УДК 371.011 ББК 056
Саламатов Артем Аркадьевич
доктор педагогических наук, профессор
Институт дополнительного образования и профессионального обучения Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск Salamatov Artem Arkadjevich Doctor of Pedagogical Sciences,
Professor
Institute of Further Education and Vocational Training Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Развитие конкурентоспособности и мобильности выпускника средней школы эколого-экономического профиля Development of the competitiveness and mobility secondary school graduates environmental and economic profile
Статья посвящена рассмотрению проблем повышения качества экологоэкономического образования школьников, их конкурентоспособности и мобильности на рынке труда с позиций анализа государственной, общественной и личностной ценности эколого-экономического образования в контексте его профилизации.
The article is devoted to the problems of improving the quality of environmental and economic education students, their competitiveness and mobility in the labor market from the standpoint of analyzing public, social and personal value of ecological and economic education in the context of its profiling.
Ключевые слова: конкурентоспособность, мобильность, эколого-
экономическое образование, профильная школа.
Key words: competitiveness , mobility, environmental and economic education, specialized schools.
Профильное эколого-экономическое образование представляет собой целенаправленный и организованный в классах соответствующего профиля процесс усвоения учащимися общеобразовательных учреждений экологических, экономических и эколого-экономических знаний и умений, развития экологоэкономического мышления и формирования эколого-экономической направленности личности с целью реализации ими своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов в экологической, экономической и экологоэкономической сферах профессиональной деятельности в соответствии с личностными эколого-экономическими ценностными ориентациями.
Рассматривая теоретические и эмпирические предпосылки развития эколо-го-экономического образования в профильной школе мы не должны упускать из вида его нормативные предпосылки, принимая во внимание тот факт, что методология законодательной нормы имеет свою специфику. Л.М. Кустов отмечает, что, во-первых, в «норме» сконденсированы на качественно новом уровне и «теория» и «эмпирия», а во-вторых - «норма» хотя и опирается на опыт, но руководствуется в своих действиях определенной концепцией. Концептуальная составляющая «нормы» демонстрирует цели, предназначения, ценностную, социальную направленность образования, а эмпирическая составляющая выполняет относительно нее функции стимулирующего и одновременно корректирующего предпосылочного слоя [1].
Концептуальная составляющая «нормы» в российском образовании выводится из самого Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», в котором говорится, что «образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2, с. 1]. Тем самым была утверждена и введена целая система концептуальных положений.
Во-первых, образование как процесс направлено и на цели воспитания, и на цели обучения, при этом цели воспитания по отношению к целям обучения приоритетны; образование личностно ориентировано и в этом смысле «обучение» по отношению к «воспитанию» выступает в функции средства.
Во-вторых, образование выполняет две функции - экономическую и социальную: экономическая функция - подготовка работника (профессионала) с определенным уровнем знаний, умений и навыков; социальная функция - социализация личности будущего работника (профессионала).
127 Вестник ЧГПУ 12.2'2013
В-третьих, образование представлено четырьмя равноправными субъектами: человек, семья, общество, государство, интересы которых в образовании не совпадают, но интересы человека являются приоритетными. Это значит, что система образования должна быть ориентирована на максимальное удовлетворение прежде всего обучающегося, общества и только затем - государства; внутренние интересы собственно системы образования вторичны и должны быть подчинены интересам развития личности.
Применительно к профильной школе отметим еще одну концептуальную составляющую, вытекающую из ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации», которая имеет важное значение в обосновании необходимости экологоэкономической направленности профильного обучения: получение профессии (специальности) не является подлинным интересом обучающегося. Профессия и сопряженные с ней специальности в данном случае выступают лишь определенным средством реализации его интересов, а содержание самого интереса может быть сформулировано как «быть конкурентоспособным на рынке труда».
Исходя из этого вытекает вывод: при организации профильного образования нужно понимать, что достижение и подтверждение обучающимся в будущем определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом, но которое определяет фактическую неконкуренто-способность выпускника на рынке труда, по сути не может быть признано актом получения профессионального образования. Более того, это входит в противоречие с основным положением закона, так как не обеспечивает удовлетворение подлинных интересов человека, получающего образование.
Другая составляющая интересов обучающегося - «быть социально мобильным на рынке труда». И если функция будущего субъекта профессиональной деятельности «быть конкурентоспособным на рынке труда» реализуется в процессе обучения, то функция «быть социально мобильным на рынке труда» может быть реализована только в процессе воспитания.
