Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, 3(1), с. 27-33
УДК 378
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ЛИДЕРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ © 2010 г. Н.Ю. Кирюшина, Е.Л. Тихонова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского kirushina@unn.ru
Поступииу в редукцию 25.03.2010
Рассматриваются направления образовательной деятельности вуза при подготовке управленческих кадров. Выявлено, что такая подготовка должна включать комплекс обучающих и воспитывающих механизмов, в том числе за рамками учебного процесса. Предлагается выявлять студенческих лидеров и развивать их организаторские навыки, что апробировано в Нижегородском госуни-верситете.
Киючевые сиову: система высшего образования, лидер, выявление, воспитание, вовлечение в организа-
ционную деятельность
Образовательное пространство вуза представляет собой среду, в которой происходит профессиональное обучение и личностное становление молодого человека. Она формируется в результате тесного взаимодействия обучающего и воспитывающего контекстов, материальных условий и духовной атмосферы сотрудничества, взаимоуважения и творческого поиска.
Задачи высшей школы не могут сводиться лишь к процессу передачи сведений, информации и контролю над уровнем их усвоения студентами. Любое знание включается в профессиональную компетентность лица при условии его адаптации к индивидуальной системе ценностей. Вовлечение в познавательную активность эмоционально-волевой сферы структуры личности, включение эмоционально-чувственного опыта способствует эффективному формированию профессиональных знаний и навыков. При наличии субъективной мотивации получаемая информация приобретает не только содержательный смысл, но и значимость.
Говоря о единстве воспитания и обучения, важно иметь в виду то обстоятельство, что воспитание в системе педагогической деятельности будет обучающим только тогда, когда наряду с воспитательными целями ставятся цели обучения. А обучение, в свою очередь, будет воспитывающим лишь в том случае, если наряду с учебными целями будут ставиться и достигаться цели воспитания [1].
Обучение имеет дело преимущественно с искусственными - знаковыми, символическими, систематизированными объектами и системами. Воспитание опирается на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления как живые, естественные события, способ-
ные вызвать эмоциональные переживания. В акте обучения преобладает логический, когнитивный компонент. В воспитании - ценностно-ориентационный, отношенческий, мотивационный, эмоциональный, поведенческий [2].
Взаимодействие обучающего и воспитывающего компонентов приводит к формированию определенных личностных качеств у студентов. Требования к таким личностным качествам формируются социальным и государственным запросом к современному образованному человеку. Элитарные страты общества придают все большее значение воспитанию своих представителей, соответствующих ее положению, притязаниям и потребностям. Современной высшей школе необходимо адекватно отвечать на указанные требования и запросы, обеспечивая «человеческий капитал» определенного качества. Тем большую роль играют такие социальные институты, как система образования и воспитание, обеспечивающие формирование социально-адаптированной личности, воплощающей высокие морально-деловые и нравственные качества в своей профессиональной деятельности.
Необходимо иметь в виду, что компетентно-стный подход также предполагает наличие у выпускника вуза совокупности личностных качеств и навыков. Их формирование возможно только в ходе интенсивного межличностного взаимодействия как со сверстниками, так и с педагогами-наставниками. Соответственно, выполнение требований образовательных стандартов нового поколения активно включает воспитательный компонент в учебный процесс. Формализованный учебный процесс без включения эмоционально-чувственного, ценностного кон-
текста не способен обеспечить на выходе качественное образование.
Профессиональная деятельность в современных условиях требует полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, усиление личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения, а также за решение конкретных проблем [3]. От воспитанного индивида сейчас требуется готовность и умение творчески мыслить и действовать, ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений.
Современная социальная практика активно формулирует перед системой образования злободневные задачи. В этом ряду первостепенную важность приобретает задача подготовки специалистов, обладающих лидерскими качествами. Работодатели в различных сферах деятельности хотят видеть в выпускниках вузов инициативность, самостоятельность, решительность и способность отвечать за предпринятые шаги. Активно разворачивающиеся инновационные процессы приводят к возникновению повышенной потребности в эффективных управленцах и в научной, производственной и иных сферах деятельности.
