Опыт деятельности учреждений профессионального образования
ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ VOCATIONAL ORGANIZATIONS’ EXPERIENCE
УДК / UDC 378 А. Т. Ахметзянова
A. Ahmetzyanova
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЫ АКТИВА DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF FUTURE TEACHERS WHILE REALIZING LEADERSHIP PROGRAMS
В статье рассматриваются подходы и научное обоснование процесса воспитания лидерских качеств будущего педагога. Представлен многолетний опыт организации и проведения школ актива в педагогическом вузе.
An article views different approaches and scientific ground of educational process of training leadership qualities of future teachers. It contains long-term experience of organization and realization of leadership programs in one of the pedagogical institutes.
Ключевые слова: лидер, лидерские качества, школа актива.
Keywords: leader, leadership qualities, leadership program.
В современном обществе с быстро меняющимися технологиями успех учителя в жизни во многом зависит от умения быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств следует начинать как можно раньше, особое внимание уделять воспитанию у будущего педагога уверенности в своих силах и развитию лидерских качеств личности, которые закладываются на школе актива.
Первые фундаментальные исследования по проблеме лидерства проводились К. Левиным и его последователями Р. Линпигом, Р. Уайтом в 30-е годы XX столетия. Эти исследования помогли конкретизировать основные понятия, связанные с феноменом лидерства (лидер, лидерство, стиль лидерства и т. д.). Лидерство — это процесс социальной организации и управления
общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером). Развитие лидерских качеств рассматривается в связи с исследованиями проблем развития коллектива, взаимодействия людей в коллективе, проявления лидерства в данном взаимодействии. С этих позиций лидер-студент педагогического вуза — это, прежде всего, активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.
Наиболее значимой формой развития лидерских качеств у студентов педагогической академии является организация проектной деятельности. В структуре соуправления КузГПА такой формой является цикл школ актива, который рассматривается нами как комплексная система образовательной и творческой деятельности студентов и взрослых в условиях погружения в специально организованную среду. В КузГПА в течение 15 лет реализуется циклограмма школ актива ША как инновационная работа по развитию студенческого соуправления (рис. 1).
Рис. 1. Циклограмма школ актива (на примере Кузбасской государственной педагогической академии)
Проект «Школа актива» на протяжении нескольких лет реализуется по нескольким направлениям: подготовка педагогического состава для работы с временными студенческими коллективами; адаптация студентов первого курса к обучению в вузе; развитие студенческого соуправления; самореализация студентов в творчестве; подготовка вожатых для детских оздоровительно-образовательных центров; проектирование деятельности Межрегионального туристского студенческого лагеря «Высота».
Каждая из школ организуется последовательно в течение учебного года. Сохраняя общую структуру, каждое из направлений привносит специфику в содержание, формы и методы работы.
В августе проводится школа актива «Подготовка педагогического состава по работе с временными студенческими коллективами». На данной школе студенты, как правило, — это старшекурсники, входящие в структуру студенческого соуправления и имеющие опыт организации мероприятий во внеучебной деятельности факультетов и академии, получают необходимый теоретический и практический опыт работы с временными студенческими коллективами, навыками планирования и организации школы. Данная школа актива призвана подготовить педагогический состав для разработки и реализации программы школы актива «Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе» для каждого факультета с учетом его традиций и специфики.
В сентябре на каждом факультете КузГПА проводятся школы актива «Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе». Данная школа способствует созданию благоприятных психолого-педагогических и социальных условий для преодоления студентами первого курса вуза трудностей адаптации, сплочению студенческих учебных групп, а также выявлению творческого потенциала первокурсников. Именно на данной школе закладываются основы социокультурных компетенций будущих педагогов. Ежегодно по этой программе проходят обучение более 800 первокурсников.
Следующим этапом (октябрь—ноябрь] является школа актива «Студенческое со-управление». Цель данной школы — развитие социальных навыков управления студентов, создание оптимальных условий для их творческой самоактуализации и освоения профессиональных и личностных компетенций. Участие в соуправлении дает каждому студенту воз-
можность развить свои управленческие умения и способности, проявить инициативу, работать в наиболее интересном направлении.
Также одним из результатов участия студентов в данной школе является приобретенный ими опыт проектной деятельности, который весьма успешно используется для участия в различных конкурсах социально значимых проектов.
