие студента в управлении организацией, но и выступают в качестве механизмов развития ключевых компетенций студентов.
Студенческое соуправление, как внутренне мотивированное и творческое решение при участии студентов проблем управления учебным и внеучеб-ным процессом, подчеркивает значимость согласования, координации и субординации административного и студенческого управления в образовательном учреждении. И смысл студенческого со-управления, в данном отношении состоит в том, что такое участие должно идти «на равных». Это парт-
нерство предполагает отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с общими, тождественными интересами и принципиально различные, иногда противоположные интересы, которые ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, на обеспечение оптимального баланса в реализации различных специфических интересов субъектов, сторон социального партнерства. Социальное партнерство исходит в данном случае из ряда основных принципов:
- равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;
- полномочность представителей сторон, добровольность принятия взаимных обязательств при заключении коллективных договоров, соглашений; реальность обеспечения и выполнения принятых социальными партнерами взаимных обязательств;
- обязательность исполнения договоренностей для всех сторон;
- обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.
4. По статусу органа студенческого самоуправления:
- общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан и действующее в соответствии с Федеральным законом от 19.05.95 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и зарегистрированное как общественное объединение;
- структурное подразделение организационной системы управления образовательным учреждением (статус органа определяется приказом директора или договором);
- структурное подразделение отдела по воспитательной работе образовательного учреждения (статус органа определяется Положением о студенческом самоуправлении).
5. По форме студенческого самоуправления:
- общественная организация студентов, действующая на основе членства и Устава организации;
- общественное объединение студентов данного образовательного учреждения (добровольное студенческое объединение, студенческие советы, студенческие парламенты и др.). Руководящий орган общественной самодеятельности (студенческий совет) образовательного учреждения избирается на студенческой конференции из числа наиболее активных студентов, либо из числа студенческого актива, либо формируется из числа представителей или руководителей отдельных направлений деятельности студенческого самоуправления;
- профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самоуправ-ленческой деятельности.
Статус и порядок формирования руководящего органа профсоюзной организации студентов определяется коллективным договором на основе ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Уставом профсоюзной организации. В настоящее время в некоторых профессио-
нальных образовательных учреждениях совместно существуют профсоюзная организация студентов и общественное студенческое объединение, при этом статус и приоритеты деятельности определяются трёхсторонним соглашением с администрацией образовательного учреждения.
- отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением (статус организации определяется соглашением).
6. По подходу к организации студенческого самоуправления в образовательном учреждении:
- системный подход, который позволяет рассматривать студенческое самоуправление с позиций теории систем. Действительно, ССУ представляет собой сложноорганизованную открытую систему, состоящую из совокупности элементов, выполняющих определенные функции, взаимодействующих друг с другом и с внешней средой. Систему, включающую определенную структуру, цели, задачи, механизмы и формы взаимодействия;
- деятельностный подход, предполагает взгляд на студенческое самоуправление с позиций теории деятельности. Деятельность как философская категория есть форма бытия людей, целенаправленное преобразование природного и социального мира. Деятельность предполагает наличие определенных компонентов, таких как цель, средства, действия, результаты;
- проектный подход, предполагает организацию деятельности студенческого самоуправления на основе создания и реализации проектов - планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и ресурсного обеспечения (мотивационного, правового, кадрового, материально-технического, финансово-экономического и т. д.) для достижения определенных целей и решения конкретных задач. Как правило, проекты нацелены на решение таких общих задач, как развитие, преобразование, совершенствование, разрешение противоречий в социальной среде.
Именно работа над проектом активно побуждает участников вторгаться в незнакомые области знаний, искать пути решения возникающих проблем, соизмерять собственные силы с поставленными целями и взаимодействовать с другими участниками проекта, что способствует личностному и профессиональному развитию проектировщиков;
- компетентностный подход наиболее полно отражает цель организации студенческого самоуправления в сфере профессионального образования так как напрямую отражает задачу достижения нового качества подготовки обучающихся за счёт развития ключевых (общекультурных) компетенций будущих специалистов. С одной стороны, компетенции - это цель образования. С другой стороны, компетенции -деятельностная составляющая образования. Если в целом представить ядро ключевых компетенций, то оно состоит из адаптации, социализации, интеграции в социум и самореализации личности.
Студенты, за счет сознательной, инициативной включенности в организацию собственной жизнедеятельности в вузе, получают опыт интеграции различных результатов образования в социум: ценностей, знаний, умений, навыков по осуществлению самоуправленческой деятельности, готовности использовать знания в незнакомой ситуации. В свою очередь, осваиваемые способы деятельности востребованы заказчиком: государством, профессиональным сообществом, социумом и самой личностью.
Таким образом, являясь активным участником студенческого самооуправления, посредством организованной продуктивной деятельности его участники приобретают необходимые ключевые компетенции, что позволяет быть мобильным и востребованным специалистом в рыночной экономике.
Исходя из важности обозначенных выше функций студенческого самоуправления, способствующих формированию ключевых компетенций его участников, возникает необходимость в создании организационно-педагогических условий в вузе, предполагающих:
- педагогическую поддержку самодеятельных студенческих коллективов;
- совершенствование механизма студенческого самоуправления:
- правовую, информационную, методическую, ресурсную поддержку органов студенческого самоуправления;
- формирование и развитие общественного мнения по проблемам воспитания молодёжи;
- подготовку предложений администрации образовательных учреждений, государственным органам и общественным объединениям по проблемам,
затрагивающим интересы молодёжи и контроль их реализации;
- организацию межвузовского сотрудничества студенческих объединений на территории РФ, а также с международными организациями и межгосударственными объединениями.
Литература
1. Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания [Текст] / И. П. Иванов. - М.: Просвещение, 1990. - 143 с.
2. Караковский, В. А. Современные представления о воспитательном пространстве / В. А. Караков-ский, Н. Л. Селиванова. - Режим доступа: http.www. У8ри.уаг.ги8101/ра11^аси^8/т8ЙШе/сопГ/сопП.Ыт.
3. Колмогорова, О. А. ССУ как средство профессионального становления личности будущего специалиста [Текст] / О. А. Колмогорова: диссертационное исследование.
4. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А. С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1972. - 334 с.
5. Рогаткин, Д. В. Школьное ученическое самоуправление [Текст] / Д. В. Рогаткин // Юниорский союз «Дорога». - Петрозаводск, 2003. - С. 92.
6. Рожков, М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст] / М. И. Рожков. - М.: Владос, 2002. - С. 160.
7. Стратегия государственной молодежной политики в РФ на период до 2016 года от 18 декабря 2006 года. - № 1760-р.
8. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. [Текст] / С. Т. Шацкий. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 414 с.