ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 371.011 ББК 74.200.508
Аменд Александр Филиппович
доктор педагогических наук, профессор г. Челябинск Саламатов Артем Аркадьевич кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Amend Alexandr Filippovich Doctor of Pedagogics, Professor Chelyabinsk Salamatov Artyom Arkadievich Candidate of Pedagogics,
Associate Professor Chelyabinsk
Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи The System of Continuous Ecological-and-Economic Education of the Youth
В статье рассматривается проблема содержания и организации непрерывного эколого-экономического образования молодежи в современных условиях, а также взаимосвязь всех уровней эколого-экономического обраования.
The article is dedicated to the consideration of the contents and the organization of the continuous ecological-and-economic education of the youth in modern conditions as well as to the interrelation of all levels of ecological-and-economic education.
Ключевые слова: эколого-экономическое образование, непрерывное образование.
Key words: ecological-and-economic education, continuous education.
Обеспечение эколого-экономической безопасности как одного из ключевых
условий выживания государства предполагает смену существующих приоритетов на эколого-экономические во всех аспектах государственной политики. Это невозможно без утверждения новой мировоззренческой доминанты в обществе, без соответствующего изменения сознания людей, системы ценностей общества в целом, понимания сути эколого-экономических проблем и ответственного участия каждого человека в их решении. Формирование ответственного отношения граждан к окружающей среде связано с ломкой потребительского стереотипа поведения, должно быть системным, и может быть обеспечено по мере повышения эколого-экономической образованности людей всех возрастов, социальных слоев
и профессиональных групп российского общества средствами непрерывного эколого-экономического образования и просвещения.
Сущность эколого-экономического образования заключается в формировании у обучающихся экономически обусловленного нравственного отношения к природе, проявляющегося в осознании ими того, что экономика должна быть экологически безопасной, а экология - экономически целесообразной [У]. Рассмотрим систему эколого-экономического образования, представленную на разных этапах развития личности.
Эколого-экономическое образование в начальной школе. Цель: воспитание основ экологической и экономической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе и особенностей взаимодействия человека с ней; выработка первоначальных практических навыков эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения; формирование базовой системы ценностей по отношению к окружающему миру.
В детском саду и начальной школе необходимо ориентировать детей на познание окружающей среды как целостности особого рода. Особое внимание к эколого-экономическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлено необходимостью формировать элементарную экологическую и экономическую культуру в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Результатом эколого-экономического образования детей, обучающихся в начальной школе, может стать готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает: эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, эмоционально-положительное отношение к ее объектам; деловую готовность - возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии; интеллектуальную готовность - определенный уровень информированности детей о взаимодействии человека и природы, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической и экономической культуры.
Таким образом, в детском саду и начальной школе формируется целостная картина мира на основе эмоционально-ценностных отношений. Ввиду того, что в базовых учебных планах общеобразовательной школы не предусмотрены учебные часы для предмета «Ознакомление с окружающим миром» и «Экономика», эколого-экономическое образование можно реализовать в начальной школе либо на основе полипредметной модели с опорным курсом «Природоведение», либо на основе однопредметной модели за счет часов, отводимых на факультативы. При их реализации должны доминировать такие методы и формы образования, как наблюдения, экскурсии, видеофильмы, дидактические игры.
Эколого-экономическое образование в основной общеобразовательной школе. Цель: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в обществе, формирование теоретического экосинергического мышления, понимания учащимися единой картины мира, неразрывности связей человека с природой, привлечение школьников к практической эколого-экономической деятельности.
Если в начальном общем образовании его эколого-экономическая составляющая проявляется как важный дидактический принцип, осознаваемый и принимаемый учителем, то в основной школе сами ученики должны в полной мере осознавать значимость экологизации и экономизации знаний.
По мнению ученых-психологов и педагогов, средний школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного и последовательного формирования эколого-экономических знаний, умений и навыков, так как в это время определяется направление дальнейшего развития эколого-экономического сознания. Но в то же время у учащихся подросткового возраста постепенно снижается познавательный интерес к окружающей природе, поэтому необходимо использовать новые методы, средства и формы образования, способствующие активизации интереса к эколого-экономическим проблемам современности.