При этом государство в лице первых лиц прямо заявляет об имеющемся в настоящее время управленческом кадровом голоде и пытается разработать систему мероприятий по преодолению такого дефицита, в частности посредством формирования резерва управленческих кадров высшего и среднего уровней. Следовательно, государственные образовательные учреждения должны сконцентрировать усилия на подготовке специалистов, способных и готовых к руководящей деятельности. Для решения этой задачи явно недостаточно совершенствовать учебный процесс. Необходимо более активно участвовать в процессе формирования личности специалиста, когда приобретаются навыки коммуникации и межличностного взаимодействия, окончательно выстраивается индивидуальная система ценностей, молодой человек определяет свое отношение к организаторской деятельности, проявляет активную жизненную позицию и лидерский потенциал. Именно в вузе можно адекватно определить круг лиц, потенциально способных к руководящей деятельности, и создать условия для развития соответствующих качеств и навыков.
На наш взгляд, именно в вузе осуществляется подготовка будущих управленцев в различных областях социальной практики из числа студентов, обучающихся по различным специальностям и направлениям профессиональной
подготовки. Эта задача решается преимущественно за рамками учебного процесса, когда молодежные лидеры организуют различные сферы студенческой жизнедеятельности. Такой «вне-учебный» компонент предполагает гармоничное сочетание ресурсов, условий обучения, воспитательной работы и студенческой самоорганизации. В нее наряду со всеми лидерами вовлекаются студенты, осваивающие управленческие специальности. Отвечая на социальные и общественные запросы, образовательное пространство вуза должно быть ориентировано на подготовку высококвалифицированных руководителей из числа студенческих лидеров.
Несмотря на частое синонимичное употребление, представляется важным разграничивать понятия «лидер» и «руководитель», что находит отражение в современной литературе [4, 5]. Лидерство - это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования этому влиянию в системе групповых межличностных отношений. Следовательно, в широком смысле слова, лидерство - это один из способов организации и управления группой, что позволяет объединять понятия «лидер» и «руководитель» и, несмотря на их различия, говорить о том, что развитие качеств лидера способствует и развитию качеств руководителя. Этот тезис подтверждается результатами исследований [5], согласно которым значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Опыт воспитательной работы в вузе также позволяет говорить о том, что хотя далеко не все студенты, активно занимающиеся общественной работой, впоследствии становятся эффективными управленцами, именно у них имеется больше шансов реализации в данной области.
Для формирования современной системы подготовки лидеров в высших учебных заведениях необходимо использовать опыт отечественной психолого-педагогической науки, деятельности комсомольских и высших партийных школ, академий хозяйственного актива, где молодые люди обучались науке лидерства и управления, однако при этом необходимо учитывать современные реалии, требования и ценности современного общества. Также невозможно прямое перенесение в сферу образования опыта подготовки профессиональных менеджеров из сферы бизнеса в силу ее специфики, а также того факта, что в вузах процесс развития лидерских способностей происходит одновременно с интенсивным личностным ростом молодых людей.
Комплексная система подготовки лидеров в вузе включает в себя два самостоятельных, но
тесно взаимосвязанных друг с другом этапа. Первый этап нацелен на выявление студентов, обладающих лидерскими способностями. Он необходим, несмотря на то, что в студенческой среде традиционно естественным образом выделяются социально активные студенты, характеризующиеся заинтересованным отношением к окружающему, желанием влиять на происходящие процессы, стремлением к лидирующим позициям. Потребность в выявлении лидеров обусловлена тем, что многие студенты начальных курсов не чувствуют пока своего лидерского потенциала либо не видят подходящих форм его воплощения в студенческой жизни.
