ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 371.011
ББК 74.200.507
Аменд Александр Филиппович
доктор педагогических наук, профессор г. Челябинск Саламатов Артем Аркадьевич кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Amend Alexandr Filippovich Doctor of Pedagogics,
Professor Chelyabinsk Salamatov Artyom Arkadievich
Candidate of Pedagogics,
Associate Professor Chelyabinsk
Эколого-экономическое образование в аспекте глобализации
Ecological-and-Economic Education in the Aspect of Globalization
Статья посвящена рассмотрению возрастающей роли эколого-экономи-ческого образования в глобализирующемся мире, когда активизируется обсуждение общемировых экологических и экономических проблемы в их связи с развитием образования.
The article is dedicated to the consideration of the increasing role of the ecological-and-economic education in the globalized world when discussion of universal ecological and economic problems in connection with education development becomes more active.
Ключевые словя: эколого-экономическое образование, глобализация,
глобальные проблемы человечества, развитие образования.
Key words: ecological-and--economic education, globalization, universal problems, education development.
Вступление России во Всемирную торговую организацию в очередной раз заставляет задуматься о глобализации и ее последствиях для социальноэкономического развития России. В последнее время активизировалось обсуждение проблем, связанных с развитием общества и экономики, с одной стороны, и отечественного образования, с другой.
На этапе мирового экономического кризиса общество заинтересовано в подготовке конкурентоспособных специалистов, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, знающих основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, владеющих инновационными методами развития экономики. Однако, в это же время продолжает усиливаться негативная антропогенная нагрузка на окружающую среду, истощение которой несомненно скажется на замедлении экономического роста. Наличие глобальных проблем и связанных с ними последствий свидетельствует о необходимости изменения общественной морали, что в решающей мере зависит от сферы образования.
Потребительское отношение развитых стран мирового сообщества к природе поставило ее на грань выживания. Доминирующие схемы производства и потребления ведут к экологическому опустошению, возрастающему риску для жизни и здоровья людей из-за снижения качества окружающей среды. Психологической предпосылкой глобального экологического кризиса стала бытующая в сознании человека доминанта -чувство собственного превосходства над природой и, как следствие, безответственное отношение к ней. В каком-то отношении это тоже можно назвать одной из форм экономического эгоизма, о существовании которого в мире говорил президент России на XIII Петербургском международном экономическом форуме [10].
30 января 2008 года состоялось заседание Совета безопасности РФ по вопросам экологии, на котором обсуждалось влияние экологических стандартов на инновационное развитие страны. Открывая его, президент России привел угрожающие цифры, характеризующие экологическую ситуацию в стране. С 1999 года по 2006 год выбросы от предприятий и других стационарных источников выросли более чем на 10%, а от автотранспорта -более чем на 30%. Сейчас Россия - на третьем месте в мире по вредным выбросам в атмосферу. Содержание вредных веществ в воздухе превышает все возможные нормы в 202 городах страны. Только официальные свалки в стране занимают площадь почти 3 тысячи квадратных километров, что в 2 с половиной раза больше всей площади столицы, при этом мы единственная из высокоразвитых стран, где загрязнитель не платит [10].
Ухудшение экологической ситуации в России грозит не только природе и здоровью граждан, но и российским компаниям, которые могут понести значительные экономические убытки из-за неконкурентоспособности на международном рынке и возможных жестких санкций внутри страны. На
заседании Совета безопасности РФ Д.А. Медведев объявил, что российский бизнес может столкнуться с ограничениями на внешних рынках под предлогом низкой экологической безопасности отечественной продукции [10].
Заседание президиума Госсовета, состоявшееся 4 июня 2008 года, также было посвящено оздоровлению экологической ситуации в стране. Президент подчеркнул необходимость обеспечения экологической и энергетической безопасности российской экономики, которая по данным показателям менее эффективная по сравнению с ведущими мировыми державами. «В конечном счете, это определяет уровень нашей конкурентоспособности в мире», -добавил он. «По уровню энергоэффективности большинство производств отстают от современного уровня в 10-20 раз, поэтому к 2020 году была поставлена задача по снижению энергоемкости в экономике практически наполовину», - сказал президент. Он подверг критике существующую в России природоохранную и ресурсосберегающую систему. «Такая система не
стимулирует внедрение природоохранных и ресурсосберегающих технологий,
а, соответственно, происходит консервация прежних технологий, консервация отсталости и расточительства, которые, к сожалению, встречаются повсеместно», - сказал Д.А. Медведев [10].