Содержание эколого-экономического образования в основной общеобразовательной школе должно позволить ученику осознанно подготовиться к реа-
лизации многочисленных настоящих и будущих социальных ролей. Профилировать эти роли можно следующим образом: человек в экосистеме; человек в биосфере; человек в семье; человек в коллективе; человек в обществе; человек на пути к устойчивому развитию общества и биосферы.
При таком «ролевом подходе» к реализации эколого-экономического образования эффективность его достигается на путях моделирования реальных жизненных ситуаций. Ориентация же на реальную жизнь во всем многообразии ее проявлений должна быть адекватна комплексу знаний, которые ученик получает в основной школе. Именно поэтому на рассматриваемом уровне общего образования целесообразна полипредметная модель эколого-экономической его составляющей.
Эколого-экономическое образование в средней (полной) общеобразовательной школе. Цель: формирование эколого-экономического сознания школьников на основе знаний о взаимодействии природы, общества и человека; формирование системы интеллектуальных способностей и практических умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды, ее защите и улучшению; воспитание эколого-экономических ценностных ориентаций личности.
Глубинная экологизация и экономизация общего образования осуществима в старшем звене общеобразовательной школы, где ученики, прошедшие предыдущие этапы эколого-экономического образования в начальной и основной общеобразовательной школе, способны к продуктивному усвоению основ экологизированной экономики. Это усвоение может быть достигнуто через реализацию следующих содержательных линий: история взаимоотношений человека, общества и природы; социоэкосистемы и социальная экология; биосферная роль человека; учение о ноосфере; концепция устойчивого развития; альтернативные пути развития системы «человек - общество - биосфера; малоотходные технологии и замкнутые технологические циклы.
При установлении преемственности между основной и средней школой необходимо учитывать, что в старшем школьном возрасте у учащихся развива-
ется творческое отношение к учебе, усиливается самостоятельность и ответственность, учебная деятельность при этом приобретает элементы исследовательского характера. Данный уровень эколого-экономического образования может быть реализован на основе смешанной его модели, которая предполагает интеграцию основных, специальных и факультативных учебных курсов.
Современные тенденции социально-экономического развития заставляют переосмыслить цели школьного образования, и, соответственно, по-новому сформулировать планируемые результаты образования, в том числе, в рамках одного из направлений модернизации - профилизации старшей ступени общеобразовательной школы. Возникает острая необходимость подготовки старших школьников к эффективному участию в новых экономических отношениях, формирования цивилизованного делового человека, для которого характерно разумное хозяйствование, ответственное отношение к природе и ее ресурсам. Сейчас переход к профильной школе в принципе не может быть всецело ориентирован на прошлый опыт. Определить сегодня направления профильных классов, а также содержание элективных курсов для различных профилей - значит учитывать социально-экономическое развитие страны на 10-20 лет вперед. В мире, где изменчивость стала чертой не только научно-технического прогресса, но и образа жизни масс, общеобразовательная школа, а особенно ее подсистема
- профильная школа, - обязана передавать новым поколениям не только ранее накопленные знания, но и своевременно готовить их к решению проблем, с которыми личность и общество прежде еще никогда не сталкивались. Представим базисный учебный план эколого-экономического профиля, который в полной мере позволяет реализовать принцип интеграции естественнонаучной и гуманитарной образовательных парадигм в средней школе [7].
Предпрофильная эколого-экономическая подготовка и эколого-экономиче-ское образование в классах других профилей могут обеспечиваться реализацией элективных курсов и межпредметных экологических и экономических связей. Элективными курсами, поддерживающими изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне, могут быть реко-
мендованы следующие: «Человек в эпоху эколого-экономических проблем», «Экология и охрана природы», «Экологические основы природопользования», «Экономическая культура - школьнику» и др.
Т а б л и ц а
Базисный учебный план «Эколого-экономический профиль»
Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения
1 Базовые общеобразовательные предметы
Русский язык 2
Литература 6
Математика 8
Иностранный язык 6
История 4
Обществоведение 2
Физика 4
Физическая культура 6
Информатика и ИКТ 2
II. Профильные общеобразовательные предметы
Экология 4
Экономика 4
Химия 6
Биология 4
География 4
III. Элективные курсы
Курсы, предлагаемые школой, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 10
IV. Региональный компонент
По усмотрению региона 4
Основным является элективный курс «Человек в эпоху эколого-экономи-ческих проблем», так как он разработан нами целенаправленно как средство интеграции экологического и экономического образования в средней школе, осуществляемого в общеобразовательных курсах «Экология», «Экономика», «Химия», «Биология», «География» и направлен на формирование эколого-экономи-ческих ценностных ориентаций личности.