Специалисты в области социальной психологии [6] подтверждают тезис о практической сложности установления лидеров в группах, несмотря на очевидность феномена лидерства. Важность этого этапа связана еще и с крайней нежелательностью наличия в коллективе потенциальных лидеров, не имеющих возможности для самореализации, поскольку, не будучи реализованными в сфере своей студенческой деятельности, они могут искать реализацию в других областях, нередко превращаясь в «антилидеров». Подобный вывод (в применении к производственным предприятиям) был представлен в работе [7], в которой показано, что нереализованный лидер может представлять серьезную опасность для предприятия. Большинство сотрудников, вызывающих на свои предприятия проверки сверху, ведущих разного рода тяжбы с начальством, как раз являются такими незамеченными и неоцененными потенциальными лидерами. Всегда следует помнить, что потенциальный лидер, как правило, стремится реализовать свой лидерский потенциал и от руководителя зависит, будет ли этот потенциал направлен на благо или во зло организации.
Реализация этапа выявления студентов, обладающих лидерскими качествами, должна начинаться с первого года обучения, проводиться преимущественно на уровне академических групп и осуществляться, по нашему мнению, преподавателями-кураторами. Первоначально указанная задача воплощается в адаптации студентов к условиям обучения в вузе, а также формировании психологического климата в студенческой группе. Целенаправленное формирование актива студенческой группы способствует выдвижению лидеров, поэтому куратору рекомендуется участвовать в выборе официального актива группы первокурсников [8]. Необходимо ориентировать первокурсников при выдвижении кандидатур на официальные посты в группе на оценку прежде всего морально-
деловых качеств студента и лишь во вторую очередь его популярности. «Звезды» первых дней существования группы в дальнейшем могут и не занимать лидерских позиций.
Важная роль в процессе выявления лидеров может быть отведена тестированию. Несмотря на неоднозначное к нему отношение, тестирование достаточно часто используется в частных и государственных компаниях для выявления лиц, способных к эффективному управлению [4,
8, 9]. Имеются сведения, хотя и достаточно ограниченные, о применении психологического тестирования для выявления студентов, обладающих лидерскими способностями, в вузах, проводящих подготовку специалистов в области управленческой деятельности [1, 6, 10-12]. Эффективность тестовых методик подтверждается их широким применением и в других российских вузах (в частности, в Российском государственном социальном университете, Ульяновском, Казанском и Тюменском госуниверси-тетах, Волгоградском государственном техническом университете). В качестве использованных тестовых методик приводились следующие: методика «Лидер» (Мордовский государственный университет), методика степени соответствия нормам лидерства и методика Куна «Тест 20 ответов» (Кемеровский государственный университет), рядом вузов в комплексных тестированиях студентов использовались отдельные вопросы тестов на выявление лидерских качеств. Следует отметить, что тестирование студентов в указанных учебных заведениях проводилось избирательно, в основном в рамках школ лидерского актива.
В ряде работ для оценки лидерских качеств личности предлагается использование в тестах вопросов, затрагивающих основные стороны жизнедеятельности студенческой группы -учебную, научную, профессиональную, общественную, эмоционально-личностную [13, 14]. По нашему мнению, используемые для выявления лидеров тесты должны быть комплексными, ориентироваться на раскрытие мотивации и направленности студентов, их склонностей и интересов, коммуникативных, организаторских способностей, опыта участия в общественной работе, полученного в школе. В разработке таких тестов и, желательно, в их обработке должны принимать участие специалисты - психологи и социологи.
В Нижегородском госуниверситете сложился комплекс механизмов, обеспечивающих выявление студентов, обладающих лидерскими качествами, на ранних этапах их обучения в вузе. Прежде всего, это комплекс конкурсных
творческих мероприятий, способствующих включению в совместную деятельность. Это смотр студенческой самодеятельности «Осенние дебюты», конкурсы стенгазет по различным тематикам воспитательного содержания, литературные конкурсы, спартакиады и другие. Участие в подготовке и реализации предлагаемых конкурсов позволяет студентам эффективно пройти процесс адаптации к вузовской среде, активно включиться в систему межличностного взаимодействия, а студентам-лидерам - проявить свои организаторские качества. Безусловно, первокурсникам необходима методическая помощь. Такая помощь приходит от студентов старших курсов, исполняющих роль наставников и проводников, вдохновляющих на свершения.
