Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения дошкольника к креативному продукту как путь к развитию творческой личности'

Формирование ценностного отношения дошкольника к креативному продукту как путь к развитию творческой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ ПРОДУКТ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА К КРЕАТИВНОМУ ПРОДУКТУ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА / YOUNG LEARNER'S VALUE ATTITUDE TOWARD А CREATIVE PRODUCT / CREATIVE DEVELOPMENT OF YOUNG LEARNER'S PERSON / CREATIVE PRODUCT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратушная Светлана Владимировна

В данной статье рассматривается формирование ценностного отношения к креативному продукту, создаваемому дошкольником в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of young learner's value attitude toward

The formation of young learner's value attitude toward а creative product made in educational process is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения дошкольника к креативному продукту как путь к развитию творческой личности»

(юношеского) творчества, как все образовательные учреждения города, реагирует на происходящие социальные перемены. Учитывая потребности и интересы воспитанников, родителей и педагогов ведется коррекция образовательной концепции. Для простраивания образовательного процесса основным подходом в деятельности выбран компетентностный подход. Базируясь на распространенном в современной науке подходе к структурированию компетентностей, для выстраивания образовательной концепции учреждения выбрано разделение на ключевые, базовые и специальные компетентности обучающихся. Ключевые компетентности позволяющие решать проблемы общие для различных видов деятельности, выбирать необходимые источники информации, проектировать свою образовательную деятельность и взаимодействовать с педагогами и другими обучающимися, приняты на уровне учреждения. Базовые компетентности характеризуют направления деятельности учреждения. Специальная компетентность разрабатывается педагогом дополнительного образования в соответствии с особенностями содержания образовательной программы, основного документа его деятельности.

Библиографический список

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : материалы ко второму заседанию методологического семинара / И.А. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.

2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. — М. : Педагогика, 1986. — 240 с.

3. Психология / под ред. И.В. Дубровиной. — М. : Академия, 1990. - 328 с.

4. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Зан-ков. — М. : Педагогика, 1990. — 424 с.

САВЕЛЬЕВА Ольга Викторовна, методист Городского дворца детского (юношеского) творчества, г. Омск, соискатель при кафедре профессиональной педагогики, психологии и педагогического управления Омского государственного педагогического университета.

Адрес для переписки: е-шаД: ОЫ-Ы.дугта@гашЪ1ег. ги

Статья поступила в редакцию 15.05.2009 г.

© О. В. Савельева

удк 372.03 с. В. РАТУШНАЯ

Омский государственный педагогический университет

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К КРЕАТИВНОМУ ПРОДУКТУ КАК ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ_________________________________

В данной статье рассматривается формирование ценностного отношения к креативному продукту, создаваемому дошкольником в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: креативный продукт, ценностное отношение дошкольника к креативному продукту, развитие творческой личности дошкольника.

Динамическое развитие современного мира настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям в жизни общества. Как справедливо отмечает Е. Л. Яковлева, человек вынужден реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения, но часто он не готов к ним. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человеку приходится активизировать свой творческий потенциал, осознавая свою неповторимость, уникальность [1].

Решающим моментом, определяющим наличие креативности, как личностного свойства, является процесс создания чего-либо, воплощающийся в продукте или решении конкретной задачи, проблемы. Так, в психологическом словаре А. Ребера креативность (творческость) определяется следующим образом: «Творческость — психический процесс, кото-

рый приводит к уникальным и новым решениям, идеям, положениям, художественным формам, теориям и продуктам [2]. Ф. Баррон делает вывод о том, что творческие продукты разнообразны. Характеристиками этих новых продуктов, процессов и людей являются их новизна, оригинальность, уместность, валидность, способность удовлетворять потребности, адекватность. При этом многие продукты являются процессами, а многие процессы являются продуктами [2].

Дошкольный возраст обладает благоприятными предпосылками для развития креативности. Исследованиями креативного потенциала личности дошкольника в последнее десятилетие занимались А. М. Ма-тюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Е. Л. Яковлева.

Наше внимание обращено на продуктивную деятельность ребенка — изобразительная (рисование), конструктивная(лепка, аппликация, конструирова-

ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2°1(1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

ние), которая играет большую роль в развитии дошкольника. Каждая из представленных видов деятельности характеризуется направленностью на получение продукта (рисунка, постройки), обладающего определенными заданными качествами. Созданный ребенком продукт — рисунок, лепная поделка и др. в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру [3]. Умелое сочетание продуктивной, изобразительной и конструктивной детской деятельности в образовательном процессе позволяет педагогу сделать процесс обучения занимательным и увлекательным, а также развивать многие качества личности, в том числе креативность.

