М. А. Зайцева
К ВОПРОСУ О РОЛИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВОСПИТАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В 50-80 ГГ. XX ВЕКА
В статье рассматривается воспитание общественной активности в условиях внешкольных учреждений. Представлена общая характеристика учреждений дополнительного образования в 50-80 гг. XX века и показана ретроспектива их развития в рассматриваемый период, что позволяет выявить воспитательный потенциал и специфику этих учреждений. Кроме того, определены особенности воспитания социальной активности на базе внешкольных учреждений по сравнению с другими общественными институтами.
Ключевые слова: дополнительное образование, внешкольная работа, активность познавательная, коммуникативная, экологическая, гражданско-патриотическая, социальная, детско-юношеские объединения.
М. А. Zaytseva
TO A QUESTION ON A ROLE OF INSTITUTIONS OF OUT-OF-SCHOOL WORK IN EDUCATION OF SOCIAL ACTIVITY OF SENIOR PUPILS IN 50-80-S OF THE XX-TH
CENTURY
In the article the question of social activity training in school organizations is raised. The main characteristics of out school organization in 1905s-1980s is given, the retrospective of their development during the period is shown, thus pointing out its educational potential and specific features. The peculiarities of social activity training on the basis of out school organizations comparing with other public institutions are defined.
Key words: out school education, non school work, activity informative, communicative, ecological, civil-patriotic, social, child-youth associations.
В СССР существовала педагогически целесообразная и разносторонняя государственная система внешкольных детских учреждений, куда входили сеть Дворцов и Домов пионеров, станции юных пионеров и натуралистов, музыкальные, художественные и спортивные школы, секторы при дворцах культуры и клубах, детские объединения добровольных спортивных обществ, загородные и городские пионерские лагеря, детские театры, стадионы, парки, библиотеки и другие учреждения. Сюда же входили внешкольные учреждения министерств культуры, путей сообщения, морского и речного флота. Основными принципами их работы были тесная связь с жизнью и производством, активное участие детей в общественно полезном труде, многопрофильность деятельности.
Рост сети внешкольных учреждений требовал упорядочения их работы. Примечательно, что уже в 1953 г. Министерство просвещения РСФСР утвердило единые «Положения о внешкольных детских учреждениях Министерства просвещения РСФСР» [6], определившие их место в системе коммунистического воспитания молодёжи, а также содержание, формы и методы работы.
В 1950-е гг. - начале 60-х гг. впервые в истории советского народного образования бы-
ла создана высокоразвитая инфраструктура внешкольных учреждений. Проиллюстрируем ее на примере Москвы. К 1957 г. в столице уже имелось 16 детских парков и 4 городка при парках культуры и отдыха взрослых, действовало 50 спортивных и 34 музыкальные школы, 150 городских пионерских лагерей, а также клуб юных автомобилистов, станция юных натуралистов, экскурсионно-туристическая станция, 3 детских театра, 5 детских кинотеатров, 89 детских библиотек, стадион юных пионеров - и всё это уже через 12 лет после войны [1].
Одна из характерных особенностей периода 60-х гг. - это влияние научно-технической революции на все стороны общественной жизни, в том числе и на воспитание, что не могло не найти отражения в деятельности внешкольных учреждений. Широкое распространение в это время получили технические клубы и кружки, в содержание работы которых входили радиоэлектроника, автоматика, телемеханика и, разумеется, космонавтика.
В 70-80-е гг. система внешкольных учреждений стала развиваться еще быстрее. Была создана сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов воспитанников, развивавшая их творческие способности в отдельных общественных областях. Интенсивно развивались
кружки и секции технического творчества, физкультурно-спортивные, туристско-краевед-ческие, эстетического направления; открывались профильные клубы, научные общества учащихся. К первой половине 70-х гг. Дома пионеров и школьников были созданы в каждом городском районе.
Многие исследователи теории внешкольного воспитания в СССР считают эти годы периодом наивысшего развития внешкольных учреждений: именно в это время определились главные направления в содержании их деятельности и сложилась система воспитания с четко определенными задачами, формами и методами работы [3; 4; 7].
В 80-е гг. окончательно закрепилось разделение внешкольных учреждений по административно-управленческой принадлежности (областные, городские, районные) и усилилась их автономия. Внешкольные учреждения стали одним из основных воспитательных институтов социума, усилилась их методическая роль в распространении педагогических знаний и наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства. Связь внешкольных учреждений с общественностью в эти годы тоже укрепилась. Сотрудничество с родителями, предприятиями, профсоюзами, комсомолом, объединениями творческой интеллигенции позволяло организовать общественно полезную деятельность воспитанников. Ребята изготавливали елочные игрушки, ремонтировали мебель, озеленяли города, проводили многие другие акции.