Перед лицом многочисленных проблем, которые ставит перед нами будущее, образование является необходимым условием устойчивого развития. Ключевой задачей здесь является активное участие в жизни общества, что, в свою очередь, определяется чувством ответственности каждого из нас.
Вполне резонно возникает вопрос, почему продукция наших предприятий до сих пор обладает слабой конкурентоспособностью на мировых рынках. Конечно, это явление можно объяснить недостатками нашей внутренней политики, экономики, организации производства и т.д. Но ведь все политики, экономисты, инженеры и рабочие учились в наших российских школах, профтехучилищах, техникумах, вузах, и, таким образом, система образования ответственна за экономическое, социальное, нравственное состояние страны.
«У нас никогда не было модели развития, основанной на российских ценностях и амбициях», - сказал И. Шувалов на XIII Петербургском международном экономическом форуме [10]. На наш взгляд, именно экологоэкономическая модель поведения могла бы стать одним из аттракторов, в соответствии с которой строится экономическое развитие страны с учетом обеспечения ее экологической безопасности, когда экологические и экономические проблемы рассматриваются во взаимосвязи, а не
противопоставляются.
Реальное положение в мире таково, что основным капиталом сегодня становится не природно-ресурсный потенциал страны и даже не финансы, а интеллектуальный - научно-образовательный - потенциал. Теперь одной из основных задач науки и образования становится оценка рисков. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, «возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, требует формирования современного мышления у молодого поколения» [3].
Модернизация российского образования должна быть связана с ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. В наши дни наблюдается удивительный и беспрецедентный в истории феномен, суть которого состоит в том, что общественное сознание существенным образом отстает от происходящих в мире глобальных перемен. Образование обязано своевременно подготовить людей к новым условиям жизни, которые несет с собой стремительно приближающееся будущее.
Конструктивной в этом плане является идея опережающего образования, предложенная А.Д. Урсулом. Очевидно, что именно опережение сознанием бытия является необходимым условием решения глобальных проблем современности и дальнейшего безопасного развития цивилизации. Сегодня ощущается острая необходимость в новой философии образования, которая была бы адекватна не только уже изменившимся условиям существования человека в современной социально-экономической и информационной среде, но и тем новым глобальным проблемам, которые ставит перед человечеством XXI век [8].
Однако в России образование не успевает за теми изменениями, которые происходят в сфере производства и потребления знаний. Оно должно приобрести инновационный характер, а обучающиеся должны быть способны к инновационному типу жизни и жизнедеятельности, который немыслим сегодня без компьютерной техники.
Реальный вклад России в обеспечение устойчивого развития мира в обозримом будущем может быть связан с решением ее собственных проблем -для страны, занимающей восьмую часть суши и восьмое место по численности населения в мире, это немало. Однако, для этого нужны специалисты и просто граждане, желающие и способные идти по пути устойчивого развития, но для этого недостаточно стандартного, стереотипного мышления. Необходима такая
направленность образования, которая выполняла бы функцию формирования прогностического, творческого, оригинального мышления.
Мы полагаем, что и в общеобразовательной школе, и в учреждениях профессионального образования целесообразно более пристальное внимание уделять эколого-экономическому образованию, основным принципом реализации которого является опережающее, прогностическое образование с привлечением инновационных информационных технологий. Ведь особенность глобальных проблем, а точнее их последствий, в том, что их решение должно носить принципиально упреждающий характер, иначе просто будет поздно.
Эколого-экономическое образование можно считать инновационным средством реализации концепции устойчивого развития. Необходимо приучать учащихся к тому, что любое решение, любое действие должно быть экологически и экономически обосновано: изучение каждого устройства, технологического решения и действия должно включать их эколого-экономи-ческий анализ и эколого-экономическое обоснование. И наоборот, каждый экономический проект, каждое экономическое решение должно подкрепляться соответствующим технологическим обеспечением с учетом экологической безопасности.