Экспериментальной базой нашего исследования стал НОУ «Центр образования и развития» на материале иностранного языка. Дети начинают изучать английский язык в средней группе. Процесс изучения иностранного языка продолжается в старшей и подготовительной группах от 4 до 7 лет. В каждой группе обучаются по 16 детей. На занятиях английским языком дети подразделяются на 2 группы по 8 человек. Занятия по иностранному языку проводятся в утреннее время. Исследование проводилось в естественных условиях и было посвящено формированию ценностного отношения к креативному продукту, создаваемому детьми в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Под креативным продуктом понимается создание дошкольником предмета, отличающегося оригинальностью. Мы основываемся на данном параметре креативности, предложенном Е. Торренсом, который понимается как способность выдвигать идеи, отличающиеся от общеизвестных, стереотипных. В ходе эксперимента данный тип работы можно разделить на следующие виды: словесный; изобразительный; предметный: бумаго-пластиковый, скульптурный (лепка, глина), конструированный, костюмированный; дигитальный. К предметным креативным продуктам можно отнести: бумаго-пластиковые: картину дома, с открывающимися окнами и дверью; постер-автобус; фоторамку; макет фермы; пальчиковые куклы-животные; числовую машину; украшения для комнаты на Новый год: колокольчик, шар, носок; поздравительную открытку на Новый год; пасхальный цыпленок на веревочке; наклейки на пасхальные яйца; коллаж лица из разных кусочков журнальных страниц; постер с любимыми цветами.

К скульптурным: пасхального зайца; пасхальное яйцо.

К костюмированным: маски героев; маски, выражающие одобрение или негодование.

В образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения креативный продукт служит средством обучения. Как известно, средства обучения помогают возбудить и поддерживать познавательные процессы дошкольников, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении. Получаемые креативные продукты можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля. В соответствии с целями занятия по иностранному языку педагог выбирает следующие формы работы по созданию креативного продукта: индивидуальные, групповые, коллективные. Вместе с педагогом дошкольники отрабатывают необходимые умения, наблюдают за процессом изготовления креативного продукта, делают по образцу и самостоятельно. Педагогу важно поддержать выражение творческой активности каждого ребенка и желание

создавать что-то новое. Например, при выполнении изобразительных креативных продуктов дошкольник создает нешаблонные, своеобразные рисунки, где он находит применение своей фантазии. Вся эта работа направлена на многоразовое использование креативного продукта в образовательном процессе (при объяснении нового материала, при закреплении пройденного материала, как средство контроля), организацию выставок работ, презентаций, создание портфолио и т.д.

Формирование ценностного отношения к креативному продукту у дошкольника происходит длительно, поэтапно.

В начале педагог предлагает выполнить задание по созданию креативного продукта, соответствующего теме занятия, детям и дает возможность творчески реализовываться. На этом этапе дошкольник создает креативный продукт для себя. В процессе изготовления педагог делает акцент на успешном завершении конкретного этапа работы, поддерживает каждого ребенка, подчеркивая особенности его работы и отказываясь от общих характеристик. В процессе взаимодействия педагог создает ситуацию успеха и принятия работы ребенка. Заметим, что у дошкольника формируется желание творить самостоятельно, создавая что-то новое, необычное.

На втором этапе наша задача заключается в групповом просмотре выполненного задания и проверке усвоенного материала. Здесь мы столкнулись с проблемой принятия работы ребенка внутри группы. Как отмечает Р. С. Немов, в дошкольном возрасте проявляется стремление к самоутверждению. В сюжетноролевых играх оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится одержать в нем победу [4]. Это может происходить на вербальном ( «У тебя некрасиво!», «Я — Лучший!», «Я — Первый!») и невербальном (в отказе выполнения действия, эмоционально-негативном проявлении — слезы, обида) уровнях.

На этапе принятия работы дошкольника внутри группы педагог должен создать условия, в которых выполненное задание будет иметь значение. Такие как:

— создать климат взаимного доверия и ситуацию успеха;

— позитивно подкреплять все ответы дошкольника;

— максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей;

— использовать ошибку как возможность нового взгляда на что-то привычное [1].