Эколого-экономическое образование в начальной и средней профессиональной школе. Цель: формирование профессионализма, обеспечивающего рациональное и экологически безопасное природопользование в соответствии с предметом его труда; обучение экологически грамотным решениям при управлении производством и организации деятельности трудового коллектива.
К сожалению, в настоящее время недостаточно разработано теоретикометодическое обеспечение эколого-экономического образования в начальных и средних специальных учебных заведениях, поэтому задачи, поставленные в Национальной стратегии экологического образования в Российской Федерации, с течением времени не потеряли своей актуальности, а лишь в претерпели некоторые изменения в связи с направленностью эколого-экономического образования.
В качестве первоочередных мероприятий предлагается:
- создать на базе научно-методических центров сеть постоянно действующих семинаров по проблемам эколого-экономического образования для повышения квалификации и переподготовки преподавателей УНПО и СПО;
- создать систему банков данных по эколого-экономическому мониторингу местности расположения учебных заведений;
- ввести общие экологические и экономические предметы (охрану окружающей среды и рациональное природопользование и др.) в учебные планы УНПО и СПО;
- ввести специализированные эколого-экономические предметы и специальные курсы (эколого-экономического моделирования, мониторинга окружающей среды, экологического менеджмента и др.);
- ввести в учебный процесс специальные общеобразовательные курсы («Биосфера и человек», «Здоровье и окружающая среда» и т.п.).
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить технологиям и средствам получения, накопления, передачи, анализа (обработки) и использования информации, т.е. информатизации НПО и СПО. Необходимо более интенсивно развивать сферу новых информационных технологий, которые станут платформой для реализации идеи опережающего образования.
Эколого-экономическое образование в высшей школе. Цель: подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого развития, а также о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, умеющих оценить степень антропогенного
воздействия на природу и здоровье людей, а также способных осуществлять профессиональную деятельность в рамках эколого-экономического равновесия.
Изучение мирового и отечественного опыта показывает, что можно выделить несколько взаимосвязанных направлений эколого-экономического образования студентов вузов.
Первое направление связано с тем, что практически каждая дисциплина, изучаемая в высшей школе, дает возможность для изучения взаимодействия человека, общества и природы, поэтому можно включить эколого-экономические вопросы в содержание традиционных учебных дисциплин. Органичное включение эколого-экономической проблематики способно повысить интерес к изучению предмета, поскольку связывает учебный материал со злободневными вопросами современности. Задача преподавателя заключается в том, чтобы умело акцентировать внимание студентов на данном вопросе.
Эколого-экономический образовательный процесс в вузе предполагает разнообразную деятельность по формированию комплексных экологических, экономических и интегративных эколого-экономических знаний и умений, эко-лого-экономических ценностных ориентаций личности, что предусматривает:
- разработку регионального компонента профессиональной подготовки специалистов в области экологизированной экономики;
- открытие новых специальностей в соответствии с потребностями общества и государства;
- укрепление материальной базы для учебной и научно-исследовательской деятельности в области эколого-экономического образования;
- качественное учебно-методическое обеспечение эколого-экономиче-ского образовательного процесса;
- достижение современного высокопрофессионального уровня экологоэкономического образования.
Экологизация и экономизация учебных дисциплин и спецкурсы экологоэкономического содержания относятся к формальному эколого-экономиче-скому образованию, которое осуществляется в рамках дисциплин, входящих в
расписание учебных занятий вузов. В рамках неформального экологоэкономического образования в первую очередь следует упомянуть о научноисследовательской работе студентов. Эколого-экономические исследования не должны являться прерогативой естественнонаучных факультетов, так как исторические, социологические, юридические, политологические аспекты экологии, экономики и эколого-экономического образования также представляют большой интерес для исследователя.
Инновационную деятельность по эколого-экономическому образованию мы связываем с необходимостью формирования и реализации новых обучающих программ, опирающихся на достижения информационных технологий, интерактивных методик групповой и самостоятельной учебной работы.
