Научная статья на тему 'Кураторство как способ активизации неформального образования молодежи'

Кураторство как способ активизации неформального образования молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
699
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУРАТОР / КУРАТОРСТВО / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / CURATOR / CURATING / NON-FORMAL EDUCATION / INTERGENERATIONAL RELATIONS / STUDENT'S DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушкина Марина Сергеевна

В статье анализируется педагогический феномен кураторства и проблема создания эффективной системы кураторства в вузе. Кураторство рассматривается как форма саморазвития, самореализации, школа патриотизма, здорового образа жизни, как способ активизации неформального образования студентов и условие качественной подготовки будущих специалистов. Предложены принципы, на которых основана деятельность кураторов, а также виды кураторства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Curating as a method of activation of non-formal education for young people

The article examines the pedagogical phenomenon of curating and the problem of organization of curating at the university. Curating is seen as a form of self-development, self-realization of students, as a the school of patriotism and healthy lifestyle, and as a way to activation of non-formal education and a provision for effective training of future specialists. The principles of the curators’ activities, the types of curatorship are suggested

Текст научной работы на тему «Кураторство как способ активизации неформального образования молодежи»

М. С. Якушкина

(Санкт-Петербург)

Кураторство как способ активизации неформального

образования молодежи

В статье анализируется педагогический феномен кураторства и проблема создания эффективной системы кураторства в вузе. Кураторство рассматривается как форма саморазвития, самореализации, школа патриотизма, здорового образа жизни, как способ активизации неформального образования студентов и условие качественной подготовки будущих специалистов. Предложены принципы, на которых основана деятельность кураторов, а также виды кураторства.

Существование эффективной системы кураторства студентов - это условие сохранения индивидуальности курируемого и курирующего, личностного роста молодого человека, вхождения специалиста в социум.

Основные функции кураторов: информативная, организационная, коммуникационная, контролирующая (административная], творческая. Информирование предполагает ответственность куратора за своевременное получение студентами необходимой информации об учебных и внеучебных мероприятиях, в которых они должны принять участие. Организация предполагает структурирование куратором совместно со студентами их учебной и внеучебной деятельности, (таких как планирование праздничных мероприятий на год, посвящение в первокурсники и др. Коммуникация связана, как правило, с обеспечением и поддержкой куратором благоприятной психологической атмосферы в курируемой студенческой группе, структурированием внутригрупповых отношений, непосредственным участием в жизни группы в качестве формального лидера, посредничеством между студентами и разными структурами вуза. Поскольку куратор осуществляет контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, особенно на младших курсах, за работой старост и т.д., необходимо отметить, что функция контроля при злоупотреблении ею, может противопоставить студентов и куратора. Творческая деятельность куратора предполагает реализацию его индивидуальных потребностей и способностей.

Основу деятельности любого куратора составляют следующие принципы:

1] принципы продуктивности и творчес-кости как познание сферы неформального

образования и просветительства. Н. Бердяев, рассуждая о том, что для него означает творчество, писал: «Под творчеством я понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию» [1, с. 15].

Вместе с тем помощь в овладении мастерством - тоже творческий процесс. Здесь не может быть шаблонов, готовых форм и однообразных методов. Увидеть, к чему уже готов человек, понять, куда он устремлен, найти то, что его увлечет, - это и есть творчество Куратора и Учителя;

2] принципы проектной деятельности (прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи] [2]. Важны проекты, организующие и направляющие творческую деятельность, в результате которой появляется новый групповой продукт. Проекты объединяют деятельность различных людей, создавая новую общность;

3] принцип равенства субъектов системы кураторства;

4] принципы авторского права и авторства. Традиции, (сложившиеся в образовательной организации, являются организующей формой, позволяющей глубже работать над постоянно меняющимся содержанием творческой сферы кураторской деятельности], педагогика сотрудничества (образовательное сообщество - форма сотрудничества творческих людей разных возрастов и специальностей], воспитание толерантности через взаимодействие студентов в системе кураторства;

5] принцип толерантности или «принятия другого» [3]. Толерантность как качество личности, рассматривается многими учеными как условие успешной адаптации к новым

условиям W. BrisHn, 1981]. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. В связи с этим выделяются два вида толерантности: внешняя толерантность (к другим] - способность видеть процессы с разных точек зрения, с учетом разных факторов; внутренняя толерантность (к неопределенности] - способность к принятию решений в условиях ограниченной информации о рисках.

Толерантность - фактор, стабилизирующий систему (личность] изнутри и извне; фактор, формирующий позитивные межличностные отношения и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой и т.д. Принятие Другого может осуществляться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Толерантность способствует равновесию и целостности общества, формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях;

6] принцип ненасилия и непринуждения как средство приобщения к какой-либо идее формирует в человеке готовность к добровольному выбору, «свободу совести», искренность убеждений. Непринуждение позволяет обеспечить желаемый результат методами убеждения и доказательств [4]. Страх и принуждение извне не способствуют сдержанности и терпимости, хотя в определенные моменты дисциплинируют людей, формируют определенные черты характера, мировоззрение.

