УДК 151.011 ББК 074
Мнайдарова Светлана Сейтжановна
старший преподаватель Костанайский инженерно-экономический университет им.М.Дулатова
г. Костанай Республика Казахстан Mnaidarova Svetlana Seytzhanovna Senior teacher
Kostanay Engineering Economical University named after M. Dulatov
Kostanay Republic of Kazakhstan [email protected] Методы формирования социально-экономических ценностных ориентаций у студентов учреждений среднего профессионального образования Methods of formation of the socio-economic value orientations of students of secondary vocational education Статья посвящена рассмотрению методов формирования социальноэкономических ценностных ориентаций у студе нтов учреждений среднего профессионального образования, которые включают деловые игры, моделирование экономических ситуаций, методы кейс-стади, воспитательное структурирование внеаудиторной и досуговой активности студентов посредством организации студенческих объединений, проведение встреч с практическими работниками, а также соревновательных студенческих мероприятий нравственно-экономической направленности.
The article deals with the learning method of ethical norms of economic activity assumes the use of active methods and forms of education: business games, modeling economic situations, methods of case studies, structuring of extracurricular educational and leisure activities for students by organizing student associations, meetings with practitioners, as well as competitive events of moral and economic orientation.
Ключевые слова: ценностные ориентации, педагогические условия, воспитательный процесс, направленность личности, социально-экономические знания, этические нормы экономической деятельности, методы и формы обучения, моделирование экономических ситуаций, формирование социально-экономических ценностных ориентаций.
Key words: value orientation, pedagogical conditions, educational process, personal orientation, socio-economic knowledge, ethics of economic activity, methods and forms of education, modeling of economic situations, the formation of economic and social value orientations.
Метод обучения может играть определяющую и вспомогательную роль,
служа средством реализации другого метода. Каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной
деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату - усвоению соответствующего ему вида содержания [9].
Приобщение студентов к этическим нормам экономической деятельности предполагает применение активных методов и форм обучения (деловых игр, моделирование экономических ситуаций, методов кейс-стади и др.); воспитательное структурирование внеаудиторной и досуговой активности студентов посредством организации студенческих объединений (например, студенческого бизнес-клуба), проведение встреч с практическими работниками, а также соревновательных студенческих мероприятий нравственно-экономической направленности.
Рассмотрим вышеперечисленные методы и формы обучения подробнее.
Деловые игры имитируют различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игры являются методом эффективного обучения, поскольку снимают противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Игра - это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта [4].
Деловые игры, в нашем случае, позволяют найти решение сложных этических проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности студентов как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью моде-ративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение.
Проблемно-ориентированные деловые игры позволяют сгенерировать решение множества нравственно-экономических проблем и наметить пути их разрешения.
Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности мотивации участников. С помощью деловых игр можно определить:
- наличие тактического и (или) стратегического мышления;
- способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;
- способность прогнозировать развитие процессов;
- способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение и др.
Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в той или иной ситуации, что весьма важно для настоящего исследования.
Моделирование экономических ситуаций целесообразно организовывать следующим образом. Преподаватель должен на обсуждение выносить такие ситуации, в которых предприниматель может почувствовать себя в затруднительном положении именно из-за того, что принятые в этих ситуациях решения в некоторых случаях не будут соответствовать понятиям «справедливости» в моральных традициях общества, хотя будут вполне приемлемыми в сфере предпринимательской деятельности. Некоторые решения могут быть осуждены.
Приведем примеры подобных смоделированных ситуаций:
«Предприниматель, занимающийся продажей крупных партий сигарет до сих пор не был убежден в том, что курение вызывает рак. Недавно он познакомился с отчетом об исследовании, в ходе которого со всей очевидностью установлена связь между курением и раковыми заболеваниями. Вопрос: Как ему поступить?».
«У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из них на важной сбытовой территории недавно начались неурядицы в семье, и показатели его продаж упали. В прошлом это был один из самых высокопроизводительных продавцов фирмы. Как скоро войдет в норму его семейная жизнь, неясно, а пока что большое количество продаж теряется. Есть юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Вопрос: как поступить предпринимателю?».