В деятельности вузов по эколого-экономическому образованию можно выделить несколько приоритетных направлений применения новых информационных технологий:
• как средство повышения производительности труда в управлении (аттестация педагогических работников, составление расписания, тарификация, база данных обучающихся и др.);
• как средство эколого-экономического воспитания (диагностика развития личности обучающихся (формирование эколого-экономических ценностных ориентаций), развивающие игры, портфолио студента и др.);
• как средство поддержки профессионального эколого-экономического образования (электронные учебники и пособия, лабораторные практикумы, тренажеры, демонстрационные материалы, контролирующие программы и др.);
• как средство развития творческой активности личности и теоретического стиля мыслительной деятельности (издательская деятельность, работа в телекоммуникационных сетях и др.);
• как средство контроля (контроль качества процесса эколого-экономиче-ского образования).
Так, например, при помощи информационно-коммуникационных технологий могут искусственно создаваться условия, позволяющие смоделировать виртуальную среду обучения. В этой искусственно созданной среде показывается, напри-
мер, взаимосвязь экологии и экономики при анализе себестоимости продукции. Экологи и экономисты с разных позиций рассматривают это понятие. Это важно показать учащимся, так как в условиях глобализации данный вопрос является одним из определяющих при производстве конкурентоспособной продукции на мировом рынке. Работая на таком виртуальном производстве, учащимися достигается понимание о целесообразности экологизированой экономики.
Особо стоит остановиться на использовании глобальной сети Интернет. Применение Интернета не самоцель, а эффективное средство современного образования. При этом его значительные информационные ресурсы могут широко использоваться для решения познавательных задач и даже значительно изменить саму образовательную модель. Простое накопление знаний не имеет большого значения, а вот освоение способов образовательной деятельности (в том числе коллективных) в условиях доступности любых информационных ресурсов - наиболее приоритетное направление. Но, к сожалению, эффективных методик преподавания учебных курсов эколого-экономического содержания на основе применения телекоммуникационных сетей создано очень мало. В связи с этим Интернет-образование нуждается в специальной педагогической технологии, основанной на системно-деятельностном подходе к обучению и ценностных ориентирах в воспитании.
Таким образом, современные технические возможности позволяют создавать нужные для обучения мультимедийные комплексы, программы, моделирующие образовательную среду и создающие условия виртуального обучения, что повышает качество эколого-экономического образования, и в конечном итоге, позволяет воплощать на практике идеи устойчивого развития.
Повышение квалификации педагогических кадров в области экологоэкономического образования. В современных условиях заметно выросла роль образовательных учреждений в повышении квалификации педагогов. По сравнению с курсовой переподготовкой на региональном, муниципальном, субму-ниципальном уровне повышение квалификации педагогов в образовательном учреждении имеет относительно непрерывный и постоянный характер и позво-
ляет руководителям оказывать конкретную помощь, содействовать профессиональному росту каждого педагога.
В настоящее время, с одной стороны, наблюдается динамичное становление в общественном сознании таких понятий, как планетарное мышление, рынок, социальная и профессиональная успешность, индивидуализация мышления и деятельности, адаптивность поведения и т.п., с другой - в педагогической традиции продолжает оставаться приоритет коллективного над индивидуальным, неприятие идей профессиональной конкуренции, авторитаризм в мышлении. Наблюдается также значительная изоляция педагогической общественности от лучших образцов мирового педагогического опыта. Преодолеть эти объективно существующие противоречия можно только в творческом союзе педа-гогов-новаторов, педагогов-методистов, ученых, вузовских педагогов.
Сохранение противостояния приведет к дальнейшей диспропорции между школьной практикой и научно-методическим обеспечением модернизации педагогического образования. Назрела необходимость по-новому строить повышение квалификации - содержание, структуру, организационные формы, а также научно-методическую и методическую работу.
Мы полагаем, система непрерывного дополнительного педагогического образования в эколого-экономической области должна состоять из подсистем:
- дополнительного образования (повышение квалификации), которое осуществляется институтами дополнительного образования и повышения квалификации работников образования и его филиалами, высшими и средними профессиональными учебными заведениями;
- научно-методической работы, организуемой непосредственно образовательными учреждениями под руководством кафедр, научных центров, ученых и т. п.;
- методической работы, проводимой образовательными учреждениями;
- самообразования - индивидуального плана развития профессионализма педагога в области эколого-экономического образования.