Таким образом, ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» содержит основные положения, на которых строятся стратегия и тактика законода-Вестник ЧГПУ 12.2'2013 128
тельно закрепленных аксиологических идей развития образования с учетом российской культуры и национально-исторических традиций, которые, как показывают исследования В.О. Ключевского, Л.В. Милова и др. [3; 4], оказали огромное значение на появление эколого-экономических проблем в России. Общенациональная образовательная политика имеет фундаментальное значение и играет определяющую роль в позиционировании российского образования в мировом масштабе. Выработка самостоятельной образовательной политики - первоочередная цель в обретении самоидентичности России. На основе данной политики решается главная стратегическая задача - существенная модернизация качества образования с учетом его ценностных приоритетов, отражающих новые социальные требования к системе российского образования.
Специфические проблемы России в условиях рыночных отношений заключаются, прежде всего, в смене ценностей, социальных приоритетов, росте социальной напряженности, обусловленной расслоением общества. Решение этих проблем во многом зависит от уровня образованности общества. Российскому обществу нужны его образованные члены, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, способны участвовать в развитии ее экономики. Система образования должна готовить людей, способных не только жить в гражданском обществе, но и создавать его. В то же время высокий уровень развития образования составляет важнейшее конкурентное преимущество нашей страны в мировой экономике. Поэтому в качестве важной задачи образовательной политики следует рассматривать создание условий для реализации новых социальных требований к системе образования.
Эти требования направлены на повышение роли образования в развитии российского общества. Школа как самый массовый и доступный образовательный институт должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений, формирования новой системы ценностей. Она долж-
129 Вестник ЧГПУ 12.2'2013
на в полной мере использовать свой воспитательный потенциал для формирования у молодежи уважения к людям, которые своим трудом способствуют процветанию России и обеспечивают собственное благополучие.
Часть нагрузки по достижению данной цели и решению обозначенных задач должно взять профильное эколого-экономическое образование, направленное на формирование у обучающихся ценностных ориентаций, основанных на осознании взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов, происходящих в эколого-экономической системе в процессе производственной деятельности [8].
Опираясь на вышеизложенные положения, мы пришли к необходимости рассмотрения ценностной характеристики эколого-экономического образования в профильной школе в трех взаимосвязанных блоках: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная [7].
Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал государства самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного развития. Государственная ценность эколого-экономического образования в профильной школе обусловлена основными современными тенденциями мирового развития, в аспекте которых российское образование должно претерпеть существенные изменения:
- ускорение темпов развития общества, обусловливающих необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
- возникновение и рост глобальных проблем, требующих формирования современного мышления у подрастающего поколения;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в профессиональной квалификации и росте профессиональной мобильности работников;
- рост значения «человеческого капитала», который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, обусловливающий интенсивное, опережающее развитие образования молодежи.
Реальный вклад России в обеспечение устойчивого развития мира в обозримом будущем может быть связан с решением ее собственных проблем, в том числе и в области образования - для страны, занимающей восьмую часть суши и восьмое место по численности населения в мире, это немало.
Невнимание к высшим ценностям и целям образования, пассивное восприятие тех жизненных приоритетов, которые стихийно складываются в обществе, - едва ли не главный порок современного образования. При этом образование лишается своей важнейшей опережающей, прогностической функции, теряет возможность влиять на общественные идеалы, вести активную, преобразовательную работу по их совершенствованию, в то время как модернизация российского образования должна заключаться в том, чтобы страна смогла разрешить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, исходя из коренных государственно-политических целей и интересов.
Таким образом, в мире, где изменчивость стала чертой не только научнотехнического прогресса, но и образа жизни масс, общеобразовательная школа, а особенно ее подсистема - профильная школа, обязана передавать новым поколениям не только ранее накопленные знания, но и готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество прежде еще никогда не сталкивались. Мы полагаем, что выходом из сложившейся кризисной ситуации может послужить эколого-экономическое образование, являющееся одним из фактором реализации концепции устойчивого развития [5].
Общественная ценность эколого-экономического образования в профильной школе обусловлена следующим. Развитие профессиональной карьеры существенно зависит от жизненной ориентации школьников, в значительной степени обеспечивающей их будущую профессиональную активность. Жизнен-
131 Вестник ЧГПУ 12.2'2013
ная ориентация и ценностные подходы молодого человека формируются в школе, во всяком случае, в школьные годы. В связи с этим, одной из приоритетных задач стала разработка специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. При этом в первую очередь необходимо облегчить социализацию молодого поколения в рыночной среде через формирование ценностей - ответственности за собственное благосостояние и состояние общества через освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономических и социальных отношений.