«Предприниматель узнал, что конкурирующая фирма придала своему товару свойство, которое окажет большое влияние на сбыт. На ежегодной спе-
89 Весгник ЧГПУ 12.2'2013
циализированной выставке у этой фирмы будет офис для гостей, и на одном из приемов для своих дилеров глава фирмы расскажет им об этом новом свойстве товара. Предприниматель без труда может послать на этот прием своего соглядатая, чтобы узнать о нововведении. Вопрос: как ему поступить?».
«Глава фирмы изо всех сил старается добиться заключения большого контракта и в ходе переговоров о запродаже узнает, что представитель покупателя подыскивает себе более выгодную работу. У предпринимателя нет желания брать его к себе на работу, но если глава фирмы намекнет ему об этой возможности, он, по всей вероятности, передаст заказ рассматриваемой фирме. Вопрос: как поступить?».
«Предприниматель хочет опросить выборку потребителей об их реакциях на товар конкурента. Предлагается провести эти интервью якобы от имени некоего несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Вопрос: как поступить?».
Одним из факторов успеха обучения является метод кейс-стади (еа8е-81:иёу). Цель метода - научить студентов решать сложные проблемы и дать навыки нравственно-экономического поведения. «Кейс» - это описание реальной бизнес-ситуации, для которой студенты предлагают свои решения. Обычно кейсы раздаются для изучения заранее. Далее в аудитории группы студентов ищут решения, оформляют и проводят презентации своих решений. Затем в творческой, конкурентной обстановке проводится дискуссия. Приведем примеры «Кейсов»:
«Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Товар не стал по-настоящему «усовершенствованной новинкой», но предприниматель знает, что появление подобных утверждений на упаковке и в рекламе повысит его сбыт. И поэтому он идёт на обман ради получения материальной выгоды. Обсудите ситуацию».
«Фирма выпускает шампунь, который препятствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист из отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, Вестник ЧГПУ 12.2'2013 90
что шампунь рекомендуется применять дважды. Как поступить предпринимателю? Предположим, он последовал совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Но огромное количество людей наверняка посчитают данный шаг неэтичным, осудят. А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: «А что здесь плохого?» Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимости от личной системы ценностей. Обсудите ситуацию».
«Корпорация «Менвилл» десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-Джерси в конечном счете установил, «что корпорация «Менвилл» сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80 % своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы «Менвилл» выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлимое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие - блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым. Обсудите ситуацию».
В современных условиях возрастает роль организации такого студенческого объединения, как бизнес-клуб, цель которого - повысить уровень экономического образования студентов, сформировать социально-экономические ценностные ориентации. В рамках данного бизнес-клуба решаются бизнес-кейсы, проходят лекции и встречи с успешными предпринимателями, представителями социально ответственного бизнеса, представителями государственных организаций, фондов, общественных организаций осуществляющих поддержку и развитие предпринимательства [6].
В структуру воспитательных дел этической направленности педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль - форма человеческого сознания, часть человеческой культуры. По-
91 Вестник ЧГПУ 12.2'2013
нимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки - свои и других людей [2].
В рамках спецкурса «Этика предпринимательской деятельности», на наш взгляд, должны рассматриваться особенности моральной регуляции взаимоотношений экономических субъектов, институционализация морали, алгоритм разрешения сложных проблемных ситуаций, так называемых этических дилемм, когда предприниматель вынужден выбирать не между двумя одинаковыми с этической точки зрения способами действия, а должен решить, делать или не делать что-либо такое, что хотя и выгодно ему самому или организации или обоим, но может считаться неэтичным. Этично ли, например, дать и взятку, чтобы получить выгодный контракт? Этично ли позволять своей компании размещать вредные отходы в опасном виде? Этично ли скрывать информацию, которая может заставить хорошего работника принять решение о перемене места работы? Этично ли заниматься на рабочем месте личными делами?
Материальные потребности людей практически безграничны. Экономические ресурсы - земля, капитал, труд и предпринимательская способность -относительно редки, или ограниченны [1].