Внешкольные учреждения 50-80-х гг. выполняли различные функции, основной из них можно считать развитие творческой индивидуальности. Но они также выполняли роль своеобразных центров профориентации учащихся, приобщали их к мировой культуре, создавали условия для развития самосознания, для самоопределения, самореализации и самоутверждения их воспитанников, учили «социалистическому» поведению. Велико значение внешкольных учреждений в деле подготовки комсомольского актива и повышения социальной активности старшеклассников.
Надо заметить, что внешкольные учреждения СССР, как и все объекты образовательной политики государства, реализовывалии-деологические функции, и в основе их деятельности лежали общие принципы коммунистического воспитания молодёжи: идейная направ-
ленность, связь с жизнью и практикой коммунистического строительства, природосообраз-ность, развитие инициативы и самодеятельности, воспитание в коллективе и через коллектив, непрерывность и целесообразность воспитательного процесса, научность, а также эмоциональность (романтика, игра).
Внешкольное образование, поскольку оно вписано в досуговую деятельность, предполагало свободу выбора ребёнком направлений и форм занятий и не предусматривало каких-либо наказаний или других санкций за недостаточно успешную деятельность, что и делало его привлекательным для детей. Здесь создавались условия для свободного выбора, самопознания, поиска своего «Я» и самореализации воспитанников, условия приобщения личности к мировой культуре и общественным ценностям. Таким образом, мы считаем внешкольное образование очень важным институтом воспитания социальной активности личности. Тем не менее, мы убеждены, что называть его важнейшим институтом нельзя. Некоторые исследователи рассматривают неформальное образование (дополнительное образование современной России) именно в такой роли, однако следует напомнить, что при всех своих преимуществах эти учреждения, как и советские внешкольные учреждения, охватывают далеко не всех детей, подростков и юношей/девушек. В настоящее время этот факт ещё более очевиден, чем в СССР: в то время увеличению динамики роста численности воспитанников внешкольных заведений в значительной мере способствовали пионерская и комсомольская организации и государственное финансирование этой сферы, чего нельзя сказать о современном дополнительном образовании.
Особое место во внешкольной системе занимали центры внешкольного образования: Дворцы творчества, Дворцы и Дома пионеров, музыкальные, спортивные и художественные школы. Но если такие школы реализовали одно базовое направление деятельности, хотя и в различных вариантах, то Дворцы были учреждениями многоплановыми, многопрофильными.
Дворцы творчества школьников представляли собой центры внешкольного образования, специализирующиеся на детском и юношеском техническом, политическом, социальном, художественном и прочем творчестве. Разнообразную образовательно-воспитательную работу вели Дворцы и Дома пионеров; их
сеть ещё в 1970 г. превышала 3860 учреждений [2]. Они развивали у своих воспитанников интерес к различным отраслям знаний, творческие способности, трудолюбие, организуя множество разнопрофильных кружков и секций и проводя разнообразные мероприятия (праздники, походы, соревнования, олимпиады, встречи с известными и уважаемыми людьми, смотры художественной самодеятельности, выставки и мн. др.). Определённую помощь они оказывали школе и комсомолу, прежде всего тем, что строили работу на основе преемственности с задачами общеобразовательной системы и идейно-политическими установками советского общества. Так, Дворцы пионеров осуществляли патриотическое, интернациональное и идейно-политическое воспитание (знакомя учащихся с жизнедеятельностью Ленина и текущими политическими событиями). Дворцы и Дома пионеров оказывали школам методическую помощь в улучшении внеклассной воспитательной работы; делились опытом.
Так, большую роль внешкольные учреждения играли в развитии познавательной активности школьников: в стране действовали научные общества, малые академии наук, научные клубы и другие формы приобщения детей к науке. Научные объединения учащихся работали и при Дворцах и Домах пионеров. Успешно действовали вечерние и заочные физико-математические школы для подростков и старших школьников. Познавательная активность вела к самоопределению личности в мире знаний и позволяла воспитывать её научное мировоззрение. Воспитание познавательной активности, например, было важным направлением работы туристических станций. Они организовывали путешествия по родному краю, способствуя единению обучения с жизнью, привлечению детей и подростков к практической общественно полезной деятельности. Экскурсионно-туристические станции оказывали помощь и школам: они помогали разрабатывать маршруты походов, сотрудничали в осуществлении краеведческой работы и в создании школьных музеев.