Студентам первого курса куратор назначается перед началом семестра с учетом академических предпочтений студента. По мере изменения академических интересов студент может в любое время перейти от одного куратора к другому, получив согласие руководства вузом или факультетом и нового куратора. Система кураторства не препятствует консультациям студента у любого преподавателя.

В условиях развития системы кураторства молодые люди особо осознают необходимость сближения позиций людей разного возраста и значимость толерантной позиции в обществе [5]. Основной формой взаимодействия участников системы кураторства, очевидно, выступает диалог.

Система провоцирует вступление в социокультурный контакт людей разного возраста, социальных страт, этнической и религиозной принадлежности. Основной задачей взаимодействия становится понимание другого человека, логики его мысли, системы отношений к миру, другому, самому себе. Начав свой путь взаимодействий с фиксации на различиях, в конечном счете субъекты системы приходят к выявлению того, что является для них общим, объединяющим. Значимое условие формирования толерантности - создание доверительных отношений между людьми разных возрастов, культурных традиций, типов поселений (студенты из разных регионов России, стран].

Необходимо подчеркнуть, что организация межличностного общения - один из самых малоуправляемых процессов.

Как показала практика, можно выделить основные критерии, по которым можно судить об изменениях, происходящих в мировоззрении студентов благодаря вузовской системе кураторства:

- для студентов старших курсов - ощущение чувства общности с вузовским сообществом; формирование позиции «хозяев дома» (повышение чувства ответственности за себя, за группу, общее дело, воспитание коммуникативных умений]; расширение сферы социокультурной деятельности;

- для первокурсников - формирование принадлежности к единому пространству вуза; ориентация в деятельности вуза; знакомство с реалиями студенческой жизни; формирование межличностных связей между студентами в сфере неформального образования.

История кураторства уходит корнями в истоки становления российского образования. Субъекты педагогической деятельности, имеющие функции куратора: мамка - кормилица, нянька (устар.); дядька - в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье; духовник - священник, который принимает исповедь у кого-нибудь; мадам - в России до 1917 г. воспитательница-иностранка в богатой семье; гувернер (гувернантка] (франц. gouverneur, gouvernante] - наемный домашний воспитатель (воспитательница] детей; учитель - лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель; педагог - специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой; наставник - учитель и

воспитатель, руководитель; попечитель - в царской России звание руководителя некоторых учреждений; сейчас в некоторых общественных организациях это член общественного руководящего органа; классная дама - воспитательница в женских гимназиях и прогимназиях дореволюционной России. Сегодня классная дама - освобожденный классный руководитель (воспитатель].

В некоторых российских школах возрождается дореволюционный институт классных дам. Сегодня это может быть преподаватель, который занимается вопросами не одного класса, а целой возрастной параллели. Он изучает особенность каждого ребенка, занимается профориентацией, организует досуг, контролирует психологическое и физическое состояние, питание учащихся, дает рекомендации учителям, беседует с родителями и т.д. Аудитор - в некоторых учебных заведениях ученик, которому учитель поручает выслушивать уроки других учеников (устар.]. Вожатый - руководитель детской общественной организации в школе, пионерском лагере. Тьютор - это освобожденный классный руководитель, который находится с детьми на всех занятиях; это творческая личность, активно работающая со студентами, создающая каждый раз новые, неповторимые и необыкновенно интересные (для него и, возможно, для студентов] тьюториалы. В нем соединены ненасильственный подход к обучению, формирование нового взгляда на жизнь и приобретение новых качеств делового человека. Тьютор не учит, но поддерживает студента ровно до тех пор, пока он не станет более компетентным и самостоятельным. Куратор - человек, который курирует кого-нибудь или что-нибудь. Куратор (от лат. curator] - попечитель. В некоторых учебных заведениях - преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов]. Сегодня куратор оказывается активным соучастником, соавтором и даже автором проектов, преобразующих студенческую жизнь. Не следует забывать о важной социальной, посреднической функции куратора. Куратор - это полномочный представитель, «посол» перед другими, отстаивающий интересы курируемых. Кураторство - новая форма соуправления, создающая перспективы в подготовке к запуску реальных механизмов развития студенческого соуправления; созда-

ет пространство доверия преподавателей студентам.

Категории субъектов пространства вуза, включенных в современную систему кураторства: студент-куратор, старший студент-куратор, преподаватель-куратор, интерпретатор культуры, социальный работник.

Студент-куратор, как правило, выступает организатором жизни студентов в группе. Старший студент-куратор планирует и осуществляет общий контроль деятельности студентов-кураторов, осуществляет непосредственное курирование какой-либо студенческой группы, направляет свою деятельность на организацию сплоченного студенческого коллектива в группах и на курсе, способствует созданию атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, взаимной ответственности и общественной активности.