Этические проблемы в бизнесе наиболее остро проявляются в столкновении двух показателей деятельности: экономические показатели (издержки, доходы, прибыль); показатели социальной ответственности, то есть те обязательства, которые фирма должна выполнять не только перед своими работниками, но и перед обществом.
К неэтичным действиям с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств, массовый обман потребителей, конкурентная борьба с использованием «грязных» приемов и многое другое.
Для того чтобы предпринимательская этика формировалась не в разрез с общественными нравственными принципами, идеология бизнеса должна основываться на таких понятиях, как право, пропаганда, стабильность, сотрудниче-Вестник ЧГПУ 12.2'2013 92
ство, свобода. Именно свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего, - это механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.
В курсе «Этика предпринимательской деятельности», на наш взгляд, должен быть представлен алгоритм действий при столкновении с этическими дилеммами:
Как поступать в ситуациях морального выбора?
Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму.
Шаг 2. Получить все возможные факты.
Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора.
Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса:
«Это законно?»
«Это правильно?»
«Это полезно?»
Шаг 5. Принятие решения.
Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:
«Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?»
«Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?»
Шаг 7. Предпринять действие.
Курс, прежде всего, должен быть направлен на формирование социальноэкономических ценностных ориентаций, на формирования умения разрешать ценностные конфликты, анализировать информацию, выявлять побудительные мотивы деятельности, определять ценностные приоритеты и учитывать их при принятии поведенческих решений, полагаясь не только на интуицию, но и на логический анализ.
В курсе «Этика предпринимательской деятельности» необходимо акцентировать внимание студентов на том, что в основе бизнеса должны лежать не только стремления увеличить капитал, но и:
- желание приносить пользу другим в целом, обществу;
- привносить в бизнес творческое начало;
- уважать профессионализм и компетентность;
- понимать и поддерживать тех, кто хочет и умеет работать, стремится к самореализации;
- понимать необходимость честной конкуренции, уважительно относиться к другим предпринимателям;
- уважать законы, государственную власть, любую собственность, социальный порядок;
- стремиться к нововведениям, ценить культуру и образование, принимать активное участие в развитии науки и техники, выступать в поддержку экологических обществ;
- планировать работу так, чтобы она не шла вразрез с личными целями сотрудников;
- терпимо относиться к недостаткам других, никогда и никого не унижать.
Соблюдение предпринимательского этикета, культуры общения, вежливость, корректность, чувство меры во всем - гарантия половины успеха в предпринимательской деятельности.
С развитием международной экономики многие процессы мирового развития осмысливаются по-новому. При объяснении структурных сдвигов в содержании международной экономики сегодня уже недостаточно ограничиваться явлениями международной экономической интеграции и международных экономических отношений [3].
Прослушав данный курс, студенты должны получить основы социальноэкономических знаний, необходимые для того, чтобы ориентироваться в слож-
ном мире свободного предпринимательства, понимать, какие нравственные нормы существуют в сфере бизнеса.
Построение учебного сотрудничества со студентами, на наш взгляд, требует создания таких ситуаций, которые блокируют возможность действовать репродуктивно и обеспечивают поиск новых способов действия и взаимодействия. Учебное сотрудничество со сверстниками требует такой организации действий, при которой стороны понятийного противоречия представлены группе как предметные позиции участников совместной работы, нуждающейся в координации. Для того, чтобы возникло учебное сотрудничество «с самим собой», нужно научить студента обнаруживать изменения собственной точки зрения.
Подавляющее большинство исследований, которые сравнивают эффективность разных форм организации учебного процесса, свидетельствуют о положительном влиянии специально организованного учебного процесса на деятельность его участников: в условиях сотрудничества, в частности, успешнее решаются сложные мыслительные задачи [5]. Организация этого процесса в условиях группы может подготовить её как совокупного коллективного субъекта для равноправного сотрудничества с преподавателем, когда формируется коллективная деятельность. Принцип коллективной деятельности реализуется при: установке студентов на коллективное творчество; активном участии каждого студента в решении поставленной задачи; выборе каждым студентом личностно значимого предмета деятельности [7; 8].