В январе ежегодно проводится школа актива (ША) «Студенческое творчество», направленная на развитие студенческого творчества на факультетах. Данная ША способствует формированию новых студенческих творческих коллективов в КузГПА и является подготовительным этапом к организации и проведению ежегодного фестиваля непрофессионального студенческого творчества «Студенческая весна».
Одним из результатов данной школы является пополнение новыми участниками творческого направления внеучебной деятельности на факультетах и в академии, образование новых творческих коллективов, а также повышение художественного уровня культурно-массовых мероприятий вуза. Одним из результатов успешного прохождения студентами школы актива «Студенческое творчество» являются многочисленные победы на областных и всероссийских конкурсах «Студенческая весна».
Все школы актива действуют ежегодно в рамках КузГПА. Таким образом, каждое из направлений ША является неотъемлемым элементом целостной системы, а также средством развития студенческого самоуправления.
Однако реализация проектов школы актива не ограничивается рамками академии. Традиционно с начала марта начинает свою работу городская школа подготовки вожатых, которую проводит педагогический отряд «Крылатый» на базе КузГПА. Участниками данной школы актива являются студенты учреждений СПО и ВПО г Новокузнецка. Основной целью школы является создание оптимальных условий подготовки студентов для работы в загородных детских оздоровительных лагерях. Студенты, работающие в педагогическом отряде, как правило, являются неоднократными участниками школ актива различных направлений.
На региональный и межрегиональный уровни вышел проект «Школа актива «Межрегиональный туристский студенческий лагерь «Высота». Данная школа проводится в июле в районе Поднебесных Зубьев горного хреб-
Опыт деятельности учреждений профессионального образования
та Кузнецкого Алатау. Целью этого лагеря является пропаганда здорового образа жизни и создание условий для гражданского становления и развития лидерского потенциала студенческой молодежи вузов Сибири. В основу программы положена универсальная структура школы актива. Отличие данной школы от других ее направлений в том, что в ней образовательный компонент сочетается с туризмом и экологическими экскурсиями. Кроме того, обязательным элементом данной школы является трудовой десант: участники «Высоты» занимаются уборкой бытового мусора, оставленного туристами на территории Поднебесных Зубьев, благоустраивают места отдыха для туристов, разбивают бивуаки. В рамках лагеря проходят четыре профильные смены: «Студенческое соуправление», «СМИ в вузе», «Молодежь. Бизнес. Инновации», «Студенческое творчество и команды КВН»
Педагогический состав всех школ актива на 90% состоит из бойцов педагогического отряда «Крылатый». Студенты, работающие в педагогическом отряде, как правило, являются неоднократными участниками школ актива различного уровня, а также обязательно проходят школу подготовки вожатых. Такое участие во внеучебной деятельности способствует более интенсивному формированию как общих, так и специальных компетенций будущих педагогов. Это дает студентам возможность самостоятельно разрабатывать проекты, которые неоднократно получали высокую экспертную оценку не только ученых академии, но и педагогов приютов, а также администрации города Новокузнецка и Кемеровской области: на протяжении 9 лет побеждали в конкурсе социально значимых проектов. В 2008 году проект по социализации воспитанников детского дома № 3 «Подари ребенку радость!» получил грантовую поддержку благотворительного фонда «Евраз-Холдинг» в конкурсе «Ты нужен городу!».
Таким образом, в процессе обучения в академии студент получает возможность участвовать в системе соуправления и развивать лидерские способности. При этом он поэтапно проходит ряд мероприятий, которые активизируют и формируют его индивидуально-психологические и личностные качества, образующие социально-личностные компетенции.
Эти этапы соотнесены нами с курсами обучения, однако отдельные студенты могут иметь собственный темп освоения умений решения педагогических задач. Содержание деятельности представлено в виде позиций, которые
осваиваются студентом в ходе процесса обучения и соотносятся с процессом становления субъектности. В. А. Петровским выделено четыре линии взаимосвязи личности и субъект-ности в человеке, где быть личностью означает быть субъектом собственной жизни, предметной деятельности, общения и самосознания, а последнее включает самооценку, открытие собственного «Я» [1]. В организации процесса воспитания, ориентированного на формирование компетенций, нами выделяются позиции, соотносимые с личностными линиями субъект-ности, выделенными В. А. Петровским.
На наш взгляд, наиболее важным является прохождение студентом последовательности позиций, которые образуют процесс становление субъектности, соотнесенный с личностным развитием. Раскроем содержание этих позиций, которые проявляют процесс формирования компетентностей.