В последнее время много говорится о необходимости развития экологического образования в России, но к сожалению, приходится признать, что в настоящее время у молодежи мотивация к изучению экологии довольно низкая. Существующее в настоящее время несовпадение, а зачастую и противоречивость экономических и экологических потребностей, во многом отражает конфликт между экономическими и экологическими целями развития общества, что и является основным препятствием в обеспечении устойчивого развития, т.е. оптимального сочетания экономического развития общества с сохранением и поддержанием в нормальном состоянии окружающей среды.
Эколого-экономическое образование устраняет этот барьер, так как формируемые в его процессе ценностные ориентации приемлемы для человека как с точки зрения его нравственных ориентиров, так и с точки зрения возможности получения им материальных благ. Эколого-экономические ценностные ориентации - это система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на оптимальное взаимоотношение человека с окружающей средой, при котором удовлетворение человеческих потребностей соотносится с интересами сохранения природы.
Сущность эколого-экономического образования заключается в формировании у обучающихся экономически обусловленного нравственного отношения к природе, проявляющегося в осознании ими того, что экономика должна быть экологически безопасной, а экология - экономически целесообразной [9].
Мы согласны с мнением М.А. Данилова, М.Н. Скаткина и других ученых, предлагающих рассматривать образовательный процесс на четырех уровнях: теоретическом (обобщенной модели); отдельных учебных предметов; проекта конкретного осуществления образовательного процесса в форме плана для каждого урока и системы уроков; реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня. При этом в своей совокупности три проектных уровня последовательно отражают общее, частное и единичное в образовании.
На теоретическом уровне процесс эколого-экономического образования обеспечивается соответствующей концепцией, а именно, детерминантами и компонентами содержания рассматриваемого вида образования,
определенными на основе требований, которые предъявляет теоретический базис разработанной концепции эколого-экономического образования [9].
На уровне отдельного учебного предмета процесс эколого-экономиче-ского образования представлен программно-методическим обеспечением, которое состоит из учебного плана для эколого-экономического профиля, учебных программ, тематического планирования и содержания элективного курса «Человек в эпоху эколого-экономических проблем» для всех профилей. Представленные два уровня являются инвариантными.
Проекты осуществления занятий по эколого-экономическому образованию представлены в учебно-методических пособиях и методических рекомендациях, разработанных для учителей. При этом отметим, что структура и в некоторой степени содержание конкретных разработок занятий может варьироваться в зависимости от личностных качеств учителя, его гражданских и профессиональных воззрений, оказывая влияние на ход реального образовательного процесса.
Эколого-экономическое образование характеризуется как интегрированная содержательная линия, а с учетом ее непрерывности - как сквозная содержательная линия, пронизывающая образование. Этот процесс может вариативно выстраиваться с помощью гибких подходов к требованиям федерального, национально-регионального уровней образования и уровня образовательного учреждения, которые реализуются на основе учебных планов разных видов, допускающих интерпретацию содержательных линий в виде
различных моделей: однопредметной, многопредметной, полипредметной и смешанной.
Однопредметная модель эколого-экономического образования интегрирует (на основе дидактики) экологические и экономические знания, а также их методы в целостную систему - единый учебный курс - с целью создания комплексного средства формирования рациональных взаимоотношений человека, общества и биосферы. Выделение самостоятельного курса имеет положительные и отрицательные аспекты. Последние связаны с опасностью локализации и фрагментации экологоэкономических знаний в сознании учащихся. Необходим поиск оптимального объема и структуры всего содержания учебного материала в таком предмете [1].
Двупредметная модель допускает изучение экологии и экономики в виде отдельных, самостоятельных, взаимосвязанных лишь на уровне межпредметных связей учебных курсов. В аспекте функционального структурирования непрерывного эколого-экономического образования эта модель может быть принята в качестве позволяющей углубленно изучать конкретные вопросы экологии и экономики [1].