Однако ведущую роль в содействии первокурсникам, по нашему мнению, должны играть преподаватели-кураторы академических групп. Это требование, собственно, обусловлено задачей выявления лидеров в студенческой среде. Кураторы нуждаются в методической базе для осуществления такой деятельности. В данном направлении в университете развивается система методического сопровождения деятельности кураторов. Она включает в себя, прежде всего, разработку методических рекомендаций по осуществлению внеучебной работы со студентами младших курсов, содержащих примерный план работы по семестрам, извлечения из основных нормативных документов, рекомендации по проведению анкетирования, тестирования в академических группах. Предлагаются формы работы с академической группой в целях выявления студентов, обладающих лидерскими качествами.
Другое направление поддержки кураторов -проведение методических семинаров-совещаний, посвященных отдельным вопросам педагогической деятельности. При этом затрагиваются психологические аспекты кураторской деятельности лиц профессорско-преподавательского состава, особенности работы с отдельными категориями студентов, организационные формы взаимодействия кураторов на уровне вуза и факультета, игровые технологии организации студенческого коллектива.
Интересные результаты демонстрирует ежегодный конкурс на лучшего куратора. В ходе его проведения преподаватели имеют возможность обобщить свои представления о педагогической деятельности в студенческом коллективе, выявить собственную систему мероприятий в курируемой академической группе, сформулировать вопросы, предложения и рекомен-
дации для совершенствования данного направления деятельности в вузе.
Активно в университете осуществляется деятельность по разработке и использованию тестовых методик оценки студенческого коллектива, по выявлению и использованию его лидерского потенциала. Поиск ведется по пути применения эффективных и простых в использовании методик, не требующих сложных расчетов и доступных преподавателям различных факультетов вне зависимости от профессиональной специализации. Это позволит обеспечить наиболее полный охват студенческой аудитории, четкое представление о студенческих ожиданиях и намерениях, проявлениях вне рамок учебной деятельности.
Этап выявления лидеров является первичным. Несмотря на свое самостоятельное значение, он теряет содержательное наполнение без последующей работы. Второй этап нацелен на развитие лидерских качеств, формирование навыков организаторской деятельности и эффективного межличностного взаимодействия. Именно на данном этапе бурлящую энергию лидерства можно направить в позитивное русло, на достижение значимых для студенчества и вуза в целом задач. При этом цели обучения лидеров реализуются в их конкретной, проектно-ориентированной активности, призванной оказывать влияние на более широкую молодежную среду. Под девизом «Студенты для студентов» вполне реально решение совокупности специфически воспитательных задач. Тогда как обучение лидеров и их практическая деятельность осуществляются в рамках одних и тех же студенческих мероприятий.
Система обучения лидеров должна охватывать, с одной стороны, подготовку к непосредственной практической деятельности в сфере управления, что связано с развитием таких способностей, как аналитические, коммуникативные, организаторские и т.д. С другой стороны, необходима ориентация на самосовершенствование личности, воспитание способностей к самоорганизации, самодисциплине, самоанализу, самооценке результатов деятельности.
Эта составляющая реализуется в проведении школ лидерского актива, деловых игр и мероприятий иных форм, организуемых администрацией вуза, кураторами, преподавателями. Организация и проведение школ лидерского актива в последние годы стали повсеместно распространенной и популярной практикой, реализуемой в самых разнообразных формах - сборов актива, выездов факультетов, лагерей-семинаров для лидеров и так далее. Школы лидерского
актива в последние годы проводятся также и на общероссийском уровне.
В западных компаниях вторым по уровню значимости (после обучения) считается признание важности развития лидерских качеств путем непосредственного воздействия высокопоставленных сотрудников на молодых [13]. В применении к образовательному процессу такой формой можно считать проведение лекций и встреч с представителями политической, научной, деловой элиты. Также в западных компаниях иногда начальство создает для работников дополнительные возможности проявить свои таланты посредством разработки новых товаров или услуг. Этот подход способствует реализации небольших новаторских проектов, а участие сотрудников в подобных программах способно подготовить их к выполнению руководящих обязанностей в низшем и среднем звеньях [13].