Они же внесли свой вклад в воспитание у подрастающих поколений экологической активности, бережного отношения к природе. Кроме туристических станций, эту задачу преследовали станции юных натуралистов, где работали уголки живой природы, питомники, учебно-опытные участки, теплицы, клубы
юных друзей природы, голубые и зеленые патрули. Станции юных натуралистов получили широкое распространение в стране с середины 60-х гг. Они помогали школе формировать у учащихся любовь и интерес к природе, к труду в разных отраслях сельского хозяйства - огородничестве, полеводстве, животноводстве. Одновременно они пропагандировали достижения биологической науки, природоведения, зоологии, используя такие формы работы, как лекции, беседы, экскурсии, слеты, выставки работ юных натуралистов, конференции, встречи детей и юношей с передовиками сельского хозяйства и учеными.
Своё место в системе внешкольных учреждений нашли и детско-юношеские технические станции (в 1970 г. в СССР действовало около тысячи таких учреждений). Станции имели специально оборудованные кабинеты, лаборатории, мастерские и даже технические библиотеки. В их задачи входило проведение разнообразных массовых мероприятий по популяризации детского технического творчества (соревнования юных авиа- и судомоделистов, выставки работ юных техников, фотовыставки, производственные экскурсии и т. д.), реализация профессиональной ориентации и, конечно, целенаправленная организация досуга. Они помогали школам в политехнической подготовке детей и подростков, в развитии у них конструкторских способностей и воспитании интереса к технике.
Предлагаемые станциями юных техников дополнительные технические знания, содействие самоопределению, самоутверждению молодых людей, воспитание у них трудолюбия и настойчивости способствовали формированию трудовой активности. Здесь учили думать, творить, изобретать, своими руками и с помощью товарищей изготавливать, например, действующую модель самолета, теплохода, трудолюбию, настойчивости, самостоятельности, ответственности, взаимопомощи - учили действовать, добиваться задуманного на пользу себе и обществу.
Развитием коммуникативной активности у старших школьников занимались все объединения при внешкольных учреждениях, поскольку стремление к общению остаётся естественной потребностью не только подростков, но и учеников старшего возраста. Оно выступало как условие внешкольного воспитания и как воспитывающий фактор развития личности.
Упоминавшиеся выше экскурсионные туристические станции проводили большую работу по патриотическому воспитанию граждан. Воспитанием гражданско-патриотичес-кой активности занимались и учреждения, в чью специализацию входила художественно-творческая деятельность. Этому способствовало включение в образовательные программы работы объединений произведений художественной литературы, музыки и изобразительного искусства, отражающих высокие гражданские чувства и их проявления в жизни (через воспитание любви к родине, людям, природе). Особыми возможностями среди таких объединений обладали театральные коллективы. Включаясь в роль, актер проникается теми чувствами и идеями, которые присущи его положительному герою, или, напротив, может осудить антигражданское поведение отрицательного персонажа.
Ограничившись этими примерами, заметим, что, по данным нашего анализа, каждое объединение при внешкольных учреждениях содействовало воспитанию того или иного (а чаще нескольких) видов активности, совокупность которых, дополняясь аналогичной работой других социальных институтов, усиливала развитие социальной активности личности старшеклассников.
Воспитание социальной активности в детско-юношеских объединениях при учреждениях внешкольного образования можно рассматривать как последовательную реализацию трех уровней функций.
Первый уровень - это формирование, поддержание или развитие эмоциональной составляющей деятельности воспитанников, их интереса к включению в жизнедеятельность объединения и к самореализации в нём. Осуществляется через структурирование свободного времени воспитанников, организацию их досуга и общения, самопознание и развитие творческих способностей.
Второй уровень - содержательный. Здесь организуется социальный опыт воспитанников в соответствии с образом жизни группы, то есть ведётся интеграция в определенное социокультурное сообщество (через до-профессиональное образование, индивидуальную педагогическая помощь в снятии противоречий между потребностями и возможностями воспитанников).
Третий уровень - формирование смыс-ло-жизненного интереса к деятельности. На этом уровне ведётся ориентация на общие и отдельные социокультурные ценности, содействие воспитаннику в самоопределении при исполнении им общественных функций, организация профессионального, гражданского самоопределения и т. д.