Взаимодействие детей и педагога в ходе принятия выполненной работы организуется в соответствии с принципами гуманистической психологии. Мы опираемся на положение концепции К. Роджерса о безусловном позитивном, принятии, которое является одним из ключевых понятий. Безусловное позитивное принятие получается, когда для человека весь его внутренний опыт (чувства, мысли, навыки, ощущения и т.д.) равно достоин позитивного принятия от значимых других. Безусловное принятие дается, когда ко всему внутреннему опыту другого человека относятся как к ценному. Уважение к человеку и его мыслям и чувствам должно поддерживаться независимо от специфики взаимодействия в любое данное время [1].

Мы считаем, что на втором этапе, когда происходит показ дошкольником выполненной работы остальным детям, необходимо избежать категорич-

ных оценок сверстников и создать для каждого ребенка ситуацию безоценочности, творческой безопасности, поддержки.

В ходе показа дети выражают свои эмоции, как положительные, так и отрицательные. По окончании, педагог вместе с ними ищет новые подходы к заданию, выделяет интересные детали. На этом этапе педагог использует полученный креативный продукт как средство контроля пройденного материала (назвать цвета, части лица или тела). Если педагог работает с детьми в творческой атмосфере несколько лет, то дети воспринимают это как должное, проявляя заинтересованность в занятиях. Они не боятся нестандартно мыслить, фантазировать, проявлять свое «Я». Таким образом, формируется ценностно-ориентационное единство группы [5], которое заключается в совпадении позиций и оценок ее членов по отношению к получаемому креативному продукту. Поэтому многие дети сразу просят отнести свои работы «значимым» людям: родителям, бабушкам, дедушкам, членам семьи. Это способствует повышению эмоционального настроя, росту самооценки, повышению интереса к изучаемому предмету, выполняемым заданиям.

Предметная деятельность ребенка в дошкольном образовательном учреждении служит для развития креативности. Создавая ситуацию успеха и принятия творческой работы каждого ребенка, педагог формирует ценностное отношение детей к креативному продукту. Через создание креативных продуктов на занятиях по иностранному языку дошкольник получает уверенность в собственных возможностях, учится нестандартно мыслить, положительно оцени-

вать труд других. Именно эти качества: нестандартное мышление, креативность, независимость во мнениях и оценках, толерантность — являются необходимыми для развития личности в современном мире.

Библиографический список

1. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. [Текст] / Яковлева, Е. Л. — М. : Флинта, 1997. — С. 20.

2. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Текст] / Торшина, К.А. // Вопросы психологии. — 1998. — № 4. — С.123-132.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С.Рапацевич. - Мн. : Соврем. слово , 2005. — С.125.

4. Немов , Р. С. Психология. [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Немов , Р. С. : в 3 кн. Кн.2. Психология образования. — 2-е изд. — М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. — С. 161.

5. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. — С. 382.

РАТУШНАЯ Светлана Владимировна, соискатель кафедры социальной работы, ассистент кафедры иностранных языков.

Адрес для переписки: 644043, г. Омск, наб. Тухачевского, 14.

Статья поступила в редакцию 12.05.2009 г.

© С. В. Ратушная

УДК 37.018

Т. О. ДАНИЛЕНКОВА

Смоленский государственный университет

В. А. СУХОМЛИНСКИЙ О ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В данной статье рассматриваются основные аспекты системы формирования, воспитания и развития личности ребенка на основе сохранения, восстановления и укрепления здоровья каждого воспитанника в соответствии с педагогическим наследием В. А. Сухомлинского. Воспитание здорового ребенка в процессе обучения предполагает тесные связи между всеми сторонами данного процесса, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, дифференцированный подход в обучении, создание ситуаций успеха для детей и многое другое.

Ключевые слова: здоровый ребенок, В. А. Сухомлинский, процесс обучения, здоровье педагога.

Вопрос воспитания здорового ребенка волновал умы многих ученых, философов, педагогов. Как показывают современные исследования и анализ педагогической практики, воспитание здорового ребенка в процессе обучения является важнейшим условием формирования личности и ее становления в обществе (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, В. В. Кол-

банов, В. Я. Лыкова, Л. Г. Татарникова и многие другие).

Исходя из анализа научной литературы, необходимость поиска средств, методов воспитания здорового ребенка в процессе обучения вызывает потребность в обращении к гуманистическим идеям историко-педагогического наследия. Весомый вклад в разрешение

ОМа<ИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2°1(1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.