В образовательных учреждениях такой подход может быть реализован в рамках проектной деятельности студентов. В ней уже фактически реализуется вторая составляющая - практический опыт функционирования в качестве лидера. Интересной и действенной формой в данном направлении также является кураторская (вожат-ская) деятельность студентов старших курсов в отношении студентов младших курсов. Одновременно с практическим функционированием в качестве лидеров, что актуально для студентов-старшекурсников, этот вид деятельности решает важную задачу адаптации студентов-первокурс-ников к условиям вузовской среды.
Неоценимым потенциалом в практической лидерской деятельности обладает участие в студенческом самоуправлении. При этом, поскольку студенческому самоуправлению отводится важное место в реализации всех направлений воспитательной деятельности, его необходимо рассматривать не только как инициативную деятельность самих студентов, направленную на решение важных вопросов в различных сферах студенческой жизни, но прежде всего как одну из форм воспитательной работы в вузе.
Актуальность развития студенческого самоуправления подтверждается вниманием со стороны не только вузовской общественности, но и органов государственной власти. В частности, по их инициативе во многих российских вузах проводятся конференции, форумы и конкурсы по вопросам студенческого самоуправления. Они проходят как на уровне отдельных учебных заведений, так и в масштабах города, области, края, округа и страны в целом. Так, на-
пример, ежегодно проходит Всероссийский форум по вопросам развития студенческого самоуправления. В 2009 году в его работе приняли участие 204 человека из 52 субъектов Российской Федерации - представители более 160 образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Это позволяет сделать вывод о том, что студенческое самоуправление можно рассматривать не только как практическую деятельность студентов и форму воспитательной работы в образовательном учреждении, но и как одну из форм молодежной политики Российской Федерации, направленной на наиболее полное использование потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества.
В ННГУ им. Н.И. Лобачевского указанные формы работы со студенческими лидерами активно развиваются. Вожатская деятельность на постоянной основе существует на ряде факультетов, в частности биологическом, химическом, филологическом, юридическом, финансовом. Она реализуется либо на постоянной основе, либо в форме школ актива для первокурсников, что предполагает интенсивную работу инициативных студенческих групп.
На большинстве факультетов университета функционируют студенческие советы. Участвуя в их деятельности, молодые люди, проявляющие лидерский потенциал, совершенствуют свои организаторские навыки и умения. Студенческие советы факультетов координируют свою деятельность в рамках общеуниверситетского студенческого совета, представитель которого входит в состав руководящего органа университета - в ученый совет. Студенческие советы принимают участие не только в организации внеучебной активности студенчества, но также активно обсуждают злободневные вопросы, волнующие университетское сообщество.
Необходимо отметить, что студенческие советы, иные студенческие общественные объединения при университете, такие как профсоюзная организация, НРОМО «Союз студентов ННГУ», выступают в качестве оптимальной площадки для реализации студенческих инициатив и воплощения проектного подхода. Здесь удается наглядно продемонстрировать удачные и ошибочные решения в процессе воплощения в жизнь конкретных идей.
Специальные обучающие программы предлагаются в университете в рамках выездных лидерских школ, которые организуются на различных уровнях и по специальным тематикам. Высокое признание и популярность приобрел в студенческой среде лагерь-семинар «ДНК», ре-
гулярно организуемый студенческой профсоюзной организацией. Кроме того, студенты ННГУ активно участвуют в подобных лагерях, в конференциях и семинарах, посвященных вопросам развития студенческого самоуправления, на общероссийском и региональном уровнях. Достойное представительство подтверждается многочисленными грамотами и званиями студентов ННГУ.
Особое направление работы со студенческими лидерами воплощается во внедрении в университете дополнительной образовательной программы «Малая академия государственного управления». Специальный отбор на программу, организация учебного процесса, встречи с выдающимися общественно-политическими деятелями и активное использование проектного обучения в совокупности ориентированы на тщательную работу по выявлению и подготовке студентов, обладающих лидерскими качествами, по развитию у них управленческих квалификаций, навыков организаторской деятельности.
Представляется, что образовательное пространство современной высшей школы отвечает на государственный и социальный запрос в подготовке лидеров для различных сфер общественной жизни. Адаптируются к современным условиям давно известные формы организации студенческой жизнедеятельности, разрабатываются новые механизмы, выявляются потребности студентов и стимулы развития их социальной активности. Нижегородский университет активно участвует в подобном процессе, предлагая инновационные методики работы.