То есть на первом этапе формировались мотивы - осознанные причины действий, а на последнем работа строилась так, чтобы они перерастали в потребности.
Отметим, что во внешкольных учреждениях активно применялись разнообразные воспитательные средства: материальные (библиотеки, музеи, памятники культуры, лагеря труда и отдыха, спортивные базы, стадионы, кинотеатры и т. д.), образовательные (программы деятельности, рекомендации по организации воспитания различных видов активности личности со стороны правительства и партии), информационные (произведения литературы и искусства, пресса, радио и телевидение). Средства разных групп отличались взаимообусловленностью и комплексностью использования. Повторяемость средств и их использование в общеобразовательной системе ни в коем случае не образуют противоречия, а напротив, подчёркивают взаимосвязанный характер деятельности всех государственных воспитательных субъектов.
К условиям организации воспитания социальной активности во внешкольных учреждениях СССР в 50-80-е гг., по нашему мнению, относились:
- целенаправленность и системность воспитательного воздействия;
- добровольность выбора ребенком конкретного содержания занятий;
- реальность достижения цели;
- формирование индивидуальной и коллективной ответственности личности за результат её деятельности, опора на поддержку и взаимопомощь: многие виды деятельности ребенка для достижения конечного результата требуют группового сотрудничества (театральные и музыкальные студии, оркестры и ансамбли, командные виды спорта, научные сообщества и др.);
- создание соответствующей целям и задачам воспитательной среды;
- учет индивидуальных особенностей, учет уровня развития социальной активности воспитанников и использование их дости-
жений для расширения их социальных ролей и способов самореализации личности; ориентация воспитанников на личностно и социально значимые ценности; специфическая позиция взрослых: «здесь они - вдохновители, консультанты; основным средством педагогического воздействия на школьников является увлечённость общим делом и умение помочь школьнику реализовать его увлечения, удовлетворить его интерес» [5. С. 112];
совместная со взрослыми социально направленная деятельность (концерты, спектакли, выставки педагогов и воспитанников, научно-исследовательская работа и т. д.), содействующая взаимоуважению детей и взрослых, развитию взаимной ответственности, формированию у детей чувства собственной значимости;
использование педагогических технологий, непротиворечивых задачам развития активной жизненной позиции воспитанников в различных сферах социальной жизни; стимуляция социальной активности со стороны самоуправления и самодеятельность объединений (особо необходимые при самостоятельном проведении репетиций и подготовке концертов, спектаклей, выставок, соревнований);
использование внешних и внутренних факторов, побуждающих личность к проявлению социальной активности; интегративный подход к воспитанию социальной активности детей и подростков (возможность свободного перехода из одного объединения в другое на основе индивидуальных интересов, а также сотрудничество с другими социальными институтами).
Библиографический список
Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования [Текст]. - М.: МИРОС, 1997. -208 с.
Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений [Текст]. - М.: Профиздат, 1987. - 144 с.
Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику [Текст] / Н. Е. Ковалев. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с. Коваль, М. Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений [Текст] : автореф. ... д-ра пед. наук / М. Б. Коваль. - М., 1991. - 42 с.
Мудрик, А. В. О воспитании старшеклассников [Текст] : кн. для классных руководителей / А. В. Мудрик. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
Приказы и распоряжения Министерства Просвещения РСФСР по основной деятельности и переписка по внешкольной работе Ярославской области за 1958 г. // ГАЯО. - Ф.Р-2224. - Оп. 1. - Д. 763. - С. 29. Попова, Г. Н. О смысле развития дополнительного образования [Текст] / Г. Н. Попова, В. М. Гайнули-на // Дополнительное образование. - 2000. - № 1. - С. 42-49.
1.
2
5
6
7
А. И. Климков
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У КУРСАНТОВ КОМАНДНО-
ИНЖЕНЕРНОГО ВВУЗА
Выяснение сущности и особенностей формирования социальной ответственности у курсантов вву-за предполагает определение основных закономерностей, особенностей, сущностных противоречий и современных тенденций развития этого процесса, которые раскрываются в статье.
Ключевые слова: социальное партнерство, дошкольник, дошкольное образовательное учреждение, социальное развитие дошкольников, социальная проблема.
А. I. Klimkov
FORMATION OF CADETS' SOCIAL RESPONSIBILITY OF COMMAND-ENGINEERING
INSTITUTE
Finding-out the essence and features of formation of social responsibility of cadets of the institute assumes definition of the basic laws, features, intrinsic contradictions and modern tendencies of development of this process which are stated in the article.