УДК 370.186
О. В. САВЕЛЬЕВА щ
Городской Дворец детского (юношеского) творчества,
г. Омск
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме развития компетентности социального взаимодействия в условиях дополнительного образования. Раскрываются понятия: компетентность социального взаимодействия, развитие и условия дополнительного образования. Приводятся данные опроса мнения педагогов дополнительного образования и родителей Городского Дворца детского (юношеского) творчества, подтверждающие интерес субъектов образовательного процесса к выбранной проблеме.
Ключевые слова: развитие, компетентность социального взаимодействия, условия дополнительного образования.
Необходимость определения перспектив жизненного самоопределения в юношеском возрасте детерминируют проблему развития компетентности социального взаимодействия как наиболее значимую в системе общего среднего образования и сопутствующей ей системе дополнительного образования. От того, насколько эффективно ребенок сможет научиться взаимодействовать и сотрудничать с окружающим миром и людьми, проявлять толерантность к иным культурам, формировать собственную систему ценностей зависит его дальнейший жизненный успех. Хотя реальная социальная и педагогическая практика показывает, что часто выпускники образовательных учреждений не готовы к реализации требований, предъявляемых обществом, испытывают трудности в процессе социализации, пребывают в состоянии неуверенности на этапе вхождения в самостоятельную взрослую жизнь. Что свидетельствует о недостаточной разработанности или отсутствии последовательной системы действий, направленной на развитие данной ключевой компетентности, выделенной И. А. Зимней в группе ключевых компетентностей, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы Теоретической основой выделения И. А. Зимней данных групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б. Г. Ананьев), что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В. Н. Мясищев); что компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач); что профессионализм включает компетентности (А. К. Маркова) [1].
А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн достаточно глубоко разработали проблему психического развития человека и обосновали деятельностный подход к проблеме «развития». В основе теории периодизации психического развития человека лежит положение, о том, что сознание человека формируется благодаря изменению его деятельности [2].
Ребенок постоянно развивается, в основе его развития лежит глубокое, действенное отражение действительности, которое: 1) преображает чувственную данность явлений; 2) познает действительность, изменяя ее, и изменяет, познавая; 3) выражается в качественных закономерных сдвигах, происходящих внутри воспроизводящей деятельности и в составе усваиваемых способностей [2].
Основной задачей системы образования является содействие полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе онтогенеза [3]. Процесс обучения, направленный на развитие ребенка, должен строиться на основе учета закономерностей его развития [4].
На современном этапе образование ставит акцент на социально ориентированные личности, т. е. личности, которые способны не только адаптироваться в обществе, принимая его правила, нормы и законы, но и одновременно реализовать себя как неповторимую индивидуальность, осуществляя сознательный жизненный выбор, формируя приемлемую для себя и общества систему ценностей. Современный образованный молодой человек должен быть готов к испытаниям, уметь оценить действия и поступки свои и чужие, принимать на себя ответственность в любых ситуациях.
Понятие компетентности социального взаимодействия связано не только с верой человека в себя и эффективностью его функционирования, но и с требованиями проблемной социальной ситуации, которую необходимо разрешить. При этом в качестве основы развития и проявления компетентности старшеклассников выступает социальный опыт как освоенная совокупность способов деятельности.
Опыт решения проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социальной, культурно-досуговой, семейно-бытовой, образовательной) может быть приобретен лишь на основе практического участия в каждой из этих сфер. Дополнительное образование дает учащимся возможность получить драгоценный опыт общения в различных сферах деятельности,
ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
Результаты анкетирования (%) субъектов образовательного процесса Городского Дворца детского (юношеского) творчества
№ п/п Вопрос педагоги родители
1 Наибольшую роль в развитии личности, на ваш взгляд, играет: а) школа 45 34
б) семья 42 51
в) сверстники 18 25
г) дополнительное образование 40 32
д) другое 12 21
2 Какую роль играет дополнительное образование в самореализации ребенка и развитии его творческих способностей? а) обучающийся получает возможность реализовать себя в выбранной сфере деятельности; 87 84
б) дети занимают свободное время; 1 6
в) дети стремятся к расширению круга знакомых 12 10
3 Как вы считаете, может ли дополнительное образование оказать реальную помощь в социальном развитии ребенка, развитии компетентности социального взаимодействия? а) да, конечно 81 74
б) нет, это невозможно 8 11
в) затрудняюсь ответить 11 15
4 Развитие в ребенке компетентности социального взаимодействия, на ваш взгляд, позволяет: а) быть самостоятельным 28 16
б) умение сотрудничать с коллективом, партнерами, друзьями 35 37
в) разрешать конфликтные ситуации 36 29
г) развивать толерантность 27 18
д) другое 3 6
5 Учащиеся сегодня обладают компетентностью социального взаимодействия: а) в достаточной степени 27 30
б) в средней степени 38 31
в) в минимальной степени 23 24
г) затрудняюсь ответить 12 15
опыт успешного существования в окружающей среде. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
— создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
— многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
— личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
— личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
— создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.