Однако предстоит еще немало сделать, чтобы сложилась целостная универсальная в масштабах Российской Федерации система работы с молодежными лидерами, чтобы их потенциал был востребован в полной степени. В данный момент можно констатировать, что преодолена тенденция игнорировать воспитательный компонент образовательного процесса, налицо устойчивые позитивные тенденции. Возрастает число студентов, участвующих и желающих участвовать во внеучебной активности. Большое значение играет психологическая установка профессорско-преподавательского состава на воспитание как неотъемлемый элемент образовательного процесса, акцентирование внимания на идеологическом компоненте читаемого курса.
Указанные тенденции, реализуемые в образовательном пространстве вуза формы и механизмы работы со студентами, взаимодействие учебного и внеучебного процессов в совокупности приводят к решению значимой социальной задачи - подготовке инициативных, само-
стоятельных, ответственных специалистов, способных к эффективной управленческой деятельности в качественно иных условиях общественного развития.
Список литерутуры
1. Модели и методы управления персоналом / Под ред. Е.Б. Моргунова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. 464 с.
2. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Газман О.С., Вейс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. М., 1995. С. 27, 33.
3. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации (Одобрено рабочей группой по доработке проекта рекомендаций и нормативных документов по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации (Приказ Минобразования России от 21.06.2002 г. № 2329).
4. Аврова Е.С., Мартынова Т.Н. Гендерные особенности восприятия лидера в студенческой группе // Сибирская психология сегодня. Сб. научных трудов. Вып. 2. 2003. С. 300-310.
5. Адаптация студентов к условиям обучения в институте. URL: http://www.uoipd.org/index.php? page=AdStud
6. Давлетова А.И. Развитие лидерских качеств студентов педагогического вуза: Дисс. ... канд. психологических наук. М., 2007.
7. Донская Н. Ищем лидеров в своей компании // Справочник по управлению персоналом. 2004. № 8. С. 10-17.
8. Емельянов Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.: МГУ, 1971.
9. Емельянова И.Н., Ермакова Н.А. Портрет лидера в социальном интерьере. ЦКЬ: http://ovrnngu.narod. ru/metod_rekomend_ss.htm
10. Кузнецова Н.В. Опыт использования современных компьютерных технологий для выявления лидеров в организациях и на предприятиях СНГ. URL: http://www.npo-etalon.ru/sk02.htm
11. Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Подходы к изучению лидерства и лидерских качеств // Российское предпринимательство. 2001. № 5.
12. Мартынова М.Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов // Университетское управление. 2003. № 5-6 (28). С. 129-133.
13. Молчанов И. Воспитание лидеров в западных компаниях. URL: http://psyfactor.org/lib/lider4.htm
14. Сучкова Т.В., Ахсанова Л.Д. Применение методов психологического тестирования в профессионально-педагогической деятельности // Общероссийская студенческая научная электронная конференция
«Студенческий научный форум», 15-20 февраля 2009. URL: http://forum.rae.m/8/49
15. Гапонюк З.Г. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов: Дисс. ... канд. педагогических наук. М., 2008 «Студенческий научный форум», 15-20 февраля 2009. URL: http: / / forum .rae. ru/8/4 9
16. Корнетов Г.Б. Обучение и воспитание как две
стороны целенаправленного процесса образования // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. С. 26.
17. Щеглова Т.М. Формирование профессиональной направленности студентов посредством оптимизации в группе структуры лидерства // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 144-148.
A SYSTEM FOR TRAINING LEADERS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF A UNIVERSITY
N. Yu. Kiryushina, E.L. Tikhonova
This article discusses the directions of HEIs’ educational activity in the field of management training. This kind of training should involve a set of training and educational mechanisms, including those outside the educational process framework. It is proposed to identify student leaders and develop their organizational skills. Such practices have been successfully tested at the State University of Nizhni Novgorod.
Keywords: higher education system, leader, revealing, education, extracurricular activity, involving in organizational activity.