Мы полагаем, что перед лицом многочисленных проблем, которые ставит перед нами будущее, эколого-экономическое образование является необходимым условием для того, чтобы дать обществу возможность продвигаться к социальной справедливости, благополучию и безопасности своего существования, т.е. устойчивому развитию. Ключевой задачей здесь является активное участие в жизни общества, что, в свою очередь, определяется чувством ответственности каждого человека.
Личностная ценность эколого-экономического образования в профильной школе определяется индивидуально мотивированным и стимулированным отношением человека к собственному образованию, его уровню и качеству.
Как отмечалось выше, мы придерживаемся мнения, что внутренние интересы собственно системы образования вторичны и должны быть подчинены интересам развития личности. Эколого-экономическое образование в профильной школе является средством реализации интересов обучающихся, которые в целом сводятся к необходимости быть конкурентоспособным и мобильным на рынке труда. Если образование конкурентоспособно, оно дает возможность человеку более свободно вступать в отношения конкуренции на рынке труда, способствует тому, чтобы работать качественно, преодолевать с меньшими усилиями возникающие затруднения. Поэтому любой вопрос в области содержания образования и педагогических технологий необходимо рассматривать и решать с учетом конечного результата, т.е. конкурентоспособности на российском и мировом рынках [6].
Вестник ЧГПУ 12.2'2013 132
Мы полагаем, что системная реализация концепции эколого-экономиче-ского образования в профильной школе обеспечит повышение уровня качества эколого-экономического образования школьников, что, в свою очередь, повлияет на сформированность эколого-экономических ценностных ориентаций, в соответствии с которыми человек будет осуществлять свою производственную деятельность, гармонично удовлетворяя личные, социальные и государственные потребности и интересы.
Библиографический список
1. Гришин, А.В. Личностно ориентированное образование: учеб. пособие / А.В. Гришин, Ф.Н. Клюев, Г.Г. Конев; под науч ред. Л.М. Кустова. - Челябинск: ЧИРПО, 2003. - 135 с.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». -М., 2013. - 126 с.
3. Ключевский, В.О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. /
B.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1993. - Кн.1. - 592 с.
4. Милов, Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического развития / Л.В. Милов // Вопр. истории. - 1992. - № 4-5.
5. Саламатов, А.А. Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. - 2003. - № 3 (21). - С. 8696.
6. Саламатов, А.А. Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2009. - № 7. - С. 5-17.
7. Саламатов, А.А. Экологизация экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения: дис. ... д-ра пед.наук / А.А. Са-ламатов. - Челябинск, 2010. - 376 с.
8. Саламатов, А.А. Эколого-экономическая направленность образования в профильной школе / А.А. Саламатов // Профильная школа. - 2005. - № 6 (15). -
C. 11-14.
Bibliography
1. Grishin, A.V. Personally oriented education / A.V. Grishin, F.N. Kluev, G.G. Konev, a scientific editor. L.M. Kustov. - Chelyabinsk, 2003. - 135 p.
2. Federal Law of the Russian Federation dated 29 December 2012 № 273-FZ "On Education in the Russian Federation." - M., 2013. - 126 p.
3. Klyuchevskii, V.O. Russian history: a full course of lectures in 3 books. / V.O. Klyuchevskii. - M., 1993. - Book 1. - 592 p.
4. Milov, L.V. Climatic factors and the peculiarities of Russian historical development / L.V. Milov / / Voprosy Istorii. - 1992. - № 4-5.
5. Salamatov, A.A. Continuous environmental and economic education teaching - schihsya schools / A.F. Amend, A.A. Salamatov // Education and Science: Proceedings of the Ural Branch of the waste. - 2003 . - № 3 (21). - P. 86-96.
6. Salamatov, A.A. The system of continuous ecological and economic education of young people / A.F. Amend, A.A. Salamatov / / Bulletin Chelyabinsk State Pedagogical University. - Chelyabinsk, 2009. - № 7. - P. 5-17.
7. Salamatov, A.A. Ecologization of economic training high school students in the Special Education : Thesis. Dr. ... ped. nauk / A.A. Salamatov. - Chelyabinsk, 2010. - 376 p.
8. Salamatov, A.A. Ecological and economic focus of education in the specialized school / A.A. Salamatov // School Profile. - 2005. - № 6 (15). - P. 11-14.