Эколого-экономическое просвещение населения. Научное сообщество, студенты и школьники могут принимать участие в просветительской работе как
в учебных заведениях (например, во время прохождения студентами педагогической практики), так и среди населения. В этом смысле неоценимую помощь могут оказать и средства массовой информации. Потребуется много времени, пока школьники и студенты, овладев новыми знаниями, дойдут до руководящих постов и станут использовать эти знания в принятии управленческих решений. Поэтому образование вне связи со СМИ не поможет решить задачу быстрой масштабной реструктуризации экономики. С учетом этого ограничительного временного фактора для информирования общественности мы неизбежно должны обратиться к средствам массовой информации.
Кроме этого, СМИ обладают огромными возможностями в области эколо-го-экономического образования подрастающего поколения и должны способствовать повышению интереса к взаимосвязи экологических и экономических проблем. В этом отношении, на наш взгляд, существует вариант, не требующий огромных финансовых затрат, связанных с созданием новых передач. Так, например, в некоторых уже существующих передачах к обсуждению экологоэкономических вопросов наряду со взрослыми могут привлекаться учащиеся старших классов и студенты. Это позволит наглядно продемонстрировать подрастающему поколению связь образованности, менталитета граждан и экологоэкономического состояния как страны в целом, так и регионов.
Заручиться общественной поддержкой при проведении в экономике преобразований такого масштаба нелегко, поскольку это подразумевает вызов «большому бизнесу», имеющему свои экономические интересы, подчас идущие вразрез с концепцией устойчивого развития. Устойчивая экономика не может возникнуть стихийно, а лишь в результате скоординированных и продуманных действий информированного населения, и в этом отношении ничто не сможет заменить инициативы политических лидеров в построении экологически устойчивой экономики. Властные структуры всех уровней должны сами пропагандировать знания об экологизированной экономике среди своих граждан и осуществлять экологически устойчивую политику, необходимую для ее построения.
В заключение подчеркнем, что наряду с нарастанием темпов научнотехнического прогресса приходит время все более жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений. Но чем более жесткие требования будет выдвигать перед человечеством природа, тем большее значение будут приобретать человеческие качества. В этом смысле можно сказать, что, в отличие от ХХ века, который принято было называть веком научно-технического прогресса, XXI век призван стать веком образования, так как только образование обеспечивает становление человека не только как биологического, но и социального существа, как ответственной личности, носителя культуры и представителя конкретной профессии.
Библиографический список
1. Аменд, А.Ф. Непрерывное эколого-экономическое образование учащихся общеобразовательных школ / А.Ф. Аменд, А.А. Саламатов // Образование и наука: Изв. УрО РАО. -2003. - № 3 (21). - С. 86-96.
2. Зборовский, Г.Е. Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования / Г.Е. Зборовский, Г.М. Романцев // Образование и наука. - 2000. - № 3 (5). - С. 18-28.
3. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования // Директор шк. - 2002. - № 4. - С. 97-114.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Директор шк. -2001. - № 1. - С. 98-105.
5. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Прил. к журн. «Вестн. экол. образования в России». - 2000. - № 1 (15). - 20 с.
6. Никандров, Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее / Н.Д. Никандров // Нар. образование. - 2001. - № 2. - С. 178-182.
7. Саламатов, А.А. Интеграция экологического и экономического образования в средней школе: моногр. / А.А. Саламатов. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. - 302 с.
Bibliography
1. Amend, A.F. Continuous Ecological-and-Economic Education in Comprehensive Schools / A.F. Amend, A.A. Salamatov // Education and Science. - 2003. - № 3 (21). - P. 86-96.
2. Concept of Russian Education Modernization up to 2010 // School Headmaster. - 2002. -№ 1. P. 97-126.
3. National Doctrine of education in the Russian Federation // School Headmaster. - 2001. -№ 1. - P. 98-105.
4. National Strategy of Ecological Education in the Russian Federation // Education in Russia. - 2000. - № 1 (15). - 20 p.
5. Nikandrov, N.D. Education on a Millennium Boundary / N.D. Nikandrov // Public Education. - 2001. - № 2. - P. 178-182.
6. Salamatov, A.A. Integration of Ecological and Economic Education at a High School / A.A. Salamatov. - Chelyabinsk, 2007. - 302 p.
7. Zborovski, G.E. Innovations in Professional Education: Problems of Research / G.E. Zborovski, G.M. Romantsev // Education and Science. - 2000. № 3 (5). - P. 18-28.