Данные положения подтверждаются результатами опросов мнения педагогов и родителей Городского Дворца детского (юношеского) творчества (табл. 1).
В ходе опроса и было выявлено, что и педагоги, и родители считают, что наибольшую роль в развитии личности играет семья (42 и 51% соответственно), второе место респонденты отдают школе (45 и 34%), третье место занимает дополнительное образование (40 и 32%);
— на вопрос о роли дополнительного образования в самореализации ребенка и развитии его творческих способностей педагоги и родители отвечали практически однозначно, 90% всех опрошенных считают, что в учреждении дополнительного образования обучающийся получает возможность реализовать себя в выбранной им сфере деятельности;
— (81, 64%) положительные ответы на вопрос: может ли дополнительное образование оказать реальную помощь в социальном развитии ребенка, развитии компетентности социального взаимодействия, являются подтверждением выдвинутого нами предположения;
— отвечая на вопрос, что несет в себе развитие в ребенке компетентности социального взаимодействия, педагоги и родители выбрали в большинстве своем ответы: умение сотрудничать с коллективом, партнерами, друзьями, разрешать конфликтные ситуации, толерантность;
— в вопросе об обладании компетентностью социального взаимодействия старшеклассниками мнения респондентов разделились: отметили достаточную степень 27 % педагогов и 31 % родителей, ответ — средняя степень обладания выбрало наибольшее количество опрошенных.
Анализ полученных данных позволил выявить общие тенденции развития компетентности социального взаимодействия старшеклассников в образовательном процессе Дворца творчества, роли его в данном процессе, вместе с тем педагоги обращали внимание на необходимость системного развития представляемого феномена образовательной практики, объединение усилий семьи, школы, дополнительного образования и государства.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Современная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями. Городской Дворец детского
(юношеского) творчества, как все образовательные учреждения города, реагирует на происходящие социальные перемены. Учитывая потребности и интересы воспитанников, родителей и педагогов ведется коррекция образовательной концепции. Для простраивания образовательного процесса основным подходом в деятельности выбран компетентностный подход. Базируясь на распространенном в современной науке подходе к структурированию компетентностей, для выстраивания образовательной концепции учреждения выбрано разделение на ключевые, базовые и специальные компетентности обучающихся. Ключевые компетентности позволяющие решать проблемы общие для различных видов деятельности, выбирать необходимые источники информации, проектировать свою образовательную деятельность и взаимодействовать с педагогами и другими обучающимися, приняты на уровне учреждения. Базовые компетентности характеризуют направления деятельности учреждения. Специальная компетентность разрабатывается педагогом дополнительного образования в соответствии с особенностями содержания образовательной программы, основного документа его деятельности.
Библиографический список
1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : материалы ко второму заседанию методологического семинара / И.А. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1986. — 240 с.
3. Психология / под ред. И.В. Дубровиной. — М. : Академия, 1990. - 328 с.
4. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Зан-ков. — М. : Педагогика, 1990. — 424 с.
САВЕЛЬЕВА Ольга Викторовна, методист Городского дворца детского (юношеского) творчества, г. Омск, соискатель при кафедре профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления Омского государственного педагогического университета.
Адрес для переписки: е-шаД: ОЫ-1аьдугта@гашЪ1ег. ги
Статья поступила в редакцию 15.05.2009 г.
© О. В. Савельева
удк 372.03 с. В. РАТУШНАЯ
Омский государственный педагогический университет
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К КРЕАТИВНОМУ ПРОДУКТУ КАК ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ_________________________________
В данной статье рассматривается формирование ценностного отношения к креативному продукту, создаваемому дошкольником в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: креативный продукт, ценностное отношение дошкольника к креативному продукту, развитие творческой личности дошкольника.
Динамическое развитие современного мира настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям в жизни общества. Как справедливо отмечает Е. Л. Яковлева, человек вынужден реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения, но часто он не готов к ним. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человеку приходится активизировать свой творческий потенциал, осознавая свою неповторимость, уникальность [1].
Решающим моментом, определяющим наличие креативности, как личностного свойства, является процесс создания чего-либо, воплощающийся в продукте или решении конкретной задачи, проблемы. Так, в психологическом словаре А. Ребера креативность (творческость) определяется следующим образом: «Творческость — психический процесс, кото-
рый приводит к уникальным и новым решениям, идеям, положениям, художественным формам, теориям и продуктам [2]. Ф. Баррон делает вывод о том, что творческие продукты разнообразны. Характеристиками этих новых продуктов, процессов и людей являются их новизна, оригинальность, уместность, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность. При этом многие продукты являются процессами, а многие процессы являются продуктами [2].
Дошкольный возраст обладает благоприятными предпосылками для развития креативности. Исследованиями креативного потенциала личности дошкольника в последнее десятилетие занимались А. М. Ма-тюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Е. Л. Яковлева.
Наше внимание обращено на продуктивную деятельность ребенка — изобразительная (рисование), конструктивная(лепка, аппликация, конструирова-
ОМСКИЙ НАуЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