Участник. Позиция, в которую студенты первых курсов попадают, как правило, неосознанно, они только знакомятся со студенческой жизнью и познают ее особенности и правила. Однако овладение данной позицией можно считать завершенной, если студент совершает выбор, самоопределяется относительно важности и значимости процесса обучения в педагогическом вузе как процесса освоения гуманитарных технологий, возможности самореализации творческого потенциала в каком-либо виде творческой деятельности, как процесса развития профессионально-важного качества — креативности. Студент-первокурсник знакомится со всеми формами обучения в вузе, осваивает их с помощью студента-стар-шекурсника, применяет полученные знания в учебном процессе. После школы адаптации первокурсников проводится анкетирование студентов с целью выявления предпочтений и намерений относительно участия во внеу-чебной деятельности. Это позволяет самоопределиться большинству первокурсников (от 64 до 78%), дальнейшая работа с помощью старост, групперов, представителей студенческого профкома, руководителей НИРС продолжается и нацелена на развитие интересов студентов-первокурсников.
Помощник. Основная особенность данной позиции — овладение видом деятельности, достижение в нем определенных показателей под руководством наставника, более опытного студента, как правило, 2—3-го курсов.
Руководитель. Эта позиция представлена различными ролями: группер, руководитель
проекта, ответственный за проведение КТД, староста и т. п. В течение 2—3-го курса студенту предоставляются возможности для реализации этой роли. Ее основная особенность состоит в том, что она предполагает способность студента к выходу в рефлексивную позицию по отношению к той деятельности, которую он освоил с помощью наставника.
Консультант, эксперт. Эта позиция завершает цикл формирования субъектности, так как позволяет делать управление неслучайным, опирающимся не только на критерии успешности опыта, но и на научные знания соответствующего предмета деятельности. В случае с педагогическими специальностями особенность их состоит в том, что большинство предметов деятельности совпадает с профессиональными и социальными компетентностями, и знания формируются в учебном процессе при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Школа актива как форма организации воспитательной работы и внеучебной деятельности студентов является универсальной и может быть адаптирована для учащихся и студентов учебных заведений в зависимости от целей и задач, которые ставятся перед организаторами. В зависимости от этого и подбирается их содержание.
Значимыми результатами эффективности системы студенческого соуправления как условия формирования социально-личностных компетенций студентов мы считаем достижения студентов в конкурсах «Лучший студент года» в вузе и в области, получение грантов губернатора Кемеровской области на реализацию студенческих социально значимых проектов, а также многочисленные награды за победы в разных номинациях фестиваля «Студенческая весна», их отношение к жизни вуза. По мнению студентов, участвовавших в школах актива, получаемый в соуправлении опыт позволяет им эффективно организовать свою учебу и практику работы с временным детским коллективом. Важным результатом является то, что выпускники КузГПА успешно работают в качестве педагогов в школах
и детских садах, в системе управления муниципальных администраций, менеджерами на предприятиях. Наши выпускники побеждают в конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», «Внешкольник года» и др.
Анализ анкет студентов подтверждает необходимость дальнейшего развития системы соуправления в КузГПА как условия формирования социально-личностных компетенций студентов. В анкетах студенты, участвующие в соуправлении, отмечают развитие у себя осознания своих целей на ближайшие два-три года; готовность создать подробный и выполнимый план; готовность в сложной ситуации найти простое и оригинальное решение; настойчивость, энергичность, способность довести начатое дело до конца; способность быстро осваивать новые виды деятельности; способность брать на себя ответственность; способность высказывать свое мнение; умение установить контакт с новыми людьми; способность в дискуссиях и спорах отстоять свою точку зрения; умение удерживать внимание группы; способность не втягивать себя в конфликты.
Таким образом, в академии созданы благоприятные условия для формирования социокультурных и личностных компетенций студентов посредством системы соуправления в вузе. Формирование лидеров не стихийный процесс, его можно и нужно организовать, и это можно и необходимо делать в процессе обучения и воспитания, где сам человек был бы активным участником, субъектом собственного становления. Сочетание различных видов студенческого самоуправления на всех уровнях соуправления в вузе способствует поиску оптимальных механизмов и путей решения проблем студентов, позволяет развивать их инициативу, социальную активность, социальную ответственность, повышает возможности для эффективного формирования социальноличностных компетенций студентов — будущих педагогов.
1. Петровский В. А. Личность: феномен субъектности. — Ростов н/Д, — 1993. — С. 42.