Таким образом, в процессе различного рода взаимодействий активность учащихся и преподавателя позволит достаточно эффективно сформировать социально-экономические ценностные ориентации. В ходе диалога между преподавателем и студентами и между студентами идет живое общение, в процессе которого его участники духовно обогащают друг друга, выражают, преобразуют, развивают свои мысли и чувства, вырабатывают общую позицию или, наоборот, остаются при своих взглядах, теперь уже уточненных. В качестве непосредственного и опосредованного общения преподаватель ис-
95 Вестник ЧГПУ 12.2'2013
пользует во время работы сопоставления высказываний (в форме разных толкований одного и того же понятия), подключая к этому процессу студентов. Он отходит от позиции спрашивающего, контролирующего или выдающего готовое знание и совместно со студентами участвует в деятельности, направленной на решение поставленных задач. Преподаватель может стать для студента руководителем в разрешении жизненных конфликтов, помощником в преодолении трудностей.
Библиографический список
1. Айдарханов, М. Основы экономической теории: учебник / М. Айдарха-нов. - 2-е изд., доп. и перераб. - Астана: Фолиант, 2008. - 432 с.
2. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для вузов / А.Г. Маклаков. -СПб.: Питер, 2005. - 583с.
3. Нурсеит, Н.А. Основы экономики: общие понятия и микроэкономические аспекты. Курс лекций и семинаров: учеб. пособие / Н.А. Нурсеит. - Алматы, ТОО «Издательство LЕМ», 2011. - с. 540.
4. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.П. Подласый; в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.
5. Саламатов, А.А. К проблеме содержания школьного экономического образования / А.А. Саламатов, С.С. Косенко // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. Сер. 3. Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. - Челябинск, 2005. -С. 195-200.
6. Саламатов, А.А. Предпосылки и ключевые аспекты инновационной деятельности образовательных учреждений / А.А. Саламатов // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2011. - № 3 (4). - С. 54-62.
7. Саламатов, А.А. Теоретический базис концепции эколого-экономиче-ского образования в средней школе / А.А. Саламатов // Вестн. Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2009. - № 4. -С. 121-134.
8. Саламатов, А.А. Экологизация экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения: дис. ... д-ра пед. наук / А.А. Са-ламатов. - Челябинск, 2010. - 418 с.
9. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сласте-нина. - 10-е изд., перераб. - М.: Изд. центр «Академия», 2011. - 608 с.
Bibliography
1. Aidarkhanov, M. Basic economic theory: the textbook / M. Aidarkhanov . -2nd ed., Ext. and rev. - Astana: Folio, 2008. - 432 p.
2. Jobbers , A.G. General Psychology: Textbook for schools / A.G. Jobbers. -St. Petersburg: Peter, 2005. - 583 p.
3. Nurseit, N.A. Fundamentals of Economics: general concepts and microeconomic aspects. Series of lectures and seminars: Textbook. Benefit / N.A. Nurseit. - Almaty, LLP "Publisher LEM", 2011. - 540 p.
4. Podlas, I.P. Pedagogy: The New Deal: Textbook. for stud. Textbook. institutions / I.P. Podlas. - M.: VLADOS, 2003. - Pr. 2: The process of education. -256 p.
5. Salamatov, A.A. On the problem of the content of school economic education / A.A. Salamatov, S.S. Kosenko // Vestn. Chelyabinsk State Pedagogical University. Ser. 3. Development and vocational training of the person in the educational process.
- Chelyabinsk, 2005. - P. 195-200.
6. Salamatov, A.A. Background and key aspects of innovation educational institutions / A.A. Salamatov // Professional project: ideas, technologies, results. -2011. - № 3 (4). - P. 54-62.
7. Salamatov, A.A. Theoretical basis of the concept of ecological and economic education in secondary school / A.A. Salamatov // Vestn. Chelyabinsk State Pedagogical University. - Chelyabinsk, 2009. - № 4. - P. 121-134.
8. Salamatov, A.A. Greening economic training for senior students in the system of school education: dis . Dr. ... ped. Science / A.A. Salamatov. - Chelyabinsk, 2010.
- 418 p.
9. Slastenin , V.A. Pedagogy: the textbook for the students institutions of higher prof. Education / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. - 10th ed. - M., 2011. -608 p.