Эффективность деятельности преподавателя-куратора зависит от уровня развития профессионально значимых качеств личности педагога [6, с. 38]. Она также связана с предшествующим опытом его работы, возрастом, творческой индивидуальностью преподавателя, отношением к самой системе как к ценности. Важна профессиональная готовность преподавателя-куратора, ведущего подготовку студентов-кураторов, к исследованиям в сфере внеучебной деятельности.

Перед куратором-методистом стоят следующие задачи: очертить концептуально систему кураторства вуза, определить методы, формы организации деятельности студентов в сфере внеучебной деятельности и характер собственной профессиональной работы как воспитателя в соответствии с собственными личностно-профессиональными установками.

Интерпретатор культуры - сотрудник учреждения культуры - способствует созданию условий для развития студентов на основе приобщения к культурным ценностям; он регулярно проводит мониторинг ценностных ориентаций студентов, динамику ценностей в процессе работы куратора.

Основная задача социального работника как куратора студентов - расширить горизонты видения администрацией проблем жизни студента, его адаптации (отсюда - развитие способности к самостоятельному адекватному действию]. Куратор общежития оказывает им помощь в улучшении культурно-бытовых условий; в сферу его деятельности

входит социальная защита студентов, поддержка молодой семьи. Куратор студенческого отряда правопорядка знакомит первокурсников с нормативными документами, определяющими права и обязанности студенческих или иных формирований по охране общественного порядка.

Данное студенческое формирование или его представители имеют право ходатайствовать о принятии решений, направленных на запрет прямой и косвенной рекламы табака, алкогольных напитков на территории вуза. Система школьных кураторов органически вписывается в структуру внеучебной работы любого вуза.

Одним из центральных направлений деятельности школьного куратора является проектирование и формирование культурно-образовательного пространства муниципального района, в котором находится вуз. Важным направлением школьного кураторства является взаимодействие с ученическими общественными объединениями, помощь студентов в обучении актива, реализация совместных проектов.

Музейный куратор создает условия, позволяющие студенту не только активно познавать накопленный поколениями социокультурный опыт, но и развивать свои творческие, креативные способности. Перспективным в этом отношении является развитие музейного кураторства через реализацию студенческих культурно-образовательных инициатив в музейном пространстве, нацеленных на постижение мирового социокультурного наследия студенческими и школьными группами. Благодаря музейным кураторам сегодня можно говорить о возрождении в российских вузах традиций петербургских салонов - проведении литературно-поэтических и музыкальных вечеров для студентов в музеях-квартирах известных людей, для которых культура салонного общения была составляющей их активной научной и творческой жизни.

Система обучения студентов-кураторов может быть организована на основе Школы вожатых или летних студенческих отрядов. Педагогическая практика в студенческом отряде - одна из форм неформального образования студента-куратора. Каждый участник студенческого педагогического отряда - кандидат в студенты-кураторы.

Через систему кураторства возможно решение проблемы занятости студентов и трудоустройства выпускников. В целях повышения конкурентоспособности выпускников вузам может быть рекомендовано практиковать совмещение образовательного процесса студентов с деятельностью их как кураторов на старших курсах обучения. В целях повышения заинтересованности студентов в получении рабочего места куратора, сокращения социально-негативных явлений в среде молодежи, повышения уровня жизни учащихся возможно индивидуальное решение вопроса о материальном поощрении студентов и аспирантов дневной формы обучения, работающих в свободное от учебы время.

На основании проведенного исследования можно утверждать, что сегодня каждая образовательная организация моделирует собственную систему кураторства, которая определяет перечень субъектов системы.

Современный куратор является не только полномочным представителем, отстаивающим интересы студенческой группы. Он участвует на всех уровнях в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности студентов курируемой группы. Куратор - индивидуальный консультант, который стремится помочь студентам: в понимании целей, задач, особенностей формализованного и неформального образования; в составлении индивидуальных учебных планов и выполнении всех предусмотренных учебным планом и отдельными программами требований; в подготовке к профессиональной и академической работе, а также к любой другой деятельности вне вуза и после его окончания. Куратор - активный соучастник, соавтор (автор] проектов, программ, преобразующих студенческую жизнь. Кураторская деятельность - принципиально новая форма авторства проекта или программы. Ее целью становится развитие вузовских традиций.

Кураторство - форма саморазвития, самореализации; школа патриотизма и гражданского общества, здорового образа жизни и полноценного досуга. В современных вузах кураторство - это способ активизации неформального образования и условие качественной подготовки будущих специалистов и активных граждан.

Литература

1. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. -М.: Изд-во Г.А. Лемана, и С. И. Сахарова, 1916. - 358 с.

2. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И. А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. -284 с.

3. Миляд Ханна. Принятие другого. - М.: Центр гуманитарного сотрудничества, 2007. - 110 с.

4. Современный куратор: наставник или партнер? (из опыта работы кураторов студенческих групп) : науч.-метод. пособие. - Белгород : Белгородский государственный университет, 2007. - 158 с.

5. Кролевецкая Е. Н. К проблеме развития субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2006. - №7. - С. 11-13.

6. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2004. - 206 с.

Публикация поддержана грантом РГНФ, проект № 16-06-00116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.