Полипредметная модель предполагает одновременную глубокую экологизацию и экономизацию главных аспектов основных естественнонаучных и гуманитарных учебных курсов в традиционной логике их построения. Экологизация в рамках данной модели понимается в трех аспектах: 1) как формирование единой и целостной, экологически
обусловленной образовательной среды; 2) как раскрытие средствами
конкретных учебных курсов базового понятия экологии «окружающая среда» во всем многообразии ее биосоциальных проявлений; 3) как нацеленность на формирование рациональных взаимоотношений человека, общества и биосферы, также реализуемая средствами конкретных учебных курсов. Аспекты экономизации при этом определяются как: 1) раскрытие средствами учебных курсов всего многообразия проявлений социально-экономической составляющей окружающей среды вообще и образовательной среды в частности; 2) нацеленность учебных курсов на формирование их средствами рационально-гуманистических взаимоотношений в системе «человек -общество - биосфера», с учетом равной значимости входящих в нее подсистем «сфера производства» и «непроизводственная сфера» [9].
Смешанная модель эколого-экономического образования заключается в комбинировании трех вышеперечисленных моделей именно в процессе
непрерывного образования. Она предполагает предпочтительное использование на каждом из его уровней одной из вышеперечисленных моделей. В этой модели содержание комплексных экологических, экономических и интегративных эколого-экономических знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов [9].
В заключение отметим, что Россия занимает важнейшее стратегическое положение в мире, является перекрестком мировых сухопутных и морских транспортных путей, обладает практически всеми видами сырья и ресурсов, развитой хозяйственной инфраструктурой, а по размерам территории и ресурсному потенциалу не имеет себе равных в мире. Россия - крупнейший экологический донор планеты. Все это определяет ведущую роль России в решении ключевых проблем современности, но без соответствующего внимания к образованию и подготовке молодых людей к ответственной жизни в сильном государстве, мы, к сожалению, можем потерять возможность воспользоваться тем огромным потенциалом, которым располагаем сегодня.
Библиографический список
1. Аменд, А.Ф. Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ / А.Ф. Аменд, А. А. Саламатов // Образование и наука: Изв. УрО РАО. - 2003. - № 3 (21). - С. 86-96.
2. Всемирный форум по образованию. Дакар, Сенегал 26-28 апр. 2000 г.
Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. - ЮНЕСКО, 2000.
3. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор шк. - 2002. - № 1. - С. 97-126.
4. Кремень, В.Г. Международный опыт модернизации образования // Вестн. образования России. - 2003. - № 7. - С. 3-12.
5. Максимова, М.М. В XXI век - со старыми и новыми глобальными проблемами // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1998. - № 10. -С. 5-22.
6. Никандров, Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее // Нар. образование. - 2001. - № 2. - С. 178-182.
7. Новиков, А.М. Что знает Иван, чего не знает Джон? Что умеет Джон, чего не умеет Иван? // Нар. образование. - 2001. - № 1. - С. 8-14.
8. Развитие образования и науки на пороге XXI века: сб. науч. сообщений / Междунар. акад. наук. высш. шк. - М.: Изд-во МЭСИ, 1996. - № 2. - 149 с.
9. Саламатов, А. А. Интеграция экологического и экономического образования в средней школе: моногр. / А.А. Саламатов. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - 302 с.
10.www.president.kremlin.ru
Bibliography
1. Amend, A.F. Continuous Ecological-and-Economic Education at Comprehensive Schools / A.F. Amend, A.A. Salamatov // Education and Science. - 2003. - № 3 (21). - P. 86-96.
2. Concept of Modernization of the Russian Education for the Period up to 2010 // School Director. - 2002. - № 1. - P. 97-126.
3. Development of Education and Science at the Turn of the XXIth Century. - М., 1996. - № 2. - 149 p.
4. Educational World Forum. Dakar, Senegal. 2000, Apr. of 26-28. Dakar Frameworks of Actions. - UNESCO, 2000.
5. Kremen, V.G. International Experience of Education Modernization // Education in Russia. - 2003. - № 7. - P. 3-12.
6. Maksimova, М.М. Into XXI Century with the Old and New Global Problems // Economic and International Attitudes. - 1998. № 10. - P. 5-22.
7. Nikandrov, N.D. Education on the Millenium Boundary // People’s Education. -2001. - № 2. - P. 178-182.
8. Novikov, A.M. What Does Ivan Know that is Not Known by John? What is John Able to Do that Ivan is Not Able? // People’s Education. - 2001. - № 1. - P. 8-14.
9. Salamatov, A.A. Integration of Ecological and Economic Education at High School / A.A. Salamatov. - Chelyabinsk, 2007. - 302 p.
10.www.president.kremlin.ru